ЭКОНОМИКА И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 332.021
ЭВОЛЮЦИЯ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА И ИНСТРУМЕНТАРИЙ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ
Т.Ф. ШАРИФЬЯНОВ, аспирант кафедры региональной экономики и управления E-mail: [email protected] Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН Д.А. ГАЙНАНОВ, доктор экономических наук, профессор, директор Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена эволюция понятия цифрового неравенства, изложены различные точки зрения на содержание и структуру этого явления, предложена трехуровневая структурная модель цифрового неравенства. Выполнен обзор мирового опыта сокращения цифрового неравенства. Сопоставлены различные виды государственной политики в области преодоления цифрового неравенства и перечислены ее элементы. Выделен территориальный аспект как общий и наиболее проблемный аспект любой государственной политики по преодолению цифрового неравенства.
Ключевые слова: цифровое неравенство, малый населенный пункт, инфокоммуникационная инфраструктура, государственная политика
Введение
Впервые о проблеме цифрового неравенства было заявлено в докладе Администрации по на-
циональным телекоммуникациям и информации правительства США1.
Понятие цифрового неравенства, определенное как ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у нее доступа к современным средствам инфокоммуникационных технологий (ИКТ), более чем за 15 лет своего существования неоднократно переживало переосмысление, расширялось за счет принятия во внимание новых форм ограничения доступа к ИКТ. Где и почему возникает цифровое неравенство? Каковы причины этого неравенства? Как его измерить? Какими параметрами характеризуется цифровое неравенство? Насколько широк цифровой разрыв? Где он наиболее критичен? Каковы могут быть его последствия
'Connecting the Nation: Libraries and Health Care Organizations in the Information Age: prepared by National telecommunications and information administration, June 28, 1995. Available at: http:// www.ntia.doc.gov/report/1995/connecting-nation-libraries-and-health-care-organizations-information-age.
в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Что должно быть сделано для сглаживания последствий цифрового неравенства?
Многочисленные исследования явления цифрового неравенства, проведенные c 2000 г., привели к тому, что цифровое неравенство в некоторых научных сообществах зарекомендовало себя как академическая дисциплина, несмотря на несогласованность работы исследователей и перекрытие предметов собственно цифрового неравенства и ряда смежных дисциплин [21].
Цитируемость понятия «цифровое неравенство» и количество статей по этой тематике увеличиваются ежегодно с 2000 г., что свидетельствует о признании его в литературе как важного и актуального направления.
Частотный анализ цитируемости понятия «цифровое неравенство», выполненный в объеме 1 224 источников из баз Science Citation Index и Social Sciences Citation Index [21], демонстрирует, что наиболее часто «цифровое неравенство» встречается в журналах по стратегии, управлению и финансам.
В силу своей высокой социальной значимости доступность ИКТ следует рассматривать как важный элемент социальной инфраструктуры и часть системы жизнеобеспечения любого населенного пункта. Отсутствие доступа к ИКТ влечет за собой нарушение полноценного функционирования лечебных, учебных и иных заведений культурно-бытового назначения. Объекты электросвязи традиционно и законодательно относятся к объектам
2 000 1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0
жизнеобеспечения, а в современном понимании объекты электросвязи — это в первую очередь инфраструктура широкополосных проводных и беспроводных сетей связи. В отличие от систем централизованной канализации, централизованного водоснабжения и электроснабжения, а также наземного дорожного сообщения информационные ресурсы невозможно заменить временными альтернативными решениями.
Неравенство доступа к инфраструктуре
Дискуссии 1990-х гг. в области ИКТ и цифрового неравенства характеризовались технократическим оптимизмом. Считалось, что технология — окончательный инструмент развития, и внедрение технологий — это достаточный стимул для развития всей индустрии.
Такое понимание цифрового неравенства, полностью основанное на инфраструктурной доступности и характеризуемое терминами проникновения персональных компьютеров и интернет-инфраструктуры, продолжило свое существование до начала 2000-х гг.
Свершившийся факт доминирования мобильных устройств (рис. 1) предоставил дополнительные технические возможности потребления ИКТ-услуг как за счет сервисов, доступных со стационарных компьютеров, но с использованием дополнительных ресурсов времени потребления услуг, так и за счет сервисов, которые предоставляются только мобильным абонентам на основе технологий геолокации, технологий коммуникаций ближнего поля NFC2, сервисов по контролю пульса, дыхания и других физических параметров организма и т.п.
Общее количество смартфонов, проданное в 2014 г., превышает 2 млрд шт., что еще больше увеличивает превосходство
Мобильное устройство
Источник: Bosomworth D. Statistics on mobile usage and adoption to inform your mobile marketing strategy. Smart Insights. Available at: http://www.smartinsights.com/mobile-marketing/mobile-marketing-analytics/mobile-marketing-statistics/.
Рис. 1. Общее количество мобильных и стационарных устройств, млн шт.
2 Near Field Communication, NFC (ближняя бесконтактная связь) — технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см.
Источник: составлено авторами по [2]. Рис. 2. Использование различных технологий доступа в Интернет в РФ в 2013 г.
Не используют мобильный Интернет во время просмотра ТВ (14%)
Мобильные приложения (33%)
Обмен текстовыми сообщениями (56%)
Социальные сети (40%)
Источник: составлено авторами по [11]. Рис. 3. Использование мобильного Интернета во время просмотра телевизора [3]
количества пользователей мобильным Интернетом над количеством пользователей фиксированного доступа в Интернет, достигнутое годом ранее. Указанное соотношение не является признаком конкуренции между проводными и беспроводными технологиями доступа для оказания услуг доступа в Интернет. Проводные и беспроводные технологии можно рассматривать как дополняющие продукты для более интенсивного потребления ИКТ-услуг (рис. 2). 78% пользователей применяют для доступа в Интернет как проводные, так и беспроводные технологии.
В качестве примера повышения плотности потребляемой информации за счет популяризации мобильного доступа к ИКТ представлено использование мобильного Интернета во время просмотра телевизора (рис. 3). Как выяснилось, 86% зрителей одновременно с просмотром телевизора пользуются доступом в Интернет со своих мобильных устройств [11].
Таким образом, пользователи мобильных устройств получают ряд дополнительных возможностей, которые позволяют повысить личную производительность, дают возможность обрабатывать больший объем информации благодаря постоянному доступу к ИКТ во время перемещений, ожиданий и задействования прочих «отбросов» времени.
