4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 747. - М., 2009.
5. Шихадрина Л. Н. Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин
в вузе: тематич. сб. науч. тр. — Курган, 2013. — 159 с.
6. Clayton M., Christensen Henry J. Eyring. The innovative University: Changing the DNA of Higher Education from inside out. — The USA : Jossy-Bass., 2011. — 513 p.
7. Raven J. Competence in Modern Society: its identification, Development and Release. — Oxford, England : Oxford Psychologists Press, 1984. — 354 р.
УДК/UDC 377
Н. О. Хлупина N. Khlupina
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS: THE CONCEPT, APPROACHES
В статье предлагается понимание разными авторами определения «самостоятельная работа», рассматриваются роли педагога при организации самостоятельной работы студентов, анализируются методологические подходы к организации самостоятельной работы студентов.
This article presents an understanding of different authors define «self-study», considered the role of the teacher in the organization of independent work of students, analyzes methodological approaches to the organization of students' independent work.
Ключевые слова: самостоятельная работа, роль педагога, позиция студента, методологические подходы.
Keywords: self-study, the role of the teacher, the position of student, methodological approaches.
Проблема организации самостоятельной работы студентов является одной из наиболее обсуждаемых в кругу исследователей. В связи с внедрением ФГОС среднего профессионального образования (СПО) значение самостоятельной работы заметно возрастает, самостоятельная работа студентов становится одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой у студентов формируются знания, умения и навыки, а в последующем освоение приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе.
Именно самостоятельная работа формирует способности к самообразованию, созда-
ет «фундамент» непрерывного образования. В ФГОС СПО представлен целый ряд общих компетенций, связанных со способностью к самообразованию и саморазвитию, которыми должен обладать будущий специалист, в частности: ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Усиление роли самостоятельной работы означает пересмотр организации образовательного процесса, основной акцент которого должен быть сделан на развитие у студентов умения учиться, формирование у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Исходя из этого, меняется и понимание сущности самостоятельной работы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации самостоятельной работы показал, что данное понятие раскрывается с разных позиций, представленных авторами в таблице, но при этом нет единства в его понимании.
Professional Education in Russia and Abroad З (1З) 2014
83
Инновации и технологии современного образования
Таблица
Понятие «самостоятельная работа»
Авторы Определение
О. В. Акулова, Л. К. Наумова Самостоятельная работа студентов — вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата
Л. Г Вяткин Самостоятельная работа — вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента
И. А. Зимняя Самостоятельная работа — целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания
В. А. Козаков Самостоятельная работа студента — это специфический вид деятельности учения, главной целью которого является формирование самостоятельности учащегося субъекта, а формирование его умений, знаний и навыков осуществляется опосредованно через содержание и методы всех видов учебных занятий
Р. Б. Срода Самостоятельная работа — это такая деятельность, которую учащиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы
М. И. Моро Самостоятельная работа — форма организации познавательной деятельности обучающихся, при которой они сознательно и активно стремятся к поставленной цели, преодолевая встающие на их пути трудности без непосредственной помощи с чьей-либо стороны в ходе выполнения работы
И. Э. Унт Самостоятельная работа — форма учебной деятельности, представляющая наибольшие возможности для индивидуализации учебно-воспитательного процесса
П. И. Пидкасистый Самостоятельная работа — это средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации...
В. К. Буряк Самостоятельная работа — метод овладения глубокими знаниями, формирование активности и самостоятельности, развитие умственных способностей обучающихся
Б. П. Есипов Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигать поставленной в задании цели, уподобляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий
Р. М. Микельсон Самостоятельная работа — выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя
Вышеизложенное позволяет нам заключить, что понятие «самостоятельная работа» многостороннее и рассматривается авторами в различные периоды XX—XXI столетий как вид деятельности, форма обучения, метод и средство обучения.
Сравнивая подходы авторов к сущности понятия «самостоятельная работа» как вида деятельности, мы пришли к тому, что Л. Г Вят-кин и В. А. Козаков в своих определениях указывают на формирование у обучающихся самостоятельности как качества личности
в ходе самостоятельной работы, а Р. Б. Срода отмечает, что самостоятельная работа — это и есть проявление самостоятельности обучающимися. С психологической точки зрения определяет данное понятие И. А. Зимняя, акцентируя внимание на внутренней мотивации самого обучающегося при выполнении самостоятельной работы, от которой будет зависеть как сам процесс выполнения работы, так и ее результат.
М. И. Моро и И. Э. Унт определяют самостоятельную работу как форму органи-
зации учебной деятельности, но при этом М. И. Моро указывает на выполнение работы обучающимся без чьей-либо помощи, а И. Э. Унт обращает внимание на возможность индивидуализации процесса обучения.
Определения Б. П. Есипова и Р. М. Ми-кельсона объединяет мысль о том, что самостоятельная работа выполняется обучающимися без помощи и участия педагога.
Такое разнообразие позиций авторов на определение понятия дает возможность педагогу в ходе организации образовательного процесса обозначить роль студента и степень своего участия в ходе самостоятельной работы, подготовить методическое обеспечение, спланировать самостоятельную работу по конкретной дисциплине, продумать мотивацию, контроль самостоятельной работы для того, чтобы данная деятельность способствовала формированию у студентов умения учиться.
