Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / юридическое образование / цифровизация / инновации / компетенции специалиста.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Наталья Сергеевна, Пащук Елена Олеговна

В статье рассматриваются вопросы изменения концепции образовательных отношений в условиях цифровизации и спроса на специалистов нового уровня. Авторы учитывают специфику требований к получению образования в сфере юриспруденции как на правовом уровне, так и на уровне общественного понимания проблем. В рамках исследования уделяется особое внимание проблемам социально-правового характера, которые во много определяют развитие системы в целом. В работе предлагается перспективная модель согласование целей и задач образовательной деятельности с возможностями цифровой трансформации формата образовательного процесса в рамках подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Наталья Сергеевна, Пащук Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ»

ГРОМОВА Наталья Сергеевна,

кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора института государственного, муниципального управления и права, доцент кафедры конкурентного права антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: n.s.gromova@usue.ru

ПАЩУК Елена Олеговна,

студент,

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: elenaand807@gmail.com

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изменения концепции образовательных отношений в условиях цифровизации и спроса на специалистов нового уровня. Авторы учитывают специфику требований к получению образования в сфере юриспруденции как на правовом уровне, так и на уровне общественного понимания проблем. В рамках исследования уделяется особое внимание проблемам социально-правового характера, которые во много определяют развитие системы в целом. В работе предлагается перспективная модель согласование целей и задач образовательной деятельности с возможностями цифровой трансформации формата образовательного процесса в рамках подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Ключевые слова: образование, юридическое образование, цифровизация, инновации, компетенции специалиста.

GROMOVA Natalia Sergeevna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Deputy Director of the Institute of State, Municipal Administration and Law, Associate Professor of the Competition Law of Antimonopoly Regulation,

Ural State Economic University

PASCHUK Elena Olegovna,

student, Ural State Economic University

DIGITALIZATION OF LEGAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR INTRODUCING INNOVATIONS

Annotation. The article deals with the issues of changing the concept of educational relations in the context of digitalization and demand for new-level specialists. The authors take into account the specifics of the requirements for obtaining education in the field of jurisprudence, both at the legal level and at the level of public understanding of the problems. Within the framework of the study, special attention is paid to the problems of a socio-legal nature, which largely determine the development of the system as a whole. The paper proposes a promising model for harmonizing the goals and objectives of educational activities with the possibilities of digital transformation of the format of the educational process as part of the training of specialists in the field of jurisprudence.

Key words: education, legal education, digitalization, innovations, specialist competencies.

Современный мир характеризуется цией в широком смысле, принято понимать про-стремительным процессом цифрови- цесс развития экономики и общества в целом, зации. Под цифровой трансформа- связанный с внедрением инновационных техноло-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-228-237 NIION: 2018-0076-6/23-439 MOSURED: 77/27-023-2023-6-439

гий и основанный на преобразовании информации в цифровую форму. Данный процесс многие склонны считать началом четвёртой промышленной революции. В настоящее время всемирная паутина и цифровые технологии занимают важную роль в жизни не только большинства людей, но и общества, и государства. Цифровые технологии повсеместно внедряются в различные сферы общественной жизни. Человек сталкивается с инновациями как в вопросах бытового характера (e-commerce, «умный» дом и др.), так и государственно-политических отношений («электронное правосудие», «электронное правительство» и пр.). Изменения модели организации отношений субъектов под влиянием цифровизации происходит в том числе и в сфере образования. Цифрови-зация образования представляет собой неизбежный процесс изменения не только содержания, но и способов и методов учебного процесса, направленный на увеличение темпов роста социально-экономического развития страны в условиях циф-ровизации.

Важно отметить, что процесс цифровизации в стратегических сферах определяется не только объективным изменением отношений, но и курсом государственной политики. Так, в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» была разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая была утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, включающая ведомственные проекты.

Исследование вопроса цифровизации образования является весьма актуальным в свете последних событий, связанных с принудительным переводом большого количества образовательных действий в цифровой формат в связи с пандемией COVID-19. До этого момента цифровые компоненты образовательного процесса включались в образовательную среду спорадически и не претендовали на глобальную трансформацию всей системы отношений в целом. После длительной работы в условиях дистанционного формата стало понятно, что новые компоненты образовательной деятельности при разумном их использовании могут значительно обогатить традиционные методы и вывести взаимодействие образовательной организации и обучающихся на качественно новый профессиональный уровень. При этом стало понятно и другое: внедрение некачественным элементов может привести к нарушению

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

основных принципов образовательной деятельности, что может привести не только к некачественным результатам образовательного процесса, но и к серьезным проблемам в вопросах формирования гармоничной личности.

