ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
УДК: 340, 378.147
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_2_5
Коробова А.П.
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Korobova A.P.
ON THE ISSUE OF TRAINING PROFESSIONAL LEGAL PERSONNEL IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
Ключевые слова: информатизация, информационное общество, право, цифровизация, юридическая наука, образование, юридическое образование, подготовка юридических кадров, правосознание, информационные технологии.
Keywords: informatization, information society, law, digitalization, legal science, education, legal education, training of legal personnel, legal awareness, information technology.
Аннотация: статья посвящена особенностям подготовки профессиональных юридических кадров в условиях той трансформации высшего образования в целом и юридического образования, в частности, которую мы наблюдаем в последние годы. Предметом рассмотрения являются как привычные, традиционные приемы, способы и формы проведения занятий с обучающимися (лекция, устный/письменный опрос, деловые игры, тестирование, дебаты и др.), так и формы, порожденные потребностями времени, - речь идет о формах синхронного взаимодействия на основе применения технологий удаленного доступа. Сопоставление тех и других позволяет сделать вывод о том, что использование указанных технологий дистанционного образования направлено на обеспечение доступности процесса обучения в условиях вынужденного ограничения мобильности, когда обучающийся физически не может прибыть к месту обучения, а также его вовлеченности в учебный процесс. Использование дополнительных технических ресурсов значительно расширяет возможности поиска и использования информации для решения поставленных задач, синхронного взаимодействия преподавателя и студента в процессе выполнения заданий, а также оперативного контроля качества полученных знаний и приобретенных навыков и умений (иными словами -уровня сформированности компетенций). И вместе с тем высказывается мысль о том, что цифровая трансформация юридического образования, активное использование информационных технологий в образовательном процессе вовсе не означает вытеснения традиционных очных форм обучения, так как формирование целого ряда компетенций, навыков, способностей и умений будущих профессиональных юристов невозможно без живого человеческого общения.
Abstract: the article is devoted to the peculiarities of training professional legal personnel in the context of the transformation of higher education in general and legal education in particular, which we have observed in recent years. The subject of consideration is both familiar, traditional techniques, methods and forms of conducting classes with students (lecture, oral/written survey, business games, testing, debates, etc.), and forms generated by the needs of time - we are talking about forms of synchronous interaction based on the use of remote access technologies. A comparison of both allows us to conclude that the use of these distance education technologies is aimed at ensuring the accessibility of the learning process in conditions of forced mobility restrictions, when the student is physically unable to arrive at the place of study, as well as his involvement in the learning process. The use of additional technical resources significantly expands the possibilities of searching and using information to solve tasks, synchronous interaction between the teacher and the student in the process of completing tasks, as well as operational quality control of the acquired
knowledge and acquired skills and abilities (in other words, the level of competence formation). And at the same time, the idea is expressed that the digital transformation of legal education, the active use of information technologies in the educational process does not mean the displacement of traditional full-time forms of education, since the formation of a number of competencies, skills, abilities and abilities of future professional lawyers is impossible without live human communication.
Как писал выдающийся русский философ, правовед И.А. Ильин, вопрос совершенствования законодательства - это, в конечном счете, вопрос модернизации правосознания1. И с этим высказыванием нельзя не согласиться. С одной стороны, важное значение имеет правосознание субъектов, принимающих правотворческие решения, тех, которых мы часто объединяем в одном понятии, - «законодатель». Именно это вносит в правоустановительный процесс тот самый субъективный элемент. Чем выше уровень правосознания этого условного «законодателя», тем более высококачественное законодательство мы получаем. Сюда же можно отнести и судебное правотворчество, и конституционный контроль. С другой стороны, нельзя забывать и о правосознании адресатов нормативно-правовых актов, тех субъектов, чье поведение, собственно, и призваны регламентировать устанавливаемые правила. Эффективность правового регулирования напрямую зависит от осознания ценности правовых норм, их внутреннего принятия, одобрения, желания добровольно строить в соответствии с ними свое поведение.
Особую значимость в контексте рассмотрения вопроса о воздействии на правосознание с целью формирования позитивного отношения к праву приобретает проблема юридического образования, воспитания профессиональных юридических кадров в условиях информационного общества, хотя и толкуемого по-разному в юридической литературе2, однако в самом общем виде
1 См.: Ильин И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2017. С. 94.
