Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куличева Ольга Анатольевна, Сергазиева Лилия Ильдаровна

Процесс реализации государственной политики в сфере цифровой трансформации в регионах Российской Федерации рассматривается на примере Астраханской области. Авторами обосновывается необходимость активного участия региональных властей в процессе цифровизации региона. В статье изучен опыт цифровизации Астраханской области, детально рассмотрены региональные проекты в сфере развития цифровой экономики. Опыт Астраханской области показывает, что процесс цифровизации в регионах проходит достаточно активно. Это связано с необходимостью расширять цифровое пространство, создавать инфраструктуру и добиваться конкурентоспособности региона с целью привлечения инвесторов. Авторами сделан вывод, что социально-экономическое развитие региона во многом зависит от уровня его цифровизации. Именно цифровизация является драйвером развития региональной экономики, повышения качества жизни в регионах России. Неравномерность территориального развития субъектов Российской Федерации, доступность интернет-пространства, а также длительность сроков согласования по внедрению цифровых технологий серьезно тормозят цифровую трансформацию в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куличева Ольга Анатольевна, Сергазиева Лилия Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL STATE POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE ASTRAKHAN REGION

The process of implementing the state policy in the field of digital transformation in the regions of the Russian Federation is considered on the example of the Astrakhan region. The authors substantiate the need for active participation of regional authorities in the process of digitalization of the region. The article examines the experience of digitalization of the Astrakhan region, examines in detail regional projects in the field of digital economy development. The experience of the Astrakhan region shows that the process of digitalization in the regions is quite active. This is due to the need to expand the digital space, create infrastructure and achieve the competitiveness of the region in order to attract investors. The authors conclude that the socio-economic development of the region largely depends on the level of its digitalization. It is digitalization that is driving the development of the regional economy and improving the quality of life in the regions of Russia. The uneven territorial development of the subjects of the Russian Federation, the availability of the Internet space, as well as the length of the approval period for the introduction of digital technologies seriously hinder the digital transformation in the regions.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 332.1

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.А. Куличева, Л.И. Сергазиева

Процесс реализации государственной политики в сфере цифровой трансформации в регионах Российской Федерации рассматривается на примере Астраханской области. Авторами обосновывается необходимость активного участия региональных властей в процессе цифровизации региона.

В статье изучен опыт цифровизации Астраханской области, детально рассмотрены региональные проекты в сфере развития цифровой экономики. Опыт Астраханской области показывает, что процесс цифровизации в регионах проходит достаточно активно. Это связано с необходимостью расширять цифровое пространство, создавать инфраструктуру и добиваться конкурентоспособности региона с целью привлечения инвесторов.

Авторами сделан вывод, что социально-экономическое развитие региона во многом зависит от уровня его цифровизации. Именно цифровизация является драйвером развития региональной экономики, повышения качества жизни в регионах России. Неравномерность территориального развития субъектов Российской Федерации, доступность интернет-пространства, а также длительность сроков согласования по внедрению цифровых технологий серьезно тормозят цифровую трансформацию в регионах.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; цифровая экономика; региональное развитие; региональная государственная политика; Астраханская область.

O.A. Kulicheva, L.I. Sergazieva. STATE AND DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL STATE POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION IN THE ASTRAKHAN REGION

The process of implementing the state policy in the field of digital transformation in the regions of the Russian Federation is considered on the example of the Astrakhan region. The authors substantiate the need for active participation of regional authorities in the process of digitalization of the region.

The article examines the experience of digitalization of the Astrakhan region, examines in detail regional projects in the field of digital economy development. The experience of the Astrakhan region shows that the process of digitalization in the regions is quite active. This is due to the need to expand the digital space, create infrastructure and achieve the competitiveness of the region in order to attract investors.

The authors conclude that the socio-economic development of the region largely depends on the level of its digitalization. It is digitalization that is driving the development of the regional economy and improving the quality of life in the regions of Russia. The uneven territorial development of the subjects of the Russian Federation, the availability of the Internet space, as well as the length of the approval period for the introduction of digital technologies seriously hinder the digital transformation in the regions.

