Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ЗАЩИТА ДАННЫХ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестягин П. Н.

Статья посвящена теоретическим и прикладным вопросам, связанным с цифровой трансформацией бизнеса с позиций конкурентоспособного развития. Рассмотрены существующие подходы к определению термина «цифровая трансформация бизнеса»; за основу принят широкий подход к дефинированию данной категории (цифровая трансформация бизнеса - многогранный процесс, предполагающий имплементацию цифрового инструментария в разных областях деятельности предприятия). Рассмотрены подходы к оценке готовности бизнеса к цифровизации и планированию реализации соответствующей стратегии. Автор отмечает, что цифровая трансформация - это продолжительный и пофазный процесс, в ряде случае длящийся несколько лет, в связи с чем представлены классификации этапов цифровой трансформации и типы предприятий, дифференцированные по критерию степени цифровизации. Рассматриваются риски цифровизации для бизнеса, в частности, информационная уязвимость и глобализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нестягин П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A TOOL FOR COMPETITIVE DEVELOPMENT OF AN ENTERPRISE

The article analyzes the theoretical and applied issues related to the digital transformation of business from the standpoint of competitive development. Existing approaches to the definition of the term "digital transformation of business" are considered; a broad approach to the definition of this category was adopted as a basis (digital business transformation is a multifaceted process that involves the implementation of digital tools in different areas of the enterprise). Approaches to assessing the readiness of a business for digitalization and planning the implementation of an appropriate strategy are considered. The author notes that digital transformation is a long-term and phase-by-phase process, in some cases lasting several years, in connection with which the classifications of digital transformation stages and types of enterprises, differentiated by the criterion of the degree of digitalization, are presented. The risks of digitalization for business are considered, in particular, data secutity and globalization.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Цифровизация как инструмент конкурентоспособного развития предприятия

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Нестягин Павел Николаевич

аспирант, кафедра региональной и отраслевой экономики, Университет управления «ТИСБИ», pnestyagin@mail.ru

Статья посвящена теоретическим и прикладным вопросам, связанным с цифровой трансформацией бизнеса с позиций конкурентоспособного развития. Рассмотрены существующие подходы к определению термина «цифровая трансформация бизнеса»; за основу принят широкий подход к дефинированию данной категории (цифровая трансформация бизнеса - многогранный процесс, предполагающий имплементацию цифрового инструментария в разных областях деятельности предприятия). Рассмотрены подходы к оценке готовности бизнеса к циф-ровизации и планированию реализации соответствующей стратегии. Автор отмечает, что цифровая трансформация - это продолжительный и пофазный процесс, в ряде случае длящийся несколько лет, в связи с чем представлены классификации этапов цифровой трансформации и типы предприятий, дифференцированные по критерию степени цифровизации. Рассматриваются риски цифровизации для бизнеса, в частности, информационная уязвимость и глобализация. Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, конкурентоспособность, автоматизация, защита данных, глобализация

В контексте традиционной парадигмы ведения бизнеса базисом для формирования конкурентных преимуществ выступала классическая триада «качество - цена - обслуживание». В современных условиях она все еще остается актуальной, будучи дополненной четвертым компонентом - «инновации». Речь идет о том,что современные бизнес-структуры, стремящиеся обеспечить значимое и стабильное конкурентное преимущество на рынке, должны комплексно имплементировать инновации на всех уровнях - от производства до доставки готовой продукции [10, с. 135].

Когда речь идет об инновациях в бизнесе, в абсолютном большинстве случаев подразумевается введение в деятельность предприятия цифровых технологий. Обилие и разнообразие подобных технологий и их колоссальный потенциал в плане повышения конкурентоспособности компаний привели к тому, что все чаще в научных кругах и в бизнес-среде встречается термин «цифровая трансформация бизнеса». При этом единства в его понимании до сих пор нет; некоторые авторы де-финируют данную категорию довольно общо, давая лишь общее представление о сущности цифровизации предпринимательской деятельности. Встречаются, кроме того, узкие и широкие подходы к интерпретации цифровой трансформации бизнес-процессов. Следуя логике узких интерпретаций, можно сказать, что цифровая трансформация бизнеса есть внедрение современных технологий в организации: создание Интернет-сайта, чат-бота, официальных аккаунтов в социальных сетях [1, с. 26]. По сущности, такой подход отождествляет цифровую трансформацию бизнеса с усилиями по обеспечению виртуального присутствия компании в глобальной Сети и свойственен, в большей степени, исследованиям, проводимым более десятилетия назад. Встречается также позиция, в рамках которой цифровая трансформация бизнеса приравнивается к автоматизации, роботизации производства, осуществляемой с целью увеличения прибыли и повышения конкурентного статуса компании на рынке.

