Генезис и эволюция содержания категории экономической безопасности в российских и международных исследованиях
Пастухова Кристина Игоревна,
аспирант, кафедра финансов и управления рисками института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета, главный специалист отдела инноваций министерства экономики и регионального развития Красноярского края E-mail: [email protected],
Экономическая безопасность является многогранной категорией, сущность которой оспаривается учеными по настоящее время. С целью формирования комплексного подхода по определения экономической безопасности как категории в статье рассматривается эволюция данного понятия в мировой истории. Автором выделяются основные четыре этапа, на каждом из которых модернизировался подход к определению сущности экономической безопасности. Также в статье рассматриваются современные взгляды на обеспечение экономической безопасности страны, в том числе труды российских ученых, адаптированные под экономическую модель Российской Федерации. В статье проведен анализ закрепления понятия экономической безопасности в российском законодательстве, а также роль экономической безопасности в системе обеспечения национальной безопасности. Исходя из проделанной работы предлагается модернизация подхода по определению сущности экономической безопасности, а также собственное определение термина экономической безопасности, основанное на стратегическом управлении внешними и внутренними угрозами национальной экономики с целью достижения благоприятного образа будущего национальной экономики.
Ключевые слова: экономическая безопасность, понятие экономической безопасности, национальная безопасность, национальные интересы, национальная экономика, стратегическое управление.
Проблема обеспечения безопасности индивидуума является основополагающей для общества, несмотря на историческую эпоху. На протяжении долгого периода в мировой истории экономическая безопасность не изучалась как отдельная категория. Изначально формировались общие представления о понятии безопасности личности и страны и только спустя продолжительное время стали идентифицировать экономическую безопасность в качестве основополагающего элемента национальной безопасности страны.
Управление экономической безопасностью страны становится приоритетным вектором государственной политики для обеспечения минимизации кризисных последствий, возникших в ситуации экономической нестабильности на мировой арене. Поэтому актуальность изучения сущности понятия экономической безопасности не вызывает сомнения, но требует детализации в части анализа генезиса определения термина экономической безопасности в мировой истории, а также систематизации существующих подходов, где значительный вклад привносят ученые российского происхождения.
Исходя из вышеизложенного целью данного исследования является формирование нового подхода к определению сущности понятия «экономическая безопасность», основанного на методах анализа, синтеза и классификации существующих подходов по определению данного понятия.
Экономическая безопасность как предмет научного исследования прошла четыре основных стадии:
1. стадия формирования представления о безопасности как о безопасности конкретного индивидуума и государства, характеризующегося способностью самосохранения и выживания;
2. стадия рассмотрения безопасности с теологической точки зрения, где под безопасностью понимается состояние духовного спокойствия индивидуума;
3. стадия формирования национальной безопасности как предмета исследования, основанного на рассмотрении естественных прав граждан;
4. стадия выделения экономической безопасности как отдельного элемента национальной безопасности [9].
Первая стадия является одной из самых продолжительных. Особый вклад в исследование сущности понятия «экономическая безопасность» внесли Демокрит, Аристотель, Платон, Эпикура и другие философы. В вв. до н.э. безопасность рассматривалась как драйвер развития
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
общественных институтов. Гарантом обеспечения безопасности выступало государство, предоставляя своим гражданам условия защищенности от угроз различных уровней. Источником возникновения угроз в данный период принято считать сверхъестественные силы. Философские учения, мифология, религиозные пророчества транслируют кризисное мировосприятие индивидуумов во время различных социальных бедствий.
Демокрит рассматривал безопасность как неотъемлемый элемент государства, основной функцией которого является обеспечение интересов граждан. Он стремился выявить корреляцию между безопасностью, обществом и государством, формируя первые представления о национальной безопасности. Под безопасностью он предлагал понимать способность каждого из индивидуумов приспособиться к существующим условиям жизни.
В период античности исследователи рассматривали вопрос безопасности со стороны процесса формирования внутренних политических отношений. Одним из основоположников данного мнения был Платон, согласно которому прежде всего необходимо придерживаться принципу справедливости. При следовании ему каждый член общества будет выполнять свои функции, основываясь на уникальных знаниях и умениях. При этом необходимость образования государства возникает из-за наличия неограниченных потребностей граждан и ограниченной способности их удовлетворять.
