qS4 ИННОВАЦИИ ^D
ПРИЖЕННИКОВА Алёна Николаевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
доцент, e-mail: [email protected] Москва, 125993, Ленинградский проспект, 49 https://orcid.org/0000-0002-1318-0659
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ЦИФРОВОЕ ПРАВО: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Право выступает регулятором в правоотношениях в рамках «цифровой экономики». Создание цифровой экономики повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост. Преимуществами такой экономики являются использование цифровых денег и возможность быстрых глобальных перемещений, которые отражаются на правовых отношениях, видах участников данных отношений. Информация, существующая в цифровой форме, наделена особенностями и имеет характерные признаки: независимость, свобода передвижения, легкость распространения, является пластичной, многообразие информации находит отражение в новых моделях рекламы. В связи с этим необходимо обеспечить благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий и экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике. В статье анализируется законопроект поправок в Гражданский кодекс РФ, который был внесен в Государственную Думу. В законопроекте содержатся нормы гражданского права, так как без них невозможно регулирование рынка цифровых объектов. Автор статьи рассматривает зарубежный опыт развития цифрового пространства, различные подходы к определению понятия цифровых денег и приходит к выводу о том, что правовые вопросы, возникающие в этой сфере, необходимо законодательно урегулировать таким образом, чтобы создать возможности для роста и развития страны.
Ключевые слова: цифровое право, цифровая экономика, цифровые деньги, криптовалю-та, смарт-контракт, информационное общество, программный код.
PRIZHENNIKOVA Alyona Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of Legal regulation of economic activity, Ph.D., Associate Professor at Finance University under the Government
of the Russian Federation, Moscow
DIGITAL LAW: DEVELOPMENT PROSPECTS
Annotation. Law acts as a regulator in legal relations within the framework of the «digital economy». The creation of the digital economy increases the country's competitiveness, the quality of life of citizens, and ensures economic growth. Advantages of this economy are the use of digital money and the possibility of rapid global movements that affect the legal relations, types of participants in these relations. The information that exists in digital form is endowed with features and has characteristic features: independence, freedom of movement, ease of distribution, is plastic, a variety of information is reflected in new advertising models. In this regard, it is necessary to provide a favorable legal regime for the emergence and development of modern technologies and economic activities related to their use in the digital economy. The article analyzes the bill of amendments to the Civil Code of the Russian Federation, which was submitted to the State Duma. The bill contains civil law norms, since without them it is impossible to regulate the market of digital objects. The author considers foreign experience in the development of the digital space, various approaches to the definition of the concept of digital
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
УДК - 347 ББК - 67.404
money, and concludes that the legal issues arising in this area need to be legislatively regulated in such a way as to create opportunities for growth and development of the country.
Key words: digital law, digital economy, digital money, crypto currency, smart contract, information society, program code.
Цифровое пространство - реальный инструмент регулирования экономики, права. В связи с этим в правовом пространстве активно обсуждается вопрос 'цифровой экономики, цифрового права, цифровых денег [4, 20, 11, 12, 10, 9, 8]. Ученые отмечают, что в настоящее время в России сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, и именно общественные отношения, касающиеся информационной сферы, будут являться необходимым условием и инструментом преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни [6, 16, 14].
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [17] цифровая экономика определяется как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Для формирования информационного пространства знаний необходимо развитие науки, реализация образовательных и просветительских проектов и т.д.
Процесс «цифр» - школьные дневники, регистрация прав, больничные карты - все находится в глобальной сети «Интернет». На практике возникает вопрос: как будет урегулирован вопрос с правами? Данное право является конституционным. Этот вопрос основной. Следующий вопрос - безопасность. Как будет осуществляться защита прав? Каковы ее механизмы?
Необходимо отметить, что программа «Цифровая экономика» была разработана по поручению Президента РФ Владимира Путина. В ней определены пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики до 2024 г. К базовым отнесены «нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность». К прикладным - «государственное управление, «умный город» и здравоохранение». В связи с этим ключевым показателем этой Программы является получение навыков работы с цифровыми технологиями. Выделяются деньги из резервного фонда Правительства на финансирование направлений «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная безопасность» [22].