В современных исследованиях отмечается, что понятие «цифровая трансформация бизнеса» гораздо шире, чем автоматизация производственных процессов и «выход» бизнеса в сетевое пространство; оно, по Т. В. Агафоновой и С. В. Пироговой, включает в себя множество преобразований: (1) имплементацию новых технологий (искусственный интеллект, блокчейн, анализ больших данных, Интернет вещей и проч.); (2) преобразование продуктов и предложений; (3) реструктуризацию компании; (4) обновление стратегии развития и корпоративной культуры [1, с. 26]. Соответственно, за последние годы как исследователи, так и руководители компаний постепенно пришли к осознанию того, что трансформация - не просто точечное внедрение «цифры» в бизнес, а комплексное преобразование подхода к ведению хозяйственной деятельности.

Е. А. Нигай, в свою очередь, говорит о том, что цифровая трансформация бизнеса - многогранный процесс, предполагающий имплементацию цифрового инструментария в разных областях деятельности предприятия и на разных стадиях развития его производственной и управленческой подсистем [10, с. 134]. В публикации Е. Ю. Апхановой и Л. В. Бирюковой можно встретить схожий поход: «цифровизация <...> - не простое обновление оборудования, программного обеспечения, а инновационная концепция управления, вносящая изменения во все сферы деятельности предприятия»; результат качественно реализованной бизнес-цифровизации -это, во-первых, повышение производительности труда и уровня удовлетворённости потребителей, во-вторых, -сокращение производственного цикла (увеличение темпа производства), в-третьих - эффективизация процессов дистрибьюции и продаж [2, с. 22]. Благоприятным «побочным» эффектом цифровой трансформации бизнеса можно назвать формирование устойчивой положительной репутации компании и лояльности ее внутренней среды - как рядовых сотрудников, так и менеджмента.

К. Ю. Архипов и Д. С. Крышкова подходят к дефини-рованию исследуемого нами термина достаточно общо: цифровизация бизнес-процессов, по мнению авторов, -естественный итог эволюции бизнеса, которые, используя возможности цифрового инструментария, оптимизируется и адаптируется к новым социоэкономическим реалиям [3, с. 4]. Безусловно, существующие дефиниции цифровой трансформации бизнеса не исчерпываются вышеперечисленными; данная тематика становится чрезвычайно актуальной в российской и зарубежной науке, что порождает множество новых авторских позиций по поводу сущности цифровой трансформации. Это можно объяснить тем, что цифровизация в той или иной степени затрагивает любой бизнес, а бизнесы, следующие принципиально и исключительно «аналоговому» подходу, быстро снижают свои конкурентные позиции -вплоть до ухода с рынка.

Цифровизация бизнеса, таким образом, - тенденция необратимая и глобальная, что подтверждается, во-первых, наблюдением за практикой многих успешных компаний и, во-вторых, многочисленными статистическими данными. Многие компании внедряют цифровые средства в повседневные бизнес-процессы, и это касается не только крупных предприятий, но и стартапов, что, в свою очередь, экспоненциально увеличивает объем соответствующего сегмента цифрового рынка. На конец 2020 г. 70 % компаний разработали собственные стратегии по цифровой трансформации. Согласно существующим прогнозам, к 2023 г. прибыль компаний, успешно реализовавших цифровую трансформацию, будет составлять более половины мирового валового внутреннего продукта, или 53,3 трлн долларов США. Наиболее активно цифровые бизнес-стратегии внедряются компаниями в сфере услуг (95% на 2021 г.), в финансовом секторе (93%) и здравоохранения (92%) [13]. Цифровиза-ция происходит и в российском бизнес-пространстве [11, с. 102]; флагманы цифровизации бизнеса в России - финансово-кредитные организации (Тинькофф Мобайл, СберМобайл, ВТБ Мобайл [7, с. 7]). При этом, тогда как опыт крупных компаний в плане цифровой трансформации является известным, общедоступным и неоднократно проанализированным, налицо недостаток теоретико-прикладных разработок в области цифрови-зации среднего и малого бизнеса.

