Научная статья на тему 'Анализ мирового опыта цифровизации экономики и его использование в Российской Федерации'

Анализ мирового опыта цифровизации экономики и его использование в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ РЕИНВЕСТИРОВАНИЕ / САМОЦИФРОВИЦИЯ / ЦИФРОВОЙ СКАЧОК / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL PRIVATIZATION / DIGITAL REINVESTMENT / SELF-FINANCING / DIGITAL LEAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева А.М., Калыгина В.В.

Целью настоящей статьи стало исследование международного опыта цифровизации экономики и его использование в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были рассмотрены инструменты цифровизации экономики и сформированные инструментами пять типов систем управления цифровизацией, проанализировано развитие цифровизации в разрезе регионов Российской Федерации и выявлены основные проблемы цифровизации российской экономики. Предполагается, что активное внедрение мирового опыта цифровизации экономики позволит повысить конкурентоспособность России в целом. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе цифровизации экономике, в том числе индикаторы цифровой экономики Российской Федерации за 2017-2018 годы. В целом, было доказано, что на современном этапе усиления цифровизации экономики в международном пространстве, важнейшим элементом повышения конкурентоспособности экономики страны является ее цифровизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the world experience of digitization of the economy and its use in Russian Federation

The purpose of this article was to study the international experience of digitization of the economy and its use in the Russian Federation. To achieve this goal, the tools for digitalization of the economy and five types of digitalization management systems formed by the tools were considered, the development of digitalization in the regions of the Russian Federation was analyzed, and the main problems of digitalization of the Russian economy were identified. It is assumed that the active implementation of international experience in digitization of the economy will increase the competitiveness of Russia as a whole. To test this hypothesis, we analyzed the documents placed in the open access of the digitalization economy, including indicators of the digital economy of the Russian Federation for 20172018. In general, it was proved that at the present stage of strengthening the digitalization of the economy in the international space, the most important element in enhancing the competitiveness of the country's economy is its digitalization.

Текст научной работы на тему «Анализ мирового опыта цифровизации экономики и его использование в Российской Федерации»

Sources:

1. Anfinogentova A. A., Dudin M. N., Lyasnikov N. V., Protsenko O. D. Methodology for assessing the quality of agricultural enterprises on the basis of environmentally responsible approach. Economics of the region. - 2017. - Vol. 13, vol. 2. - P. 579-590. doi 10.17059/2017-2-22

2. Danilov-Danilyan V. I., Pryazhinskaya V. G. Economic and territorial aspects of water management in Russia. -Scientific publication. - Moscow: RASKHN, 2013. - 311 p.

3. Kolesnikov Yu. s. Regional policy of modernization of the Russian Caucasus economy: problems and strategies // Terra Economicus. - 2012. - Vol. 10. - №3. - Part 3. - C. 5-10.

4. Kosolapov A. E., Kosolapova N. Ah. Matveeva L. G., Chernova O. A. Rationality of water resources use in the economy of mountain territories of the North Caucasus / / Sustainable development of mountain territories. - 2018. - Vol. 10. - №1 (35). - P. 48-62.

5. Rozhkov V. A. Conceptual approaches to achieving a balance of long-term interests of subjects of the electric power market // State and municipal management. Proceedings of the SKAGS. - 2014. - №3. - Pp. 86-92.

6. Silin J. P., Animitsa E. G., Novikova N. V. Regional aspects of the new industrialization / Economy of the region. - 2017. - Vol. 13, vol. 3. - P. 684-696. doi 10.17059/2017-3-4

7. Friedman Yu. A., Rechko G. N., Innovative development of raw materials industries as a driver of growth of competitiveness of the region: the concept of research / / Regional economy. South of Russia. - 2014. - №1. (3). - Pp. 14-19.

8. Frolov D. P., Stratulat I. V., Babkin M. M., Solovyova I. A. Sector-balanced development of regional economy: problem statement // Modern problems of science and education. - 2015. - №1. - P. 468-469.

12. Lin X., Sha J., Yan J. Exploring the Impacts of Water Resources on Economic Development in Beijing-Tianjin-Hebei Region // ERSA conference. European Regional Science Association. URL: http://www-sre.wu.ac.at/ersa/er-saconfs/ersa15/e150825aFinal00723.pdf (дата обращения 20.10.2017).