Представляется, что необходимо обратить внимание на комплексный подход к дальнейшему развитию программы «Цифровая экономика». Поэтому необхо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
димо выделить следующие пункты: принципы правового регулирования цифровой экономики; участники правоотношений и их права и обязанности; возникновение, изменение и прекращение правоотношений; ответственность субъектов правоотношений в цифровой экономике и механизмы ее реализации. Таким образом, информационные отношения зависят от правового статуса данных субъектов на информационно-правовом поле.
Развитие цифрового пространства происходит во всем мире. Так, единый цифровой рынок создают, например, Евросоюз, Беларусь [13], Казахстан.
В Государственную Думу внесен законопроект поправок в Гражданский кодекс РФ [23], устанавливающий статус объектов цифровой экономики. Для правового регулирования новых объектов экономических отношений перед разработчиками стоит задача - закрепить правовой статус цифровых денег, урегулировать совершение и исполнение сделок в цифровой среде, обеспечить защиту цифровых прав.
В настоящее время имеется несколько подходов к рассмотрению понятия «криптовалюта» (цифровые деньги в соответствии с законопроектом). Так, крипто-валюта рассматривается, во-первых, как товар (цифровое имущество). Этот товар можно только обменять на основании договора мены; во-вторых, как платежное средство (в Чехии в качестве платежного средства была зафиксирована в конце 2013 г.); в-третьих, в качестве денежного суррогата. Например, Банк России отметил, что по «виртуальным валютам» отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты. Такие операции носят спекулятивный характер [21].
Оборот криптовалюты запрещают 26 стран (например, Алжир, Непал, Афганистан, Бразилия, Вьетнам, Египет, Пакистан, Мексика, Сальвадор и др.). В Греции, Иордании, Нигерии не регулируют оборот криптовалюты [24].
В США в 2013 г. были предприняты следующие шаги к регулированию виртуальных денег. Сеть по борьбе с финансовой преступностью издала правила для лиц, предоставляющих денежные сервисы, и лиц, участвующих в обороте за использование виртуальной валюты. На основании этих правил все участники данных правоотношений должны регистрироваться в Сети и вести учет [2].
Анализируя зарубежный опыт, можем прийти к выводу, что правовое регулирование цифровых денег в различных странах не имеет единого подхода. В связи с этим в России должна быть определена гражданско-правовая природа цифровых денег, правовой режим, выработан вектор регулирования в иных сферах, в частности налоговом или валютном законодательстве. Поэтому
для закрепления статуса цифровых денег внесенные предложения об изменении в Гражданский кодекс Российской Федерации [7] являются своевременными и актуальными.
В законопроекте содержится понятие цифрового права и цифровых денег. Цифровые деньги - это денежная сумма в виде цифрового обозначения. Автор считает, что криптовалюта (цифровые деньги) есть информация [19]. Существует мнение, что электронные деньги можно рассматривать в качестве ценных бумаг [5, 1, 15]. Автор полагает, что электронные деньги не являются ценными бумагами в соответствии с действующим законодательством [7, 18].
Еще одним нововведением в законопроекте являются сделки с цифровыми правами. Таким образом, в результате совершения электронной сделки стороны вступают в правоотношения на основании заключения смарт-контрактов. Смарт-контракт, согласно законопроекту, рассматривается как сделка с цифровыми правами, и исполнение таких договоров производит сама программа [10, 3]. Смарт-контракт - это компьютерная программа, которая является техническим средством для защиты авторских прав. Исполнение условий по договору берет на себя компьютер, отношения сторон регулируются программным кодом (ст. 1261 ГК РФ). Представляется необходимым более подробно рассмотреть значение понятия «программа для ЭВМ». Так, программа для ЭВМ - совокупность команд, которые предназначены для работы ЭВМ в целях получения необходимого результата. Таким образом, программный код в качестве программы для ЭВМ определяет способ достижения соглашения сторон по условиям контракта, который будет исполнен автоматически. Исключительное право на созданный код принадлежит авторам, и переход этих прав возможен только на основании договора (признание сделки недействительной не предполагается). В связи с этим с юридической точки зрения смарт-контракт - это договор. Нужно выделить существенные критерии содержания оферты и акцепта к моменту заключения требований к отдельным видам договоров, связанных с особенностями цифровых отношений, при заключении смарт-контрактов руководствоваться принципами равенства всех участников, открытости и прозрачности.
