Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ'

ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / РОБОТИЗАЦИЯ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / НЕЙРОСЕТИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валинурова Л. С., Мазур Н. З.

Статья посвящена анализу и систематизации цифровых инструментов, внедряемых в процессы управления предприятиями. Представлены различные подходы к определению категорий «цифровизация» и «цифровая трансформация». На примере стадий цифровой трансформации выявлена эволюционная динамика цифровизации корпоративной среды. Рассмотрены статистические показатели цифровой зрелости российских компаний. Перечислены примеры цифровых инструментов, применяемых в различных сегментах системы управления предприятием. Отмечается, что после внедрения точечных цифровых инструментов, эффективизирующих функционирование конкретного департамента (стадии I-II), предприятие может внедрить комплексные цифровые экосистемы - виртуальные «двойники» систем управления предприятием (стадии III-V), а также инструменты, основанные на искусственном интеллекте и дата-аналитике (полная цифровая трансформация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY DIGITAL TOOLS FOR CORPORATE MANAGEMENT

The article is devoted to the analysis and systematization of digital tools introduced into enterprise management processes. Various approaches to the definition of the categories “digitalization” and “digital transformation” are presented. On the example of the stages of digital transformation, the evolutionary dynamics of the digitalization of the corporate environment is revealed. The statistical indicators of digital maturity of Russian companies are considered. Examples of digital tools used in various segments of the enterprise management system are listed. It is noted that after the introduction of point digital tools that improve the functioning of a particular department (stages I-II), an enterprise can implement complex digital ecosystems - virtual “clones” of the components of an enterprise management system (stages III-V), as well as tools based on artificial intelligence and data analytics (full digital transformation).

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»

Цифровой инструментарий управления предприятиями

Валинурова Лилия Сабиховна

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой инновационной экономики, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», [email protected]

Мазур Наталья Зиновьевна

доктор экономических наук, профессор кафедры инновационной экономики, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», И[email protected]

Статья посвящена анализу и систематизации цифровых инструментов, внедряемых в процессы управления предприятиями. Представлены различные подходы к определению категорий «цифровизация» и «цифровая трансформация». На примере стадий цифровой трансформации выявлена эволюционная динамика цифровизации корпоративной среды. Рассмотрены статистические показатели цифровой зрелости российских компаний. Перечислены примеры цифровых инструментов, применяемых в различных сегментах системы управления предприятием. Отмечается, что после внедрения точечных цифровых инструментов, эффективизирующих функционирование конкретного департамента (стадии 1-11), предприятие может внедрить комплексные цифровые экосистемы - виртуальные «двойники» систем управления предприятием (стадии Ш^), а также инструменты, основанные на искусственном интеллекте и дата-аналитике (полная цифровая трансформация).

Ключевые слова: бизнес-процесс, цифровизация, цифровая трансформация, автоматизация, роботизация, большие данные, нейросети, информатизация, цифровой инструмент, менеджмент

Терминологическая категория «цифровизация» представляет собой одну из наиболее дискуссионных концепций современного научного массива и медийного дискурса. Несмотря на продолжительную историю исследования (более 30 лет) и колоссальное число публикаций, посвященных различным аспектам цифровой трансформации общества, универсальной дефиниции понятия «цифровизация» до сих пор не выработано. В общем виде цифровизацию можно определить как процесс разработки и имплементации цифровых систем в процессы взаимодействия государства, общества и человека [5, с. 52].

В зависимости от конкретного сегмента научного знания подходы к определению термина «цифровизация» можно условно разделить на четыре группы. Во-первых, цифровиза-цию рассматривают с позиций юриспруденции - в контексте нормативно-правового регулирования правоотношений, возникающих в рамках новой «цифровой» реальности. Во-вторых, в психологии, социологии и дидактике цифровизацию принято обозначать как новый способ бытия человека, новый тип реальности, основанной на цифровом инструментарии; а также как процесс индивидуализации любой сферы деятельности современного человека [5, с. 51]. Схожим образом цифровизация дефинируется в контексте гуманитарных и философских исследований. Наконец, в экономике и менеджменте под термином «цифровизация» подразумевают тенденцию эффективного мирового развития, сущность которой - в преобразовании информации в цифровую форму в контексте цифровой экономики.