13. Niua G., Li Y.P., Huangb G.H., Liu J., Fanb Y.R. Crop planning and water resource allocation for sustainable development of an irrigation region in China under multiple uncertainties // Agricultural Water Management. - 2016. - Vol. 166. - Pp. 53-69. DOI: 10.1016/j.agwat.2015.12.011.

14. Pearce D., Markandya A., Barbier E. Blueprint for a Green Economy. -London: Earthscan Publ., 1997. - 208 p.; Chapple K. Defining the Green Economy: A Primer on Green Economic Development. - Berkeley: The Center for Community Innovation (CCI) at UC-Berkeley, 2008. - 66 р.

А.М. Чернышева - доцент кафедры маркетинга, к.э.н. ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов», chernysheva_am@pfur.ru,

A.M.Chernysheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia;

B.В.Калыгина - Старший преподаватель кафедры маркетинга, ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов», kalygina_vv@pfur.ru,

V. V. Kalygina - Senior Lecturer of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia.

АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ANALYSIS OF THE WORLD EXPERIENCE OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AND ITS USE

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Целью настоящей статьи стало исследование международного опыта цифровизации экономики и его использование в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были рассмотрены инструменты цифровизации экономики и сформированные инструментами пять типов систем управления цифро-визацией, проанализировано развитие цифровизации в разрезе регионов Российской Федерации и выявлены основные проблемы цифровизации российской экономики.

Предполагается, что активное внедрение мирового опыта цифровизации экономики позволит повысить конкурентоспособность России в целом. Для проверки данной гипотезы анализировались документы, размещенные в открытом доступе цифровизации экономике, в том числе индикаторы цифровой экономики Российской Федерации за 2017-2018 годы. В целом, было доказано, что на современном этапе усиления цифровизации экономики в международном пространстве, важнейшим элементом повышения конкурентоспособности экономики страны является ее цифровизация.

Annotation. The purpose of this article was to study the international experience of digitization of the economy and its use in the Russian Federation. To achieve this goal, the tools for digitalization of the economy and five types of digitalization management systems formed by the tools were considered, the development of digitalization in the regions of the Russian Federation was analyzed, and the main problems of digitalization of the Russian economy were identified.

It is assumed that the active implementation of international experience in digitization of the economy will increase the competitiveness of Russia as a whole. To test this hypothesis, we analyzed the documents placed in the open access of the digitalization economy, including indicators of the digital economy of the Russian Federation for 20172018. In general, it was proved that at the present stage of strengthening the digitalization of the economy in the international space, the most important element in enhancing the competitiveness of the country's economy is its digitalization.

Ключевые слова: цифровизация экономики, цифровая трансформация, цифровая приватизация, цифровое реинвестирование, самоцифровиция, цифровой скачок.

Key words: digitalization of the economy, digital transformation, digital privatization, digital reinvestment, self-financing, digital leap.

На текущий момент развития цифровизации экономики в мировом пространстве наблюдается ее активная трансформация, которая обусловлена влиянием множества факторов, в том числе и таким как активизация цифровых компаний на рынке, создание рабочих мест для абсолютно новых специальностей на рынке и ликвидация тех рабочих мест, спрос на специальности которых уже отсутствует и т.д. Однако, в Российской Федерации показатели, характеризующие цифровизацию экономики практически не изменяются с 2013 года. Так доля цифровой экономики в ВВП в 2013г и в 2014г. составила 2%, в 2015г. наблюдалось небольшое снижение до 1,9%, в 2016г. опять показатель достиг 2% [2].

В целом, общий объем цифровой экономике в ВВП характеризуется определенными элементами:

1. Онлайн-потребление, которое является значительным фактором увеличения цифровизации экономики. Так, по сравнению с 2015 годом, он вырос на 22%. Однако, данный рост обеспечен, прежде всего, активным переходом потребления из офлайна в онлайн, при достаточно незначительном изменении общего объема потребления с 2,7% до 3,2%.

2. Инвестиции находятся на прежнем уровне.

