Научная статья на тему 'Нормативная правовая база обеспечения экономической безопасности государств - членов ЕАЭС на национальном и наднациональном уровне'

Нормативная правовая база обеспечения экономической безопасности государств - членов ЕАЭС на национальном и наднациональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
912
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ ЕАЭС / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЕАЭС / БЕЗОПАСНОСТЬ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА НАДНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / SECURITY OF THE EAEU MEMBER STATES / INTERSTATE STANDARDS / ECONOMIC SECURITY IN THE EAEU / SECURITY AT THE NATIONAL LEVEL / SECURITY AT THE SUPRANATIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородушко И.В., Кокорин И.С.

В статье раскрыт системный характер экономических рисков в евразийском регионе. Обоснована актуальность гармонизации механизмов обеспечения экономической безопасности на национальном и наднациональном уровне. Показана противоречивость ситуации в области правового регулирования безопасности по Евразийскому союзу в целом и на уровне отдельных государств-членов. Подчеркивается эффективность сочетания прямых и косвенных механизмов обеспечения экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the systemic nature of economic risks in the Eurasian region. The relevance of harmonization of mechanisms for ensuring economic security at the national and supranational levels is substantiated. The inconsistency of the situation in the field of legal regulation of security in the Eurasian Union as a whole and at the level of individual member states is shown. The effectiveness of the combination of direct and indirect mechanisms for ensuring economic security is emphasized.

Текст научной работы на тему «Нормативная правовая база обеспечения экономической безопасности государств - членов ЕАЭС на национальном и наднациональном уровне»

УДК 346.548:334.784

И. В. Бородушко, И. С. Кокорин

Нормативная правовая база обеспечения

экономической безопасности государств - членов ЕАЭС на национальном и наднациональном уровне

В статье раскрыт системный характер экономических рисков в евразийском регионе. Обоснована актуальность гармонизации механизмов обеспечения экономической безопасности на национальном и наднациональном уровне. Показана противоречивость ситуации в области правового регулирования безопасности по Евразийскому союзу в целом и на уровне отдельных государств-членов. Подчеркивается эффективность сочетания прямых и косвенных механизмов обеспечения экономической безопасности.

The article reveals the systemic nature of economic risks in the Eurasian region. The relevance of harmonization of mechanisms for ensuring economic security at the national and supranational levels is substantiated. The inconsistency of the situation in the field of legal regulation of security in the Eurasian Union as a whole and at the level of individual member states is shown. The effectiveness of the combination of direct and indirect mechanisms for ensuring economic security is emphasized.

Ключевые слова: безопасность государств - членов ЕАЭС, межгосударственные стандарты, экономическая безопасность в ЕАЭС, безопасность на национальном уровне, безопасность на наднациональном уровне.

Key words: security of the EAEU member states, interstate standards, economic security in the EAEU, security at the national level, security at the supranational level.

Для государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС или Союз) участие в данном интеграционном объединении призвано дать синергетический эффект по многим направлениям экономического развития. К числу наиболее значимых направлений относится обеспечение экономической безопасности, опирающееся на управление рисками. Лежащие в основе концепций экономической безопасности понятия «риск» и «безопасность» не имеют строго единообразного толкования. Чтобы гарантировать однозначное их понимание государства - члены ЕАЭС приняли

© Бородушко И.В., Кокорин И.С., 2019

66

согласованную позицию по вопросу о сущности данных категорий, закрепив это официально. Таким образом, стороны согласовали следующие определения: «безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба....»; «риск -сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений» [9].

