Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИЗНЕСЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

2543
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимова Е.А., Ермишин М.В.

На сегодняшний день цифровые технологии имеют огромное значение как в нашей повседневной жизни, так и в существовании и функционировании предприятий в любой из отраслей экономики. Бесспорным фактом является то, что с каждым годом увеличивается влияние цифровых технологий (таких как различные «умные» устройства, приложения для анализа Big Data, Интернет вещей, технологии машинного обучения, сервисы когнитивной аналитики и т.д.) на процессы управления в бизнес-структурах, при чем вышеперечисленные инструменты увеличивают свою значимость и уже не только экзистенциально важны для выживания любого участника рынка, но и являются неотъемлемой частью цифровой экосистемы, связывающей государство, бизнес и общество. В данной статье рассматриваются особенности применения современных цифровых технологий в бизнес-структурах. Современные цифровые технологии оказывают существенное влияние на бизнес-процессы и модели, а их широкое применение обусловлено такими факторами, как технологическое развитие и широкая доступность результатов научно-технического прогресса, экономический рост, а также изменения в потребительском поведении. Пандемия Covid-19 с введением повсеместных локдаунов, режимов самоизоляции, и, как следствие, введением дистанционного формата работы, в том числе поспособствовала тому, что бизнес стал стремительно осваивать цифровые инструменты в организации коммерческой деятельности, что способствует динамичной автоматизации и цифровизации существующих бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN BUSINESS

Today, digital technologies are of great importance both in our daily life and in the existence and functioning of enterprises in any of the sectors of the economy. It is an indisputable fact that every year the influence of digital technologies (such as various "smart" devices, Big Data analysis applications, the Internet of Things, machine learning technologies, cognitive analytics services, etc.) on business management processes is increasing. structures, while the above tools are increasing their importance and are not only existentially important for the survival of any market participant, but are also an integral part of the digital ecosystem that connects the state, business and society. This article discusses the features of the use of modern digital technologies in business structures. Modern digital technologies have a significant impact on business processes and models, and their widespread use is due to factors such as technological development and the wide availability of scientific and technological progress, economic growth, and changes in consumer behavior. The Covid-19 pandemic with the introduction of widespread lockdowns, self-isolation regimes, and, as a result, the introduction of a remote work format, among other things, contributed to the fact that businesses began to rapidly master digital tools in organizing commercial activities, which contributes to the dynamic automation and digitalization of existing business processes.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БИЗНЕСЕ»

Применение современных цифровых технологий в бизнесе

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Sulimova.EA@rea.ru

Ермишин Максим Вадимович

бакалавр Высшей школы менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», mister-erm@yandex.ru

На сегодняшний день цифровые технологии имеют огромное значение как в нашей повседневной жизни, так и в существовании и функционировании предприятий в любой из отраслей экономики. Бесспорным фактом является то, что с каждым годом увеличивается влияние цифровых технологий (таких как различные «умные» устройства, приложения для анализа Big Data, Интернет вещей, технологии машинного обучения, сервисы когнитивной аналитики и т.д.) на процессы управления в бизнес-структурах, при чем вышеперечисленные инструменты увеличивают свою значимость и уже не только экзистенциально важны для выживания любого участника рынка, но и являются неотъемлемой частью цифровой экосистемы, связывающей государство, бизнес и общество.

В данной статье рассматриваются особенности применения современных цифровых технологий в бизнес-структурах. Современные цифровые технологии оказывают существенное влияние на бизнес-процессы и модели, а их широкое применение обусловлено такими факторами, как технологическое развитие и широкая доступность результатов научно-технического прогресса, экономический рост, а также изменения в потребительском поведении. Пандемия Covid-19 с введением повсеместных локдаунов, режимов самоизоляции, и, как следствие, введением дистанционного формата работы, в том числе поспособствовала тому, что бизнес стал стремительно осваивать цифровые инструменты в организации коммерческой деятельности, что способствует динамичной автоматизации и цифровизации существующих бизнес-процессов. Ключевые слова: цифровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, инвестиции, бизнес-структуры.

