Научная статья на тему 'Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России'

Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1619
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ИНДЕКС ГОТОВНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INFORMATIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / DIGITAL DIVIDE / INFORMATION SPACE / DIFFERENTIATION OF ECONOMIC SPACE / INDEX OF READINESS FOR INFORMATION SOCIETY / ELECTRONIC GOVERNMENT / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов С. А., Селищева Т. А.

В статье показана актуальность проблемы региональной информационной дифференциации как неравенства доступа к интеллектуальным ресурсам и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Цифровое неравенство является отражением социального и экономического неравенства между странами, регионами, группами людей. Основные причины, препятствующие широкому использованию ИКТ в России: высокая стоимость телекоммуникационной инфраструктуры, дорогие услуги интернет-провайдеров, недостаточная поддержка государством развития интернета; несовершенство законодательной базы, невысокий уровень жизни россиян. Особое внимание уделено цифровому разрыву между российскими регионами. Растущая социально-экономическая дифференциация регионов и пространственная неравномерность развития информационной инфраструктуры являются причинами усиления цифрового разрыва между регионами России. Более интенсивное внедрение ИКТ в регионах позволит повысить эффективность их экономики и управления, качество жизни людей. Обосновано положение, что важнейшую роль в преодолении цифрового разрыва играет электронное правительство, которое представляет организационную форму реализации управленческого интеллектуального капитала общества на макро-уровне, региональном и местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regionally spatial characteristics and ways to bridge the digital divide in Russia

The article shows the relevance of problems of regional differentiation of informatization as unequal access to information and communication technologies (ICT).The digital divide is a reflection of social and economic disparities between countries, regions and groups of people. Main obstacles to the widespread use of ICT in Russia: the high cost of telecommunications infrastructure, expensive internet service providers, inadequate government support for the development of the Internet; legislative weaknesses, low living standards of Russians. Particular attention is given to the digital divide between the Russian regions. Growing socio-economic and spatial differentiation of regions uneven development of information infrastructure are the reasons of strengthen the digital divide between regions of Russia. More intensive implementation of ICT in the regions will increase the efficiency of their economies and management, quality of life.

Текст научной работы на тему «Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России»

УДК 338(470)

Дятлов С.А., Селищева Т.А.

РЕГИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА В РОССИИ*

В статье показана актуальность проблемы региональной информационной дифференциации как неравенства доступа к интеллектуальным ресурсам и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Цифровое неравенство является отражением социального и экономического неравенства между странами, регионами, группами людей. Основные причины, препятствующие широкому использованию ИКТ в России: высокая стоимость телекоммуникационной инфраструктуры, дорогие услуги интернет-провайдеров, недостаточная поддержка государством развития интернета; несовершенство законодательной базы, невысокий уровень жизни россиян. Особое внимание уделено цифровому разрыву между российскими регионами. Растущая социально-экономическая дифференциация регионов и пространственная неравномерность развития информационной инфраструктуры являются причинами усиления цифрового разрыва между регионами России. Более интенсивное внедрение ИКТ в регионах позволит повысить эффективность их экономики и управления, качество жизни людей. Обосновано положение, что важнейшую роль в преодолении цифрового разрыва играет электронное правительство, которое представляет организационную форму реализации управленческого интеллектуального капитала общества на макро-уровне, региональном и местном уровне.

Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационные технологии, цифровое неравенство, информационное пространство, дифференциация экономического пространства, индекс готовности к информационному обществу, электронное правительство, интеллектуальный капитал.

Вводная часть

Бурное развитие и глобальное распространение информационных электронно-сетевых технологий и средств коммуникации является основной тенденцией в условиях перехода к инновационной системе хозяйствования. Грамотное и эффективное применение современных технологий сбора, обработки, группировки и распределения информации становится одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности как отдельных предприятий и организаций, так и экономики в целом, а также повышения эффективности государственного и регионального регулирования.

Особенностью современного этапа российской экономики является переход к информационной стадии развития, что проявляется в усилении процессов информатизации всех сторон жизни общества, в ускоренном внедрении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

При этом уровень информатизации социально-экономического пространства России неоднороден: одни регионы занимают лидирующие позиции по внедрению ИКТ, другие - катастрофически отстают. При этом социально-экономическая дифференциация российских регионов дополняется так называемым цифровым разрывом (digital divide). Формируется неоднородное информационное пространство, которое влияет на эффективность функционирования социально-экономического пространства нашей страны. В настоящее время причины информационной дифференциации россий-

ских регионов остаются мало исследованными и дискуссионными, что и побудило авторов к написанию данной статьи.