2 См., например: Шагинов Б.А. Подходы к определению информационного общества в отечественной доктрине, правовая сущность информационного общества // Право и государство: теория и практика. 2020. № 9(189). С. 105-107; Ивлева М.И., Левченко К.Г. Развитие понятия информационного общества с точки зрения ноосферного подхода в трудах
предполагающего цифровую трансформацию всех сторон общественной жизни, включая образовательную сферу3. Цифровые или информационно-коммуникативные технологии, как сейчас принято говорить4, создают новые возможности. Но поскольку цифровизация ворвалась в нашу жизнь относительно недавно, нормативно-правовая база, опосредующая повсеместное использование информационных технологий, в том числе в сфере юридического образования, до конца еще не сформирована5, поэтому юридическая наука еще не успела накопить необходимый опыт теоретического осмысления указанной проблемы. Думается, что, с одной стороны, в ее решении могут быть использованы самые общие выводы и рекомендации по цифровой трансформации образования в целом6, а с другой стороны, необходимы специальные исследования в части освоения конкретных юридических
Н.Н. Моисеева // Социально-гуманитарные знания.
2021. № 4. С. 250-255.
3 См.: Вознюк П.А., Изотова А.Г. Влияние цифро-визации на образование, медицину и сферу культуры // Modem Science. 2020. № 11-3. С. 38-41.
4 См., например: Нестеренко Ю.А. Информационно-коммуникативные технологии в системе образования // Новые технологии в образовании: Материалы XXV Международной научно-практической конференции: Сборник научный трудов / Науч. ред. С.П. Акутина. М., 2017. С. 102-104.
5 См.: Глушаченко С.Б., Метелева Л.В., Морозова Э.В. Высшее юридическое образование в Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 9.
6 См., например: Боков Е.В. Информационно -коммуникативные технологии как основа разработки педагогических технологий // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественный науки. 2012. № 6(172). С. 116-118; Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М., 2019. - 344 с.; Плоцкая О.А., Плоцкий Б.А. Цифровая трансформация юридического образования: понятие и концептуальная составляющая // Юридическое образование и наука. 2021. № 12. С. 11-15.
дисциплин1, в особенности с позиций формирования у будущих юристов как общих, универсальных, так и профессиональных компетенций2.
В ходе работы над темой активно использовались методы анализа, индукции, абстрагирования, сравнения, наблюдения, эксперимента, статистические методы, системный подход к исследованию.
Так, были проанализированы универсальные и общепрофессиональные компетенции, формируемые в процессе подготовки юридических кадров. Занятия со студентами проводились как в очном формате, в аудитории, так и с использованием технологий удаленного доступа.
Для передачи значительного объема информации большому количеству обучающихся традиционно использовались лекции. С целью выработки наиболее оптимальной формы взаимодействия на лекционных занятиях с конкретной аудиторией освоены следующие виды лекций:
- вводная, ознакомительная, методологически ориентирующая лекция;
- классическая лекция-монолог преподавателя (в аудитории и с использованием технологий удаленного доступа);
- интерактивная лекция (в аудитории и с использованием технологий удаленного доступа);
- лекция-визуализация;
- проблемная лекция;
- обзорная лекция;
- лекция-консультация.
Для проведения практических занятий использовались как традиционные формы их проведения, так и формы с применением
1 См., например: Голик Ю.В. Актуальные вопросы обучения юристов в современном государстве // Тенденции развития юридической науки на современном этапе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Е.С. Трезубов. М.: Проспект, 2020. - 824 с.
2 Под компетенцией для целей настоящей статьи понимается осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации (см., например: Иванова Е.О Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата высшего образования // Право и образование. 2007. № 10. С. 36-44).
цифровых технологий. Так, к традиционным формам можно отнести:
- устный или письменный опрос (развернутая беседа);
- обсуждение докладов и рефератов;
- решение задач;
- устные или письменные аналитические задания;
- устный или письменный анализ источников;
- тестирование;
- дебаты;
- игра, деловая игра.