Для успешного противодействия рискам в целях обеспечения экономической безопасности государств - членов ЕАЭС необходимо прежде всего осуществлять мониторинг рисков на евразийском экономическом пространстве и идентифицировать основные риски, закрепив порядок их осуществления в соответствующих нормативно-правовых актах. В подготавливаемых каждые два года аналитических докладах Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обязательной составляющей является характеристика основных рисков и нерешенных проблем. Так, в Докладе ЕЭК за 2018 г. было отмечено, «что по итогам более чем трехлетнего функционирования Союза произошло улучшение многих ключевых для экономик государств-членов показателей» [5, с. 11]. Но это не исключает сохранения ряда проблемных ситуаций и рисков экономической безопасности, а именно:

- в условиях предусмотренного положениями о Таможенном союзе свободного передвижения товаров «окончательно не урегулированы вопросы обращения опасных отходов, алкогольной продукции, драгоценных металлов и камней, а также перемещения товаров, в отношении которых в одном из государств-членов применяются специальные экономические меры, по территориям других государств-членов (санкционных товаров)»;

- в рамках реализации транспортной политики ЕАЭС остается нерешенным ряд вопросов (программы либерализации каботажных перевозок, заключение соглашения о судоходстве по внутренним водным путям государств - членов ЕАЭС);

- имеют место риски нарушения сроков запуска общих энергетических рынков;

- на трансграничных рынках нарушаются общие правила конкуренции из-за действий иностранных участников рынков;

- нормативно-правовая база системы технического регулирования Союза активно применяется, но ряд вопросов требует дополнительного решения. Сохраняющиеся правовые пробелы затрудняют определение происхождения товаров. На наднациональном уровне не сформированы

межгосударственные стандарты в области технических регламентов, сохраняется недобросовестная конкуренция в сфере технического регулирования;

- сохраняются нерешенные вопросы о правовом статусе трудовых мигрантов;

- реализация интеграционного потенциала ЕАЭС происходит неравномерно; одной из причин этого является несовершенство нормативной правовой базы, ограниченность полномочий ЕЭК в вопросах реализации Основных направлений экономического развития (ОНЭР).

По оценке Евроазиатского банка развития (ЕАБР), в 2017-2018 гг. наиболее существенными были следующие риски и вызовы:

1) на глобальном уровне - «основные риски были связаны с замедлением глобального экономического роста, нарастанием протекционистских тенденций в мировой торговле и повышенной волатильностью на развивающихся рынках. Кроме того, макроэкономическая ситуация в регионе находилась под воздействием усилившейся геополитической напряженности» [2];

2) на евразийском экономическом пространстве отмечаются: а) завершение цикла восстановления экономической активности и высокие инфляционные риски, «что ограничивает потенциал дальнейшего стимулирования экономики за счет монетарной политики»; б) сохранение ряда структурных и институциональных ограничений экономик стран-участниц ЕАЭС; в) недостаточный уровень эффективности экономики евразийского пространства и необходимость улучшения инвестиционного климата; г) необходимость усиления интеграционных процессов в евразийском регионе.

Каждый из названных рисков сам по себе не является катастрофичным и, казалось бы, может даже рассматриваться в качестве своеобразного вызова, стимулирующего активизацию деятельности в соответствующих сегментах экономики. В действительности же ситуация в области обеспечения экономической безопасности в евразийском регионе является, на наш взгляд, достаточно сложной в силу кумулятивного эффекта комплекса рисков, хотя это явно недооценивается в ЕАЭС на национальном и наднациональном уровне.

Главная опасность заключается в том, что вполне умеренные по своим масштабам, но множественные риски экономической безопасности в ЕАЭС взаимозависимы, охватывают, как правило, весь комплекс социально-экономических и общественно-политических отношений. В таких условиях крайне трудно преодолеть сложившийся устойчивый комплекс множественных потенциально уязвимых мест в экономической системе. Учитывая системный характер рисков, следует и разрабатываемые меры

68

формировать не фрагментарно, а в виде единой гармонизированной программы обеспечения экономической безопасности. Оптимальным решением, по нашему мнению, явилось бы закрепление данного принципа в согласованной государственной политике стран - членов ЕАЭС с последующей его реализацией при разработке стратегий и программ в области обеспечения экономической безопасности.