На территории России услуги мобильно доступа к Интернету по технологии 4G LTE оказываются более чем в 30 крупных городах. Согласно лицензионным условиям операторы связи — лицензиаты в данном стандарте — обязаны развернуть сети во всех населенных пунктах с населением более 50 тыс. чел. в течение заданного лицензией периода времени. В указанных условиях одним из способов эффективного строительства сетевой инфраструктуры является применение стратегии распределения населенных пунктов между операторами связи без пересечения зон покрытия с последующим совместным использованием ресурсов построенной инфраструктуры [4]. Сети предыдущего поколения 3G UMTS покрывают преимущественно крупные населенные пункты и далеко не в полной мере дублируют покрытие «голосовых» мобильных сетей 2G GSM.
Что это, как не очередной вызов цифрового неравенства?! Цифровая пропасть между крупными
Интернет-серфинг (37%)
и малыми населенными пунктами становится еще глубже за счет увеличения разрыва в доступности современной мобильной ИКТ-инфраструктуры между жителями небольших поселков и городов.
Учрежденный Еврокомиссией в конце 2012 г. консорциум METIS осуществляет разработку сетевого стандарта мобильных коммуникаций 5G, в основу которого заложены тысячекратное увеличение объема обрабатываемой и хранимой информации, стократное увеличение количества мобильных устройств, стократное увеличение скорости передачи данных и десятикратное увеличение времени работы аккумуляторных батарей. В отличие от существующих монотехнологий 5G будет состоять из комбинации технологий радиодоступа с несколькими уровнями сетевой типологии. Завершение работы консорциума запланировано на апрель 2015 г., внедрение стандарта в тестовую эксплуатацию — в 2020 г. [5]. Стандарт 5G потребует большой инфраструктурной емкости (большого количества базовых станций по сравнению с существующими сетями сотовой связи), будет внедряться на территории больших городов и предоставит возможность использования ультратехнократичных услуг. Как это повлияет на цифровое неравенство между жителями малых населенных пунктов и городов?
Неравенство навыков пользования
С начала 2000-х гг. явление цифрового неравенства привлекло внимание академической науки, начинается активный сбор статистической информации, производятся эмпирические доказательства различных компонентов неравенства, выполняются исследования, направленные на выявление размеров отдельных компонентов цифрового разрыва [16], разрабатываются соответствующие методы измерения [8].
Обсуждение ИКТ и цифрового неравенства на Всемирном саммите информационного общества WSIS3, ограниченного предоставлением доступа к технологической инфраструктуре тем, у кого этого доступа еще нет, подвергается критике как «оторванное от жизни» и характеризуется аналитиками как «технологический оптимизм» [9].
В 2002 г. Э. Харгиттаи [12] провела серию экспериментов по измерению и формальных, и содер-
3 World Summit on the Information Society, 10-12 December 2003, Geneva. Available at: http://www.itu.int/wsis/geneva/index. html.
жательных навыков практического использования ИКТ — способности искать и находить различные виды информации в Интернете. Согласно предположению автора этих экспериментов, соответствующие навыки являются фундаментальными и определяющими эффективность использования ИКТ. Исследования показали значительные различия в эффективности использования ИКТ на практике в зависимости от возраста, опыта работы с технологиями и уровня образования среди участников эксперимента, которые имели доступ к сети Интернета. Типология квалификаций была впоследствии расширена в работах Джерри ван Дейка, Ди Маджио.
Таким образом, с начала текущего столетия формируется понятие «второго уровня цифрового неравенства», которое из научной сферы очень быстро переходит в политическую. Так, на конференции ООН по торговле и развитию в 2002 г.4 в расчет индекса развития ИКТ был добавлен компонент информационной грамотности. Другие международные организации также начали дополнять свои показатели развития информационных технологий данными по технологической грамотности и использованию ИКТ [7]. В 2005 г. прошедший в Тунисе Всемирный саммит по вопросам информационного общества5 в своих документах указал не только доступ, но и «необходимые навыки и знания» в качестве основных требований для соответствия «открытому для всех информационному обществу». Ассоциация колледжей и научных библиотек США6 в 2000 г. приняла стандарт об информационной грамотности7. А в 2002 г. в Конгрессе США прозвучали утверждения о зависимости участия людей в экономической, политической и культурной жизни от их способности получить доступ и использовать коммуникационные и информационные услуги [17].
По мере развития сетевой инфраструктуры с одновременным расширением многообразия информационных продуктов соотношение между «инфраструктурной и ценовой доступностью» и «ИКТ-компетенциями и навыками» начинает со-
4 Trade and development report, 2002: United Nations conference on trade and development, Geneva. Available at: http://unctad. org/en/docs/tdr2002_en.pdf.
5 The World Summit on the Information, 16-18 November 2005, Tunis. Available at: http://www.itu.int/wsis/tunis/index.html.
6 Association of College & Research Libraries.
7 Information Literacy Competency Standards for Higher Education. Available at: http://www.ala.org/acrl/standards/inform ationliteracycompetency.
Таблица 1
Индексы экономики знаний, информатизации общества и готовности к сетевой экономике
Индекс ИКТ-составляющие индекса Место РФ
Индекс экономики знаний Индекс использования ИКТ 60-е
Индекс информатизации общества 4 блока показателей информатизации: — компьютерная обеспеченность; — информационная обеспеченность; — социальная инфраструктура; — инфраструктура Интернета 55-е
Индекс готовности к сетевой экономике 3 блока показателей информатизации: — наличие сетевой инфраструктуры; — готовность к ее использованию в гражданском обществе, деловой среде и государственных структурах; — реальный уровень использования ИКТ 74-е
кращаться за счет увеличения значимости наличия опыта и компетенций в применении ИКТ. В период с марта по май 2007 г. среди жителей США был проведен опрос [9], участникам которого предложили сделать выбор между определениями цифрового неравенства как разрыва:
1) между теми, кто имеет доступ к ИКТ, и теми, кто не имеет;
2) между теми, кто компетентен в применении ИКТ, и теми, кто некомпетентен.
По результатам данного опроса, 55% респондентов выбрали 2-й вариант.
На макроуровне ИКТ-компетенции и информатизация общества в целом отражаются в ряде комплексных индексов, среди которых:
— индекс экономики знаний [15];
— индекс информатизации общества;
— индекс готовности к сетевой экономике [22].
ИКТ-составляющие перечисленных индексов и
место РФ в масштабе 120 стран мира представлены в табл. 1.
Корреляция перечисленных интегральных индексов между собой, а также с индексом развития человеческого потенциала составляет 0,8, что свидетельствует о высокой прямой зависимости внедрения и освоения ИКТ с общим уровнем социально-экономического развития [3].
По результатам исследования ИКТ-компетенций в России, проведенного Институтом развития информационного общества [1] в 2012 г., ИКТ-активность и ИКТ-компетентность средней возрастной категории населения РФ растут быстрыми темпами, а в части социальных сетей и онлайн-курсов уже опережают активность аудитории Евросоюза (рис. 4).