Законопроект расширяет понятие базы данных, что легализует сбор и обработку значительных массивов обезличенной информации.
В заключение хотелось бы отметить, что цифровая революция формирует цифровое общество, в котором необходимо развивать новый кластер предоставления цифровых услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности. В связи с этим формируется рынок и запрос на расширение способов правовой защиты в цифровом пространстве. Создается цифровое право, цифровая экономика, цифровая политика.
Список литературы:
[1] Бабаев Д.Б. Электронные деньги и ценные бумаги: эволюционный аспект// URL: // https: // https:// elibraryru/item.asp?id=25239512 (дата обращения: 4.04.2018).
[2] Бондаренко Д.Д. Виртуальные валюты: сущность и борьба с их использованием в преступных целях (на примере США) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2015. № 6. С. 23 - 25 // Beyond Silk Road: Potential Risks, Threats, and Promises of Virtual Currencies. The United States Senate Committee on Homeland Security and Governmental Affairs, November 18, 2013. P. 32 // СПС «Консультант Плюс».
[3] Булгаков И.Т. Правовые вопросы использования технологии блокчейн // Закон, 2016, N 12 // СПС «Консультант Плюс».
[4] Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11 // СПС «Консультант Плюс».
[5] Генкин А.С. Планета Web-денег. М., 2003. С. 256 // СПС «Консультант Плюс».
[6] Гончаров В.Н., Ерохин О.Ю. и др. Информационное общество: проблемы становления и закономерности развития: монография / В.Н. Гончаров, А.М. Ерохин, О.Ю. Колосова и др. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014 // URL: // https: // science.vvsu.ru/files (дата обращения: 06.04.2018).
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
[8] Гурко А. Пиратство и майнинг // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 11 // СПС «Консультант Плюс».
[9] Калятин В.О. Хранение произведения в цифровой форме как способ его использования // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. № 1 // СПС «Консультант Плюс».
[10] Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 8 // СПС «Консультант Плюс».
[11] Лаптев В.А. Ответственность «будущего»: правовое существо и вопрос оценки доказательств // Гражданское право. 2017. № 3 // СПС «Консультант Плюс».
[12] Петренко Е.Г., Новикова О.В. Международно-правовая защита авторских прав в сети «Интернет» // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 3 // СПС «Консультант Плюс».
[13] Постановление Совета Министров Республики Беларусь 23.03.2016 № 235 «Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы» // URL: // https: // www.government.by/ru/ solutions/2435 (дата обращения 02.04.2018).
[14] Рамазанова С.Р. Нравственные императивы личности в контексте информационного общества: Дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2017 // URL: // https: // www.ncfu.ru/uploads/doc/disser_ramazanova.pdf (дата обращения: 06.04.2018).
[15] Савельев А.И. Криптовалюты в системе объ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
ектов гражданских прав // Закон, 2017, № 8 // СПС «Консультант Плюс».
[16] Савина В.С. Актуальные тенденции развития авторского права в цифровую эпоху // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. № 11 // СПС «Консультант Плюс».
[17] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) // Источник: www.kremlin.ru.
[18] Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» составление простого и переводного векселя возможно только на бумаге (бумажном носителе) // СПС «Консультант Плюс».
[19] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Консультант Плюс».
[20] Хлебников П. Цифровизация права как следствие цифровизации жизни // Жилищное право. 2017. № 9 // СПС «Консультант Плюс».
[21] Центральный банк Российской Федерации. Информация от 27 января 2014 «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, биткойн» // СПС «Консультант Плюс».
[22] URL: // https: // www.ntv.ru > Новости > Экономика (дата обращения 02.04.2018).
[23] URL: // https: // pravo.ru/news/201311 (дата обращения 04.04.2018).
[24] URL: // https: // https://anycoin.news > Новости > Регулирование (дата обращения: 05.04.2018).
Spisok literatury:
[1] Babaev D.B. E'lektronny'e den'gi i cenny'e bumagi: e'volyucionny'j aspekt// URL: // https: // https:// elibrary.ru/item.asp?id=25239512 (data obrashheniya: 4.04.2018).