На сегодняшний день цифровые технологии имеют огромное значение как в нашей повседневной жизни, так и в существовании и функционировании предприятий в любой из отраслей экономики. Бесспорным фактом является то, что с каждым годом увеличивается влияние цифровых технологий (таких как различные «умные» устройства, приложения для анализа Big Data, Интернет вещей, технологии машинного обучения, сервисы когнитивной аналитики и т.д.) на процессы управления в бизнес-структурах, при чем вышеперечисленные инструменты увеличивают свою значимость и уже не только экзистенциально важны для выживания любого участника рынка, но и являются неотъемлемой частью цифровой экосистемы, связывающей государство, бизнес и общество.

Прежде всего стоит разобраться, какие именно цифровые технологии управления чаще всего выделяют не только современные теоретики, но и ведущие практики, например, члены советов директоров и высшего менеджмента отечественных и зарубежных компаний. Согласно различным источникам, выделяют разное количество ключевых цифровых технологий, чье влияние превалирует в управлении бизнес-структурами.

Важнейшей составляющей является мотивация и цели инвестирования в современные цифровые технологии. Главной целью существования бизнеса является получение прибыли, а также создание добавочной стоимости, таким образом, закономерный выводом мотивации инвестиций в цифровые технологии является максимизация прибыли.

При чем если обратиться к исследованию одной из компаний Big4 - PwC, то мы увидим, что мотивация членов советов директоров и топ-менеджмента разнится: часть опрошенных считает, что внедрение цифровых технологий поможет увеличить выручку, другая же часть респондентов уверена, что сможет добиться максимизации прибыли за счет сокращения издержек в долгосрочной перспективе [1]. Однако, всеобщие денежные вливания в мир цифровых технологий не обусловлены лишь коммерческим аспектом, также для руководства компаний важно, что внедрение цифровых технологий обеспечивает повышение качества обслуживания клиентов. Несомненно, два данных аспекта плотно коррелируют между собой и экзистенциально важны для компании: повышение качества обслуживания клиентов повышает их лояльность, сокращает временные и трудовые издержки, тем самым помогая компании развиваться более эффективно. Компания, оптимизирующая процессы, увеличивающая объемы выручки и повышающая маржинальность, имеет больше ресурсов для реинвестирования и завоевания лидерских позиций на рынках. К прочим аспектам важности инвестиций в цифровые технологии, которые респонденты в опросе для PricewaterhouseCoopers посчитали важными, можно отнести выход на новые рынки, создание принципиально новых, инновационных продуктов, а также хеджирование рисков.

Стоит заметить, что при всех оптимистичных аспектах внедрения технологий, существует ряд проблем и ограничений, мешающих компаниям полноценно подхватить инновационные веяния. Главной современной проблемой является нехватка специалистов, способных поддерживать внедрение и использование цифровых технологий на должном уровне. На многих предприятиях все чаще прибегают к собственным методикам обучения и повышения квалификации персонала путем учреждения тренингов, реальных бизнес-кейсов, и все больше инвестируют в кадровое развитие.

Однако, кадровый дефицит далеко не единственная проблема, стоящая на пути успешного внедрения цифровых технологий в процессы управления и ппроизводства. Одной из ключевых сложностей, особенно в отечественной практике, является закостенелость систем взаимодействия в компаниях. Негибкие и медленные процессы, начиная от принятия любого уровня решений, заканчивая непосредственной продажей товара или оказанием услуги, не оптимальны и требуют реструктуризации для внедрения цифровых технологий. Стоит учесть и такой важный вопрос, как отсутствие как таковой интеграции новых и существующих технологий, применяемых даже в крупнейших компаниях. Переход на принципиально новые программные обеспечения, софты, приложения сулит под собой значительные риски обеспечения бесперебойности производства и поставок, что вызывает опасения менеджмента и директоров, а как следствие тормозит процесс перехода на прорывные технологии.