Целью данной статьи является исследование причин цифрового разрыва в развитии российских регионов, выявление степени его зависимости от региональной социально-экономической дифференциации и предложение мер по преодолению пространственного цифрового неравенства в России.

Основная часть

Российское экономическое пространство характеризуется большой неоднородностью и неравномерностью развития. Исторически сложившаяся дифференциация в развитии регионов оказывает огромное влияние на структуру и эффективность национальной экономики, развитие общенационального рынка, степень интеграции (дезинтеграции) региональных экономик, стратегию и тактику социально-экономической политики, институциональные преобразования в стране и другие.

В середине 1980-х гг. в России начался процесс информатизации, который интенсивно продолжается и по настоящее время. Под информатизацией понимается процесс информационного преобразования социально-экономической системы с целью создания условий формирования и развития информационного общества. Основные направления информатизации указаны на рис. 1.

Информатизация, охватывая социально-экономическое пространство России, ведет к формированию специфического информационного про-

*Статья подготовлена при грантовой поддержке РГНФ, проект № 13-02-00415а «Формирование, оценка и конкурентоспособность интеллектуально-сетевого капитала в глобальной информационной экономике».

48

© Дятлов С.А., Селищева Т.А. , 2014

Рис. 1. Основные направления информатизации

странства страны [1], которое теснейшим образом связано с глобальным информационным пространством через сеть интернет. Российское информационное пространство испытывает на себе воздействие социально-экономического пространства страны, которое является очень неоднородным. Национальное информационное пространство боле открыто, чем экономическое пространство; происходит быстрое размывание его границ в силу открытости и взаимодействия с информационными пространствами других стран в рамках глобального информационного пространства.

В механизме формирования национального информационного пространства сочетаются рыночные процессы и государственное регулирование. Так, интернет в России стал развиваться раньше, чем государство стало его регулировать правовым нормами. В настоящее время государство уделяет большое внимание охвату территории страны инфраструктурой «электронного правительства». Соотношение рынка и государства в формировании национального информационного пространства является одной из мало разработанных проблем экономической науки. На формирование национального информационного пространства огромное значение оказывают также социо-культурные факторы.

Глобальное информационное пространство неоднородно: страны - лидеры значительно опережают по уровню информатизации другие страны. Так, например, доля интернета в ВВП России составляет 1,6%, что в восемь раз меньше, чем у Швеции [2]. Национальное информационное пространство отличается различным уровнем информатизации между регионами, социальными группами. Это яв-

ление называется «информационное неравенство», «цифровой разрыв» или «цифровое неравенство» (digital divide) .

Понятие цифрового разрыва впервые было рассмотрено на саммите стран «большой восьмерки» в 2000 г. на Окинаве, где была принята «Хартия глобального информационного общества», которая основным принципом объявила доступность информационных технологий для всех граждан мира. В США, например, была разработана программа по преодолению глобального цифрового неравенства. Проблемы информационного неравенства широко обсуждались на Женевском (2003 г.) и Тунисском (2005 г.) саммитах по информационному обществу. Эти вопросы являются актуальными в настоящее время и для России.

Цифровой разрыв (или информационное неравенство) - это неравенство в доступе к информационно-коммуникационным технологиям, имеющее своим следствием усиление экономического, социального, культурного неравенства. Различия в социально-экономическом развитии между странами, регионами внутри страны создают неодинаковые возможности доступа граждан к ИКТ и их использованию. Цифровое неравенство отражает, прежде всего, наличие экономического неравенства и становится одним из важнейших факторов деления людей на богатых и бедных. Существует огромный цифровой разрыв между развитыми и развивающимися странами, между Востоком и Западом. Прибыль мирового рынка ИКТ, например, распределяется следующим образом: 1/3 - на Европу, более 1/3 - на Америку и Японию, на оставшиеся страны мира приходится 24,1% [3]. Решение проблем

цифрового разрыва в мире может идти через укрепление регионального сотрудничества и интеграцию.

Следует заметить, что на информационное неравенство влияют также демографические факторы (возраст, пол, тип поселения и другие), социокультурные (образование, менталитет и другие) и психологические факторы (степень уверенности в использовании новых технологий).

