Научная статья на тему 'Роль отечественных IT-компаний в цифровизации экономики Российской Федерации'

Роль отечественных IT-компаний в цифровизации экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / IT-КОМПАНИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / IT-COMPANIES / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патурухин В. Д.

В статье рассматривается процесс трансформации экономики Российской Федерации в сторону цифровизации и внедрения в неё цифровых технологий. Анализируется деятельность отечественных IT-компаний в контексте их влияния на процесс цифровизации экономики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DOMESTIC IT-COMPANIES IN THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN RUSSIA

The article focuses on the process of economic transformations in Russia in the direction of digitalization and digital technologies introduction. It analyses the activities of domestic IT-companies in the context of their impact on the process of digitalization of the state economy.

Текст научной работы на тему «Роль отечественных IT-компаний в цифровизации экономики Российской Федерации»

РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ IT-КОМПАНИИ В ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Патурухин В.Д.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

E-mail: [email protected] Аннотация: В статье рассматривается процесс трансформации экономики Российской Федерации в сторону цифровизации и внедрения в неё цифровых технологий. Анализируется деятельность отечественных IT-компаний в контексте их влияния на процесс цифровизации экономики государства.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, IT-компании, цифровые технологии.

THE ROLE OF DOMESTIC IT-COMPANIES IN THE DIGITALIZATION OF THE

ECONOMY IN RUSSIA

Poturukhin V.D.

Moscow state University. M. V. Lomonosov, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract: The article focuses on the process of economic transformations in Russia in the direction of digitalization and digital technologies introduction. It analyses the activities of domestic IT-companies in the context of their impact on the process of digitalization of the state economy.

Keywords: digitalization, digital economy, IT-companies, digital technologies.

Цифровая революция, начавшаяся в 1980-х годах, предопределила дальнейшее направление движения всего человечества. Развитие ГГ технологий и глобальной сети Интернет, а также их повсеместное внедрение оказывает колоссальное влияние на все процессы, происходящие в обществе. Широкие слои населения, в особенности молодое поколение, способное к более быстрой адаптации к динамично меняющимся условиям, уже не могут представить свою жизнь без цифровых технологий. Во всех сферах жизни общества происходят глубокие трансформации в пользу цифровизации. Одним из ярких примеров таких изменений является вытеснение социальными сетями и мессенджерами живого общения между людьми.

Почему происходит процесс цифровизации? Следствием научно-технического прогресса становится всё более ускоряющийся ритм жизни. Это объективный процесс. С каждым годом, объём информации, получаемой человеком, растёт. Объём требований, предъявляемый к человеку, также растёт. Следовательно, меняются и условия, в которых происходят общественные процессы. Многие люди,

выпадающие на какой-либо промежуток времени из бурно развивающегося информационно-технологического потока, уже не могут приспособиться к новым условиям. Цифровизация призвана автоматизировать, адаптировать человеческую деятельность под динамично усложняющиеся и ускоряющиеся общественные процессы.

Не исключением стала и экономическая сфера жизни общества, речь о которой и пойдёт в данной статье. Трансформации в пользу цифровизации происходят как в фазе производства, так и в фазе распределения товаров и услуг. В первом случае цифровизация включает в себя по большей части внедрение в процесс производства цифровых технологий, таких как автоматизация или роботизация и даже включение в процесс в рамках автоматизации элементов искусственного интеллекта. Таким образом, производство обретает большую гибкость, возможность более тонкого и эффективного регулирования данного процесса, что в итоге приводит к уменьшению издержек, повышению эффективности и, как следствие, снижению стоимости продукта. В процессе распределения товаров и услуг происходят на

мой взгляд куда более интересные трансформации в пользу цифровизации. Распределение товаров и услуг в экономической сфере жизни общества выступает в лице каналов посредников между производителем и потребителем. Готовый продукт производителя проходит через множество посредников перед тем, как окажется на прилавках магазинов, а затем в руках потребителя, увеличиваясь в цене в разы вследствие прохождения товара через традиционные распределительные каналы. Не исключаются в этом случае и попытки чрезмерной спекуляции. Данную ситуацию уже сейчас меняет процесс цифровизации в фазе распределения товаров и услуг. В просторах глобальной сети уже сегодня можно встретить такие крупные интернет площадки как Яндекс.Маркет, Aliexpress, Amazon, Ebay, призванные объединить производителя, поставщика и потребителя большинства товаров в рамках единой цифровой зоны торговли. Более того, в рамках данных площадок максимально эффективно работает механизм конкуренции, так как потребитель обладает всей полнотой информации о необходимых товарах при осуществлении экономического выбора. Таким образом, цифровые торговые площадки позволяют сократить число посредников между производителем и потребителем до возможного минимума, сокращая и риски чрезмерных спекуляций. Так же цифровые площадки позволяют конкурировать мелким