Принятые на уровне ЕАЭС и в каждом государстве - участнике ЕАЭС нормативно-правовые акты, затрагивающие те или иные аспекты обеспечения экономической безопасности, позволяют оценить, в какой мере реализуется на практике указанный выше принцип системности программ противодействия рискам.

Для обеспечения экономической безопасности в ЕАЭС важно органичное сочетание двух подходов:

- реализация комплексных программ экономического развития на основе последовательного расширения и углубления интеграционных процессов в ЕАЭС, что является одновременно одной из основополагающих предпосылок обеспечения экономической безопасности. С точки зрения концепции безопасности это косвенный механизм ее обеспечения;

- разработка и реализация мер, непосредственно направленных на противодействие угрозам экономической безопасности, что представляет собой прямой метод обеспечения безопасности.

На национальном и наднациональном уровне первый подход реализуется в полной мере. Об этом свидетельствует ряд нормативных правовых актов и официально принятых документов. Так, например, аналитический доклад ЕЭК за 2018 г. содержит согласованные рекомендательные предложения, изложенные в гл. 2 «Комплексные предложения по укреплению интеграционной основы Союза, углублению и развитию интеграции». На национальном уровне государства - члены ЕАЭС формируют и реализуют программы, стратегии, концепции социально-экономического развития, основанные на комплексном подходе, предусматривающем взаимно скоординированные программы развития разных сфер общественной жизни [13, с. 24].

Во втором случае ситуация достаточно противоречивая - резко расходятся подходы к вопросам безопасности на национальном и наднациональном уровне. В базовом документе Союза - Договоре об учреждении ЕАЭС от 29.05.2014 г. - не затрагивается проблема обеспечения экономической безопасности. Представлены лишь положения о безопасности исключи-

тельно частного порядка, например о безопасности находящихся в обращении на территории Союза лекарственных средств (ст. 10), о ветеринарно-санитарной и карантинной фитосанитарной безопасности (ст. 56) [1].

В текущей деятельности органов ЕАЭС существенное внимание уделяется вопросам безопасности, но только применительно к вполне конкретным отдельно взятым объектам, процессам, явлениям, отношениям. Проводятся консультации, координируется деятельность, подписываются межгосударственные соглашения по таким, например, вопросам, как информационная безопасность, безопасность полетов, безопасность продукции, технические регламенты безопасности, страхование рисков, безопасность питьевой воды, пожарная безопасность и др.

Таким образом, на наднациональном уровне по второму подходу принцип системности в обеспечении экономической безопасности полностью отсутствует. На национальном же уровне при втором подходе к управлению экономической безопасностью принцип системности в полной мере реализуется. Это означает рассогласованность политики на национальном и наднациональном уровне, что чревато недостаточной эффективностью интеграционных процессов в рамках ЕАЭС в части обеспечения экономической безопасности.

В подтверждение сказанного достаточно обратиться к положениям нормативных правовых актов государств - членов ЕАЭС, касающихся обеспечения национальной и экономической безопасности, предусматривающих реализацию комплексных программ противодействия рискам и угрозам. Мы не будем здесь рассматривать вопрос о частных сферах обеспечения безопасности (информационной, продовольственной, общественной и др.), составляющих отдельные направления обеспечения национальной безопасности.

В принятой в 2007 г. Стратегии национальной безопасности Республики Армения определены фундаментальные ценности национальной безопасности в основных сферах жизни государства, общества, народа, мирового сообщества [10]. Особое внимание уделено вопросам о внешних и внутренних угрозах национальной безопасности, об основных стратегических направлениях деятельности по обеспечению экономической и национальной безопасности. В настоящее время предпринимаются действия по изменению концепции Стратегии национальной безопасности Армении с учетом новых условий в стране, кавказском регионе и мире.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь была утверждена указом Президента № 575 от 09.11.2010 г. Данный документ содержит положения о национальных интересах Беларуси на долгосрочную перспективу в каждой сфере жизни. В нем дана оценка состояния национальной безопасности, определены внутренние и внешние источники угроз национальной безопасности. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, в отличие от Стратегии национальной безопасности Армении, представлен раздел, устанавливающий механизмы обеспечения национальной безопасности (цели, задачи, принципы, основные направления нейтрализации угроз, система обеспечения национальной безопасности) [8]. Также в нем проработан вопрос о взаимодействиях с другими странами и интеграционными объединениями государств.

