Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ирина Михайловна

Рассмотрены актуальные вопросы внедрения цифровых технологий в систему образования, в том числе при подготовке юристов. Констатировано, что цифровые технологии в быстро меняющемся мире представляются не только инструментом, но и своеобразной средой жизнедеятельности, которая открывает абсолютно новые возможности и делает доступным юридическое образование: использование индивидуальных образовательных маршрутов, обучение в любое время и из любого места, где есть Интернет, непрерывное образование. Установлено, что цифровизация есть нарастающее внедрение цифровых ресурсов во все сферы жизни общества и является мировой тенденцией, которая развивается стремительно, и ее нельзя остановить. Предложены аргументы, что развитие цифровых технологий в сфере юридического образования весьма актуализировано и поддерживается на государственном уровне. Обосновано, что в процессе цифровизации существенно меняются структура обучения, а также подход к организации образовательного процесса и образовательной среды студентов. Аргументированно, что использование новых технологий в учебном процессе является одним из основных условий для дальнейшего развития цифрового образования. Выявлены сильные и слабые стороны цифровизации юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF LEGAL EDUCATION: THEORETICAL ASPECT

We consider current issues of introducing digital technologies into the education system, including in the lawyers’ preparation. We state that digital technologies in a rapidly changing world are not only a tool, but also a kind of life environment that opens up completely new opportunities and makes legal education accessible: the use of individual educational routes, training at any time and from any place where there is the Internet, continuous education. We establish that digitalization is the increasing introduction of digital resources into all spheres of society and is a global trend that is developing rapidly and cannot be stopped. We propose arguments that the development of digital technologies in the field of legal education is highly actualized and supported at the state level. We substantiate that in the process of digitalization, the structure of education is significantly changing, as well as the approach to the organization of the educational process and the educational environment of students. We argue that the use of new technologies in the educational process is one of the main conditions for the further development of digital education. We identify the strengths and weaknesses of the digitalization of legal education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 18 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html

ISSN 2587-9340

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

О Максимова ИМ., 2021

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 378

Б01 10.20310/2587-9340-2021-5-18-244-252

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

И.М. Максимова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 irma_tmbV7.mail.ai

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы внедрения цифровых технологий в систему образования, в том числе при подготовке юристов. Констатировано, что цифровые технологии в быстро меняющемся мире представляются не только инструментом, но и своеобразной средой жизнедеятельности, которая открывает абсолютно новые возможности и делает доступным юридическое образование: использование индивидуальных образовательных маршрутов, обучение в любое время и из любого места, где есть Интернет, непрерывное образование. Установлено, что цифровизация есть нарастающее внедрение цифровых ресурсов во все сферы жизни общества и является мировой тенденцией, которая развивается стремительно, и ее нельзя остановить. Предложены аргументы, что развитие цифровых технологий в сфере юридического образования весьма актуализировано и поддерживается на государственном уровне. Обосновано, что в процессе цифровизации существенно меняются структура обучения, а также подход к организации образовательного процесса и образовательной среды студентов. Аргументированно, что использование новых технологий в учебном процессе является одним из основных условий для дальнейшего развития цифрового образования. Выявлены сильные и слабые стороны цифровизации юридического образования.

Ключевые слова: современное образование, образовательная среда, образовательный процесс, цифровизация, цифровизация юридического образования, интернет-технологии, онлайн-обучение

Инновации, в том числе и в области цифровых технологий, внедряются в различные сферы жизни, что, с одной стороны, направляет личность на постоянное развитие, совершенствование своих знаний, умений, навыков, компетенций, освоение новых направлений в смежных отраслях. С другой стороны, тяжелая работа все чаще переносится на машины, а от человека требуется творческий подход, желание сотрудничать с коллегами в поиске новых решений и, что самое важное, способность критически оценивать предлагаемую информацию для надежности и для его логического встраивания в текущую задачу [1, с. 51].

Реальность такова, что в образовательную систему нашей страны идет последовательное внедрение информационных технологий. Юридические образовательные учреждения не являются исключением. В каждом из них наблюдается наличие компьютеров, электронных учебников, систем, где выполняются задания, предусмотренные учебным планом.

Просторы Интернета дают возможность обеспечить себя огромной базой знаний, познакомиться с выдающимися деятелями, публиковать свои работы, связываться с преподавателями в любое время и многое другое. К примеру, находясь дома, студент с легкостью может найти любую лекцию по интересующему его предмету, прослушать ее несколько раз, отметив для себя наиболее важные моменты.

