Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании'

Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5619
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЬЮТОРСТВО / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МОДЕРИРОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Наталья Николаевна

На основании анализа научно-методической литературы в статье актуализирована проблема организации самостоятельной работы студентов на современном этапе развития образования, рассмотрены новые функции и роли преподавателя высшей школы и предложены основные способы стимулирования и сопровождения самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании»

РАЗДЕЛ VI

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.14

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н.Н. Рыбакова

Аннотация. На основании анализа научно-методической литературы в статье актуализирована проблема организации самостоятельной работы студентов на современном этапе развития образования, рассмотрены новые функции и роли преподавателя высшей школы и предложены основные способы стимулирования и сопровождения самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

Ключевые слова: Самостоятельная работа, тьюторство, консультирование, модери-рование, учебный контракт.

Современные тенденции реформирования образования характеризуются противоречивостью: с одной стороны, интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, позволяющая осуществлять гуманитарный тип образования, обеспечивать вариативность и личностную ориентацию процесса обучения, создавать условия для индивидуальнотворческого становления учащихся в период освоения содержания профессиональной деятельности, с другой, экономический кризис образования сказывается на его качестве и возможностях каждого образовательного учреждения создавать учебно-методическое, технологическое, информационное обеспечение учебного процесса.

Обществу требуются специалисты, способные к самостоятельной преобразовательной деятельности, к самостоятельному профессиональному самоизменению. Это обусловливает необходимость находить внутренние резервы для насыщения учебного процесса учебнометодическим обеспечением, понимаемым нами как результат профессионального творчества преподавателей и как средство профессионального развития учащихся.

Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления

В условиях коренных изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, резко возрастает роль и значение самостоятельной работы учащихся в учреждениях высшего профессионального образования. Она становится главным резервом повышения качества подготовки будущих специалистов.

Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в «образование длинною в жизнь». Учение становится составной частью Бытия человека, его личным и общественным Благом. Мотивация к непрерывному образованию, универсальные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного включения в трудовую деятельность и реализацию своих жизненных планов, а умение учиться становится ключевым умением человека 21 века. Меняется понимание сущности самостоятельной работы, значительно возрастает ее роль в современном образовании.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме самостоятельной работы учащихся и студентов, показывает, что многочисленные попытки раскрытия сущности данной педагогической категории осуществляются с различных позиций.

Наиболее часто самостоятельная работа трактуется как специфический вид (форма) учебной деятельности.

Достаточно большая группа отечественных педагогов рассматривает самостоятельную работу как метод обучения.

Ряд исследователей считает самостоятельную работу средством включения обучающихся в активную познавательную деятельность.

Встречаются случаи употребления термина «самостоятельная работа» в значении формы организации учебного процесса. Подобный подход, в частности, присутствует в ст. 37 «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ», где самостоятельная работа обозначается одним из видов учебных занятий студентов [1].

В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис считают самостоятельную работу системой организацией педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью учащихся [3].

Большинство ученых в качестве основного признака самостоятельной работы называет отсутствие непосредственного участия (помощи) педагога. Типичным в этом отношении является определение самостоятельной работы, данное Б.П. Есиповым: «Самостоятельная работа, включаемая в процесс обучения, - это такая работа учащегося, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время».

Исследователи выделяют и другие признаки самостоятельной работы. Так, специфические особенности построения учебного процесса в высшей школе, по мнению Н.В. Чекалевой, позволяют трактовать смысл самостоятельной работы как планируемой, познавательной, организационно и методически направляемой деятельности студента, осуществляемой без прямой помощи преподавателя для достижения конкретного результата.

А.Г. Казакова, А.С. Лында, Р.Б. Срода понимают под самостоятельной работой такую деятельность обучающихся, которую они выполняют, проявляя самостоятельность, активность, инициативу, творчество.

Б.П. Есипов, Л.В. Жарова, О.А. Нильсон подчеркивают, что самостоятельная учебная работа обязательно предполагает приложение учащимися умственных и физических усилий.

