Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ'

ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровой маркетинг / информационные технологии / стратегии цифрового маркетинга / организационная культура / digital technologies / digital marketing / information technology / digital marketing strategies / organizational culture

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гехаева Петимат Таусовна, Бакашев Эмиди Дагаевич, Гайрбекова Марианна Исаевна

Происходящий сегодня переход мирового сообщества от индустриального к информационному обществу характеризуется изменением индустриального технологического информационного базиса. Производство дематериализуется, а на смену сырью и энергии приходят информационные технологии – технологическая основа информационной индустрии, важнейшим ресурсом которой есть информация и знания. Знания, информация приобретают роль основного фактора производства. В статье авторы рассматривают проблемы формирования культуры развития хозяйствующих субъектов при использовании цифрового маркетинга. Авторы статьи подчеркивают, что в последние годы функционирование предприятий все больше зависит от цифровой среды – именно там происходит значительное количество действий, связанных с продвижением товаров и услуг, удержанием информации о новых и существующих рынках, сбытовой политикой конкурентов, возможностью создания новых альянсов с посредниками и поставщиками. Поэтому акцентируются внимание на том, что организация сама оставляет информацию о себе и своей деятельности в цифровой среде. Чем качественнее будет эта информация, тем лучше будет формироваться имидж предприятия на потребительском рынке, и тем больше возможностей получать предложения от поставщиков по новым сделкам. Отдельная организация имеет свою нематериальную сущность существования. Определено, что культура организации проявляется в характеристиках, особенностях и стиле функционирования организации, которые отражаются в поведении и реакциях работников и социальных групп, их суждениях, взаимоотношениях, способах решения проблем организации труда и производства, используемом оборудовании и внутренней эстетике, применяемых приемах и технологиях. Ключевой целью статьи является исследование роли и инструментов цифрового маркетинга в формировании культуры развития хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MARKETING IN THE FORMATION OF A CULTURE OF DEVELOPMENT OF BUSINESS ENTITIES

The transition of the world community taking place today from an industrial to an information society is characterized by a change in the industrial technological information basis. Production is dematerializing, and raw materials and energy are being replaced by information technology the technological basis of the information industry, the most important resource of which is information and knowledge. Knowledge and information acquire the role of the main factor of production. In the article, the authors consider the problems of forming a culture of development of business entities when using digital marketing. The authors of the article emphasize that in recent years, the functioning of enterprises has become increasingly dependent on the digital environment this is where a significant number of actions take place related to the promotion of goods and services, retaining information about new and existing markets, the sales policy of competitors, the possibility of creating new alliances with intermediaries and suppliers. Therefore, attention is focused on the fact that the organization itself leaves information about itself and its activities in the digital environment. The better this information is, the better the image of the enterprise will be formed in the consumer market, and the more opportunities there will be to receive offers from suppliers for new transactions. A separate organization has its own intangible essence of existence. It has been determined that the culture of an organization is manifested in the characteristics, features and style of functioning of the organization, which are reflected in the behavior and reactions of workers and social groups, their judgments, relationships, ways of solving problems of organizing labor and production, the equipment used and internal aesthetics, the techniques and technologies used. The key goal of the article is to study the role and tools of digital marketing in creating a culture of development for business entities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ»

