УДК 342.727
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Громова Н.С., Пащук Е.О.
Уральский государственный экономический университет
DIGITALIZATION OF LEGAL EDUCATION: SOCIO-LEGAL PROBLEMS AND PROSPECTS
Gromova N.S., Paschuk E.O.
Ural State Economic University
Аннотация
В работе процесс цифровизации общественной жизни рассматривается как неотъемлемый элемент современного мира. Рассмотрены социальные и правовые проблемы, связанные не только с внедрением цифровых технологий в процесс получения юридического образования, но и с обучением студентов информационно коммуникативным компетенциям. Выявлены «сильные» и «слабые» стороны проведения цифровизации юридического образования. Изучены положительные последствия цифровой трансформации в сфере образования. Привлечены и проанализированы данные опроса участников образовательных отношений о проблемах проведения учебных занятий с использованием дистанционных технологий. Проведен анализ юридических вакансий на рынке руда по состоянию на весну 2022 года. Проанализированы законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ высшего образования по подготовке специалистов в сфере юриспруденции; выявлены пробелы в законодательном регулирование данного вопроса. Изучены федеральные программы, направленные на развитие цифровых технологий в образовательном процессе и обучение студентов цифровым компетенциям. Определены задачи, решение которых необходимо для успешной цифровизации юридического образования в современных условиях трансформации образовательных отношений. Рассмотрены перспективы развития цифровизации образования. Сделаны выводы о необходимости цифровизации юридического образования как условия подготовки нового поколения юристов, решающих задачи комплексного характера.
Ключевые слова: цифровизация, цифровизация образования, дистанционное обучение, цифровые технологии, система образование, инновации в образовании.
Abstract
In the work, the process of digitalization of public life is considered as an integral element of the modern world. The social and legal problems associated not only with the introduction of digital technologies in the process of obtaining legal education, but also with teaching students' information and communication competencies are considered. The "strong" and "weak" aspects of the digitalization of legal education have been identified. The positive consequences of digital transformation in the field of education are studied. The data of a survey of participants in educational relations about the problems of conducting training sessions using distance technologies are attracted and analyzed. An analysis of legal vacancies in the ore market as of spring 2022 was carried out. The legislative acts of the Russian Federation regulating the issues of the use of e-learning and distance learning technologies in the implementation of higher education programs for the training of specialists in the field of jurisprudence are analyzed; gaps in the legislative regulation of this issue were identified. The federal programs aimed at the development of digital technologies in the educational process and the training of students in digital competencies are studied. The tasks, the solution of which is necessary for the successful digitalization of legal education in modern conditions of the transformation of educational relations, are identified. The prospects for the development of digitalization of education are considered. Conclusions are drawn about the need for digital-ization of legal education as a condition for training a new generation of lawyers who solve complex problems.
Keywords: digitalization, digitalization of education, distance learning, digital technologies, education system, innovations in education.
Современный мир характеризуется активным процессом цифровизации в социально-экономической сфере, основой которого является не только бурное развитие
новых технологий, но и использование результатов четвертой промышленной революции. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Процесс цифровизации охватил все
Бюллетень инновационных технологий
направления общественной жизни, и образование не стало исключением. В настоящее время цифровая среда проникает как в повседневные практики, так и в область профессиональной деятельности, не только кардинально меняя их формы, но и перестраивая сознания людей [1]. Эпоха цифровой трансформации ставит новые вызовы перед системой образования. С развитием вышеупомянутого процесса также происходят определённые изменения в юридическом образовании. Так, для выпуска успешного специалиста в сфере юриспруденции университетам необходимо не только внедрять в свою образовательную программу современные технологии, но и обучать студента цифровым компетенциям. Именно поэтому требования о наличие у обучающегося информационной культуры выступает одним из важнейших элементов общего уровня культуры.
