Научная статья на тему 'Цифровой инструментарий маркетинга в компании в условиях нестационарной инфраструктуры'

Цифровой инструментарий маркетинга в компании в условиях нестационарной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / маркетинг / цифровой маркетинг / SMM / веб-аналитика / персонализация / таргетированность / digitization / marketing / digital marketing / smm / web analytics / personalization / targetting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Учаев Валерий Александрович

Многие компании делают выбор в пользу нестационарной инфраструктуры – адаптивной, мобильной, клиентоориентированной, находящейся под непрерывным мониторингом и моментально реагирующей на динамические сдвиги во внутренней и внешней средах. Большая часть бизнес-процессов в таких компаниях протекает в онлайнпространстве, где важное значение имеют темпы реакции, индивидуализация спроса, кастомизация производства, глобальность. Традиционный инструмент маркетинга не может обеспечить эффективное функционирование подобных предприятий. В данной связи компании прибегают к новым средствам и инструментам маркетинговой деятельности – к т. н. цифровому маркетингу. В статье рассмотрены категории «цифровой маркетинг», «инструментарий цифрового маркетинга», «просьюмеризм», а также представлены ключевые характеристики цифровых средств и методов маркетинга, включая веб-аналитику и SMM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital marketing toolkit in a company with a non-stationary infrastructure

Many companies organize the business activity within the framework of a nonstationary infrastructure – adaptive, mobile, customer-oriented, under continuous monitoring and instantly responding to dynamic shifts in the internal and external environments. Most of the business processes in such companies take place in the online space, where speed of response, individualization of demand, customization of production, customer focus, and globalization are important. The traditional marketing tool cannot ensure the effective functioning of such enterprises. In this regard, companies are resorting to new means and instruments of marketing activities – i.e. digital marketing. The article examines the categories “digital marketing”, “digital marketing tools”, “prosumerism”, and also presents the key characteristics of digital marketing tools and methods, including web analytics and SMM.

Текст научной работы на тему «Цифровой инструментарий маркетинга в компании в условиях нестационарной инфраструктуры»

Цифровой инструментарий маркетинга в компании в условиях нестационарной инфраструктуры

fO

es о es

о ш m

X

<

m О X X

Учаев Валерий Александрович

аспирант, кафедра менеджмента, Институт бизнес-коммуникаций «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», vmail77@yandex.ru

Многие компании делают выбор в пользу нестационарной инфраструктуры - адаптивной, мобильной, клиентоориентированной, находящейся под непрерывным мониторингом и моментально реагирующей на динамические сдвиги во внутренней и внешней средах. Большая часть бизнес-процессов в таких компаниях протекает в онлайн-пространстве, где важное значение имеют темпы реакции, индивидуализация спроса, кастомизация производства, глобальность. Традиционный инструмент маркетинга не может обеспечить эффективное функционирование подобных предприятий. В данной связи компании прибегают к новым средствам и инструментам маркетинговой деятельности - к т. н. цифровому маркетингу. В статье рассмотрены категории «цифровой маркетинг», «инструментарий цифрового маркетинга», «просьюмеризм», а также представлены ключевые характеристики цифровых средств и методов маркетинга, включая веб-аналитику и БММ.

Ключевые слова: цифровизация, маркетинг, цифровой маркетинг, SMM, веб-аналитика, персонализация, таргетированность

Безусловно, современные информационные технологии способны многократно улучшить эффективность бизнеса, государственного управления, образования и в целом повысить уровень качества жизни населения. Для бизнес-среды цифровизация значит целостный пересмотр стратегий и подходов к менеджменту. Для того, чтобы сохранить конкурентные преимущества, современные управленцы должны получать информацию о внутренних бизнес-процессах и динамике внешней среды в режиме реального времени, собирать колоссальные по объему массивы данных для принятия решений, поддерживать устойчивые онлайн-коммуникации с клиентами, поставщиками и партнерами [4, с. 195].