Научная статья УДК 336

DOI: 10.26118/2782-4586.2024.88.44.001

Гехаева Петимат Таусовна

Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова Бакашев Эмиди Дагаевич

Грозненский государственный нефтяной технический университет

им. акад. М.Д. Миллионщикова

Гайрбекова Марианна Исаевна

Чеченский государственный педагогический университет

ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Аннотация. Происходящий сегодня переход мирового сообщества от индустриального к информационному обществу характеризуется изменением индустриального технологического информационного базиса. Производство дематериализуется, а на смену сырью и энергии приходят информационные технологии - технологическая основа информационной индустрии, важнейшим ресурсом которой есть информация и знания. Знания, информация приобретают роль основного фактора производства. В статье авторы рассматривают проблемы формирования культуры развития хозяйствующих субъектов при использовании цифрового маркетинга. Авторы статьи подчеркивают, что в последние годы функционирование предприятий все больше зависит от цифровой среды - именно там происходит значительное количество действий, связанных с продвижением товаров и услуг, удержанием информации о новых и существующих рынках, сбытовой политикой конкурентов, возможностью создания новых альянсов с посредниками и поставщиками. Поэтому акцентируются внимание на том, что организация сама оставляет информацию о себе и своей деятельности в цифровой среде. Чем качественнее будет эта информация, тем лучше будет формироваться имидж предприятия на потребительском рынке, и тем больше возможностей получать предложения от поставщиков по новым сделкам. Отдельная организация имеет свою нематериальную сущность существования. Определено, что культура организации проявляется в характеристиках, особенностях и стиле функционирования организации, которые отражаются в поведении и реакциях работников и социальных групп, их суждениях, взаимоотношениях, способах решения проблем организации труда и производства, используемом оборудовании и внутренней эстетике, применяемых приемах и технологиях. Ключевой целью статьи является исследование роли и инструментов цифрового маркетинга в формировании культуры развития хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровой маркетинг, информационные технологии, стратегии цифрового маркетинга, организационная культура.

Gehaeva Petimat Tausovna

Kadyrov Chechen State University Bakashev Emidi Dagaevich

Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov

Gairbekova Marianna Isaevna

Chechen State Pedagogical University

DIGITAL MARKETING IN THE FORMATION OF A CULTURE OF DEVELOPMENT OF BUSINESS ENTITIES

Abstract.The transition of the world community taking place today from an industrial to an information society is characterized by a change in the industrial technological information basis. Production is dematerializing, and raw materials and energy are being replaced by information technology - the technological basis of the information industry, the most important resource of which is information and knowledge. Knowledge and information acquire the role of the main factor of production. In the article, the authors consider the problems of forming a culture of development of business entities when using digital marketing. The authors of the article emphasize that in recent years, the functioning of enterprises has become increasingly dependent on the digital environment - this is where a significant number of actions take place related to the promotion of goods and services, retaining information about new and existing markets, the sales policy of competitors, the possibility of creating new alliances with intermediaries and suppliers. Therefore, attention is focused on the fact that the organization itself leaves information about itself and its activities in the digital environment. The better this information is, the better the image of the enterprise will be formed in the consumer market, and the more opportunities there will be to receive offers from suppliers for new transactions. A separate organization has its own intangible essence of existence. It has been determined that the culture of an organization is manifested in the characteristics, features and style of functioning of the organization, which are reflected in the behavior and reactions of workers and social groups, their judgments, relationships, ways of solving problems of organizing labor and production, the equipment used and internal aesthetics, the techniques and technologies used. The key goal of the article is to study the role and tools of digital marketing in creating a culture of development for business entities.

Keywords: digital technologies, digital marketing, information technology, digital marketing strategies, organizational culture.

Сегодня управление российскими предприятиями сопровождается большим количеством вызовов. Это и экономические, и политические, и социальные факторы. В последние годы функционирование предприятий все больше зависит от цифровой среды - именно там предпринимается значительное количество действий, которые связаны с продвижением товаров и услуг, ведением информации о новых и существующих рынках, сбытовой политикой конкурентов, возможностью создания новых альянсов с посредниками и поставщиками.

Однако сама организация (предприятие) оставляет информацию о себе и своей деятельности в цифровой среде. Чем качественнее будет эта информация, тем лучше будет формироваться имидж предприятия на потребительском рынке, и тем больше возможностей получать предложения от поставщиков по новым сделкам. Не последнее место в этом

процессе занимает культура организации, которая влияет на получение информации о предприятии как от сотрудников предприятия, так и от потребителей, конкурентов. Поэтому вопрос формирования культуры развития субъектов предпринимательства посредством цифрового маркетинга крайне интересен и актуален.