В наше время достаточно часто используется понятие «цифровое обучение», имеющее как плюсы, так и минусы. Юридическая база, закладываемая в вузах, университетах, будет сопутствовать и помогать в решении значимых вопросов на протяжении всей профессиональной деятельности. Появление цифрового обучения в мире и буквальное «опьянение» им, в том числе в России, произошло под влиянием четырех объективных факторов, почти совпавших во времени: успехи когнитивных наук, утверждающих при этом, что механизмы переработки информации мозгом человека и компьютером идентичны («компьютерная метафора»); наследование технологического подхода к управлению процессом обучения, развитом в ныне забытом программированном обучении - предшественнике цифрового; появление индустрии персональных компьютеров, самых разных цифровых устройств и необходимого для их работы оборудования; давление бизнеса: всю эту продукцию нужно продавать, а система образования - неисчерпаемый рынок» [2, с. 46].

Неправильно утверждать, что цифровые технологии могут полностью заменить очное обучение, получение именно знаний, а не просто информации, непосредственно от педагогов.

Цифровая трансформация в значительной мере отразилась на юридическом образовательном процессе, перестроила все общество в целом. Существует множество положительных сторон. К ним следует отнести: формирование цифровой грамотности будущих специалистов, развитие процесса преподавания; доступность информационных ресурсов в любое время, расширение зоны контактов; сокращение расхода времени на поиск интересующей информации, совершенствование ориентации студентов в информационном пространстве, подготовку востребованных на рынке труда выпускников, способность самостоятельно анализировать правовые задачи и находить решение при помощи информационных технологий.

Раскрывая подробнее плюсы цифровизации, в первую очередь требуется раскрыть определение «цифровая грамотность», которое не стоит путать с «компьютерной грамотностью». Компьютерная грамотность подразумевает наличие навыков работы на компьютере, управления файлами, знание основных понятий информатики. Цифровая грамотность определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя» [3, с. 3].

Развитие процесса преподавания заключается в освоении новых форм преподнесения материала студентам образовательных учреждений. Примером служит «ZOOM» - программа, осуществляющая связь на расстоянии участников видеоконференции, лекции, вебинара, посредством видеосвязи.

Доступность информационных ресурсов - важная составляющая современного образовательного процесса. Студент имеет возможность в любое удобное время расширить кругозор в сети «Интернет», при этом не прибегая к лишним затратам времени на выписку, покупку необходимых материалов. Благодаря «Всемирной паутине» стало возможным просматривать лекции известных юристов, связываться с педагогами, знакомиться и консультироваться с различными личностями по различным вопросам, в том числе и правовым.

Скапливая цифровой багаж знаний, обучаясь самостоятельно мыслить, находить решение правовых задач с помощью технологий, выпу-

скник всегда будет востребован и конкурентоспособен на рынке труда, так как предпочтение будет отдаваться грамотным сотрудникам.

Однако данная трансформация имеет и отрицательный оттенок. К недостаткам относятся: отсутствие рукописных навыков, зависимость от электронных устройств, ослабление общественных навыков; проблемы со здоровьем, снижение востребованности педагогов, упадок интеллектуального развития, малоизученность цифровых технологий в системе образования.

Юрист - эталон грамотности изложения материала не только в устной форме, но и письменной. Эти два аспекта имеют прочную связь. Служащий юридической сферы должен уметь правильно формулировать свои мысли, представлять свою точку зрения в процессе общения с клиентами. Навыки письма, начитанность формируют ораторское мастерство, без которого невозможна данная деятельность, ровно так же, как и без интеллектуального развития. К примеру, при прочтении интернет-энциклопедии «Википедия» наш мозг запоминает не информацию, а лишь то, где ее можно найти. Кроме того, при надобности получения сведений руки будут автоматически тянуться, например, к гаджету, что свидетельствует о зависимости. Вследствие этого, личность станет более замкнутой, так как сосредоточиться на чем-то познавательном, социальном не предоставится возможности.

Преподаватели становятся спутниками на протяжении многих лет, не получается представить образовательный процесс без наставлений, предостережений и советов педагогов. Ученые объясняют: «Общение состоит из трех компонентов - коммуникативного, интерактивного и перцептивного, а также из двух сторон - вербальной (словесной) и невербальной, к которой относятся «язык тела» (поза, телодвижения, выражение глаз и др.) и экстралингвистические, звуковые характеристики речи (интонация, высота звука, тон и др.)» [4, с. 23].