В Программе развития ООН в 1997 г. было введено новое понятие бедности - «информационная бедность»[4]. Этим термином характеризуется резкое неравенство в возможности получения инфо-коммуникационных услуг между различными социальными группами и различными странами. Можно выделить такие аспекты информационной бедности, как: финансовый (отсутствие необходимых денежных средств для приобретения компьютера, сотового телефона и других электронных средств); технический (недоступность ИКТ в силу их сложности для конкретного индивида), образовательный (уровень образования позволяет или нет использовать ИКТ; возможность подготовки и переподготовки к использованию информационных технологий); культурный (уровень информационной культуры населения); демографический (люди разных возрастных групп по-разному адаптируются к ИКТ-технологиям). Языковый барьер также играет большую роль в доступе к интернету: более 80% веб-страниц представлено на английском языке, но только для одной трети пользователей интернета он является национальным.

Основным противоречием в системе производственных отношений становится противоречие между знанием и некомпетентностью.

В России остро стоит проблема цифрового разрыва между российским регионами. Среди основных причин цифрового неравенства можно выделить следующие.

Во-первых, высокий денежный порог доступа к ИКТ как для государства, так и для граждан, дифференциация доходов богатых и бедных внутри страны. Таким образом, цифровой разрыв можно рассматривать как разновидность экономического не-равенства[5], как социальное расслоение, возникающее из-за неравных возможностей доступа и применения информационно-коммуникационных технологий.

В среднем по России доходы 20 процентов наиболее обеспеченных групп населения превышают доходы 20 процентов наименее обеспеченных граждан в 16,2 раза. Этот показатель называется коэффициентом фондов. По уровню социального расслоения Россия опережает все страны Европы, включая бывшие социалистические страны. Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 6,9 раза, в Финляндии - 5,6, в Словакии - 5,1, в Индии - 7,5, в

Турции - 14 [6]. Дифференциация доходов граждан соответствующим образом обеспечивает разный доступ к образованию, в том числе к овладению информационно-коммуникационными технологиями. Недостаточное проникновение интернета -одно из главных проявлений цифрового неравенства в обществе.

Во-вторых, причиной информационного неравенства в России является неразвитая, дорогая и невысокого качества телекоммуникационная инфраструктура (телефонные линии не отвечают западным стандартам, невысокий уровень телефонизации страны). Скорость подключения к сети в некоторых регионах России примерно в 10 раз меньше, чем в Москве. При должном качестве и цене элементов инфраструктуры интенсивность использования интернета в мегаполисах и регионах будет сопоставимой.

В-третьих, высокие цены на услуги интернет-провайдеров препятствуют доступу в интернет и усиливают цифровое неравенство. Так, средний москвич в 2010 г. платил в месяц за домашний интернет 300 рублей (1,2% дохода); средний нижегородец - 550 рублей (6,2% дохода); хабаровчанин -1700 рублей (18% дохода) [7]. С распространением ИКТ изменяется само понятие неравенства и справедливости. Формируется специфическое и все углубляющееся расслоение общества не по денежному признаку, а по признаку доступа к информации и коммуникациям.

В-четвертых, цифровое неравенство можно объяснить и степенью рациональности использования интернета, т.е. в каких целях используется интернет (бизнес, учеба, развлечения и другие). Россия является вторым после Германии интернет-рынком в Европе по количеству пользователей, но по уровню развития интернета и интенсивности его использования компаниями и населением (оценивается по индексу, разрабатываемому The Boston Consulting Group (BCG) e-Intensity) в 2009 г. отставала на 1 пункт от Бразилии (52 против 53 баллов), опережая Китай, Индию и Индонезию, но оставаясь далеко позади лидеров информатизации - Великобритании, Швеции и Дании (128, 134 и 140 баллов соответственно). Разрыв по шкале e-Intensity между крупными городами и регионами РФ достаточно большой: по Москве он в 2,4 раза превышает средний результат по России [8].

В-пятых, цифровое неравенство объясняется уникальными масштабами нашей страны - самая обширная территория из всех государств мира (свыше 17 млн. кв. км). Протяженность территории России - 9 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с севера на юг, что объективно повышает затраты на телекоммуникационную инфраструктуру. Стоимость систем и линий связи сильно зависит от географического расстояния: одни и те же информа-

ционные продукты и услуги по регионам сильно различаются. Повышенных затрат требует обеспечение интернетом сельской местности в России.