В последние годы все больше ученых обращают внимание на цифровизацию в деятельности предприятий: Рубин В.В., Пономарев И.В. [4], Григорьев Ю.Г и Ильин В.М., Перцова А.Р., Прохорова В.В. и многие другие. Исследованием актуального вопроса формирования культуры организации занимались такие ученые, как: Тютликов В.В. [6], Шипулина Ю.С. [5], Ковтунов О.С. и Крупский О. и другие. Однако более углубленные исследования роли и инструментов цифрового маркетинга в формировании культуры развития хозяйствующих субъектов дадут возможность обеспечить более эффективное использование возможностей внутренней и внешней среды организации, а также обеспечить ее эффективное функционирование, нейтрализуя негативное влияние неблагоприятных факторов развития.

Целью статьи является исследование роли и инструментов цифрового маркетинга в формировании культуры развития хозяйствующих субъектов. Каждая организация имеет свою нематериальную сущность существования, которая формируется годами и включает в себя характер поведения на рынке, структуру, специфику деятельности и стиль управления и взаимодействия с внутренней и внешней средой. Все это создает культуру организации, которая проявляется в характеристиках, особенностях и стиле функционирования организации, которые отражаются в поведении и реакциях работников и социальных групп, их суждениях, взаимоотношениях, методах решения проблем труда и производства, используемом оборудовании и внутренней эстетике, технике и технологии.

Культура каждой отдельной организации:

- уникальна и неповторима, поскольку воплощает в себе только те особенности существования и функционирования, которые присущи конкретной организации;

- массовость ее индивидуального проявления, поскольку она формируется путем соединения факторов разного качества и количества;

- является стимулирующим фактором для развития и идентификации организации во внешней среде, ведь именно культура организации делает каждую отдельную организацию неповторимой и уникальной.

Классические и стандартные методы в менеджменте уже не эффективны. Только внедрение новейшихтехнологий поможет руководству предприятий получить положительные результаты в работе предприятий. Одной из таких новых технологий является использование цифрового маркетинга в формировании культуры развития хозяйствующих субъектов.

Цифровой маркетинг - это маркетинговая стратегия, предполагающая использование цифровых информационно-коммуникационных технологий и электронных устройств для обеспечения взаимодействия с клиентами и деловыми партнерами. В ходе такого взаимодействия формируются отдельные элементы культуры организации (стиль поведения организации в цифровой среде и т.д.). Под цифровым маркетингом мы подразумеваем создание и распространение контента по цифровым медиаканалам, таким как веб-сайты, целевые страницы, социальные сети, электронная почта и мобильные приложения.

Кроме того, эта концепция включает в себя продвижение контента с помощью различных стратегий, касающихся платных, устоявшихся и проприетарных цифровых каналов, включая SEO, SEM, рекламу с оплатой за клик (РРС), синдикацию контента, социальные сети, электронную почту, текст и многое другое. Стратегии цифрового маркетинга помогают вам ставить цели, определять целевую аудиторию и разрабатывать маркетинговый план, который позволит вам охватить и вовлечь свою аудиторию [3]. Эти стратегии задают направление для конкретной кампании или программы и служат основой для оценки результатов.

Цифровые технологии окружают нас повсюду, поэтому цифровой маркетинг затрагивает практически каждый аспект бизнеса, оказывая огромное влияние на то, как компании общаются с клиентами и заключают выгодные сделки [2]. Одни инструменты цифрового маркетинга эффективны только для сегмента «бизнес для бизнеса», другие более

эффективны для сегмента «бизнес для потребителя» и др. В некоторых случаях лучшим вариантом может стать комплексная поисковая оптимизация, в то время как в других случаях хорошим решением может стать контекстная реклама или рассылка электронных писем.

В цифровой среде существует большое количество каналов продвижения, основными из которых являются: мобильные приложения, цифровое телевидение, социальные сети, сайты, интерактивные рекламные экраны, POS-терминалы, PlayStation, ХВох и другие игровые приставки [1]. Не обязательно использовать все доступные каналы цифрового маркетинга одновременно - необходимо использовать те, которые наиболее эффективны для конкретного продукта или услуги [10].

