DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-223-230 ЛОЛАЕВА Альбина Славовна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет»,
e-mail: [email protected] SPIN-код: 6520-8188, AuthorID: 795932
ЛОЛАЕВА Диана Таймуразовна,
кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социально-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»,
e-mail: [email protected] AuthorID: 369957
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВОЙ И ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОДЫ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы цифровой трансформации образования с правовой и философской точек зрения. Цифровая трансформация образования характеризуется тем, что современные информационно-коммуникационные технологии проникают во все сферы жизни общества и формируют цифровую реальность будущего. Исключением не является и сфера образования, подвергаемая мощным цифровым преобразованиям. В исследовании анализируется понятие цифровизации, являющейся основой цифровой трансформации, обозначается порядок реализации цифровизации образования, раскрываются правовые и философские аспекты цифровой трансформации образования. Авторы делают вывод о том, что цифровая трансформация дает качественный скачок в развитии образования, но требует для своей реализации вовлечение всех участников образовательного процесса. Сущность цифровых реформ состоит в гибком и эффективном использовании современных технологий, обеспечивающих переход на персонализированное и направленное на результат образование. Авторы обозначают семь основных задач, которые необходимо будет решить государству и социуму на пути к достижению указанной цели.
Ключевые слова: цифровизация, информация, цифровая трансформация, образование, информационные технологии, электронная платформа, киберплощадка Интернет, сети связи.
LOLAEVA Albina Slavovna,
Ph.D. (in Legal Sciences), Associate Professor of the Department of Constitutional Law of the Gorsky State Agrarian University
LOLAEVA Diana Taymurazovna,
Ph.D. (in Philosophical Sciences), Head of the Department of Philosophy and Social and Legal Disciplines of the North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)
DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: LEGAL AND PHILOSOPHICAL APPROACHES
Annotation. The article deals with the issues of digital transformation of education from the legal and philosophical points of view. The digital transformation of education is characterized by the fact that modern information and communication technologies penetrate into all spheres of society and form the digital reality of the future. The education sector, which is undergoing a powerful digital informatization is no exception. The study analyzes the concept of digitalization, which is the basis of digital transformation, identifies the order of implementation of digitalization of education, reveals the legal and philosophical aspects of digital transformation of education. The object of research is represented by the modern educational process. The authors conclude that digital transformation gives
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
a qualitative leap in the development of education, but requires the involvement of all participants in the educational process. The essence of digital reforms is the flexible and effective use of modern technologies that ensure the transition to personalized and result-oriented education. The authors identify seven main tasks that will need to be solved by the state and society on the way to achieving this goal.
Key words: digitalization, information, digital transformation, education, information technologies, electronic platform, Internet cyber platform, communication networks.
Введение
В современном обществе Интернет и гад-жеты стали неотъемлемой частью жизни, учебы и работы. Цифровизация в большой степени сказывается на всех аспектах современной жизнедеятельности. Кроме того, она может коренным образом изменить модели формирования ряда систем. К примеру, большинство успешно реализованных бизнес-проектов переходят в формат «онлайн». Интернет-площадки дают возможность охвата огромной аудитории, позволяют завоевывать клиентов и партнеров в других городах, а иногда и государствах, непрерывно развиваться.
Цифровизацией оказались также охвачены такие сферы, как наука и образование. Большинство процессов, нуждавшихся в «ручном» контроле, сейчас стали автоматизированными и могут проходить без постоянного контроля со стороны человека. Проверка самостоятельных работ, отслеживание успеваемости, формирование тестов и заданий - все это теперь происходит в цифровом пространстве. Едва ли сегодня можно отыскать такое учебное заведение, в котором на уроках или на парах не применяются ИКТ. На каждом уровне - от простых граждан до представителей власти и ученых - по сей день проходят острые дискуссии о целесообразности применения цифровых и информационных технологий в образовательном процессе.
Основная задача цифровизации состоит в том, чтобы автоматизировать процессы, связанные с обеспечением жизнедеятельности человека. Смысл же заключается в том, чтобы сделать жизнь максимально удобной, значительно повысить производительность в области как физического, так и умственного труда. Как и всякое другое достижение цивилизации, цифровизация обладает своими преимуществами и недостатками. Разумеется, увеличение производительности труда в экономике, производство высококачественных и менее дорогой продукции, наращивание эффективности управления производственными процессами и экономикой в целом посредством принятия обоснованных решений, основанных на исследовании огромных массивов информации, - это воплощение мечты всего человечества. При этом необходимость оперативно адаптироваться к новым специальностям, разру-
шение стереотипов, постоянно меняющиеся требования к возможностям людей, безработица (как результат) - это отрицательные последствия циф-ровизации.