Keywords: digitalization; digital transformation; digital economy; regional development; regional state policy; Astrakhan region.

Постепенно цифровизация в XXI в. стала одним из условий комплексного развития экономики страны или отдельного региона. Уровень развития цифровых технологий является важным индикатором, характеризующим конкурентоспособность бизнес-продуктов и бизнес-моделей, их доступность для потребителей. Развитие цифровых технологий значительно расширяет бизнес-возможности, по-

вышает качество бизнес-среды, человеческого капитала и уровень жизни населения. В России цифровизация началась с увеличения доступа граждан страны к интернет-пространству. Данный этап можно считать успешно завершенным, поскольку в настоящее время 81 % граждан России являются интернет-пользователями, формирующими спрос на продукты цифровых технологий.

78

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 1(43)

Помимо спроса, для интенсивного развития цифровизации необходимо создание профессиональной площадки предложения цифровых технологий. Этого можно достичь посредством расширения работы предприятий, организаций, учреждений в цифровом формате, увеличения объема и повышения качества цифровых продуктов, услуг, предлагаемых обществу. Активную роль в формировании площадки цифровизации играет государство. Ориентир России на цифровизацию утвержден Указом Президента РФ [1], а также принятой и реализуемой национальной программой [2], которая определяет три уровня цифровой экономики РФ [3, с. 103]: рынки и отрасли экономики; платформы и технологии; среда, которая создает условия для их развития.

Так, реализацию цифровой трансформации в России невозможно представить без участия в ней субъектов РФ. Объясняется это тем, что такая трансформация - это комплексная стратегия, направленная, в первую очередь, на региональное развитие, с помощью которого будет достигаться конечная глобальная для страны цель. Таким образом, одной из важнейших задач Правительства РФ в данной сфере является повышение вовлеченности регионов страны в реализацию национального проекта «Цифровая экономика» с учетом их интересов и индивидуальных возможностей [4, с. 53].

Субъекты РФ постепенно включаются в эту работу, но пока далеко не все регионы достигли успехов. Для цифровой экономики России характерно «цифровое неравенство» между регионами [5], проявляющееся в диспропорциях развития цифровой инфраструктуры, цифровой грамотности населения и бизнеса, уровня развития информационных технологий, а также активности региональных властей в реализации региональной государственной политики в сфере цифровой трансформации.

Начиная с 2019 г. Астраханская область является участником национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», реализует пять проектов на уровне региона, в рамках которых заключены соглашения между Правительством РФ и Правительством Астраханской области. Соглашения позволяют организовать взаимодействие между федеральными и региональными властями для повышения эффективности реализации проектов, а также с целью мониторинга достижения показателей по каждому проекту.

До подписания соглашения об участии в национальном проекте региональные власти стремились популяризировать процесс региональной цифровизации в среде экономических

субъектов, работающих в Астраханской области. Так, еще в 2017 г. в Астрахани проведена конференция «Цифровой регион», в которой приняли участие 250 представителей местных компаний из разных сфер. Главной целью мероприятия стало объединение на одной площадке представителей традиционного ведения бизнеса с компаниями, которые занимаются цифровизацией бизнес-процессов. В 2018 г. администрацией Астраханской области организована и проведена межрегиональная конференция «Цифровая модель развития потребительского рынка», которая была направлена на помощь бизнесу в продвижении товаров и взаимодействии с потенциальными потребителями в условиях цифровой экономики.

В соответствии с соглашением о реализации регионального проекта «Информационная инфраструктура (Астраханская область)» на территории региона предполагается подключение социально значимых объектов к сети Интернет. В число таких объектов вошли: государственные и муниципальные образовательные учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, пожарные части, органы государственной власти и местного самоуправления, пункты полиции и Росгвардии. В 2020 г. подключено 40 % из числа запланированных объектов, а до конца в 2021 г. планируется 100 %.