В настоящее время на трудовом рынке наблюдается избыток кадров в юридической сфере. В соответствии с анализом, проведённым Российской компанией «HeadHunter» в марте этого года количество возможных вакансий для юристов, сократилось на 20% по сравнению с апрелем 2022 г. и на 16% в сравнении с 2021 годом. Количество резюме, наоборот, выросло на 7%. Конкуренция за юридическую вакансию составляет в среднем 8 человек на 1 место, что является одним из самых высоких показателей за последние годы. В связи с этим цифровизация юридического образования состоит не только во внедрении новых технологий в учебный процесс, но и в обучении будущих юристов навыкам в сфере информационных технологий, так как подготовка
специалистов, отвечающих вызовом цифровой эпохи, является основой конкурентоспособности юристов в современном мире.
Данные положения обосновывают актуальность выбранной темы исследования. Цель работы заключается в выделение социально-правовых проблем и перспектив развития цифровизации юридического образования. Для реализации поставленной цели были использованы как теоретические методы (анализ и синтез, классификация), так и эмпирические (наблюдение, сравнение).
Цифровизация в сфере образования способствует изменению не только содержания, но и способов и методов учебного процесса. Исходя из этого всё больше высших учебных заведений стремятся внедрить в свою программу цифровые технологии. В качестве примера можно привести вынужденный переход высших учебных заведений на дистанционный режим работы весной 2020 года в связи с пандемией COVID-19. Согласно данным Министерства науки и высшего образования в Российской Федерации, только 60% российских университетов смогли адаптироваться к новым реалиям и успешно вести занятия с применением дистанционных образовательных технологий (рис. 1).
В настоящее время наиболее популярными программами для проведения занятий в удалённом режиме являются «ZOOM», «Microsoft Teams», «Skype». Для обучения студентов юридического факультета преподавателями активно внедряются компьютерные справочные правовые системы, к которым можно отнести «Гарант» и «Консультант Плюс». Данные программы автоматизирует процесс поиска информации. Также при обучении студентов университеты всё чаще прибегают к различным он-лайн-курсам, электронным библиотекам и юридическим форумам. Цифровые технологии создают новые возможности для развития юридического образования, однако их интеграция в образовательный процесс вызывает ряд сложностей.
Перейдём к рассмотрению законодательной базы цифровизации юридического образования. Основным правовым актом является Конституция Российской Федерации. Так, ст. 43 закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность некоторых видов образования, определяет за Российской Федерацией
Данные Министерства науки и высшего образования о переходе вузов в дистанционный режим работы в 2020 г.
■ Вузы успешно перешедшие к дистанционной форме занятий
■ Вузы, которые испытавали периодические сбои
Вузы, у которых не было необходимой инфраструктуры для цифровизации образования
Рис. 1. Данные Министерства науки и высшего образования о переходе вузов в дистанционный режим работы в 2020 г.
право на установление федеральных государственных образовательных стандартов и поддержку различных форм образования и самообразования. В 2012 г. был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3, регулирующий основные вопросы, связанные с организацией и проведением образовательного процесса в России. В соответствии со ст. 16 данного нормативно-правового акта электронное обучение - это организация образовательного процесса с использованием содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями принято понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при взаимодействии обучающихся и педагогических работников на расстоянии. В данной статье также закреплено право учебных заведений на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Порядок применения учебными заведениями электронного обучения закреплён в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Немаловажная роль в вопросах цифровизации образования отводится различным федеральным программам. Например, в 2017 году Правительство Российской Федерации своим постановлением утвердило государственную программу «Развитие образования» в РФ. Основная цель данной программы состоит в проведении учебного процесса с использованием информационных технологий. С 2019 по 2024 годы в России действует национальный проект «Образование», в рамках которого реализуется проект «Цифровая образовательная среда». В 2019 году был принят национальный проект «Цифровая экономика», который также предусматривает внедрение информационных технологий в образование.
Несмотря на то, что законодательство РФ довольно полно отвечает вызовам цифровой эпохи, цифровизация юридического образования осложнена рядом проблем социально-правового характера.