Ранее - в начале 2000-х гг. - в дискуссиях о цифровой трансформации бизнеса речь шла преимущественно о высокотехнологичных компаниях, которые изначально были ориентированы на функционирование в цифровой среде и производство исключительно виртуальной продукции. Именно такие компании стали пионерами в области цифровой трансформации. Впоследствии влияние этой тенденции ощутил на себе и реальный сектор, и уже спустя два десятилетия мы наблюдаем тотальную виртуализацию менеджмента в компаниях, традиционно относимых к «аналоговым», т. е. нецифровым: сельское хозяйство, розничная торговля, строительство, транспорт, медицина.

С одной стороны, цифровая трансформация обусловила формирование множества положительных эффектов и инструментов для ведения хозяйственной деятельности, но с другой - далеко не каждый руководитель умеет корректно их применять в реальной практике. В данной связи особенно актуальным представляется рассмотрение цифрового инструментария в каждом из аспектов управления компании, и в особенности - в сфере маркетинга как наиболее подверженной влиянию тренда на «цифру».

Все чаще в научной литературе можно услышать мнение о том, что традиционная структура компании становится слишком громоздкой и «неповоротливой» в современном цифровом обществе. В данной связи многие компании делают выбор в пользу нестационарной инфраструктуры - адаптивной, мобильной, клиент-ориентированной, находящейся под непрерывным мониторингом и моментально реагирующей на динамические сдвиги во внутренней и внешней средах. В научных публикациях и диссертационных исследованиях специалисты предлагают различные термины для обозначения предприятий нового типа - «сетевое предприятие», «цифровой бизнес», «кибербизнес», e-commerce, «Интернет-компания» и проч. [2]; [5, с. 63]. Все эти терминологические категории, по сущности, обладают одной семантикой и обозначают предприятия с не-станционарной, подвижной инфраструктурой, где большая часть бизнес-процессов протекает в онлайн-пространстве, где важное значение имеют темпы реакции, индивидуализация спроса, кастомизация производства, клиентоориентирован-ность, глобальность.

Перечень этих факторов позволяет понять, что одной из сфер, подвергшихся трансформации в новых условиях, выступает сфера маркетинга и коммуникаций. Не вызывает сомнения тот факт, что традиционный инструмент маркетинга не может обеспечить эффективное функционирование предприятий

[8, с. 55]. В данной связи компании прибегают к новым средствам и инструментам маркетинговой деятельности. Компании, характеризующиеся нестационарной инфраструктурой, как правило, делают акцент на инновационных маркетинговых приемах - т. н. цифровом маркетинге.

Цифровой маркетинг (или digital-маркетинг) можно определить как (1) совокупность средств и методов оказания воздействия в виртуальной среде; как (2) методологический подход к маркетинговой деятельности; как (3) применение цифровых инструментов для осуществления маркетинговой коммуникации [i, c. 65]. Инструментарий цифрового маркетинга, в свою очередь, определяется в качестве комплекса цифровых каналов коммуникации, «обеспечивающих персонализированное и таргетированное взаимодействие с клиентами в режиме онлайн, интегрированное в общую систему маркетинговых коммуникаций и информационных технологий с целью обеспечения постоянной обратной связи с покупателями» [11, с. 127].

Кастомизация, ориентация на потребителя, готовность к мгновенным изменениям, индивидуальный подход к потребителю - все эти черты свойственны любой компании с нестационарной инфраструктурой и именно они прямо отражаются в ее маркетинговой деятельности.

Данный тезис, помимо прочего, отражает текущую тенденцию «просьюмеризма» - характеристики цивилизации постиндустриальной эпохи, описывающей своеобразное сотворчество потребителя и производителя в процессе формирования цепочки ценности продукта. Просьюмер - это передовой, осведомленный и в некотором роде профессиональный потребитель, мнение которого становится доминирующим фактором для выбора пути дальнейшего развития производителя. Безусловно, компании с нестационарной инфраструктурой есть продукт и результат увеличения доли просьюмеров в обществе [3, с. 112]. В контексте темы настоящего исследования актуальным также будет термин «цифровой просьюмеризм», обозначающий такую модель организации производства, маркетинга и сбыта, в которой потребителем является пользователь Web 2.0, а основным полем деятельности компаний, стремящихся ко взаимодействию с потребителями, выступает сетевая среда.

