УДК 338; 341.231
Илья Анатольевич Волков, студент 4 курса очной формы обучения Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
E-mail: [email protected]
Ilya Anatolevich Volkov, 4 year full-time student Institute of Law and National Security Tambov State University named after G.R. Derzhavin
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье рассматривается понятие «экономическая безопасность». Экономическая безопасность анализируется как система взаимосвязанных элементов, включающая в себя экономический суверенитет, стабильность отечественной экономики и развитие экономической системы. Рассматривается правовая основа экономической безопасности. Характеризуются основные положения Указа Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», приводится официальное толкование понятия «экономическая безопасность», классифицируются и анализируются современные угрозы экономической безопасности, описывается значение обозначенного акта. Указываются иные акты, затрагивающие вопросы экономической безопасности. Характеризуются некоторые национальные проекты (программы), касающиеся экономической безопасности: национальный проект (программа) «Производительность труда и поддержка занятости», национальный проект (программа) «Цифровая экономика Российской Федерации», национальный проект (программа) «Международная кооперация и экспорт». Высказывается авторская точка зрения по поводу эффективности существующей политики экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономический суверенитет, угрозы экономической безопасности, государственно-правовая политика.
LEGAL BASIS OF ECONOMIC SECURITY RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
The article considers the concept of «economic security». Economic security is analyzed as a system of interconnected elements, including economic sovereignty, stability of the domestic economy and the development of the economic system. The legal basis of economic security is considered. The main provisions of the Decree of the President of the Russian Federation «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030» are characterized, the official interpretation of the concept of «economic security» is given, modern threats to economic security are classified and analyzed, the meaning of the designated act is described. Other regulatory legal acts affecting economic security are indicated. Some national projects (programs) related to economic security are characterized: a national project (program) «Labor productivity and employment support», a national project (program) «Digital Economy of the Russian Federation», a national project (program) «International Cooperation and Export». An author's point of view is expressed regarding the effectiveness of the existing economic security policy.
Key words: economic security, economic sovereignty, threats to economic security, state law policy.
В современных юридических и экономических работах, посвященных проблематике правового обеспечения экономической безопасности государства всё большее отражение находят вопросы защиты экономических интересов, обеспечения экономической безопасности и неразрывно связанные с ними вопросы поиска научно-обоснованных решений, способствующих выработке эффективной государственно-правовой политики, отвечающей существующим экономическим, социальным, технологическим и иным вызовам.
На текущий момент времени Россия столкнулась с рядом экономических проблем, среди которых можно выделить следующие: инертность отечественного производства, трудности с внедрением в большинстве отраслей экономики инноваций и ноу-хау, а также очевид-
СЕКЦИЯ II. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ПРИКЛАДНЫХ ПРОБЛЕМ ..._
ная зависимость России от зарубежных технологий. Обозначенные проблемы актуализируют исследование экономической безопасности на современном этапе государственно-правового развития.
В первую очередь считаем необходимым определить понятие «экономическая безопасность». Полагаем, что под экономической безопасностью следует понимать состояние экономики, характеризующееся защищенностью правовых и экономических интересов государства (курсив наш. - И. В.), способностью поддерживать высокий уровень функционирования общества и устойчиво обеспечивать отечественное производство всеми необходимыми ресурсами (начиная от сырья и заканчивая новейшими технологиями и профессиональными кадрами).
Отметим, что экономическая безопасность является системой взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В неё входят:
1) Экономический суверенитет, под которым в юридической науке традиционно понимают независимость государства в экономической сфере в совокупности с правом осуществлять собственную (независимую) экономическую политику. По мнению Е.Ю. Догадайло, экономический суверенитет базируется на нескольких принципах: «право денежной эмиссии; принцип единства экономического пространства; принцип свободного перемещения товаров и услуг; принцип единой валюты на территории Российской Федерации; принцип единой системы налогов и сборов»1.
2) Стабильность отечественной экономики, под которой подразумевается существование устойчивых условий для нормального функционирования производственной деятельности даже при наличии влияния неблагоприятных факторов.
3) Постоянное развитие экономической системы путем усовершенствования производства и внедрения инновационных технологий.
