Научная статья на тему 'Использование института тьюторства в организации и управлении образовательным процессом в вузе'

Использование института тьюторства в организации и управлении образовательным процессом в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ТЬЮТОР / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГ / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / STUDENT / TUTOR / SELF EXTRACURRICULAR WORK / TEACHER / SUPERVISOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белокурова Елена Сергеевна, Борисова Лилия Михайловна, Пеленко Валерий Викторович

Переход отечественного высшего образования на многоуровневое обучение отвечает требованиям рынка труда и международным тенденциям развития высшей школы. При внедрении новых образовательных стандартов происходит увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов во внеаудиторной обстановке. В таких условиях возникает необходимость в тьюторстве особом виде наставничества, которое выполняет функции сопровождения самообразования студентов, обеспечивает индивидуальное научное руководство обучаемым со стороны педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE INSTITUTE TUTORING IN THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

Transition of higher education to meet the requirements of multi-level training of the labor market and the international trend-development wells. The introduction of new educational standards occurs increase the number of hours for independent work of students in extracurricular setting. In such circumstances, there is a need for tutoring a special kind of mentoring, which performs the functions of self-support students, provide individual scientific management trainees from the teacher.

Текст научной работы на тему «Использование института тьюторства в организации и управлении образовательным процессом в вузе»

УДК 377

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТЬЮТОРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ

Е.С.Белокурова1, Л.М. Борисова2, В.В. Пеленко3

1,2Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет (СПбГТЭУ), 194021 Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50;

3 Университет ИТМО, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9

Переход отечественного высшего образования на многоуровневое обучение отвечает требованиям рынка труда и международным тенденциям развития высшей школы. При внедрении новых образовательных стандартов происходит увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов во внеаудиторной обстановке. В таких условиях возникает необходимость в тьюторстве - особом виде наставничества, которое выполняет функции сопровождения самообразования студентов, обеспечивает индивидуальное научное руководство обучаемым со стороны педагога.

Ключевые слова: студент, тьютор, самостоятельная внеаудиторная работа, педагог, научный руководитель.

USING THE INSTITUTE TUTORING IN THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF

EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

E.S.Belokurova, L.M. Borisova, V.V. Pelenko

Sankt Petersburg state University of trade and Economics, 194021 St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50 University ITMO, 191002, St. Petersburg, Lomonosov str., 9 Transition of higher education to meet the requirements of multi-level training of the labor market and the international trend-development wells. The introduction of new educational standards occurs increase the number of hours for independent work of students in extracurricular setting. In such circumstances, there is a need for tutoring -a special kind of mentoring, which performs the functions of self-support students, provide individual scientific management trainees from the teacher.

Keywords: student, tutor, self extracurricular work, teacher, supervisor.

В настоящее время в России продолжается процесс перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования. Одной из важных составляющих данного процесса является разработка федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) - как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Особенностью формирования современных основных образовательных программ является их обязательное базирование не

только на ФГОС, но и на профессиональных стандартах.

Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Основываясь на материалах литературных источников [1-11], следует обратить внимание педагога на семи основных сферах индивидуальности личности студента: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, саморегуляции, предметно-практическая, экзистенциальная. Каждая из перечисленных сфер преследует собственные цели развития личности студента.

Белокурова Елена Сергеевна - кандидат техническихнаук, доцент, доцент кафедры химии и биотехнологии СПбГТЭУ, тел.: (812) 297 36 24, e-mail: [email protected], [email protected];

2Борисова Лилия Михайловна - Кандидат химических наук, доцент,, доцент кафедры химии и биотехнологии СПбГТЭУ, тел.: (812) 297-3624, e-mail: [email protected], [email protected];

3Пеленко Валерий Викторович - доктор технических наук, профессор, заместитель директора ИХиБТ по учебной работе тел.: +7(952) 358 44 36, e-mail: [email protected]

Понимая категорию «мышление» как непрерывную последовательность рефлексий и способность фиксации доминанты, а «ум» как способность сравнивать и перебирать варианты, в одинаковом находить разное, а в разном одинаковое, можно конкретизировать отмеченные выше собственные цели.

