Научная статья на тему '"ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ" МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

"ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ" МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1569
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ" / ИНТЕЛЛЕКТ / МОЛОДЕЖЬ / ЦИФРОВЫЕ УСТРОЙСТВА / СМАРТФОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцев Максим Валерьевич, Хлебников Владимир Викторович, Джабраилов Магомед Ахмедович

Рассмотрены вопросы о причинах падения интеллектуальных способностей современной молодежи. Описывается взаимосвязь данного явления с широким использованием, начиная с раннего возраста, различного рода цифровых устройств. Представлен краткий экскурс в историю вопроса о возникновении термина «цифровое слабоумие». Приводится авторская позиция относительно восприятия данного термина. Описывается ряд факторов, которые способствуют падению интеллектуального развития молодежи, среди которых: снижение качества среднего образования, ухудшение дошкольной подготовки детей, упрощение мультипликационной и кинопродукции, сокращение времени общения родителей и детей, отсутствие у родителей средств на организацию качественного регулярного досуга детей. Описаны негативные влияния на интеллектуальные способности молодого человека: цифровые устройства могут формировать лишь фрагментарное представление о действительности, не формируя целостного представления о реальном объекте; не приобретается полноценный опыт социального взаимодействия; происходит ухудшение памяти; наблюдается появление психической зависимости от цифровых устройств. Приводятся примеры из авторской педагогической практики, подтверждающие проявление эффектов «цифрового слабоумия» среди студенческой молодежи: ухудшение памяти у студентов, неразвитое критическое мышление, слабо развитая речь (терминологически бедная, непоследовательная, бездоказательная), демонстрация непонимания смысла услышанного или прочитанного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцев Максим Валерьевич, Хлебников Владимир Викторович, Джабраилов Магомед Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“DIGITAL DEMENTIA” OF YOUTH AS A CURRENT ISSUE IN EDUCATION

We consider the issues on the causes of the decline in the intellectual abilities of modern youth. We describe the correlation of this phenomenon with the wide-spreading and starting from an early age use of various kinds of digital devices. We briefly note the origin history of the term “digital dementia” and the author's position regarding this term perception. We describe a number of factors that contribute to the decline in the intellectual development of young people, including: a decrease in the quality of secondary education, deterioration of preschool training of children, simplification of animation and film production, reduction of communication time between parents and children, lack of funds for parents to organize high-quality regular leisure time for children. Negative effects on the intellectual abilities of a young person are described: digital devices can form only a fragmentary idea of reality, without forming a complete idea of a real object; a full-fledged experience of social interaction is not acquired; memory deterioration occurs; there is an appearance of mental dependence on digital devices. Examples from the author's pedagogical practice are given, confirming the manifestation of the effects of “digital dementia” among students: memory impairment in students, undeveloped critical thinking, poorly developed speech (terminologically poor, inconsistent, unsubstantiated), demonstration of misunderstanding of the meaning of the heard or read text.

Текст научной работы на тему «"ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ" МОЛОДЕЖИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.014:004 DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-69-75

Поступила в редакцию / Received 13.07.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 19.08.2021 Принята к публикации / Accepted 13.09.2021

оригинальная статья

«Цифровое слабоумие» молодежи как проблема современного образования

Старцев Максим Валерьевич, Хлебников Владимир Викторович, Джабраилов Магомед Ахмедович

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6143-4812. e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6152-1334. e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4360-8329. e-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены вопросы о причинах падения интеллектуальных способностей современной молодежи. Описывается взаимосвязь данного явления с широким использованием, начиная с раннего возраста, различного рода цифровых устройств. Представлен краткий экскурс в историю вопроса о возникновении термина «цифровое слабоумие». Приводится авторская позиция относительно восприятия данного термина. Описывается ряд факторов, которые способствуют падению интеллектуального развития молодежи, среди которых: снижение качества среднего образования, ухудшение дошкольной подготовки детей, упрощение мультипликационной и кинопродукции, сокращение времени общения родителей и детей, отсутствие у родителей средств на организацию качественного регулярного досуга детей. Описаны негативные влияния на интеллектуальные способности молодого человека: цифровые устройства могут формировать лишь фрагментарное представление о действительности, не формируя целостного представления о реальном объекте; не приобретается полноценный опыт социального взаимодействия; происходит ухудшение памяти; наблюдается появление психической зависимости от цифровых устройств. Приводятся примеры из авторской педагогической практики, подтверждающие проявление эффектов «цифрового слабоумия» среди студенческой молодежи: ухудшение памяти у студентов, неразвитое критическое мышление, слабо развитая речь (терминологически бедная, непоследовательная, бездоказательная), демонстрация непонимания смысла услышанного или прочитанного текста.