В данной связи следует обратиться к тому, каким образом происходит цифровая трансформация бизнеса и каким образом она способна повлиять на конкурентоспособность предприятия. Отметим, что без детальной оценки возможностей цифровой трансформации конкурентоспособность бизнеса в ее результате может не только не возрасти, но и существенно ухудшиться, цифровая трансформация, реализованная без четкого планирования, поэтапного «эскиза» измерений может привести к существенным временным и финансовым потерям, вызвать массовый отток сотрудников и даже прервать производственные и логистические цепочки. Таким образом, прежде чем принять окончательное решение о цифровой трансформации, следует приложить усилия по предварительной оценке и анализу, оформив их результаты в стратегию цифровизации. А. П. Соколова с соавт. говорят о том, что первым шагом в цифровой трансформации является поиск ответов на следующие вопросы,

1. Какова степень важности цифровизации для компании и роста ее конкурентоспособности?

2. Какие аспекты функционирования бизнеса подлежат цифровизации(организационная модель, производство продуктов, маркетинговая стратегия, логистическая цепочка, корпоративная культура и проч.)?

3. Каким образом и за счет каких ресурсов компания способна осуществить цифровую трансформацию? [11, с. 104].

Уточненный подход к предварительной оценке готовности бизнеса к цифровизации представил М. В Ботна-рюк, автор предлагает применять широко известную методику SWOT-анализа, но с позиции исследования аспектов цифровизации - посредством введения особых «цифровых» критериев (К1 - цифровая компетенция, К2 - цифровизация производства, КЗ - цифровизация бизнеса, К4 - тренды цифровизации, К5 - практики внедрения цифровых технологий) [5, с. 31]. Данный подход позволяет обозначить актуальные риски и возможности, сильные и слабые стороны бизнеса в процессе цифровой трансформации. Критерий К1, фиксирующий уровень цифровой компетенции, является индикатором уровня готовности, умений и навыков работников предприятия в области прикладной имплементации цифровых технологий. Критерий К2, обозначающий текущий уровень цифровизации производства, позволяет понять «точку отсчета» в трансформации бизнеса, безусловно, в компании, где цифровизация выражена исключительно в форме базового пакета MS Office, трансформационный путь окажется более продолжительным и сложным, нежели в компании, которая частично функционирует онлайн. Критерий КЗ - уровень цифровизации бизнеса - отображает степень внедрения «цифры» в организационно-коммуникативные процессы, протекающие в компании. Значимыми представляются и другие критерии - (1) тренды цифровизации, определяющий соответствие вектора развития предприятия передовым технологиям; (2) практики внедрения цифровых технологий - риски и преимущества внедрения цифрового инструментария в деятельность предприятия [5, с. 32].

В случае принятия положительного решения о цифровой трансформации и при определении масштабов подобных цифровых реформ запускается, непосредственно, трансформационный процесс. Безусловно, цифровая трансформация, даже для малого бизнеса с ограниченным набором управленческих и организаци-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

онных функций, не может быть одномоментной; цифровая трансформация - это продолжительный и пофаз-ный процесс, в ряде случае длящийся несколько лет.

В современной отечественной и зарубежной науке уже неоднократно были предприняты попытки классифицировать этапы цифровой трансформации на основании различных критериев. При этом, множество исследователей говорят о том, что далеко не все компании проходят все этапы цифровой трансформации - существуют ситуации, когда бизнес, находясь на одном из промежуточных этапов трансформации, достигает желаемого уровня конкурентоспособности, а дальнейшее продвижение в плане цифровизации, напротив, снизить стабильность функционирования бизнеса либо же будет сопряжено с излишними материальными издержками. В таких случаях сознательная остановка на одном из этапов цифровой трансформации нам представляется вполне оправданной.