И.А. Зимняя указывает, что:

- подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность возника-

ет, когда у обучающегося формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Это предполагает необходимость направленной работы педагога на создание такой потребности у обучающегося;

- в основе самостоятельной работы всегда лежит новый для обучающегося материал, новые познавательные задачи. Поэтому увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряженный, целенаправленный, захватывающий обучающегося труд.

Наличие познавательной или практической задачи в качестве основного признака самостоятельной работы констатируют также Е.Я. Го-лант, В.А. Козаков, П.И. Пидкасистый и др.

Подобного мнения придерживается В.А. Далингер, полагающий, что деятельность ученика будет самостоятельной в самом широком смысле слова, когда ему предстоит выделить цель деятельности, определить предмет деятельности, выбрать средства деятельности.

С точки зрения В.Я. Ляудис самостоятельность обучения есть «результат пути, пройденного в ситуации, где учащийся приобретает способы внутренней регуляции всеми компонентами собственной учебной деятельности».

И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый,

Н.А.Половинкова, М.Н.Скаткин и другие самостоятельную работу рассматривают как средство включения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность.

П.И.Пидкасистый считает, что самостоятельная работа-это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правильно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. По его мнению, обучающихся надо учить познавательной деятельности, вооружать их учебнопознавательным аппаратом [9].

Таким образом, самостоятельная работа -это средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения учебного содержания соответствует дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

- вырабатывает у них психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

По мнению В.И.Загвязинского, трактовка сущности самостоятельной работы, ее целей зависит от общей концепции учебного процесса. Если видеть сущность обучения в передаче системы знаний и способов деятельности (в традиционной системе обучения), то самостоятельную работу можно рассматривать как способ закрепления и тренировки, выработки умений и навыков. Если обучение рассматривать как формирование самостоятельной познавательной деятельности, то самостоятельная работа выступает способом развития творческих способностей и профессионального мышления. Если исходить из современного понимания обучения как процесса формирования личности специалиста, то самостоятельная работа есть способ формирования самостоятельности и активности личности, ее репродуктивных и творческих способностей, умения ориентироваться в теории и практических ситуациях, ставить и самостоятельно решать теоретические и практические задачи [5].

Мы придерживаемся точки зрения Акуловой

О.В., Наумовой Л.К., которые под самостоятельной работой студентов сегодня понимают вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата[4]. Данный современный подход требует от преподавателя высшей школы переосмысления своего отношения к организации самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа, являясь высшей формой учебной деятельности студентов, представляет собой полифункциональное явление. Анализ литературных источников, посвященных самостоятельной работе студентов вуза, свидетельствует, что она играет решающую роль в становлении личности и деятельности будущего специалиста, поскольку выполняет ряд важных функций.

Образовательная функция самостоятельной работы состоит в ее способствовании активному освоению студентами содержания

образовательной программы, превращению полученных знаний в умения и навыки, формированию первоначального опыта решения профессиональных задач.

Развивающая функция самостоятельной работы выражается в интеллектуальном, эмоционально-волевом развитии студентов. Она служит повышению культуры умственного труда, обогащению интеллектуальных способностей, приобщению к поисковой, исследовательской, творческой деятельности.

Воспитывающая функция самостоятельной работы заключается в формировании у студентов потребности в самообразовании, активной жизненной позиции. Она выступает основным средством воспитания у студентов чувства долга, ответственности, инициативы, упорства в достижении цели.

Стимулирующая функция самостоятельной работы проявляется в придании процессу обучения так называемого профессионального ускорения, выражающегося в том, что в ходе самостоятельной учебной деятельности у студентов формируется умение видеть горизонты личностного профессионального роста и стремление их достичь.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса подготовки квалифицированных кадров с высшим образованием, обеспечивающей развитие их субъектности.

В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской.

Сегодня при организации работы студентов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:

- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

- проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;

- наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;

- владение навыками самостоятельной работы.

Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой - как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.

В свою очередь под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.

В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обручающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.

Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в том, чтобы:

• мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

• повысить ответственность обучающихся за свою учебу;

• создать условия для совершенствования информационной компетентности;

• способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, учебноисследовательской/исследовательской, проектной и творческой деятельности;

• формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной ра-

боты над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.

Самостоятельная работа студентов требует упорядочения и системной организации, а также организации взаимодействия преподавателя и студента на основе партнерства.

Основная задача преподавателя сводится к организации учебной деятельности студента и конструировании образовательной среды. Деятельность преподавания и деятельность студента взаимосвязаны, по сути преподаватель выходит на сопровождение деятельности студента.

Увеличение роли самостоятельной работы связано с изменением позиции преподавателя и с изменением позиции студента.

Изменение позиции преподавателя требует от него овладение новыми ролями: тьютора, консультанта и модератора образовательного процесса.

Под тьюторством понимается как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой студентов, так и форма воспитательной работы. Тьюторство основывается на следующих принципах:

• Индивидуальный подход к личности студента.

• Помощь в организации учебного процесса.

Современное понимание тьюторства:

• Тьюторство как поддержка /путь решения проблемы субъектности в образовании/. Под поддержкой понимается особый вид помощи, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта при решении проблемы.

• Тьюторство как сопровождение /сопровождение реализации образовательной программы, УИРС, НИРС и проектных работ студентов.

• Тьюторство как фасилитация /путь культурного, профессионального и личностного самоопределения - сопровождение личностного развития.

Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность тьютора, как и консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого студента. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникацион-

ные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности. Общение с тьюторами может осуществляться через тью-ториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Задачи тьютора: помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебы; следить за ходом учебы студента; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюториалы; консультировать и поддерживать студента; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета; предоставить возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций.

Консультирование - особым образом организованное взаимодействие между препода-вателем-консультантом (профессионалом) и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность студента.

Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить студента «как учиться».

В теории и практике консультирования представлено несколько моделей консультационной деятельности. В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. Специфика проектного консультирования заключена в сопровождение учебноисследовательских, научно-исследовательских и проектных работ студентов.

Процессное консультирование необходимо как сопровождение студента при реализации им индивидуальной образовательной программы.

Модерирование - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего

обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы модератора являются методы, которые побуждают обучающихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат сотрудничества. Модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между обучающимися.

Кроме перечисленных способов со студентами могут заключаться учебные контракты на самостоятельное изучение либо какого-то раздела курса, либо на изучение всего курса.

Учебный контракт представляет собой технологию создания и реализации индивидуального учебного плана (образовательной программы).

Компонентами учебного контракта выступают:

- стратегия самостоятельного изучения предмета студентом;

- способ применения учебного контракта в деятельности и взаимодействии преподавателей и студентов;

- личностный образовательный опыт, выступающий как основной ресурс разработки и исполнения учебного контракта;

- система индивидуальных консультаций, предоставляемых обучающемуся в соответствии с нормами, записанными в контракте.

Контракт предполагает разработку подробного плана выполнения обязательств всеми сторонами. По итогам каждого этапа предусматривается отчет, а также промежуточные аттестации. В процессе промежуточных аттестаций студент выполняет тест или представляет ту или иную часть самостоятельно разработанного проекта, эссе, письменного самоанализа. В ходе представления промежуточных результатов могут обсуждаться итоги участия учащегося в работе тех или иных конференций, симпозиумов, презентаций.

При организации самостоятельной работы студентов необходимо согласование подходов к ее организации командой преподавателей образовательной программы.

Команда преподавателей образовательной программы:

• определяет цели самостоятельной работы на основе компетентностного подхода;

• планирует самостоятельную работу студентов в рамках образовательной программы по модулю;

• согласовывает виды самостоятельной работы в рамках различных учебных курсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• устанавливает связь материала со смежными теоретическими курсами, между теоретическими знаниями и практикой;

• устраняет дублирование учебного материала и заданий;

• разрабатывает технологическую карту выполнения самостоятельной работы;

• составляет методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной работы;

• информирует студентов и преподавателей о графике самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов требует упорядочения и системной организации, а также организации взаимодействия преподавателя и студента на основе партнерства.

