Научная статья на тему 'ОБУЧАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И (ИЛИ) ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБУЧАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И (ИЛИ) ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

119
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / HUMANIZATION OF EDUCATION / TRANSFORMATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Н. В.

В статье представлен анализ современной ситуации в сфере образования в контексте его цифровизации и гуманизации через призму их диалектики. Показано, что цифровизация как сложный феномен включает в себя ряд аспектов: правовой, понятийный, организационный, методический и психологический. Опора на национальные традиции, личный потенциал педагогов предсавлена как основа гуманизации современного мира цифрового образования. Сделан выводи о том, что связь экономики и образования в условиях цифровизации есть импульс к конструктивному будущему молодого «оцифрованного» поколения, а овладение цифровыми навыками и компетенциями - фактор вхождения молодежи в непредсказуемый мир профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING PERSONALITY IN THE WORLD OF DIGITALIZATION AND (OR) HUMANIZATION OF EDUCATION

The article presents an analysis of the current situation in the field of education in the context of its digitalization and humanization through the prism of their dialectics. It is shown that digitalization as a complex phenomenon includes a number of aspects: legal, conceptual, organizational, methodological and psychological. Reliance on national traditions, the personal potential of teachers is presented as the basis for the humanization of the modern world of digital education. It is concluded that the connection between the economy and education in the context of digitalization is an impetus for a constructive future of the young «digitized» generation, and mastering digital skills and competencies is a factor in young people entering the unpredictable world of professions.

Текст научной работы на тему «ОБУЧАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И (ИЛИ) ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378 ББК 74.484.4

Н. В. Ронжина

ОБУЧАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ В МИРЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И (ИЛИ) ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлен анализ современной ситуации в сфере образования в контексте его цифровизации и гуманизации через призму их диалектики. Показано, что цифровизация как сложный феномен включает в себя ряд аспектов: правовой, понятийный, организационный, методический и психологический. Опора на национальные традиции, личный потенциал педагогов предсавлена как основа гуманизации современного мира цифрового образования. Сделан выводи о том, что связь экономики и образования в условиях цифровизации есть импульс к конструктивному будущему молодого «оцифрованного» поколения, а овладение цифровыми навыками и компетенциями — фактор вхождения молодежи в непредсказуемый мир профессий.

Ключевые слова: цифровизация образования, гуманизация образования, трансформация образования.

N. V. Ronzhina

LEARNING PERSONALITY

IN THE WORLD OF DIGITALIZATION

AND (OR) HUMANIZATION OF EDUCATION

The article presents an analysis of the current situation in the field of education in the context of its digitalization and humanization through the prism of their dialectics. It is shown that digitalization as a complex phenomenon includes a number of aspects: legal, conceptual, organizational, methodological and psychological. Reliance on national traditions, the personal potential of teachers is presented as the basis for the humanization of the modern world of digital education. It is concluded that the connection between the economy and education in the context of digitalization is an impetus for a constructive future of the young «digitized» generation, and mastering digital skills and competencies is a factor in young people entering the unpredictable world of professions.

Key words: digitalization of education, humanization of education, transformation of education.

DOI: 10.46726/NOOS.2020.3.69-75

Ссылка для цитирования: Ронжина Н. В. Обучающаяся личность в мире цифровизации и (или) гуманизации образования // Ноосферные исследования. 2020. Вып. 3. С. 69—75.

Citation Link: Ronzhina, N. V. (2020) Obuchayushchayasya lichnost' v mire tsifrovi-zatsii i (ili) gumanizatsii obrazovaniya [Learning personality in the world of digitalization and (or) humanization of education], Noosfernyye issledovaniya [Noospheric Studies], vol. 3, pp. 69—75.

© Ронжина Н. В., 2020 Ноосферные исследования. 2020. Вып. 3. С. 69—75 •

Технология никогда не заменит великих учителей, но технология в руках великих учителей — это трансформация.

Джордж Курос

Проблема цифровизации образования на современном этапе носит комплексный и междисциплинарный характер, поэтому в качестве основной цели следует определить исследование цифровизации образования как комплексной научно-теоретической и практической проблемы.

Ведущими к исследованию данной проблемы выступают философско-антропологический и гуманитарный подходы, позволяющие выявить мировоззренческие и онтологические вопросы в связи с расширением диджитализации в образовании, сопровождающиеся трансформацией ценностей, изменением характера коммуникаций и поведенческих моделей. В настоящее время важно быть готовым и способным к обучению, самообразованию, уметь объединять отдельные компоненты информации, подходить к решению проблем креативно и быстро реагировать на требования и вызовы современности [2].

