Научная статья на тему 'Цифровое неравенство как проблема внедрения электронного правительства в России'

Цифровое неравенство как проблема внедрения электронного правительства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2132
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / E-GOVERNMENT / TELECOMMUNICATION INFRASTRUCTURE / INTERNET / ICT / DIGITAL INEQUALITY / DIGITAL DIVIDE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Александра Сергеевна

В статье анализируется понятие и проблема цифрового неравенства как барьера для внедрения электронного правительства в России. Цифровое неравенство является сложным социальноэкономическим понятием, имеющим множество форм проявления. Рассматриваются причины возникновения данного препятствия и пути его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital inequality as a problem of e-government implementation in Russia

The article examines the term and the problem of digital inequality as a barrier to implementation of e-government in Russia. Digital inequality is a complex social and economic concept with a lot of manifestation forms. The author considers the reasons of its emergence and the ways of its overcoming.

Текст научной работы на тему «Цифровое неравенство как проблема внедрения электронного правительства в России»

УДК 321:004

Афанасьева Александра Сергеевна

аспирант Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО КАК ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Afanasyeva Alexandra Sergeyevna

PhD student,

Saint-Petersburg State Polytechnic University

DIGITAL INEQUALITY AS A PROBLEM OF E-GOVERNMENT IMPLEMENTATION

IN RUSSIA

Аннотация:

В статье анализируется понятие и проблема цифрового неравенства как барьера для внедрения электронного правительства в России. Цифровое неравенство является сложным социально-экономическим понятием, имеющим множество форм проявления. Рассматриваются причины возникновения данного препятствия и пути его преодоления.

Ключевые слова:

электронное правительство, телекоммуникационные инфраструктуры, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, цифровое неравенство, цифровой разрыв.

Summary:

The article examines the term and the problem of digital inequality as a barrier to implementation of e-govern-ment in Russia. Digital inequality is a complex social and economic concept with a lot of manifestation forms. The author considers the reasons of its emergence and the ways of its overcoming.

Keywords:

e-government, telecommunication infrastructure, Internet, ICT, digital inequality, digital divide.

Активное развитие средств коммуникации и информационных технологий является главной тенденцией при переходе к инновационной системе хозяйствования. Особенность нынешнего этапа развития российской экономики заключается в переходе к информационной стадии существования. Это проявляется в ускорении процессов информатизации различных сторон жизни общества и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе и в сферу предоставления государственных услуг в форме так называемого электронного правительства, то есть через дистанционное предоставление услуг населению при помощи средств связи Интернета. В свою очередь, следует отметить, что уровень информатизации социально-экономического пространства России имеет неоднородный характер. Речь идет о так называемой проблеме цифрового неравенства, когда наблюдается неравный доступ субъектов к информационным технологиям, к информации, к накопленным знаниям общества, к прогрессивным способам оказания услуг населению.

Цифровое неравенство является сложным социально-экономическим понятием, имеющим множество форм проявления. Цифровое неравенство можно охарактеризовать по таким критериям, как: свойства компьютеров, устройств, предоставляющих доступ в Интернет; пропускная способность подключений к сети; развитие фиксированной телефонии, телефонизации регионов, широкополосного доступа в Интернет; существование программ по обучению компьютерной грамотности; политика государства в области предоставления доступа к информации.

В широком смысле понятие цифрового неравенства стало использоваться в отношениях между государствами в области технологических разработок. Результатом цифрового неравенства может стать усугубление социально-экономического неравенства и повышение нестабильности в мире. Проблема цифрового неравенства в России в ближайшее время будет нарастать соответственно увеличению информационных возможностей Интернета. Впервые понятие цифрового неравенства было затронуто на саммите стран «Большой восьмерки» в 2000 г. на Окинаве, где была рассмотрена и принята «Хартия глобального информационного общества», основополагающим принципом которой является доступность информационных технологий всем гражданам мира [1]. Нужно отметить, что информационное неравенство зависит от демографических факторов (пол, возраст, место жительства и т. д.), психологических факторов (уровень компьютерных знаний) и социокультурных факторов (менталитет, образование и др.) [2].

По словам А. Короткова, члена группы советников Глобального альянса ООН по ИКТ и развитию, бывшего первого заместителя министра связи и информатизации РФ, цифровое неравенство распределяет соотношение сил на международной арене, так как влияет на формирование сообщества государств новой информационной культуры, установлению этими государствами

нового мирового информационного порядка [3]. Цифровое неравенство препятствует в достижении мира и стабильности, усилении собственной безопасности не только оказавшимся во «втором эшелоне», но и странам нового информационного порядка.