Точка зрения авторов близка позиции О. В. Акуловой, Л. К. Наумовой, которые полагают что учебно-познавательная деятельность строится на основе взаимодействия педагога и студентов, в ходе которого формируются общие и профессиональные компетенции, а также развиваются качества личности, помогающие успешно включаться в профессиональную деятельность.
Организация самостоятельной работы студентов должна способствовать переводу студента с позиции обучаемого в позицию обучающегося, «активного производителя» способов деятельности, собственного мнения на учебных занятиях разных форм. Изменение позиции педагога требует от него овладения новыми ролями: консультанта, тьютора, фасилитатора, организатора образовательной среды [4, с. 92].
Преподаватель становится консультантом, сопровождающим процесс освоения обучающимися профессиональных модулей, поскольку обучающиеся работают с материалом в разном темпе, он консультирует при выполнении проектов, ведении портфолио и других формах самостоятельной работы.
Занимая позицию тьютора, педагог помогает студенту в определении эффективного пути обучения, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь.
Принимая на себя роль фасилитатора, педагог старается формировать у обучающихся
внутреннюю мотивацию к самостоятельной учебной деятельности, стремление проявить творчество посредством создания «ситуации успеха» в обучении и профессиональной деятельности [5, с. 30].
Выполняя роль организатора образовательной среды, педагог привлекает различные внешние «средовые» ресурсы — информационные, человеческие, предметные, организует деятельность обучающихся.
Сопровождение самостоятельной работы студентов включает следующие направления: создание условий для организации самостоятельной работы, согласование индивидуальных планов, консультирование по запросу студента, осуществление педагогической поддержки студентов.
Таким образом, принятие педагогом на себя разных ролей при организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов будет зависеть от его подготовки к организации и разработке учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, создания учебно-методического комплекса для их самостоятельной учебной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение выполняет следующие функции: информационную, управляющую, организационно-контро-лирующую.
Основное предназначение методических указаний, рекомендаций по самостоятельной работе студентов — показать каждому студенту возможность перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно.
В ходе анализа психолого-педагогиче-ской литературы были выделены методологические подходы к организации самостоятельной работы студентов, способствующие формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования.
Одним из таких подходов является лич-ностно ориентированный подход, который обосновывает необходимость организовывать самостоятельную работу студентов с позиции субъектов образовательного процесса, объединенных для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявлять творческую индивидуальность во взаимодействии.
Другим подходом является деятельностный. Он обеспечивает субъектную позицию
Professional Education in Russia and Abroad 3 (15) 2014
85
Инновации и технологии современного образования
обучающегося, необходимость его перехода из позиции потребителя информации в позицию активного участника образовательного процесса.
Системный подход рассматривает самостоятельную работу студентов как системный комплекс, в качестве которого в образовательной среде выступает учебный процесс. В литературе также встречается системнодеятельностный подход, предполагающий интеграцию системного и деятельностного подходов, основанного на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина. С точки зрения данного подхода в центре внимания находится совместная деятельность обучающихся и взрослых для реализации совместно выработанных целей и задач.
Компетентностный подход не имеет однозначной трактовки и рассматривается как альтернатива подходам, определяющим методологические основы образования. Д. А. Иванов и К. Г Митрофанов считают, что «компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как В. В. Давыдов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и их последователей» [2, с. 8].
Е. Я. Коган считает компетентностный подход новым подходом и утверждает, что данный подход должен привести к глобальным переменам от изменения сознания до изменения методической базы. Другое толкование понятия «компетентностный подход в образовании» мы находим у А. Г. Бермуса, который убежден в том, что компетентност-ный подход не является абсолютно новым, и рассматривает его как «современный коррелят множества более традиционных подходов» [1]. Одним из значимых признаков реализации компетентностного подхода является изменение характера образовательной деятельности с ориентацией на взаимодействие и личностное развитие, а также приобретение обучающимися опыта в различных видах деятельности.
В процессе анализа понятия «компе-тентностный подход» наиболее точным нам
видится определение В. И. Загвязинского: «Компетентностный подход в образовании — ориентация образования на достижение достаточно высокого уровня знаний, опыта, осведомленности для осуществления деятельности и общения в различных областях и сферах; может служить базой для перестройки образовательного процесса. Ком-петентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания» [3, с. 272].
Таким образом, сущностная основа компетентностного подхода заключается не в замене теоретических знаний на практические, а в том, что теоретические знания должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических задач и ситуаций. Компетентностный подход определяет технологию формирования ком-петентностной личности, способной к дальнейшему образованию и самообразованию, развитию общих и профессиональных компетенций в процессе самостоятельной учебной деятельности.
Таким образом, изменения, происходящие в современном профессиональном образовании, способствуют пересмотру подходов к организации самостоятельной работы, определению возможности формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, развитию важных, значимых профессиональных качеств личности, а также организации деятельности, направленной на формирование способности личности самостоятельно добывать знания, занимаясь самообразованием и саморазвитием.
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос. — 2005. — 10 сент. — иЯЬ: www.eidos.ru/joumal/2005/0910—12.htm.
2. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. — М.: АПК и ПРО, 2004. — 98 с.
3. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Академия, 2008. — 352 с.
4. Рыбакова Н. Н. Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании // Вестник СибАДИ. — 2011. — Вып. № 1(19). — С. 89 - 96.
5. Фомин Н. В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2013. — № 1 (88). — С. 29 - 34.