Региональный проект «Кадры для цифровой экономики (Астраханская область)» включает в себя проведение комплекса мероприятий, направленных на освоение компетенций цифровой экономики, использование гражданами онлайн-сервиса непрерывного образования. Данный проект направлен на повышение квалификации и переподготовку сотрудников органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления в части владения цифровыми компетенциями и технологиями. В 2020 г. 2101 гражданин приобрел компетенции цифровой экономики через систему профессионального образования. Проектом запланировано, что за 2020-2021 гг. 4500 сотрудников органов государственной власти региона должны пройти переобучение по компетенциям цифровой экономики.

После реализации проекта «Информационная безопасность (Астраханская область)» информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры в регионе должна повыситься, а срок простоя государственных информационных систем не должен будет превышать 18 часов в год. Проектом запланировано обучение 131 специалиста по программам информационной безопасности. После реализации проекта стоимостная доля

арендуемого или закупаемого государственными органами отечественного программного обеспечения должна составлять не менее 75 %.

Проект «Цифровые технологии (Астраханская область)» предполагает содействие компаниям Астраханской области, занимающимся внедрением цифровых технологий в экономику и социальную сферу региона, в виде гран-товой поддержки, реализации программ льготного кредитования. За 2020-2021 гг. затраты на развитие цифровых технологий должны увеличиться на 50 %.

На 2020-2021 гг. региональным проектом «Цифровое государственное управление (Астраханская область)» запланировано повышение до 40 % доли цифрового взаимодействия граждан, коммерческих организаций с бюджетными учреждениями и государственными органами, а также увеличение доли государственных услуг и сервисов, предоставляемых проактивно, онлайн.

Анализ региональных проектов показал, что органы исполнительной власти субъекта активно содействуют развитию в Астраханской области цифровой экономики и реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», при этом действуют они в этом вопросе во взаимодействии с федеральными властями.

Интенсивное внедрение в Астраханской области цифровых технологий в различные сферы деятельности позволит региону приобрести конкурентные преимущества в развитии цифровой экономики, которая имеет большой потенциал. Если регион будет активно использовать представленные возможности цифровизации, то произойдет трансформация работы государственных структур, деятельности коммерческих предприятий и организаций социальной сферы. Повсеместный переход на электронный документооборот, цифровизация производственных и социальных процессов, обеспечение граждан качественным Интернетом, услугами связи является приоритетной задачей, реализация которой позволит Астраханской области стать одним из региональных лидеров развития цифровой экономики.

Согласно данным Института исследований развивающихся рынков СКОЛКОВО, Астра-

ханская область - субъект РФ, который показывает среднероссийские показатели по соотношению спроса и предложения на рынке цифровых продуктов и услуг По данным таблицы можно сделать вывод, что в Астраханской области спрос на цифровые услуги значительно отстает от предложения, что снижает итоговый показатель. Наибольшего успеха в развитии цифровизации регион добился по таким направлениям, как здравоохранение и административное управление. Эти сферы на 100 % охвачены процессом цифровизации. Данные свидетельствуют о том, что региональные власти стремятся активизировать процесс цифровиза-ции в регионе посредством реализации региональной государственной политики.

Подводить итоги реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на территории Астраханской области пока рано. Но можно представить промежуточные результаты, анонсировать достигнутые договоренности, дающие положительный эффект и формирующие условия, содействующие циф-ровизации экономики и социальной сферы Астраханской области.

За последний год в Астраханской области произошел существенный прогресс в сфере цифровой трансформации, что свидетельствует о заинтересованности органов исполнительной власти Астраханской области в использовании инструментов региональной государственной политики для развития цифровой экономики и цифровизации жизни в регионе. Региональные власти реализуют несколько проектов, целью которых является повышение качества государственных услуг, а также снижение издержек государственного управления.