Цифровой маркетинг (или, в сочетании с традиционным средствами маркетинга, гибридный маркетинг) наилучшим образом встраивается в современную цифровую повестку, концепцию цифрового просьюмеризма и подходит для компаний с нестационарной инфраструктурой.

Маркетинговые коммуникации, осуществляемые в сетевой среде, обладают рядом неоспоримых преимуществ: (1) они расширяют возможности бизнеса, (2) они позволяют избирательно воздействовать на целевые группы, (3) они позволяют разъединять пользователей внутри одной целевой группы «в такой мере, в какой они хотят себя самопозиционировать в своем ближайшем окружении» [13, с. 2519]. Персонализация, таким образом, становится ключевой чертой цифрового маркетинга. Цифровой маркетинг позволяет сформировать персонализированное предложение потребителю, что в результате приводит к формированию конкурентного преимущества за счет повышения качества взаимоотношений между компанией и потребителем. Персонализация, кроме того, позволяет компании выделиться на фоне конкурентной среды, что весьма важно в текущих условиях перенасыщенного информационного поля [6, с. 101].

Цифровой потребитель осуществляет отбор сведений, продуктов и услуг уже на этапе введения ключевых слов в поисковые системы. Находясь на торговой площадке (маркет-плейсе), потребитель самостоятельно сравнивает характеристики и цены на интересующий товар, а также получает возможность фиксации обратной связи и публикации отзывов и

обзоров в открытом доступе. Пользователи, кроме того, Сети могут консультировать друг друга, самостоятельно предлагать цену поставщикам, а характеристики и объемы их заказов напрямую влияют на процессы дальнейшего производства -так, собственно, и воплощается «сотворчество», декларируемое теорией просьюмеризма.

Спектр инструментов цифрового маркетинга гораздо более широк, чем в традиционной маркетинговой коммуникации. Среди мероприятий и средств цифрового маркетинга, которые получили распространение на данный момент, можно отметить следующие: корпоративный сайт, мобильное приложение, SEO (поисковая оптимизация), SEM (поисковый маркетинг), инфлюэнс-маркетинг, автопостинг, SMM (маркетинг в социальных медиа), контекстная реклама, реклама в программах, компьютерных играх и иных видах формах цифровой продукции [10, с. 205]. Маркетологи, кроме того, работают с такими сервисами, как площадки для покупки сайта (Telderi, Bluehost, GoDaddy, A2 Hosting и др.), сайты для мониторинга рекламы конкурентов (SimilarWeb, Pr-cy.ru, Pabler.pro и др.), сервисы для отслеживания упоминания компании или бренда в социальных сетях (Mention), сервисы для уточнения информации об электронных письмах (Unisender, YesMail и др.). Обобщенно эти и другие инструменты принято именовать веб-аналитикой.

Перечень инструментария веб-аналитики, существующего сегодня, безусловно, не исчерпывается вышеотмеченными средствами. В целом основной фокус внимания лиц, занятых в области веб-аналитики, локализован в таких областях, как аккумуляция и анализ данных о рынке и конкурентах, мониторинг и коррекция кампаний и публикация сообщений посредством различных каналов и платформ. Несмотря на все преимущества цифровой аналитики, следует также сказать: не существует универсального набора цифровых каналов и инструментов подходящих любому предприятию. Каждая компания должна выработать собственную маркетинговую траекторию и следовать ей - типовые, шаблонные варианты маркетинга в Сети не существуют и вряд ли появятся в будущем.