Это максимальный охват целевых аудиторий, низкая стоимость; возможность отслеживать и измерять динамику и результаты; персонализация; открытость; долгосрочное воздействие; улучшение показателей конверсии и т.д. Таким образом, чтобы выдержать конкуренцию на быстрорастущем глобальном онлайн-рынке, организации не обойтись без продуманной и правильно реализованной стратегии цифрового маркетинга. Наиболее часто используемые стратегии цифрового маркетинга приведены в табл. 1.

Таблица 1

Стратегии цифрового маркетинга

Стратегия цифрового маркетинга Содержание Особенности реализации

Email-маркетинг Один из первых и наиболее известных видов цифрового маркетинга, который обеспечивает коммуникацию как между предприятиями, так и между бизнесом и клиентами. Для проведения етаП-маркетинга необходимо собрать данные о клиентах на разных этапах управления, изучить интересы и предпочтения потенциальных клиентов и, наконец, получить разрешение на добавление их в список (списки) етаП-адресов. Электронные письма могут содержать информацию о продуктах и услугах, новости о компании и предстоящих событиях, персонализированные предложения, истории успеха клиентов, ссылки на тематические исследования, технические или бизнес-обзоры. Содержание писем должно быть актуальным. Электронные письма и цифровые материалы должны быть по-настоящему привлекательными, а для информационных бюллетеней нужно выбирать соответствующую регулярность — не слишком часто, но и не слишком редко.

Видеомаркетинг Видео — один из самых мощных каналов цифрового маркетинга. Видео должны быть лаконичными и содержательными. Люди быстро отвлекаются, поэтому необходимо преподносить релевантный контент в увлекательной форме. Видеомаркетинг помогает повысить такие показатели, как узнаваемость бренда, цифровой трафик и конверсии [9]. Уже много лет видео в материалах блога являются одним из основных инструментов контент-маркетинга как для В2В, так и для В2С.

SMM-маркетинг Социальные сети являются эффективным способом охвата определенной целевой аудитории и налаживания коммуникации с клиентами, в том числе потенциальными, и партнерами. Каждая платформа (Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, YouTube и т. д.) может предлагать разные типы контента, но визуальный контент играет ключевую роль во всех социальных сетях. Таким образом, при создании контента нужно продумать, как его распространять через социальные сети, а затем внести соответствующие изменения.

CMC Сообщения (SMS и MMS) Текстовые сообщения — это способ напрямую связаться с целевой аудиторией. Сообщения должны быть лаконичными. Для таких целей существуют службы коротких сообщений (SMS), которые содержат только текст, или мультимедийные сообщения (MMS), которые могут содержать видео и GIF-файлы.

Контент-маркетинг Контент-маркетинг позволяет персонализировать коммуникацию с потенциальными клиентами и покупателями. Чем лучше контент оптимизирован для получателя, тем больше вероятность того, что он привлечет и удержит внимание человека. При этом контент должен соответствовать намерениям и интересам целевой аудитории и обеспечивать определенную ценность, что обеспечивает вовлеченность и повышает конверсию. К различным типам контента относятся: текст электронной почты, целевые страницы, инфографика, электронные книги, документы о преимуществах продукта, баннерная реклама, видео, текстовые сообщения, рекламные ролики, информационные бюллетени, пресс-релизы, статьи, блоги и цифровые флаеры.

SEO-маркетинг Стратегия поисковой оптимизации (SEO) позволяет спланировать контент вашего сайта [8] (посадочные страницы, блог и т.д.) таким образом, чтобы он появлялся в поисковой выдаче чаще и выше, привлекая трафик к разрабатываемому контенту. Чтобы улучшить SEO-оптимизацию и обеспечить высокие результаты по трафику и конверсиям, необходимо добавлять исследуемые и ключевые слова (фразы из 3+ слов) во все материалы страницы. Органическое размещение ссылок со страниц с высоким авторитетом — еще один способ повысить рейтинг страницы и привлечь потенциальных клиентов к контенту.