Формы с применением цифровых технологий:
- устный или письменный опрос (с использованием технологий удаленного доступа, в том числе посредством обмена сообщениями в чате);
- обсуждение докладов и рефератов (с использованием технологий удаленного доступа, в том числе посредством обмена сообщениями в чате);
- обсуждение электронных презентаций (с использованием технологий удаленного доступа, в том числе посредством обмена сообщениями в чате);
- решение задач, размещенных в совместном рабочем пространстве на цифровой платформе (MS Teams и др.);
- устные или письменные аналитические задания, размещенные в совместном рабочем пространстве на цифровой платформе (MS Teams и др.);
- устный или письменный анализ источников в рамках задания, размещенного в совместном рабочем пространстве на цифровой платформе (MS Teams и др.);
- тестирование с использованием тестов, размещенных в совместном рабочем пространстве на цифровой платформе (MS Teams и др.);
- дебаты (с использованием технологий удаленного доступа, в том числе посредством обмена сообщениями в чате);
- игра, деловая игра (с использованием технологий удаленного доступа, в том числе посредством обмена сообщениями в чате);
- электронная игра.
Цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать как традиционные формы проведения занятий, так и формы с
использованием цифровых технологий, перечисленные выше, с точки зрения федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»1, в частности, через призму формируемых в ходе подготовки профессиональных юридических кадров компетенций, выявить достоинства, недостатки, оценить преимущества и перспективность указанных форм.
Лекция как важнейшая форма проведения занятий2 имеет своей целью передачу значительного объема информации. В контексте обсуждения вопроса о формировании правосознания это проверенный, традиционно используемый способ передачи своих знаний, своего опыта, что называется, «от поколения поколению». В то же время лекция - это мощное средство воздействия на правосознание обучающихся с целью выработки определенного отношения к праву, правовым явлениям. И здесь важна позиция самого преподавателя, ведь мы часто воспитываем личным примером: если регулярно демонстрировать критическое, а порой и просто пренебрежительное отношение к действующему законодательству, как зачастую принято делать, то в результате мы получим тот самый правовой нигилизм, о котором столько писали еще дореволюционные российские правоведы.
Предназначение вводной лекции состоит в том, чтобы ознакомить студентов с предметом и методологией учебного курса, обозначить систему координат, те принципы, которые лежат в основе освоения дисциплины, показать ее связь с другими предметами. Если рассматривать ознакомительную лекцию через призму правового воспитания, то задача лектора видится, прежде
1 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» // иКЬ: https://base.garant.ru/-74607104/. Дата обращения 02.03.2022.
2 См.: Чудаев А.К. Лекция как форма тради-
ционного обучения в вузе и ее модернизация в свете применения информационно-коммуникативных технологий // Лучший преподаватель 2018: Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. 2018. С. 29-33.
всего, в том, чтобы пробудить интерес к изучению учебного курса, убедить студентов в его важности. Как показывает практика, осознание полезности, целесообразности освоения той или иной дисциплины приходит значительно позднее, причем, в ряде случаев уже тогда, когда курс пройден, путем сопоставления с изучаемыми параллельно или в последующем дисциплинами. Однако сказанное никак не умаляет значимости первого впечатления от знакомства с предметом.
Классическая лекция-монолог отличается эмоциональным воздействием на аудиторию, способностью длительное время удерживать ее внимание, не опираясь на какие-либо дополнительные средства. Воспитательный эффект подобного типа лекций обнаруживает себя в том числе в части формирования гражданской позиции будущих юристов, их профессиональной этики, в частности, в усвоении неодобрительного отношения ко всем проявлениям коррупции и другим нарушениям законодательства.
Использование технологий удаленного доступа, с одной стороны, делает лекции более доступными, на что неоднократно указывали исследователи3, с другой же стороны, создает дополнительную психологическую нагрузку на преподавателя. Связано это, во-первых, с необходимостью держать под контролем техническую сторону дела, с переживанием чувства зависимости от средств связи, например, качества Интернет-соединения, наличия электроэнергии, возможности появления неконтролируемых внешних помех и т.д. Во-вторых, в ходе исследования выяснилось, что лишь весьма незначительное количество студентов во время лекции включает камеру (менее 5%). Таким образом, преподаватель вынужден транслировать знание как бы в пустоту, в отличие от чтения лекции в аудитории, где у него возникает ощущение передачи информации конкретному адресату, где он видит ответную реакцию, живой человеческий отклик, порождающий чувство морального
3 Newman D. Top 5 Digital Transformation Trends In Education For 2020 // URL: https://www.forbes.com/-sites/danielnewman/2019/08/01/top-5-digital-transfor-mation-trends-in-education-for-2020/?sh=529f8db-25739. Дата обращения 02.03.2022.
