УДК 378.147
DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106
Дискуссии
(точка зрения)
Дистанционное образование: а где преимущества?
Старцев Максим Валерьевич
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, г. Тамбов, Российская Федерация, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6143-4812, e-mail: [email protected]
Аннотация. Целью является призыв педагогической общественности к дискуссии по вопросу о достоинствах дистанционного образования. Проанализированы с позиций различных субъектов (государства, бизнеса, учебных заведений, учащихся) тезисы о преимуществах дистанционного образования перед традиционным, которые получили широкое распространение на страницах научных публикаций. Рассмотрены тезисы о социальном равноправии; обучении в индивидуальном темпе; свободе и гибкости; психологическом комфорте; мобильности (оперативности); доступности; технологичности; творчестве; экономичности дистанционного образования. В результате проведенного анализа сделан вывод о неоднозначности и спорности многих суждений относительно декларируемых в научной литературе достоинств дистанционного образования, а также приведено обоснование авторской позиции. Из числа заявляемых достоинств дистанционного образования бесспорным представляется только одно - экономичность; большинство из них будут проявляться ситуативно (например, технологичность, мобильность, психологический комфорт, доступность, индивидуальный темп обучения, свобода и гибкость). Предполагается, что такие приписываемые дистанционному образованию преимущества, как социальное равноправие и творчество, вообще не являются его специфическими характеристиками. Содержательный анализ научной литературы показал, что феномен дистанционного образования помещен в тренд позитивного восприятия для потенциальных потребителей, несмотря на значительное количество недостатков данного рода образования. Предполагается также, что подобная ангажированность объясняется экономическим интересом в развитии рынка дистанционных образовательных услуг со стороны государства и бизнеса, которые и задают позитивный тренд в освещении различных аспектов дистанционного образования.
Ключевые слова: дистанционное образование; достоинства и недостатки дистанционного образования; дистанционные образовательные технологии; традиционное образование; образовательные услуги
Для цитирования: СтарцевМ.В. Дистанционное образование: а где преимущества? // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). C. 99-106. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106.
Distance education: where are the benefits?
Maxim V. Starcev
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6143-4812, e-mail: [email protected]
Abstract. The purpose of this article is to encourage the educational community to discuss the merits of distance education. The article analyzes theses on the advantages of distance education over traditional ones from the perspective of various subjects (state, business, ed-
© Старцев М.В., 2020
ucational institutions, students), which are widely used on the pages of scientific publications. We considered theses on social equality; training at an individual pace; freedom and flexibility; psychological comfort; mobility (efficiency); availability; technological effectiveness; creativity; cost-effectiveness of distance education. As a result of the analysis, we concluded that many judgments regarding the merits of distance education declared in the scientific literature are ambiguous and controversial, and also substantiated our author's position. Of the claimed advantages of distance education, we are unquestionable only one -economy; most of them will appear occasionally (for example, technicality, mobility, psychological comfort, accessibility, individual learning pace, freedom and flexibility). Such advantages attributed to distance education, as social equality and creativity, in our opinion, are not at all its specific characteristics. A meaningful analysis of the scientific literature showed that the phenomenon of distance education is in the trend of positive perception for potential consumers, despite a significant number of shortcomings of this kind of education. According to our opinion, the economic interest in the development of the market for remote educational services by the state and business, which set a positive trend in highlighting various aspects of distance education explain such engagement.
Keywords: distance education; advantages and disadvantages of distance education; distance educational technologies; traditional education; educational services
For citation: Starcev M.V. Distantsionnoe obrazovanie: a gde preimushhestva? [Distance education: where are the advantages?]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» -Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 2 (44), pp. 99-106. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-99-106. (In Russian, Abstr. in Engl.)