Контекстная реклама с оплатой за клик (РРС) Главное преимущество - быстрый эффект. Объявления показываются пользователям прямо на странице результатов поиска. Предусматривает оплату за каждый клик по определенной ссылке. РРС поддерживается поисковыми системами и большинством сайтов социальных сетей. Такие объявления будут появляться в лентах целевых и потенциальных клиентов

Разработка и маркетинг вебсайтов Сайт часто является первой точкой коммуникации потенциальных клиентов с компанией и ее продукцией. Благодаря оптимальному веб-дизайну пользователи сразу обращают внимание на необходимые цифровые объекты. Также веб-дизайн позволяет сделать сайт более заметным для поисковых систем, создать удобный интерфейс и повысить конверсию (больше кликов, регистраций и т.д.).

Медийная реклама Есть возможность разместить релевантную рекламу на сторонних сайтах для привлечения большего потенциала клиентов К таким объявлениям относятся баннеры, боковые блоки, видеообъявления и интерактивные объявления, которые перенаправляют пользователей на сайт или целевую страницу.

Партнерский маркетинг Этот тип маркетинга основан на результатах. Рекламные партнеры получают комиссию за продвижение определенных товаров. Многие блогеры и лидеры мнений в социальных сетях часто продвигают различные товары и услуги в своих блогах и аккаунтах, поэтому они могут стать эффективным инструментом маркетинговой стратегии [7].

Реклама на телевидении Реклама на радио Современные технологии позволяют таргетированно покупать рекламу на новых телевизионных платформах, таких как УоиТиЬе и других. Несмотря на растущее число новых видов развлечений, люди по-прежнему смотрят эфирное телевидение и слушают радио.

В современном цифровом мире руководство предприятия должно использовать все каналы, обеспечивающие эффективный охват аудитории в процессе внедрения цифрового маркетинга. В зависимости от целевой аудитории необходимо выбирать, как будет строиться взаимодействие с клиентами: через социальные сети, через электронную почту, интернет, текстовые сообщения, телевидение и радио и т.д. Чем больше информации будет у руководства компании о вкусах, взглядах и интересах клиентов и потенциальных покупателей, тем успешнее будет маркетинговая стратегия, которая транслирует релевантный контент по соответствующим каналам. При разработке контента для каждого из каналов продвижения товаров и услуг обязательно отражается индивидуальность предприятия, его особенность и уникальность. Таким образом, проявляется роль цифрового маркетинга в формировании культуры развития хозяйствующих субъектов.

Подводя итог, реалии управления экономикой сегодня переносят большую часть функций предприятия в цифровое пространство. Цифровой маркетинг позволяет выстроить прямую коммуникацию между компаниями и клиентами в рамках их уникального покупательского пути. Сегодня с помощью диджитал-маркетинга можно интересно преподнести актуальный контент и предложения в нужное время и через те каналы, где клиенты проводят много времени.

На основе КР1 можно узнать, какие стратегии цифрового маркетинга сработали и насколько эффективно, что позволит вам постоянно улучшать свою стратегию, повышать вовлеченность клиентов и увеличивать окупаемость инвестиций в рекламу. Целевая аудитория имеет возможность использовать разные каналы: можно перейти из социальных сетей на сайт, из цифрового помощника на электронную почту и т.д. Все каналы должны быть выдержаны в едином стиле и иметь общую ссылку. Без правильно проложенного пути заказчик может запутаться и потерять интерес. Содержание должно быть легко читаемым, удобным для просмотра и одинаково понятно на всех каналах. Таким образом, в процессе реализации стратегии цифрового маркетинга формируется культура развития хозяйствующих субъектов, его особенность и уникальность.

Список источников

1. Клисторин В. И. Цифровая экономика обещает множество проблем // Совет директоров Сибири. 2019. № 4. С. 10-11.

2. Кокорев А. С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 252-259.

3. Свистунов В. М., Лобачев В. В. Трудовые отношения в условиях цифровизации экономики // Управление. 2017. Т. 5. № 4. С. 29-33.

4. Слинкова О. К., Слинков А. М., Пастухова Д. А. Исследование мотивации личностного роста студентов в процессе вузовского обучения // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1. С. 774-779.