В-шестых, на цифровое неравенство в России влияет глобализация: люди, имеющие доступ и хорошо владеющие ИКТ, получают гораздо больше возможностей для поиска высокооплачиваемой работы не только в своей стране, но и за рубежом; возрастает их трудовая мобильность. Информационно-коммуникационные технологии позволяют вести бизнес в интернете как крупным, так и малым и средним предприятиям. Последние являются двигателями интернет-индустрии, так как интернет-среда более демократична и обеспечивает малому бизнесу инфраструктуру (платформы платежные системы, сервисные и контент-платформы и др.). Так, например, компания малого бизнеса из Ульяновска Ecwid сотрудничает главным образом с зарубежными клиентами, которые составляют 90% от всей ее базы. Интернет являются движущей основой социально-экономической и информационной глобализации.

Информационная интеграция планеты значительно опережает экономическую, политическую и культурную интеграцию обитателей Земли, являясь своеобразным локомотивом глобализации. Это позволило ученым говорить о формировании начальной стадии глобального информационного общества как новой фазы мирового цивилизационно-го развития [9].

В-седьмых, цифровое неравенство в России можно объяснить и недостаточно эффективной нормативно-правовой базой, регулирующей функционирование интернета, и недостаточными мерами правительства по стимулированию развития ИКТ в стране.

Какие же последствия несет цифровой разрыв? Прежде всего, информационное неравенство ведет к отрицательным последствиям в социально-экономическом развитии. В результате неравного доступа к ИКТ формируется несправедливая среда для конкуренции. Кроме того, как показывают исследования, скорость роста информации прямо пропорциональна квадрату показателя экономического развития [10]. В результате развития высоких технологий и информатизации сегодня формируется информационная культура в обществе, которая повышает эффективность коммуникационных взаимодействий в экономике и социальной сфере. Информационные технологии представляют собой важнейшую современную инфраструктуру и определяют устойчивость экономического развития в целом.

Цифровое неравенство - это не только техническая или экономическая проблема, но и серьезная социальная проблема.

Продолжение следует

Библиографический список

Х.ШвецовА.Н. Пространственная организация «информационного общества» как предмет системного анализа и объект государственного регулирования // Регион: экономика и социология.- 2012. -№ 4(76). - С. 47.

2. Чачин П. Как уменьшить цифровой разрыв?// PC Week/RE №31 (816). - 2012. - 30 ноября. [Электронный ресурс] http://www.pcweek.ru/infrastructure/ article/detail.php?ID=143778 (дата обращения: 29.03.2014).

3. Воейков Д. Модернизация идет. Но катастрофически медленно [Электронный ресурс] URL: http://www.pcweek.ru/infrastructure/article/ detail.php?ro= 143778 (дата обращения: 29.03.2014).

4. Цифровое неравенство// Наука и жизнь [Электронный ресурс].URL: http://www.nkj.ru/archive/ articles/6053/ (дата обращения: 31.03.2014).

5. Ольга Вершинская. Цифровой раскол - новый вид экономического неравенства? [Электронный ресурс].и^: http://viperson.ru/wind.php?ID=637647 &soch=1 (дата обращения: 29.03.2014).

6. Владимиров А. Ужасы наших городов // Итоги. - 2013. - № 31[Электронный ресурс].URL:http:// www.itogi.ru/russia/2013/31/192428.html (дата обращения: 5.04.2014).

7. Домбровский Ю. Технологии и люди [Электронный ресурс] .URL: http://www.bfm.ru/news/181410 (дата обращения: 29.03.2014).

8. Бутенко В. В главных ролях: Интернет.ру - экономика новых возможностей // Ведомости. Приложение «Форум». - 2011. - 5 июля.

9. Селищева Т.А. Структура российской экономики: на пути к информационному обществу. -СПб., 2006.

10. [Электронный ресурс].URL: http://www.ict.az/ ru/index.php?Itemid=79&id=467&option= com_content&task=view (дата обращения: 29.03.2014).

11. Digital Parenting Russia 1 (russian) Presentation Transcript [Электронный ресурс]. URL:http:// www.slideshare.net/digitalparentingrussia/digital-parenting-russia-1-russian (дата обращения: 20.12.2013).