Пандемия коронавируса, охватившая мир в 2020 г., потребовала от национальных правительств серьезных мер по преобразованию многих процессов функционирования государства. Затронули эти изменения естественным образом и систему образования. Так, с 17 марта 2020 г. учебные заведения в России временно перешли на дистанционную форму предоставления образовательных услуг. Затянувшийся «карантин» предопределил также и проведение экзаменов дистанционно. При этом на данный момент (май 2020 г.) представляется весьма вероятной возможность продолжить и следующий 2020/21 учебный год в дистанционном формате. Сложившаяся ситуация для широкой общественности дает возможность более точно оценить особенности дистанционного образования. Нужно отметить, что многие педагоги, учащиеся и их родители не испытали положительных эмоций от организации обучения дистанционно. Тем не менее государственные СМИ освещают опыт применения дистанционного обучения исключительно в положительных тонах.
Освещением достоинств дистанционного образования в целом занята и научная общественность, в чьей области интересов находится подобная тематика. Так, по запросу «дистанционное образование» на портале Научной электронной библиотеки (www.elibrary.ru) на
23 мая 2020 г. поисковая система находила 4012 документов (статей в журналах, книг, статей из материалов конференций). Более узкотематический запрос «недостатки дистанционного образования» давал в выдаче только 20 документов, из которых 15 содержали в названии слово «недостатки». Причем в названиях статей слово «недостатки» шло в тандеме со словами «достоинства» или «преимущества». Собственно, авторы этого незначительного количества статей не делают попыток провести глубокий анализ достоинств и недостатков дистанционного образования, ограничиваясь их перечислением и кратким описанием сути.
В полученном массиве публикаций (более четырех тысяч) выборочно (случайным образом) ознакомились с 20 статьями, к текстам которых имелся полный доступ (ссылаться будем лишь на те, которые непосредственно будут цитироваться в данной статье). В результате изучения и осмысления текста данных публикаций можно сделать заключение, что авторами проводился той или иной глубины анализ возможностей, порождаемых этими относительно новыми образовательными технологиями для различных категорий обучающихся, а также анализировался или описывался международный, отечественный или локальный опыт внедрения дистанционных образовательных технологий. Авторы данных публикаций в боль-
шинстве своем делают вывод о перспективности применения дистанционных технологий в образовательном процессе школ и вузов. Некоторые статьи прямо указывают на однозначную позитивную роль привлечения дистанционных образовательных технологий для получения и формирования у учащихся необходимых им знаний, умений и навыков [1-5]. Содержание ряда статей напоминало рекламную презентацию, смысл которой заключался в донесении до сознания целевой аудитории мысли, что студенту, выбравшему дистанционную форму обучения, достается «весь мед преимуществ», а «тяжелое бремя недостатков» ложится на плечи организаций, предоставляющих данного рода услуги. Как правило, в число соавторов подобных публикаций входили представители государственных центров или частных компаний, осуществляющих образовательные услуги в дистанционном формате. Так что публикации в научных изданиях в подобных случаях являлись еще одним маркетинговым каналом для привлечения аудитории.
Отметим, что «набор» достоинств и недостатков дистанционного образования, отраженных на страницах публикаций, разномастен и нерядоположен: оцениваемые характеристики дистанционного образования абсолютно имеют разные свойства и разный вес (значение). К тому же нам не встречались работы (не утверждаем, что их нет, и хотелось бы с ними ознакомиться), акцентирующие внимание сразу на всех субъектах, имеющих отношение к осуществлению и потреблению образовательных услуг в дистанционной форме. Держа в голове народную поговорку «кому война, а кому мать родна», нужно отдавать себе отчет, что для разных субъектов, одно и тоже свойство будет иметь разное значение, вплоть до диаметрально противоположного. Поэтому осмысление достоинств и недостатков дистанционного образования, по нашему мнению, должно осуществляться с учетом позиций субъектов, имеющих интерес в этой сфере.
Итак, каких же субъектов дистанционного образования мы имеем в виду? Во-первых, это государство как главный регулятор процессов, происходящих в системе образования. Во-вторых, это образовательные учреждения различного уровня. В-третьих, это бизнес. И в конец этой плеяды мы поставим еще двух
субъектов дистанционного образования -обучающихся и их родителей. Их интересы в информационном поле будут обсуждаться больше всего, но зависеть от них, как станет протекать процесс внедрения дистанционного образования, будет меньше всего.