удовлетворения и профессиональной состоятельности.
Указанный психологический дискомфорт отчасти компенсируется интерактивным характером лекции, что позволяет установить устойчивую обратную связь с обучающимися. Следует отметить, что при использовании технологий удаленного доступа хорошо себя зарекомендовало общение посредством чата - прежде всего по той причине, что по тому же принципу построено общение в социальных сетях, т.е. можно сказать, что подобный формат более чем понятен и привычен для большинства студентов. Обмен сообщениями может осуществляться с разной степенью интенсивности и выстраиваться по разным принципам, например, в режиме «вопрос - ответ». Это зависит в первую очередь от типа, целей лекции. Скажем, на лекции-консультации этот режим будет доминировать. Интерактивная форма лекции способствует развитию коммуникативных навыков, устной речи, освоению понятийного аппарата юридической науки. Использование цифровых технологий позволяет говорить о совершенствовании также и письменной речи. Усвоение основных юридических понятий также происходит успешнее, поскольку недостаточно слово несколько раз проговорить, желательно его и прописать, тогда оно прочно закрепится в памяти и станет частью словарного запаса индивида.
На проблемной лекции новый материал вводится путем ознакомления с определенным дискуссионным вопросом или проблемой, ситуацией, требующей разрешения. Проведение ее в интерактивной форме дает возможность развивать компетенции, направленные на формирование системного и критического мышления, способности осуществлять юридический анализ и проводить юридическую экспертизу, умение толковать правовые предписания. Цифровые технологии позволяют привлекать для решения указанных задач разнообразные источники информации, содержащиеся, например, в справочно-правовых базах данных, пользоваться специальной литературой и т.д., что существенно расширяет круг ис-
точников и, как следствие, способствует более углубленному изучению предмета.
Повышенную значимость проблема ознакомления с источниками приобретает на обзорных лекциях, когда в весьма ограниченное время необходимо передать значительный объем информации. Здесь на первый план выдвигается не столько задача поделиться знанием с обучающимися, сколько дать им тот инструментарий, который позволит им извлечь информацию самостоятельно. Исследование показало, что обращение к цифровым ресурсам помогает успешнее справиться с этой задачей. Например, речь может идти о списке основных нормативно-правовых актов по конкретной дисциплине, перечне трудов ученых-правоведов или методических рекомендациях по изучению учебного курса, размещенных на университетских цифровых платформах.
Особое внимание в контексте обсуждаемой проблемы следует уделить лекции-визуализации, что уже изначально само по себе предполагает задействование технических средств, тем более, если имеется в виду взаимодействие с применением технологий удаленного доступа. Самая распространенная форма лекции-визуализации - это использование электронной презентации. В ходе исследования удалось установить, что этот метод донесения информации существенно повышает усвояемость учебной дисциплины главным образом за счет того, что предлагаемый визуальный материал уже структурирован, в нем выделено главное (например, даны определения основных понятий). То есть фактически за студента уже проделана значительная часть аналитической работы по изготовлению конспекта лекции, которую в ином случае ему пришлось бы делать самому. Поэтому не удивительно, что студенты с большим одобрением относятся к использованию электронных презентаций.
Опрос как одна из форм проведения практического занятия позволяет проверить самостоятельную работу обучающихся по освоению учебного материала, в частности, степень сформированности навыков, связанных с поиском, обработкой, критическим анализом, синтезом информации, умение
выявлять дискуссионные аспекты темы, систематизировать точки зрения по ним, аргументированно отстаивать свое мнение, а также грамотно и уверенно использовать информационные технологии. Устный опрос помимо перечисленного способствует развитию коммуникативных навыков, помогает научиться ясно и точно излагать свои мысли, обогащает словарный запас в части профессиональной лексики. Использование цифровых технологий делает возможным сочетание устной и письменной форм проведения опроса на практическом занятии, например, в случае задействования канала обмена сообщениями (чата) и тем самым, с одной стороны, расширить круг тех компетенций, которые при этом формируются, а с другой стороны, проводить занятия более динамично и интересно, чередуя виды деятельности.