С целью всестороннего анализа проблемы цифровизации образования вопрос был рассмотрен комплексно с привлечением методов как общенаучного, так и частно-научного характера, важным элементом в понимании сути проблемы выступил материал, который был получен путем анализа эмпирического данных. В основу теоретической составляющей исследования были положены результаты анализа научно-теоретических и методических исследований отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовых источников федерального, регионального, муниципального и локального характера. Результаты исследования получены при помощи использования системного подхода на основе методов анализа и синтеза, а также статистических методов. При решении задач прикладного характера основу составили метод наблюдения, контент-анализа, а также методы интервьюирования и опросов. Итогом работы стало построение перспективной модели согласование целей и задач образовательной деятельности с возможностями цифровой трансформации формата образовательного процесса в рамках подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Если говорить о теоретическом аспекте, то цифровизация юридического образования и образования в целом - это процесс внедрения в образовательный процесс цифровых технологий, информационных ресурсов и использование интернет-пространства как инновационной образовательной площадки с учетом возможностей используемых ресурсов. Важным аспектом в данном случае выступает содержательно новый подход к работе в условиях новой реальности, а не формальное заимствование компонентов без учета их потенциала. В связи с этим в ходе цифро-визации учебного процесса не только стоит рассматривать институт образования в целом, но необходимо уделять внимание каждому университету в частности [1]. Дедуктивный и индуктивный подход в данном случае выступают звеньями одной цепи, исключение одного компонента приводит к неполноценной картине в целом и невозможности актуализации тех задач, которые стоят в процессе реализации образовательной стратегии.

Информационные технологии играют значительную роль в профессиональном обучении студентов юридического направления. Несмотря на то, что понятие цифровых компетенций является довольно размытым и полноценного законода-

тельного закрепления не имеет, можно дать общее определение, наиболее точно отражающую специфику данного термина. Под цифровыми навыками или компетенциями принято понимать самостоятельное решение различных задач в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) таких как поиск и обмен информацией, взаимодействие с другими лицами посредством специальных программ [4]. Отметим, что ключевым фактором в данном случае выступает не формальный, а содержательный аспект: важно не просто уметь использовать новые технологии для организации учебного процесса - важно максимально качественно использовать их потенциал. Стандартной ошибкой при переходе к интерактивным формам взаимодействия является сохранение при этом традиционных методов работы, не учитывающих весь потенциал возможных новых форматов. Так, многие преподаватели традиционно предлагают обучающимся выполнять задания в формате «написать от руки на листке», а потом загрузить фотографию в электронную обучающую программу, что априори лишено смысла.

Цифровая трансформация определяется новыми реалиями, где большое значение отведено умению работать с большими данными, что накладывает отпечаток на востребованные на рынке труда профессиональные компетенции будущих специалистов. Данный процесс ставит перед практикующими юристами новые задачи и кардинально меняет предъявляемые требования к данной профессии. Как следствие условия цифровой экономики требуют от высших учебных заведений специалистов, владеющих различными компетенциями, от умения принимать быстрые, правильные и обоснованные решения до умения работать с актуальными программными продуктами.

Эпоха цифровизации полностью меняет подходы к обучению, получению новой информации и приводит к вытеснению традиционных форм осуществления образовательного процесса [6]. Нельзя не отметить, что на данный момент получение информации и обладание ею не являются стратегическим ресурсом профессионала - новые технологии позволяют это сделать оперативно даже человеку, который не имеет высшего образования. Умение оценивать информацию, фильтровать ее, учитывать характеристики источника и прочие навыки, направленные на содержательный компонент, выходят на первый план. Высшие учебные заведения всё чаще склонны использовать в своей деятельности различные инновационные технологии. Основной целью цифровой трансформации образования является эффективное и гибкое применение инновационных техно-

логий для перехода к персонализированному и ориентированному на получение результата процессу. Необходимо отметить, что цифровизация в значительной мере отразилась на подготовке специалистов в юридической сфере. Несмотря на большое количество дискуссий в этом вопросе, юридические знания также подвергаются трансформации и могут распространяться разными способами.