Е. В. Катрин предлагает определять термин «цифровиза-ция» в узком и широком смыслах; в узком смысле цифровиза-ция - это комплекс экономических, управленческих, социальных цифровых, компьютерных, информационных, электронных и сетевых технологий, а в более обобщенном понимании цифровизацию следует определить как «новую социальную реальность, которая несет в себе постепенное вытеснение всех аналоговых объектов» [5, с. 51]. Н. Ю. Набиева указывает, что ключевой сущностной чертой цифровизации выступает электронно-цифровой формат данных, который, в свою очередь, изменяет характер социальных и экономических процессов и ведет в конечном итоге к повышению экономического потенциала и росту качества жизни [10, с. 115]. Кроме того, циф-ровизацию можно понимать как один из этапов инструментального развития общества: изначально человечество использовало механические орудия, затем наступила эпоха электрификации, сменившаяся на компьютеризацию. Цифровизация, знаменующая собой завершение этапа тотальной компьютеризации, также является стартом нового цивилизационного «витка» - этапа интеллектуализации.

Цифровизация, как следует из приведенных выше дефиниций, оказывает колоссальное влияние на социальное и экономическое развитие современного общества. В данной связи во многих исследованиях данный термин отождествляется с понятием «цифровая трансформация». Иногда «цифровая трансформация» обозначает результат цифровизации, эффект от цифровизации [1, с. 84].

В научном массиве существует несколько подходов к типологии цифровых инноваций, внедряемых на предприятиях. И. Н. Косарева и В. П. Самарина предлагают дифференцировать

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

fO CS

0

CS

<0

01

о ш m

X

3

<

m О X X

цифровой инструментарий в бизнес-среде следующим образом: (1) инструменты, работающие с данными «на входе» и собирающие их (1оТ, датчики, промышленные дроны); (2) инструменты внутрисистемной обработки данных (искусственный интеллект, Большие Данные, блокчейн, смартконтрактинг); (3) инструменты, работающие с данными «на выходе», т.е. генерирующие продукт, основанный на выходных данных (робототехника, 3D-принтеры, дополненная и виртуальная реальность) [6, с. 3]. Классифицировать управленческий цифровой инструментарий можно также по отделам предприятия, в которых он применяется (бухгалтерские программные интерфейсы

- бухгалтерия, веб-портал для поиска сотрудников - кадры, системы-органайзеры для менеджментов по работе с клиентами

- секретари, менеджеры)

По нашему мнению, особый интерес представляет классификация цифровых инструментов на основании критерия степени цифровой трансформации. Развитие цифровой трансформации предприятий исследуется с помощью уровней, которые отражают степень проникновения цифровых технологий в работу компании. Подобные уровни обозначают прогрессивную эволюцию предприятия с момента точечного внедрения персональных компьютеров на рабочих местах до полноценной цифровой трансформации. Каждый последующий уровень предполагает все более широкое использование цифровых технологий и более глубокую интеграцию процессов и систем в функционирование предприятия. Подобная классификация позволяет получить представление об эволюционной динамике цифровизации корпоративной среды и типах инструментов, характерных для каждой из фаз цифровизации (Таблица 1):

Таблица 1

Классификация корпоративных цифровых инструментов в контек-

Стадия Инструментарий

I. Точечная автоматизация процессов Использование аналоговых процессов и документов. Отсутствие автоматизации и цифровых систем. Ограниченное применение компьютеров и сети Интернет на рабочих местах руководителей и/или секретарей.

II. Автоматизация Внедрение базовых систем автоматизации бизнес-процессов. Переход к инструментам цифрового хранения и обработки данных. Применение электронной почты, электронных таблиц и других базовых цифровых инструментов.

III. Интеграция цифровых инструментов в работу предприятия Внедрение цифровых систем для синхронизации бизнес-процессов. Интеграция различных систем и приложений для обмена информацией; формирование цифровой экосистемы всего предприятия. Использование цифровых платформ для управления клиентским опытом и взаимодействия с партнерами и иными заинтересованными лицами.

IV. Оптимизация работы предприятия посредством цифровых инструментов Использование аналитических методов обработки данных для принятия управленческих решений. Автоматизация бизнес-процессов посредством передовых технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение. Разработка стратегии тотальной цифровой трансформации предприятия на основе цифровых инноваций.

V. Уровень цифровой трансформации Полная «оцифровка» всех аспектов бизнеса. Применение передовых технологий, таких как интернет вещей (IoT), блокчейн, анализ больших данных (Big Data) на всех производственных участках. Имплементация инновационных подходов к бизнес-моделям и разработка новых цифровых продуктов и услуг.