Перед тем как перейти к рассмотрению проблем, связанных с цифровизацией юридического образования в России, необходимо отметить положительные стороны развития цифровых технологий и их внедрения в образовательный процесс. В первую очередь цифровые технологии способствуют развитию доступности образования. При дистанционном обучении студент может учиться из любого места и ему не нужно тратить времени и средств на дорогу. Также различные программы позволяют студенту юридического факультета сэкономить время на поиск информации и облегчают подготовку правовых документов.
Процесс цифровизации юридического образования с каждым годом развивается всё стремительнее. Такое сильное внедрение цифровых технологий требует от профессорско-преподавательского состава новых навыков и умений. В связи с чем первая проблема на правовом уровне заключается в отсутствии законодательного закрепления требования о наличие у преподавателей компетенций в сфере информационных технологий. Некоторые учёные в области права придерживаются мнения, согласно которому необходимо изменение требований к кандидатам на должности педагогов, с учётом новых реалий [2]. Для решения данной проблемы представляется возможным изложить п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в следующей редакции: «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, обладающие цифровыми компетенциями и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».
Вторая проблема заключается в отсутствии должных компетенций у студентов. Процесс цифровизации юридического образования предусматривает не только ведение учебных дисциплин посредством цифровых технологий, но и обучение будущих юристов навыкам в этой сфере. Однако не во всех университетах РФ в учебной про-
грамме юридического факультета представлено необходимое количество часов на освоение информационных технологий. В п. 4 и п. 5 перечня Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» дисциплина «Информационные технологии» в качестве базовой не закреплена. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить дисциплину, целью которой будет являться обучение студентов необходимым навыкам в сфере информационных технологий. Возможно закрепление данной дисциплины в п. п. 6.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)». В свою очередь цифровые компетенции у выпускников можно отнести к необходимым профессиональным компетенциям выпускника и включить в п. 5.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Юриспруденция».
Также существуют проблемы, связанные с правовым регулированием реализации образования с применением дистанционных технологий. Так, необходимо детальное урегулирование вопросов о продолжительности учебных занятий, установление требований к оборудованию для реализации дистанционного обучения [3]. Вышеизложенные проблемы возможно решить путём внесения точечных поправок в нормативно-правовые акты, например, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», также возможно принятие локальных актов на уровне вузов.
Если рассматривать проблемы социального характера, то первым проблемным вопросом является отсутствие у преподавательского состава и студентов необходимых компетенций и желания использовать в своей деятельности инновационные технологии. Весной 2020 г. Минобрнауки России и Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели опрос среди преподавательского состава. В ходе исследования было установлено, что переход на дистанционное образование вызвал недовольство более половины опрошенных, что связано как отсутствием необходимых навыков, так и с разрушением привычного жизненного уклада. Если, рассматривая данную проблему в качестве правовой её
представляется возможным решить с помощью принятия поправок в нормативно-правовые акты, то в данном случае проблема решаема посредством обязательного проведения курсов повышения квалификации для преподавательского состава и студентов 1-2 курсов.
Необходимо отметить, что при организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий многим студентам становиться сложнее сконцентрироваться на обучение. Этому способствует ряд факторов, одним из которых является то, что студент находится за пределами учебного заведения, например, в общественных местах или в домашней обстановке. Также при дистанционных занятиях во многом теряется контакт между студентом и преподавателем, так как в информационном пространстве происходит изменение принципов взаимоотношений между ними. Именно поэтому многие специалисты склонны считать, что дистанционное образование должно дополнять собой традиционное, а не заменять его полностью.
Также довольно дискуссионной проблемой является дегуманизация человека в связи с цифровизацией образования, так как цифровые технологии могут оказывать влияние на снижение эмпатии к другому человеку [4]. По словам В. Г. Буданова, «риски расчеловечивания весьма велики уже сегодня, при неконтролируемом погружении человека в сетевые цифромиры». Процесс внедрения цифровых технологий меняет привычный образовательный процесс, в связи с чем необходима подготовка специалиста, не только владеющего всеми необходимыми в современном мире компетенциями, но и умеющего сопереживать другим.
