УДК 378
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Заочинский Михаил Сергеевич, студент, Николаева Екатерина Константиновна, студент, Самарова Ирина Анатольевна, студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», Архангельск, РФ
Рассмотрено дистанционное обучение с точки зрения доступности, выявлены достоинства и недостатки, обозначены перспективы использования и применения. Ключевые слова: дистанционное обучение; образование; универсариум.
THEORY AND PRACTICE OF DISTANCE LEARNING
Zaochinskiy Mikhail Sergeevich, student, Nikolaeva Ekaterina Konstantinovna, student, Samarova Irina Anatol'yevna, student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov», Arkhangelsk, Russia
Distance learning is considered from the point of view of accessibility, identifying advantages and disadvantages, outlined prospects use and application. Keywords: distance learning; education; universarium.
В настоящее время, когда образование является неотъемлемой частью жизни современного общества, разные виды и типы обучения пользуются достаточно большой популярностью. С каждым годом в жизнь человека приходят различные инновации, которые помогают им в повседневной жизни. В век информационного общества трудно найти человека, который не знал и не слышал о всемирной паутине, проще говоря, об Интернете.
Ведь благодаря Интернету, у человечества появляются огромные возможности, которых не было ранее. Сюда относятся и способность общения людей, находящихся на разных краях света, и необходимость передачи информации на неограниченные расстояния, и новые способности для торговли и бизнеса. Также благодаря Интернету у нас появились новые образовательные возможности: мы можем получать
новые знания в интернете, находить людей, которые смогут обучать чему-то новому, имеем шанс получить образование за границей, находясь в это время дома.
У Интернета, как и у любого ресурса, есть свои минусы. Это и рассеянность внимания, человеку становится сложнее читать книги, из-за чего снижается уровень восприятия мозга. Сюда же относится и зависимость, проведение за компьютером в разы больше времени, чем требуется, человек теряет интерес к реальному миру. Также происходит ухудшение здоровья, потеря зрения, искривление осанки, психологические и интеллектуальные нарушения в развитии, ухудшается общее физическое состояние [1].
Благодаря Интернету появились новые типы обучения, к таким относится и дистанционное обучение. Дистанционное обучение, такая образовательная тех-
Рис. 1. Достоинства дистанционного обучения
нология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета. Как и любая система обучения, дистанционное обучение имеет свои достоинства и недостатки.
Среди очевидных плюсов данного обучения выделяют:
• учебу можно легко совмещать с работой (сами выбираете интенсивность обучения и время занятий, поэтому проблем с преподавателем не возникнет);
• свободный график освоения дисциплины (учитесь тогда, когда вам это удобно);
• идет индивидуальный подбор времени экзаменов (сдаете экзамен тогда, когда вы будете к этому готовы);
• отсутствие вступительных испытаний (в том случае, если вы совсем недавно закончили школу, техникум или колледж, вас примут на обучение без экзаменов, но это будет не бесплатно);
• более низкая стоимость в сравнении с очным обучением (плата идет только за учебные материалы).
Дистанционное обучение также имеет и свои минусы:
• многое зависит только лишь от вас (вы сами будете организовывать за-
Рис. 2. Недостатки дистанционного обучения
нятия);
• отсутствие фактора общения (не будет возможности взаимодействия с людьми);
• необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов;
• отсутствие контроля со стороны преподавателей;
• отсутствие практических занятий (которые необходимы для закрепления теории и более качественного усвоения знаний) [2].
Дистанционное обучение является достаточно важной и значимой частью образования. Оно дает многим возможность получать первое или даже второе высшее образование, не выходя из дома, и даже тем людям, которые постоянно заняты учебой или работой, находятся в декрете или тем, кто по состоянию здоровья не в силах обучаться на заочной или очной форме обучения. Дистанционное обучение позволяет людям не отрываться от своей семьи, проводить такое же количество времени с любимыми и близкими. Вы можете изучать материал в удобное для вас время и в удобном для вас месте, ведь методички и лекции не занимают много места в сумке, компьютерные лекции можно прослушивать в машине, находясь в пробке, в обеденный перерыв или в любую свободную минутку.
Такая форма обучения подходит совершенно для всех слоев населения. Так как она одна из самых доступных и самых гибких форм, подстраивающихся под студентов. Особенно данная форма подходит для тех, у кого есть стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации, раскрытию возможностей и умений. Также и для тех, кто берет от жизни максимальные шансы и не теряет возможностей увеличить свой профессиональный кругозор и связи. Дистанционное обучение доступно для любых возрастных категорий,
не только для взрослой части.
Дистанционная форма обучения не подходит для тех людей, у которых нет стремления к самосовершенствованию. Для тех, у кого слишком много времени уходит на прочие дела и не остается на обучение.
Дистанционное обучение широко используется на практике. В том числе и в России есть множество вузов, где распространен данный вид обучения.
В России начал свою работу в 2014 году такой бесплатный онлайн-универси-тет дистанционного обучения «Универса-риум». Это сетевая межуниверситетская площадка, где лучшие университеты страны разрабатывают и выкладывают свои курсы. Методики для него создают лучшие преподаватели ведущих университетов страны. Эти материалы интересны как старшеклассникам, так и студентам, и тем, кто уже получил высшее образование и стремится ко второму. Любой человек выбирает курсы в зависимости от своих целей и желаний, в программу может войти столько предметов, сколько вы захотите, ведь только вы составляете свою программу. Длительность любого модуля составляет от 7 до 10 недель и в каждый входят видеолекции, в которых преподаватель задает вопросы, подробно и четко преподносит материал, а также дает интересные домашние задания [3].
Таким образом, дистанционная форма обучения является одной из самых универсальных, гибких и удобных форм обучения. Появляется возможность получать образование где угодно и как удобно, при любых обстоятельствах и в удобное для вас время. Такая форма обучения подходит для всех слоев населения. Во многих университетах, как России, так и мира возможен вариант получения образования по дистанционной форме. Дистанционное обучение является незаменимой и существенной частью образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полат Е. С., Бухракина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
2. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html.
3. Универсариум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://universarium.org/.
REFERENCES
1. Polat E. S., Bukhrakina M. Yu., Moiseeva M. V. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya. -M. : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2004. - 416 s.
2. Distantsionnoe obuchenie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.distance-learning. ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html.
3. Universarium [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://universarium.org/.
Материал поступил в редакцию 08.06.2017 © Заочинский М. С., Николаева Е. К., Самарова И. А., 2017