Также немаловажен вопрос о масштабах и глубине проникновения дистанционных образовательных технологий в образовательную практику учебных заведений. Дистанционные образовательные технологии могут опосредовать традиционную образовательную деятельность, выступая вспомогательным элементом в работе педагога (быть его помощником) и являясь, своего рода, «шпаргалкой и/или тренажером» для обучающихся. Однако дистанционное образование можно рассматривать как абсолютно самостоятельный вариант предоставления образовательных услуг, в процесс оказания которых вплетается деятельность уже даже не обязательно учителей или преподавателей, а неких модераторов (администраторов, тьюторов) курса, чья квалификация не обязательно предполагает владение знаниями в области курируемых дисциплин. К тому же возможен ряд сочетаний использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Например, часть дисциплин учебного плана могут проводиться дистанционно, а часть традиционно, часть тем дисциплины -в дистанционном формате, часть - в классе (аудитории).
Перейдем непосредственно к описанию преимуществ, которыми обладают дистанционные образовательные технологии, по мнению некоторых исследователей, чьи печатные и электронные труды нашли свое отражение в базе данных Научной электронной библиотеки. К преимуществам дистанционного образования такие авторы относят: социальное равноправие; обучение в индивидуальном темпе; свободу и гибкость; психологический комфорт; мобильность (оперативность); доступность; технологичность; творчество; экономичность [6-8]. Некоторые из перечисленных характеристик в изученных публикациях назывались по-разному, но суть оставалась та же. Например, мобильность называли оперативностью, обучение в индивидуальном темпе и гибкость называли эргономичностью.
Причем авторы рассматривают данные достоинства как что-то, имманентно прису-
щее такому феномену, как «дистанционное образование». Это противоречит нашему представлению. Мы видим в дистанционном образовании инструмент. И проявление ряда достоинств будет зависеть от того, кто и как этим инструментом будет распоряжаться. При отсутствии единых подходов и, самое важное, стандартов, регламентирующих методологическую, учебно-методическую, программную, техническую, организационную, правовую, эргономическую составляющие процесса оказания дистанционных образовательных услуг, конкретные реализации будут существенным образом отличаться друг от друга.
Далее перейдем непосредственно к анализу заявленных выше преимуществ дистанционного образования. Так, под социальным равноправием авторы подразумевают «равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого» [6; 7]. Это далеко не так. Реализация данного тезиса будет зависеть от социально-экономической системы, в которой пребывает общество. Если это общество социальной справедливости, то да. При капиталистическом устройстве социально-экономической системы общества, смысл которого собственно и состоит в закреплении и удержании социального неравенства, этих достоинств дистанционного образования нет. Все в конечном счете будет упираться в материальную обеспеченность обучаемого (или в большинстве случаев его родителей). Но поскольку дистанционное образование стоит в разы дешевле традиционного, то малообеспеченным гражданам будет, действительно, дешевле получить «хоть какое» дистанционное образование.
Что касается индивидуального темпа в обучении, то в разумных пределах он имеется и в рамках традиционного обучения, а в неразумных (если доводить до крайности), - то 9 классов (или первый курс - в данном случае без разницы) окончить можно к пенсии что ли?
Под таким качеством дистанционного образования, как «свобода и гибкость» авторы подразумевают, что учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий. При таком видении достоинств дистанционного образования возникает ощущение, что
ни учебного, ни календарного плана нет, а учащийся находится в «свободном плавании». Тогда дистанционное образование реализует ни систематическое, поэтапное, целенаправленное формирование у учащихся знаний умений и навыков, а представляет собой реализацию кружка по интересам.
Среди достоинств дистанционного образования некоторые из авторов называют психологический комфорт и утверждают, что при этом снимаются психологические барьеры очного обучения [8]. Отчасти мы согласны с авторами данного утверждения. Действительно, для глубинных интровертов сокращается доля стрессирующих ситуаций, связанных с необходимостью непосредственного общения с одногруппниками и педагогами. Однако если человек не готовит себя к затворничеству, то школьная или вузовская среда создают необходимую атмосферу для социализации личности, чего как раз сильно не хватает в рамках дистанционного образования.