Аристотель, как и Демокрит, связывал вопрос обеспечения безопасности со способностью самосохранения индивидуумов как базовым чувством, которым наделен каждый с момента рождения. При этом Аристотель исследовал вопрос качественной оценки форм государства с позиции их социальной опасности и безопасности. Основным дескриптивным фактором, по его мнению, является имущественное неравенство граждан, которое в свою очередь ведет к социальной нестабильности. Поэтому сглаживание дифференциации общества за счет создания многочисленного среднего (в имущественном плане) элемента общества является базисом обеспечения безопасности.
С ростом благосостояния античного общества менялся критерий безопасности индивидуумов. Он как и прежде был связан со способностью самосохранения, однако не менее важным для обеспечения безопасности стал вопрос улучшения жизненных условий. Слова философа Эпикура подтверждают данное утверждение. В своих трудах он писал, что достичь состояния безопасности возможно только путем обеспечения тихой, удаленной от толпы жизни.
В данный исторический период были опреде-^ лены политико-правовые основы обеспечения = безопасности, под которыми подразумевалось е официальное закрепление в законодательном пой рядке правовых прав граждан в области безопас-° ности, а также регламентирование общественного политических отношений.
Вторая стадия развития понятия «экономическая безопасность» приходится на период христианизации и раннего средневековья ( -XI века). В данный период безопасность рассматривали со стороны божественного провидения. Трансформировался и основной принцип безопасности. Если в период античности основным принципом было обеспечение самосохранения индивидуумов, то в данный период основным прицепом безопасности стало обеспечение спасения и сохранение души, тем самым нейтрализуя социальный контекст в трактовке понятия безопасности.
Представитель ранней средневековой философии Аврелий Августин развивал идею Аристотеля о влиянии имущественной дифференциации общества на безопасность. Имущественное неравенство - это неизбежное следствие жизнедеятельности индивидуумов в обществе, данное общественное явление невозможно избежать, он считал, что его необходимо принять. При этом имущественное благополучие человека не является гарантом его душевного благополучия. Только добродетельный человек является свободным в душе. Аврелий Августин, основываясь на теорию равенства каждого человека перед Богом, призывал к мирному сосуществованию людей, в том числе сохранять личную безопасность каждого.
Переход к третей стадии приходится на XIV век и связан со значительными сдвигами в производительных силах. Становление капиталистической экономики способствует формированию первых представлений о национальной безопасности, которая трактовалась через призму естественного права. Одним из основных представителей данного подхода является являлся Т. Гоббс. Согласно его подходу каждый индивидуум действует во благо удовлетворения своих естественных прав в ущерб реализации прав другими индивидуумами, что порождает состояние воны между людьми. В этом состоянии нет места для трудолюбия, поскольку никому не гарантированы результаты его труда. У людей пропадает инстинкт к самосохранению, а также обеспечению собственной безопасности. Государство возникает как сдерживающий механизм, способствующий совместному сосуществованию людей, при этом выступая гарантом обеспечения естественных прав каждого гражданина, в том числе личной и общественной безопасности.
Д. Локк выступил одним из последователей трудов Т. Гоббса. В своих трудах он утверждал, что основной причиной перехода к гражданскому обществу является отсутствие гарантии естественных прав в обществе естественного типа. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др. французские мыслители также придерживались данной теории. Согласно их мнениям общество возникло на основе договора между людьми, согласно которому каждый обязывался оказывать услуги друг для друга.
Многочисленные военные конфликты в XX веке подтолкнули ученых исследовать предмет на-
циональной безопасности. В. Парето стал одним из основоположников современной трактовки понятия национальной безопасности. В своих трудах он сформировал три составляющие безопасности: политическая стабильность, экономическое процветание, обороноспособность государства.