3. Государственные расходы также практически не изменились.

4. Чистый экспорт снизился на 17%, прежде всего, за счет девальвации рубля.

Такое изменение составляющих элементов позволяет утверждать, что состояние цифровой экономики остается практически неизменной. Для активизации системной перестройки в июле 2017 года была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая охватывает такие направления, как инфраструктура, информационная безопасность, кадры и образование, нормативное регулирование, исследование и разработки. Для поддержки развития и внедрения данной программы была создана АНО «Цифровая экономика», в которую уже вошли такие компании как «Мегафон», «Яндекс», «Почта России», «Росатом» и т.д.

Цифровая экономика привлекает субъектов экономической системы, прежде всего, широкими возможностями, соответственно, постоянно возникают различные идеи и инициативы, которые нуждаются в активной поддержке государства. При этом Российская Федерация может использовать опыт стран лидирующих в цифро-визации (Сингапур, Германия, США и т.д.) и развивающихся цифровых экономик (Китай, ОАЭ и т.д.). Анализируя опыт данных стран, компания BCG выделила четыре инструмента цифровизации экономики:

1. Цифровая приватизация базируется на воле государства, которое объявляет своеобразный аукцион на закрытие неэффективных направлений и открытие эффективных. Субъекты цифровой экономики предлагают свое видение реализации проектов, которое оценивают государственные органы. При этом государство обеспечивает формирование нормативной базы, а также систематизацию и взаимодействие со всеми заинтересованными субъектами, в том числе создание стимулирующих мотивов. Ярким представителем использования данного инструмента является Сингапур. Власти Сингапура реализовали концепцию Smart Nation, в рамках которой был сформирован запрос на решение актуальных для Сингапура задач. Примером такой задачи являлась построение сенсорной сети для умного города. В рамках данной задачи выделялись направления, которые организовывались тендеры, в том числе для малого и среднего бизнеса, которые составили более половины контрактов.

В Дании при поддержке Министерства здравоохранения был создан частные медицинский портал Med-Com, который объединил значительную часть медицинских учреждений и позволил сформировать единую базу данных по каждому пациенту.

Российская Федерация может использовать цифровизацию приватизации в таких отраслях, как транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение.

2. Цифровой скачок применяется в случае стремительного роста инновационных технологий и появления новых видов бизнеса. Данная категория инструментов цифровизации формирует условия развития конкретных технологий, при этом государство обозначает основные направления, предоставляет льготы и может являться инвестором. Таким образом, данные инструменты могут реализовать множество субъектов рыночной экономики - государство, инвесторы, различные научно-исследовательские и образовательные учреждения, стартапы.

3. Самоцифровизация государства формирует упрощенную среду взаимодействия бизнеса и государства путем максимальной цифровизации государства и компаний, принадлежащих государству. В данном случае формируются новые подходы к взаимодействию государственных органов с государственными органами, государственных органов с бизнесом и государственных органов с гражданами, в том числе за счет внедрения цифрового документооборота. При данном подходе активную роль играет государство в лице государственных органов и государственных компаний.

4. Цифровое реинвестирование, которое предполагает значительную роль государства как инвестора, формируя дальнейший фундамент развития цифровой экономики страны. При этом государство реинвестирует бизнес в таких сферах как образование, здравоохранение и инфраструктура. Таким образом, основными участниками выступают само государство, крупный бизнес и учреждения социальной сферы.

При использовании рассмотренных категорий инструментов цифровизации формируются определенные системы управления цифровизацией, которые можно распределить на пять типов:

1. Стихийная организация. Данная система управления предполагает развитие цифровизации каждым отдельным субъектом самостоятельно, поскольку отсутствует единая программа координации участников. Тем не менее, субъекты рынка понимают экономический потенциал цифровизации, и начинают самостоятельный процесс внедрения. Данный тип активно применялся в таких странах как Украина, Молдова и т.д.

2. Центральный комитет по цифровизации предполагает создание определенного органа власти, координирующего цифровизацию страны. Так, например, в Германии сформирован комитет, который включает в себя представителей ряда министерств, определяющих основные принципы и направления развития цифровизации. При этом действия комитета основываются на документе «Цифровая повестка», которую разработало Министерство экономики и энергетики с учетом замечаний и предложений иных министерств. Стоит отметить, что за конкретную реализацию цифрового развития несет ответственность Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры.

