Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЦИФРОВОЙ ОПЫТ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА / QR-КОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОНЛАЙН-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегларян Маргарита Евгеньевна, Добровольская Наталья Юрьевна

Цель работы: совершенствование научно-методической базы образовательного процесса, который имеет целью сформировать важные и нужные современному специалисту и профессионалу цифровые компетенции. Методы: методы анализа педагогической и методической литературы по направлениям цифровизации обучения, обобщение педагогического опыта формирования цифровых компетенций у специалистов юридического профиля; моделирование процесса формирования цифровой компетенции у обучающего; системный (комплексный) подход, связывающий важнейшие элементы процесса обучения: информацию, заданные информационные модели, знания и государственные требования (стандарты). Результаты: разработана концептуально-логическая модель процесса формирования цифровой компетенции юриста, которая не противоречит государственным образовательным стандартам, показывает способы и методы коммуникации в процессе обучения; определены методологические принципы комплексного подхода к анализу и оптимизации образовательной системы высшего образования с учетом информационного заказа современного цифрового мира; модели, соответствующие различным онлайн стратегиям обучения, позволили конкретизировать информационные процессы и роль моделирования в их осуществлении; анализ специфики применения моделирования в различных стратегиях обучения позволил четко обозначить этапы формирования цифровой компетенции и оценить роль моделирования в организации эффективного компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING DIGITAL COMPETENCIES OF LAWYERS IN THE MODERN LEGAL EDUCATION SPACE

Purpose of the work: improving the scientific and methodological base of the educational process aimed at building digital competencies necessary and important for modern specialists and professionals. Methods used: methods of analysing the paedagogical and methodological literature in the areas of education digitalisation, generalisation of paedagogical experience in building digital competencies in legal professionals, modelling the process of building digital competence in the teacher, system (multi-faceted) approach linking together the most important elements of the learning process: information, given information models, knowledge, and government requirements (standards). Findings: a conceptual/logical model of the process of building lawyer’s digital competence is developed which is not in conflict with the government educational standards and shows the ways and methods of communication in the learning process. The methodological principles for a multi-faceted approach to analysing and optimising the higher education system are determined considering the information requirements of the modern digital world. Models corresponding to various online learning strategies made it possible to elaborate the information processes and the role of modelling in their implementation. An analysis of the specific features of using modelling in various learning strategies allowed to clearly identify the stages of building digital competence and assess the role of modelling in organising an efficient competence-based approach.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Бегларян М. Е.1, Добровольская Н. Ю.2

Ключевые слова: цифровизация, цифровая компетенция, государственный образовательный стандарт, цифровой опыт, оптимизация процесса, QR-код, моделирование образовательного процесса, онлайн-взаимодей-ствие, информационные и коммуникационные технологии.

Аннотация

Цель работы: совершенствование научно-методической базы образовательного процесса, который имеет целью сформировать важные и нужные современному специалисту и профессионалу цифровые компетенции.

Методы: методы анализа педагогической и методической литературы по направлениям цифровизации обучения, обобщение педагогического опыта формирования цифровых компетенций у специалистов юридического профиля; моделирование процесса формирования цифровой компетенции у обучающего; системный (комплексный) подход, связывающий важнейшие элементы процесса обучения: информацию, заданные информационные модели, знания и государственные требования (стандарты).

Результаты: разработана концептуально-логическая модель процесса формирования цифровой компетенции юриста, которая не противоречит государственным образовательным стандартам, показывает способы и методы коммуникации в процессе обучения; определены методологические принципы комплексного подхода к анализу и оптимизации образовательной системы высшего образования с учетом информационного заказа современного цифрового мира; модели, соответствующие различным онлайн стратегиям обучения, позволили конкретизировать информационные процессы и роль моделирования в их осуществлении; анализ специфики применения моделирования в различных стратегиях обучения позволил четко обозначить этапы формирования цифровой компетенции и оценить роль моделирования в организации эффективного компетентностного подхода.