Таблица 1

Отличительные функции инструментов Google Analytics и Ян-

Функциональные черты и преимущества Google Analytics Функциональные черты и преимущества Яндекс.Метрика

Большее количество настраиваемых и отчетных параметров, чем в иных аналогичных системах. Функция «Вебвизор» - видеозапись поведения пользователя на сайте (перемещение курсора, набор текста и проч.). Позволяет улучшить юзабилити сайта и повысить конверсию.

Система регулярных оповещений. Качественная визуализация графиков и диаграмм.

Возможность разделять задачи и данные по исполнителям. «Тепловая карта» кликов пользователей.

Простота интеграции с корпоративными CRM-платформами. Понятный интерфейс.

Функция «Представления» позволяет формировать срезы данных и разделять статистику на категории. Карты кликов и ссылок позволяют отображать сведения о наиболее кликабельных элементах и ссылках. Позволяет находить редко используемые элементы и убрать их.

Отчёт в режиме реального времени (сколько пользователей находится сейчас на сайте, как они перешли на сайт, какие вкладки открывают). Карта скроллинга - отображает области, на которых задерживаются посетители сайта.

Многоканальные последовательности - оценка вклада всех источников трафика в совершенную конверсию. Аналитика форм - получение сведений о взаимодействии клиентов с заполняемой формой.

События - мониторинг всех действий посетителя на сайте. Монетизация - анализ результатов размещения рекламы на сайте.

Когортный анализ. Нагрузка на сайт - время открытия страниц, присутствие ботов, трафик.

X X О го А С.

X

го m

о

Примечание: собственная разработка на основе данных [12], [6, с. 102]

м о м

CJ

fO CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Рассмотрим некоторые инструменты подробнее. В целях сбора сведений о рынке в целом, поведении пользователей и конкурентов данных большинство маркетологов применяют два основных инструмента - Google Analytics и Яндекс.Метрика. Несмотря на примерно аналогичный функционал и целевое предназначение, в практике маркетинга чаще всего возникает потребность использовать оба инструмента в комплексе, что обусловлено разным качеством работы по разным параметрам анализа (Табл. 1). Известно, к примеру, что Google Analytics более точно и полно способен работать с данными, поступающими в одноименную поисковую систему, а Яндекс.Метрика, соответственно, работает на основании сведений поисковой системы Яндекс.

Как показывает практика последних лет, компании все чаще предпочитают позиционировать себя в новом контексте - как одушевленный организм, как команду, как социально ответственную и социально активную единицу и, кроме того, сокращать коммуникативную дистанцию между собой и потребителем. В этих целях неотъемлемым атрибутом современных компаний становится присутствие и активность в социальных сетях.

Ранее социальные сети были предназначены исключительно для личного контента, но впоследствии бизнес-структуры стали размещать в них и корпоративный контент. Сегодня же корпоративный контент активно маскируется под личный, «живой» - так компания обретает «человеческое лицо» и становится более интересна пользователям, особенно если конкурентные структуры продолжают реализовывать стратегии конвенционального позиционирования.

Таблица 2

Инструмент Описание

Контент-маркетинг Контент представляет собой любое содержимое, направляемое целевой аудитории. В категорию контента входит нейминг, изображения, видео, текстовые описания, видео, прямые эфиры, комментарии. Качество контента определяет уровень эффективности остальных инструментов SMM.

Комьюнити-менеджмент Управление сообществом представляет собой взаимодействие с пользователями в рамках группы (сообщества), аккаунта или паблика в социальных сетях. Комьюнити-менеджер набирает аудиторию для паблика, «отрабатывает» негативный фидбек, стимулирует аудиторию к активности.

Инфлюэнс-маркетинг Инфлюенсеры (лидеры мнений) - блогеры, которые обладают широкой аудиторией и отличаются позитивной рецепцией общественности [Манаева, с. 45]. Сотрудничество с блогерами носит, как правило, кратковременный характер (до 1 года). Влияние (influence), которым располагает блогер, распространяется на компанию, которая с ним сотрудничает, в чем и заключается основной механизм инфлюэнс-маркетинга.

