Научная статья на тему 'Цифровое портфолио студента-заочника'

Цифровое портфолио студента-заочника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровое портфолио студента-заочника»

80 Высшее образование в России • № 7, 2007

А. ЗАСОБИНА, аспирант Ивановский государственный университет Л. КУКЛИНА, ст. преподаватель Вологодский институт права и экономики

Задачей любой школы - от средней общеобразовательной до высшей профессиональной - должно быть создание таких условий, которые бы способствовали развитию самообразования, самопознания, самоопределения личности, повышению её мотивации в достижении конкретных результатов в разных видах человеческой деятельности. На этот аспект образования обращал внимание ещё П.Ф. Каптерев, считавший, что «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она... образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу. ...Не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» [1]. Однако и сегодня отечественные и зарубежные модели обучения в большинстве своём слабо стимулируют личностный и профессиональный рост обучающихся, а проблема включения собственного потенциала ученика и студента в процесс самосовершенствования остаётся чрезвычайно актуальной.

Попыткой её решения является использование технологии портфолио. Важнейшей целью при этом является повышение саморефлексивности обучаемых по отношению к процессу обучения и стимулирование самостоятельности их продвижения к успехам в деятельности (вершинам достижений) [2].

Портфолио ученика или студента - это упорядоченная, структурированная совокупность сертифицированных (документированных) достижений в образовательной деятельности, выполняющая роль индивидуальной накопительной оценки и отража-

Цифровое

портфолио

студента-заочника

ющая динамику развития субъекта, системы его отношений, самооценки и самореализации. Исследователи выделяют несколько видов портфолио:

• портфолио достижений, отражающее успехи обучающегося в образовательной деятельности (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности и пр.);

• рефлексивное, раскрывающее динамику развития тех или иных компетенций обучающегося, позволяющее отследить результативность деятельности как в количественном, так и качественном плане и выявить факторы, обеспечивающие успех;

• проблемно-исследовательское, включающее материалы, отражающие процесс решения какой-либо конкретной проблемы (подготовку и написание доклада, реферата, выполнение опытно-экспериментальной работы, создание проекта и т.д.);

• тематическое портфолио, задающее систему работы студента в рамках отдельного курса, темы, модуля (отбор и систематизация информационных источников, планирование работы, выполнение заданий, оформление текстов и т.д.).

Проникновение во все сферы профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия новых информационных технологий - мультимедиа, гипертекста, компьютерной коммуникации, с одной стороны, предполагает обеспечение должного уровня специальной и профессиональной компетентности обучающихся в этих областях, с другой стороны, требует от обучающихся не только знаний о глобальных информационных системах, но и способности самостоятельно ориентироваться в многоликой информационной структуре современного общества, готовности принимать активное участие в коллектив-

ONLINE EDUCA

81

ной и групповой коммуникации, совместной деятельности в информационной образовательной среде, способности к рефлексии и прогнозированию своего поведения в сообществах, объединяющихся по интересам и склонностям. Соответствовать этим требованиям может лишь специалист, обладающий достаточным уровнем коммуникативной компетентности и цифровой культуры как самостоятельного качества, характеризующего самосознание «цифрового человека».

Решение этой проблемы требует создания специальных дидактических средств, поддерживающих и стимулирующих многообразную информационную деятельность студента на всех уровнях её осуществления - от элементарной компьютерной грамотности до творчества в создании собственных образовательных проектов.

Роль такого средства может выполнять цифровое, или электронное, портфолио. Цифровое портфолио может иметь комплексный характер и включать как разнообразную информацию об авторе и его успехах, так и сведения о характере прохождения им каждого из этапов образовательного маршрута. Как отмечают Вильям Л. Хе-вис и Памела А. Хевис, «цифровое или электронное портфолио эффективно в использовании. Оно легко передаётся целиком, делится на необходимые части: информация; ключевые идеи по поводу обучения или изучения чего-либо; личные документы и документы, подтверждающие профессиональный рост» [3].

На рисунке 1 представлена модель домашней страницы профессионального цифрового портфолио студента-заочника. При разработке структуры и содержания порт-фолио студента мы исходим из следующих предпосылок.

1. Рассматривая назначение портфолио с точки зрения преподавателя, мы предполагаем, что это средство, обеспечивающее мониторинг прохождения студентом образовательного маршрута и динамики его лич-ностно-профессионального развития. Как

показывают исследования, необходимым условием личностного развития является вербализация чувственного опыта и поведенческих реакций субъекта, их осмысливание и упорядочивание в словесном отчете, формулировке своего отношения, обосновании выбора, заявлении о своей позиции [4].