Однако в старших возрастных группах сохраняется существенное отставание ИКТ-компетенций россиян: если доля еженедельно использующих
компьютер среди молодежи от 16 до 24 лет составляет в России 87% (в ЕС — 92%), то в возрастной группе 55-74 года — всего 18% (в ЕС — 42%). Эти данные говорят о том, что информационное неравенство различных возрастных групп в России остается высоким и является следствием неравенства в ИКТ-навыках и компетенциях (рис. 5).
Доля рабочих мест, на которых владение навыками использования Интернета является обязательным условием, в 2012 г. составила 30%, что более чем в 4 раза превосходит показатели десятилетней давности в РФ.
На государственном уровне в РФ внимание к вопросам повышения ИКТ-грамотности проявляется в частности в подписании 22.01.2014 соглашения8 между президентом ОАО «Ростелеком» С. Калугиным и председателем правления Пенсионного фонда А. Дроздовым, которое регулирует сотрудничество при обучении пенсионеров компьютерной грамотности. Данное соглашение облегчит доступ пенсионерам к государственным услугам в электронном виде через Интернет и повысит качество жизни посредством обучения компьютерной грамотности и работе в сети Интернет.
Говоря о роли ИКТ-компетенций как части цифрового неравенства, следует отметить, что на макроуровне совокупные региональные ИКТ-компетенции воздействуют по двум основным направлениям. Первое — производство товаров и услуг ИКТ вносит значительный вклад в экономический рост как сектор экономики. И второе — использование ИКТ в других сферах стимулирует инновационное развитие, приводит к повышению
8 ПФР и «Ростелеком» будут содействовать обучению пенсионеров компьютерной грамотности. URL: http://www.pfrf. ru/press_center/72499.html.
т
§
г
х
>
¡о
и §
т О ■о
2
5 £
Нидерланды Финляндия ЕС
Болгария Бельгия РФ
Норвегия Финляндия ЕС
Румыния Болгария РФ
89
79
58
53
□ 47
0% 20% 40% 60% 80% 100%
0,2
0,4 е
0,6
0,8
Румыния Словения ЕС
Великобритания Польша РФ
-1 43
71
70
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Дания Норвегия ЕС
Словения Чехия РФ
0%
58
47
17
6
1 1
29
] 28
20%
40%
60%
80%
я о ¡Я
о
§
г я
г
в я
■та
о
ее д
С1>
С1>
¡Я О СЭ О "П
г
Латвия Эстония ЕС Кипр Чехия РФ
0%
39
33
20%
40%
60%
Финляндия Испания ЕС Австрия Словения РФ
■ 3 ■■ 2
_1 8
0%
5%
10%
15%
20%
Источник: составлено авторами по [1]. Рис. 4. Доли пользователей ИКТ, использующих Интернет в различных целях, %:
а — поиск информации о товарах и услугах; б — поиск информации, связанной со здоровьем; е — совершение банковских операций; г — скачивание программного обеспечения; д — поиск работы и отправка резюме; е — обучение на онлайн-курсах
N N
(А)
Ю
N О
100% 90% А
От 16 до 24 лет | От 55 до 74 лет От 16 до 24 лет | От 55 до 74 лет
Компьютер Интернет
■ ЕС ПРФ
Источник: составлено авторами по [1].
Рис. 5. Регулярное использование ПК и Интернета в различных возрастных категориях ЕС и РФ
100% 90%
От 16 до 24 лет | От 55 до 74 лет Компьютер
От 16 до 24 лет | От 55 до 74 лет Интернет
■ ЕС ПРФ
Источник: составлено авторами. Рис. 6. Элементы мотивационной составляющей цифрового неравенства
производительности труда, сокращению издержек, появлению новых видов экономической деятельности и повышению качества жизни.
Мотивационный аспект цифрового неравенства
Психологические факторы и мотивационный аспект цифрового неравенства наименее изучены и зачастую незаслуженно упрощаются до отсутствия понимания потенциальными пользователями возможностей ИКТ и из-за опасений по поводу
безопасности использования ИКТ для здоровья или сохранности конфиденциальных сведений.
В контексте цифрового неравенства для формализации моти-вационного аспекта исследователи обращаются к утилитарной теории вознаграждения П. Палмгрина, Л. Веннера, которая концептуально рассматривает мотивацию с точки зрения потребностей и удовлетворения [19], а также к социальной когнитивной теории А. Бандуры9, которая характеризует мотивацию ожиданиями результатов и поведенческими стимулами и т.п.
По мнению австралийского исследователя Ш. Гобади [10], мотивационная составляющая цифрового неравенства ограничивается двумя причинами: недостаток интереса к ^-устройствам и прочим 1Т-продуктам и недостаток желания осваивать современные технологии.
Доктор Р. Пинкетт рассматривает мотивацию применения ИКТ с позиций социокультурного конс-трукционизма [18]. Потребности в создании культурных конструкций (web-сайт, блог, электронная публикация текстовой информации и медиаматериалов) способствуют развитию личности, выражают ее культурную самобытность, стимулируют обмен знаниями. Культурные конструкции, в свою очередь, распространяются путем социального конструктивизма — выстраивания социальных отношений, организации общественных событий, соавторства, продвижения общих социальных целей и проектов, разделения культурных норм и традиций.
Совмещая различные представления о моти-вационной составляющей цифрового неравенства, можно выделить ее отдельные элементы и расположить их вдоль оси мотивации (рис. 6).
9 Bandura A. SOCIAL COGNITIVE THEORY: An Agentic Perspective. Annual Review of Psychology, Vol. 52: 1-26 (Volume publication date February 2001). DOI: 10.1146/annurev. psych.52.1.1.
Структурная модель цифрового неравенства
К настоящему времени не приняты общепризнанные структура и модель цифрового неравенства.
В работах Вернона Харпера различаются 2 вида цифрового неравенства — цифровое неравенство доступа и социальное цифровое неравенство [13], последнее содержит мотивацион-ный барьер, барьер знаний и навыков, содержательный барьер (отсутствие интересующего контента), барьер социальных сетей.
Джерри ван Дейк выделяет четыре вида доступа, включая в модель цифрового неравенства не только мотивационную составляющую, но и уровень, определяющий интенсивность применения ИКТ (рис. 7). В некоторых его работах прикладной уровень и уровень мотивации объединены обратной связью.
Несмотря на преимущества более общего подхода к определению структуры цифрового неравенства, т.е. включения в модель и мотивационной составляющей, и элементов, характеризующих частоту и разнообразие использования Интернета и ИКТ в целом, делать выводы об однозначном преимуществе такой структуризации преждевременно.