Принятый в 2012 г. закон Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» (с последующими изменениями и дополнениями) [6] по состоянию на 28.12.2018 г. имеет структуру, близкую к структуре Концепции национальной безопасности Беларуси. Отличие заключается в детальном раскрытии полномочий органов власти в сфере обеспечения национальной безопасности.

В Киргизии по вопросам национальной приняты: закон «О национальной безопасности» [7] и Концепция национальной безопасности [3], которые в своей совокупности охватывают круг вопросов национальной безопасности, в достаточной мере сходный с соответствующими правовыми актами Беларуси и Казахстана.

Российская Федерация на нормативно-правовом уровне уделяет особенно большое внимание вопросам безопасности, в стране действуют: Федеральный закон «О безопасности» [4], Стратегия национальной безопасности [11], Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [12]. Основным отличием нормативно-правового регулирования национальной безопасности в Российской Федерации является наличие отдельного документа по вопросам экономической безопасности, что отсутствует в других государствах - членах ЕАЭС. Тем самым подтверждается тот факт, что каждая страна проводит самостоятельную государственную политику в области решения проблем безопасности и одновременно принимает на себя и исполняет обязательства в рамках интеграционных процессов на экономическом пространстве ЕАЭС.

Список литературы

1. Договор о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014, с изм. и доп.). - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=313342&fld=13 4&dst=100001,0&rnd=0.4217374125323503#02675451955146497 (дата обращения 27.05.2019).

2. Евразийский Банк развития Макрообзор ЕАБР. Доклад «Испытание на прочность макроэкономических основ (декабрь 2018)». Группа главного экономиста ЕАБР. - URL: http://eurasian-studies.org/archives/11299 (дата обращения 27.05.2019).

3. Концепция национальной безопасности Кыргызской республики: указ Президента Кыргызской Республики от 09.06.2012 № 120. - URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/m-m/61367 (дата обращения 28.05.2019).

4. О безопасности: федер. закон РФ от 28.12.2010 г. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=187049&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd=0.34301295343252103#049240806902854994 (дата обращения 28.05.2019).

5. О докладе о реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС: распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 №193. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_razv_ integr/Documents/Доклад%20интеграция.pdf (дата обращения 27.05.2019).

6. О национальной безопасности Республики Казахстан: закон Республики Казахстан. - URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id= 31106860#pos=1;6 (дата обращения 28.05.2019).

7. О национальной безопасности: закон Кыргызской Республики от 26.02.2003 г. №-44 в ред. от 01.12.2017 г. - URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1168 (дата обращения 28.05.2019).

8. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: указ Президента Республики Беларусь от 09 ноября 2010 №6575. - URL: http://kgb.by/ru/ukaz575/ (дата обращения 27.05.2019).

9. Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза: приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/metod/Documents/ При-ложение%20№%209%20к%20Договору%20о%20Евразийском%20экономиче-ском%20союзе.pdf (дата обращения 25.05.2019).

10. Стратегия национальной безопасности Республики Армения. Одобрена на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения от 26.01.2007 г. - URL: https://www.mfa.am/filemanager/Statics/DoctTinerus.pdf (дата обращения 27.05.2019).

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 28.05.2019).

12. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г.: указ Президента РФ от 13.05.2017 № - URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/140/28/53/strategiya2030.pdf (дата обращения 28.05.2019).

13. Янковская Е.С. Россия в системе международной экономической интеграции: преимущества и риски // Учен. зап. С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова филиала РТА. - 2016. - № 4(60). - С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.