5. Патрусова А. М. Качество профессионального образования: проблемы оценки // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 1. С. 26-32.

6. Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: Изд-во НАФИ, 2019. 84 с.

7. Организационная культура / под ред. В. Г. Смирновой. М.: Юрайт, 2016. 306 с.

8. Грудистова Е. Г. Методические основы управления организационной культурой // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2010. № 2. С. 9-20.

9. Пастухова Д. А., Грудистова Е. Г. Модель конкурентоспособного специалиста сервиса // Научный результат. Серия: Технологии бизнеса и сервиса. 2018. Т. 4. № 2. С. 53-64.

10. Кошмаров М. Ю., Трубецкой А. Ю. Экономические теории и эволюция пропаганды // Мир новой экономики. 2017. № 4. С. 48-54.

11. Сиразиева Л.И., Аскарова Г.Ф. Цифровые технологии для управления бизнес процессами внутри организации //Актуальные вопросы современной экономики 2019г. № 5 с. 863-870

Сведения об авторах

ГЕХАЕВА ПЕТИМАТ ТАУСОВНА, к.э.н., доцент « Экономическая теория и предпринимательство», Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова, г. Грозный, Россия.

БАКАШЕВ ЭМИДИ ДАГАЕВИЧ, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент инноваций и бизнеса», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, Россия.

ГАЙРБЕКОВА МАРИАННА ИСАЕВНА, к.э.н., доцент кафедры экономики и управление в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Рос-

Information about the authors

GEHAEVA PETIMAT TAUSOVNA, Ph.D. in Economics, Associate Professor "Economic Theory and Entrepreneurship", Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia. BAKASHEV EMIDI DAGAEVICH, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Innovation and Business Management, Grozny State Petroleum Technical University named after Academician M.D. Millionshchikov. Grozny, Russia.

GAIRBEKOVA MARIANNAISAEVNA, PhD, Associate Professor of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia.

Научная статья

УДК 332.8

DOI 10.26118/2782-4586.2024.63.98.002

Ольшанская Мария Вадимовна

Российский университет дружбы народов

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ДЕВЕЛОПМЕНТЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация. В научной статье рассказывается о сущности рекомендательных систем в девелопменте и строительстве, а также сформировано авторское видение данного взаимодействия через алгоритм использования ресурсов рекомендательных систем. В частности, представлены особенности жилищного рынка России. Проведен анализ региональных норм Москвы. Например, градостроительный проект Москвы включает несколько направлений в своем развитии. Сделан вывод о том, что рекомендательные системы предлагают руководителю компании оптимальные варианты для финансирования и анализа показателей финансово-экономической сферы, что дает возможности для регулярного и оперативного мониторинга в этом направлении. Кроме этого, раскрыты особенности использования больших объемов данных информации в строительстве, рассмотрена система сессионной направленности — SBRS, что позволило подтвердить актуальность исследования и возможности развития рекомендательных систем с помощью искусственного интеллекта.

Ключевые слова: рекомендательные системы, девелопмент, строительство, многоквартирные дома, искусственный интеллект, большие базы данных.

Olshanskaya Maria Vadimovna

Peoples' Friendship University of Russia

RECOMMENDATION SYSTEMS IN DEVELOPMENT AND CONSTRUCTION

Abstract. The scientific article describes the essence of recommendation systems in development and construction, and also forms the author's vision of this interaction through the algorithm of using the resources of recommendation systems. In particular, the peculiarities of the housing market of Russia are presented. Regional norms of Moscow are analyzed. For example, the urban planning project of Moscow includes several directions in its development. It is concluded that recommender systems offer the head of the company optimal options for financing and analyzing the indicators of the financial and economic sphere, which provides opportunities for regular and operational monitoring in this direction. In addition, the peculiarities of using large amounts of data information in construction are revealed, the system of session orientation - SBRS - is considered, which allowed to confirm the relevance of the study and the possibilities of developing recommender systems with the help of artificial intelligence.

Keywords: recommendation systems, development, construction, apartment buildings, artificial intelligence, large databases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.