3. Коллективная цифровая повестка для министерств. При применении данного типа единой организационной структуры, отвечающей за цифровизацию экономики, не существует, соответственно за каждое отдельное направление или элемент отвечает отдельная структура. Например, в Китае вопросами развития цифровой экономики занимаются, прежде всего, четыре министерства: Национальная комиссия по развитию и реформам, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство науки и технологий, Министерство образования. Но при этом в случае определенной инициативы действуют другие министерства, и в рамках каждого министерства реализуется профильная цифровизация.

4. Агентство по цифровизации предполагает создание отдельного министерства, отвечающего за внедрение цифровизации и координирующего действия по всей стране. Например, в Дании действует Агентство по цифровизации на базе Министерства финансов, которое является своеобразным методологическим центром формирующим принципы, стандарты и основные направления развития, а также на координацию всех процессов цифровизации, особенно в рамках кооперации государства и бизнеса.

5. Армия цифровых офицеров предполагает функционирование не только одного единого центрального органа власти, но и отдельного должностного лица, которое отвечает за продвижение цифровизации. Так, например, в Австралии применяется данный тип. При наличии Агентства по цифровой трансформации, формирующего повестку, программу и политику на уровне страны, существует в каждом регионе директор по цифровизации, отвечающий за продвижение повестки, программы и политики.

Независимо от того, какой тип и инструменты цифровизации используются, развитие цифровой экономики требует наличие высококвалифицированного персонала, дополнительных инвестиций и активизации внедрения инноваций. Для обеспечения нормативного регулирования был принят 07.05.2018г. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором обеспечен рост в три раза затрат на развитие цифровизации до 2024 года, при этом увеличение финансирование науки должно сопровождаться и ростом квалифицированных научных кадров.

При этом индустрия информации должна обеспечивать более высокий рост нежели рост экономики и к 2030 году достигнуть 4,6% от ВВП. Стоит отметить, что повышение эффективности процессов роботизации и автоматизации влечет за собой увеличение эффективности производства при одновременном снижении влияния фактора труда и росте влияния капитала. При этом наибольшее влияние будет оказано на развитие финансового сектора, транспортной и строительной отрасли, а затем и в обрабатывающих отраслях, в том числе химической промышленности и машиностроении [3].

Таким образом, цифровизация экономики становится мощнейшим инструментом экономического роста страны в целом. Эксперты ВШЭ предполагают, что вклад цифровизации в рост ВВП К 2030 году составит около 4%, а отдельных секторов экономики - около 30%.

Анализируя развитие цифровизации в разрезе регионов Российской Федерации, стоит отметить, что приоритетными направлениями являются здравоохранение, образование, государственное управление и формирование «умного города».

Так цифровые технологии в области образования, кроме городов федерального значения, активно развиваются в Республике Коми (ГИС «Электронное образование»), в Республике Башкорстан («Современная цифровая образовательная среда», включающая базу электронных курсов, мониторинг показателей в образовательных учреждений и т.д.), в Липецкой области («Базовая школа - школа спутник», обеспечивающая дистанционность образования, а также «Электронный детский сад», «Электронная школа» и т.д., которая позволяет получать информацию об успеваемости) и т.д.

В сфере здравоохранения внедряются системы электронного медицинского документооборота, так, например, в Липецкой области (РИАМС), в Республике Коми (РИАМСЗ). По направлению «умный город» активно развивается, прежде всего, мониторинг окружающей городской среды, так в Республике Татарстан реализуется проект «Безопасный город», предполагающий установку видеокамер для обеспечения оперативного реагирования соответствующих служб.

Также цифровизация развивается в области АПК, электронной торговли и транспорта. Так в Татарстане система ГИС АПК позволяет осуществлять паспортизацию полей, предоставление отчетности, в Липецкой области внедрена система АгроГис, выполняющая близкие к предыдущему примеру задачи. Электронные площадки продажи местных производителей функционируют в Тюменской области, а в Липецкой области внедрена площадка "яярмарка.рф". В Калужской области реализован мультимодальный логистический центр FreightVillageВорсино, а в Липецкой области - АИС «Управление транспортом».