В рамках реализации первого этапа национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Астраханской области компания «Ростелеком» уже подключила к Интернету 69 социально значимых объектов, расположенных в 56 населенных пунктах Астраханской области. Так, доступ к сети получили посты МЧС, администрации муниципальных образований, пожарные части, школы, фельдшерско-акушерские пункты, колледжи и техникумы во всех районах Астраханской области. Реализация этих мер способствует раз-

Транспорт Финансы Торговля Здравоохранение Образование СМИ Администрация Итого

Спрос 0,08 0,10 0,15 0,11 0,17 0,13 0,41 0,17 0,33

Предложение 0,50 0,31 0,47 1,00 0,00 0,19 1,00 0,50

витию цифровых технологий, услуг и сервисов в социальной сфере Астраханской области. Благодаря этому импульс к развитию получат телемедицина, дистанционное образование, расширится перечень государственных услуг, которые граждане смогут получить удаленно, онлайн.

В рамках первого этапа программы в 2019 г. в Астраханской области было построено более 15 км волоконно-оптических линий связи. В результате реализации всего проекта протяженность оптических каналов связи составит 387 км.

В рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» проводился конкурс «Развитие-НТИ», по результатам которого компания «Адептик плюс», действующая на территории Астраханской области, получила грант в размере 20 млн руб. на реализацию проекта «Снаряд: CLOUD SERVICE - облачное решение для автоматизации деятельности компаний по выездному сервису». Этому способствовало содействие регионального проекта «Цифровые технологии (Астраханская область)».

Реализация регионального проекта «Информационная инфраструктура (Астраханская область)» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2019 г. позволила подключить по волоконно-оптическим линиям связи 17 администраций органов местного самоуправления, 24 фельдшерско-акушерских пунктов, 13 объектов системы ликвидации ЧС, 15 объектов образования. После завершения проекта в 2021 г. 262 объекта социальной сферы Астраханской области будут подключены к Интернету.

Одним из направлений цифровизации экономики Астраханской области является подготовка кадров, имеющих соответствующие компетенции. В регионе необходимо сформировать кадровый резерв, а грамотная кадровая политика должна быть ориентирована на удержание в регионе специалистов, освоивших цифровые технологии. Для работы в этом направлении необходимо использовать образовательные площадки вузов, работающих на территории региона. Этот процесс уже запущен. Высшие учебные заведения, работающие на территории региона, готовят специалистов в IT-сфере, реализуют программы подготовки, переподготовки специалистов, связанные с освоением или расширением компетенций циф-ровизации.

Астраханская область участвует в проекте предоставления персональных цифровых сертификатов от государства. Проект дает воз-

можность бесплатного обучения компетенциям цифровой экономики по 22 направлениям, включая программирование, создание ГГ-про-дуктов, искусственный интеллект, промышленный дизайн и 3D-моделирование, кибербез-опасность и др.

Кроме того, с 1 января 2020 г. в Астраханской области (одной из 13 российских регионов) проводится эксперимент по апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, который продлится до 31 декабря 2022 г. Целью данной платформы является создание условий для обучения с применением дистанционных образовательных технологий, что особенно актуально в условиях пандемии. В рамках данного проекта предполагается федеральное финансирование модернизации 1Т-инфраструктуры региона, включая прокладку новых кабелей, сетей широкополосного доступа к сети Интернет, а также развертывание систем видеонаблюдения. Опыт апробации данной федеральной программы на территории Астраханской области сможет быть в последующем адаптирован в качестве модели «цифрового профиля», «профиля цифровых компетенций» в образовательных учреждениях всех субъектов Российской Федерации.

Стратегическим шагом в развитии цифровой экономики является создание на территории Астраханской области 1Т-кластера. Астраханские 1Т-компании объединились для решения вопросов цифровизации региона. Совместные проекты участников кластера позволят значительно усилить технологический потенциал региона в направлении развития цифровых технологий. Эта инициатива будет способствовать повышению конкурентоспособности региональных предприятий, усилению кадрового потенциала региона и расширению вакансий рабочих мест.