Органическая реклама Органическая реклама представляет собой размещение платных публикаций в популярных группах и пабликах. Как правило, компании выбирают группы, подписчики которых выступают ее целевой аудиторией.

Игры в социальных сетях Компания создает игру, в которой присутствует брендирован-ная атрибутика или знаковые персонажи. В иной ситуации компания интегрирует свои бренды в существующую игру. Дорогостоящий, но эффективный инструмент маркетинга.

Круговое продвижение Компания использует развитый канал коммуникации для того, чтобы привлечь аудиторию в еще не разработанный канал (группу, аккаунт).

Конкурсы Конкурсы и розыгрыши, предлагаемые компанией, в которых участники должны (1) упомянуть своих друзей в посте, что положительно скажется на популяризации корпоративного аккаунта; (2) оставить комментарий под корпоративным сообщением; (3) пригласить в корпоративную группу знакомых.

Кросс-промо При реализации кросс-промо компания договаривается с партнерами (не конкурентами, но компаниями, имеющими аналогичную целевую аудиторию) об обмене маркетинговыми мероприятиями, проведении совместных кампаний и т.п.

Эфемерный контент Прямые эфиры, исчезающие сообщения и посты - наиболее развивающийся вид контента в социальных сетях.

Поисковая оптимизация В социальных сетях существует внутренний поиск, который также может быть оптимизирован для того, чтобы результат поиска, выгодный компании, ранжировался выше, чем другие.

Примечание: 45] и др.

собственная разработка на основе данных [7], [9, с.

Можно сказать, что цифровой маркетинг во многом формируется в пространстве социальных сетей, что позволяет предположить возникновение в ближайшей перспективе термина «социальный цифровой маркетинг». Попытки деятельности в социальных сетях, предпринимаемые маркетологами около 10 лет назад, быстро обнаружили проблему отсутствия эффективного инструментария. Сегодня же арсенал специалистов по социальному маркетингу включает в себя сотни различных приложений. Более того, колоссальный спрос на средства продвижения в социальных сетях породил значительное число «черных» и «серых» методов SMM (которые, тем не менее, редко применяются авторитетными компаниями из-за возможной утраты аккаунта и репутационного ущерба).

Рассмотрим наиболее популярные инструменты SMM-маркетинга (Таблица 2):

Маркетинговая коммуникация в социальных сетях возводит вышеописанный тренд на персонализацию на новый уровень: сообщения, приходящие пользователям посредством социальных сетей, воспринимаются более доверительно, подсознательно классифицируются ими в качестве личной рекомендации. Таргетированность (направленность маркетинговой коммуникации на узкие группы целевой аудитории [11, с. 129]) представляет собой основное свойство маркетинга в социальных сетях и также является индикатором персонализа-ции. Кроме того, таргетированность позволяет сократить диффузию финансовых средств, выделенных предприятием на маркетинг, за счет целевого направления усилий маркетологов на нужных пользователей.

В заключение следует назвать еще одну специфическую черту цифрового маркетинга - подвижность и необходимость адаптации к сверхбыстрой динамике внешней среды. Едва ли возможно выбрать оптимальный набор каналов и инструментов, который будет эффективно функционировать на протяжении следующих 5-10 лет. Цифровой маркетинг постоянно обновляется, и маркетологи должны отслеживать новейшие тенденции и внедрять инновации в свою работу. Флюидность инфраструктуры современных компаний, таким образом, повторяет флюидность маркетинг-микса - в противном случае компания, следующая неизменным маркетинговым стратегиям, рискует упустить конкурентные преимущества в условиях динамичного рынка.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Изменчивость внешней среды вынуждает многие компании отказываться от конвенциональных схем организации бизнес-процессов в пользу построения особой - нестационарной - инфраструктуры. Подобная трансформация во многом обусловлена процессами цифровизации.

2. Гибкость в бизнес-подходах компании обязательно предполагает применение инструментов цифрового маркетинга. Цифровой маркетинг наилучшим образом встраивается в современную цифровую повестку и подходит для компаний с нестационарной инфраструктурой.