Поставленные социально-правовые проблемы не являются исчерпывающими, однако в настоящее время их можно считать наиболее актуальными.
Процесс внедрения цифровых технологий в юридическое образование неуклонно возрастает. Эпоха цифровизации полностью меняет подходы к обучению, получению новой информации и приводит к вытеснению традиционных форм осуществления образовательного процесса [5]. В связи с этим главной задачей системы образования на ближайшее время является решение поставленных проблем и подготовка специалистов, отвечающих вызовам современного мира. Университетам необходимо не только внедрять в свои учебные программы новые цифровые технологии, но и готовить
Таблица 1.
Задачи цифровизации образования в РФ
Задачи цифровизации образования в РФ
1. Развитие материальной инфраструктуры университетов
2. Внедрение цифровых программ
3. Развитие онлайн-обучения
4. Разработка новых систем управления обучением
5. Развитие системы универсальной идентификации учащегося
6. Создание моделей учебного заведения
7. Повышение навыков преподавателей и студентов в сфере цифровых технологий.
специалистов цифровой эпохи. Такие юристы помимо знания базовых дисциплин, должны обладать цифровыми компетенциями и, как следствие, полноценно реализо-вывать себя в информационном пространстве.
Говоря о перспективах цифровизации юридического образования необходимо рассмотреть подготовленный в 2019 году, в рамках российско-китайской образовательной конференции, доклад «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Авторы выделили семь основных задач, которые должны быть решены
Список литературы
1. Чернов И. В. Цифровизация как тенденция развития современного общества: специфика научного дискурса // Гуманитарий Юга России. 2021. Том 10. № 1. С. 121-132. DOI: 10.18522/22278656.2021.1.11.
2. Жильцов Н. А., Чердаков О. И. Об образовательной платформе, онлайн-курсах и дистанционных технологиях // Образовательная политика. 2020. № 7. DOI: 10.18572/1813-1190-2020-7-25-29.
3. Байкалова Л. В. Правовое регулирование дистанционного обучения: этапы, проблемы, перспективы / Л. В. Байкалова, Л. Г. Серебрякова, Л. Г. Шебалина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 232-236. - DOI 10.24412/1991-54972021-691-232-236.
для эффективной цифровизации образования (табл. 1).
Подводя итог, отметим, что цифровиза-ция всех сфер общественной жизни является реальностью современного мира. Основная цель цифровой трансформации состоит в эффективном применение цифровых технологий, позволяющих перейти к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу [6]. Цифровизация полностью меняет подходы к учебному процессу. Несмотря на то, что развитию процесса цифровизации юридического образования препятствуют социально-правовые проблемы, обозначенные выше, именно он оказывает значительное влияние на подготовку специалистов. Процесс развития инновационных технологий всегда опережал и будет опережать правовое регулирование, но именно право является инструментом, необходимым для достижения равновесия между техническим прогрессом и социально-экономическим развитием общества и государства. Для успешного образовательного процесса в сфере юриспруденции необходимо учесть все проблемные вопросы, связанные с циф-ровизацией, и соответствовать современным реалиям при подготовке будущих специалистов.
4. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / А. А. Строков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2(31). -С. 15. - DOI 10.26795/2307-1281-2020-8-2-15.
5. Умнова-Конюхова И. А. Современное юридическое образование: актуальные вопросы внедрения цифровых технологий / И. А. Умнова-Конюхова, И. А. Алешкова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. - 2022. - № 2. - С. 25-39. -DOI 10.31249/rgpravo/2022.02.02.
6. Воробьева И. А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании / И. А. Воробьева, А. В. Жукова, К. А. Минакова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 1-4(103). - С. 110118. - DOI 10.23670/IRJ.2021.103.1.109.
Поступила в редакцию 25.10.2022
Сведения об авторах:
Громова Наталья Сергеевна - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет», заместитель директора института государственного, муниципального управления и права, кандидат филологических наук, доцент, e-mail: [email protected]
Пащук Елена Олеговна - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет», студент, e-mail: [email protected]