Основная задача преподавателя сводится к организации учебной деятельности студента и конструировании образовательной среды. Деятельность преподавания и деятельность студента взаимосвязаны, по сути преподаватель выходит на сопровождение деятельности студента.

Данный подход отражает этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы студентов.

Так, подготовительный этап со стороны преподавателя включает в себя:

Шаг 1. Коррекцию учебных программ, за счет введения новых разделов: тема для с/р, сопровождение и контроль за с/р, примеры типовых заданий для с/р.

Шаг 2. Отбор видов учебной работы, соответствующих основным целям - развитию универсальных и профессиональных компетенций студентов.

Шаг 3. Разработку заданий для с/р.

Шаг 4. Расчет количество часов и суммы баллов, которые должен набрать обучающийся в ходе выполнения с/р.

Шаг 5. Разработку технологической карты с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможностей выбора.

Шаг 6. Разработку УМК по предмету и проектирование образовательной среды.

Этап целеполагания и планирования требует процедуры согласования программы учебной дисциплины, предъявляемой преподавателем и плана изучения этой дисциплины студентом. Преподаватель предъявляет обучающемуся технологическую карту самостоя-

тельной работы по дисциплине с целью планирования УПД. Студент выбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности.

Этап консультирования является очень важным при сопровождении самостоятельной работы студента Преподаватель выполняет роль консультанта, эксперта, тьютора и модератора. Именно на этом этапе осуществляется педагогическая поддержка студента. Наш опыт показывает, что консультирование необходимо осуществлять по образовательному запросу студента: информационному, технологическому, психологическому и др. Чаще преподаватель осуществляет экспертное или проектное консультирование. Однако не всегда консультирование дает желательный результат, существуют проблемы, которые требуют специального решения и особых функций преподавателя. Некоторым студентам требуется фасилита-ция, что требует от преподавателя осуществления тьюторских функций, часть студентов не владеют компетенциями организации собственной деятельности и взаимодействия в группе, тогда преподаватель осуществляет функции модератора.

Контрольно-оценочный этап включает не только оценивание учебной деятельности студента со стороны преподавателя, но и взаимо-оценивание и самооценивание своей деятельности. Оценивание деятельности студентов может проходить в разных форматах: комплексное оценивание заданий на основе технологической карты, ведение рефлексивного дневника, защита проектных и исследовательских работ, защита портфолио, другое.

Контрольно-оценочный этап может совпадать с рефлексивным. Преподавателю необходимо помнить, что выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение обучающимся следующих этапов.

Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.

Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.

Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.

Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения).

Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.

Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.

Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.

Шаг 8. Рефлексия собственной учебной деятельности.

На каждом из этих этапов необходима рефлексия деятельности, что развивает метапо-знавательные стратегии студентов и ставит их в позицию субъекта учения.

И заключительным является аналитический этап, когда и студент и преподаватель осуществляют системную рефлексию деятельности. Студент осуществляет рефлексию, отвечая на следующие вопросы:

1. Что получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности. Почему, что мешало?

2. Какие компетенции универсальные и профессиональные удалось развить? В чем проявляется моя некомпетентность? Можно ли это исправить?

3. Какие достижения учебные и личностные сопутствовали этому курсу?

4. Что еще необходимо сделать в рамках самообразования? Как повысить свой личностный и профессиональный рост. Какие виды самообразовательной деятельности в данной предметной ли надпредметной областях будут способствовать моему личностному и профессиональному росту.

Преподаватель анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания, отсекает лишнее, то, что не работает и не направлено на развитие профессиональных компетенций студентов.

Таким образом, преподаватель выходит на сопровождение самостоятельной работы студента, которое включает в себя следующие направления:

• Конструирование образовательной среды, включающее в себя необходимые ресурсы;

• Согласование индивидуальных планов самостоятельной работы студентов (виды и темы заданий, сроки представления результатов, критерии выполнения заданий, разработка технологической карты);

• Консультирование по образовательному запросу студента;

• Создание педагогических условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы студентов;

• Осуществление индивидуальной педагогической поддержки студента в его самостоятельной работе.