Цифровая трансформация - процесс неизбежный, следует помнить, насколько важно сохранить и не пренебречь богатой базой юридического образовательного процесса.

Кроме того, до сих пор нет научно обоснованного, внедренного и проверенного на практике вовлечения индивида в коллективную среду сетевого обучения с соответствующим участием способного педагога, профессора, который выступает в качестве модератора. Проще говоря, формулировка такого вопроса означает намерение имитации (моделирования) классной работы в информационной сети с различными субъектами [5, с. 388].

Действительно, функция педагога не сводится к простой передаче знаний. Преподаватель - гид по социальному опыту, наставник, помощник [6, с. 14].

Следует отметить, что цифровые технологии меняют не только систему образования, но и самих людей, участвующих в образовательном процессе, как студентов, так и преподавателей.

Учебные занятия сегодня совершенно иные, не такие, как десять лет назад. Студенты изучают этот мир через красочную и яркую информацию. Сегодня студенты работают самостоятельно на различных учебных площадках, участвуя в цифровом образовательном процессе и находя правильные ответы в спорах.

Университет меняется сегодня, и, соответственно, педагоги и студенты меняются вместе с ним. Преподаватели проходят курсы повышения квалификации для обучения новой системе образования. Это необходимо, потому что профессия преподавателя уже медленно, но неуклонно меняется, и в будущем она полностью изменится.

Цифровизация предполагает увеличение объема самоизучения материала. Атрибуты очного обучения неуклонно переводятся на онлайн-версию. Студент может обучаться через Интернет, сидя дома. Появляются все виды электронных ресурсов, на которых студент найдет подробную информацию для лекций и практических занятий. Функции педагога также меняются. Преподаватель все больше выступает в качестве помощника, куратора, наставника, к которому они обращаются только при необходимости.

Современные технологии развиваются с космической скоростью. Но, к сожалению, при всех несомненных преимуществах цифровиза-ции образования есть и недостатки, так как информационная система значительно снижает уровень социализации человека, что может повлиять на дальнейшее развитие личности.

Современные технологии меняют привычный уклад правовой системы, с течение времени появляются новые институты права, меняются существующие, расширяется в целом сфера правового регулирования. Очевидно, что вносить эти поправки, создавать новые отрасли будут студенты, обучающиеся в новых реалиях. Вопрос состоит в том, с какой базой знаний они вступят в данную деятельность.

Стремительное развитие цифровых технологий невольно наводит на перспективу персонализированного обучения на постоянной основе. Ученые дают следующее определение этому понятию: «Персонализированное обучение - общий термин, которым можно обозначить мно-

гие практики, каждая предназначена для ускорения обучения путем его адаптации к потребностям и навыкам отдельных лиц в процессе выполнения требований учебной программы» [7, с. 17]. Такая форма дает возможность студенту выступать не объектом, которому преподносят знания, а полноценным субъектом, самостоятельно, в большей степени, осуществляющим учебную деятельность. Главная задача педагога -помочь в интересующих вопросах, подобрать учебную программу по желанию студента. Он сам будет выбирать желанные области обучения, не боясь при этом совершить ошибку. Затраты времени существенно сократятся.

Стоит отметить, что только цифровых технологий не хватит для осуществления вышеизложенной теории, так как она, прежде всего, требует этической готовности к переходу на совершенно другой этап, отразившийся на всех аспектах образовательной деятельности. Остается предполагать положительно или же отрицательно это скажется на юридической сфере.

Таким образом, невозможно сказать точно, что ждет спустя десятилетия образовательную программу будущих юристов, какого этапа развития достигнут технологии. Однако те достижения, которые имеются на данный момент в Российской Федерации, дают повод для размышления. Главное - не потерять то, чем гордится и к чему стремится высшая национальная школа - качественное образование.

Список литературы

1. Аксюхин A.A., Вицен A.A., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 11. С. 50-52.

2. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 44-48.

3. КлимчукАА. Современные тенденции использования информационных технологий в образовании. Красноярск, 2019. 24 с.

4. Москалева О. Опасности, которые таит цифровизация // Жилищное право. 2017. № 10. С. 23-26.

5. Ваграменко Я.А., Русаков A.A. Педагогические аспекты влияния ИКТ на характер современного образования // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. 433 с.