[2] Bondarenko D.D. Virtual'ny'e valyuty': sushhnost' i bor'ba s ix ispol'zovaniem v prestupny'x celyax (na primere SShA) // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. 2015. № 6. S. 23 - 25 // Beyond Silk Road: Potential Risks, Threats, and Promises of Virtual Currencies. The United States Senate Committee on Homeland Security and Governmental Affairs, November 18, 2013. P. 32 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[3] Bulgakov I.T. Pravovy'e voprosy' ispol'zovaniya texnologii blokchejn // Zakon, 2016, N 12 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[4] Vajpan V.A. Osnovy' pravovogo regulirovaniya cifrovoj e'konomiki // Pravo i e'konomika. 2017. № 11 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[5] Genkin A.S. Planeta Web-deneg. M., 2003. S. 256 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[6] Goncharov V.N., Eroxin O.Yu. i dr. Informacionnoe obshhestvo: problemy' stanovleniya i zakonomernosti razvitiya: monografiya / VN. Goncharov, A.M. Eroxin, O.Yu. Kolosova i dr. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2014 // URL: // https: // science.vvsu.ru/files (data obrashheniya: 06.04.2018).
[7] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ // SPS «Konsul'tant Plyus».
[8] Gurko A. Piratstvo i majning // IS. Avtorskoe pravo i smezhny'e prava. 2017. № 11 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[9] Kalyatin V.O. Xranenie proizvedeniya v cifrovoj forme kak sposob ego ispol'zovaniya // Vestnik e'konomicheskogo pravosudiya Rossijskoj Federacii. 2017. № 1 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[10] Karcxiya A.A. Cifrovoj imperativ: novy'e texnologii sozdayut novuyu real'nost' // IS. Avtorskoe pravo i smezhny'e prava. 2017. № 8 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[11] Laptev VA. Otvetstvennost' «budushhego»: pravovoe sushhestvo i vopros ocenki dokazatel'stv // Grazhdanskoe pravo. 2017. № 3 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[12] Petrenko E.G., Novikova O.V Mezhdunarodno-pravovaya zashhita avtorskix prav v seti «Internet» // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2016. № 3 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[13] Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' 23.03.2016 № 235 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy' razvitiya cifrovoj e'konomiki i informacionnogo obshhestva na 2016-2020 gody'» // URL: // https: // www.government.by/ru/solutions/2435 (data obrashheniya 02.04.2018).
[14] Ramazanova S.R. Nravstvenny'e imperativy' lichnosti v kontekste informacionnogo obshhestva: Dis. ... kand. filos. nauk. Pyatigorsk, 2017 // URL: // https: // www.ncfu.ru/uploads/doc/disser_ramazanova.pdf (data obrashheniya: 06.04.2018).
[15] Savel'ev A.I. Kriptovalyuty' v sisteme ob"ektov grazhdanskix prav // Zakon, 2017, № 8 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[16] Savina V.S. Aktual'ny'e tendencii razvitiya avtorskogo prava v cifrovuyu e'poxu // IS. Avtorskoe pravo i smezhny'e prava. 2017. № 11 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[17] Strategiya razvitiya informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody' (utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203) // Istochnik: www.kremlin.ru.
[18] Federal'ny'j zakon ot 11 marta 1997 g. № 48-FZ «O perevodnom i prostom veksele» sostavlenie prostogo i perevodnogo vekselya vozmozhno tol'ko na bumage (bumazhnom nositele) // SPS «Konsul'tant Plyus».
[19] Federal'ny'j zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ «Ob informacii, informacionny'x texnologiyax i o zashhite informacii» // SPS «Konsul'tant Plyus».
[20] Xlebnikov P. Cifrovizaciya prava kak sledstvie cifrovizacii zhizni // Zhilishhnoe pravo. 2017. № 9 // SPS «Konsul'tant Plyus».
[21] Central'ny'j bank Rossijskoj Federacii. Informaciya ot 27 yanvarya 2014 «Ob ispol'zovanii pri sovershenii sdelok «virtual'ny'x valyut», v chastnosti, bitkojn» // SPS «Konsul'tant Plyus».
[22] URL: // https: // www.ntv.ru > Novosti > E'konomika (data obrashheniya 02.04.2018).
[23] URL: // https: // pravo.ru/news/201311 (data obrashheniya 04.04.2018).
[24] URL: // https: // https://anycoin.news > Novosti > Regulirovanie (data obrashheniya: 05.04.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018