Действительно, задача по мотивации применения ИКТ и разнообразного использования Интернета, очевидно, уступает по значимости таким задачам, как обеспечение технической возможности повсеместного потребления ИКТ-услуг по доступной цене тем, кто нуждается в них. К числу основных ИКТ-услуг на Всемирном конгрессе мобильной связи — 2014 были отнесены дистанционное образование, телемедицина и электронная коммерция [6].
Развитие навыков применения ИКТ и обеспечение компетентностной доступности ИКТ-ус-луг — это задача, которая по своей значимости не уступает задаче по преодолению инфраструктурного цифрового неравенства и требует большего внимания и мер по сокращению разрыва, чем, например, стимуляция объема потребляемых услуг уже опытными и подключенными к сети передачи данных (ИКТ-инфраструктуре) пользователями. Что же касается мотивации применения ИКТ и ин-
Источник: составлено авторами по [20]. Рис. 7. Четыре вида доступа по Джерри ван Дейку
тенсивности использования Интернета, то значение этих составляющих в модели цифрового неравенства как объекта управления носит скорее дискуссионный характер. Не определено окончательно место мотивационной составляющей в иерархии цифрового разрыва — является мотивация первичной по отношению к потребности в инфраструктуре или находится над компетентностным уровнем, а быть может, мотивационные составляющие имеют интерфейсы со всеми элементами цифрового неравенства.
Ценовая возможность доступа к ИКТ, традиционно рассматривавшаяся как проблема инфраструктурного уровня, по мнению некоторых исследователей, выделяется в самостоятельный вид цифрового неравенства.
Обобщая различные исследования составляющих элементов цифрового неравенства, предлагается к рассмотрению трехуровневая модель цифрового неравенства (рис. 8).
Рассматривая структуру компетенционного уровня, следует отметить 2 подуровня навыков, связанных с владением средой (в том числе операционные навыки работы с компьютером и ПО, а также формальные навыки работы с поисковыми системами, web-страницами), и 4 подуровня работы с контентом (в том числе поиск и сепарация информации, использование электронной почты, средств 1Р-телефонии, мессенджеров, создание информационных объектов и ресурсов и, наконец, применение ИКТ для достижения профессиональных и личных целей как стратегическая компетентность).
s s и
X
И H
и G S
О
и
Стратегические способности.
Созидательные навыки. Коммуникативные навыки. Информационные навыки. Формальные навыки. Операционные навыки
Ценовая доступность. Инфраструктура мобильного широкополосного доступа.
Инфраструктура фиксированного широкополосного доступа.
Инфраструктура фиксированного доступа
Потребность в социальных отношениях. Потребность в создании культурных конструкций Нежелание осваивать современные технологии. Отсутствие интереса к ИКТ-продуктам
Источник, составлено авторами. Рис. 8. Интегральная модель цифрового неравенства
Регулирование и экономическая политика по преодолению цифрового неравенства
Стратегии правительств различных стран по преодолению цифрового неравенства значительно дифференцированы, как и в целом подходы к построению информационного общества. Однако независимо от подходов к преодолению цифрового неравенства ключевой проблемой является соотношение государственных инвестиций в развитие ИКТ-инфраструктуры и инвестиций коммерческого сектора — операторов связи.
Вопрос финансирования программ по преодолению цифрового неравенства — наиболее острый
в отношениях между государством и бизнес-сообществом. В зависимости от способа решения этого вопроса проводится та или иная политика — от сильного государственного влияния по созданию национальной широкополосной сети (National Broadband Network, NBN) в Австралии до политики невмешательства в США.
Рассмотрим стратегии некоторых стран, реализованные с целью сокращения цифрового неравенства (табл. 2).
Великобритания. Около 3/4 домохозяйств Великобритании подключены к скоростной сети передачи данных на скорости 30 Мбит/сек. British Telecom планирует обеспечить доступ к сверхбыстрой сети передачи данных на скорости 300 Мбит/сек на 2/3 территории Великобритании в 2014 г. Расширение охвата в сельских районах за счет государственных субсидий — важная часть широкополосной стратегии Великобритании. Треть домохозяйств Великобритании находятся за пределами территорий, на которых развитие сети операторами связи экономически целесообразно, при этом 10% относятся к наиболее затратной и проблемной категории. Правительство Великобритании выделило 530 млн фунтов стерлингов для финансирования развития сетей в сельской местности к 2015 г.
Франция. Использование государственных инвестиций Франции находится под усиленным регулированием и допускает субсидии в развитие широкополосного доступа только в отношении сельских районов и в пределах 0,2% государственного бюджета. Это частично связано с директивами Евросоюза, ограничивающими соответствующую государственную поддержку. Операторы связи не имеют стимула модернизировать и городские телекоммуникационные сети, а большинство до-мохозяйств не имеют доступа к высокоскоростному доступу в Интернет. Потенциально возможна ситуация, когда сельские районы окажутся в более
Таблица 2
Приоритеты ИКТ-политики
Проникновение Государственное
Страна Интернета, % населения финансирование, % годового бюджета Приоритеты ИКТ-политики
Великобри- 87 0,18 Субсидирование доступа сельских районов к проводной инфра-
тания структуре
Франция 83 0,20 Строго ограниченное субсидирование доступа к ИКТ-инф-раструктуре сельских населенных пунктов. Стимулирование конкуренции
Канада 83 2,80 Доступ малых, коренных и удаленных северных населенных пунктов к проводной инфраструктуре
Австралия 82 7,08 Строительство национальной магистральной сети ЫБК с регулируемой стоимостью присоединения коммерческих операторов сетей доступа с целью предоставления доступных по цене ИКТ-услуг во всех населенных пунктах. Демонополизация рынка сетей доступа
США 81 0,69 Отсутствие субсидирования развития ИКТ-инфраструктуры, слабое регулирование участников рынка. Финансовая реформа
Россия 53 Развитие региональной сетевой инфраструктуры как за счет обременения лицензий на оказание услуг мобильной связи обязательствами по подключению учебных заведений, так и за счет реализации госпрограмм по строительству сетей передачи данных во всех населенных пунктах с численностью более 250 чел.
Индия 13 2,54 Строительство национальной магистральной сети NOFN для объединения 250 тыс. деревень. Допуск большого количества операторов на рынок мобильной связи для обеспечения высокой конкуренции путем установления низких регулятивных барьеров для получения радиочастотного ресурса и разрешительных документов
преимущественном положении с точки зрения доступа к современной инфраструктуре, поскольку городские сети не модернизируются, а в сельских районах операторы связи оказывают давление на правительство с целью субсидирования сетей связи. Инициативы администраций сельских районов по инвестированию в развитие сетей были заморожены до 2013 г., когда новое правительство возобновило программу по подключению 50% домохозяйств к сети передачи данных на скорости 100 Мбит/сек и 100% домохозяйств к 2022 г. с бюджетом в 20 млрд евро в течение ближайших десяти лет.