Можно сказать, что одна из наиболее затруднительных ситуаций, вызванных цифровизацией, сложилась в системе образования. Это совершенно закономерно, так как педагогика представляет собой в большой степени формализованную деятельность (учителя в течение многих лет нарабатывают содержание, средства и методики преподавания). С другой стороны, система образования является весьма консервативной, потому что все изменения должны быть апробированы и доказаны. На процесс внедрения таких изменений уходит очень много времени - годы и даже десятилетия. Мир же в настоящее время постоянно трансформируется, и система образования не может поспевать за этими изменениями.
Целью исследования является разработка концепции цифровой трансформации образования с правовой и философской точек зрения.
Поставленная цель обусловила необходимость достижения следующих задач исследования:
- сформировать правовые и философские подходы к понятию цифровизации;
- обосновать детерминанты цифровой трансформации образования;
- исследовать индикативные положительные эффекты и негативное воздействие цифровой трансформации образования.
Объект исследования представлен современным образовательным процессом.
Предмет исследования: совокупность организационно-правовых отношений в сфере развития рынка образовательных услуг в условиях цифровизации.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обобщении научных концепций, представлений российских ученых о цифровой трансформации образования, а также рассмотрение положительных эффектов и ее негативного влияния.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их применения в развитии рынка образовательных услуг в условиях цифровизации.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
Методологической основой послужили фундаментальные современные исследования ведущих ученых в области цифровизации образования. В основу проведения исследований положены методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и абстракции.
Результаты исследования
Под цифровизацией понимают «повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т. п.» [1].
В широком значении цифровизация означает «современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании в цифровую форму информации и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни» [2, с. 47].
По мнению В.Д. Зорькина «цифровизация социальной жизни привела к появлению ранее неизвестных так называемых цифровых прав. Под цифровыми правами понимаются права людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, на доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности к сети интернет» [3, с. 3].
«Цифровизация общества способствует быстрому, оперативному и масштабному распространению информации, в том числе в политической сфере» [4, с. 10].
Таким образом, можно утверждать, что «цифровизация» - это переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью 1Т-устройств.
Основанием для реализации процедур цифровизации образования являются:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [5], закрепивший право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии;
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 [6];
-Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7];
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203 [8];
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [9];
- Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года [10].
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача создания к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 [11] дано поручение федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подключить все общеобразовательные организации к высокоскоростному интернету до конца 2021 года.
Исторически сложилось так, что цифровые технологии применяются в образовательном процессе главным образом в качестве некого «факультативного» средства. То, что в настоящее время стало повседневностью, радикально и даже косвенно на результаты образовательной деятельности почти не влияет. Электронные дневники/ журналы, презентации, интерактивные средства обучения, цифровые образовательные ресурсы приносят большую пользу, так как в некоторой степени упрощают работу преподавателей, увеличивают наглядность и разнообразят процесс получения знаний, предоставляют родителям сведения об успеваемости учащихся и о домашних заданиях. Однако говорить о том, что производительность труда школьников и учителей повысилась, пока еще рано. Необходимо подчеркнуть, что цифровые технологии - это малоэффективное средство для большой части педагогов, так как они используют Интернет, но в основном для того, чтобы найти материалы для занятий и подсказки к проведению уроков. При этом доступ к богатейшим ресурсам Интернета, наряду с комфортом доступа к информации, вырабатывают у многих школьников своего рода ложную компетентность, в основе которой лежит возможность моментально найти ответ на интересующий вопрос, введя соответствующий запрос в браузере. Данная ложная компетентность вкупе с клиповым мышлением существенно снижают не только степень образованности школьников, но и формируют позицию «зачем мне это нужно учить, если я могу воспользоваться интернетом?». Нами был проведен небольшой эксперимент, в котором участвовали учащиеся первого курса университета. Мы предложили им назвать столицы стран Европы. Большинство из них не смогли дать ответы. Некоторые из них ответили вопросом на
вопрос: «А зачем нам это нужно? Я затрудняюсь ответить, но могу за несколько секунд найти ответ в интернете».