Следует детальнее рассмотреть специфику цифровизации в процессах управления предприятиями. Имплементация инновационных технологий привела к существенным изменениям в предпринимательской деятельности [4, с. 288]. Тем не менее, по мнению экспертов, уровень «цифровой зрелости» российских компаний ощутимо отстает от общемирового. По результатам комплексного исследования отечественных предприятий, проведенного SAP и Deloitte в 2021 г., наиболее «оцифрованными» в России являются предприятия отраслей IT и автомобилестроения [8, с. 38]; тем не менее, индекс цифровой зрелости российских компаний в целом существенно отстаёт от уровня стран Европы и США. Причинами подобного отставания И. Н. Горбова с соавт. называют (1) консерватизм управленцев; (2) отсутствие информации об эффективных цифровых инструментах в менеджменте; (3) малое количество специализированного российского ПО на рынке [3, с. 91].

По данным на 2020 г. 83% российских компаний находятся на первой и второй стадиях цифровизации, что говорит об отсутствии у них комплексной электронной экосистемы (CRM-си-стемы, организованного сбора и анализа данных, возможности анализировать аудиторию и ее запросы) [12]. При этом к 2022 г. показатели цифровой трансформации существенно улучшились: уровень достижения цифровой зрелости (III стадия, Таблица 1) российских компаний составил 65,8%; объем вложений в отечественные IT-решения составил практически 522 млрд руб. (прирост по сравнению с 2021 г. - 157,4%). Подобная динамика свидетельствует о том, что отечественной экономике удается адаптироваться к новым реалиям и эффективно выстроить совместную работу в цифровом пространстве [14].

Таким образом, как следует из Таблицы 1, помимо точечных цифровых инструментов, эффективизирующих функционирование конкретного департамента (стадии I-II), предприятие может внедрить комплексные цифровые экосистемы -виртуальные «двойники» компонентов системы управления предприятием (стадии III-V). Подобные экосистемы объединяют все функциональные области и процессы управления (работа с поставщиками, клиентами, управление производством и складом, учет и отчетность, управление персоналом). Как правило, в данном случае речь идет об ERP-системах. М. Ф. Меняев определяет ERP-инструментарий как комплекс технологий, поддерживающих «реализацию соответствующих деловых и технологических процессов в экономическом межсетевом пространстве» [9, с. 623].

Следует отметить, что выбор конкретного цифрового инструмента обусловлен не только субъективными предпочтениями и «бэкграундом» руководителя, но и типом хозяйственной деятельности предприятия. В частности промышленные компании, в том числе российские, изготавливающие сложные конструкционные изделия, внедряют среду Siemens Digital Industries Software (и включаемые в него программы-утилиты Teamcenter, NX CAD, Polarion). Teamcenter, к примеру, позволяет управлять гетерогенными инженерными данными о конкретном изделии и систематизировать их согласно производственным процессам и стадиях жизненного цикла. Данная среда активно внедряется в тех промышленных предприятиях, которые располагают удаленными друг от друга отделениями, заводами, цехами. Система позволяет сформировать централизованную базу данных об изделиях и обеспечивает доступ к тому фрагменту данных, которые уполномочен видеть конкретный пользователь. Продукт NX CAD - инструмент, реализующий автоматическое 3D- и 4D-проектирование изделий любой сложности [8, с. 39-40]. Polarion, в свою очередь, представляет собой единую платформу, собирающую информацию обо всех бизнес-процессах системы менеджмента качества; ПО проверяет соответствие всех процессов требованиям по каче-

Примечание: источник - собственная разработка автора

ству на этапах разработки и проектирования изделия, производства, контроля и наладки, а также при последующей модификации.

В контексте деятельности производственных предприятий особое значение имеют вопросы охраны труда. Как правило, данный производственный участок является одним из наиболее проблемных, кроме того, он крайне редко подвергается автоматизации. Причинами этого могут быть как незаинтересованность руководителей, так и отсутствие поддержки от других подразделений (отдел кадров, информационных технологий, производство). Тем не менее, как показывает реальная практика, имплементация цифровых инструментов в систему охраны труда непосредственно сказывается на снижении травматизма на предприятиях. Электронные системы позволяют осуществлять мониторинг исполнения норм рабочими и специалистами, отслеживать прохождение обучения, медосмотров, контролировать заполнение документации или отчетов. Сегодня на российском рынке представлено несколько программных решений по охране труда: «Олимпокс: предприятие», «Охрана труда для 1С: Предприятие», биософт, ЭСМО HSE («Квазар») [13, с. 145].