Федеральные и региональные власти осуществляют мероприятия, направленные поддержку компаний, внедряющих цифровые технологий. При этом основная поддержка выражается в форме налоговых льгот, субсидий и льготных займов. Так в Тюменской области снижена ставка налога на прибыль до 14% (общий налоговый режим) и до 1% (УСН), для IT компаний, а в Пермском крае установлены налоги в размере 13,5 и 1,1% соответственно для резидентов технопарков в области IT [1].

В Республике Коми предоставляются субсидии на внедрение инфраструктурных проектов в малонаселенных и труднодоступных в рамках реализации проекта «Информационное общество», также субсидии предоставляются на НИОКР дорогих видов оборудования в Тюменской области, в Липецкой области субсидии направляются на компенсацию процентной ставки кредита в случае покупки дорогого высокотехнологического оборудования.

В Тюменской области также предоставляются займы для IT компаний до 3 млн.руб. под ставку 3% годовых на период до трех лет.

К основным факторам развития цифровых технологий можно отнести подготовку кадров, инфраструктуру, развитие наукоемкого бизнеса, нормативно-правовое регулирование [4].

При этом развитие цифровизации в регионах затруднено следующими проблемами:

1. Правовые, которые включают в себя:

- отсутствие четких задач и показателей эффективности, поставленных в рамках Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;

- отсутствие согласованной политики в действиях различных ведомств (ФСБ, ФСТЭК, Минкомсвязь РФ) и согласованности нормативно-правовой базы;

- отсутствие достаточного финансирования проектов развития цифровизации регионов.

2. Поддержка бизнеса, которая включает в себя:

- высокую себестоимость внедрения каналов широкополосного доступа в треднодоступных и удаленных регионов;

- недостаточно сертифицированных средств защиты информации;

- высокий уровень затрат на строительство облачной инфраструктуры.

3. Кадры, которые включает в себя:

- отсутствие достаточного количества квалифицированного персонала;

- сложности адаптации образовательных программ к внедренным проектам цифровизации;

- трудности единой процедуры реализации программ в сетевой форме.

Также можно выделить дополнительные проблемы:

- устаревшее оборудование для реализации проектов цифровизации экономики;

- недостаточное количество информации, позволяющей регулировать взаимодействия между субъектами цифровизации;

- уменьшение количества бюджетных мест по направлениям обучения, связанных с цифровизацией экономики;

- отсутствие системы подготовки и переподготовки IT компетенций персонала в компаниях;

- недостаточное количество ресурсной базы центров обработки информационных данных.

Решение перечисленных выше проблем позволит обеспечить дальнейшее развитие цифровизации экономики Российской Федерации, что в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности экономики страны.

Источники:

1. Андреева Г.Н., Бадальянц С.В., Богатырева Т.Г., Бородай В.А., Дудкина О.В., Зубарев А.Е., Казьмина Л.Н., Ми-насян Л.А., Миронов Л.В., Стрижов С.А., Шер М.Л. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018.

2. Банке Б., Бутенко В., Мишенина Д., Полунин К., Степаненко А., Сычева Е. Россия онлайн: четыре приоритета для прорыва в цифровой экономике. Отчет компании The BosTon ConsulTing group, 2017г.

3. Индикаторы цифровой экономики: 2017 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др.; Нац. и сслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.

4. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. Под ред. Д.С. Медовников, директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. - М.: Издательство Высшей школы экономики, 2018.

Sources:

1. Andreeva G.N., Badalyanz S.V., Bogatyreva T.G., Beard V.A., Dudkina O.V., zubarev A.E., Kazmina L.N., Minasyan L.A., Mironov L.V., Stryzhov S.A., Sher M.L. Development of the digital economy in Russia as a key economic factor for growth and quality improvement life: monograph / Nizhny Novgorod: Professional Science Publishing House, 2018.