Переход к четвертой стадии изучения понятия экономической безопасности состоялся в начале XX века в период возникновения техногенных и экологических катастроф, связанных с научно-технической революцией. Для
сглаживания антропогенного влияния человека потребовалась разработка первоочередных мер по осуществлению государственной политики в странах первого мира. Как следствие возникла необходимость в определении термина «национальная безопасность», которое впервые было введено в 1904 г. 32-ым президентом США Франклином Рузвельтом.
Спустя 30 лет Франклин Рузвельт ввел определение термина «экономическая безопасность» в связи с созданием одноименного специализированного комитета для сглаживания последствия Великой Депрессии. При этом, с наступлением экономической стабильности в США, комитет был переименован в связи с расширением его функционала до обеспечения национальной безопасности страны.
В настоящее время подход по изучению понятия «экономическая безопасность» перешел в четвертый этап, характеризующийся более детальным изучением данного понятия в контексте обеспечения национальной безопасности страны.
Наиболее весомый вклад в изучение экономической безопасности как предмета внесли ученный российского происхождения. Экономическая безопасность рассматривается как многогранная категория, состоящая из элементов, конкретизация которых оспаривается учеными. Наибольшее количество исследований в части обеспечения экономической безопасности страны приходилось на конец XX века. Была создана методологическая база по анализу экономической безопасности страны и осуществлению первоочередных государственных мер по ее обеспечению.
В настоящее время вследствие вводимых санкций против России в 2014 году, а также возникновением новой коронавирусной инфекции в 2020 году вопрос изучения экономической безопасности становится вновь актуальным.
Многие авторы выделяют существенную характеристику понятия «экономическая безопасность», а именно, что это обширная категория, сочетающая в себе множество параметров.
В литературе встречается концепция группировки всех терминов по отдельным критериям, определяющим сущность исследуемой категории. Одним из первых авторов, кто пришел к такому выводу - Афонцев С.А. В своей работе он представил следующую классификацию видения категории «экономическая безопасность» различными авторами [1]:
- «интересы» (национальные, государственные, общественные и др.);
- «устойчивость» (национальной экономики, социально-экономической системы, развития экономики);
- «независимость» (экономики от внешних рынков, экономической политики от влияния извне).
Кормишкин Е.Д. продолжил исследование Афонцева С.А., расширив предложенную им группировку, разделив предложенные определения различными авторами на три основные категории. Представителями первой группы являются С.Ю. Глазев, Л.И. Абалкин. Они трактуют определение экономической безопасностью как совокупность условий, которые определяют защищенность хозяйства от различного рода угроз.
Авторы второй группы, такие как Г.В. Гутман, А.А. Проховский, В.К. Сенчагов связывают категорию экономической безопасности с защищенностью интересов экономики.
И последняя группа авторов - А.Е. Городецкий, А.И. Илларионов в своих исследования прибегают к точке зрения, где под экономической безопасностью понимается процесс развития экономики при грамотном и эффективном принятии органами государственной власти мер [2].
Таким образом в настоящее время у ученых нет общего предоставления о сущности категории «экономическая безопасность», существует множество определений, которые в значительной степени разнятся друг от друга. Так как обеспечение экономической безопасности страны является одним из приоритетов социально-экономического развития, необходимо изучать правовую регламентацию данного понятия в законодательстве страны, его место в контексте обеспечения национальной безопасности [10].
В российском законодательстве регламентация термина экономическая безопасность прошла основных 7 стадий. В 1992 году был принят Федеральный закон № 2446-1 «О безопасности». В нем впервые в российском законодательстве было определено понятие «безопасность». В настоящий момент действие данного закона утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» [2].
Определение термина экономической безопасности впервые было закреплено в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 № 157-ФЗ [3]. В данном законе понятие экономической безопасности трактуется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. В настоящий момент действие данного закона утратило силу.
сз о со от гп Р от
от А ш
Необходимость во введении понятийного аппарата в области экономической безопасности в нормативно-правовую базу возникала в 1994 году в разработки одноименной стратегии. Однако принятие данного проекта было отложено ввиду наличия большой доли противников. Основным аргументом против принятия стратегии экономической безопасности была неизученность влияния мер, изложенных в данной стратегии, на субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства. В 1996 был возобновлен процесс написания проекта стратегии экономической безопасности, который был утвержден Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности».
