СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО И ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДИНИЯ
1 2 Е.И. Кульбак, магистрант , корреспондент
Российский государственный социальный университет
2Телерадио компания ООО «Телекон»
(Россия, г. Конаково)
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы цифрового неравенства с которым сталкиваются представители Средств Массовой Информации. А также даётся сравнение работы центрального и регионального телевидения, на примере Первого канала и телекомпании «Конаковская волна». Автором материала проведен подробный анализ сетки вещания тверского телевидения. На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что проблему цифрового неравенства можно решить лишь с помощью дополнительного финансирования учредителей и влияния государства на работу средств массовой информации.
Ключевые слова: журналистика, региональные и федеральные СМИ, цифровое неравенство, доступ к информации, Тверской регион, информационный барьер.
В XXI веке человечество основательно вступило в эру постиндустриального информационного общества. Одной из главных ценностей, определяющих благосостояние как отдельных людей, так и государств в целом, становится доступ к информации, к ценнейшему ресурсу общества. А с наступлением информационного века одной из актуальных проблем современного человечества стала проблема «цифрового неравенства».
Информационное неравенство представляет собой ситуацию, когда у какой-либо группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям. При этом цифровое неравенство может существовать как в масштабах всей планеты, так и в масштабах страны или даже города.
«Цифровой разрыв», «цифровое неравенство» в некоторых переводах - «цифровой барьер» - термин, появившийся уже в 21 веке. Для разных стран и в разных ситуаций интерпретируется по-разному, но суть от этого не меняется. Практически всегда - это обозначение разницы в возможностях доступа к информации и к образованию, для разных категорий населения и разных возрастных, а так же социальных групп. Пример, поскольку традиционные СМИ вытесняются «новыми медиа», а информационные каналы быстрыми темпами мигрируют в Интернет, то от-
сутствие у какой-то группы людей доступа к последнему или неумение пользоваться компьютером, автоматически означают проявление «цифрового разрыва».
В нашей стране проблема неравенства особенно остро ощущается между центром и периферией. 49% населения России не пользуются Интернетом. Это значит, что около 85 миллионов россиян не получают электронных писем, не читают Twitter и не зарегистрированы в популярных социальных сетях, где можно подчерпнуть необходимую информацию. Среди них есть те, кто не имеет физической или экономической возможности подключиться, и те, кто просто не интересуется новыми технологиями. 6725 населённых пунктов нашей страны, в принципе не могут быть подключены к Сети. Отсюда следует, что жители, при всём желании, имея финансовую возможность платить за трафик, не могут подключиться к Интернету. В стране есть такие школы, библиотеки, почтовые отделения, где отсутствует мировая информационная паутина. Поскольку к этим городам до сих пор не подведены необходимые коммуникации, то и в Интернет нет возможности выйти даже через мобильные устройства.
Согласно исследователям РАН, признаки цифрового неравенства можно классифицировать следующим образом: возрастной, территориальный, имущественный,
образовательный, культурный. Основным признаком неравенства в России является территориальный фактор: для жителей отдаленных территорий, их место проживания во многом предопределяет уровень информатизации. Данная проблема характерна и для Тверской область, которая располагается достаточно близко к столице. Одной из основных проблем передачи информации - это доступ к интернету,
Одной из главных проблем цифрового неравенства регионального телевидении -это нехватка государственного или частного финансирования. Это влечет за собой низкое техническое оснащение канала. В отсутствии доступа к интернету аудитория обращается к традиционным СМИ. И если центральные новости доступны почти всем, то местные события остаются в тени. Так, например, в телекомпании «Конаковская волна» в общей сложности имеется лишь два комплекта ТЖК, один из кото-
Рис. 7. Студия ТВ
«Конаковская волна»
Несмотря на то, что тверская телекомпания «Апрель» является таким же региональным и кабельным средством массовой информации, но охват их вещания составляет более 76% населения Твери. Телерадиокомпания «Апрель» создаёт и выпускает в эфир на телеканале ТВ Центр-Тверь
проблемы с которым возникают у трети жителей этой области. Однако данная сложность неединственная. Стоит отметить, что не во всех субъектах есть региональное телевидение; в следствии чего жители могут смотреть только новости федеральных каналов.
Логотипы региональных и федеральных СМИ
И
ПЕРВЫЙ КАНАЛ ВСЕМИРНАЯ СЕТЬ
Рис. 3. Логотип компании «Первый канал»
рых используется для студийной сьемки. Эфир данной компании выходит ежедневно, но из-за нехватки сотрудников и необходимого оборудования происходят сбои в работе телекомпании. А вещания канала охватывает лишь 45% населения города, а это значит, что большая часть горожан не имеет возможность смотреть местные новости.
Техническое оснащение регионального телевидения «Конаковская волна»
Рис. 9. Кабинет режиссера монтажа
собственные программы. Направленность канала - актуальные события политической, экономической, социальной и культурной жизни города. Техническое оснащение регионального телевидиния «Апрель»
КОНАКОВСКАЯ
волнам
Рис. 1. Логотип компании «Конаковская волна»
ТЕЛЕРДПиОКОМЛАниЯ
Рис. 2. Логотип компании «Апрель»
Рис. 8. Студия записи эфира
Рис. 4. Студия ТВ «Апрель» Рис. 5. Студия записи эфира
Рис. 6. Кабинет режиссера монтажа
По статистическим данным тверская телекомпания, в отличии от «Конаковской волны» смогли завлечь горожан новостными выпусками. А это верный признак того, что тверчане желают смотреть качественные и актуальные новости своего города и региона. От сюда вытекает еще одна немаловажная проблема - это подбор квалифицированных сотрудников и выпуск качественной информационной продукции.