Резюмируя, всё выше изложенное в данной статье, следует отметить, что особенности организации самостоятельной работы определяются следующими положениями:

- развитие содержания изучаемого материала в логике предмета и постоянный рост уровня обобщения и систематизации материала требуют организации самостоятельной деятельности реконструктивного и творческого уровней как входе работы под руководством преподавателя, так и в процессе выполнения самостоятельных работ;

- самостоятельные работы являются логическим продолжением самостоятельной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя. В ходе такой деятельности обучающиеся подводятся к осознанию свойственных материалу зависимостей, и их осознание позволяет в дальнейшем планировать, проектировать и использовать способы деятельности при выполнении самостоятельных работ;

- усложнение операционного компонента самостоятельной деятельности в ходе выполнения самостоятельных работ достигается за счет представления обучающимся всё большей свободы в анализе проблемной ситуации, постановке познавательной задачи, конструировании способов её решения, осуществлении решения, проверке результатов;

- усложнение операционного компонента самостоятельной познавательной деятельности осуществляется в единстве с усложнением содержания: в ходе выполнения самостоятельных работ обучающиеся должны идти от наблюдения и анализа частных фактов к выявлению важнейших зависимостей, свойственных изучаемому материалу, поэтому в качестве показателей развития познавательной самостоятельности рассматривается не только усложнение структуры операционного компонента самостоятельной деятельности, но и усложнение её содержательной стороны;

- усвоение материала на уровне общих принципов и закономерностей, обеспечивая возможность их применения для решения новых познавательных задач, является условием развития внутренних стимулов учения;

- педагогическое руководство самостоятельной деятельностью студентов в ходе выполнения самостоятельных работ наряду с чёткой формулировкой задания должно обеспечивать установку на самоконтроль (рефлексию).

Библиографический список

1. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

2. Загашев, И.О.Критическое мышление: технология развития. [Текст] / И.О. Загашев, С.И.Заир-Бек - СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

3. Козырев, В.А., Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. [Текст] /В.А. Козырев, Н.Л. Шубина - СПб, 2005.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография [Текст] /Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

5. Организация индивидуально-

ориентированного образовательного процесса в РГПУ имени А.И.Герцена: Методические материалы. [Текст] - СПб., 2007.

6. Соколова, И.Б.Основы самостоятельной работы студентов. [Текст] /И.Б. Соколова - Армавир, 2002.

7. Осадчук, О.Л. Управление самостоятельной

работой студентов: Методическое пособие.

[Текст]/О.Л. Осадчук .- Омск, 2009.

8. Практикум по технологиям обучения современного студента[Текст] / А.Г. Грецов, О.Б. Даутова и др. - СПб., 2007.

9. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы[Текст] // О.В. Акулова, А.Е. Ба-хмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Даутова, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

10. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методические рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс [Текст] / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2о0б г.

Role of independent work of students in modern vocational training

N.N. Rybakova

On the basis of the analysis of the scientifical-ly-methodical literature in article the problem of the organisation of independent work of students at the present stage of a development of education is staticized, new functions and roles of the teacher of the higher school are considered and the basic ways of stimulation and support of independent work of students in educational process are offered.

Рыбакова Наталья Николаевна, канд. пед. наук, доцент Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ), каф. «Инженерная педагогика». Основное направление научных исследований - педагогическое управление как процесс создания и реализации организационнно-педагогических условий, обеспечивающих запуск механизмов саморазвития субъектов образовательного процесса Общее количество публикаций: 37.

E-mail: mat-rb@list.ru

УДК 378.016

СОЗДАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

М.А. Федорова

Аннотация. В условиях необходимости качественного и эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров важную роль играет создание определенного научного пространства в каждом вузе. В данной статье данное пространство рассматривается как реферативная научная среда, обеспечивающая разноуровневые процессы научной коммуникации.

Ключевые слова: воспроизводство научно-педагогических кадров, научная коммуникация, научная среда, научные школы, информационная среда вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.