Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности авиационного специалиста в процессе изучения английского языка как второго иностранного'

Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности авиационного специалиста в процессе изучения английского языка как второго иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИКТ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / АВИАСПЕЦИАЛИСТЫ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИКАО / THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MOTIVATION OF STUDENTS / COMPUTERIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ICT / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX / MILITARY EDUCATION / ICAO / PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCY / AVIATION SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузякина Н.А.

В данной статье определены и обоснованы педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности авиаспециалиста в процессе изучения английского языка как второго иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузякина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCY AVIATION SPECIALIST IN THE STUDY OF ENGLISH AS A SECOND FOREIGN LANGUAGE

The pedagogical conditions of formation of professional communicative competency airman in the process of learning English as a second foreign language are identified and justified in this article.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности авиационного специалиста в процессе изучения английского языка как второго иностранного»

14. Елагина, В. С. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе [Текст] : монография / В. С. Елагина. — М. : Педагогика, 2003. — 255 с.

15. Павельева, Н. Технология портфолио в профессиональном образовании [Текст] / Н. Павельева // Новые знания. — 2011. — № 1. — 328 с.

УДК 378+372.016 Н. А. Кузякина, преп. Военно-воздушной академии

им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (ВУНЦ ВВС), г. Челябинск, e-mail: knata.78@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АВИАЦИОННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО

В данной статье определены и обоснованы педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности авиаспециалиста в процессе изучения английского языка как второго иностранного.

Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетенция, формирование профессионально-коммуникативной компетенции, педагогические условия, мотивация учащихся, компьютеризация образовательного процесса, ИКТ, учебно-методический комплекс, авиаспециалисты, военное образование, ИКАО.

На сегодняшний день специалист обладает определенными качествами для продуктивного существования в современном профессиональном мире. В. А. Сластенин и М. В. Булыгина признают, что эффективность развития выбранного профессионального качества обучающихся требует выявления соответствующих организационно-педагогических условий [1-4].

Для успешного формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих авиаспециалистов необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и тем самым обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки. Прежде всего необходимо уточнить, что именно мы понимаем под педагогическими условиями.

Педагогические условия — это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных на обеспечение успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга.

В нашем исследовании указанные условия выступают в качестве совокупности обстоятельств, от которых зависит успешность развития данной компетентности в процессе вне-

дрения разработанных педагогических основ в образовательный процесс.

Выделяя условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих авиаспециалистов, мы имеем в виду среду, в которой это формирование происходит наиболее благоприятно. К таким условиям мы относим:

- наличие у обучающихся выраженной потребности и устойчивых мотивов, принятие ими цели и программы деятельности;

- соответствие содержания и характера деятельности особенностям и требованиям ИКАО;

- эмоционально-психологическое состояние субъекта деятельности;

- убедительная мотивировка и четкая постановка цели деятельности, рациональное планирование самостоятельной работы, организация контроля, объективная оценка;

- материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение деятельности.

Данные условия призваны способствовать реализации основных идей выделенного комплекса подходов (компетентностного, деятель-ностного, личностно ориентированного), определяющих постановку принципов образования в области практического использования указанных педагогических основ для студентов 1-У курсов.

Принципы обучения понимаются нами как исходные положения, определяющие деятельность преподавателя и характер познавательной деятельности учащихся в области развития исследуемой компетентности. Принципы предполагают уточнение подходов, которые определяют обучение будущих авиаспециалистов иностранному языку, направленное на развитие профессионально-коммуникативной компетентности на различных уровнях, как того требуют положения ИКАО.

Так, в рамках компетентностного подхода важным является уточнение принципа профессионально-ориентированной коммуникативной направленности процесса изучения иностранного языка, который связан с установлением межпредметных связей, что достигается посредством применения совокупности коммуникативного, развивающего и аудиовизуального методов обучения, в рамках развития теоретической готовности обучающихся использовать возможности иностранного языка в целях профессионального самообразования [5]. Этот принцип ориентирован на развитие когнитивного уровня исследуемой компетентности в процессе овладения обучаемым суммой знаний — профессиональных и лингвистических (грамматика, лексика, фонетика, страноведение) — в ходе изучения дисциплины. Профессиональные убеждения (как высшая форма направленности личности специалиста) являются основой теоретического компонента данной готовности при условии, что они интеллектуально обоснованы, эмоционально пережиты и отражают готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности с практическим применением полученных знаний по иностранному языку.

Для конкретизации деятельностного подхода необходимо использовать принцип активизации учебной и учебно-профессиональной деятельности, направленных на мотивацию профессионального самообразования будущего специалиста, и готовности, актуализирующей формирование умения переносить полученные теоретические знания на практику; принцип ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения всех субъектов образовательного процесса с учетом адекватности форм учебной деятельности обучаемых целям и содержанию образования по дисциплине.