001: 10.21681/1994-1404-2022-3-61-71

Современное общество, развиваясь в период стремления к технологической сингулярности, требует от молодого специалиста в любой области, в том числе и юриспруденции, качественного владения понятиями и возможностями цифровых технологий. Выпускник юридического направления вуза должен обладать умениями и навыками владения информационно-коммуникационными технологиями и сервисами, позволяющими ему выполнять профильные задачи на высоком уровне, уметь интегрировать инновационные цифровые технологии с решениями узкопрофильных правовых проблем на протяжении всей своей деятельности, отвечая принципам непрерывного образования и постоянного совершенствования. Конечно, в федеральном образовательном стандарте бакалавриата и специалитета юридических на-

правлений предусмотрено изучение информационных технологий и их практическое применение в правовом поле.

Отдельно выделены компетенции, которые можно назвать цифровыми. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» есть общепрофессиональная компетенция: «ОПК-16. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности»3. В этих строчках

3 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 18 августа 2020 г. № 1058 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специ-алитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность» (с изменениями и дополнениями). Ред. от 26.11.2020 (дата обращения: 10.08.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

' Бегларян Маргарита Евгеньевна, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Краснодар, Российская Федерация.

E-mail: rita_beg@mail.ru

2 Добровольская Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий Кубанского государственного университета, г. Краснодар, Российская Федерация.

E-mail: dnu10@mail.ru

заложена вся стратегия и тактика нашего высшего образования в области информационно-коммуникационных технологий, которыми могут и должны пользоваться вузы в процессе формирования цифровых компетенций [1, 18]. Несмотря на огромный потенциал информатизации образования, в настоящее время наблюдается разрыв между потребностью в качественной профессиональной подготовке студентов (бакалавров или специалистов) юридических направлений, обладающих мощным цифровым потенциалом, и недостаточностью педагогических исследований формирования цифровых умений и навыков студентов — будущих юристов. Возникающее противоречие приводит к проблеме, заключающейся в поиске педагогических моделей и подходов и возможностей развития цифровых компетентностей студентов без увеличения учебных часов, отводимых под изучение информационных технологий.

Понятию цифровой компетенции юриста в исследованиях российских ученых уделяется особое внимание. Исследователи И. В. Ершова, Е.Е. Енькина, определяя место цифровой компетенции бакалавра, специалиста или магистра юридических направлений в составе федерального образовательного стандарта, конкретизируют профессиональные компетенции с учетом необходимых информационных умений и навыков выпускника [5]. И.В. Роберт делает упор на использование информационно-поисковых технологий, технологий мультимедиа при подаче учебного материала, поиске профессионально-ориентированной информации [14]. Н.Г. Храмцова, Т.Ю. Майборода выделяют особенности формирования современной цифровой среды и предлагают направления расширения профессиональных компетенций будущего юриста в области цифровизации за счет использования в вузах образовательных технологий [17]. Многие ученые, в том числе Э. В. Талапина и Л. Л. Сабирова, говорят о ценности информации в профессии юриста, ее своевременной добыче и актуальном анализе [15, 16]. Системный анализ современных исследований [4, 7, 8] позволяет судить о необходимости использования новых подходов в формировании цифровой компетентности будущего юриста, определении влияния цифровой внешней среды на развитие подобных навыков и умений.

Цифровые технологии окружают человека во всех областях его жизнедеятельности. Студенты, независимо от специализации, впитывают и осваивают новейшие технологии, предлагаемые нам в окружающем мире, еще до поступления в университет. Быстрый рост технологического прогресса оказывает громадное влияние на формирование новых цифровых навыков и потребностей человека. Этот внешний фактор можно использовать в профессиональной подготовке будущих юристов. Придя в ВУЗ, молодежь уже имеет положительный и, возможно, отрицательный опыт влияния информационных и коммуникационных технологий на свою жизнь и жизнь своих близких.