Интеллектуальная сфера и её развитие предполагает [6]:

1.Формирование познавательного и творческого мышления, организацию процесса саморазвития по овладению саногенным мышлением и по преодолению привычек патогенного мышления;

2.Развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность (рациональность);

3.Развитие познавательных механизмов: внимания, воображения, памяти, восприятия;

4.Развитие таких мыслительных навыков, как вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация (изолирование проблемы), интерпретация, систематизация;

5.Развитие таких познавательных умений, как умение поставить задачу, корректно задать вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, делать выводы, доказывать, применять знания в стандартных и неизвестных, нестандартных ситуациях и условиях;

6. Развитие умений учиться: конспектировать, слушать преподавателя и одновременно вести записи, в должном темпе читать и писать, планировать свою деятельность, вычленять главное, работать с научной и патентной литературой;

7. Развитие внепредметных умений;

8. Развитие конкретных предметных знаний, умений и навыков.

Аналогичным образом в работе [6] раскрывается сущность остальных шести сфер индивидуальности.

На сегодняшний день обучение студентов в системе высших учебных заведений по основным дисциплинам осуществляется с использованием классических форм учебных занятий: лекций, семинаров, лабораторных занятий, практических занятий и самостоятельной работы во внеаудиторной обстановке.

При переходе на новые стандарты наблюдается изменение количества часов, отве-

денных на аудиторные занятия. Так, количество лекционных часов должно быть не более 40 % от общего количества аудиторных занятий, предусмотренных учебным планом дисциплины. Ив то же время не менее 20% занятий должны проходить в интерактивной форме. Таким образом, значительно увеличивается количество часов на самостоятельную работу у обучающихся. Согласно типовым программам по многим дисциплинам как базовых так и факультативных курсов, самостоятельной работе студентов во внеаудиторной обстановке отводится иногда до половины всего учебного времени, предусмотренного программой дисциплины. В таких условиях значительно повышаются требования к качеству подготовки студентов при самостоятельном изучении дисциплины.

Опыт нашей практической работы на протяжении последних 10 лет показывает, что большинство выпускников школ недостаточно подготовлены к восприятию больших объёмов информации, им требуется помощь преподавателя в адаптации к условиям обучения в ВУЗе, в формировании навыков самоорганизации и самоконтроля. Для повышения эффективности самостоятельной работы, конкретизации её направленности не только в адрес развития восьми составляющих интеллектуальной сферы личности, но и остальных шести сфер, особенно необходимо, чтобы преподаватель оказывал индивидуальную помощь студентам в организации внеаудиторных занятий.

Задача преподавателя в данном случае сводится в основном к правильному подбору литературного материала и организации и контролю за процессом самообучения студента. В этом случае преподаватель должен осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Для правильного выбора количества литературных источников преподаватель должен хорошо ориентироваться в степени подготовленности студента, а также иметь представление о возможностях смыслопоиско-вой деятельности обучающегося. Возникает необходимость в индивидуализации обучения и потребность в тьютерской (особой) деятельности в целях саморазвития каждого студента и повышения качества образования в целом.

Впервые тьютерство появилось в классических университетах Великобритании: сначала в Оксфорде (примерно в XIV веке ), а чуть

позднее в Кембридже. Тьютор - ( англ, tutor) это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Таким образом, тьюторство -это определённая форма университетского наставничества. На протяжении длительного времени в вышеуказанных учебных заведениях Великобритании процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

А начиная с XVII века сфера деятельности тьютора изменилась, она расширилась в сторону увеличения образовательных функций. Тьютор стал не только наставником, но также помощником и советником обучающегося. По рекомендации тьютора студент выбирал какие лекции, лабораторные и практические занятия посещать. Тьютор помогал составлять учебный план и следил за его неукоснительным выполнением, он же готовил студента к сдаче экзаменов.

В XVII веке тьюторская система была официально признана частью английской университетской системы, которая постепенно вытеснила профессорскую. 300-летний опыт ( с XVIII по XX век) применения такого способа обучения студентов в старейших университетах Англии оправдал себя и к началу XXI века тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Модернизация системы российского образования и внедрение Болонских соглашений требуют перехода образовательного процесса на качественно новый уровень. Конечный результат подготовки бакалавров и магистров определяется по совокупному уровню общекультурных и профессиональных компетенций, полученных студентом в процессе обучения. Компе-тентностный подход необходим для формирования творчески-активной личности выпускника, способной к самообразованию и саморазвитию.