Для того, чтобы организации на рынке могли грамотно и полноценно оценивать, внедрять и использовать современные технологии цифрового производства, нужно четко понимать их классификацию. Существует множество вариантов градаций и классификаций современных информационно-коммуникационных технологий.

Рассмотрим функциональную составляющую цифровых технологий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это определенный инструментарий, который используется для решения конкретных специализированных задач в различных предметных областях. Если говорить про функциональную составляющую ИКТ, то речь будет идти о реализации типовых процедур обработки информации в той или иной выбранной предметной области. Отметим, что функциональные ИКТ строятся на базе обеспечивающих технологий и направлены именно на автоматизацию существующих процессов.

Обеспечивающие ИКТ модифицируются в функциональные, при чем делается это как специалистами в данной области, так и непосредственно пользователями, в зависимости от сложности технологии и поставленного круга задач. Хорошим примером «перетекания» обеспечивающих технологий в функциональные является ведение бухгалтерского учета организацией с помощью применения числовых и текстовых редакторов.

Одним из важных аспектов классификации ИКТ является деление по использованию пользовательского интерфейса, говоря иначе, по возможностям доступа пользователей к различным информационным ресурсам в процессе непосредственной обработки информации: пакетные ИКТ; диалоговые ИКТ; сетевые ИКТ.

Пакетные ИКТ характеризуются тем, что все выполняемые операции происходят по заранее определенному и прописанному алгоритму, а пользователь не имеет возможности влиять на ход выполнения задания. То есть пользователь выполняет ряд определенных действий с массивом информации и задает вводные данные, которые затем обрабатываются в определенном автоматизированном порядке, откуда и идет название «пакетные». Отличным примером пакетных ИКТ, как в современных корпоративных реалиях, так и уже в жизни практически каждого человека, является коммуникация с помощью электронной почты, а именно непосредственный процесс отправки писем, а также выполнение ряда данных в Excel с помощью прописанного макроса. Диалоговые информационные технологии подразумевают более гибкий подход и позволяют пользователю взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени с анализом и проработкой промежуточных результатов, предоставляют возможность для внесения корректировок и изменения переменных в течение процесса. Сетевые информационные технологии обеспечивают широкие возможности доступа пользователям к территориально распределенным ресурсам, в том числе созданным другими пользователями. Сетевые технологии являются неотъемлемой частью корпоративного взаимодействия внутри любой компании, где данные, расположенные на закрытых сетевых папках внутри организации, подразумевают одновременный доступ к имеющейся информации, а также дают возможность ее параллельного редактирования.

ИКТ на базе распределенных сетей являются основным способом организации сетевого взаимодействия во всех корпорациях, особенно с широкой географией представленности филиалов.

Следующим типом классификации ИКТ является деление по принципу построения: функционально ориентированные ИКТ; объектно-ориентированные иКт.

Функционально построенные ИКТ характеризуются разделением всей деятельности на отдельные функциональные подразделения, объединенные определенными иерархическими принципами.

Информационные технологии обработки данных прописываются как специалистами, так и непосредственно пользователями (например, путем написания макросов) для сокращения рутинной ручной части обработки данных. Стоит отметить, что для ИТ обработки данных характерно построение алгоритма без постоянного пересмотра методологии без определенной бизнес-необходимости. Информационные технологии управления в общем виде представляют собой пласт технологий обработки данных для дальнейшего принятия управленческих решений на основе обработанной информации. В группу информационных технологий управления входит также формирование отчетности по настроенным алгоритмам (например, сбор данных из разных источников, к примеру OLAP-кубов, и их дальнейшая автоматическая визуализация и репортинг через такие программные обеспечения и софты, такие как Power BI). Информационные технологии