Вполне очевидно, что среди всех функций, выполняемых работниками предприятия, наиболее просто и беспрепятственно поддается автоматизации функция секретаря (помощника руководителя). В данной связи на рынке представлено множество видов «секретарского» ПО для компьютеров и приложений для мобильных устройств. Среди наиболее распространенных отметим Booknetic (США), Intasker (Россия), программный комплекс «Секретарь» (Россия), IDonethis (США) и др. Данные программы способствуют автоматизации составления графиков, бронирования, контроля за исполнение задач руководителя, сотрудников и самого секретаря. Практически в каждой отечественной юридической фирме, консультационном бюро, образовательном учреждении, фитнес-клубе, медицинском учреждении можно встретить программное обеспечение подобного рода. Благодаря синхронизации графиков и календарей все созданные события автоматически сохраняются как в календарях администратора (секретаря), так и в календарях руководителя и сотрудников. Данная функция позволяет секретарю осуществлять контроль над рабочим процессом и соответствующим образом корректировать их графики. Постепенно такие программы расширяют свой функционал и встраивают в экосистему другие известные цифровые инструменты. Booknetic, к примеру, способен отправлять уведомления по электронной почте, SMS и WhatsApp; в нем имеются встроенные службы онлайн-платежей PayPal, Stripe и WooCommerce. Кроме того, разработчики программы предусмотрели ее интеграцию с сервисом Zoom, за счет чего секретарь может назначать и проводить виртуальные совещания.

Отделы рекламы и маркетинга, как правило, в абсолютном большинстве внедряют в работу цифровые инструменты - это обусловлено самой спецификой деятельности специалистов этих отделов. Ранее маркетинговые и рекламные стратегии подразумевали проведение мероприятий в «аналоговом» формате, тогда как на современном этапе практически все рекламные площадки, а также средства рекламного и маркетингового воздействия существуют исключительно онлайн.

Цифровые инструменты, используемые маркетологами, специалистами в области SMM или рекламы, как правило, редко представляет собой комплексные экосистемы с обширным функционалом. Такие программы и приложения чаще сосредоточены на реализации одной функции - работа с контентом, отложенный постинг, парсинг аудиторий, дата-аналитика, биржи блоггеров, сервис работы с комментариями, конструктор кампаний, SEO-анализ и продвижение, хранение данных.

Среди российских программ, широко используемых специалистами обозначенной выще области, можно отметить платформу «Биржа Главреда», бот «Геннадий», SMM-planner, Pepper.Ninja; примерами зарубежного ПО являются Marketo, HubSpot, SharpSpring, Iterable [11] и др. Полномасштабные экосистемы для маркетинга и рекламы представлены в меньшем количестве. В качестве примера приведем продукт ActiveCampaign - CRM-систему, включающую различные другие плагины по автоматизации маркетинга, продаж и технической поддержке клиентов [15].

Как отмечено выше, на современном этапе большинство российских предприятий находятся на промежуточных стадиях цифровой трансформации (Таблица 1). Едва ли можно констатировать достижение какой-либо компанией стадии полной цифровизации. По А. А. Крюковой, индикаторами перехода к полной цифровой трансформации следует считать одновременное внедрение «Больших Данных» наряду с Интернетом вещей, блокчейном и нейросетями [7, с. 215]. При наличии всех четырех типов инструментов можно говорить о том, что компания успешно завершила цифровую трансформацию.

Наиболее близкими к данной стадии являются крупные российские корпорации (банки, торговые сети, крупные структуры сферы услуг), а также компании-гиганты, действующие, как правило, в условиях монополии (сырьевые компании, железные дороги). Среди подобных компаний наиболее показательным примером цифровой трансформации является компания «Газпром нефть». Компания использует весь спектр производственных и управленческих инноваций, а также повсеместно внедряет дата-аналитику во всех бизнес-процессах. На текущий момент функционеры компании инициировали ряд крупномасштабных проектов, в которых определяющую роль играет технология Big Data. В частности, «Газпром нефть» занимается разработкой алгоритмов для автоматизации выбора наиболее эффективной системы разработки месторождений, оптимизации режимов работы на осваиваемых месторождениях, увеличения эффективности выработки остаточных извлекаемых запасов [2, с. 129].