В результате классические методики обучения в большинстве своем стали бессмысленными. Зачем задавать обычные домашние задания, если можно найти их готовые решения в печатных изданиях или в интернете? Как обеспечить развитие творческих способностей учащихся, если почти любые доклады и эссе можно скачать из интернета? Зачем нужна математика, если существует MathCAD, который любую, самую сложную, задачу сводит всего лишь к вводу формулы? Как преподавать литературу, если язык, нравственность, привычки и стереотипы постоянно меняются, читать классические произведения становится все труднее, а понимать их практически невозможно? Сегодня ребенок дети скорее начнет читать Дж. К. Роулинг, чем А. С. Пушкина или А.И. Гончарова. Да и слово «читать» у нынешних молодых людей превращается со временем в анахронизм.
Самым актуальным и перспективным направлением, связанным с использованием цифровых технологий в образовании, выступает так называемое дистанционное обучение. На сегодняшний день под дистанционным обучением подразумевают применение цифровых технологий в образовательном процессе. Несмотря на то, что в Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 термина «дистанционное обучение» нет (присутствует «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»), это слово активно применяется, и под ним, как правило, подразумевают именно электронное обучение ^еаттд), т.е. применение цифровых технологий в образовании. Данное направление в различных вариациях (дистанционное обучение, смешанное обучение, «перевернутый класс» и пр.) набрало сегодня огромную популярность.
За последние десять лет цифровыми технологиями все более активно пользуются для образовательных целей. Существуют самые разные ресурсы, направленные на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. В какой-то момент создалось впечатление, что подобных ресурсов много и они дают возможность каждому желающему начать активно использовать цифровые технологии в образовании. Сейчас, во время пандемии коронавируса, образование на всей планете оказалось в ситуации, когда весь образовательный процесс в очень короткое время пришлось перевести в дистанционный формат. Свыше миллиарда учащихся во всем мире должны были перейти на дистанционное обучение.
Но онлайн-обучение, которое в последнее время неуклонно продвигали на всех уровнях и в пользу которого высказывались ведущие педагоги из Оксфорда и Кембриджа, в действительности не оказалось эффективным. В апреле 2020 года специалисты знаменитого Давосского Всемирного экономического форума (ВЭФ) говорили о том, что пандемия Со^-19 превратит онлайн-обуче-ние в полноценную часть образовательной системы. А уже в августе, накануне нового учебного года, сам генсек ООН Антониу Гутерриш выступил за традиционные формы обучения, подчеркнув, что возвращение учеников в школы при соблюдении всех мер безопасности должно быть мировым приоритетом. Иначе мы станем свидетелями образовательной катастрофы целого поколения [12].
Президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам заявил, что «формирование цифровой экономики — это вопрос национальной безопасности России и ее независимости». Он сравнил эту задачу с электрификацией страны в ХХ в. «Цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества» [13]. Основное условие воплощения в реальность цифровой экономики - это наличие специалистов, способных эффективно развивать ее. В результате одна из основных задач по подготовке специалистов возлагается на систему образования.
Весьма интересные предсказания сделали лидеры образовательной системы в ходе IX Гайдаровского форума в январе 2018 года. Рассмотрим несколько наиболее любопытных, по нашему мнению, цитат.
На сегодняшний день ситуация в системе образовании радикально изменяется. Сейчас основным фактором выступает применение цифровых технологий как основы образовательной деятельности, при помощи которой будет решена задача подготовки школьников к социальной жизни, основывающейся на цифровой экономике.
Более детально эту тенденцию рассмотрела бывший министр просвещения О.Ю. Васильева на XXII Петербургском международном экономическом форуме (24.05.2018-27.05.2018) Она рассказала о проекте «Цифровой школы» и создании образовательной платформы для дистанционного обучения [14]. Как следует из сообщений чиновников, вопрос с цифровой трансформацией школ является давно решенным. В разговоре с корреспондентом «Вести.ру» О. Ю. Васильева сообщила: «Один из наших последних проектов - это цифровая школа. Потому что "цифра" все равно в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
школу войдет. Она уже вошла. Поэтому сейчас, чтобы делать качественный скачок именно в работе с детьми, у нас есть еще важная задача, и она также стоит в нацпроекте, - это переподготовка наших педагогов, чтобы они были готовы к этому новому. И тут я могу сказать, может быть, в первый раз, что, наверное, мы придем к смешанному типу уроков: "цифра" и учитель» [14]. По словам Васильевой, проект «Цифровая школа» будет реализован в России к 2025 г.