3. Инструменты цифрового маркетинга - это комплекс цифровых каналов и средств коммуникации, обеспечивающих персонализированное и таргетированное взаимодействие с потребителями в Сети, интегрированное в общую систему маркетинговых коммуникаций.

4. Спектр инструментов цифрового маркетинга более широк, чем в традиционной маркетинговой коммуникации. Среди распространенных инструментов цифрового маркетинга можно отметить следующие: корпоративный сайт, мобильное приложение, SEO , SEM, инфлюэнс-маркетинг, автопостинг, SMM, контекстная реклама, реклама в программах, компьютерных играх и иных видах формах цифровой продукции, платформы для мониторинга рекламы конкурентов, сервисы для

отслеживания упоминания компании, сервисы для уточнения информации об электронных письмах. В целях сбора о рынке в целом, поведении пользователей и конкурентов данных большинство маркетологов применяют два основных инструмента - Google Analytics и Яндекс.Метрика.

5. Неотъемлемым атрибутом современных компаний становится присутствие и активность в социальных сетях. Основные инструменты SMM-маркетинга - это контент-маркетинг, комьюнити-менеджмент, инфлюэнс-маркетинг, органическая реклама, игры в социальных сетях, круговое продвижение, конкурс, кросс-промо, эфемерный контент, поисковая оптимизация.

Литература

1. Азарян, Е. М. Теоретические основы и моделирование механизма цифрового маркетинга для розничного торгового оператора / Е. М. Азарян, Д. Э. Возиянов // Вестник Института экономических исследований. - 2020. - №1 (17). - С. 62-70.

2. Алешникова, В. И. Цифровой маркетинг мест: практики взаимодействия с целевыми аудиториями / В. И. Алешникова // Вестник ГУУ. - 2022. - №7. - С. 71-81.

3. Будрин, А. Г. Digital маркетинговые коммуникации в условиях развития медиапросьюмеризма / А. Г. Будрин, А. В. Солдатова, М. М. Зонис // Экономика и экологический менеджмент. - 2020. - №2. - С. 111-120.

4. Грудистова, Е. Г. Развитие цифровых компетенций и цифрового маркетинга как средство обеспечения конкурентоспособности экономических субъектов / Е. Г. Грудистова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. -

2020. - №2 (16). - С. 195-204.

5. Денисенко, И. А. Маркетинговые коммуникации на рынке инновационных товаров / И. А. Денисенко, Н. В. Шашло, А. В. Кузубов // Сервис +. - 2021. - №1. - С. 58-66.

6. Иванченко, О. В. Веб-аналитика в формировании исследовательской информационно-коммуникационной инфраструктуры маркетинга отношений / О. В. Иванченко, Е. В. Ба-рауля // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2020. - №1 (69). - С. 100-106.

7. Инструменты SMM: ТОП-15. - 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://statusbrew.com/insights/instrumenty-smm/. - Дата доступа: 31.10.2023.

8. Костин, К. Б. Классификация инструментов цифрового маркетинга для предприятий отечественного и международного туристского бизнеса / К. Б. Костин // Экономика и управление. - 2016. - №1 (123). - С. 55-57.

9. Манаева, Е. В. Новые коммуникационные технологии социальных сетей в российском бизнесе / Е. В. Манаева // ИБР.

- 2019. - №3 (36). - С. 43-46.

10. Матросова, Е. Г. Клиентоориентированность в цифровую эру / Е. Г. Матросова // Социально-гуманитарные знания.

- 2017. - №12. - С. 204-211.

11. Миронова, О. А. SMM-продвижение как эффективный инструмент маркетинга в условиях цифровизации экономики / О. А. Миронова, Р. М. Богданова // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2020.

- №1 (69). - С. 126-132.

12. Осипова, Н. Яндекс.Метрика VS Google Analytics / Н. Осипова // СПБ-медиа. - 2023. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mediasp.ru/metrika-analytics/#:~:text=%D0% %D0%B5. - Дата доступа: 31.10.2023.