Во Франции использование сети широкополосного доступа на 50% ниже среди социальных групп, чей ежемесячный доход составляет менее 900 евро.
Канада. Социально-экономическая значимость ИКТ была осознана правительством Канады уже в начале 1990-х гг. Изначально выработанная политика была направлена на развитие инфраструктуры в удаленных сельских населенных пунктах, продвижение в ИКТ-среде канадской культуры и национального самоопределения, а также организацию
доступа к ИКТ-инфраструктуре образовательных и медицинских учреждений. Стратегия была сформулирована так: «сделано в Канаде, канадцами и для канадцев». Основные усилия этой пилотной стратегии были сосредоточены на строительстве инфраструктуры в удаленных населенных пунктах, в том числе территориальных образованиях коренного населения. В рамках стратегии правительством был профинансирован целый ряд инфраструктурных ИКТ-программ:
— программа периферийного доступа в 1996 г. как часть инициативы «Образовательная сеть» по подключению 1 500 населенных пунктах к 1998 г.;
— в 2001-2004 гг. реализована программа по обеспечению широкополосным доступом сельских населенных пунктов и общин коренного населения;
— в сентябре 2002 г. стартовала пилотная программа по подключению северных удаленных населенных пунктов.
Кроме инфраструктурных программ для большей информационной связанности населения правительство Канады стимулировало производство локально ориентированных культурных и образо-
вательных информационных продуктов (контента), образовательных программ по информационной грамотности [14]. По меньшей мере две программы были приняты для сокращения дисбаланса франкоязычного и англоязычного контента, пилотная программа FrancommunaUss Virtuelles стартовала уже в 1998 г. Вопреки объемному вниманию канадского правительства усилия по сокращению неравенства доступа к ИКТ-инфраструктуре городского и сельского населения не принесли ожидаемых результатов к середине 2000-х гг. Для придания нового импульса развитию ИКТ-инфраструктуры правительство Канады пересмотрело стратегию и с 2006 г. допустило иностранные инвестиции в ИКТ-сектор. С этого же года берет свое начало канадская сеть доступа всеобщего охвата Ubiquitous Canadian Access Network (U-CAN), принимается решение об ограничении государственного регулирования и привлечении иностранных инвестиций, а стратегия «сделано в Канаде, канадцами и для канадцев» замещается стратегией следования законам рыночной экономики.
Австралия. Проблема цифрового неравенства малых населенных пунктов особенно актуальна для Австралии, которая находится на 3-м месте в мире по плотности населения. Для решения проблемы цифрового неравенства в малых населенных пунктах правительство Австралии в 2011 г. инициировало капиталоемкий государственный проект по строительству сети высокоскоростного широкополосного доступа NBN для всех австралийцев. Эта сеть развивается путем комбинирования проводных, мобильных и спутниковых технологий и предполагает масштабную модернизацию существующей сетевой инфраструктуры. Создание сети NBN до 2017 г. — это проект реформирования всей ИКТ-отрасли. Кроме выполнения инфраструктурной функции NBN обеспечит недискриминационный, регулируемый по цене доступ к оптовой передаче данных для всех телекоммуникационных сетей Австралии. В Австралии почти 40% домохозяйств в наиболее низкой категории дохода не подключены к проводной сети широкополосного доступа по причине ее ценовой недоступности. В этой стране оптимизация регулирования рынка ИКТ направлена на увеличение конкуренции розничных сетей связи, которые пользуются ресурсами национальной сети NBN на принципах недискриминационного доступа. Тем не менее существуют мнения о том, что для преодоления тенденции по консолидации 400 опе-
раторов связи до пяти-шести крупных участников рынка потребуется больше усилий.
США. Статистика свидетельствует об отсталости США от ряда развитых стран с точки зрения доступности ИКТ и скорости передачи данных. США посредством Федеральной комиссии по телекоммуникациям (The Federal Communications Commission, FCC) стимулирует конкуренцию путем ограниченного регулирования отрасли и предпочитает финансирование развития телекоммуникационных сетей коммерческими инвесторами. Последние же осуществляют капиталовложения только в инвестиционно привлекательные фрагменты ИКТ-инфраструктуры, что привело к дефициту сетевой инфраструктуры на инвестиционно непривлекательных территориях. Конгресс США одобрил субсидии сельским фрагментам широкополосных сетей в размере 7 млрд долл., однако наиболее крупные телекоммуникационные операторы AT&T и Verizon отказались от соответствующих обязательств и указанных субсидий по причине их недостаточности. В результате 19 млн американцев остались без доступа к проводной ИКТ-инфраструктуре, по данным Национальной телекоммуникационной и информационной администрации. В ежегодном отчете Комиссии по широкополосному доступу за 2013 г. указано, что проникновение услуг проводного широкополосного доступа и мобильного широкополосного доступа больше на конкурентных рынках на 1,4% и 26,5% соответственно10. Либеральное регулирование рынка в США привело к консолидации рынка и ослаблению конкуренции, ограничению выбора потребителей. В отличие от Франции, где стимуляция конкуренции обеспечила наличие выбора потребителей при подключении к сетям проводного широкополосного доступа в 86% домохозяйств и снижение рыночных цен на услуги, в США лишь 14% американцев имеют выбор поставщика услуг проводного широкополосного доступа.
Согласно отчету Министерства торговли от 09.01.2011, лишь около 40% американских домо-хозяйств с годовым доходом ниже 25 000 долл. подключены к проводной сети передачи данных, при том что этот же показатель составляет 93% в до-мохозяйствах с годовым доходом от 100 тыс. долл.11. В соответствии с данными FCC, 23,7% американцев
10 The Broadband Commission. Available at: http://www. broadbandcommission.org/Documents/bb-annualreport2013.pdf.
11 Available at: http://www.ntia.doc.gov/files/ntia/publications/
exploring_the_digital_nation_computer_and_internet_use_at_ home_11092011.pdf.
в сельских районах просто не могут позволить себе доступ к проводной сети передачи данных.
Индия. При населении 1,2 млрд чел., 2/3 из которых проживают в сельской местности, в стране насчитывается 1 млрд абонентов. Таким образом, ставка на беспроводные технологии позволила компенсировать дефицит проводных линий связи. С целью поддержать стратегию ориентации на беспроводные технологии была принята политика высокой конкуренции — на рынок услуг мобильной связи были допущены 15 операторов. Однако на практике основные фрагменты высокоскоростных сетей беспроводного доступа 4G и 3G были развернуты в крупных населенных пунктах, на территории малых сельских населенные пунктов функционируют «голосовые» мобильные сети без поддержки передачи данных по технологии 3G. Чтобы сбалансировать технологическую отсталость проводных сетей связи, в 2011 г. правительство Индии инициировало строительство национальной оптической сети связи NOFN для соединения широкополосными линиями связи 250 тыс. деревень. К участию в проекте были приглашены все телекоммуникационные компании. Финансирование развития проводных сетей связи осуществляется из фонда универсального обслуживания, пополняемого за счет вкладов каждого оператора связи. Расходы на развитие NOFN в процентном отношении от ВНП меньше, чем аналогичный показатель в Австралии, но превышают расходы в Европе и США в процентах от ВНП. Концепция развития сети NOFN предполагает регулируемый недискриминационный доступ к ее ресурсам.