Подготовка квалифицированных кадров - одна из важнейших задач информационного общества. Несмотря на то, что ежегодно на эти цели во всем мире выделяется все больше и больше средств, нехватка высокопрофессиональных журналистов в мире в настоящее время превышает миллион человек. И с годами ситуация лишь обостряется. В России эта проблема стоит не менее остро. Хоть мы и привыкли считать наше среднее и высшее образование одним из лучших в мире, подготовка ИТ журналистов пока оставляет желать лучшего. Из этого следует, что, начиная свою профессиональную карьеру каждому второму специалисту раз в полгода необходимо посещать курсы повышения квалификации или форумы, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Однако не у всех ре-
гиональных СМИ есть возможность отправлять своих сотрудников на подобные мероприятия. Причина тому - отсутствие должного финансирования со стороны учредителей и безразличие начальства к профессиональному росту своих сотрудников. Для сравнения в той же тверской компании «Апрель» большая часть сотрудников имеет профессиональное образование журналиста. Корреспонденты ТВ «Апрель» регулярно проходят курсы по мастерству эфирного выступления, технике сценической речи, литературному редактированию, благодаря этим курсам журналисты смогли узнать более глубже о сценарном искусстве, мастерстве телеведущего, имидже телеведущего. Из этого можно сделать вывод, что качество подаваемой информации зрителю выше, чем у телекомпании «Конаковская волна». И, конечно, если сравнивать новостную сетку и подачу информации региональных СМИ и федеральных, то регион значительно уступает. Для сравнения возьмем «Первый канал». На данный момент в штабе компании имеется десять съёмочных групп и доступ к новейшим девайсам. Техническое оснащение федерального канала.
Рис. 10. Студия записи эфира «Первый канал»
Рис. 11. Кабинет режиссера монтажа
Рис. 12. Студия записи рубрик «Первого канала»
Из этого стоит сделать вывод, что качество новостной ленты региональных СМИ будет значительно ниже федеральных. Стоит так же отметить, что аудитория «Первого канала» в разы превышает аудиторию телекомпании «Конаковской волны». В связи с этим прямые эфиры и новостные передачи федерального канала выходят чаще, чем у региона. А отсюда следует, что аудитория Конаковского района не читает, не смотрит и не знает своих новостей. И несмотря на это, нужно отметить, что в областях, где проводятся тематические семинары, мероприятия и форумы, профессиональный уровень журналистов выше.
Цифровое неравенство - проблема не только и не столько отдельных людей, но целых стран и регионов. Уже в обозримом будущем вместо того, чтобы говорить о «бедной стране», политики станут рассуждать о «странах с дефицитом знаний». Государства будут вынуждены в числе первоочередных задач на первое место ста-
профессиональной квалификации своих граждан, ибо уже сегодня конкурентоспособность определяется в решающей степени наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов. Те страны, которые не смогут повысить уровень развития науки и сполна использовать сокровищницу знаний, будут неизбежно отставать от своих соседей.
Для эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная позиция государства. В настоящее время общество разделено на узкий слой информационной элиты и «аутсайдеров», что при дальнейшем процессе информатизации, несомненно, может резко вызвать рост социальной напряженности. Преодоление информационного неравенства может стать важным фактором технологического прогресса, способствующего сглаживанию общей поляризации российского общества, а также позволит занять нашей стране более достойное место в международном рейтинге.
вить повышение уровня образования и
Библиографический список
1. Вальвачев В.В. Динамика цифрового неравенства в современном мире // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №7. С. 270-279.
2. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: 2012. - 42 с.
3. Как преодолеть «цифровое неравенство» Максим Никитин http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/art.. [Электронный ресурс]
4. Развитие Интернета в регионах России: информ. бюл. аналит.группы департамента маркетинга «Яндекс», 2012 г. [Электронный ресурс]. http://company.yandex.ru/researches/reports/2012/ya_i..
5. Сайт «Электронныйрегион» [электронный ресурс]
6. http://eregion.ru/ [электронный ресурс]
7. http://www.5canner.gfk.ru/ [электронный ресурс]
8. http://www.telekontv.ru [электронный ресурс]
COMPARATIVE ANALYSIS OF DIGITAL INEQUALITY ON THE EXAMPLE OF FUNCTIONING OF REGIONAL ANG CENTRAL TELEVISION
1 2 E.I. Kullback, graduate student, correspondent
1Russian state social university
2Teleradio company «Telekon»
(Russia, Konakovo)
Abstract. This article considers the problem of digital divide faced by the representatives of the Media. As well as a comparison of the work of Central and regional television, for example, the First channel and TV company «Konakovsky wave». The author conducted detailed analysis of the broadcasting of Tver television. On the basis of this study it can be concluded that the problem of digital divide can be met only through additional financing of founders and the state's influence on the work of the media.
Keywords: journalism, regional and Federal mass media, digital divide, access to information, the Tver region, the information barrier.