производителям с крупными игроками рынка, поскольку в просторах глобальной сети у крупных производителей нет никакого преимущества. Многие производители, в особенности в секторе малого и среднего бизнеса, создают и продвигают свои собственные интернет-магазины, с каждым годом набирающие всё большую популярность. Случается и так, что обладание реальным магазином становится и вовсе невыгодно в связи с высокими издержками на их содержание и ограничением по охвату потребителей в рамки определенной территории. Куда более выгодно становится создание более дешёвого в

содержании цифрового магазина, способного охватить потребителей в масштабах всей страны, региона и даже всего мира.

Цифровые технологии полностью окутали мир своими сетями. Ещё в 60-х годах прошлого столетия канадский философ Маршалл Маклюэн, изучающий влияние электронных средств коммуникаций на человека и общество, в своих работах впервые высказался о мире как о "глобальной деревне". Сегодняшний день только подтверждает идеи, высказанные философом. Цифровые технологии сделали мир "меньше", а людей со всего света "ближе" друг к другу.

В связи с тем, что цифровизация экономики позволила охватить в качестве потребителей отдельно взятой продукции всех людей земного шара, имеющих доступ в глобальную сеть, любой производитель получил выход на глобальный потребительский рынок. Как пример, можно производить оригинальные футболки с необычными принтами, аналогов которых нет, и продавать их в интернет-магазине, а купить их может абсолютно любой житель планеты, посетивший сайт производителя футболок. Вопрос только в цене. Точно так же это работает и с предоставлением услуг. Сегодня уже не имеет значения то, кому продавать товар или оказывать услугу и как далеко от тебя находится покупатель, географический фактор нивелируется.

Современным 1Т компаниям открылся глобальный потребительский рынок. Одним из наиболее перспективных направлений деятельности 1Т компаний в рамках процесса цифровизации экономики является создание цифрового продукта, имеющего максимально широкий охват пользователей, призванный систематизировать и объединить всех игроков рынка в рамках отдельно взятой отрасли, на которую направлен цифровой продукт, под своим крылом. В связи с этим, конкурентная борьба 1Т-компаний за части глобального потребительского рынка изначально стоят на уровень выше в сравнении с конкурентной борьбой производителей традиционных товаров и услуг, поскольку 1Т-компании конкурируют за

своё влияние на традиционных производителей, которые пользуются их сервисами в целях повышения своей эффективности и автоматизации работы путём внедрения и применения цифровых технологий.

Многие современные проекты, и бизнес-решения, реализуемые 1Т-компаниями, кардинально меняют ландшафт той экономической отрасли, на которую они направлены. Предлагаемые бизнес-проекты позволяют добиться максимальной

эффективности всей отрасли, на которую направлен проект.

Многие компании делают ставку на создание единой цифровой площадки, в рамках которой взаимодействуют потребители и производители. Бизнес-решения, предлагаемые 1Т-компаниями, реализуются при помощи цифрового продукта, являющегося инструментом.

Одним из наиболее амбициозных проектов ГГ-компаний, направленных на традиционные бизнес-модели, является внедрение цифровых технологий в такую, казалось бы, неизменную отрасль как рынок такси. Всего за несколько лет отечественным ГТ-компаниям совместно с иностранными компаниями удалось полностью перекроить этот рынок. Создав цифровую площадку в виде приложений для смартфона, эти компании смогли организовать разрозненные таксопарки и индивидуальных

предпринимателей в единую крупную систему под своим началом. От реализации бизнес-решения выиграли все. За несколько лет проекты цифровизации рынка такси в России сумели практически полностью искоренить теневой сектор данной отрасли, составлявший более 90% к моменту начала реализации проектов. К 2017 году этот показатель составил 15%. Только за первые четыре года (2010-2014 гг.) рост рынка составил 85%, а количество автомобилей увеличилось на 20%. Стремительно увеличиваются налоговые поступления в казну. Наблюдается резкий рост спроса на услуги такси по всей стране. Причиной этому является увеличение доступности и привлекательности данной сферы. Таким образом, средняя цена

поездки снизилась к 2017 году на 30% по сравнению с 2010 г., а средняя продолжительность ожидания снизилась от нескольких десятков минут до пяти минут при заказе такси при помощи приложения. Вследствие роста рынка так же наблюдается и увеличение объёма лизинга автомобилей, используемых в такси [5]. Делая вывод относительно цифровизации рынка такси, стоит отметить, что внедрение цифровых технологий в традиционную отрасль вызвало рекордный рост, что подтверждает эффективность внедрения инновационных цифровых бизнес-решений.