Всё чаще высшие учебные заведения стремятся внедрить новые адаптивные, практико-ори-ентированные учебные программы, основой которых являются новые технологии. Такие программы должны учитывать разный уровень подготовки студентов по различным дисциплинам. Юридическое образование имеет свои особенности: как и медицинские знания и навыки, юридические требуют обязательного набора аудиторных часов без применения дистанционных технологий. В соответствии с Приказом от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция» обучение по программе бакалавриата в заочной форме допускается только для лиц, уже имеющих среднее профессиональное образование по юриспруденции или получающих не первое высшее образование. Опыт работы в юридической клинике, прохождение практики по получению профессиональных умений и навыков, навыки публичных выступлений - все это компоненты профильной подготовки, без них нельзя сформировать квалифицированного специалиста. Нельзя не заметить, что юрист, который не умеет правильно, понятно и качественно передавать информацию адресату будет мало того, что бесполезен, он может быть опасен для общества и государства, формируя извращенное представление о правовой ситуации. Стоит оговорится и о специфике личностной подготовки будущего специалиста, т. к. юрист, который страдает правовым нигилизмом или низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности, не сможет качественно выполнять свои обязанности. В данном случае минимизация личного общения с ведущими юристами-практиками, исследователями-правоведами и замена его на удаленное может стать причиной не сформировавшегося уровня правосознания. Именно поэтому специфика юридического образования заставляет особенно пристально изучать возможные инновации, связанные с переходом к новым технологиям и инновационным методам обучения.

Внедрение цифровых технологий в процесс обучения также предполагает наличие определённых 1Т-компетенций и у преподавательского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

состава. Так как развитие процесса преподавания требует освоение новых форм преподнесения материала и различных инновационных программ. В качестве примера можно привести работу с платформами для видеоконференций, к которым относятся «ZOOM», «Microsoft Teams», «Skype» и другие. Такие программы всё чаще становятся неотъемлемой частью учебного процесса. Также для студентов юридического факультета наиболее востребованными выступают навыки работы с компьютерными справочными правовыми системами, к которым относятся «Гарант» и «Консультант Плюс». С их помощью сокращается время на поиск различных сведений и увеличивается количество доступных источников информации. При обучении студентов также могут применяться различные онлайн-курсы, электронные библиотеки с большим количеством учебной литературы, юридические форумы и тестирующие системы. Преподаватель должен владеть новыми инструментами не только потому, что там есть необходимая информация, которая может быть полезна при подготовке качественных учебных материалов, но и потому, что студенты должны иметь возможность получить от педагога помощь в освоении новых компетенций.

Для понимания важности развития цифро-визации юридического образования рассмотрим современное состояние российского рынка труда. В связи с процессом цифровизации будущее юридической профессии не является чётко определённым. Согласно статистике Российской компании «HeadHunter», количество возможных вакансий для юристов сократилось на 20% по сравнению с предыдущим месяцем и на 16% в сравнении с 2021 годом. Тогда как количество резюме выросло на 7%. Необходимо отметить, что по состоянию на осень 2022 года конкуренция за юридическую вакансию составляет в среднем 8 человек на место, что является одним из самых высоких показателей за последние несколько лет.

Во многом это обусловлено автоматизацией некоторых юридических операций. Уже сейчас разработаны и активно применяются различные программные обеспечения способные анализировать тот или иной юридический вопрос и находить его решение. Например, в 2018 году в сети Интернет начал консультации по вопросам защиты прав потребителей первый в России робот-юрист. По словам разработчиков, он может понимать человеческую речь как в печатной, так и в устной форме, искать информацию и предоставлять полноценную бесплатную юридическую консультацию. Всё большую популярность набирают юридические чат-боты, онлайн сервисы и программы, выполняющие некоторые юридические функции. Так российский финансовый конгломерат Сбер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

банк уже применяет в своей деятельности сервис роботов, благодаря которому происходит процесс обработки претензий физических лиц и т. д., что позволило данной компании сократить около 3 тысяч юристов. Согласно экспертным оценкам при сохранении данной тенденции в ближайшее время может наступить сильная безработица юридических кадров. Это формирует определенную проблему, но и одновременно указывает на ее решение: сокращается спрос на специалистов, выполняющих механические операции, которые могут быть автоматизированы и переданы компьютеру, но возрастает спрос на профессионалов, которые занимаются аналитикой.

На сегодняшний день рынок legal technologies, или как его ещё называют LegalTech, представляет довольно большое количество решений для юристов и их клиентов, и как следствие является значимым направлением отечественного бизнеса. Развитие LegalTech происходит в двух направлениях. Если первое направление ориентировано на полную замену специалистов в сфере юриспруденции, то второе призвано автоматизировать некоторые процессы, тем самым облегчая работу юристов, которые являются ответственными именно за решение нетривиальных задач. Так, стоит отметить, что спрос на интеллектуальный труд только возрастает, что делает специалистов более высокооплачиваемыми.