Говоря о таком качестве, как «мобильность» дистанционного образования, авторы преподносят его как эффективную реализацию обратной связи между преподавателем и обучаемым [6; 7]. Очевидно, что мобильность может повысить эффективность (а может и нет) взаимодействия педагога с обучаемым. Однако за счет чего достигается эта мобильность и является ли это качество достоинством именно дистанционного образования? В традиционном образовательном процессе и на сегодняшний день уже используется множество технологий, позволяющих педагогу и учащемуся наладить оперативную коммуникацию (программы организации видеоконференций, социальные сети, та же электронная почта).
Что касается «доступности», то в качестве достоинства дистанционного образования презентуется независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения, что позволяет обучающемуся не ограничиваться в образовательных потребностях. В этой части мы согласны, что у дистанционного образования в вопросе географии имеется «фора перед традиционным». Однако если говорить о российских реалиях, то фактор языка существенно сократит географию выбора учебного заведения для российского абитуриента.
Рассуждая о доступности дистанционного образования, возникает тонкий момент относительно интересов большинства учебных заведений. Например, если говорить о вузах, то велика вероятность, что у провинциальных вузов не будет достаточного количества студентов для осуществления своей деятельности. Вузы-лидеры, имеющие лучшую интеллектуальную, материально-техническую и финансовую базу, способны привлечь на дистанционное обучение больше студентов, чем любой среднестатистический региональный вуз. Также из-за эффекта масштаба вуз-лидер способен предлагать абитуриентам более низкую цену на обучение. Таким образом, возможна ситуация, когда абитуриенту предлагается получить диплом престижного вуза за меньшую цену нежели, чем стать студентом провинциального вуза за более высокую цену. И если убрать государственное регулирование в данном вопросе, то чисто рыночными механизмами подавляющее большинство вузов будет вытеснено с рынка образовательных услуг в предельно короткое время.
Выделяя в качестве преимуществ дистанционного образования технологичность, зададимся вопросом: при реализации традиционного образования кто-то ввел запрет на использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий? Нет. Значит вопрос лишь в том, будут ли эти технологии задействованы. Могут быть использованы, а могут и нет. Соответственно, это не может быть специфическим достоинством дистанционного образования. Современное традиционное образование широко использует в своем арсенале методов и средств информационные технологии от программных продуктов до сетевых образовательных ресурсов, и в этом плане, в целом, не уступает дистанционному.
Нам крайне сомнительной представляется мысль о том, что дистанционное образование предоставляет комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого. Оно просто по своей сути должно быть более алгоритмизировано и загнано в жесткие рамки для минимизации действий по проверке заданий и оценке знаний обучающихся. Если, конечно, исследователи достоинств дистанционного образования не имели в виду в
качестве творческого самовыражения обучающихся отправку педагогу всякого рода смайликов вместо выполненного задания. В данном вопросе наше мнение диаметрально противоположно: мы считаем, что именно традиционная образовательная среда потенциально предоставляет широкое поле для творчества и самореализации как учащихся, так и педагогов.
Среди достоинств дистанционного образования многие авторы выделяют его экономичность. И здесь мы полностью солидарны с этими авторами. Вот только, на наш взгляд, преимущества дистанционного образования над традиционным, если рассматривать его как самодостаточную форму получения образования для обучаемого начинаются и заканчиваются на его стоимости. В значительной степени этот тезис относится и к владельцу образовательного ресурса, реализующего дистанционные образовательные услуги. Этим владельцем может быть как государство, так и бизнес, который проявляет повышенный интерес к дистанционному образованию. Этот интерес вполне понятен: массовое привлечение населения к получению дистанционного образования потенциально сулит колоссальные прибыли при относительно незначительных затратах. Ведь тогда будут сведены к минимуму затраты на содержание и обслуживание зданий учебных заведений, не потребуется содержать весьма обширный штат педагогов и технического персонала. Данное положение должно быть привлекательным как для государства, так и для бизнеса. Конечно, перевод на дистанционное обучение начальной и средней школы вряд ли возможен, поскольку может привести к нежелательным социальным последствиям.