Чрезмерно слабое регулирование и низкие барьеры на пути к рынку мобильной связи Индии привели к громкому коррупционному скандалу и отзыву лицензий на оказание услуг мобильной связи у нескольких операторов, привлечению к уголовной ответственности некоторых чиновников.
Россия. Проникновение широкополосного фиксированного доступа в России составило 53%. В соответствии с государственной программой «Информационное общество»12 проникновение будет увеличиваться в первую очередь в отдаленных регионах. Обширная география РФ и низкая плотность населения на большой ее части — это очевидные
12 О государственной программе Российской Федерации Информационное общество (2011-2020 годы): распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р (ред. от 26.12.2013).
предпосылки для наращивания применения беспроводных технологий с целью обеспечения доступа к ИКТ-инфраструктуре. Регулятор сферы рассматривает и разрабатывает различные программы, направленные на стимуляцию инвестирования операторами связи средств в развитие сетей беспроводной связи, в том числе изменение системы оплаты управления частотным спектром, обременение лицензий на оказание услуг связи обязательствами по инвестированию в развитие сетей и т.п.
Развитие конкуренции находится в числе задач Министерства связи РФ, предпринимаются шаги по коррекции регулирования. По данным исследовательской компании, в регионах с высоким уровнем конкуренции (4 и более операторов мобильной связи) доступность услуг выше при значительно более низком уровне цен.
С целью сокращения барьера при смене оператора связи клиентом и стимуляции ценовой конкуренции по инициативе Министерства связи РФ 01.12.2013 была запущена услуга переносимости мобильного номера MNP.
Поправки в ФЗ «О связи»13, внесенные в январе 2014 г., направлены на реформирование системы универсального обслуживания. Данным законом устанавливается единый оператор универсальных услуг связи (УСС), который возьмет на себя обязательства поддержки существующей инфраструктуры УСС, включающей таксофоны и пункты коллективного доступа в Интернет, а также задачу покрытия широкополосной связью населенных пунктов численностью вплоть до 250 жителей.
Согласно лицензионным требованиям, операторы «большой четверки» (МТС, Мегафон, Вымпелком и Ростелеком) должны до 2019 г. инвестировать в развитие 4G сетей не менее 15 млрд руб. ежегодно [4].
Скоростные показатели ИКТ-инфраструктуры
Не только наличие инфраструктуры, но и ее параметры могут поставить в неравное положение пользователей ИКТ-услуг. В настоящее время наблюдается существенное различие в скоростных параметрах продвигаемых продуктов по передаче данных операторов связи разных стран.
13 О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»: Федеральный закон от 03.02.2014 № 9-ФЗ.
В Японии и Южной Корее многоквартирные дома подключаются на скорости 1 Гбит/с, в то время как в шести крупных странах, рассмотренных ранее, операторы связи предлагают подключение на скорости не более 100 Мбит/с, т.е. в 10 раз медленнее.
Различие в предлагаемой «универсальной» скорости также содержит признаки цифрового неравенства, поскольку низкоскоростная инфраструктура не позволяет потреблять ряд современных сервисов — телевидение через сети передачи данных 1РТУ, онлайн-трансляции и игры, импорт файлов из Сети и т.п. Во Франции 99% населения имеют доступ к проводной сети передачи данных на скорости 500 Кбит/с, но такое подключение не поддерживает оказание всех популярных уже сегодня сетевых сервисов и тем более перспективных ИКТ-продуктов на базе облачных технологий и технологий «больших данных».
В США Федеральная комиссия по телекоммуникациям также долгое время (1999-2010 гг.) ориентировалась на скорость передачи данных 200 Кбит/с. Однако к настоящему времени значение целевой скорости увеличилось до 4 Мбит/с. Австралийская сеть NBN проектируется и строится из расчета обеспечения универсальной скорости 12 Мбит/с всем гражданам до 2015 г. и предоставления скорости доступа 100 Мбит/с 93% населения к 2021 г.
В Индии, где в силу естественных причин сеть передачи данных строится на основе беспроводных технологий, только 120 млн из 1 млрд пользователей пользуются услугами передачи данных по технологии 3G. Отчасти это связано с тем, что инфраструктура сетей 3G, которая поддерживает высокоскоростную передачу данных, не полностью повторяет инфраструктуру сетей 2G, ориентированных на передачу голосовой информации. Вторая причина разницы в размере абонентских баз «голосовых» абонентов и пользователей услуг передачи данных — чувствительность пользователей к цене на услуги.
Цифровое неравенство городского и сельского населения
Рассмотренные семь стран имеют существенные различия по территории, плотности населения и уровню жизни. Правительства этих стран проводят различную политику как в части финансирования, так и в части регулирования конкуренции и технологических решений. Однако для всех рассмотрен-
ных стран актуальна фундаментальная проблема цифрового неравенства—инфраструктурное неравенство городского населения и малых населенных пунктов, и этот разрыв растет, поскольку городская инфраструктура развивается быстрее, предлагая все большие скорости и лучшее качество.
В США 14,5 из 19 млн чел., не имеющих инфраструктурную техническую возможность подключиться к широкополосной сети доступа, проживают в сельских районах, а это означает, что почти каждый четвертый сельский житель США не имеет доступа к проводному широкополосному интернету. И даже если техническая возможность для сети передачи данных в сельской местности будет создана, маловероятно, что ее инфраструктура будет такой же скоростной, как городская ИКТ-ин-фраструктура.
Даже в Великобритании треть домохозяйств находится за пределами территорий, на которых операторы связи самостоятельно развивают инфраструктуру без государственных субсидий. Что уж говорить о странах с большой территорией — Австралии, Индии, Российской Федерации и т.п.? Для территориально больших стран с множеством ареалов низкой плотности населения цифровое неравенство городского и сельского населения будет оставаться основной инфраструктурной ИКТ-про-блемой еще не одно десятилетие.
Обобщая опыт различных стран, перечислим применяемые на практике инструменты по преодолению цифрового неравенства с помощью предложенной интегральной модели (табл. 3).
Анализ данных табл. 3 показывает, что все множество применяемых инструментов направлено на второй и третий уровни цифрового неравенства, т.е. на создание технической возможности потребления ИКТ-услуг и обучение их использованию.