В ходе подготовки докладов и рефератов реализуется творческая активность студентов, их способность к научно-исследовательской работе, тренируется навык публичных выступлений. Как показало изучение этого вопроса, для более плодотворного обсуждения целесообразно заранее размещать тексты докладов и рефератов в свободном для всех участников доступе, например, в системе MS Teams, в чате собрания при проведении занятий с использованием технологий удаленного доступа -с тем, чтобы можно было вернуться к определенному месту, перечитать и сформулировать вопрос, замечание или предложение.
Однако, как показало исследование, более целесообразна подготовка электронных презентаций, особенно в формате дистанционного образовательного процесса. При этом отмечалась, с одной стороны, слабая методологическая подготовка студентов, в частности, такие ошибки, как словесное дублирование текста на слайдах, отсутствие логичного перехода от слайда к слайду, использование неудачного фона и др. С другой стороны, при демонстрации электронных презентаций периодически фиксировались технические проблемы, например, дополнительное время требовалось для установления качественного Интернет-соединения, загрузки самой презентации, в
ряде случаев утрачивалась возможность ею управлять.
В ходе решения практических задач совершенствуются такие компетенции будущих юристов, как их способность, во-первых, толковать правовые нормы, а во-вторых, применять их в конкретных ситуациях. В качестве эксперимента одним и тем же группам студентов предлагались задачи на бумажном носителе и задачи, размещенные в совместном рабочем пространстве на платформе MS Teams. Опрос показал, что последний вариант представляется наиболее предпочтительным подавляющему большинству студентов даже в том случае, если занятие проходит в очном формате - в аудитории. Ими упоминалась свобода от необходимости передавать листочек с выполненным заданием, возможность редактирования задания, а также оперативного ознакомления с оценкой и комментарием преподавателя к ней. Из жалоб можно отметить только низкое качество Интернет-соединения. Однако, по словам студентов, «технические сложности известны и потому преодолимы». Кроме того, наблюдался интересный факт: в решении задач, размещенных в MS Teams, принимали участие и те студенты, которые по тем или иным причинам отсутствовали на занятии.
То же самое актуально и в отношении выполнения письменных аналитических заданий и анализа источников. Цифровые технологии предоставляют практически не ограниченный доступ к первоисточникам -нормативно-правовым актам, текстам научных статей и монографий. Поэтому одной из важнейших задач видится овладение студентами, в первую очередь, навыком поиска информации вообще и юридически значимой информации, в частности. Исследование показало, что даже у студентов старших курсов этот навык развит не в полной мере, а у обучающихся на 1 курсе практически не развит. Это выражается, например, в отсутствии умения правильно сформулировать поисковый запрос, в незнании общедоступных ресурсов с юридически значимой информацией, в неумении извлечь необходимую информацию с указанного преподавателем ресурса, незнании того, что с ней потом делать и др. Все это указывает на необ-
ходимость обратить более пристальное внимание на формирование компетенции, характеризующейся способностью получать, обрабатывать и использовать информацию, при подготовке профессиональных юридических кадров, начиная с 1 курса обучения.
Размещение тестов в совместном рабочем пространстве цифровой платформы как при очном, так и при дистанционном формате обучения позволяет осуществлять как итоговый, так и оперативный контроль за качеством знаний, уровнем сформиро-ванности компетенций. Например, можно проводить тестирование по каждой пройденной теме, что дает возможность выявить недостаточно усвоенные вопросы и вернуться к ним, проработать дополнительно. Студенты, регулярно проходящие тестирование в MS Teams, отмечают в качестве положительных моментов простоту, доступность, быстроту и прозрачность оценивания системой. Функция обучения реализуется через демонстрацию верных и неверных ответов. В ходе исследования было сделано интересное наблюдение: при наличии альтернативных заданий - решение задач или тестирование - большинство студентов без долгих раздумий отдает предпочтение второму.
В отличие от рассмотренных выше форм проведения практических занятий дебаты в подавляющем большинстве случаев предполагают очное взаимодействие. Сами студенты объясняют это необходимостью «обмениваться не только репликами, но и энергией». Однако и при этом не исключено использование цифровых технологий, например, поиск в Интернете иллюстративного материала в обоснование своей позиции, примеров из судебной практики, статистических данных и т.д. Кроме того, иногда формат проведения дебатов может допускать использование электронной презентации.