Стратегия содержала базисные определения, положения в сфере обеспечения экономической безопасности, функции и полномочия основных субъектов экономической безопасности, направленные на нивелирование внутренних и внешних рисков. Под руководством С.Ю Глазева также была разработана система показателей, позволяющая оценить степень защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз [5].
В 2000 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Указ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [4]. В данном Указе рассматривается корреляция понятий национальная безопасность и экономическая безопасность, где второе является неотъемлемым элементом первого. Указаны основные угрозы, на которые должны быть направлены превентивные меры для обеспечения динамического роста экономики страны.
Для анализа подхода по определению сущности понятия экономической безопасности в Российской Федерации в настоящий исторический период необходимо рассматривать во взаимосвязи четыре основных стратегических документов: стратегию национальной безопасности страны, стратегию научно-технологического развития до 2035 года, стратегию экономической безопасности страны до 2030 года и принятую в 2019 году стратегию пространственного развития до 2025 года.
Валютный кризис, активная фаза которого приходилась на 2014-2015 гг., отразился на важнейших макроэкономических показателях страны, а именно его последствиями стали снижение курса рубля, рост инфляции, снижение потребительского спроса, а также снижение реальных доходов населения. Для минимизирования кризисных последствий была разработана и утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, где особая роль уделяется в том числе и экономической безопасности. ^ В Стратегии национальной безопасности Рос-= сийской Федерации рассматриваются ограни-е чительные экономические меры как угроза экой номической безопасности, минимизировать по° следствия которой возможно путем реализации ав условий по повышению уровня энергетической
безопасности России [6]. В 2021 году Стратегия национальной безопасности Российской Федерации была обновлена.
В 2015 году на очередном заседании Совета безопасности РФ было принято решение о разработке обновленной стратегии экономической безопасности с целью модернизации концептуальных подходов к управлению внешними и внутренними вызовами современной экономики. Разработка проекта документа длилась два года. Обновлённая стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 [7].
Основными задачами данного документа являются обеспечение управления вызовами и угрозами экономической безопасности страны, кризисными последствиями в сырьевой, финансовой, научно-технических сферах, а также сохранение качества жизни граждан. В нем приведены ряд определений, характеризующих сущность экономической безопасности, в том числе в стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года закреплено определение термина экономической безопасности, под которой понимается состояние защищённости национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что стратегия экономической безопасности в настоящий момент является базисным документом для обеспечения государственной политики в рамках формирования благоприятной среды для осуществления хозяйственный деятельности на территории Российской Федерации, в том числе в каждом субъекте страны, учитывая природно-климатические и социально-экономические условия территорий с целью таргетирования внутренних и внешних угроз.
Учитывая анализ генезиса понятия экономической безопасности в мировой и российской истории, можно сформировать следующие выводы:
во-первых, существующие определения экономической безопасности направлены на оценку достигнутых результатов вне видения эталонного будущего;
во-вторых, экономическая безопасность как базисный элемент национальной безопасности обеспечивается за счет повышения значений основных макроэкономических показателей таких как темп экономического роста страны, уровень благосостояния граждан, ВВП, темпы инфляции, уровень развития НИОКР, структура национальной экономики, а также других важных макроэкономических показателей.
Для обеспечения эффективного функционирования национальной экономики необходимо, чтобы она соответствовала следующим принципам:
- независимость национальной экономики от внешних рынков;
- стабильное и устойчивое развитие национальной экономики;
- экономического роста.