управления выполняют в основном такие функции, как сбор фактических данных, сопоставление их с целевыми или планируемыми значениями, факторный анализ Основными функциями информационных технологий автоматизации офисной деятельности является как сбор, обработка, предоставление и обработка информации, так и составление оперативной отчетности. Стоит заметить, что данный тип информационных технологий в рамках данной градации является одним из важнейших для функционирования организации. В современных компаниях для реализации данных функций используются такие программы и софты, как Microsoft Outlook, Microsoft Teams, Skype for Business, а также менее распространенные в корпоративной практике Telegram и Discord. К данному типу информационных технологий относятся программные продукты и программы для обеспечения беспрепятственного принятия и получения бизнес-решений, такие как SAP, 1С. Стоит заметить, что к информационным технологиям автоматизации офисной деятельности относятся и такие передовые инновационные технологии, как электронные системы согласований, ведения электронного документооборота (ELMA, DiaDoc). Информационные технологии поддержки принятия решений обеспечивают сотрудников компаний экономическими и математическими моделями с вероятностными исходами решений по происходящим ситуациям. Данные тип информационных технологий подразумевает изучение процессов путем обработки информации и вынесение оптимальных прогнозных исходов. Также стоит отметить, что информационные технологии поддержки принятия решений могут использоваться на любом из уровней управления, так как обеспечивают сотрудников вероятностными исходами и возможными вариантами решений проблем [2]. Что примечательно, именно этот тип информационных технологий может обеспечивать координацию сотрудников как одного управленческого уровня, так и нескольких иерархических. Информационные технологии экспертных систем предназначены для автоматизации процесса вынесения оценочных управленческих решений и аналитических показателей. Использование различных экономических и математических аналитических моделей охватывает все сферы рыночных показателей и является существенным подспорьем для специалистов в области выработки стратегии управления. Главной отличительной характеристикой информационных технологий экспертных систем является вариативность предложений для специалистов с пояснениями выбора и вероятностными распределениями.

Еще одной группой классификации является распределение ИКТ по характеру участия технических средств в диалоге с пользователем. В рамках данной классификации информационных технологий подразделяются на: информационно-справочные информационные технологии; информационно-советующие информационные технологии [2].

Также данная классификация часто трактуется как разделение информационных технологий на пассивные (справочное) и активные (советующие). Информационно-справочные технологии предоставляют информацию только после специализированного запроса от пользователя, в то время как информационно-советующие технологии предоставляют информацию в определенные промежутки времени. Именно информационно-советующие информационные технологии позволяют оптимизировать и рационализировать функционирование операционные проблемы внутри корпорации.

Иерархические информационные технологии считаются одним из наиболее сложных вариантов построения управления технологии промышленного производства. При данном построении информационная технология разделяется на несколько функциональных взаимосвязанных уровней с самостоятельными задачами и алгоритмами. В целом при иерархическом построении информационных технологий

можно выделить три уровня: исполнительный (непосредственное управление процессами), операционный и стратегический (планирование).

С каждым годом наша жизнь все сильнее меняется благодаря интеграции все новых и новых цифровых технологий. Постоянное изменение и развитие технологического уклада, смена конкурентных преимуществ на корпоративном рынке не могло не повлечь за собой и изменение экономических отношений. Стремительно меняются с каждым днем корпоративные устои и правила ведения бизнеса, приоритеты, цели и задачи, а также способы их достижения. На данный момент в постиндустриальном обществе доминирующим ресурсом является информация и данные. Закостенелые управленческие решения отходят на второй план и уступают место более свежим и обновленным сетевым структурам. В данном контексте все большую роль начинают играть не только сами цифровые технологии, но и их грамотное, рациональное использование с максимальной эффективностью.

Стоит учитывать и тот факт, что несмотря на всеобщую глобальную тенденцию к автоматизации процессов и цифровизации бизнеса в целом, существуют также и другие актуальные веяния и течения, следование которым также необходимо для успешного функционирования организации. Поэтому вопрос повышения эффективности цифровых технологий стоит рассматривать не только в разрезе максимального увеличения производственных мощностей, но и через призму других социально значимых аспектов и правил ведения современного бизнеса. Одной из наиболее распространенных глобальных тенденций является функционирование организации по принципам sustainability. Данный емкий термин ближе всего на русский язык переводится как «устойчивое развитие», однако является многогранным и объединяет в себе такие идеи, как экологичность, ответственность, забота об окружающей среде и обществе. То есть, когда в современном мире речь идет о повышении эффективности цифровых технологий, то для корпоративной практики это в первую очередь также означает развитие бережливого производства.