Ключевые слова: «цифровое слабоумие»; интеллект; молодежь; цифровые устройства; смартфон

Для контактов: Старцев Максим Валерьевич. е-mail: [email protected]

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Старцев М.В., Хлебников В.В., Джабраилов М.А. «Цифровое слабоумие» молодежи как проблема современного образования // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2021. Т. 20. № 2 (48). C. 69-75. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-69-75'

© Старцев М.В., Хлебников В.В., Джабраилов М.А., 2021

original article

"Digital dementia" of youth as a current issue in education

Maxim V. Starcev, Vladimir V. Khlebnikov, Magomed A. Dzhabrailov

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6143-4812, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6152-1334, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4360-8329, e-mail: [email protected]

Abstract. We consider the issues on the causes of the decline in the intellectual abilities of modern youth. We describe the correlation of this phenomenon with the wide-spreading and starting from an early age use of various kinds of digital devices. We briefly note the origin history of the term "digital dementia" and the author's position regarding this term perception. We describe a number of factors that contribute to the decline in the intellectual development of young people, including: a decrease in the quality of secondary education, deterioration of preschool training of children, simplification of animation and film production, reduction of communication time between parents and children, lack of funds for parents to organize high-quality regular leisure time for children. Negative effects on the intellectual abilities of a young person are described: digital devices can form only a fragmentary idea of reality, without forming a complete idea of a real object; a full-fledged experience of social interaction is not acquired; memory deterioration occurs; there is an appearance of mental dependence on digital devices. Examples from the author's pedagogical practice are given, confirming the manifestation of the effects of "digital dementia" among students: memory impairment in students, undeveloped critical thinking, poorly developed speech (terminologically poor, inconsistent, unsubstantiated), demonstration of misunderstanding of the meaning of the heard or read text.

Keywords: "digital dementia"; intellect; youth; digital devices; smart phone Corresponding author: Maxim V. Starcev, e-mail: [email protected]

There is no conflict of interests

For citation: Starcev M.V., Khlebnikov V.V., Dzhabrailov M.A. «Tsifrovoe slaboumie» molodezhi kak problema sovremennogo obrazovaniya ["Digital dementia" of youth as a current issue in education]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 2 (48), pp. 69-75. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-2(48)-69-75 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Столь часто и повсеместно встречающийся в последние годы термин «цифровые технологии» обычно сопровождается положительной авторской интонацией. На страницах научных статей, в учебной литературе, СМИ цифровые технологии выступают проводниками общества в какое-то новое измерение жизни, предоставляя людям возможности, о которых они еще 10 лет назад не могли мечтать и порой даже не задумывались. Все это, конечно, так. Однако, когда фокус общественного внимания направлен лишь на одни преимущества, объективная картина понимания сути феномена не формируется, а у обывателя (особенно у представителей молодого поколения) начинают складываться эйфористические ощущения

от воспринимаемой информации по поводу данного феномена.

Цифровые технологии в самом широком смысле можно воспринимать как многофункциональный инструмент. Традиционно использование большинства инструментов (агрегатов, механизмов) в деятельности человека предполагает соблюдение каких-либо мер и правил безопасности, которые предписывают использование определенной формы одежды, защитных элементов, описание условий рабочей среды, а также регламентируют максимально возможную продолжительность использования инструмента.