Проблемы развивающейся, обучающейся личности вызывают неугасаю-щий интерес мыслителей всех времен и народов, начиная с Платона и Аристотеля в античном мире, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка в эпоху Просвещения, Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского в России середины XIX века и множества других современных и ученых — педагогов прошлого. Для каждой эпохи свойственны свои цели, идеалы, формы и методы воспитания и обучения. Современный мир вверг систему образования в водоворот интеграционных процессов, придав ей новый, чрезвычайно интенсивный, доныне неизвестный формат в виде дистанционного, электронного, цифрового, онлайн-, дедлайн-обучения и др. На смену тетради, ручке, доске и мелу пришли компьютеры, проекторы и гаджеты. В связи с этим нередко возникает вопрос: а нужен ли тогда Учитель, Педагог, если он перестает быть источником знания? Но тут же хочется возразить самому себе: единственным и непогрешимым источником информации учитель действительно перестал быть, а источником знания? Всякая ли информация, добытая в Интернете с помощью информационно-компьютерных технологий, является знанием? Всякая ли информация несет в себе ценность, является важной, нужной и достоверной? И здесь явно ответ: нет!

Говоря о принципах современного образования, согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., мы называем гуманизацию, гуманитаризацию, интернационализацию, компьтеризацию и др. [8]. Современный мир, современное поколение уже невозможно представить вне рамок цифровизации, но исходя из множества научных исследований на эту тему, следует обратить внимание на тот факт, что цифровизация — явление не просто новое, это многогранное, мноаспектное явление, особенно в образе цифровиза-ции образования. Как мы уже отмечали в предыдущих исследованиях на эту тему, аспектами цифровизации образования выступают: правовой аспект (нормативно-правовое обеспечение), понятийный (есть необходимость научного обоснования следующих терминов: цифровизация, электронное обучение, он-лайн-обучение и дистанционное обучение, поскольку они нередко используются как синонимы), организационный (разработка и внедрение образовательных

контентов в образовательный процесс), методический и психологический (обучение, подготовка педагогов как школьных, так и системы профессионального образования, к работе в новых условиях трансформации образовательной среды с применением информационно-компьютерных технологий) [5].

В. А. Сухомлин отмечает, что точкой отсчета системного целенаправленного движения в направлении цифровой трансформации современного общества послужило проведение 22—23 июня 2016 г. в Канкуне (Мексика) Министерской конференции, итогом работы которой стало принятие Декларации «О цифровой экономике: инновации, рост и социальное благополучие» [7, с. 70]. С этого момента предполагалось развитие мировой экономики в цифровом формате и признание того, что именно цифровая экономика послужит мощным импульсом инновационных процессов, роста и всеобщего благополучия. Не оставлено было без внимания и образование, поскольку участие в цифровой экономике требует определенных умений и навыков, а следовательно, современная система образования должна обеспечить обучающихся такими обучающими системами, которые были бы направлены на выявление спроса на общие и специализированные цифровые навыки посредством непрерывного профессионального образования [7, с. 71]. В нашей стране импульсом к развитию цифровой экономики и в целом цифровизации всех сфер общественной жизни послужило выступление Президента Российской Федерации 01 декабря 2016 года. В своем ежегодном послании Федеральному собранию он предложил «...запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики» [4]. Исходя из этого предложения, требования к профессиональному образованию также изменились, поскольку изменились требования к потенциальным работникам цифровой экономики. Окрыленные новой идеей ученые массово обратились к исследованиям о цифровизации экономики и образования. В то же время есть ученые, которые, не отрицая достижений современной науки и техники, современных тенденций в обществе, озадачиваются проблемой чрезмерного увлечения технологизацией и прагмати-зацией образования. В недалеком прошлом мы уже столкнулись с трактовкой образования как услуги, поскольку появилось понятие «внебюджетная форма обучения», «платные образовательные услуги» и др. Авторы ставят вопрос соотношения цифровизации и гуманизации образования, роли когнитивно-творческого взаимодействия обучающихся и педагогов. Достаточно обратиться к авторским методикам гуманистической педагогики Марии Монтессори, Е. А. Ямбурга, Ш. А. Амонашвили и др. В частности, Е. А. Ямбург писал, что педагогическая теория XXI века находится в долгом поиске форм обучения, поскольку новое молодое поколение заявляет о новых устремлениях и задачах, но в то же время именно этому поколению необходимо восполнить «глобально упущенное» — мировоззренческую культуру [9]. Речь идет о сохранении фундаментальных основ в российском образовании, его национальных традициях. Как пример можно назвать научное наставничество в системе высшего российского образования, когда с первого курса наиболее способные и заинтересованные студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью с конкретным преподавателем-ученым в различных формах. Наиболее распространенными видами такой деятельности являются написание научных статей в

соавторстве с педагогом или под его руководством, участие в работе научно-практических конференций, «круглых столов», диспутов, научных конкурсов и т. д. Традиционно на кафедрах вузов создаются научные кружки, целью которых также является развитие научно-исследовательских навыков студентов, углубленное изучение научных проблем и вовлечение других студентов в мир студенческой науки.