Заключение
Обзор эволюции цифрового неравенства как явления демонстрирует ее нарастающую актуальность и динамичность. Само понятие цифрового неравенства регулярно претерпевает переосмысление и наполнение новыми видами барьеров и разрывов на пути к социальной интеграции в современной постиндустриальной среде.
Претендуя на самостоятельное научное направление, цифровое неравенство имеет много общего в своем предмете с целым рядом социальных, эко-
Таблица 3
Инструменты сокращения цифрового неравенства
Уровень Подуровень Инструменты сокращения цифрового неравенства
Компетенционный уровень Стратегические способности —
Созидательные навыки —
Коммуникативные навыки Обучение применению почтовых сервисов и коммуникаторов ^куре)
Информационные навыки Обучение поиску информации
Формальные навыки Обучение работе с web-интерфейсом и поисковыми системами
Операционные навыки Обучение работе с компьютером
Инфраструктурный уровень Ценовая доступность Регулирование себестоимости путем предоставления доступа к национальной сети передачи данных с регулируемой ценой. Стимуляция конкуренции за счет снижения регулятивных барьеров
Техническая возможность широкополосного мобильного доступа Лицензионные требования по обеспечению покрытия в учебных заведениях и объему инвестиций в сети мобильной широкополосной передачи данных
Техническая возможность широкополосного фиксированного доступа Строительство (субсидируемой) национальной сети передачи данных
Техническая возможность фиксированного доступа Оказание (субсидируемых) универсальных услуг связи
Мотивационный уровень Потребность в социальных отношениях —
Потребность в создании культурных ценностей —
Нежелание осваивать современные технологии —
Отсутствие интереса к ИКТ-продуктам —
номических, управленческих направлений научной мысли.
Изложенный обзор политик по преодолению цифрового неравенства правительственных учреждений различных стран свидетельствует одновременно как о большом внимании к проблеме цифрового неравенства, так и об отсутствии ощутимых результатов по сокращению цифрового разрыва между жителями городских и сельских поселений даже в развитых странах с благополучными показателями душевого ВНП. Усилия специально созданных институтов, большое государственное участие в финансировании соответствующих проектов, инвестиции в десятки миллиардов долларов дают те или иные результаты, однако неравенство социальных групп в возможностях стать полноценными участниками экономики знаний постоянно видоизменяется и бросает новые вызовы. Одни барьеры становятся уже, но глубже, другие трансформируются из технократических в адаптационные, третьи неожиданно возникают и требуют все больших усилий для обеспечения всеобщего доступа к основному ресурсу — информации.
В статье предложена новая структурная модель цифрового неравенства, полученная в результате
синтеза теорий мотивации, анализа развития телекоммуникационных технологий ИКТ-отрасли, работ по изучению ИКТ-компетенций и адаптации информационных технологий для их доступности широким слоям населения.
С целью предупреждения дальнейшей поляризации общества относительно цифровой пропасти и обеспечения трудовой конкурентоспособности сельского населения необходима единая интегрирующая общественно ориентированная стратегия развития ИКТ, которая будет сочетать и технологические, и экономические меры, а также меры по адаптации навыков применения ИКТ.
Список литературы
1. Евтюшкин А.В., Елизаров А.М. и др. ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России: исследование Института развития информационного общества при поддержке Microsoft. М.: ИРИО. 2012. URL: http://www.iis. ru/docs/e-Competences_fUn_report.pdf.
2. Обзор российского рынка мобильного интернет-доступа. Использование мобильного Интернета на смартфонах и планшетных ПК. Январь 2013 года // Компания J'son & Partners Consultin. URL: http://www.
json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/ analytics/obzor_rossijskogo_rynka_mobilnogo_internet-dostupa_ispolzovanie_mobilnogo_interneta_na_ smartfonah_i_planshetnyh_pk/.
3. Родионова И.А., Гордеева А.С. Роль информационных технологий в социально-экономическом развитии стран мира // Вопросы инновационной экономики. 2011. № 7. С. 18-26.
4. Шарифъянов Т.Ф., Гайнанов Д.А. Экономические условия развития региональной телекоммуникационной инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 10. URL: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/2391-2013-10-02-06-30-26.
5. About METIS. URL: https://www.metis2020. com/about-metis/.
6. Andre F. Emerging markets Delivering Universal Access to Essential Services // World Mobile Congress. Barselona. 24-27 February 2014. URL: http://www.mobileworldcongress.com/confer-ence-speaker-profiles/.
7. Barzilai-Nahon K. Gatekeepers, Virtual Communities and the Gated: Multidimensional Tensions in Cyberspace // International Journal of Communications Law & Policy. Special Issue, Virtual Communities, Autumn 2006.
8. Chinn M., Fairlie R. The Determinants of the Global Digital Divide: A Cross-Country Analysis of Computer and Internet Penetration // Oxford Economic Papers, 2007, Vol. 59, no. 1, pp. 16-44.
9. Epstein D. Who's Responsible for the Digital Divide? Public Perceptions and Policy Implications // The Information Society, 2011, no. 27, pp. 92-104.
10. Ghobadi S. Digital Divide and Interrelated Access Gaps: A Cognitive Investigation // Intersect Australia, University of New South Wales, Sydney, Australia, Proceedings of the 21st European Conference on Information Systems.
11. Grunder A. Study Finds 86% of Mobile Internet Users Fiddle with Their Devices While Watching TV. Available at: http://www.ehomeupgrade.
com/2011/01/26/study-finds-86-of-mobile-internet-us-ers-fiddle-with-their-devices-while-watching-tv/.
12. Hargittai E. Second-Level Digital Divide: Differences in People's Online Skills // First Monday. Peer reviewed Journal, 2002, volume 7, no. 4.
13. Harper V. The Digital Divide (DD): A Recon-ceptualization for Educators. Available at: http://www. aace.org/pubs/etr/issue4/harper2.pdf.
14. HowardP.N., Busch L. & Sheets P. Comparing Digital Divides: Internet Access and Social Inequality in Canada and the United States // Canadian journal of communications, 2010, vol. 35, no. 1.
15. Knowledge Assessment Methodology 2012 // The World Bank Group. Available at: http://www. worldbank.org/kam.
16. Mossberger K., Tolbert C., Stansbury M. Virtual Inequality: Beyond the Digital Divide. Washington, Georgetown University Press, 2003, 208 p.
17. Muir A., Oppenheim C. National Information Policy Developments Worldwide I: Electronic Government // Journal of Information Science, 2002, vol. 28, no. 3, pp. 173-186.