В настоящее время существует обширная правовая база, в той или иной степени регулирующая вопросы, связанные с экономической безопасностью. В первую очередь необходимо упомянуть об Указе Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 № 208. Значимость обозначенного нормативно-правового акта заключается в ряде аспектов:
Во-первых, в нем закреплено официальное толкование понятия «экономическая безопасность», под которой понимается «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» .
Во-вторых, определяются современные угрозы экономической безопасности. Мировая экономика характеризуется неустойчивостью и неопределенностью экономического центра. Конкуренция на международном рынке возрастает, и появляется все больше угроз экономической безопасности, лишь отдаленно связанных с экономическими процессами, но значительно влияющих на нее. Проанализировав выделенные в указе угрозы экономической безопасности, можно сделать вывод о возможности классификации таких угроз на внутренние (внутригосударственные) и внешние (международные). Так, к внутренним угрозам следует отнести сокращение отечественных топливно-сырьевых ресурсов, низкие темпы экономического роста, проблемы распределения национального бюджета, усиление дифференциации населения по уровню доходов, ошибки в процессе государственного управления, неравномерность развития территории России. К основным внешним угрозам причисляют дисбаланс
1 Догадайло Е.Ю. Экономический суверенитет Российской Федерации: анализ основных правовых форм реализации на современном этапе // Вестник Тувинского государственного университета. 2018. № 1 (36). С. 178.
2 Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
и противоречия мировой экономики, использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, военные конфликты, изменения спроса на энергетические ресурсы в мире.
В-третьих, определяются цели, задачи и основные направления государственной политики, направленной на обеспечение экономической безопасности. А.Р. Шафиева в своей работе указывает: «... стратегия предполагает укрепление финансовой системы, повышение стабильности рубля, снижение банковских ставок для укрепления национальной безопасности страны. Кроме того, стратегия национальной безопасности ставит одной из целей развития страны становление одним из мировых лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП)»1.
Стоит отметить, что обозначенный указ базируется на двух нормативных правовых актах, обуславливающих его сущность, систему и содержание: ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ и ФЗ«О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ3.
Также сферу экономической безопасности затрагивают ряд национальных и федеральных программ и проектов Российской Федерации, которые направлены на устранение угроз (в основном внутренних) экономической безопасности. Перечислим некоторые из них:
1. Национальный проект (программа) «Производительность труда и поддержка занято-
4
сти» , целью которого является рост производительности труда на отечественных предприятиях несырьевой сферы.
2. Национальный проект (программа) «Цифровая экономика Российской Федерации»5, направленный на формирование устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
3. Национальный проект (программа) «Международная кооперация и экспорт»6, в которой определяются объемы экспорта отечественной продукции.
Из вышеприведённых примеров нам представляется, что первые две названные программы направлены на устранение или снижение неблагоприятных последствий внутренних угроз экономической безопасности, тогда как последний из проектов имеет целью устранение некоторых внешних угроз.
Полагаем, что мероприятия государственно-правовой политики, реализуемые в целях обеспечения экономической безопасности, также напрямую зависят от состояния федераль-
1 Шафиева А.Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ // Вестник современных исследований. 2019. № 1.5 (28). С. 327.
2 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
4 Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=319210&fld=134&dst= 1000000001,0&rnd=0.928500307938388#03476926482705942 (дата обращения: 15.09.2019).
5 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/on-line.cgi?req=doc&base=LAW&n=328854&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.26966035922011344#05190490830508403 (дата обращения: 15.09.2019).
6 Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=319212&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd=0.965200219790755#049580806174707504 (дата обращения: 15.09.2019).
СЕКЦИЯ II. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ПРИКЛАДНЫХ ПРОБЛЕМ ..._
ного бюджета, поэтому в качестве нормативного правового акта, на котором в том числе основывается экономическая безопасность, следует указать и ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»1.
Проанализировав правовые основы экономической безопасности, можно прийти к выводу о том, что правовую политику государства в рассматриваемой сфере нельзя назвать в полной мере отличающейся эффективностью и комплексностью, поскольку ряд вышеуказанных актов (несмотря на наличие положений по реформированию и усовершенствованию экономической правовой политики) носит декларационный характер. В этой связи существует необходимость принятия актов, развивающих положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Как нами было отмечено ранее, «в их содержании должны быть отражены правовые средства, способные реализовать меры по обеспечению экономической безопасности»2. Так, в них могут найти своё отражение различного рода организационные меры, разработка устойчивой, научно обоснованной методики осуществления мониторинга правоприменения данной сферы.
Кроме того, согласимся также с позицией В.В. Трофимова, который в своей работе высказался о необходимости «разработать и принять единую Концепцию государственно-правовой политики в Российской Федерации, которая должна содержать стратегию и тактику государственно-правовых преобразований на ближайшие пять-десять лет»3.
Таким образом, несмотря на наличие значительной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с экономической безопасностью, в настоящее время еще не представляется возможным говорить о том, что для её обеспечения предприняты все возможные меры. Данная сфера нуждается в более детальной проработке, а также в выработке методов и способов реализации целей и задач экономической безопасности. Именно верно выстроенная концепция экономической безопасности, а также эффективно выстроенный механизм её реализации являются ориентирами для правовой политики государства, в которой находят своё место научно обоснованные решения, плоды которых будут выражены в повышении социально-экономической обстановки и положения государства, общества и отдельно взятой личности.
Список литературы
1. Догадайло Е.Ю. Экономический суверенитет Российской Федерации: анализ основных правовых форм реализации на современном этапе / Е.Ю. Догадайло // Вестник Тувинского государственного университета. -2018. - № 1 (36). - С. 177-184.
2. Зелепукин Р.В., Волков И.А. Правовые аспекты защиты национальных интересов в условиях экономических санкций / Р.В. Зелепукин, И.А. Волков // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - № 9. -2018.- С. 122-125.
3. Трофимов В.В. Государственно-правовая политика современной России: от доктрины к практике реализации / В.В. Трофимов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2018. - № 3. - С. 79-87.
4. ШафиеваА.Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ / А.Р.Шафиева // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.5 (28). - С. 325-328.
List of references
1. Dogadaylo E.Yu. Ekonomicheskiy suverenitet Rossiyskoy Federatsii: analiz osnovnykh pravovykh form reali-zatsii na sovremennom etape / Ye.YU. Dogadoylo // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta [Economic sovereignty of the Russian Federation: analysis of the main legal forms of implementation at the present stage / E.Yu. Dogadoylo // Bulletin of Tuva State University]. - 2018. - № 1 (36). - Pp. 177-184.
1 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 49 (часть II). Ст. 7531.
2 Зелепукин Р.В., Волков И.А. Правовые аспекты защиты национальных интересов в условиях экономических санкций // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. № 9. 2018. С. 125.
3 Трофимов В.В. Государственно-правовая политика современной России: от доктрины к практике реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 3. С. 84.
rocyflAPCTBEHHQ-nPABQBhlE IK C lH tQHAHIIH. 2020. Bun. 3
2. Zelepukin R.V., Volkov I.A. Pravovyye aspekty zashchity natsional'nykh interesov v usloviyakh ekonomi-cheskikh sanktsiy / R.V. Zelepukin, I.A. Volkov // Uchenyye zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. [Legal aspects of protecting national interests in the context of economic sanctions / R.V. Zelepukin, I.A. Volkov // Scientific notes of the Tambov branch of RoSMU]. - № 9. - 2018. - Pp. 122-125.
3. Trofimov V.V. Gosudarstvenno-pravovaya politika sovremennoy Rossii: ot doktriny k praktike realizatsii / V.V. Trofimov //Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. [State-legal policy of modern Russia: from doctrine to implementation practice / V.V. Trofimov // Legal policy and legal life]. - 2018. - № 3. - Pp. 79-87.
4. Shafieva A.R. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Faktory, predstavlyayushchiye ugrozu ekonomicheskoy bezo-pasnosti RF/A.R. Shafiyeva // Vestnik sovremennykh issledovaniy. [Economic security. Factors that pose a threat to the economic security of the Russian Federation / A.R. Shafieva // Bulletin of modern studies]. - 2019. - № 1.5 (28). -Pp. 325-328.