В качестве уточнения личностно ориентированного подхода считаем необходимым опереться на принцип гуманизации образовательного процесса, заключающийся в приобретении

индивидуальной ориентированности образовательного маршрута по предмету и в личностном включении студента в учебную деятельность, направленную на подготовку будущего работника к выполнению своих профессиональных функций, способствующих развитию таких личностных качеств, как толерантность, коммуникативность, способность преодолевать психологический барьер при иноязычном общении в процессе развития профессионально-личностного уровня этой компетентности и профессионально-личностной готовности использовать возможности иностранного языка в самообразовательных целях в ходе обучения в вузе.

С нашей точки зрения, данный принцип обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вуза обусловливает формирование мотивов, выражающих осознанное отношение обучающегося к практической деятельности в ходе приобретения опыта профессионального иноязычного общения, и отличается пониманием необходимости мотивации к профессиональному самообразованию в процессе изучения актуальных практико-ориентированных тем с предоставлением возможности выбора заданий различного уровня сложности и направленности.

Таким образом, одним из выделенных нами педагогических условий является повышение мотивации и интереса обучающихся к самостоятельной работе по изучению иностранного языка.

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов — будущих авиаспециалистов заключаются в мотивированности их отношения к коммуникативной компетентности; в операциональной и рефлексивной готовности преподавателя и обучающихся работать в образовательной среде; в проектировании профессионально-обучающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативной компетентности у будущего авиаспециалиста; в проектировании содержания и структуры лич-ностно-ориентированных методик формирования коммуникативной компетентности.

Формирование мотивационного отношения будущих авиаспециалистов к коммуникативной деятельности осуществляется посредством создания комфортной среды, способствующей положительной мотивации к общению и развитию коммуникативной компетентности [6]. Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к процессу развития коммуникативной компетентности, будут состоять в осознании теоретической и практической значимости усваиваемых

знаний, в форме изложения материала, выборе заданий, создающих проблемные ситуации, наличии любознательности и «познавательного климата» в учебных группах.

Выделяя данное условие, мы исходили из теоретического положения С. Л. Рубинштейна о механизме перевода обучаемого в позицию субъекта деятельности: внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое. Внешними факторами являются мотивообразующие действия преподавателя и студента, внутренними — те потребности, интересы, ценностные ориентации, которые составляют профессиональную направленность личности студента, а в контексте нашего исследования образуют мотивационный компонент коммуникативной компетентности. Под мотиво-образующими действиями мы понимаем такие действия субъекта, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности и повышают мотивацию студентов к самопознанию [7].

Мотивационный компонент реализует регулятивную функцию, проявляющуюся в потребности студентов владеть коммуникативными знаниями и умениями, в пробуждении у них интереса к коммуникативной деятельности и стремлении самореализоваться.

Готовность обучающихся проявляется в использовании профессиональных знаний, умений и навыков, которое обеспечивает каждому субъекту возможность самовыражения в процессе решения творческих задач.

О сформированности этой готовности свидетельствуют такие показатели, как самостоятельность действий, их оригинальность и разработанность. Всякое познание невозможно без рефлексии, без осознания самого себя как познающего субъекта. Способность к рефлексии сегодня признается одной из существенных характеристик компетентности и коммуникабельности. Рефлексивная позиция студентов — педагогический фактор, влияющий на развитие коммуникативного потенциала. Учеными доказана устойчивая связь между уровнем рефлексии и способностью к самообучению: чем выше способность к рефлексии, тем успешнее обучение [8].

Организационно-технические условия развития профессионально-коммуникативной компетентности будущего авиаспециалиста как выделенное нами следующее педагогическое условие предполагают наличие и активное использование в процессе обучения иностранному языку возможностей современных технических средств обучения (компьютеров, аудио- и видеоаппаратуры).

В настоящее время в области образования идет активный процесс информатизации, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование средств коммуникаций, способствующих формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности. Использование новых информационных технологий помогает реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся, уровня их обучен-ности, склонностей и т. д. На современном этапе использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память.

Использование ИКТ на занятиях по английскому языку позволяет обучающимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения (говорением, чтением, аудированием, письмом) и закреплять материал с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует четкому восприятию материала по той или иной теме [9].

Наглядность и использование компьютерных технологий способствуют повышению уровня преподавания и обучения в целом, существенно влияют на эффективность образовательного процесса, позволяют сделать его познавательным, увлекательным, занимательным.

Внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий является новым этапом оформления и подачи учебных материалов — это и разработка целостной концепции построения образовательного процесса, и обучающие программы, и оформление отдельных тем изучаемого курса.

Идея эффективности мультимедийных технологий заключается, прежде всего, в использовании различных способов подачи учебного материала: видео- и звуковое сопровождение текстов, анимация и графика позволяют сделать учебный материал информационно насыщенным, привлекательным для восприятия. Мультимедийные технологии являются мощным дидактическим средством благодаря способности одновременно воздействовать на различные каналы восприятия учебной информации.

Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные

компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения, ИКТ позволяют не только насытить учебный материал большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать способности обучающихся.

Использование мультимедийных технологий на занятиях помогает решить следующие дидактические задачи: организовать усвоение базовых знаний по изучаемой дисциплине в активной форме; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки оформления и презентации учебного материала; активизировать самостоятельную работу обучающихся.