В связи с вышеописанными тенденциями ведения бизнеса все важнее становится определение методического инструментария повышения эффективности цифровых технологий в контексте бережливого производства. Однако, это не является единственной причиной необходимости разработки конкретного набора инструментов. Стоит заметить, что как в отечественной, так и зарубежной практиках, все больше встречается упоминаний об интеграциях технологий как бережливого, так и цифрового производства, неотделимо друг от друга. Но данная тенденция не заканчивается лишь описанными теориями, а сплошь и рядом встречается в практике: производители программного обеспечения и софтов все чаще закладывают в свои продукты концепции бережливого производства.

Несмотря на уже упомянутые тенденции к sustainability, важности ESG-критериев и увеличению уровня корпоративной социальной ответственности среди организаций, при разработках методологий в бизнес-секторе речь идет в основном о создании конкурентных преимуществ. Разработка методологии повышения эффективности цифровых технологий внутри организации тяготеет к более «закрытому» формату информации, тем самым компании искусственно повышают барьеры доступности информации, создавая дополнительные конкурентные преимущества, минимизируя издержки и максимизируя собственную прибыль [6].

Говоря про методический инструментарий повышения эффективности цифровых технологий в первую очередь хочется отметить такой важнейший аспект, как управление данными, а именно их защита, определение степени публичности для пользователей, эффективность распределения, хранениями и управлениями данными в коммерческой практике. Одной из особенностей частного корпоративного сектора по

сравнению с государственной практикой является разработка методологического инструментария более узкой группой лиц. Не менее важным фактором для повышения эффективности цифровых технологий является ресурсная база, которая помимо экономических факторов во многом определяется качеством и глубиной подготовки кадрового потенциала, общей методологической базы для повышения квалификации сотрудников. Помимо уровня подготовки кадров с точки зрения ресурсного подхода к формированию методологии повышения эффективности внедрения и использования цифровых технологий, особенно важными являются правильная оценка и инвестиционная политика. Задумываясь о повышении эффективности существующих технологий, компания обязана принимать во внимание финансовый аспект вопроса, здраво оценивая, какой уровень средств будет оптимальным для затрат на запуск инновационных проектов. Разумеется, в определенных отраслях, инвестиции в НИОКР, непосредственно коррелирующие с уровнем эффективности цифровых технологий, достигают, а порой и превышают 30% от валового объема выручки (особенно актуально для таких наукоемких областей, как, например, биотехнологии).

Важнейшим методологическим аспектом при повышении уровня эффективности использования цифровых технологий, является определение рисков при разработке и балансировке портфелей инновационных проектов. Для идентификации рисков их стоит подразделять по уровням деятельности отдельно взятой компании. Первым и наиболее фундаментальным пластом являются риски, связанные с инновационными проектами по повышению эффективности основной инфраструктуры. Обычно, данные проекты требуют наибольшего уровня капиталовложений (САРЕХ), однако при определении плана финансирования и формировании источников для обеспечения капитала под проект, имеют, как правило, наиболее низкую степень риска. Следующая ступень рисков связана с инициацией и реализацией проектов по модернизации операционной деятельности, во многом благодаря внедрению новых и обновлению существующих цифровых технологий. Зачастую такие проекты (например, связанные с усовершенствованием ERP-системы организации) требуют меньшего объема финансирования, чем глобальные инфраструктурные проекты, однако вероятностное наступление рисков оценивается экспертами выше, чем при реализации проектов прошлого типа. Данный факт связан с потенциальным риском прекращения бесперебойного ведения операционной деятельности. Наиболее высоко рисковыми принято считать проекты по внедрению аналитических систем обработки данных. Однако, существуют широко известные практики для хеджирования рисков, например, передача на аутсорсинг, которые прекрасно работают и с проектами по повышению эффективности использования цифровых технологий.