Сказанное может быть применимо также к играм, деловым играм, направленным на формирование способностей к социальному взаимодействию, реализации себя в команде, развитие коммуникативных навыков, совершенствование устной и письменной речи, а также способностей к составле-
нию юридической документации. Например, знакомая многим деловая игра «Моя законодательная инициатива» является отличным тренингом умения осуществлять подготовку ситуационных проектов нормативно-правовых актов.
Особое место среди игр занимают электронные игры, бесспорным достоинством которых является возможность проведения их как в очном формате, так и в формате с использованием режима удаленного доступа. Причем, как показывает изучение вопроса, это могут быть как аналоги известных телевизионных шоу, адаптированных содержательно под конкретный учебный курс (например, «Своя игра», «Где логика?», «Как стать миллионером» и др.), так и оригинальные разработки на базе доступных компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint).
Таким образом, отстаиваемая сторонниками цифровой трансформации образования гипотеза о его большей доступности, как мы видим, находит свое подтверждение. Современные информационные технологии позволяют преодолеть пространство и присоединиться к учебному процессу, находясь в другом городе или даже стране. В этих условиях на первый план выдвигается проблема технического оснащения: наличие ноутбука, смартфона, веб-камеры, микрофона, устойчивого Интернет-соединения и т.д.
В контексте обсуждения проблемы доступности образовательного контента хотелось бы коснуться вопроса о формировании видео-контента. И даже не в связи с тем, что повсеместное использование качественных записывающих устройств в лекционных аудиториях - это явно дело завтрашнего дня. А в связи с тем, что в ситуации невозможности присутствия на лекции, располагая набором альтернативных обучающих средств (например, размещенная электронная презентация, текстовые материалы) обучающиеся редко отдают предпочтение видео-контенту, тем более значительной продолжительности (менее 5%). Связано это в том числе с отсутствием самодисциплины, слабым развитием навыков самостоятельной работы по освоению предмета, неумением правильно распоряжаться своим
временем. Думается, что введение вспомогательного методологического учебного курса, направленного на развитие указанных способностей, могло бы помочь справиться с этой проблемой.
Исследование показало, что использование цифровых технологий возможно при любой форме проведения занятий, более того, целесообразно сочетание традиционных очных форм обучения с цифровыми. Особенно это актуально в случае с письменными заданиями. Так, совместное рабочее пространство на цифровой платформе (MS Teams и др.) позволяет осуществлять синхронное взаимодействие с обучающимися: размещать дополнительные материалы в виде прикрепленных файлов, делать пометки к представленной письменной работе, указывать на сделанные ошибки, писать отзыв и т.д. Проведение тестирования с мгновенной автоматизированной проверкой и выставлением оценки дает возможность существенно сэкономить затраты рабочего времени преподавателя и в то же время оперативно получить срез знаний обучающихся с тем, чтобы оценить уровень сформиро-ванности универсальных и общепрофессиональных компетенций.
Использование информационных технологий повышает степень вовлеченности студентов в процесс обучения. Так, исследование свидетельствует о том, что даже те из них, которые по тем или иным причинам не посещают занятия, охотно выполняют письменные задания, размещенные на университетской цифровой платформе. Другое наблюдение касается того типа студентов, которые традиционно ведут себя пассивно на занятиях, предпочитают «отсиживаться», оставаться в тени. Они также предпочитают повышать свою успеваемость путем выполнения письменных аналитических заданий, решения задач или тестирования.
Однако при всех отмеченных положительных моментах, связанных с использованием цифровых технологий, они могут восприниматься как важный, но всего лишь дополнительный инструментарий, который не в состоянии полностью вытеснить привычные очные формы взаимодействия, предполагающие обмен эмоциями, создание
определенной атмосферы, живое человеческое общение.