В связи с этим в настоящее время в отечественных вузах основная тенденция в разви-

тии высшего профессионального образования -это уменьшение лекционных часов, увеличение количества занятий, проводимых в интерактивной форме и увеличение времени на самоподготовку студентов. Согласно типовым программам по многим дисциплинам самостоятельной работе студентов во внеаудиторной обстановке отводится иногда до половины всего учебного времени, предусмотренного программой дисциплины, т.е. больше времени отводится на саморазвитие личности студента. При этом значительно изменяется роль студента в учебном процессе. В таких условиях значительно повышаются требования к качеству подготовки студентов при самостоятельном изучении дисциплины и студенту трудно обойтись без тьютора.

На многих кафедрах нашего вуза преподаватели в течение ряда лет

занимались индивидуализацией обучения, т.к. это было вызвано необходимостью поднять образовательный уровень студентов и уровень знаний, но это обозначалось термином дополнительные занятия и консультации. Опыт европейских стран с классическим образованием показывает, что тьюторство не потеряло своих позиций и в настоящее время используется как одна из форм обучения. Поэтому имеет смысл использовать такую форму обучения и в наших вузах. При этом надо иметь в виду, что в зависимости от изучаемой дисциплины роль тьютора будет различная. Так, при изучении гуманитарных дисциплин основная задача тьютора будет состоять в том, чтобы дать правильные рекомендации по изучению литературных источников. А при освоении любых дисциплин, в которых большую роль играет постановка экспериментов и опытов, обратить внимание студентов на условия протекания различных процессов, методах их изучения и выполнения.

Особенно важна роль тьютора при освоении таких фундаментальных дисциплин как химия. При изучении неорганической, органической, аналитической, физической, коллоидной и биологической химии большая роль отводится лабораторным занятиям. Студенты выполняют индивидуальные занятия, но при групповом обучении не всегда легко определить степень подготовленности каждого студента в отдельности. На занятиях по химии студенты не только выполняют лабораторные работы, но и решают задачи и должны уметь

описывать уравнения химических реакций. Проведение химического исследования требует не только усилия обучающегося, но и серьёзного руководства. Уровень подготовки у студентов одной группы различен: кто-то с заданием преподавателя справляется быстрее, кто-то отстаёт от основной массы. В таком случае тью-терство просто необходимо для того, чтобы акцентировать внимание студентов на фундаментальные знания. Особенно это важно для студентов, пропустившим занятия по болезни. Тьютор при более близком личном контакте сможет найти недостатки у отстающих или, наоборот, выявить сильные стороны у преуспевающих студентов и правильно направить их деятельность.

Таким образом, становится очевидным, что компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе — работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

В современных условиях у студентов часто возникают трудности с усвоением теоретического материала. Это связано с тем, что на настоящем этапе развития техники теоретический материал может излагаться как в традиционном (напечатанном) в виде классического учебника, а также и в электронном виде.

Самостоятельная работа студентов должна проходить в два этапа. На первом этапе студенту необходимо изучить предложенные литературные источники, обратив особое внимание на узловые проблемы, изложенные в источнике литературы (это может быть учебник, конспекты лекций или учебное пособие). После изучения и обобщения информации, которую содержат рекомендованные литературные источники, студенту необходимо составить краткий план по изучаемой тематике, выделяя при этом наиболее интересные и запоминающиеся аспекты изучаемой темы, а также записывая вопросы, которые остались без ответа.

На втором этапе самостоятельной работы студенту необходимо заняться смыслопоис-ковой деятельностью: попробовать самостоятельно проработать дополнительные источники литературы для более углублённого изучения данной темы и получения ответа на интересующий вопрос. Если же ответы на поставлен-

ные вопросы не будут получены, необходимо прибегнуть к консультации с преподавателем. В таком случае студент приходит на консультацию уже подготовленным по изучаемой теме, и это значительно повышает эффективность консультации, потому что проходит закрепление уже изученного материала.

При таком подходе к образовательному процессу изменяется не только роль студента, но и роль преподавателя в учебном процессе: у преподавателя уменьшается обучающая функция, но увеличивается контролирующая функция.

В последние годы мы часто сталкиваемся с тем фактом, что многие студенты не умеют эффективно усваивать материал учебников и учебных пособий. На наш взгляд, это связано с тем, что при самостоятельной работе с книгой студенты чаще всего занимаются либо выборочным чтением, либо быстрым просмотром книги с целью поиска факта, события и т.д., и лишь очень небольшой процент студентов при самостоятельной подготовке занимаются углублённым прочтением литературного материала. Кроме того, большинство современных студентов пользуются электронными носителями информации или занимаются поиском необходимых теоретических сведений в сети Internet. Сведения, полученные из разных источников, могут противоречить друг другу. Самостоятельно студенту трудно выбрать один единственно верный ответ из множества предложенных вариантов, и в этом вопросе тьютор также может оказать необходимую помощь, рекомендуя обучающимся только те сайты, которые содержат достоверную информацию по интересующему студента вопросу. В таком случае время для поиска необходимых сведений будет значительно уменьшено.

Таким образом, при самостоятельной подготовке студентам необходимо:

правильно подбирать литературные источники;

прибегать к углублённому изучению литературных и патентных материалов.

Только при углублённом изучении литературного материала можно не только обратить внимание на какие-то детали содержания текста, но также провести его анализ и оценку. Скорость подобного вида чтения составляет ориентировочно до 7-10 страниц в час. Она может быть и выше, если студент уже обладает

определенным знанием по теме книги или статьи. Кроме того, по целому ряду дисциплин студентам приходится сталкиваться с новой терминологией. В таком случае полезно сначала подготовить небольшой глоссарий по данной тематике. Это облегчит работу по усвоению материала. Качество усвоения дисциплины и объём теоретического материала при углублённом изучении курса значительно выше. Это особенно важно при освоении таких фундаментальных дисциплин, как химия.

Тьютор осуществляет общее руководство самостоятельной работой студентов: учебное, научное и воспитательное. Проводимые в нашей стране реформы образования должны привести к тому, чтобы дипломы, выдаваемые отечественными вузами, котировались на европейском и мировом рынках труда. В конечном счёте результатом обучения в вузе согласно ФГОС третьего поколения должно стать получение студентом определённых компетенций, основными составляющими которых являются не только знания, умения и навыки, но и личностные качества обучающегося такие как: инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность, а также способность к социальной адаптации и наличие профессионального опыта. Все вместе эти составляющие формируют поведенческую модель, которая позволяет выпускнику вуза ориентироваться в возникшей ситуации, квалифицированно решать стоящие перед ним задачи и ставить новые, развивает умение гибко перестраивать направление деятельности.

Таким образом, для подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования, конкурентоспособных на международном рынке труда, необходимо готовить специалистов с высоким уровнем интеллекта, развитой интуицией, умеющих самостоятельно, творчески и рационально мыслить, способных предусматривать возможности вероятностного возникновения различных сложных и проблемных жизненных ситуаций и уметь находить из них выход и принимать правильные решения. В подготовке специалистов такого класса существенную, определяющую роль играет тьютор.

Литература

1. Белокурова Е.С., Герасимова В.А., Цуканова Л.Н. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов - один из путей развития образовательного процесса. В сб. «Формирование университетских комплексов - путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений», Спб, СПбГУСЭ, 2008 г., т. 4, с. 57-60

2. Борисова Л.М., Воронина Л.А., Панкина И.А. Самостоятельная работа студентов как одна из приоритетных форм организации учебного процесса по химии в ГОУ ВПО СПбТЭИ. В сб. статей IX Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в Российской системе образования», МНИЦ ПГСХА.-Пенза: РИО ПГСХА, 2011, с.31-33

3. Борисова Л.М., Белокурова Е.С., Воронина Л.А. Значение самообразования студентов в условиях информационно-образовательного пространства. Проблемы становления профессионала: материалы международной научно-практической конференции 25-26 сентября 2013 г. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 ., 139 с., с.48-51

4. Борисова Л.М., Белокурова Е.С., Панкина И.А. Исследовательский метод в подготовке выпускников вузов. Materialy X Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa mysl informacyjnej powieki - 2014» Volume 14. Pedagogiczne nauki. : Przemysl. Nauka i studia - 112 str. 83-86

5.Ковалева Т. М., Долгова Л. М. и др. Сборник [Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образова-ния1АПК и ППРО]. — Москва. 2009.

6.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 384 с.

7.Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюкина. М., 1989.

8.Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

9.Педагогическая практика: Учеб.-метод. пособие / Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. М., 1998.

10.Развитие коммуникативных умений: Метод. рекомендации к изучению спецкурса «Общение» // Сост. Н.Г. Терехова, Г.Г. Даниленкова. Калининград, 1997.

11.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.