Экономическая безопасность как неотъемлемый элемент национальной безопасности направлена на осуществление следующих мер:
- разработка документа, содержащего оптимистический, пессимистический и нейтральный прогнозы, с целью превентивного контроля реализации угроз национальной экономики;
- формирование благоприятной социально-экономической среды для обеспечения стабильного экономического роста страны;
- формирование конкурентоспособной инновационной инфраструктуры в регионах Российской;
- обеспечение безопасности граждан Российской Федерации, их прав и свобод;
- трансформация проблем бедности, неравенства и социального развития;
- повышение эффективности осуществления органами государственной власти своих полномочий на всех трех уровнях;
- обеспечение развития международных отношений;
- формирование правовой сознательности граждан Российской Федерации;
- обеспечение поддержания выгодных международных отношений;
- поддержание оборонно-промышленного потенциала государства;
- экологической обстановки и обеспечение благоприятной окружающей среды на всей территории страны;
- формирование государственной политики по поддержке местных товаропроизводителей, ориентированных на расширение рынков сбыта продукции;
- формирование финансово-кредитного суверенитета страны;
- увеличение вмешательства со стороны государства в экономические процессы иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
- формирование эффективной правовой основы для осуществления бесперебойной деятельности хозяйствующих субъектов страны;
- разработка дополнительных мер регулирования государством отдельных значимых отраслей экономики.
Исходя из вышеизложенного предлагается модернизация подхода по определению сущности экономической безопасности. Экономическая безопасность - это результат, определяемый близостью к приближению поставленной цели - благоприятному будущему национальной экономики. В качестве ядра экономической безопасности выступает непрерывный процесс перехода национальной экономики в желаемое состояние. Все компоненты национальной безопасности оказыва-
ют влияние на состояние ядра экономической безопасности, определяя будущее секторов национальной безопасности.
Рассматривая процесс обеспечения экономическую безопасность в данном контексте необходимо ориентироваться на стратегическое управление внешних и внутренних угроз национальной экономики.
Основываясь на проведенном анализе генезиса определения термина экономической безопасности в мировой истории предлагается под ней понимать состояние, при котором реализуются экономические условия по достижению благоприятного будущего национальной экономики, устойчивого к внешним и внутренним угрозам в рамках эффективного механизма государственного управления. Однако достижение поставленных целей возможно только при эффективной реализации федеральными и региональными органами исполнительной власти своих полномочий в части обеспечения экономической безопасности, в том числе осуществление анализа влияния предпринимаемых мер на все сферы экономического развития и, в случае выявления негативных эффектов, корректировки их для достижения запланированного уровня экономической безопасности.
Литература
1. Афонцев А.С Дискусионные проблемы концепции национальной экономической безопасности: журнал/ А.С Афонцев // Россия XXXI века. - 2001. - № 2. С. 41.
2. Кормишкин Е.Д. Методологические основы исследования экономической безопасности региона: дис.д.э.н.: 08.00.01.,08.00.05. - М., 2003. С. 41-46.
3. О безопасности, федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Консультант плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 06.05.2021).
4. О государственной стратегии экономической безопасности: указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608// Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=92725&fld=134&dst =100016,0&rnd=0.32560899352589134#0 (дата обращения: 06.05.2021).
5. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: федер. закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_8043/(дата обращения: 06.05.2021).
6. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24// Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-
сз о со от гп Р от
от А ш
doc&base=LAW&n=25677&fld=134&dst=100023, 0&rnd=0.04483707572514817#0 (дата обращения: 19.05.2021).
7. О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608: Пост. Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant. ru/135355/#ixzz53cooZH60 (дата обращения: 19.05.2021).
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant .ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&d-st=100001,0&rnd=0.20611819874648574#0 (дата обращения: 26.05.2021).
9. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // ГАРАНТ.РУ. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71572608/#ixzz53hiLejC4 (дата обращения: 31.05.2021).
10. Орлова А.В. Эволюция понятия «Экономическая безопасность» // Научные ведомости Белгородфчского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 19-1 (138). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-ekonomicheskaya-bezopasnost (дата обращения: 06.05.2020).
11. Пастухова К.И. Генезис понятия «экономическая безопасность» в мировой истории// Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. 2019. С. 20-23.
12. Пастухова К.И. Генезис понятия экономической безопасности в России//Экономический рост как основа устойчивого развития России Сборник научных статей 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С.130-133
13. Толмачев О.М., Тигай А.В. Генезис и эволюция понятия «экономическая безопасность» // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-evolyutsiya-ponyatiya-ekonomicheskaya-bezopasnost (дата обращения: 20.09.2021).