13. Щепакин, М. Б. Гибридный маркетинг как инструмент развивающегося digital-пространства / М. Б. Щепакин // ЭПП. -

2021. - №11. - С. 2513-2536.

Digital marketing toolkit in a company with a non-stationary infrastructure Uchaev V.A.

St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Many companies organize the business activity within the framework of a non-stationary infrastructure - adaptive, mobile, customer-oriented, under continuous monitoring and instantly responding to dynamic shifts in the internal and external environments. Most of the business processes in such companies take place in the online space, where speed of response, individualization of demand, customization of production, customer focus, and globalization are important. The traditional marketing tool cannot ensure the effective functioning of such enterprises. In this regard, companies are resorting to new means and instruments of marketing activities - i.e. digital marketing. The article examines the categories "digital marketing", "digital marketing tools", "prosumerism", and also presents the key characteristics of digital marketing tools and methods, including web analytics and SMM. Keywords: digitization, marketing, digital marketing, smm, web analytics,

personalization, targetting References

1. Azaryan, E. M. Theoretical foundations and modeling of the digital marketing

mechanism for a retail trade operator / E. M. Azaryan, D. E. Voziyanov // Bulletin of the Institute of Economic Research. - 2020. - No. 1 (17). - P. 62-70.

2. Aleshnikova, V. I. Digital marketing of places: practices of interaction with target

audiences / V. I. Aleshnikova // Bulletin of the State University of Management. -

2022. - No. 7. - pp. 71-81.

3. Budrin, A. G. Digital marketing communications in the context of the development

of media consumerism / A. G. Budrin, A. V. Soldatova, M. M. Zonis // Economics and environmental management. - 2020. - No. 2. - pp. 111-120.

4. Grudistova, E. G. Development of digital competencies and digital marketing as a

means of ensuring the competitiveness of economic entities / E. G. Grudistova // Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, sociological and economic sciences. - 2020. - No. 2 (16). - pp. 195-204.

5. Denisenko, I. A. Marketing communications in the market of innovative goods / I. A.

Denisenko, N. V. Shashlo, A. V. Kuzubov // Service +. - 2021. - No. 1. - pp. 5866.

6. Ivanchenko, O. V. Web analytics in the formation of research information and

communication infrastructure for relationship marketing / O. V. Ivanchenko, E. V. Baraulya // Vestnik RGEU RINH. - 2020. - No. 1 (69). - P. 100-106.

7. SMM tools: TOP-15. - 2023. [Electronic resource]. - Access mode:

https://statusbrew.com/insights/instrumenty-smm/. - Access date: 10/31/2023.

8. Kostin, K. B. Classification of digital marketing tools for enterprises of domestic and

international tourism business / K. B. Kostin // Economics and management. -2016. - No. 1 (123). - pp. 55-57.

9. Manaeva, E. V. New communication technologies of social networks in Russian

business / E. V. Manaeva // IBR. - 2019. - No. 3 (36). - pp. 43-46.

10. Matrosova, E. G. Customer focus in the digital era / E. G. Matrosova // Social and

humanitarian knowledge. - 2017. - No. 12. - pp. 204-211.

11. Mironova, O. A. SMM promotion as an effective marketing tool in the context of

digitalization of the economy / O. A. Mironova, R. M. Bogdanova // Bulletin of the RGEU RINH. - 2020. - No. 1 (69). - pp. 126-132.

12. Osipova, N. Yandex.Metrica VS Google Analytics / N. Osipova // SPB-media. -

2023. [Electronic resource]. - Access mode: https://mediasp.ru/metrika-analytics/#:~: - Access date: 10/31/2023.

13. Shchepakin, M. B. Hybrid marketing as a tool for the developing digital space / M.

B. Shchepakin // EPP. - 2021. - No. 11. - pp. 2513-2536.

X X О го А С.

X

го m

о

to о to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.