В России на сегодняшний день существует региональная проблема, причиной которой является отсутствие современных средств связи, сопровождающееся довольно низкой конкуренцией в регионах среди интернет-провайдеров. Можно назвать ряд основных причин данного цифрового неравенства. В первую очередь, в России высок денежный порог доступа к информационно-коммуникационным технологиям, что характеризуется как своеобразное экономическое неравенство, возникающее по причине неравных возможностей доступа и применения ИКТ. Также еще одной причиной информационного неравенства в России является дорогостоящая и низкокачественная телекоммуникационная инфраструктура (телефонные линии не соответствуют западным стандартам). Большинство стран использует оптоволоконные кабели или спутниковые каналы, в России же основным способом передачи данных по-прежнему остается телефонный кабель, качество работы которого существенно ниже. И, безусловно, высокие цены на услуги интернет-провайдеров усиливают цифровое неравенство и ограничивают массовый доступ в Интернет.

При распространении ИКТ может измениться и самое понятие цифрового неравенства, так как при наличии препятствий к доступу в сеть усиливается расслоение общества не по финансовому критерию, а по критерию доступа к информации. Проблему цифрового неравенства в России можно объяснить и масштабами территории нашего государства. Затраты на телекоммуникационную инфраструктуру для страны с большой протяженностью могут быть невероятно высоки. Географическое расстояние напрямую влияет на линии связи. Огромных затрат потребует обеспечение Интернетом сельской местности в России. Уровень инфокоммуникационного развития таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, значительно отличается от уровня всей остальной части России.

Невысокая активность правительства по отношению к распространению новых информационных технологий, отсутствие широкой законодательной базы в данной области, малозаметные результаты государственной программы в сфере информатизации, в целом недооценка различными слоями общества необходимости процесса информатизации приводят к нарастанию цифрового разрыва в обществе. Рассмотрим некоторые шаги, которые могут быть предприняты для приостановки роста цифрового неравенства в российском обществе:

- ввиду сложившихся экономических и политических условий, необходимо привлечение иностранных инвестиций из стран Азии (некоторые из них являются лидерами в области внедрения электронного правительства) с целью обеспечения должного уровня капиталовложений в развитие сети и создание качественных телекоммуникационных сетей на всей территории России;

- создание центров повышения компьютерной грамотности, имеющих обучающий и консультационный характер, для населения с целью создания интереса у граждан к использованию новейших ИКТ, увеличения уровня их готовности к жизни в информационном обществе, организации просветительских мероприятий (лекции, выставки, интерактивные программы и другое);

- совершенствование научно-практической базы в области ИКТ в виде организации научных семинаров среди ведущих специалистов данной области, круглых столов, конгрессов для всех профессионалов, занимающихся изучением вопросов электронного правительства. Результаты подобных мероприятий должны иметь отражение в виде проектов на уровне государства, концепций, указов;

- проведение оценки потребности в ИКТ, востребованности и необходимости услуг в режиме онлайн.

Цифровое неравенство ведет к негативным последствиям в социально-экономическом развитии государства, его преодоление может стать важнейшим фактором технологического прогресса, способствующим смягчению общей поляризации российского общества, и позволит занять России достойное место в мировом рейтинге. Для устранения цифрового неравенства важно сбалансированное институциональное управление, системный подход к объединению усилий органов бизнеса, граждан и органов государственной власти. Решение данной проблемы скажется положительным образом на уровне благосостояния общества, так как это будет обусловлено обратной связью инновационного развития.

Ссылки:

1. Дятлов С.А. Электронное правительство как организационная форма реализации интеллектуально-информационного капитала на макроуровне // Экономика образования. 2013. № 3. С. 56-63.

2. Cnews analytics [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article27.shtml (дата обращения: 01.12.2015).

3. Intelligent enterprise [Электронный ресурс]. URL: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=24032 (дата обращения: 01.12.2015).

References:

1. Dyatlov, SA 2013, 'E-government as an organizational form of implementation of intellectual and information capital at the macro level', Economics of Education, no. 3, p. 56-63.

2. Cnews analytics 2011, retrieved 01 December 2015, <http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article27.shtml>

3. Intelligent enterprise 2015, retrieved 01 December 2015, >http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=24032>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.