Полномасштабная цифровизация образования, а тем более переход на дистанционную форму обучения в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в мире и в России в 2020 году все более технологизирует образовательный процесс, уводя на второй план личностные контакты педагога и обучающегося, что вызывает лишь сожаление.

Анализируя множество отечественных и зарубежных научных публикаций по цифровизации, можно предположить, что авторы склонны непосредственно связывать образование с экономикой, а порой и воспринимать образование исключительно для экономики [10]. В исследованиях анализируются особенности развития практических навыков и компетенций студентов с помощью кейс-методов в условиях цифровой экономики. «Цифровая трансформация образования должна стать основой цифровой экономики, способствовать овладению обучающимися культурой потребления информации, формированию новых компетенций, развитию креативного мышления и коммуникационных отношений», полагают Т. Ж. Базарджапова и Е. О. Ванзатова [1].

Отдельно можно выделить публикации, посвященные цифровизации профессионального образования. Это труды В. И. Колыхманова, А. Ж. Зубца, А. А. Акимутина и др. Авторы полагают, что цифровизация профессионального образования способствует формированию «цифровых» компетенций в процессе преподавания различных дисциплин, и можно добавить, что расширяет возможности получения образования независимо от места нахождения обучающегося. Особенно это актуально для обучающихся заочной формы обучения, когда работодатели не приветствуют уход студента на сессию и он вынужден заниматься самообразованием в свободное от работы время.

К проблемам цифровизации образования обращаются и коллеги из-за рубежа, они также уверены, что цифровые технологии представляют собой неотъемлемую часть современного образовательного процесса. Опыт цифровизации высшего образования в зарубежных странах представлен в трудах Д. Г. Кочергина и Е. Е. Жернова [3].

Зарубежные и отечественные авторы говорят о том, что цифровизация образования кардинально изменила отношения между преподавателем и студентом. Это связано с тем, что современный студент имеет свободный доступ к различным источникам информации в отличие от классической формы обучения, и поэтому методология обучения для таких любопытных умов должна быстро развиваться, становиться все более интерактивной и привлекательной благодаря цифровым технологиям [11]. Цифровизация не предполагает полный отказ от человеческого фактора в обучении, речь идет о новом месте и качестве педагогов в цифровом обществе и сфере образования в целом [5]. Учитель станет не столько транслятором знания, сколько наставником и фасилитатором, задача которого — помочь обучающимся адаптировать и применить на практике полу-

ченные знания. По-прежнему как в нашей стране, так и за рубежом велик страх перемен, потери собственного «Я», отсутствуют ориентация на стабильность и стратегическое видение [6].

Таким образом, исследования на тему цифровизации образования говорят о том, что «мир цифры» вступил в свои права, это объективный процесс, и как бы мы к нему ни относились, он занял определенное место во всех сферах общественной жизни и в образовании, в том числе. Во многих российских вузах разработаны целевые программы цифровизации образования, внедрены программы электронной информационно-образовательной среды, в которых уже на протяжении нескольких лет успешно работают преподаватели и студенты. Это стимулирует к постоянному повышению квалификации, выработке навыков электронного обучения. Асинхронная организация образовательного процесса подразумевает загрузку и передачу образовательного контента в рамках образовательной программы по тому или иному направлению обучения, самостоятельное освоение обучающимся представленного материала в течение семестра и предоставление отчетности преподавателю в электронной форме по индивидуальному графику обучения (согласно графику учебного процесса). Синхронная организация учебного процесса предполагает обучение в реальном времени с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) через видеоконференции, чаты и вебинары. Такая форма организации учебной деятельности студентов, как вебинар, может осуществляться как в рамках классической формы заочного обучения, так и в форме дистанционного заочного обучения, которая предполагает проведение веб-конференции с обязательной обратной связью между преподавателем и студентом.

Организация учебной деятельности в цифровой среде, адаптация к требованиям потребителя, коррекция содержания образования в соответствии с изменениями экономической деятельности, креативность педагогов, их компетентность в сфере применения ИКТ, готовность и способность обучаться должны стать мотивом к изменению общества. Такое совершенствование системы образования позволит обеспечить цифровую экономику компетентными кадрами. Образование в целом должно способствовать развитию личности и общества без ущерба аксиологической составляющей процесса образования.