Таким образом, внедрение цифровых технологий позволяет предприятиям автоматизировать процессы, повышать эффективность операций, улучшать взаимодействие с клиентами и оптимизировать принятие управленческих решений. Цифровая трансформация бизнеса в России представляет собой актуальную и важную задачу, требующую поддержки со стороны государства, предоставления соответствующих инфраструктурных ресурсов и программ развития цифровых компетенций. Непрерывные усилия по стимулированию цифровой трансформации предприятий могут способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики в глобальном масштабе и обеспечить устойчивое экономическое развитие страны.

Литература

1. Блинова, У. Ю. Цифровая экономика: терминологический дискурс / У. Ю. Блинова, Н. К. Рожкова, Д. Ю. Рожкова // Вестник ГУУ. - 2022. - №1. - С. 82-88.

2. Бобель, Д. Н. Big Data в системе менеджмента качества / Д. Н. Бобель // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №9-1. - С. 127-129.

3. Горбова, И. Н. Управленческие инновации в условиях цифровизации деятельности бизнес-структур / И. Н. Горбова, И. И. Михалев, Д. А. Суханов // ЕГИ. - 2022. - №42 (4). - С. 8995.

4. Каинов, Е. А. Цифровизация как современное направление развития системы управления в производственных

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

СО CS

о

CS

<e

предприятиях / Е. А. Каинов, А. А. Дерябина, А. Р. Халисла-мова // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2020. - №4. - С. 286-293.

5. Катрин, Е. В. Цифровизация: научные подходы к определению термина / Е. В. Катрин // Вестник ЗабГУ. - 2022. - №5. - С. 49-54.

6. Косарева, И. Н. Особенности управления предприятием в условиях цифровизации / И. Н. Косарева, В. П. Самарина // Вестник евразийской науки. - 2019. - №3. - 9 с.

7. Крюкова, А. А. Ключевые инструменты цифровой экономики и их влияние на деятельность современной компании / А. А. Крюкова, Я. Ш. Хисравова // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №3 (28). - С. 214-216.

8. Кудрявцева, С. С. Технологии цифровизации систем менеджмента качества бизнес-процессов предприятия / С. С. Кудрявцева, И. Р. Матусевич, Р. А. Халиулин // Известия Самарского научного центра РАН. - 2022. - №4 (108). - С. 37-41.

9. Меняев, М. Ф. Инструменты цифровой экономики на предприятии / М. Ф. Меняев // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2021. - №16-1. - С. 621-624.

10. Набиева, Н. Ю. Цифровизация: понятие и особенности / Н. Ю. Набиева // Форум молодых ученых. - 2022. - №3 (67). -С. 115-118.

11. Полезные программы для маркетологов // Университет «Синергия». - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://synergy.ru/akademiya/management/poleznyie_programmyi _dlya_marketologov#:~:text=%D0%A2%D0%9E%D0%9F%2D20 %20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1 %80%D0%B0%D 0%BC%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BC %D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1 %82%D0%BE%D0% BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2,ActiveCampaign%20% D0%BB%D1 %83%D1%87%D1 %88%D0%B8%D0%BC%20%D0 %B8%D0%BD%D1%81%D1 %82%D1 %80%D1 %83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D 0%BB%D1 %8F%20%D0%B0%D0%B2%D1 %82%D0%BE%D0% BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0 %B8%D0%B8. - Дата доступа: 06.06.2023.

12. Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего // Подробнее на РБК. - 2021 : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innova-

tion/60b4cb349a79473d14ea025f. - Дата доступа: 06.06.2023.

13. Соловьев, С. Н. Цифровизация и автоматизация процессов в охране труда, как важный элемент в СУОТ / С. Н. Соловьев // Вестник науки. - 2022. - №5 (50). - С. 141 -146.

14. Цифровая трансформация в России: итоги 2022 года и планы на 2023 год // Система ГАРАНТ . - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/arti-cle/1605871/. - Дата доступа: 06.06.2023.

15. Zadeh, N. Top 9 Tools to Automate Your Business Management. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.booknetic.com/blog/tools-to-automate-your-business-management. - Дата доступа: 06.06.2023.