А вот эксперименты на высшей школе вполне возможны. В общем-то, первые шаги в этом направлении уже были сделаны: некоторые российские вузы предоставляют возможность получения образования в дистанционном формате. К подобным формам получения образования пока прибегает незначительная доля абитуриентов. Существенную их часть составляют граждане среднеазиатских государств (Казахстана, Узбекистана, Таджикистана), имеющие потребность ни сколько в получении образования, столько в получении российского диплома о высшем образовании. Думаем, что доля студентов (в том числе и
российских), обучающихся дистанционно будет расти. Тому способствует ряд факторов: падение ценности и качества образования при сохраняющейся потребности у населения на получение диплома о высшем образовании будет приводить абитуриентов к поиску путей минимизации затрат на его получение; невысокая материальная обеспеченность большинства населения страны обусловливает как потребность в минимизации затрат на обучение, так и необходимость иметь заработок уже в студенческие годы.
Вуз с этой точки зрения эксперимента по внедрению дистанционного образования представляет благодатную почву, поскольку диапазон его потенциальных клиентов очень широк. К образовательным услугам вуза прибегает не только молодежь (17-23 года) при получении первого высшего образования, но и люди более зрелого возраста (в большинстве своем экономически самостоятельные), которые заинтересованы в получении второго высшего образования, переподготовке, повышении квалификации и т. п. И дистанционное образование может стать решением насущных проблем населения, то есть позволяет получить разного рода документы об образовании при относительно невысоких затратах на обучение (плюс экономия на проезде, на проживании для иногородних и т. п.).
В контексте обсуждаемой темы считаем интересным обратиться к результатам исследования, описанного в статье О.В. Петяски-ной [9]. Студентам предлагалось в анкете ответить на вопросы, раскрывающие их представления о дистанционном образовании, их готовности к нему, а в конце анкеты студентам нужно было отнести себя к группе сторонников или противников введения дистанционного образования в практику вуза. Так вот, сторонников оказалось 67 %, несмотря на то, что 81 % респондентов имел лишь самые общие представления о дистанционном образовании. То есть, можно сделать вывод, что общее положительное отношение к данному феномену в целом у молодежи сформировано (наблюдается ситуация: толком не знаю, что это такое, но голосую «за»). Привлекает в дистанционном образовании большинство сторонников (79 %) возможность совмещения учебы с работой, отсутствие необходимости тратить время и
средства на поездки в вуз (43 %), то есть все предельно прозаично и прагматично. «Противники дистанционного образования» (33 % респондентов) предпочли традиционное обучение потому, что считают, что «живая» лекция дает знания лучшего качества (71 % от числа противников); ценят общение с товарищами и преподавателями (43 %); плохо поняли, что собою представляет дистанционное образование (29 %).
Итак, подведем итоги всему вышесказанному. Дистанционное образование подразумевает привлечение комплекса педагогических и информационно-коммуникационных технологий, которые (нужно понимать) будут иметь конкретные реализации. Имеет смысл рассуждать не о достоинствах и недостатках рассматриваемого феномена, а достоинствах и недостатках его конкретных реализаций, ибо теория нередко значительно расходится с практикой. Если обсуждать вопросы достоинств и недостатков дистанционного образования в самом широком смысле, то необходимо конкретизировать субъекта, на которого будут проецироваться данные характеристики. Анализ научной литературы показал, что технологии дистанционного образования помещены в тренд позитивного восприятия для их потенциальных потребителей и уже принимаются большинством молодежи в качестве приемлемого варианта вузовского образования. Популяризация дистанционного обучения прекрасно вписывается в концепцию двухуровнего образования (массового и элитарного), суть которой нами раскрывата в своих более ранних работах [10]. Элитарное образование предполагает реализацию в системе «человек-человек», массовое образование - в системе «машина-человек», то есть в рамках дистанционного образования. Большинство заявляемых в научной литературе преимуществ дистанционного образования перед традиционным, представляются весьма спорными, а некоторые и вовсе противоречат логике. Одним несомненным преимуществом дистанционного образования перед традиционным, является экономичность. В первую очередь это преимущество должны оценить продавцы дистанционных образовательных услуг, так как при росте их потребителей затраты на одного клиента стремятся к минимуму, а прибыль, в свою очередь, к максимуму. Потребитель дистанционных образова-
тельных услуг с точки зрения цены услуги тоже будет в выигрыше.