Согласно экспертным оценкам, ежегодно российские университеты выпускают в среднем 150 тысяч юристов. На переизбыток кадров не раз обращала внимание Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. По их сведениям, высшие учебные заведения ежегодно выпускают в 10 раз больше специалистов в сфере юриспруденции, чем необходимо для насыщения рынка. Но нельзя не оговориться, что лица, которые получают юридическое образование, не всегда стремятся применить эти знания как профессиональные, часто они выступают в качестве дополнительных компетенций для топ-менеджеров или базовых знаний для простых людей, желающих разбираться в правовой реальности. Юридическое образование в современном обществе выступает в какой-то степени базовой компетенцией, которая требуется не только для работы в профессиональной сфере, но и для качественной организации работы в смежных направлениях, особенно в руководящем звене компаний.

В этой связи высшим учебным заведениям уже сейчас необходимо готовить специалистов цифровой эпохи, которые помимо знания базовых дисциплин, будут обладать цифровыми компетенциями и, как следствие, смогут реализовывать себя не только в реальном, но и информационном

пространстве. Так как именно цифровые технологии становятся неотъемлемой частью современного мира.

Активно развивающийся процесс цифрови-зации ставит перед сферой образования новые вызовы по преобразованию используемых моделей и методов обучения и получения профессиональных умений и навыков, в том числе и в юридической сфере. Происходит изменение подходов по обучению специалистов в сфере юриспруденции, основой которых является комплексная инновационная модель по подготовке и переподготовке кадров в условиях цифровизации юридического образования. Согласно экспертным оценкам только юрист, владеющий хотя бы базовыми знаниями и умениями в области информационных технологий, будет конкурентноспособным на современном рынке труда.

Для последующего анализа внедрения информационных технологий в сферу юридического образования необходимо рассмотреть правовую основу данных отношений. Основным является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Данный законодательный акт даёт определения электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. Также в ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право учебных заведений на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности регулирует принятый в 1996 г. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». На федеральном уровне была принята программа «Развитие образования», целью которой является применение цифровых технологий в образовательном процессе. Создание цифровой образовательной среды и обеспечение качественности и доступности такого образования также закреплено в принятом в 2019 году национальном проекте «Цифровая экономика». Данный проект выделяет пять основных сфер социально-экономического развития: нормативное регулирование, образование и кадры, формирование исследовательских компетенций, информационная структура и информационная безопасность. В 2017 году Указом Президента была принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», определяющая цели и способы реализации политики в сфере информационных и коммуникационных технологий и направленная на формирование информационного общества.

Вышеизложенные документы направлены на регулирование общественных отношений, воз-

никающих в сфере образования, и распространения цифровых технологий в социально-экономической сфере, что формирует прочный правовой фундамент отношений. При этом тема внедрения цифровых технологий в образование и подготовка специалистов в сфере юриспруденции в настоящее время выступает предметом постоянных дискуссий. К положительным последствиям цифрови-зации юридического образования можно отнести развитие процесса преподавания, формирование цифровой грамотности студентов, обучение новым умением и навыкам, доступность, возможность учиться удаленно из любой точки, где есть доступ в сеть Интернет, сокращение как материальных, так и не материальных ресурсов, например, денежных средств и времени на дорогу и т. д. Процесс цифровизации юридического образования способствует не только более эффективному процессу поиска информации, но и значительно ускоряют подготовку и анализ различных документов [5]. Новые технологии выполняют ряд важных функций в работе юриста. Позволяют своевременно узнавать об изменениях в действующем законодательстве, принятие законопроектов и важных судебных решений. Автоматизируют процесс анализа судебной практики и упрощают проверку документов на соответствие или противоречие действующим нормам законодательства. Процесс цифровизации также способствует быстрому получению статистических данных при решении различных практических задач. Интеграция информационных технологий в сферу образования позволяет улучшить качество учебного процесса и как следствие способствует подготовке перспективных специалистов в сфере юриспруденции.

Однако, несмотря на положительные стороны данного процесса, существуют как социальные, так и правовые проблемы цифровизации юридического образования, связанные, в том числе с лакунами в нормативно-правовых актах.

Если рассматривать нормы действующего законодательства, то необходимо отметить отсутствие в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» требования о наличие у преподавательского состава информационно-коммуникативной компетенции в связи с процессом цифровизации. Так в ст. 46 данного акта содержится следующая формулировка: «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом». Процесс цифровизации требует адаптации профессор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ско-преподавательского состава к современным условиям. Так как именно от преподавателей и инфраструктуры университета зависит качество подготовки будущих специалистов в сфере юриспруденции. Уверенное владение современными технологиями является одним из основных критериев профессиональной состоятельности современного преподавателя. При этом под профессиональной состоятельностью следует понимать наличие у преподавателя 1Т-навыков и возможности их реализации на практике. По мнению исследователей, требования к кандидатам на должности педагогов должны быть пересмотрены с учётом новых реалий, что должно быть закреплено на законодательном уровне [2]. Соответственно п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» представляется возможным изложить в следующей редакции: «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, обладающие базовыми цифровыми компетенциями и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом». Однако данный подход поставит сразу ряд серьезных проблем перед теми, кто уже работает в этой сфере, но не обладает данными навыками и им потребуется проходить повышение квалификации, что займет какое-то время. Проблемы появятся и у тех, кто на данный момент выпускается из вузов и планирует продолжить работу в сфере преподавания, т. к. подготовка на данный момент не была направлена на эту сторону работы, а действующие преподаватели в силу невысокой востребованности отмеченных компетенций не привили навыки к их развитию.

Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), то согласно п. 6.3 базовые дисциплины являются обязательными для изучения студентов юридического факультета вне зависимости от университета. Перечень базовых дисциплин университет вправе выбирать самостоятельно, за исключением предметов закреплённых в п. 6.4 и п. 6.5 данного стандарта. Необходимо отметить, что такая дисциплина как информационные технологии не закреплена в п. 6.4 и п. 6.5 в качестве обязательной и базовой дисциплины для изучения всеми студентами юридического факультета. Как показывает практика, не все вузы включают по собственному желанию данную дисциплину в свой перечень и преподают на должном уровне. Между тем высокий уровень подготовки будущего

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

юриста не только в профессиональной сфере, но и в сфере информационных технологий является необходимостью для конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда. Для решения данной проблемы необходимо закрепления такой дисциплины как информационные технологии в п. 6.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Также является необходимым включение цифровых навыков в перечень профессиональных компетенций выпускника, а конкретно в п. 5.4 вышеупомянутого стандарта.

Законодательные акты субъектов также имеют правовые и организационные барьеры препятствующие цифровизации юридического образования. Как отмечают эксперты в области права, одна из причин - это фрагментарность нормативно-правовых актов субъектов [9]. Не все субъекты Российской Федерации в своих программах развития образования делают акцент на циф-ровизации высшего образования, уделяя на практике этому аспекту должное внимание. Также не определены чёткие критерии, позволяющие дать оценку эффективности развития цифровых технологий в системе образования. На сегодняшний день законодательство субъектов, как правило затрагивает только некоторые или, другими словами, отдельные аспекты нормативно правового регулирования, тогда как для эффективного внедрения информационных технологий необходима её системная нормативная институционализация. Для устранения данных проблем возможно как внесение поправок в законодательные акты отдельных субъектов, так и принятие на федеральном уровне нормативно-правовых актов или проектов по развитию цифровизации высшего образования, устраняющих данные пробелы.

Если говорить о цифровизации образования в целом, то сам термин «цифровизация» законодательного закрепления не имеет, что приводит к отсутствию единой точки зрения относительно данного процесса. Для эффективности процесса цифровизации необходимо закрепление единого определения данного термина в нормативно-правовых актах, которое будет включать в себя базовые характеристики данного процесса [7], так как действующие в настоящее время программы цифровизации различных сфер жизни общества не всегда учитывают её специфику.

Обозначенные пробелы в правовых актах свидетельствуют об отсутствии в Российской Федерации единого подхода к цифровизации юридического образования. Действующее законодательство препятствует развитию в полной мере новых технологий в образовании, процессу персо-

нализации юридического образования и внедрению программ, направленных на обучение информационным технологиям. Несмотря на активное внедрение информационных технологий в сферу образования, отсутствуют чёткие цели и задачи цифровизации таких гуманитарных направлений, как юриспруденция. Обучение юристов содержательно осуществляется по стандартам, не всегда учитывающим развитие цифровой экономики, а главное - стремительно меняющихся технологий.

Процесс цифровизации юридического образования обосновывает необходимость изменения подхода к образовательному процессу для подготовки нового поколения юристов. Представляется необходимым принятие новых образовательных программ, в основе которых будет лежать формирование цифровых компетенций, необходимых для юриста в современном мире. Реализация данных программ возможна посредством подготовки преподавателей, отвечающих требованиям, предъявляемым процессом цифровизации. Закрепление в локальных актах университетов норм, связанных с обучением студентов цифровым компетенциям, также может выступить одним из способов решения данной проблемы.

Внедрение новых технологий в процесс получения высшего образования также осложнено рядом социальных проблем. Наиболее чётко они прослеживались в период пандемии COVID-19, когда высшие учебные заведения были вынуждены перенести образовательный процесс в удалённый режим работы с применением дистанционных технологий. Такой резкий переход в дистанционный формат проведения занятий стал испытанием для некоторых университетов. По оценкам Министерства науки и высшего образования в Российской Федерации больше половины российских университетов, а именно 60%, смогли успешно адаптироваться к новым реалиям и проводили образовательный процесс в штатном режиме. Остальные университеты либо испытывали определённые проблемы, связанные с переходом в цифровое пространство, либо вовсе не располагали необходимой инфраструктурой для цифровизации образования. Однако именное цифровые технологии сделали возможным продолжение учебного процесса в сложившихся обстоятельствах. С 2020 года повышенное внимание в научном сообществе стало уделяться таким аспектам как трансформация высшего образования, роль цифровых технологий в юридическом образовании, изменение учебных программ с учётом цифровизации, решение проблем, вызванных применением дистанционных технологий.

Перейдём к более подробному рассмотрению социальных проблем цифровизации юридического образования.

Во-первых, не все преподаватели обладают необходимыми компетенциями и желанием применять в своей деятельности информационные технологии. В апреле 2020 года Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации был проведён социологический опрос преподавательского состава. В ходе опроса было установлено, что переход на дистанционное образование вызвал недовольство преподавательского состава, связанное не только с отсутствием должных навыков, но и с разрушением привычного жизненного уклада. Как правило, преподаватели выступают против внедрения дистанционного образования в учебный процесс [8]. Однако в настоящее время можно отметить положительный момент, связанный с тем, что всё больше преподавателей понимают, что без базовых компетенций в сфере информационных технологий и без умения работать в информационно образовательной среде, как у студентов, так и преподавателей могут возникнуть определённые проблемы, т. к. процесс цифровизации всё сильнее интегрирует во все сферы общественной жизни. Нами был проведен опрос преподавателей вузов Свердловской области. 78 % опрошенных отметили определенные сложности с переходом к дистанционной работе в период пандемии, поскольку это потребовало дополнительных компетенций и новых методических подходов к организации процесса обучения, однако более 90 % опрошенных отметили, что этот опыт считают положительным. 86 % опрошенных педагогов ответили, что новые апробированные методы инновационной работы используют уже и при прекращении дистанта, т. к. видят в них позитивный эффект и даже замечают сокращение временных затрат на определенные виды работ. Только менее 10 % опрошенных педагогов считают процесс цифровизации образовательных отношений негативным и не хотят принимать участие в инновациях. Оговоримся, что данная категория лиц преимущественно относится к возрастной группе старше 50 лет.

Во-вторых, многие учащиеся сталкиваются с отсутствием мотивации при обучении с применением дистанционных образовательных программ. В данном случае необходимо рассмотреть два способа мотивации: внутреннюю и внешнюю. Под внутренней мотивацией следует понимать обстоятельства, связанные с самим содержанием деятельности студента. То есть это желание и стремление человека к саморазвитию и совершенствованию. Внешняя мотивация предполагает формирование и подержание стремление к учёбе с помощью внешних факторов. При переходе на дистанционное обучение большое значение имеет не только внутренняя, но и внешняя моти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

вация студентов. Как показывают результаты проведённых исследований, студенты считают, что участие преподавателей в их обучении важно для мотивации, тогда как незаинтересованные преподаватели и студенты способствуют отрицательному влиянию на мотивацию [3]. Для решения проблемы мотивации студентов при дистанционном обучении также необходима качественная и своевременная обратная связь как от студентов, так и от преподавателей. Необходимо отметить, что именно правильная мотивация обучающихся является одним из ключевых аспектов результативности обучения.

В-третьих, в связи с цифровизацией юридического образования трансформируется статус обучающегося. Происходит изменение этики взаимоотношений между преподавателем и студентом. Так как во время подачи материала в рамках той или иной дисциплины, посредством дистанционного обучения, преподаватель и студент воспринимаются как особые виртуальные объекты, что может негативно отразиться на интересе обучающегося к изучаемой дисциплине. Также это связано с тем, что некоторым студентам сложнее сконцентрироваться на учебном процессе находясь при этом за пределами университета, например дома или в различных общественных местах. Во многом также играет роль тот факт, что при дистанционных занятиях студент и преподаватель не видят друг друга вживую, а как правило немаловажным значением в формировании интереса к предмету обладает личность педагога. Говоря об изменении роли профессорско-преподавательского состава можно отметить, что в рамках дистанционного обучения преподаватель выступает в роли координатора, функции которого довольно обширны.

Дистанционная форма обучения негативно влияет на социализацию студентов, что является очень важным для будущих юристов. Так как одним из качеств необходимых юристу для успешной деятельности является умение взаимодействовать в обществе. В настоящее время развитие у студента навыков коммуникации в реальном и виртуальном пространствах является одной из задач вуза. При этом важное значение отводится именно живому общению студентов с преподавателями. Соответственно для решения проблемы социализации студентов, при использовании в учебном процессе информационных технологий, необходимо соблюдение определённого баланса между контактами в виртуальной среде и лекционными и семинарскими занятиями.

Данные проблемы как правового, так и социального характера нельзя назвать исчерпывающими, однако они являются наиболее актуальными в настоящее время. Вышеизложенные про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

блемы являются вполне решаемыми, в том числе пробелы на законодательном уровне могут быть решены с помощью внесения точечных поправок в нормативно-правовые акты.

Для успешного развития цифровизации юридического образования помимо решения поставленных проблем социально-правового характера необходимо решение ряда задач. К данным задачам относятся развитие материальной инфраструктуры университетов, например, оснащение университетов инновационными устройствами. Создание и применение в учебном процессе цифровых программ, развитие онлайн-обучения. Для эффективного развития образования данные задачи должны решаться единовременно и скоординировано.

Всё чаще учёные в области права в своих трудах поднимают наиболее актуальные в современном обществе темы, одна из которых - цифро-визация юридического образования и перспективы профессии юриста. В январе 2020 года состоялся XI Гайдаровский форум, в ходе которого была организована секция под названием «Юридическое образование и рынок труда. Трансформация или стагнация в условиях цифровой экономики». В ходе обсуждения многие отметили, что в ближайшем будущем цифровые технологии будут оказывать существенное влияние как на объём работы юриста, так и на специфику его деятельности. Если говорить о перспективах развития цифровизации юридического образования многие правоведы склонны считать, что главной задачей системы образования является своевременный ответ на стоящие перед ней вызовы и создание новых стандартов подготовки специалистов в сфере юриспруденции. Соответственно представляется необходимым формирование нового перечня образовательных программ, благодаря которым будет возможна подготовка специалистов для цифровой экономики.

В условиях жёсткой конкуренции на рынке труда необходимо выпускать востребованного специалиста. Ещё несколько лет назад велось активное обсуждение того, что юристу необходимо быть ещё и 1Т-специалистом, так как именно данное профессиональное сочетание будет интересно работодателям. В эпоху масштабной циф-ровизации юристам необходимо обладать знаниями и компетенциями в информационных технологиях и уверенно ориентироваться в той или иной области технологий, в рамках которых осуществляется деятельность юриста.

Помимо знаний в области современных технологий также представляется возможным введение в перечень предметов, изучаемых студентом юридического направления такой дисциплины как цифровое право. Данная сфера права включает в

себя несколько отраслей права и регулирует отношения, связанные с информационными технологиями. В настоящее время вопрос выделения цифрового права в качестве отдельной отрасли является дискуссионным. Законодательство Российской Федерации не предусматривает отдельного кодекса правовых норм, связанных только с регулированием цифровой среды. Однако с каждым годом цифровое право становится наиболее перспективным направлением для изучения.

С целью решения указанных проблем предлагается построение перспективной модели, основанной на согласовании целей и задач образовательной деятельности с возможностями цифровой трансформации формата образовательного процесса. Данная модель учитывает особенности подготовки специалистов в сфере юриспруденции. Модель представляется, на наш взгляд, многокомпонентной, при которой компоненты должны наслаиваться друг на друга, т. к. отсутствие базовых компонентов может привести к неэффективной работе всей системы. К базовым компонентам мы предлагаем отнести правовые и методологические изменения, а также технические. Правовой компонент включает точечные изменения в действующие правовые акты как федерального, так и регионального уровня. Особое внимание, представляется, необходимым уделить аудиту локальных актов образовательных организаций, поскольку, к сожалению, они не всегда отражают актуальные изменения и могут способствовать затормаживанию перспективных инициатив или способствовать некорректному их воплощению. Методологический компонент должен включить магистральную разработку подхода к возможным изменения образовательной сферы. Методы, способы и средства цифровизации должны быть разработаны централизовано, поскольку любой перекос в рамках подготовки кадров в сфере юриспруденции может негативно сказаться на всей общественной и государственной системе. Технические возможности должны учитываться при первом и втором компоненте, т. к. без понимания возможностей цифровых систем в рамках образовательного процесса не получится сформировать качественные требования к итоговому результату освоения содержания образовательных программ. Данные изменения считаем ключевыми, поскольку они имеют содержательный, а не формальный характер. Важно отметить, что технические изменения мы относим к содержательным, т. к. они напрямую влияют на возможности организации образовательного процесса в рамках инновационного перехода.

В качестве надстройки считаем необходимым включить изменения в рамках подготовки и переподготовки специалистов, оптимизации допу-

стимых средств и главное - формирование концепции новой системы образования. Понимание необходимости изменений и принятие этого факта как для преподавателей и студентов, так и для административно-управленческого звена является важным условием качественных трансформаций.

Подводя итог, необходимо отметить, что процесс цифровизации юридического образования значительно трансформирует привычный учебный процесс. Многие университеты стремятся включить в свою учебную программу занятия с применением дистанционных технологий и работу с различными программными продуктами, требующими высокой квалификации от педагогов и серьезных усилий от студентов. В настоящее время существует ряд социально-правовых проблем, препятствующих развитию цифровизации юридического образования. При этом именно благодаря внедрению информационных технологий вузы смогут выпустить юристов, обладающих цифровыми компетенциями, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. В связи с активным развитием цифровых технологий только выпускники, у которых доминируют цифровые компетенции, смогут стать частью цифровой системы будущего и быть конкурентоспособными на рынке труда в рамках меняющихся требований к компетенциям.

Список литературы:

[1] Балашов Е.Л., Гамбеева Ю.Н. Роль высшего учебного заведения в формировании социальной ответственности молодежи // Педагог XXI века: сб. материалов Второй Всерос. Ассамблеи с междунар. участием, г. Севастополь, 1113 окт. 2017 г. / отв. ред. И.С. Кусов. - Севастополь, 2017. - С. 9.

[2] Жильцов, Н. А. К Концепции развития юридического образования в эпоху цифровой экономики // Н. А. Жильцов, О. И. Чердаков // Юридический мир. - 2018. - № 12. - С. 43-51.

[3] Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-1.

[4] Кречетова Г.А. Проблема цифровой трансформации высшего образования // The Scientific Heritage. 2021. №73-3.

[5] Лейтнер О.Г., Селиверстова М.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в юридической практике // Вестник СМУС74. 2017. №2 (17).

[6] Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Современное юридическое образование: актуальные вопросы внедрения цифровых технологий // Социальные и гуманитарные науки. Отечествен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2022. №2.

[7] Хомякова, С. С. Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне / С. С. Хомякова. // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 9-12.

[8] Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. №5.

[9] Южаков В. Н., Ефремов А. А. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №6 (108).

Spisok literatury:

[1] Balashov E.L., Gambeeva YU.N. Rol' vyss-hego uchebnogo zavedeniya v formirovanii social'noj otvetstvennosti molodezhi // Pedagog XXI veka: sb. materialov Vtoroj Vseros. Assamblei s mezhdunar. uchastiem, g. Sevastopol', 1113 okt. 2017 g. / otv. red. I.S. Kusov. - Sevastopol', 2017. - S. 9.

[2] ZHil'cov, N. A. K Koncepcii razvitiya yuridich-eskogo obrazovaniya v epohu cifrovoj ekonomiki // N. A. ZHil'cov, O. I. CHerdakov // YUridicheskij mir. -2018. - № 12. - S. 43-51.

[3] Kononyhina O.V. Motivaciya studentov pri distancionnom obuchenii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021. №2-1.

[4] Krechetova G.A. Problema cifrovoj transfor-macii vysshego obrazovaniya // The Scientific Heritage. 2021. №73-3.

[5] Lejtner O.G., Seliverstova M.V. Rol' informa-cionno-kommunikacionnyh tekhnologij v yuridich-eskoj praktike // Vestnik SMUS74. 2017. №2 (17).

[6] Umnova-Konyuhova I.A., Aleshkova I.A. Sovremennoe yuridicheskoe obrazovanie: aktual'nye voprosy vnedreniya cifrovyh tekhnologij // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 4, Gosudarstvo i pravo: Referativnyj zhurnal. 2022. №2.

[7] Homyakova, S. S. Transformaciya i zakreple-nie termina «cifrovizaciya» na zakonodatel'nom urovne / S. S. Homyakova. // Molodoj uchenyj. — 2019. — № 41 (279). — S. 9-12.

[8] SHtyhno D. A., Konstantinova L. V., Gagiev N. N. Perekhod vuzov v distancionnyj rezhim v period pandemii: problemy i vozmozhnye riski // Otkrytoe obrazovanie. 2020. №5.

[9] YUzhakov V. N., Efremov A. A. Pravovye i organizacionnye bar'ery dlya cifrovizacii obrazovaniya v Rossijskoj Federacii // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2018. №6 (108).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.