О ш m

X

Key digital tools for corporate management Valinurova L.S., Mazur N.Z.

Ufa University of Science and Technology (UUST)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The article is devoted to the analysis and systematization of digital tools introduced into enterprise management processes. Various approaches to the definition of the categories "digitalization" and "digital transformation" are presented. On the example of the stages of digital transformation, the evolutionary dynamics of the digitalization of the corporate environment is revealed. The statistical indicators of digital maturity of Russian companies are considered. Examples of digital tools used in various segments of the enterprise management system are listed. It is noted that after the introduction of point digital tools that improve the functioning of a particular department (stages 1-11), an enterprise can implement complex digital ecosystems - virtual "clones" of the components of an enterprise management system (stages III-V), as well as tools based on artificial intelligence and data analytics (full digital transformation). Keywords: business process, digitalization, digital transformation, automation, ro-

botization, big data, neural networks, information, digital tool, management References

1. Blinova, U. Yu. Digital economy: terminological discourse / U. Yu. Blinova, N. K.

Rozhkova, D. Yu. Rozhkova // Vestnik GUU. - 2022. - No. 1. - S. 82-88.

2. Bobel, D. N. Big Data in the quality management system / D. N. Bobel // International

Journal of the Humanities and Natural Sciences. - 2021. - No. 9-1. - S. 127-129.

3. Gorbova, I. N. Management innovations in the conditions of digitalization of busi-

ness structures / I. N. Gorbova, I. I. Mikhalev, D. A. Sukhanov // EGI. - 2022. -No. 42 (4). - S. 89-95.

4. Kainov, E. A. Digitalization as a modern direction of development of the manage-

ment system in manufacturing enterprises / E. A. Kainov, A. A. Deryabina, A. R. Khalislamova // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". - 2020. - No. 4. - S. 286-293.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Katrin, E. V. Digitalization: scientific approaches to the definition of the term / E. V.

Katrin // Vestnik ZabGU. - 2022. - No. 5. - S. 49-54.

6. Kosareva, I. N. Features of enterprise management in the context of digitalization /

I. N. Kosareva, V. P. Samarina // Bulletin of Eurasian Science. - 2019. - No. 3. -9 s.

7. Kryukova, A. A. Key tools of the digital economy and their impact on the activities

of a modern company / A. A. Kryukova, Ya. Sh. Khisravova // ANI: economics and management. - 2019. - No. 3 (28). - S. 214-216.

8. Kudryavtseva, S. S., Matusevich I. R., Khaliulin R. A. Technologies for digitalization

of enterprise business process quality management systems // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2022. - No. 4 (108). - S. 37-41.

9. Menyaev, M. F. Tools of the digital economy at the enterprise / M. F. Menyaev //

Russia: trends and development prospects. - 2021. - No. 16-1. - S. 621-624.

10. Nabieva, N. Yu. Digitalization: concept and features / N. Yu. Nabieva // Forum of

Young Scientists. - 2022. - No. 3 (67). - pp. 115-118.

11. Useful programs for marketers // Synergy University. - 2022 [Electronic resource].

- Access mode: https://synergy.ru/akademiya/management/poleznyie_program-myi_dlya_marketolo-

gov#:~:text=%D0%A2%D0%9E%D0%9F%2D20%20%D0%BF%D1%80%D0% BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D 1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%

D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE% D0%B2,ActiveCampaign%20%D0%BB%D1%83%D1% 87%D1%88%D0%B8%D0%BC%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1 %80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%

BD%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B 0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%

D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. -Access date: 06/06/2023.

12. Five levels of business digitalization: how to become a company of the future in

Russia // Read more at RBC. - 2021: [Electronic resource]. - Access mode: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60b4cb349a79473d14ea025f. - Access date: 06/06/2023.

13. Solovyov, S. N. Digitalization and automation of processes in labor protection, as

an important element in OSH / S. N. Solovyov // Science Bulletin. - 2022. - No. 5 (50). - S. 141-146.

14. Digital transformation in Russia: results of 2022 and plans for 2023 // System GAR-

ANT. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.garant.ru/arti-cle/1605871/. - Access date: 06/06/2023.

15. Zadeh, N. Top 9 Tools to Automate Your Business Management. - 2023 [Elec-

tronic resource]. - Access mode: https://www.booknetic.com/blog/tools-to-auto-mate-your-business-management. - Access date: 06/06/2023.

3

<

m

о

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.