= GENESIS AND EVOLUTION OF THE CONTENT OF THE
в CATEGORY OF ECONOMIC SECURITY IN RUSSIAN
Й AND INTERNATIONAL STUDIES
о
CM
л Pastukhova K.I.
z Siberian Federal University
Economic security is a multifaceted category, the essence of which is disputed by scientists to date. In order to form a comprehensive approach to the definition of economic security as a category, the article considers the evolution of this concept in world history. The author identifies the main four stages, on each of which the approach to the definition of the essence of economic security was modernized. The article also considers modern views on ensuring the economic security of the country, including the works of Russian scientists adapted to the economic model of the Russian Federation. The article analyzes the consolidation of the concept of economic security in the Russian legislation, as well as the role of economic security in the national security system. Based on the work done, it is proposed to modernize the approach to defining the essence of economic security, as well as its own definition of the term economic security, Based on strategic management of external and internal threats to the national economy in order to achieve a favourable image of the future of the national economy.
Keywords: economic security, concept of economic security, national security, national interests, national economy, strategic management.
References
1. Afonatsev A.S Discusonic problems of the concept of national economic security: journal/ A.S Afonsev // Russia XXXI century. - 2001. - 2. P. 41.
2. Kormishkin E. D. Methodological bases of the study of economic security of the region: Dis.d.e. 08.00.01. .08.00.05. - M., 2003. P. 41-46.
3. On Security, Feder. Law of 28.12.2010 390-F3 (Rev. from 05.10.2015) // Consultant plus Access Mode: http://ww.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (Address Date: 06.05.2021).
4. On the state strategy of economic security: Decree of the President of the Russian Federation dated 29.04.1996 608// Legal reference system «Consultant Plus». - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=-doc&base=LAW&92725&f=134ds&&dst=10001 6.0&r nd=0.325608993589134#0 (date of circulation: 06.05.2021).
5. State regulation of foreign trade: Feder. Act of 13.10.1995 157-F3// Legal reference system «Consultant Plus». Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8043/(date of circulation: 06.05.2021).
6. On the Concept of National Security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation from 10.01.2000 24// Legal reference system «Consultant Plus». -Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgireq=doc&base=LAW&n=25677&f=134ds&t=100023.0&r nd=0.044837072514817#0 (date of circulation: 19.05.2021).
7. On priority measures for the implementation of the State Strategy for Economic Security of the Russian Federation (Basic Provisions), approved by the Decree of the President of the Russian Federation of 29 April 1996. N 608: Post. The Governments of the Russian Federation of 27 December 1996 1569 / / The GUARANTOR system. - Access mode: http://base.garant. ru/135355/#ixzz53cooZH60 (date of circulation: 19.05.2021).
8. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation from 31.12.2015 683 // Legal reference system «Consultant Plus». Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgireq=doc&base=LAW&n=191669&f= 134ds&t= 100001.0&r nd=0.206118198648574#0 (date of circulation: 26.05.2021).
9. On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of 13 May 2017 // GARANT. RU. - Access mode: http://ww.garant.ant/products/ipo/prime/ doc/71572608/#izzhiLC4 (date of address: 31).
10. Orlova A.V. Evolution of the concept of «Economic Security» // Scientific Journal of Belgorodchsky State University. Series: Economics. Informatics. 2012. 19-1 (138). URL: https:/// cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyati-ekonomicheskaya-zobepasnost (date of circulation: 06.05.2020).
11. Pastukhova K.I. Genesis notions of «economic security» in world history// Research of innovative potential of society and formation of directions of its strategic development Collection of scientific articles of the 9th All-Russian Scientific and Practical
Conference with international participation. In 3 volumes. 2019. P. 20-23.
12. Pastukhova K.I. Genesis notions of economic security in Russia/Economic growth as a basis for sustainable development of Russia Collection of scientific articles of the 4th All-Russian scientific-practical conference. In 2 volumes. 2019. P. 130-133
13. Tolmachev O.M., Tigai A.V. Genesis and the evolution of the concept of «economic security» // Bulletin of the Moscow State University. Series: Economy. 2018. 1. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/genezis - evolyutsiya-ponyati-ekonomicheskaya-zopasnost (date of circulation: 20.09.2021).