2. Bank B, Butenko V, Mishenin D, Polunin K., Stepanenko A. Sycheva E. Russia online: four priorities for breakthrough in the digital economy. The BosTon ConsulTing Group, 2017

3. Digital Economy Indicators: 2017 : statistical compilation / G.I. Abdrakhmanova, L. M. Gohberg, M. A. Kevesh, etc.; The National. And track it down. "Higher School of Economics." - M.: HSE Research Institute, 2017. 320 s.

4. Digital Economy: Global Trends and Practices of Russian Business. Under Ed. D.S. Medovnikov, Director of the Institute of Innovation Management at the HSE. - M.: Publisher of the Higher School of Economics, 2018.

А.М. Чернышева - доцент кафедры маркетинга, к.э.н. ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов», chernysheva_am@pfur.ru,

A.M.Chernysheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia;

А.А.Трофимова - Ассистент кафедры маркетинга ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов», trofimova_aa@pfur.ru,

A.A. Trofimova - Assistant Marketing Department, Peoples' Friendship University of Russia;

B.В.Калыгина - Старший преподаватель кафедры маркетинга, ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов», kalygina_vv@pfur.ru,

V. V. Kalygina - Senior Lecturer of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТРАНЗИТНЫХ РИСКОВ РОССИИ В ОБХОД УКРАИНЫ, КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЕВРОПЫ DIVERSIFICATION OF RUSSIAN TRANSIT RISKS BYPROVAL UKRAINE, AS A BASIS FOR ECONOMIC AND ENERGY SECURITY OF EUROPEAN COUNTRIES

Аннотация. Целью настоящей статьи стало исследование диверсификации транзитных рисков России в обход Украины. Для достижения поставленной цели были рассмотрены основные транзитные пути поставки российского газа в Европу, выявлены преимущества поставок газа в Европу в обход Украины. Предполагается, что энергетическая безопасность страны в условиях сложной геополитической обстановки имеет важную стратегическую задачу для стран зависимых от поставок энергии. Для проверки данной гипотезы анализировались документы размещенные в открытом доступе по поставкам газа в страны Евросоюза через территорию Украины и в обход нее. В целом, было доказано, что гарантированность надежности поставок создают основу экономической стабильности страны, основу развития ее промышленности, национальной безопасности и качества жизни населения, а значит, поставки газа в обход территории Украины обеспечат экономическую и энергетическую безопасность стран Европы.

Annotation. The purpose of this article was to study the diversification of Russia's transit risks bypassing Ukraine. To achieve this goal, the main transit routes for the supply of Russian gas to Europe were considered, the advantages of gas supplies to Europe bypassing Ukraine were identified. It is assumed that the country's energy security in a complex geopolitical situation has an important strategic task for countries dependent on energy supplies. To test this hypothesis, documents placed in open access on gas supplies to the EU countries through the territory of Ukraine and bypassing it were analyzed. In general, it was proved that the guaranteed reliability of supply creates the basis of the country's economic stability, the basis for the development of its industry, national security and the quality of life of the population, and thus gas supplies to bypass the territory of Ukraine will ensure the economic and energy security of Europe.

Ключевые слова: энергетический риск, экономическая стабильность, газопровод, энергоснабжение, газопроводная система, Южный поток, Северный поток, Северный поток 2, диверсификация.

Keywords: Energy security, economic stability, contracts, threats, energy risk, gas pipeline, fuel and energy sector, gas transportation system, South Stream, Nord Stream, Nord Stream 2, diversification.

Целью любого государства в отношении энергетической безопасности является обеспечение потребителей энергетическими ресурсами, являющимися приемлемыми по цене и качеству. Соответственно объектом энергетической безопасности будет выступать объекты энергетики, энергетическая инфраструктура, а также энергетическое оборудование потребителей, как промышленное, так и коммунально-бытовое.

Угрозы энергетической безопасности по отношению к объекту можно подразделить на внешние и внутренние. Внутренние угрозы формируются, прежде всего, организационным и финансово-экономическим состоянием топливно-энергетического комплекса страны, а также экономической политикой государства в этой области. К внутренним угрозам можно отнести снижение инвестиций, ухудшение состояния объектов атомной энергетики, отсутствие инноваций, высокая энергоемкость промышленности, дефицит энергоресурсов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.