В ноябре 2020 г. в регионе запущена платформа, которая направлена на взаимодействие с гражданами по вопросам развития городской среды, градостроительства и архитектуры в области. Цифровая площадка дает возможность получать оперативную информацию, связанную с благоустройством области и участвовать в развитии городской среды. На платформе представлены текущие и перспективные проекты благоустройства общественных пространств Астрахани, новостная лента, а также сервис для обратной связи и голосования.

В конце 2020 г. правительство Астраханской области совместно с ПАО «Сбербанк» наметили пути решения вопросов, связанных с внедрением на территории Астраханской обла-

сти инновационных цифровых сервисов и решений. Правительство Астраханской области заинтересовало проект компаний экосистемы ПАО «Сбербанк», который может решить инфраструктурные задачи региона. Результатом переговоров стало подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством государственного управления Астраханской области и ПАО «Сбербанк» в области цифровой трансформации региона.

Соглашение направлено на реализацию бизнес-моделей, направленных на повышение безопасности городской среды, оптимизацию процессов управления, развитие проектов в сфере образования и другие направления совместной работы. Соглашением предусмотрены мероприятия, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства, а также повышению уровня финансовой грамотности, в том числе путем обучения населения Астраханской области навыкам получения финансовых услуг через удаленные каналы обслуживания.

Опыт Астраханской области показывает, что процесс цифровизации в регионах России проходит достаточно активно. Расширение цифрового пространства, создание соответствующей инфраструктуры могут повысить конкурентоспособность региона и привлечь инвесторов. Современные реалии таковы, что социально-экономическое развитие региона во многом зависит от уровня его цифровизации.

Список литературы

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.gilpravo.ru (дата обращения: 17.02.2021).

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. распоряжением Прави-

тельства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http:// www.gilpravo.ru (дата обращения: 17.02.2021).

3. Асадуллина А.В. Цифровая экономика в России: текущий статус и проблемы развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 6. С. 98-112.

4. Батракова Л.Г. Развитие цифровой экономики в регионах России // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 51-63.

5. Малышкин Н.Г., Халимон Е.А. Анализ уровня развития цифровой экономики России // Современная экономика: проблемы и решения. 2018. № 8. С. 79-86.

References

1. O Strategii razvitiya informatsionnogo ob-shchestva v Rossijskoj Federatsii na 2017-2030 gody [On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030]: ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. URL: http://www.gilpravo.ru (Accessed 17.02.2021).

2. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossijskoj Federatsii» [The program «Digital economy of the Russian Federation»]: utv. rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 28.07.2017 № 1632-r. URL: http://www.gilpravo.ru (Accessed 17.02.2021).

3. AsadullinaA.V. Tsifrovaya ekonomika v Ros-sii: tekushchij status i problemy razvitiya [Digital economy in Russia: current status and development challenges] // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2018. № 6. S. 98-112.

4. Batrakova L.G. Razvitie tsifrovoj ekonomi-ki v regionakh Rossii [Development of the digital economy in the regions of Russia] // SotsiaFno-politicheskie issledovaniya. 2019. № 1. S. 51-63.

5. Malyshkin N.G., Khalimon E.A. Analiz urovnya razvitiya tsifrovoj ekonomiki Rossii [Analysis of the level of development of the digital economy of Russia] // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2018. № 8. S. 79-86.

КУЛИЧЕВА Ольга Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных, экономических и управленческих дисциплин. Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Астрахань. E-mail: o. a. kulicheva@mail. ru.

СЕРГАЗИЕВА Лилия Ильдаровна - студент. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: [email protected].

KULICHEVA, Olga Anatolyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Humanities, Economic and Management Disciplines. Astrakhan branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Russia. Astrakhan. E-mail: [email protected].

SERGAZIEVA, Liliya Ildarovna - Student. Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia. Moscow. E-mail: lsergazieva@bk. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.