Как правило, многие инструменты, требующие особых мер предосторожности, используются в процессе трудовой деятельности

человека. Большинство бытовых приборов требуют соблюдения элементарных мер предосторожности, следование которым входит в привычку вследствие обыденности использования. Такими же обыденными стали для значительной части населения (особенно для большинства молодежи) различные цифровые технологии, о правилах безопасного обращения с которыми рядовой обыватель просто не задумывается. Большую опасность, по нашему мнению, цифровые технологии представляют в том аспекте, что формируют для их пользователя некую новую реальность, заставляя отстраняться от объективной действительности, в которой он пребывает. На сегодняшний день цифровые устройства (девайсы: смартфоны, планшеты, айподы и т. п.) способны закрывать значительную часть потребностей современного молодого человека. Среди этих потребностей можно назвать как вполне традиционные и понятные: потребности в общении, развлечениях (досуге), обучении, так и порожденные возможностями современных цифровых сервисов: потребности в популярности, получении денег (даже у детей младшего школьного возраста).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Долговременное ежедневное взаимодействие человека с различного рода цифровыми устройствами, начиная с детского возраста, конечно, не может не оказывать воздействия на его психическое развитие и здоровье. Еще лет 15 назад обеспокоенность общественности вызывало слишком долгое времяпрепровождение детей за экранами телевизоров и компьютеров, затем акценты стали смещаться на зависимость детей и молодежи от компьютерных игр (игромания). Телевизоры и компьютеры занимали значительную часть времени в жизнедеятельности детей и молодежи, но все же не так много, как в настоящее время занимают смартфоны и планшеты, с которыми некоторые представители молодого поколения буквально сроднились.

Как отмечает немецкий нейробиолог и психиатр М. Шпитцер в своей книге «Антимозг: цифровые технологии и мозг», еще в 2007 г. специалисты (врачи) Южной Кореи стали отмечать, что «у молодых людей (представителей цифрового поколения) участились случаи нарушения памяти и способности к

концентрации, рассеянность внимания, а также явное снижение глубины эмоций и общее притупление чувств. Описанные симптомы позволили врачам выявить новое заболевание - цифровое слабоумие» [1]. Как отмечается в статье Л. Стрельниковой, некое исследование (очень жаль, что автор не сделал библиографическую ссылку на источник) показало, что «в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции - слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте» [2]. Как отмечает все тот же автор с опорой на труд М. Шпитцера [1], «цифровое слабоумие - это не игра слов, ... а диагноз - Digital Dementia, означающий нарушение когнитивных функций, собственно даже разрушение мозга, благодаря активному использованию цифровых девайсов, прежде всего, смартфонов» [2]. Книга М. Шпитцера «Антимозг: цифровые технологии и мозг» вызвала оживленные дискуссии в Германии, некие ее отголоски наблюдались и в нашей стране. Так по запросу «цифровое слабоумие» на портале e-LIBRARY на конец июня 2021 г. в выдаче присутствовало только 15 документов (3 статьи из журналов и 12 - из сборников конференций). В медийном пространстве тему «цифрового слабоумия» молодежи поднимает врач-психотерапевт А.В. Курпатов [3; 4].

Не являясь специалистами в области ней-робиологии и физиологии мозга, мы сдержанно относимся к зачислению данного феномена в разряд медицинских диагнозов, равно как и не можем однозначно отрицать утверждение о «цифровом слабоумии» как о болезни. Однако отметим, что в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), на данный момент такой нозологии не числится. Никаких сведений о результатах серьезных медицинских исследований, связанных со специфическим влиянием цифровых устройств на морфологические изменения мозга и психики человека нам выявить не удалось (кроме труда М. Шпитцера). Тем не менее наличие «цифрового слабоумия» молодежи мы воспринимаем как остро стоящую серьезную проблему, несмотря на то, что и заключаем термин в кавычки (потому как оснований причислять рассматриваемый феномен к ме-

дицинским диагнозам на сегодняшний момент у нас нет).