Внедрение и эффективное использование цифровых технологий позволят компаниям автоматизировать рутинные процессы, минимизировать собственные издержки и максимизировать прибыльность бизнеса. Проведение анализа цифровой обеспеченности предприятия, выявление слабых участков, «узких зон» и разработка инновационных проектов для повышения эффективности функционирования цифровых технологий крайне важна в нынешних реалиях.

Литература

1. Ватутина Л.А., Злобина Е.Ю., Хоменко Е.Б. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2021. №4. С. 545-551.

2. Коноплева И.А. Информационные технологии : учебное пособие / Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. 2-е издание. учебное пособие — Москва : Проспект, 2014. — 328 с.

3. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А. Влияние современных технологий на парадигму менеджмента // Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С. 125-131.

4. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А., Потапов Р.А. Теоретические аспекты становления современной модели менеджмента // Инновации и инвестиции. 2017. № 3. С. 109-112.

5. Khizhnyak A.N., Chudnovsky A.D., Svetlov I.E., Sulimova E.A. The mechanism of forming a human capital of the enterprises in the conditions of transition to new technology way //Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 6 S3. - С. 143-149.

6. Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего [Электронный ресурс] / РБК Тренды - Электрон. дан. -

Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60b4cb349a79473d14ea025f (дата обращения: 20.09.2022).

Application of modern digital technologies in business Sulimova E.A., Ermishin M.V.

Plekhanov Russian University of Economics

Today, digital technologies are of great importance both in our daily life and in the existence and functioning of enterprises in any of the sectors of the economy. It is an indisputable fact that every year the influence of digital technologies (such as various "smart" devices, Big Data analysis applications, the Internet of Things, machine learning technologies, cognitive analytics services, etc.) on business management processes is increasing. structures, while the above tools are increasing their importance and are not only existentially important for the survival of any market participant, but are also an integral part of the digital ecosystem that connects the state, business and society. This article discusses the features of the use of modern digital technologies in business structures. Modern digital technologies have a significant impact on business processes and models, and their widespread use is due to factors such as technological development and the wide availability of scientific and technological progress, economic growth, and changes in consumer behavior. The Covid-19 pandemic with the introduction of widespread lockdowns, self-isolation regimes, and, as a result, the introduction of a remote work format, among other things, contributed to the fact that businesses began to rapidly master digital tools in organizing commercial activities, which contributes to the dynamic automation and digitalization of existing business processes. Keywords: digital technologies, information and communication technologies, investments, business structures. Reference

1. Vatutina L.A., Zlobina E.Yu., Khomenko E.B. Digitalization and digital transformation of business: modern challenges and trends

// Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and Law". 2021. №4. pp. 545-551.

2. Konopleva I.A. Information technology: textbook / Konopleva I.A., Khokhlova O.A., Denisov A.V. 2nd edition. textbook - Moscow:

Prospekt, 2014. - 328 p.

3. Nikulin L.F., Sulimova E.A. Influence of modern technologies on the management paradigm // Innovations and investments.

2018. No. 2. P. 125-131.

4. Nikulin L.F., Sulimova E.A., Potapov R.A. Theoretical aspects of the formation of a modern management model // Innovations

and investments. 2017. No. 3. S. 109-112.

5. Khizhnyak A.N., Chudnovsky A.D., Svetlov I.E., Sulimova E.A. The mechanism of forming a human capital of the enterprises in the

conditions of transition to new technology way //Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - V. 6. - No. 6 S3. - S. 143-149.

6. Five levels of business digitalization: how to become a company of the future in Russia [Electronic resource] / RBC Trends -

Electron. Dan. - Access mode: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60b4cb349a79473d14ea025f (date of access: 09/20/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.