Е. А. Нигай предлагает следовать следующей классификации этапов цифровой трансформации предприятий: точечное внедрение цифровых инструментов, частичная синхронизация, полная синхронизация и «живая ДНК» [10, с. 136-137]. На фазе точечного внедрения цифровизации («разрозненная цифровизация»)автоматизируются некоторые процессы, производственные и/или организационные. По мере повышения степени цифровизации работы в различных подразделениях компании ее руководство приходит к осознанию того, что цифровые технологии, применяемые в разных отделах, могут и должны быть объединены, интегрированы в цельную виртуальную среду (происходит переход от частичной к полной синхронизации). В идеальной ситуации «оцифровки» бизнеса технологии становятся частью его «генетического кода» [10, с. 137]. В публицистике и научных исследованиях можно встретить еще одну схожую поэтапную типологию: лоскутная автоматизация, связанность сервисов, полная автоматизация.

Согласно этапу цифровизации, на котором в конкретный момент находится предприятие, можно выделить типы бизнеса (классификация предприятий по уровню принятия цифровой реальности):

1. Аналоговый бизнес, где имплементация цифровых решений носит стихийный, фрагментарный характер.

2. Бизнес, частично локализованный в онлайн-среде, где активно задействуются информационные технологии, в особенности - каналы сбыта и коммуникации.

3. Виртуальный бизнес, где нет привязки к физическим активам, а степень вовлечения диджитал-техноло-гий максимальна [10, с. 137].

Как правило, большинство компаний относятся ко второму типу из представленной выше классификации; такие компании, как правило, прибегают к инструментарию Warehouse Management System (управление складскими запасами), Electronic data interchange (обмен данными), Transport Management System (виртуальное управление логистическими процессами) и т. п. Как правило, подобные компании ранее представляли собой полностью аналоговый бизнес, но по мере динамических изменений внешней среды начали все чаще применять средства информатизации. Причина этого кроется в том, что один и тот же товар по аналогичным ценам сегодня, как правило, реализуют множество поставщиков, и ценовой фактор конкурентоспособности ослабевает, соответственно, компаниям требуется удерживать

потребителей иными способами - за счет удобства оформления заказа, оперативности работы, отслеживания (трекинга) статуса заказа онлайн и проч. [6, с. 1577].

Роль цифровой трансформации в плане повышения конкурентоспособности предприятия колоссальна. С точки зрения маркетинга и продвижения товаров и услуг, к примеру, цифровизация открывает новые возможности в плане применения нейронных сетей, автоматизации прогнозирования спроса и предложения, продвижения товаров в Сети [2, с. 26]. Электронный бизнес весьма ощутимо влияет на изменение рыночных механизмов: малые фирмы, справедливо отмечают О. Л. Безгачева с соавт., могут успешно соперничать с крупными, что практически невозможно в традиционных аналоговых контекстах [4, с. 48].

При этом, оборотной стороной цифровизации бизнеса является его информационная уязвимость. Тогда как ранее данные, принадлежащие предприятиям, были представлены в бумажной форме и получить доступ к ним было достаточно затруднительно, сегодня вся деятельность компании фиксируется в виртуальной среде, что, в свою очередь, актуализирует вопросы хранения и анализа данных [8, с. 136]. Для того, чтобы сохранять конкурентоспособность, компания должна конструировать и содержать надежную систему защиты информации, которая будет противостоять ки-беругрозам. Среди киберугроз, которые способны оказать ощутимое негативное воздействие на успешность предприятия, можно выделить следующие:

- взлом компьютерных сетей предприятия с целью хищения технической и экономической информации о разрабатываемой продукции со стороны конкурентов;

- остановка работы предприятия посредством вируса-шифровальщика (1) со стороны конкурентов - для ослабления конкурентных позиций, либо (2) со стороны третьих лиц - для получения денежных средств за разблокировку систем;

- манипуляции стоимостью котировок ценных бумаг компании на биржах;

- прочие типы киберугроз: скрытый майнинг, инъекции вредоносного программного обеспечения и т. п. [8, с. 137].