Вместе с тем важно учитывать, что кроме широкого использования цифровых устройств с детского возраста на снижение интеллектуальных способностей молодежи может влиять еще множество факторов. В этой связи было бы крайне неверно бездоказательно записывать эффект так называемого «цифрового слабоумия» молодежи полностью на счет различно рода девайсов и гаджетов (прежде всего смартфонов). Среди факторов, которые последние годы способствуют снижению интеллекта молодежи, прежде всего, можно назвать снижение качества среднего образования, ухудшение дошкольной подготовки детей, упрощение мультипликационной и кинопродукции (которая все меньше заставляет задуматься молодежь над увиденным и услышанным, а делает акцент на зрелищности кадра), сокращение времени общения родителей и детей. Значительная доля современных родителей занята добыванием средств на существование семьи, что сводит время, проводимое в общении со своими детьми, к минимуму. Родители вынужденно перекладывают воспитание детей на систему образования, а также на телевизор и интернет. У большинства семей нет времени и средств на организацию качественного досуга детей и, как говорится, всестороннего гармоничного развития личности ребенка. А поскольку свободное время ребенка нужно чем-то занимать, то в этой связи покупка смартфона для детей кажется родителям целесообразным приобретением. К тому же действия государства (дистанционное обучение, внедрение QR-кодов для перемещения по городу) также принуждают родителей к приобретению смартфонов и планшетов для своих детей. Подробнее о проблемах высшего образования на современном этапе и недостатках дистанционного обучения, имеющих прямое или косвенное отношение к теме данной статьи, мы писали в предыдущих наших работах [5; 6].

Таким образом, мы еще раз хотим подчеркнуть, что ситуация, когда ребенок с раннего детства приобщается к смартфону, продиктована не прогрессом, а социально-экономическими условиями, в которые общество искусственно погружено. Нам становятся все менее доступны базовые ценности (сокращается время духовного общения в кругу

семьи, растворилась традиционная модель образования, все менее доступны услуги учреждений, занимающихся дополнительным образованием и досугом детей) и все более доступны второстепенные «радости жизни», проводниками к которым выступают современные цифровые устройства и сервисы.

Попытаемся описать, каковы механизмы негативного влияния цифровых устройств на интеллектуальные функции человека.

Ранее приобщение детей к смартфонам обедняет их взаимодействие с внешним миром. Ведь что собой представляет «общение» со смартфоном? Это, по сути, взаимодействие с набором плоских картинок посредством проведения пальцем по поверхности гладкого экрана. При таком способе познания отсутствуют обонятельные ощущения, изменены тактильные ощущения и пространственное понимание действительности. Ведь увидеть яблоко на экране электронного устройства и видеть яблоко, осязать и ощущать его аромат - это неравнозначные для формирования комплексного представления об объекте (в данном примере - о яблоке) ощущения. А стало быть, в подобного рода случаях цифровые устройства могут формировать лишь фрагментарное представление о действительности, не формируя целостного представления о реальном объекте.

Также различного рода устройства наносят ущерб социальному взаимодействию ребенка с окружающими. Ребенок, проводящий много времени перед экраном «своего электронного друга», лишается реального общения, и как следствие, социализации, то есть у него не приобретается полноценный опыт взаимодействия с другими людьми. Кроме того, возможность задать вопрос и моментально получить ответ приучает ребенка ничего «лишнего» не держать в собственной памяти, ведь все можно быстро узнать с помощью поисковых систем.

У некоторых отмечается своего рода зависимость от их цифровых устройств. Так, некоторые представители молодого поколения просто не в состоянии выпустить свой смартфон из рук даже на весьма непродолжительное время. К тому же выбранный в интернете и СМИ способ донесения до зрителя информации в виде небольшой порции данных в аудиовизальном формате (клипа) формирует так называемое клиповое мышление,

когда мир представлен в сознании человека как набор разрозненных фактов, чья взаимосвязь воспринимающему их человеку неясна (порой он даже и не задумывается об этом).

Мы (авторы статьи) как преподаватели вуза уже более чем с 15-летним педагогическим стажем с сожалением можем отмечать, что ухудшение памяти у студентов, неразвитое критическое мышление, слабо развитый критический аппарат, плохо развитая (бедная, путаная) речь - с каждым годом становятся все более заметны.

Приведем ряд примеров из нашей педагогической практики, показательно демонстрирующих, в каком состоянии пребывает уровень памяти и мышления современных студентов (на примере студентов экономических специальностей Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина).

С заданием на проверку памяти, с которым еще 10 лет назад кто-то из студентов (доля таких студентов была незначительна) мог справиться на удовлетворительном уровне, сейчас не справляется никто и средний результат заметно хуже. Суть задания заключалась в следующем: в спокойной атмосфере при тишине в аудитории преподавателем медленно (с интервалом в 5 секунд) зачитываются несвязанные друг с другом слова (существительные). После того как преподаватель зачитает 20 слов, студентам предлагается восстановить на бумаге продиктованную последовательность слов. При этом пропуск слова засчитывается как ошибка (1 штрафной балл), а попадание слова не в свою позицию -как пол ошибки (0,5 штрафных балла). Согласно данной методике считается, если испытуемый набрал более 3 штрафных баллов, память нельзя считать удовлетворительной. Если еще лет десять назад в среднем число ошибок было на уровне 5-6 баллов и было приблизительно 10 % студентов, которые набирали менее 3 штрафных баллов, то сейчас в среднем студенческая аудитория демонстрирует уровень в 9-11 штрафных баллов. В среднем студент воспроизводит верно 12-14 слов при наличии 5-6 перестановок слов. Устойчиво присутствуют варианты, когда студентами восстановлено только около 5-6 слов. К отметке в 3 балла не приближается никто из проходивших испытание студентов. Еще 15 лет назад один из авторов статьи подобного рода испытания проходил с количе-

ством штрафных баллов, не превышающих 2, а иногда даже удавалось выполнять задание полностью без ошибок. Большинство из сегодняшних студентов считают, что данное задание безошибочно в принципе выполнить невозможно.

Также студентам первых курсов предлагался тест, который разработан Л.А. Ясюко-вой для оценки навыков чтения у детей, обучающихся в 3-6 классах. Суть задания максимально проста: приводится маленький участок текста из художественного произведения с пропусками слов (10 пропусков), которые ребята должны вписать, исходя из смысла прочитанного. Более подробно ознакомиться с методикой проведения теста можно, например, на сайте МБОУ «Центр ПМСС».1

Так вот: из 38 протестированных только 11 человек безошибочно справились с заданием. Одну ошибку сделали 16 человек, две ошибки - 6 человек, три ошибки - 3 человека, четыре и пять ошибок - сделали по одному человеку. Когда мы проводили данное испытание с первокурсниками, мы даже не предполагали, что задание может вызвать какие-нибудь трудности у студентов. Учитывая примитивность и интуитивную понятность того, какие слова могут быть пропущены, учитывая, что испытание проходили носители языка, то мы оцениваем полученные результаты как тревожные. Можно сказать, что 11 (6+3+1+1) человек из 38 не справились с примитивным заданием, рассчитанным на 10-летних детей, что может свидетельствовать о проблемах со вниманием и мышлением у данных студентов.

Как преподаватели информатики мы также можем констатировать неразвитость алгоритмического мышления у студентов. В качестве примера можно привести следующий. На начальном этапе студенты заучивают комбинации клавиш и соответствующие этим клавишам действия со стороны компьютерной программы. Далее студентам (среди которых почти все приучены совершать действия в системе посредством проведения пальцем по экрану устройства) предлагается за минимальное количество действий (нажатий ком-

1 Тест на оценку сформированном^ навыков чтения (Л.А. Ясюковой). URL: http://pmss.msk.ru/index. php?catid=37:2013-10-11-02-08-28&id=118:2013-12-09-12-32-15&Itemid= 19&option=com content&view=article (дата обращения: 14.05.2021).

бинаций клавиш) выполнить поставленную задачу в конкретной программной среде (например, в текстовом процессоре). Даже те студенты, кто отлично помнит, какие комбинации за какие действия в системе отвечают, впадают в ступор и сообщают, что не могут самостоятельно выполнить эту задачу. И только посредством задавания наводящих вопросов со стороны преподавателя эта задача для студента становится разрешимой. Этот пример наглядно демонстрирует, что даже отлично заученные факты (в данном случае комбинации клавиш) без соответствующей мыслительной обработки остаются неработающими. То есть сами по себе факты не преобразуются в сознании студентов в цепочки действий, которые необходимо предпринять для выполнения поставленной задачи.

Сервисы, доступ к которым открыт через цифровые устройства (которые есть у подавляющего большинства молодых людей), становятся все более простыми во взаимодействии. Уже реализованные языковые интерфейсы, когда взаимодействие с устройствами происходит на естественном языке, все меньше заставляют человека совершать активных действий для получения желаемого результата, превращая пользователя сервисов в примитивного потребителя услуг, чьи мысли-

тельные способности постепенно начинают атрофироваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этих условиях примечательна роль образовательных систем, которые вместо того, чтобы преодолевать негативные тенденции, встали на позиции подстраивания под существующее положение. Должно быть многим педагогам приходилось слышать со стороны администрации настоятельные рекомендации о перестройке образовательных программ таким образом, чтобы было меньше текста, больше картинок и видеоматериала, ведь ребята к этому привыкли и им это больше нравится. Руководствуясь подобными «благими намерениями», система образования плотно встает на курс потворствования процессам оглупления молодежи. При наличии политической воли на уровне государства негативные процессы «цифрового ослабоумливания» молодежи можно было бы купировать и преодолеть. Но если задача стоит иначе, то пристрастие молодежи к цифровым устройствам становится удобным предлогом говорить об объективных тенденциях проявления «цифрового слабоумия» у молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ШпитцерМ. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.

2. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь. 2014. № 12. URL: https://hii.ru/read/5210/ (дата обращения: 14.05.2021).

3. Курпатов А. Гаджеты делают нас глупее, несчастнее и гробят наших детей? URL: https://www.voutube.com/watch?v=bMIE8mfzJ0Y (дата обращения: 14.05.2021).

4. Курпатов А. Псевдодебильность и слабоумие общества. URL: https://www.voutube.com/ watch?v=wGB z3mt wI (дата обращения: 14.05.2021).

5. Старцев М.В., Джабраилов М.А., Колесникова О.И. Социально-экономические детерминанты трансформации системы образования в России // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 4 (46). С. 36-43. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-36-43.

6. Старцев М.В. Дистанционное образование: а где преимущества? // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). С. 99-106. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106.

REFERENCES

1. Shpittser M. Antimozg: tsifrovye tekhnologii i mozg [Anti-Brain: Digital Technologies and the Brain]. Moscow, AST Publ., 2014, 288 p. (In Russian).

2. Strelnikova L. Tsifrovoe slaboumie [Digital dementia] Khimiya i zhizn' - Chemistry and Life, 2014, no. 12. (In Russian). Available at: https://hij.ru/read/5210/ (accessed: 14.05.2021).

3. Kurpatov A. Gadzhety delayut nas glupee, neschastnee i grobyat nashikh detey? [Gadgets make us dumber, unhappier and ruin our children?]. (In Russian). Available at: https://www.voutube.com/watch?v= bMIE8mfzJ0Y (accessed: 14.05.2021).

4. Kurpatov A. Psevdodebil'nost' i slaboumie obshchestva [Pseudo-weakness and dementia of society]. (In Russian). Available at: https://www.voutube.com/watch?v=wGB z3mt wI (accessed: 14.05.2021).

5. Starcev M.V., Dzhabrailov M.A., Kolesnikova O.I. Sotsial'no-ehkonomicheskie determinanty transformatsii sistemy obrazovaniya v Rossii [Socio-economic determinants of the transformation of the education system in Russia]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 4 (46), pp. 36-43. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-36-43.

6. Starcev M.V. Distantsionnoe obrazovanie: a gde preimushhestva? [Distance education: where are the advantages?]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 2 (44), pp. 99-106. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ I INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Старцев Максим Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-информационного отдела Управления фундаментальной и прикладной науки. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-mail: [email protected] ORCГО: оге/0000-0001-6143-4812

Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и оформление статьи.

Хлебников Владимир Викторович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры компьютерного моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-mail: [email protected] ORCГО: https://orcid.org/0000-0001-6152-1334 Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста.

Джабраилов Магомед Ахмедович - кандидат экономических наук, доцент кафедры кадрового управления. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-mail: [email protected] ORCГО: https://orcid.org/0000-0002-4360-8329 Вклад в статью: анализ литературы, написание части текста.

Maxim V. Starcev - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Scientific and Information Department of Office of Fundamental and Applied Science. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6143-4812 Contribution: general concept of the article, writing and design of the article.

Vladimir V. Khlebnikov - Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor Information Technologies and Computer Modeling Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6152-1334 Contribution: analysis of the literature, writing part of the text.

Magomed A. Dzhabrailov - Candidate of Economy, Associate Professor of Personnel Management Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

E-mail: magomedrambler@mail. ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4360-8329

Contribution: literature analysis, writing part of the text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.