2. Внедрение цифрового портфолио студента на этапе перехода вузов к массовому использованию ИКТ в образовательном процессе будет содействовать становлению и совершенствованию информационной компетентности и культуры, в частности умения пользоваться автоматизированными системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной технике и системах телекоммуникации.

3. Цифровое портфолио студента может стать своеобразным центром, существенно меняющим характер взаимоотношения преподавателя и студента. С одной стороны, оно позволяет студенту сделать «видимым» свой образовательный маршрут как внутри отдельной учебной дисциплины, так и в образовательном процессе в целом. С другой стороны, рефлексивный анализ пройденного пути - трудная задача, которая не под силу многим студентам, и они вынуждены опираться на квалифицированную помощь и поддержку преподавателя-специалиста либо психолога - представителя психологической службы вуза. Возникает и развивается коммуникация между обучающими и обучающимися по поводу достижений последних, критериев и процедуры оценивания их результатов.

4. Содержание цифрового портфолио может включать наряду с академической составляющей, контролируемой совместно преподавателем и студентом, вариативную личностно-профессиональную составляющую, фрагменты которой включаются в презентацию достижений по выбору самого студента. Это позволяет перейти от доминирования нормативного контроля процесса и результатов подготовки студента к

82 Высшее образование в России • № 7, 2007

комплексной оценке индивидуального вклада самого обучающегося в непрерывное повышение собственного уровня подготовки в предметных областях и готовности использовать свой интеллектуальный потенциал для решения практических задач из сферы будущей профессиональной деятельности.

5. Цифровое портфолио может стать определяющим фактором профессионального самоопределения студента, ориентируя его на современные требования к лич-ностно-профессиональной компетентности специалиста и позволяя опираться на собственный индивидуальный ресурс в движении к вершинам личных достижений.

Исходя из сформулированных предпосылок в структуре цифрового портфолио можно выделить три составляющие: академическую, личностно-профессиональную, коммуникативную. Академическая составляющая отражает образовательную траекторию студента (временные, содержательные, профессиональные характеристики),

подтверждаемую соответствующими данному уровню образования документами. В личностно-профессиональной представлены учебные, профессиональные и личностные достижения студента. Введение коммуникативной составляющей обусловлено необходимостью освоения разных форм презентации портфолио, а также предоставления различных возможностей и способов его пополнения, что особенно важно в условиях заочного обучения.

Литература

1. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. - М., 1982. -

С. 354-355.

2. Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном про-

цессе // Высшее образование. - 2004. -№2. - С. 251.

3. Havice W, Havice P. Distance and Distributed

Learning Environments: Perspectives and Strategies. - Glencoe, 2005. - P. 110.

4. Анциферова Л.И. О динамическом подходе

к психологическому изучению личности // Психол. журнал. - 1991. - № 2. - С. 8.

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН ВЫШЛИ В СВЕТ:

Модернизация общества и экология. Ч. I. Отв. ред. О.Е. Баксанский. - М., 2006. - 244 с. Мочкин А.Н. Фридрих Ницше: (интеллектуальная биография). - М., 2005. - 246 с. Наука и искусство. Общ. ред. А.Н.Павленко. - М., 2005. - 206 с. Ориентиры... Вып. 3. Отв. ред. Т.Б. Любимова. - М., 2006. - 268 с. Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. - М., 2005. - 188 с. Противоречие и дискурс. Отв. ред. И.А. Герасимова. - М., 2005. - 184 с. РозинВ.М. Понятие и современные концепции техники. - М.: ИФ РАН, 2006. - 255 с. Россия в начале XXI века: новый курс. Отв. ред. В.С. Семенов. - М., 2005. - 197 с. Серёгин А.В. Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах». - М., 2005. - 254 с.

Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: Семиоти

ка и изобразительное искусство. - М., 2005. - 254 с. Судьба государства в эпоху глобализации. Отв. ред.: В.Н. Шевченко. - М., 2005. - 200 с.

Контакт: 119992, Москва, ул. Волхонка, 14 Зав. Издательским Отделом - Давыдова Людмила Сергеевна Тел.: (495) 203-95-98 Факс. (495) 609-93-50 E-mail: ludmila@iph.ras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.