Мультимедийные технологии, таким образом, наиболее оптимально соответствуют решению задачи триединства дидактических целей образования: обучения (восприятие учащимися учебного материала, осмысление ими связей и отношений в объектах изучения), развития (поиск, анализ, синтез, творческое оформление научной информации, активизация целевой инициативы студентов) и воспитания (профессиональное мировоззрение, умение четко организовать самостоятельную и групповую работу).

При использовании мультимедийных учебных материалов развивается способность воспринимать информацию с экрана, перекодировать визуальный образ в вербальную форму, оценивать качество образного ряда и осуществлять избирательность в поиске и оформлении информации. Интеграция различных типов мультимедийной учебной информации, их гибкость обеспечивает творческое усвоение принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность, самостоятельную работу по усвоению знаний и применению их на практике.

Мультимедийное оформление разделов и отдельных тем изучаемой дисциплины повышает интерес к содержанию учебного материала и уровень профессиональной подготовки.

Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе позволяет перейти от методов и форм пассивного обучения к активным способам организации учебной деятельности.

При подборе и использовании мультимедийных технологий преподаватель учитывает своеобразие и особенности конкретной учебной дисциплины, предусматривает специфику изучаемой науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии орга-

нично вписываются в учебный процесс. Включаясь с учебный процесс с использованием мультимедийных технологий, обучающийся становится субъектом взаимодействия и сотрудничества с преподавателем, что положительно сказывается на повышении его самооценки как субъекта образовательной деятельности.

Применение компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Использование ИКТ на занятиях по иностранному языку позволяет:

- повысить мотивацию обучающихся;

- использовать большое количество иллюстративного материала;

- интенсифицировать занятие, исключив время для написания материала на доске;

- вовлечь обучающихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков;

- решить проблему применения наглядного материала.

Таким образом, компьютер не заменяет педагога на занятиях по английскому языку, а является его помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля.

Более того, внедрение в учебный процесс и использование мультимедийных программ не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах: ознакомления, тренировки, применения, контроля. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать дальнейшее самостоятельное изучение английского языка обучающимися [10].

Учебно-методические условия развития профессионально-коммуникативной компетентности будущих авиаспециалистов на различных уровнях предполагают разработку и внедрение учебно-методического материала по предмету, ориентированного на ИКАО, включающего соответствующее учебное пособие по иностранному языку, сборник контрольно-измерительных материалов, направленных на диагностику развития исследуемой компетентности студентов [11].

В апробации учебного материала принимают участие студенты проблемных групп, то есть те обучающиеся, для которых английский язык является вторым иностранным языком. В связи с этим в целях повышения уровня знаний и предоставления возможности успешно овладеть программой вуза за установленные сроки мы

считаем необходимым создание дополнительного элективного курса обучения английскому языку именно для таких проблемных групп.

Таким образом, выделенные нами условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов проблемных групп заключаются в конкретизации

Библиографический список

профессиональных и лингвистических знаний и иноязычных коммуникативных умений по предмету, учитываемых при разработке учебно-методического пособия и ориентированных на развитие исследуемой компетентности на различных уровнях в процессе перехода к требованиям ИКАО.

1. Булыгина, М. В. Педагогические условия развития культурологической компетенции при обучению иностранному языку [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. В. Булыгина. — Екатеринбург, 1997. — 173 с.

2. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. — М. : Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

3. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 2-8.

4. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Просвещение, 1976. — 160 с.

5. Зарецкая, Е. Н. Риторика : Теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е. Н. За-рецкая. — М. : Дело, 2005. — 475 с.

6. Бурмистрова, Н. А. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы средствами моделирования экономических процессов [Текст] / Н. А. Бурмистрова // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 4. — С. 37-39.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. — СПб. : Питер, 2002. — 720 с.

8. Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия [Текст] / Г. П. Щедровицкий. — М. : Наследие, 2005. — 779 с.

9. Беляева, Е. Д. Использование компьютерных презентаций на занятиях английского языка [Текст] / Е. Д. Беляева, Л. В. Оршанская // Новые информационные технологии в образовании : материалы междунар. науч.-практич. конф. (г. Новокузнецк, 13-16 марта 2012 г.). — Екатеринбург, 2012 г.

10. Бастракова, Н. Н. Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н. Н. Бастракова // материалы междунар. науч.-практич. конф. (г. Новокузнецк, 13-16 марта 2012 г.). — Екатеринбург, 2012 г.

11. Костюкова, Т. А. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов [Текст] : монография / Т. А. Костюкова, А. Л. Морозова. — Томск : Изд-во Томского политехн. ун-та, 2011. — 119 с.

УДК 004 И. В. Мазикина, методист лаборатории инфор-

матизации профессионального образования Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: i.v.mazikina@yandex.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ

В статье рассматриваются дидактические возможности планшетных компьютеров и способы внедрения их в образовательный процесс.

Ключевые слова: планшетный компьютер, образование, образовательный процесс, планшетный компьютер в образовательном процессе.

На сегодняшний день компьютерная техника деятельности. Внедрение информационных тех-широко применяется во всех сферах человеческой нологий обусловлено стремительным развитием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.