18. PinkettR.D. Bridging the Digital Divide Socio-cultural Constructionism and Community Building in Low-income Community. Paper presented at the 81st Annual Meeting of the American Educational Research Association, New Orleans, LA, April 24-28, 2000.
19. Rosengren K.E., Wenner L.A. & Palmgreen P. Media gratifications research: Current perspectives. Beverly Hills, London, New Delhi: Sage Publ., 1985.
20. Van Dijk J. The Evolution of the Digital Divide. The Digital Divide Turns to Inequality of Skills and Usage // Digital Enlightenment Yearbook, Fairfax, VA: IOS Press, 2012, pp. 57-75.
21. Wang C.-H, McLee Y Mapping the Intellectual Structure of Digital Divide // International Journal of Social Science and Humanity, May 2011, vol. 1, no. 1.
22. World Economic Forum: The Networked Readiness Index. URL: http://www.weforum.org/is-sues/global-information-technology/the-great-trans-formation/network-readiness-index.
Economy and digital technologies THE DIGITAL DIVIDE EVOLUTION AND THE TOOLS TO NEUTRALIZE ITS EFFECTS
Timur F. SHARIF'IANOV, Damir A. GAINANOV
Abstract
The article observes the evolution of a digital gap definition. The article contains different viewpoints on the content and structure of digital gap and a three-level structural model of it. The authors have reviewed the world experience on reduction of digital inequality and compared various government policies to overcome it. The authors also specify digital gap components. The paper says of a regional urban-rural aspect of digital divide as a universal and most important problem for any government policy.
Keywords: digital divide, rural area, ICT infrastructure, government, public policy
References
1. Evtiushkin A.V., Elizarov A.M. i dr. IKT-kompetentsii kak faktor sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossii: issledovanie Instituta razvitiia infor-matsionnogo obshchestva pri podderzhke Microsoft [ICT competence as a factor of social and economic development of Russia: the research of the Institute of the Information Society with Microsoft support]. Moscow, IIS Publ., 2012. Available at: http://www.iis. ru/docs/e-Competences_full_report.pdf. (In Russ.)
2. Review of the Russian market of Mobile Internet access. Use of Mobile Internet in smartphones and tablet personal computers, January 2013. Company J'son & Partners Consulting. Available at: http://www. json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/ana-lytics/obzor_rossijskogo_rynka_mobilnogo_internet-dostupa_ispolzovanie_mobilnogo_interneta_na_smart-fonah_i_planshetnyh_pk/. (In Russ.)
3. Rodionova I.A., Gordeeva A.S. Rol' informat-sionnykh tekhnologii v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii stran mira [A role of information technologies in social and economic development of the world countries]. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki — Problems of innovation economy, 2011, no. 7, pp. 18-26.
4. Sharif'ianov T.F., Gainanov D.A. Ekonom-icheskie usloviia razvitiia regional'noi telekommu-nikatsionnoi infrastruktury [The economic conditions of development of a regional telecommunications
infrastructure]. Upravlenie ekonomicheskimi sis-temami: elektronnyi nauchnyi zhurnal—Management of economic systems: electronic scientific journal, 2013, no. 10. Available at: http://uecs.ru/regional-naya-ekonomika/item/2391-2013-10-02-06-30-26. (In Russ.)
5. About METIS. Available at: https://www. metis2020.com/about-metis/.
6. Andre F. Emerging Markets Delivering Universal Access to Essential Services. World Mobile Congress. Barcelona. February 24-27, 2014. Available at: http://www.mobileworldcongress.com/conference-speaker-profiles/.
7. Barzilai-Nahon K. Gatekeepers, Virtual Communities and the Gated: Multidimensional Tensions in Cyberspace. International Journal of Communications Law & Policy. Special Issue, Virtual Communities, Autumn, 2006.
8. Chinn M., Fairlie R. The Determinants of the Global Digital Divide: A Cross-Country Analysis of Computer and Internet Penetration. Oxford Economic Papers, 2007, vol. 59, no. 1, pp. 16-44.
9. Epstein D. Who's Responsible for the Digital Divide? Public Perceptions and Policy Implications. The Information Society, 2011, no. 27, pp. 92-104.
10. Ghobadi S. Digital Divide and Interrelated Access Gaps: A Cognitive Investigation. Intersect Australia, University of New South Wales, Sydney, Australia, Proceedings of the 21st European Conference on Information Systems.
11. Grunder A. Study Finds 86% of Mobile Internet Users Fiddle with Their Devices While Watching TV. Available at: http://www.ehomeupgrade. com/2011/01/26/study-finds-86-of-mobile-internet-us-ers-fiddle-with-their-devices-while-watching-tv/.
12. Hargittai E. Second-Level Digital Divide: Differences in People's Online Skills. Peer reviewed Journal. First Monday, 2002, vol. 7, no. 4.
13. Harper V. The Digital Divide (DD): A Recon-ceptualization for Educators. Available at: http://www. aace.org/pubs/etr/issue4/harper2.pdf.
14. Howard P.N., Busch L. & Sheets P. Comparing Digital Divides: Internet Access and Social Inequality
in Canada and the United States. Canadian Journal of Communications, 2010, vol. 35, no. 1.
15. Knowledge Assessment Methodology 2012. The World Bank Group. Available at: http://www. worldbank.org/kam.
16. Mossberger K., Tolbert C., Stansbury M. Virtual Inequality: Beyond the Digital Divide. Washington, Georgetown University Press, 2003, 208 p.
17. Muir A., Oppenheim C. National Information Policy Developments Worldwide I: Electronic Government. Journal of Information Science, 2002, vol. 28, no.3,pp.173-186.
18. Pinkett R.D. Bridging the Digital Divide Socio-cultural Constructionism and Community Building in Low-income Community. Paper presented at the 81st Annual Meeting of the American Educational Research Association. New Orleans, LA, April 24-28, 2000.
19. Rosengren K.E., Wenner L.A. & Palmgreen P. Media Gratifications Research: Current Perspectives. Beverly Hills, London, New Delhi, Sage Publ., 1985.
20. Van Dijk J. The Evolution of the Digital Divide. The Digital Divide Turns to Inequality of Skills and
Usage. Digital Enlightenment Yearbook. Fairfax, VA, IOS Press, 2012, pp. 57-75.
21. Wang C.-H., McLee Y. Mapping the Intellectual Structure of Digital Divide. International Journal of Social Science and Humanity, May, 2011, vol. 1, no. 1.
22. World Economic Forum: The Networked Readiness Index. Available at: http://www.weforum. org/issues/global-information-technology/the-great-transformation/network-readiness-index.
Damir A. GAINANOV
Institute of Socio-Economic Research,
Ufa Science Centre of RAS,
Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation
Timur F. SHARIF'IANOV
Institute of Socio-Economic Research,
Ufa Science Centre of RAS,
Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation