Научная статья на тему 'К вопросу реализации индивидуального учебного плана учащихся на старшей ступени школы'

К вопросу реализации индивидуального учебного плана учащихся на старшей ступени школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ТЬЮТОР / ПЕДАГОГ-КОНСУЛЬТАНТ / ПЕДАГОГ-МОДЕРАТОР / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Эльвира Михайловна

В статье рассматриваются тьюторство, консультирование и модерирование как формы педагогического сопровождения обучающегося на основе индивидуального учебного плана. Эффективность данных форм работы может быть повышена за счет применения технологии создания и реализации индивидуального учебного плана путем заключения с отдельными учащимися учебных контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу реализации индивидуального учебного плана учащихся на старшей ступени школы»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Мусина Эльвира Михайловна

директор ГОУ СОШ № 1412 г. Москва, СВАО E-mail: sch1412-1@yandex.ru

J ^

К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА УЧАЩИХСЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ

Л__________________________________________с

Аннотация. В статье рассматриваются тьюторство, консультирование и модерирование как формы педагогического сопровождения обучающегося на основе индивидуального учебного плана. Эффективность данных форм работы может быть повышена за счет применения технологии создания и реализации индивидуального учебного плана путем заключения с отдельными учащимися учебных контрактов.

Ключевые слова: педагог-тьютор, педагог-консультант, педагог-модератор, индивидуальный учебный план, учебный контракт.

Современные требования Федеральных Государственных образовательных стандартов предполагают определение траекторий развития каждого учащегося, разработку индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Таким образом, мы уже не просто на словах должны говорить об индивидуально-дифференцированном подходе, о личностно-ориентированной модели обучения, о сотрудничестве учителя и ученика в процессе педагогической деятельности - нас обязывают активно применять соответствующие формы и методы работы с детьми [1]. Между тем в педагогической науке и практике сложился успешный опыт педагогического сопровождения индивидуального маршрута учащегося. В своей статье мы раскроем лишь некоторые аспекты этой большой темы.

Как показывает практический опыт работы школ, перспективными формами организации учебного процесса являются тьюторство, консультирование и модерирование [3].

Под тьюторством понимается как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой учащихся, так и форма воспитательной работы. В основу тьюторства положены индивидуальный подход к обучающемуся и помощь в организации учебного процесса. Такая форма практикуется в образовательных учреждениях, где большое внимание уделяется учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе обучающихся с источниками информации. Тьюторство выступает в трех ипостасях: как поддержка, т.е. как особый вид помощи, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта при реше-

нии проблемы; как фасилитация; как сопровождение. Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.

Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-кон-сультанта, направлена не на трансляцию учебной информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося [2]. Педагог анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он конструирует специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности.

Задачи педагога-тьютора разнообразны: помощь обучающимся в получении максимальной отдачи от учебы, отслеживание хода учебы ученика; организация обратной связи по выполненным заданиям, проведение групповых тьюториалов, поддержание заинтересованности в обучении на протяжении всего изучения предмета, предоставление возможности связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций.

Консультирование - это особым образом организованное взаимодействие между педагогом-кон-сультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность учащихся старшей школы. Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как при непосредственном контакте, так и при опосредованном средствами новых информационных технологий. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель педагога в такой модели обучения - научить ученика учиться.

В практике консультирования выявлено несколько моделей деятельности.

В зависимости от функций различают экспертное, проектное и процессное консультирование. В роли эксперта учитель выступает при предъявлении учащимися выполненных работ. Специфика проектного консультирования заключается в сопровождении учебно-исследовательских и проектных работ учащихся средней (полной) школы. Процессное консультирование необходимо при обучении учащихся по индивидуальным образовательным программам.

Модерирование - это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей учащегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала учащегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Основными методами работы педагога-модера-тора являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организовывают процесс участия в дискуссии, создают климат товарищеского сотрудничества.

Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися. Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности педагога заключается в том, что возвращается истинный смысл, значения деятельности учителя: ведение, поддержка, сопровождение ребенка. Помочь каждому учащемуся осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой

жизненный путь - таковы приоритеты современного педагога.

Одной из форм работы может быть заключение с отдельными учащимися учебных контрактов на самостоятельное изучение ими какого-либо курса или его раздела. Учебный контракт представляет собой технологию создания и реализации индивидуального учебного плана. Компонентами учебного контракта выступают:

• стратегия самостоятельного изучения предмета учащимся;

• способ применения учебного контракта в деятельности и взаимодействии педагогов и учащихся;

• личностный образовательный опыт, выступающий как основной ресурс разработки и исполнения учебного контракта;

• система индивидуальных консультаций, предоставляемых учащемуся в соответствии с нормами, записанными в контракте.

Контракт предполагает разработку подробного плана выполнения обязательств всеми сторонами. По итогам каждого этапа предусматривается отчет, а также промежуточные аттестации. В процессе промежуточных аттестаций учащийся выполняет тест или представляет ту или иную часть самостоятельно разработанного проекта, эссе, письменного самоанализа. В ходе представления промежуточных результатов могут обсуждаться итоги участия учащегося в работе тех или иных конференций, симпозиумов, презентаций, а также использоваться индивидуальная карта учащегося старшей школы, зачетная книжка и др. Введение новых форм и методов организации педагогического сопровождения учащихся в практику работы образовательного учреждения позволят, на наш взгляд, в целом системе образования выйти на уровень мирового развития.

Литература

1. Карабанова О. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 1.-С. 3-4.

2. Масленникова Н. А. Индивидуальная консультация и проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.-№ 4.- С. 46-48.

3. Свиридова Е. М. Планирование индивидуальной траектории деятельности ученика в малой группе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.-№ 1.- С. 26-31.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2013

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.