Жизнь меняется, и цифровая реальность как раз олицетворяет собой эти изменения. Требуется время для того, чтобы необходимость и объективная обусловленность перемен были осознаны обществом, приняты общественным сознанием как данность. Пандемия лишь придала невероятное ускорение всем намечавшимся процессам, форсировала события, обострила существующие проблемы, например, касающиеся технической оснащенности образовательного процесса, наличия качественного образовательного контента и др. Часть студентов оказалась оторванной от него из-за элементарного отсутствия средств связи в месте своего постоянного пребывания: ноутбука, планшета, смартфона, отсутствия доступа в Интернет или низкого качества сигнала. Однако, как показало исследование, студенты как представители более молодого поколения легче адаптировались к изменившимся условиям, нежели их старшие товарищи, поскольку они относятся к возникающим техническим проблемам как знакомому явлению, умеют их преодолевать, охотно оказывают помощь друг другу, дают советы преподавателю. В целом можно сказать, что в условиях такой форсированной цифровой трансформации юридического образования обучающиеся чувствуют себя комфортнее, чем это можно было бы предположить.
Конечно, не лишены определенных оснований нередко высказываемые в последнее время опасения относительно цифровой модернизации образования1, вытеснения цифровыми формами традиционных, наступления «эры бездушных роботов». Однако игнорировать объективные потребности общественного развития, то, что уже давно стало фактом современной действительности, это значит уподобляться страусу, который при малейшей опасности прячет голову в песок, притворяться, будто ничего не происходит, в то время, когда все уже
1 См.: Сокольская Т.И., Миронова Ю.В. Опасность проекта цифровизации образования // Цифровые трансформации в развитии экономики и общества: Материалы XV Международной науч.-практ. конференции. Воронеж, 2021. С. 115-121.
произошло. Цифровые технологии - это прежде всего инструмент, использование которого позволяет расширить возможности современного обучения, подготовки профессиональных юридических кадров, сделать его более доступным, разнообразить формы проведения занятий, обеспечить
большую вовлеченность в них студентов, вызвать и стабильно удерживать интерес к освоению предмета. И как следствие -обеспечить более высокий уровень сформи-рованности компетенций, профессионального правосознания и общей правовой культуры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Боков, Е.В. Информационно-коммуникативные технологии как основа разработки педагогических технологий // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественный науки. 2012. № 6(172). С. 116-118.
2. Вознюк, П.А., Изотова, А.Г. Влияние цифровизации на образование, медицину и сферу культуры // Modern Science. 2020. № 11-3. С. 38-41.
3. Глушаченко, С.Б., Метелева, Л.В., Морозова, Э.В. Высшее юридическое образование в Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 7-14.
4. Голик, Ю.В. Актуальные вопросы обучения юристов в современном государстве // Тенденции развития юридической науки на современном этапе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Е.С. Тре-зубов. М.: Проспект, 2020. - 824 с.
5. Иванова, Е.О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата высшего образования // Право и образование. 2007. № 10. С. 36-44.
6. Ивлева, М.И., Левченко, К.Г. Развитие понятия информационного общества с точки зрения ноосферного подхода в трудах Н.Н. Моисеева // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4. С. 250-255.
7. Ильин, И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2017.
8. Нестеренко, Ю.А. Информационно-коммуникативные технологии в системе образования // Новые технологии в образовании: Материалы XXV Международной научно-практической конференции: Сборник научный трудов / Науч. ред. С.П. Акутина. М., 2017.
9. Плоцкая, О.А., Плоцкий, Б.А. Цифровая трансформация юридического образования: понятие и концептуальная составляющая // Юридическое образование и наука. 2021. № 12. С. 11-15.
10. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» // URL: https://base.garant.ru/74607104/. Дата обращения: 02.03.2022.
11. Сокольская, Т.И., Миронова, Ю.В. Опасность проекта цифровизации образования // Цифровые трансформации в развитии экономики и общества: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2021. С. 115-121.
12. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М., 2019. - 344 с.
13. Чудаев, А.К. Лекция как форма традиционного обучения в вузе и ее модернизация в свете применения информационно-коммуникативных технологий // Лучший преподаватель 2018: Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. 2018.
14. Шагинов, Б.А. Подходы к определению информационного общества в отечественной доктрине, правовая сущность информационного общества // Право и государство: теория и практика. 2020. № 9(189). С. 105-107.
15. Newman, D. Top 5 Digital Transformation Trends In Education For 2020 // URL: https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2019/08/01/top-5-digital-transformation-trends-in-education-for-2020/?sh=529f8db25739. Дата обращения: 02.03.2022.
Дата поступления: 03.03.2022