Ещё одним довольно амбициозным цифровым бизнес-решением являются проекты Mail.Ru Group (Delivery Club) и Яндекс (Яндекс.Еда) по доставке еды. Отлично зарекомендовавшее себя на примере сервиса заказа такси цифровое решение было применено и к сфере доставки еды. В роли инструмента реализации так же выступает мобильное приложение,

объединяющее многие кафе и рестораны в единую сеть. Любой человек с помощью мобильного приложения может в пару кликов заказать еду в любую точку. Привлечение компаний, работающих в сфере общественного питания, к применению в своём бизнесе цифровых технологий приносит им большую выгоду, а обслуживание собственных сервисов по доставке еды становится наименее рентабельно. Мобильные приложения при помощи технологий геолокации предоставляет потребителю выбор из ресторанов и кафе, находящихся поблизости, что позволяет осуществить доставку в минимальные сроки. Таким образом, в 2017 году наблюдался рост рынка на 17%. 75% от роста пришлось на цифровые сервисы доставки. Более того, ожидается, что к 2022 году доля Delivery Club и Яндекс.Еда на рынке доставки готовой продукции составит 55% от общего объёма.

Российской IT-компанией Яндекс на данный момент разработан принципиально новый цифровой проект Яндекс.Здоровье,

затрагивающий такую важную отрасль, как здравоохранение. В будущем данный проект

может в корне изменить существующую на сегодняшний день систему здравоохранения благодаря её интеграции с элементами цифровизации. Создаётся общая площадка, где будут взаимодействовать друг с другом врачи и пациенты. Инструментом реализации проекта так же является мобильное приложение. Пациент также может воспользоваться и компьютером. Таким образом, пациент сможет своевременно получать консультацию специалистов, не выходя из дома. При использовании сервиса происходит сеанс видеосвязи между врачом и пациентом, где врач даёт консультации пациенту [4].

Важным игроком глобального рынка цифровых технологий выступает отечественная компания ABBYY, занимающаяся разработкой специализированного ПО для бизнеса и индивидуального пользования. Основу деятельности компании составляют цифровые решения по распознаванию текстов, а также решения в области лингвистики. Цифровые продукты компании представлены следующими программами: ABBYY FineReader

(распознавание текстов электронных документов), ABBYY Lingvo (электронные словари), ABBYY FlexiCapture (потоковое введение данных и документов), ABBYY Compreno (технология распознавания, анализа текстов на естественном языке). Цифровые решения отечественной компанией

востребованы как в странах СНГ, так и во всём мире. Цифровой продукт компании применяется в государственных учреждениях не одной страны миры. Так, технологии компании применялись Еврокомиссией в проектах по созданию электронных библиотек. Клиентами компании являются такие бизнес-гиганты, как Adidas, Mersedes-Benz, P&G, Nestle, Simens, Samsung, Nissan, Metro [7, 8].

Говоря о важности IT-компаний в процессе цифровизации экономики, нельзя не упомянуть одного из крупнейших игроков в разработке ПО для предприятий - фирму "1С". Главное предназначение специализированного ПО является автоматизация деятельности на предприятии, начиная от контроля процесса

производства и заканчивая бухгалтерским учётом. Приобретение и внедрение цифрового продукта компании в деятельность предприятия приобрело большую популярность в странах СНГ. Наибольший успех приобрело ПО "1С:Предприятие". Причиной стала её универсальность, которая позволяет применять программное обеспечение на большинстве видов предприятий, начиная с общественного питания и заканчивая тяжелой промышленностью. В 2017 году фирма "1С" опубликовала статистические данные по эффективности внедрения цифровых решений ГГ-компании в деятельность 113 предприятий. Исходя из данных рост производительности труда составил 14%, сокращение сроков исполнения заказов - 26%, увеличение объёма выпускаемой продукции -29%, скорость подготовки и получения отчётности увеличилась в 3 раза, ускорение обработки заказов на 85%, снижение себестоимости выпускаемой продукции - 8%, рост прибыли - 14% [3].

Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо заметить, что цифровые проекты, реализуемые в экономике, оказывают положительное влияние на всю отрасль. Эффективность отрасли повышается, объёмы рынка растут. ГГ-компании, сервисы которых имеют широкий охват пользователей, способны предоставить предпринимателю практически неограниченный потребительский рынок. Цифровой продукт предоставляет возможность сэкономить время и деньги покупателю, а предпринимателю повысить эффективности и увеличить прибыль.