И даже этот недолгий путь, который мы прошли вместе с нашими студентами, позволяет говорить, что никакая технологизация не может помешать плодотворному общению со студентами, занятиям научными творческими исследованиями. И когда мы ставим вопрос: цифровизация или гуманизация, то, вероятно, следует ответить: цифровизация и гуманизация, поскольку цифрови-зация — это объективная составляющая нашего мира первых десятилетий XXI века, а вот гуманизация — это субъективный фактор, который зависит только от субъекта педагогической деятельности, а именно от Учителя, Педагога.

Библиографический список

1. Базаржапова Т. Ж., Ванзатова Е. О. Современное образование в условиях цифровизации // Актуальные вопросы развития аграрного сектора Байкальского региона: материалы научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки.

Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени

B. Р. Филиппова, 2019. С. 178—180.

2. Диджитализация — процесс цифровой трансформации общества URL: https://mentamore.com/ (дата обращения: 01.10.2020).

3. Кочергин Д. Г., Жернов Е. Е. Опыт цифровизации высшего образования в США // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 12—23.

4. Послание Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 01.10.2020).

5. Ронжина Н. В., Ронжин И. В. Цифровизация современного образованяи: поиски и перспективы // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н. А. Асташова. Брянск: РИО БГУ: Поли-грам-Плюс, 2019.

C. 29—34.

6. Синягина Н. Ю., Артамонова Е. Г. Цифровизация образования: предвидеть собственный успех // Образование личности. 2019. № 1. С. 3—10.

7. Сухомлин В. А. Открытая система ИТ-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека // Стратегические приоритеты. 2017. № 1 (13). С. 70—81.

8. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. // Российская газета. 2012. 31 декабря.

9. Ямбург Е. А. Ищу учителя // Новая газета. 2012. 28 декабря.

10. Яшин Н. С., Казнина К. А., Калинина Д. М. Цифровизация и вызовы системы образования: решение кейсов как инструмент развития практических навыков и компетенций // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3. С. 38—41.

11. Gohil P. Digital Education — The Future of Learning. Entrepreneur India. 2018. https://www.entrepreneur.com/article/324081 (дата обращения: 01.10.2020).

References

Bazarzhapova, T. Zh., Vanzatova, E. O. (2019) Sovremennoye obrazovaniye v uslovi-yakh tsifrovizatsii [Modern education in the context of digitalization], in Aktual'nyye voprosy razvitiya agrarnogo sektora Baykal'skogo regiona [Topical issues of the development of the agrarian sector of the Baikal region]. Ulan-Ude: Buryatskaya gosudarstvennaya sel'skok-hozyaystvennaya akademiya imeni V. R. Filippova, pp. 178—180.

Kochergin, D. G., Zhernov, E. E. (2019) Opyt tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya v Soyedinennyy Shtatakh Ameriki [Experience of digitalization of higher education in the United States of America], Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], no. 2 (34), pp. 12—23.

Ronzhina, N. V., Ronzhin, I. V. (2019) Tsifrovizatsiya sovremennogo obrazovanyai: poiski i perspektivy [Digitalization of modern education: searches and prospects], in Astashova, N. A. (ed.) Aktual'nyye problemy pedagogiki i obrazovaniya [Actual problems of pedagogy and education]. Bryansk: Poli-gram-Plyus, pp. 29—34.

Sinyagina, N. Yu., Artamonova, E. G. (2019) Tsifrovizatsiya obrazovaniya: predvidet' sobstvennyy uspekh [Digitalization of education: foreseeing one's own success], Obrazovaniye lichnosti [Personality education], no. 1, pp. 3—10.

Sukhomlin, V. A. (2017) Otkrytaya sistema IT-obrazovaniya kak instrument formiro-vaniya tsifrovykh navykov cheloveka [Open system of IT education as a tool for the formation of human digital skills], Strategicheskiyeprioritety [Strategic priorities], no. 1 (13), pp. 70—81.

Yamburg, E. A. (2012) Ishchu uchitelya [Looking for a teacher], Novaya gazeta [Novaya Gazeta], December, p. 28.

Yashin, N. S., Kaznina, K. A., Kalinina, D. M. (2019) Tsifrovizatsiya i vyzovy sistemy obrazovaniya: resheniye keysov kak instrument razvitiya prakticheskikh navykov i kompetent-

siy [Digitalization and challenges of the education system: solving cases as a tool for developing practical skills and competencie], Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Saratov State Social and Economic University], no. 3, pp. 38—41.

Статья поступила в редакцию 1.10.2020 г.

Сведения об авторе

Ронжина Наталья Владимировна — доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и права, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]

Information about the author

Ronzhina Natalia Vladimirovna — Cand. Sc. (Philosophy), Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Ekaterinburg, Russian Federation, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.