Что же подразумевается на сегодняшний день под цифровой школой? В чем разница между классической и цифровой школой? И какие трансформации произойдут в процессе образования для педагогов и школьников? В соответствии с документацией, осуществление проекта «цифровая школа» подразумевает реализацию следующих направлений:
Необходимо будет переподготовить педагогов, чтобы они могли свободно и эффективно использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения.
Учебные заведения будут оснащены соответствующей инфраструктурой (в частности, потребуются компьютеры, доступ в Интернет и т.д.). Это даст педагогам и школьникам возможность использования электронного образовательного ресурса.
Следует подчеркнуть, что, как утверждает О. Ю. Васильева, воплощение проекта «Цифровая школа» приведет к изменению традиционной роли учителя, «который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников» [14].
Для того чтобы обеспечить в РФ высокотехнологичное производство, следует заняться подготовкой квалифицированных работников. Так как знания, которые дети получают в школах и высших учебных заведениях, в скором времени устаревают, рекомендуется предусмотреть электронные курсы, позволяющие работникам непрерывно повышать свою квалификацию. Таким образом, отечественное образование перепрофилируют под требования «цифровой экономики». Едва ли можно не согласиться с тем, что мир становится все более быстрым и «цифровым». «Цифровые школы» появляются вполне закономерно: если знания и современные технологии изменяются быстрее, чем человек проходит классическую систему образования, формирование доступной для всех онлайн-библиотеки соответствующих образовательных курсов, которую можно будет использовать с целью получения новых знаний и новых специальностей, является достойным ответом на вызовы современности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
Необходимо подчеркнуть, что такие интересные перспективы подвергаются также жесткой, но конструктивной критике.
XXI столетие стало эпохой цифровых технологий. Мир все ускоряется и постепенно перенасыщается информацией, а вслед за этими изменениями меняется и человек. Среди исследователей, изучающих обитателей «цифрового мира», следует выделить знаменитого психолога Р.М. Грановскую. В ее докладе, в котором она рассматривала клиповое мышление, ученая также обратила внимание на некоторые специфические черты людей, которые адаптируются к быстрой «цифровой реальности» [15, с. 655]. В частности, она отметила, что эти люди способны в точности следовать инструкциям, однако не умеют усваивать большие объемы связных сложных материалов. Это напрямую касается содержательного аспекта «цифрового образования» — какую пользу принесут сложные знания из цифровой библиотеки, если люди имеют клиповое мышление и не в состоянии усвоить эти знания? Скорее всего, «цифровое образование» вынуждено будет подстроиться под такое клиповое мышление, а не противостоять ему. Подчеркнем, что образовательный процесс, основанный на цифровых технологиях, имеет большие ограничения и недостатки, которые можно заметить и по итогам электронного обучения, применяемого в других государствах.
Сущность цифровых реформ состоит в гибком и эффективном использовании современных технологий, обеспечивающих переход на персонализированное и направленное на результат образование. Если рассматривать нашу страну, то можно выделить семь основных задач, которые необходимо будет решить государству и социуму на пути к достижению указанной цели. Подчеркнем, что следует обеспечить одновременное и согласованное решение всех указанных ниже задач.
1. Необходимо улучшать навыки педагогов в области цифровых технологий.
2. Необходимо разрабатывать модели учебных заведений. Чтобы знать, в каком направлении необходимо развивать школьное и вузовское образование с учетом современных технологий, необходимы примеры того, как все это работает в идеале: с применением инновационных СУО, средств и устройств Индустрии 4.0 и пр.
3. Следует совершенствовать систему универсальной идентификации школьника.
4. Следует формировать современные системы контроля над обучением (СУО). В сфере дистанционного образования СУО говорится о программах, направленных на администрирование и контроль над учебными курсами. Подобные
приложения способствуют равному и свободному доступу школьников к знаниям и гибкости образовательного процесса.
5. Необходимо развивать онлайн-обучение и со временем исключать бумажные носители информации.
6. Следует применять цифровые программы. Это означает, что нужно разрабатывать, тестировать и использовать учебно-методические материалы, а также применять такие технологии, как машинное обучение, искусственный интеллект и пр.
7. Необходимо совершенствовать материальную инфраструктуру. В частности, следует возводить дата-центры, обеспечивать новые каналы связи и устройства, позволяющие применять цифровые учебно-методологические материалы.
Как же следует воспринимать цифровиза-цию образования - как зло или ка панацею? К 2021 году мы уже знаем, какие возможности предлагают цифровые технологии и что они у нас забирают. Но деятельность в условиях коронави-руса дала отчетливо понять, в какой мере цифровые технологии могут помочь в продолжении образовательного процесса, невзирая ни на какие препятствия.