6. Романовская В.Б., Сальников В.П. О перспективах развития высшего образования в России: новые тенденции // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 10. С. 11-16.

7. Лях Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 17-21.

Статья поступила в редакцию 19.04.2021 Одобрена после рецензирования 16.06.2021 Принята к публикации 22.06.2021

Информация об авторе

Максимова Ирина Михайловна, кандидат юридических наук, заместитель директора по учебной работе Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, irma tmb f/ inail.ru. https://orcid.org/0000-0002-2755-0024

Для цитирования

Максимова ILM Цифровизация юридического образования: теоретический аспект // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 244-252. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-244-252

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-18-244-252

DIGITALIZATION OF LEGAL EDUCATION: THEORETICAL ASPECT

I.M. Maksimova

Derzhavin Tambov State University

33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation irmatmb Vv.mail.ai

Abstract. We consider current issues of introducing digital technologies into the education system, including in the lawyers' preparation. We state that digital technologies in a rapidly changing world are not only a tool, but also a kind of life enviromnent that opens up completely new opportunities and makes legal education accessible: the use of individual educational routes, training at any time and from any place where there is the Internet, continuous education. We establish that digitalization is the increasing introduction of digital resources into all spheres of society and is a global trend that is developing rapidly and cannot be stopped. We propose arguments that the development of digital technologies in the field of legal education is highly actualized and supported at the state level. We substantiate that in the process of digitalization. the structure of education is significantly changing, as well as the approach to the organization of the educational process and the educational enviromnent of students. We argue that the use of new technologies in

the educational process is one of the main conditions for the further development of digital education. We identify the strengths and weaknesses of the digitalization of legal education.

Keywords: modern education, educational enviromnent, educational process, digitalization, digitalization of legal education, Internet technologies, online learning

References

1. Aksyukhin A.A., Vitsen A.A., Meksheneva Z.V. Informatsionnyye tekhnologii v obra-zovanii i nauke [Information technologies in education and science]. Sovremeimyve naukoyemkiye tekhnologii - Modern high technologies, 2009, no. 11, pp. 50-52. (In Russian).

2. Khalin V.G., Chernova G.V. Tsifrovizatsiya i eye vliyaniye na rossiyskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks]. pJ v

lencheskoye konsul'tirovaniye - Administrative Consulting, 2018, no. 10, pp. 44-48. (In Russian).

3. Klimchuk A.A. Sovremeimyve tendentsii ispol'zovaniya informatsionnykh tekhnologiv v obrazovanii [Modern Trends in the Use of Information Technology in Education], Krasnoyarsk, 2019, 24 p. (In Russian).

4. Moskaleva O. Opasnosti, kotoryye tait tsifrovizatsiya [The dangers of digitalization], Zhilishchnovepravo [Housing Law], 2017, no. 10, pp. 23-26. (In Russian).

5. Vagramenko Y.A., Rusakov A. A. Pedagogicheskiye aspekty vliyaniya IKT na kharak-ter sovremennogo obrazovaniya [Pedagogical aspects of the influence of ICT on the nature of modern education]. Obrazovatel 'nyye tekhnologii i obshchestw - Education al Technology & Society, 2017, vol. 20, 433 p. (In Russian).

6. Romanovskaya V.B., Salnikov V.P. O perspektivakh razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii: novyye tendentsii [On the prospects for the development of higher education in Russia: new trends]. Yuridicheskava nauka: istoriva i sovremennost' - Juridical Science: History and Modernity. 2018, no. 10, pp. 11-16. (InRussian).

7. Lyakh Y.A. Model' organizatsii personalizirovannogo obucheniya shkol'nikov [The model of personalized learning organization in modern school]. Yaroslavskiy pedago gicheskiv vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 3 (108), pp. 17-21. (In Russian).

The article was submitted 19.04.2021

Approved after reviewing 16.06.2021

Accepted for publication 22.06.2021

Information about the author

Irina M. Maksimova, Candidate of Law, Deputy Director for Academic Affairs of Law and

National Security Institute, Derzhavin State University, Tambov, Russian Federation,

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2755-0024

For citation

Maksimova I.M. Tsifrovizatsiya yuridicheskogo obrazovaniya: teoreticheskiy aspekt [Digi-talization of legal education: theoretical aspect]. Aktual'nyeproblemy gosudarstva iprava -Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 18, pp. 244-252. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-244-252 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Работа доступна по лицензии

Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0

Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.