Однако нужно помнить, что получение преимуществ в каких-либо характеристиках, однозначно предопределит ущемление других. Так вот, что касается качества дистанционного образования, то оно будет, несомненно, более низким, чем у традиционного. И речь здесь идет не столько о качестве электронных учебных материалов, сколько о психологии человека. Дистанционное обучение требует (именно требует, а не формирует) от учащегося высокой степени самоорганизации и самодисциплины, которые, как правило, у большинства не сформированы. Та свобода действий, которую помещают в ряд достоинств дистанционного обучения, в этом случае будет потворствовать экономии интеллектуальных затрат на осуществление учебной деятельности со стороны учащихся. Однако оговоримся: у нашего тезиса о том, что «качество традиционного образования выше, чем у дистанционного» (в общем и целом), есть одно но - этот тезис актуален на данный момент времени (пока еще). Это качество со временем будет выравниваться, причем не столько благодаря совершенствованию технологий дистанционного образования, сколько деградационным процессам в традиционном образовании. И перед потре-
бителями образовательных услуг совершенно логично встанет вопрос (как в рекламе): а зачем платить больше, если нет разницы? Причем для устранения последних сомнений государство может, например, ввести квоты на бюджетное обучение в государственных вузах в рамках дистанционных форм. Таким образом, задача заинтересованной стороны состоит в том, чтобы большинство населения медленно и верно подвести к самостоятельной мысли о приемлемости дистанционного образования.
По нашему мнению, рационально говорить о достоинствах дистанционного обучения можно лишь в контексте сопровождения традиционного взаимодействия педагога и учащихся в качестве вспомогательного инструмента (в этом случае, однако, не получится удешевить процесс предоставления образовательных услуг). Перевод всего образовательного процесса в дистанционную форму или его значительной части нивелирует не только и не столько достоинства дистанционного образования, сколько полноценность человеческого бытия. Молодой человек в значительной мере лишается радости человеческого общения, совместной деятельности, совместного переживания успеха, которые будут лишь отчасти симулироваться высокотехнологичными суррогатами.
Литература
1. Кичигина А.А. В ногу со временем. Дистанционное обучение: обзор инструментов // Про-ДОД. 2020. № 1 (25). С. 37-43.
2. Синдеева К.А., Лебединская М.И. Дистанционное обучение в высшей школе // Совет ректоров. 2016. № 2. С. 80-86.
3. Прахт Т.С. Дистанционное обучение как тенденция совершенствования современной системы образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2016. Т. 1. С. 281-284.
4. Егоров В.Н., Шахова И.Ю. Дистанционное обучение как средство повышения конкурентоспособности вуза (организационно-методический и правовой аспекты) // Теоретическая экономика. 2018. № 5 (47). С. 47-54.
5. Орусова О.В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанции оное обучение // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2020. № 3. С. 184-195.
6. Антипин Е.В., Годунова Л.А. Достоинства и недостатки дистанционного образования в России // Гуманитарные исследования Москластера. 2016. Т. 1. № 1. С. 13-19.
7. Токарев Д.О., Казакова А.Г. Достоинства и недостатки применения технологий дистанционного образования // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5-2. С. 128-130.
8. Павочка С.Г. Дистанционное образование: сущность, перспективы развития // Перспективы развития высшей школы. Гродно, 2016. С. 373-376.
9. Петяскина О.В. Дистанционное образование в подготовке специалистов сферы культуры и искусства на Дальнем Востоке: результаты исследования // История и культура Приамурья. 2012. № 2 (12). С. 11-14.
10. Старцев М.В. Система образования России в условиях капитализма // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. Т. 16. № 4. С. 95-101.