Какой позитивный эффект цифровизации мы наблюдаем сегодня? Рассмотрим основные положительные моменты:
- сократился объем бумаг, которые всегда присутствуют в образовательном процессе. Разумеется, бумажные отчеты, программы, учебные планы и журналы не полностью исчезли из работы учителей. Однако некоторые документы в настоящее время существуют лишь в электронном формате. К примеру, онлайн-тестирования помогли большинству вузов и школ избавиться от постоянных распечаток и бланков с ответами, которые приходилось проверять вручную;
- были автоматизированы контроль и мониторинг за успеваемостью учащихся;
- большие средства экономятся на учебниках, электронных пособиях и рабочих тетрадях;
- есть свободный доступ к огромным массивам информации, современные педагоги могут перенимать опыт педагогов из других государств (онлайн-посещение лекций TED, онлайн-конфе-ренций и т.д.);
- можно проводить занятия с учащимися и преподавателями из разных городов, используя виртуальные площадки (Zoom и т.д.)
Отрицательные последствия цифровизации отмечаются в следующем:
- резко уменьшилось качество образования в условиях некорректного использования цифровых средств и ресурсов (учащиеся школ и вузов
могут брать непроверенные данные из интернета, а учитель - принимать работы невысокого качества без необходимой проверки);
- чрезмерное использование цифровых ресурсов отрицательно сказывается на здоровье. Нормы СанПиН строго закрепляют продолжительность пользования гаджетами учащимися. Однако в ходе образовательного процесса данные нормы зачастую не соблюдаются;
- уменьшается скорость социализации. Перевод обучения в дистанционный формат (полностью или частично) лишает учащихся возможности взаимодействовать вживую и получать социальный опыт в необходимой мере;
- уменьшается воздействие человеческого фактора, что не всегда заслуживает положительной оценки. Иногда очное объяснение куда более эффективно, нежели опосредованное общение. Это наиболее актуально для школьников.
Заключение
На основании проведенного исследования можно заключить, что использование цифровых технологий как инструмента в образовательном пространстве не должно превращать цифровиза-цию в самоцель [16, с. 74]. Тогда этот инструмент предоставит множество возможностей и перспектив в распространении и трансляции знаний другим людям. К примеру, исторические события можно рассматривать с использованием интерактивных карт, прокладывая маршруты при помощи специальных приложений. Термины проще изучать, используя карточки, сгенерированные и систематизированные на сайтах, а правописание слов лучше отрабатывать, используя цифровые тренажеры.
Необходимо выделить еще несколько негативных моментов, которые несет в себе дистанционное обучение. В частности, до всеобъемлющей цифровизации пропасть между образовательными центрами в городах с миллионным и миллиардным населением и регионах была невероятно большой, однако теперь она стала еще больше. Сейчас знание, которое человек из большого города с хорошими интернет-коммуникациями может получить за несколько секунд при помощи нескольких кликов, оказывается недоступным для других, которым цифровые технологии недоступны. Сложнее определить средний коэффициент цифровой грамотности и образованности в целом людей, населяющих страну и весь мир.
Подобная пропасть пролегла и между представителями разных поколений: педагоги старшего поколения узнали цифровые технологии гораздо позже, нежели студенты - представители младшего поколения, и их цифровая грамотность находится на несоизмеримо более низком уровне.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
Переход к новому формату обучения сказался также на психологическом состоянии участников процесса образования. Педагоги вынуждены были буквально за несколько дней освоить не только новые приложения для дистанционных занятий, но и цифровые технологии вообще, что стало причиной стресса и дискомфорта в их деятельности. С другой стороны, данный фактор помог развить личностные качества педагога, такие как гибкость мышления, креативность, стрессоустойчивость. Новые задачи возникли и у студентов, погруженных в виртуальное и абстрактное образовательное пространство. Им, в частности, необходимо выделить из информационного и уже цифрового хаоса то образовательное направление, которое станет для них важным и практико-ориентированным. При этом цифровизация может изменить цель образования, которая теперь заключается не только в том, чтобы получить знания, но и в том, чтобы развить личностные качества.
Итак, если говорить о цифровизации как об инструменте процесса образования, то содержание знания не трансформируется: меняются способы его передачи и существования в информационном пространстве. Но есть еще один аспект этого явления, при котором содержание и структура знания, а равно и цель образования кардинально изменяются.