Вторым значимым риском, формируемым в результате цифровой трансформации бизнеса, является снижение конкурентоспособности по причине наличия множества виртуальных игроков на рынке. С. Н. Миронов указывает: «цифровизация в сочетании с глобализацией -это современный мегатренд, влияющий на международный бизнес-ландшафт и открывающий возможности для новых бизнес-моделей» [9, с. 210]. Однако, помимо новых возможностей глобализация виртуальной среды создает множество трудностей для бизнеса. Речь идет о том, что глобализация привела к изменению в поведении, модели потребления, динамике и характере ведения бизнеса [12, с. 60]. Ранее бизнес соперничал исключительно с предприятиями своего региона, в последующем, по мере совершенствования логистики, - с предприятиями страны, а сегодня компания должна оставаться конкурентоспособной на мировой арене, ведь глобализация влечет за собой трангранич-ность потребителя - любой, даже самый мелкий товар сегодня можно заказать из любой страны мира, в том числе из той, где стоимость его производства будет экстремально низкой, и в таких условиях сохранять прежнюю конкурентоспособность оказывается зачастую весьма затруднительным или даже невозможным.

Таким образом, цифровая трансформация бизнеса -основная черта, характеризующая специфику развития современных компаний. От того, насколько успешно предприятие пройдет переход к «цифре» зависит, в конечном итоге, его возможность составлять достойную конкуренцию на рынке. При этом нельзя сказать, что полная виртуализация представляет собой исключительную цель каждой компании; для многих компаний вполне эффективной будет являться частичная цифро-визация, т. е. автоматизация только тех процессов, которые автоматизировать рационально. Нельзя сказать, что переход бизнеса в цифровое пространство априори выступает залогом повышения его конкурентоспособности, более того, цифровизация во множестве случаев влечет за собой различные риски и угрозы, которые могут, напротив, снизить рыночные позиции предприятия.

Литература

1. Агафонова, Т. В. Цифровизация бизнес-процессов / Т. В. Агафонова, С. В. Пирогова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №12-1. - С. 26-29.

2. Апханова, Е. Ю. Цифровизация бизнеса в России: возможности и проблемы / Е. Ю. Апханова, Л. В. Бирюкова // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2021. - №1 (105). - С. 2127.

3. Архипов, К. Ю. Цифровизация бизнес-процессов / К. Ю. Архипов, Д. С. Крышкова // Евразийский Союз Ученых. - 2021. - №3-8 (84). - С. 4-5.

4. Безгачева, О. Л. Трансформация бизнеса в условиях цифровизации современной экономики / О. Л. Без-гачева, И. Ф. Меркулова, Ю. Г. Янкевич, Е. Г. Цыплакова // Инновации и инвестиции. - 2020. - №2. - С. 47-50.

5. Ботнарюк, М. В. Инструменты определения готовности бизнеса к цифровизации / М. В. Ботнарюк // ЭВ. -2021. - №1 (24). - С. 30-34.

6. Казарян, М. А. Цифровизация взаимодействия бизнеса с поставщиками / М. А. Казарян, М. А. Коваленко // StudNet - 2021. - №6. - С. 1575-1580.

7. Кухаренко, Е. Г. Трансформация моделей ведения бизнеса в условиях цифровизации / Е. Г. Кухаренко, Ю. Н. Соломина // Экономика и качество систем связи. -2021. - №2 (20). - С. 3-12.

8. Махалина, О. М. Цифровизация бизнеса увеличивает затраты на информационную безопасность / О. М. Махалина, В. Н. Махалин // Управление. - 2020. - №1. -С. 134-140.

9. Миронов, Н. С. Подходы к классификации организаций по уровню цифровизации бизнес-процессов / Н. С. Миронов // Финансовые рынки и банки. - 2022. - №5. -С. 210-213.

10. Нигай, Е. А. Процесс цифровизации бизнеса: от точечной оцифровки бизнес-процессов к цифровой трансформации / Е. А. Нигай // ЭТАП. - 2022. - №2. - С. 134-145.

11. Соколова, А. П. Управление бизнесом в условиях цифровизации экономики / А. П. Соколова, К. А. Се-викян, Д. А. Стенько // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №11-3. - С. 101-105.

12. Чуракова, А. А. Влияние цифровизации на развитие гостиничного бизнеса / А. А. Чуракова // Журнал прикладных исследований. - 2021. - №4. - С. 59-66.

13. 72 Vital Digital Transformation Statistics. 2021/2022 Spending, Adoption, Analysis & Data // Finance Online. -2022 [Electronic source]. - Mode of access. https://financesonline.com/digital-transformation-statistics/. - Date of access. 24.11.2022.

Digitalization as a tool for competitive development of an enterprise Nestyagin P.N.

TISBI University of Management

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article analyzes the theoretical and applied issues related to the digital transformation of business from the standpoint of competitive development. Existing approaches to the definition of the term "digital transformation of business" are considered; a broad approach to the definition of this category was adopted as a basis (digital business transformation is a multifaceted process that involves the implementation of digital tools in different areas of the enterprise). Approaches to assessing the readiness of a business for digitalization and planning the implementation of an appropriate strategy are considered. The author notes that digital transformation is a long-term and phase-by-phase process, in some cases lasting several years, in connection with which the classifications of digital transformation stages and types of enterprises, differentiated by the criterion of the degree of digitalization, are presented. The risks of digitalization for business are considered, in particular, data secutity and globalization. Keywords: digitalization, digital transformation, competitiveness, automation,

data protection, globalization References

1. Agafonova, T. V. Digitalization of business processes / T. V. Agafonova, S.

V. Pirogova // Economics and business: theory and practice. - 2020. -No. 12-1. - S. 26-29.

2. Apkhanova, E. Yu. Digitalization of business in Russia: opportunities and

problems / E. Yu. Apkhanova, L. V. Biryukova // Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law. - 2021. - No. 1 (105). - S. 21-27.

3. Arkhipov, K. Yu. Digitalization of business processes / K. Yu. Arkhipov, D.

S. Kryshkova // Eurasian Union of Scientists. - 2021. - No. 3-8 (84). - P. 4-5.

4. Bezgacheva, O. L. Business transformation in the conditions of digitalization of the modern economy / O. L. Bezgacheva, I. F. Merkulova, Yu. G. Yankevich, E. G. Tsyplakova // Innovations and investments. -2020. - No. 2. - S. 47-50.

5. Botnaryuk, M. V. Tools for determining business readiness for digitalization

/ M. V. Botnaryuk // EV. - 2021. - No. 1 (24). - S. 30-34.

6. Kazaryan, M. A. Digitalization of business interaction with suppliers / M. A.

Kazaryan, M. A. Kovalenko // StudNet. - 2021. - No. 6. - S. 1575-1580.

7. Kukharenko, E. G. Transformation of business models in the context of

digitalization / E. G. Kukharenko, Yu. N. Solomina // Economics and quality of communication systems. - 2021. - No. 2 (20). - P. 3-12.

8. Makhalina, O. M. Digitalization of business increases the cost of

information security / O. M. Makhalina, V. N. Makhalin // Management. -2020. - No. 1. - S. 134-140.

9. Mironov, N. S. Approaches to the classification of organizations according

to the level of digitalization of business processes / N. S. Mironov // Financial markets and banks. - 2022. - No. 5. - S. 210-213.

10. Nigai, E. A. The process of business digitalization: from point digitization of business processes to digital transformation / E. A. Nigai // ETAP. -2022. - No. 2. - S. 134-145.

11. Sokolova, A. P. Business management in the context of digitalization of the economy / A. P. Sokolova, K. A. Sevikyan, D. A. Stenko // Economics and business: theory and practice. - 2021. - No. 11-3. - S. 101-105.

12. Churakova, A. A. The impact of digitalization on the development of the hotel business / A. A. Churakova // Journal of Applied Research. - 2021. - No. 4. - S. 59-66.

13. 72 Vital Digital Transformation Statistics: 2021/2022 Spending, Adoption, Analysis & Data // Finance Online. - 2022 [Electronic source]. - Mode of access: https://financesonline.com/digital-transformation-statistics/. -Date of access: 11/24/2022.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.