Государство, заинтересованное в росте экономики, всячески поддерживает молодую отрасль цифровых технологий. В рамках майских указов президента России была принята национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации". На реализацию программы в период до 2024 года планируется выделить 1.6 трлн. рублей. Основными целями нац.проекта являются: увеличение внутренний затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в 3 раза, создание устойчивой информационно-

телекоммуникационной инфраструктуры

высокоскоростной передачи, передача и хранение больших объемов данных, использование преимущественно отечественного программного обеспечения. К 2024 году, согласно заявленной программе, 97% домохозяйств будут обеспечены доступом к глобальной сети, а 10 наиболее крупных городов страны будут подключены к высокоскоростной сети 5G [1].

Мир семимильными шагами входит в цифровую эпоху, а цифровизация экономики является локомотивом. Это объективный и неизбежный процесс научно-технического прогресса. Цифровизация проникает во все сферы жизни общества, и с каждым годом этот процесс будет только углубляться. В этом контексте, России просто необходимо заниматься развитием цифровой экономикой, иначе она неизбежно отстанет от конкурентов, которые придут на её место. Конкурентоспособность отечественного

цифрового продукта на глобальном рынке является жизненно важным фактором перехода страны в цифровую эпоху. В этой связи поддержка государством отечественных IT-компаний, сотрудничество по ряду проектов, связанных с цифровизацией, привлечение отечественных цифровых гигантов к реализации нац.проекта "Цифровая экономика" играет важную роль в усилиях России закрепить свой статус одной из лидирующих стран в рамках молодой бурно развивающейся отрасли.

Литература

[1]. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm 0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 31.03.2019)

[2]. НИУ ВШЭ. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. [Электронный ресурс] - URL: https://imi.hse.ru/data/2017/10/07/115956419 2/!Цифроваяэкономика-глобальныетренды-

и-практика-российского-бизнеса.pdf (дата обращения: 29.03.2019)

[3]. Нестеров А. Цифровая экономика и "1С:Предприятие" - первые успешные проекты, перспективные направления развития. [Электронный ресурс] - URL: https://educonf.1c.ш/upload/iЫock/ebf/Несте ров-Цифровая-экономика-и-1С-Предприятие-(Нестеров-1С).pdf (дата обращения: 31.03.2019)

[4]. Все ответы о Яндекс.Здоровье [Электронный ресурс]. - URL: https://health.yandex.ru/faq/#question-1 (дата обращения: 21.02.2019)

[5]. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Исследование рынка такси. [Электронный ресурс] - URL: http://ac.gov.ru/files/content/15801/issledovan ie-taksi-2018-pdf.pdf (дата обращения: 31.03.2019)

[6]. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски. [Электронный ресурс] - URL: https://sziu.ranepa.ru/images/nauka/UK_DOI/1 0_18/Khalin_10_18.pdf (дата обращения 27.03.2019)

[7]. Зеленский А. Продукты и технологии компании ABBYY. [Электронный ресурс] -URL:

https://www.polikom.ru/events/presentationZ2 008/kaspersky_12_11_08/abbyy.pdf (дата обращения: 31.03.2019)

[8]. Шушкин Д. Цифровизация бизнеса: время пришло. [Электронный ресурс] - URL: https://www.abbyy.com/media/19239/abbyy_c ustomer_days_dshushkin.pdf (дата обращения: 31.03.2019)

[9]. Невежин В.П., Богомолов А.И. Управление предприятием в реальном времени с применением информационных технологий / В сборнике: Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования. Сборник научных трудов I международной научно-практической конференции. 2016. С. 137-140.

[10]. Богомолов А.И., Невежин В.П. Информационное общество вещей - новый этап развития человечества. Хроноэкономика. 2017. № 5 (7). С. 6-13.

[11]. Науменко Т.В., Коваженков М.А. Проблема формирования и развития модели национальной экономической системы / Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. №5. С. 24-28.

[12]. Науменко Т.В. Массовые коммуникации в политической структуре общества/ Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2003. №3. С. 102.

[13]. Науменко Т.В. Концептуальный анализ теории массовой коммуникации / Credo. 2008. №4. С. 102.

[14]. Науменко Т.В. О свободе печати / Вопросы философии. 2003. №8. С. 170-173.

[15]. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ/ Credo. 2000. №6. С.46-50.

[16]. Богомолов А.И., Невежин В.П. О возможности использования диагностик дефектов техники в экономических процессах / «Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона»: сборник материалов II Всесоюзной науч.-практ. конференции (14-15 марта 2019 г) : Сб. мат. Конференции. - Севастополь: ИТ «АРИАЛ». 2019. С. 352-356.

[17]. Богомолов А.И., Невежин В.П. Измерение и анализ детерминированных и случайных экономических процессов / Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 5. № 5. С. 14-19.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.