Список литературы:
[1] Цифровизация и ее место в современном мире // https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizatsiya (дата обращения 14.04.2021).
[2] Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46 - 63.
[3] Зорькин В. Д. Право в цифровом мире // Российская газета. 2018. № 115 (7578).
[4] Абаева Е. А. Цифровое сопротивление как форма протестной демократии Взаимодействие власти, бизнеса и общества в развитии цифровой экономики. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018.- С. 3-13
[5] Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I) ст. 7598.
[6] Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
[7] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // http:// publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения 10.04.2021).
[9] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // http://ivo.garant.ru/#/ document/73405165/paragraph/1/doclist/648/ showentries/0/highlight/ (дата обращения 10.04.2021).
[10] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.
[11] Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года // http://edemocratia.ru/s/blog/ msg?textId=10292940 (дата обращения 10.04.2021).
[12] Коротков А. В. Цифровое неравенство в процессах стратификации информационного общества // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/ BPA/da782ae4eacfb804c3256efa003edb7b (дата обращения 14.04.2021).
[13] В. В. Путин назвал создание цифровой экономики вопросом национальной безопасности // https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2017/07/05/710690-putin-tsifrovoi- ekonomiki (дата обращения 14.04.2021).
[14] Цифровизация российской школы. Плюсы и минусы, чего больше? // https://vlad1-74. livejournal.com/579504.html (дата обращения 14.04.2021).
[15] Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003.
[16] Лолаева А.С. Правовое регулирование информационных технологий // Advances of science 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, February 27-28, 2021. С. 73-79.
Spisok literatury:
[1] Tsifrovizatsiya i ee mesto v sovremennom mire // https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizat-siya (data obrashcheniya 14.04.2021).
[2] Khalin V. G., Chernova G. V. Tsifrovizatsiya i ee vliyanie na rossiiskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski // Uprav-lencheskoe konsul'tirovanie. 2018. № 10. S. 46 - 63.
[3] Zor'kin V. D. Pravo v tsifrovom mire // Rossiiskaya gazeta. 2018. № 115 (7578).
[4] Abaeva E. A. Tsifrovoe soprotivlenie kak forma protestnoi demokratii Vzaimodeistvie vlasti, biznesa i obshchestva v razvitii tsifrovoi ekonomiki. -Saratov: Izdatel'stvo «Saratovskii istochnik», 2018.-S. 3-13
[5] Federal'nyi Zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (red. ot 30.12.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (chast' I) st. 7598.
[6] Ukaz Prezidenta RF ot 5 dekabrya 2016 g. № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 50. St. 7074.
[7] Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 20. St. 2817.
[8] Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 09 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informat-sionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 2017 - 2030 gody» // http:// publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201705100002 (data obrash-cheniya 10.04.2021).
[9] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 15.01.2020 // http://ivo.garant.ru/#/doc-ument/73405165/paragraph/1/doclist/648/showen-tries/0/highlight/ (data obrashcheniya 10.04.2021).
[10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 28.07.2017 № 1632-r «Ob utverzhdenii Programmy "Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii"» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. № 32. St. 5138.
[11] Kontseptsiya razvitiya v Rossiiskoi Federatsii mekhanizmov elektronnoi demokratii do 2020 goda // http://edemocratia.ru/s/blog/msg?tex-tId=10292940 (data obrashcheniya 10.04.2021).
[12] Korotkov A V Tsifrovoe neravenstvo v prot-sessakh stratifikatsii informatsionnogo obshchestva // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ da782ae4eacfb804c3256efa003edb7b (data obrashcheniya 14.04.2021).
[13] V. V. Putin nazval sozdanie tsifrovoi ekonomiki voprosom natsional'noi bezopasnosti // https:// www.vedomosti.ru/economics/ news/2017/07/05/710690-putin-tsifrovoi- ekonomiki (data obrashcheniya 14.04.2021).
[14] Tsifrovizatsiya rossiiskoi shkoly. Plyusy i minusy, chego bol'she? // https://vlad1-74.livejournal. com/579504.html (data obrashcheniya 14.04.2021).
[15] Granovskaya R. M. Elementy praktich-eskoi psikhologii. SPb.: Rech', 2003.
[16] Lolaeva A.S. Pravovoe regulirovanie infor-matsionnykh tekhnologii // Advances of science 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, February 27-28, 2021. S. 73-79.
ЮРКОМ ПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЪгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021