12. Ищенко Н. Миллиард долларов онлайн// Ведомости. - 2014. - 22 января.

13. Мардер Н. В главных ролях: Телекоммуникаций больше нет // Ведомости. - 2011. - 5 июля.

14. Цуканов И. Как расширить интернет-доступ в России// Ведомости. - 2012. - 28 марта.

15. Почти 40% населения Земли к концу 2013 года будут пользоваться интернетом[Электронный ресурс] .URL:http://www.iarex.ru/news/41939.html (дата обращения: 20.12.2013).

16. Шадрина Т. Субъект в интернете. URL: http// www.rg.ru/printable/2010/04/20/rejting.html (дата обращения: 20.03.2012).

17. Корчагин П. Инновационная активность и

инновационная восприимчивость региона: методика рейтингования // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №№ 12. - С. 93.

18. Индекс готовности регионов России к информационному обществу// [Электронный ресурс]. URL: http://eregion.ru/ (дата обращения: 6.04.2014).

19. Селищева Т.А. Региональная экономика. Учебник. - СПб., 2012. - С. 303.

20. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» http:// [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/ document/902244983 (дата обращения: 28.12.2003).

21. Рейтинг успешности регионов мира // World Economic Journal [Электронный ресурс]. URL: http:/ /world-conomic.com/ru/index.php?name=touch_artides_ wej&op=page&pid=153 (дата обращения 03.04.13).

22. Мельникова Л.В. Стратегия развития или освоения: что остается? // ЭКО. - 2013. - .№ 2. - С. 6.

23. Гагарина Г.Ю. Региональная экономическая интеграция: условия и факторы пространственного

развития: Монография. - М.: МАКС ПРЕСС, 2012. -С. 36 - 38; Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации: Монография/ Под ред. Гришина В.И., Гагариной Г.Ю. - М.: ИНФРА-М, 2013. - С. 24-25.

24. Бобков В. Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития. - Экономист. - 2012. - №№ 12. - C. 47.

25. Почти 40% населения Земли к концу 2013 года будут пользоваться интернетом[Электронный ресурс] .URL:http://www.iarex.ru/news/41939.html (дата обращения: 20.12.2013).

26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. .№ 1815-р// [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/ ?id_4=625 (дата обращения: 28.12.2013).

27. Дятлов С.А. Электронное правительство как организационная форма реализации интеллектуально-информационного капитала на макроуровне // Экономика образования.- 2013.- .№ 3.- С. 56-63.

Dyatlov S., Selischeva T.

REGIONALLY SPATIAL CHARACTERISTICS AND WAYS TO BRIDGE THE DIGITAL

DIVIDE IN RUSSIA

The article shows the relevance ofproblems of regional differentiation of informatization as unequal access to information and communication technologies (ICT). The digital divide is a reflection of social and economic disparities between countries, regions and groups of people. Main obstacles to the widespread use of ICT in Russia: the high cost of telecommunications infrastructure, expensive internet service providers, inadequate government support for the development of the Internet; legislative weaknesses, low living standards of Russians. Particular attention is given to the digital divide between the Russian regions. Growing socio-economic and spatial differentiation of regions uneven development of information infrastructure are the reasons of strengthen the digital divide between regions of Russia. More intensive implementation of ICT in the regions will increase the efficiency of their economies and management, quality of life.

Keywords: informatization, information and communication technology, the digital divide, information space, the differentiation of economic space, the index of readiness for the information society, electronic government, intellectual capital.

УДК 378

Чекмарев В.В., Чекмарев Вл.В.

ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

В статье обосновывается применение синергетического подхода к идентификации факторов инновационного развития и обеспечения экономической безопасности региона..

Ключевые слова:инновационноеразвитие, экономическая безопасность

Значение инновационных преобразований регионах стало все более возрастать, поскольку именно в их рамках складываются реальные условия и отношения органов государственного управления с различным субъектами инновационных процессов. Инновационная деятельность в своей основе содержит интеллектуальные способности высококвалифицированных и творчески активных работников,

научные знания а так же взаимодействие различных звеньев в системе использования знаний, создающих основу для использования результатов научных исследований и разработок. В самом общем виде инновационное развитие региона можно представить схематично (рис. 1).

Предложенная схема иллюстрирует видение решения задач, направленных на поступательное

© Чекмарев В.В., Чекмарев Вл.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.