References
1. Kichigina A.A. V nogu so vremenem. Distantsionnoe obuchenie: obzor instrumentov [In step with the times. Distance learning: overview of tools]. Pro-DOD. 2020, no. 1 (25), pp. 37-43. (In Russian).
2. Sindeeva K.A., Lebedinskaya M.I. Distantsionnoe obuchenie v vysshey shkole [Distance learning in higher education]. Sovet rektorov. - Council of Rectors. 2016, no. 2, pp. 80-86. (In Russian).
3. Prakht T.S. Distantsionnoe obuchenie kak tendentsiya sovershenstvovaniya sovremennoy sistemy obra-zovaniya [Distance learning as a tendency to improve the modern education system]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. - Modern Education: Content, Technology, Quality. 2016, vol. 1, pp. 281-284. (In Russian).
4. Egorov V.N., Shakhova I.Yu. Distantsionnoe obuchenie kak sredstvo povysheniya konkurentosposobnosti vuza (organizatsionno-metodicheskiy i pravovoy aspekty) [Distance learning as a means of improving the competitiveness of higher education institutions (organizational, methodological and legal aspects)]. Teoreticheskaya ekonomika. - Theoretical Economics. 2018, no. 5 (47), pp. 47-54. (In Russian).
5. Orusova O.V. Kak koronavirus izmenil sistemu vysshego obrazovaniya: analiz perekhoda vuzov na distantsii onoe obuchenie [How the coronavirus changed the system of higher education: analysis of the transition of universities to distance learning]. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1. Ekonomika i parvo. - Scientific Review. Series 1. Economics and Law. 2020, no. 3, pp. 184-195. (In Russian).
6. Antipin E.V., Godunova L. A. Dostoinstva i nedostatki distantsionnogo obrazovaniya v Rossii [Advantages and disadvantages of distance education in Russia]. Gumanitarnye issledovaniya Mosklastera. - Humanitarian Studies of Moscluster. 2016, vol. 1, no. 1, pp. 13-19. (In Russian).
7. Tokarev D.O., Kazakova A.G. Dostoinstva i nedostatki primeneniya tekhnologij distantsionnogo obrazovaniya [Advantages and disadvantages of the use of remote education technologies]. Novaya nauka: Sovremennoye sostoyaniye i puti razvitiya. - New Science: The Modern State and Ways of Development. 2016, no. 5-2, pp. 128-130. (In Russian).
8. Pavochka S.G. Distantsionnoye obrazovaniye: sushchnost', perspektivy razvitiya [Distance education: essence, development prospects]. Perspektivy razvitiya vysshej shkoly. - Prospects for the Development of Higher Education. Grodno, 2016, pp. 373-376. (In Russian).
9. Petyaskina O.V. Distantsionnoye obrazovaniye v podgotovke spetsialistov sfery kul'tury i iskusstva na Dal'nem Vostoke: rezul'taty issledovaniya [Distance education in the training of specialists in the field of culture and art in the Far East: research results]. Istoriya i kul'tura Priamur'ya. - History and Culture of the Amur Region. 2012, no. 2 (12), pp. 11-14. (In Russian).
10. Startsev M.V. Sistema obrazovaniya Rossii v usloviyakh kapitalizma [The system of education of Russia in the conditions of capitalism]. Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus». - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus". 2017, vol. 16, no. 4, pp. 95-101. (In Russian).
Информация об авторе
Старцев Максим Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-информационного отдела Управления фундаментальной и прикладной науки. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6143-4812
Вклад в статью: идея написания статьи, сбор обработка литературы, написание текста статьи, редактирование.
Поступила в редакцию 30.05.2020 г.
Поступила после рецензирования 25.06.2020 г.
Принята к публикации 10.07.2020 г.
Information about the author
Maxim V. Starcev - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Scientific and Information Department of Office of Fundamental and Applied Science. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6143-4812 Contribution: the idea of writing the article, collection of literature processing, writing the text of the article, editing.
Received 30 May 2020 Reviewed 25 June 2020 Accepted for press 10 July 2020