Молодежь получает информацию, услуги и даже опыт иными способами, нежели их предшественники. Поговорка «дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих» приобретает намного более глубокий смысл в цифровом мире. Просмотр роликов на YouTube заменяет приобретение собственного опыта, учит, советует, предостерегает и формирует у человека навыки и знания — ранее такое было фантастикой и требовало усилий. И это один конкретный пример «интернет-опыта», приобретаемого современным обществом. Таких примеров — масса, и они осваиваются в молодежной среде очень быстро и с энтузиазмом. Новый сервис быстро принимается, используется и ему выносится народный вердикт — нужен или не нужен он в Интернете, будет ли он полезен или есть аналоги более полезные, привычные или бесплатные. Поэтому студент, придя в вуз, уже имеет знания, опыт и понимание того, что ему интересно еще узнать в области интернет-технологий, информатизации, цифровиза-ции и коммуникации. Задача преподавателя состоит в том, чтобы сформировать на этом фундаменте цифровые компетенции, которые четко соответствуют программным задачам государства в области цифровиза-ции4, государственному образовательному стандарту и запросам работодателя.

Выделяются две составляющие цифровой компетентности студентов юридических направлений: внешняя и внутренняя, формируемые соответственно под влиянием внешних и внутренних факторов окружающей цифровой среды [3, 9] (рис. 1).

Можно определить внутреннюю составляющую цифровой компетенции как набор умений и навыков, формируемых на учебных занятиях в рамках соответствующих дисциплин, например, курса «Правовая информатика», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Информационно-коммуникационные технологии в судебной деятельности» и др. Внешняя составляющая компетенции, как сказано выше, представляет совокупность цифровых умений и навыков, приобретенных студентом вне учебных занятий, самостоятельно, в ежедневном общении с современным цифровым миром.

Структура внутренней составляющей цифровой компетенции включает прежде всего умение работать со специфическим программным обеспечением: программы, сервисы, веб-ресурсы, содержащие правовую информацию. К таким программным ресурсам можно отнести поисковые правовые системы — базы данных «КонсультантПлюс» и «Гарант», официальные сайты государственных органов, портал «ГосУслуги»,

4 Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2019. №2 (28). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ tsifrovizatsiya-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2021); Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. № 2 (31). URL: https:// cyberleninka.rU/article/n/tsifroviza-tsiya-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 16.11.2021).

1

/ In г jу ■>< т т к( >. wi<-' щ a 11 (I /я

I_____________________________

Рис. 1. Структура цифровой компетенции будущего юриста

ГАС «Выборы» и ГАС РФ «Правосудие», экспертные системы в области криминалистики и др. Другим навыком является использование популярных универсальных систем и браузеров для поиска и обработки правовой или иной информации, в этом случае студенты учатся грамотно составлять поисковые запросы, использовать свойство релевантности результатов. Для оформления юридических документов используют различные текстовые процессоры, получают дополнительные знания работы с шаблонами документов. Если в юридической практике необходимо выполнить анализ данных, то студенты расширяют цифровую компетенцию знаниями статистических программ, навыками визуализации результатов анализа, используя, например, пакеты Statistica, MS Excel [11, 12]. Кроме того, существует узкоспециализированное программное обеспечение, например, различные криминалистические системы, которые доступны в демоверсиях для изучения в вузе. Таким образом, в зависимости от

направленности и специализации у студентов формируются цифровые компетенции, содержащие необходимые им навыки и умения.

Внешняя составляющая цифровой компетенции формируется независимо от учебного процесса, уровня цифровизации образовательной среды вуза. Современный студент легко общается в мессенджерах, социальных сетях, загружает и извлекает информацию из облачных хранилищ, использует QR-коды. Для формирования этих навыков не требуется дополнительных усилий на занятиях, они присущи практически всем молодым людям. Эти знания и умения можно использовать для интенсификации учебного процесса и повышения качества обучения. К внешним факторам, влияющим на цифровую трансформацию личности будущего юриста, относятся:

• социальные сети и мессенджеры как способ общения, заменяющий и вытесняющий все остальные;

• цифровизация документооборота;

• электронная идентификация личности (цифровая подпись, цифровая биоидентификация — цифровой отпечаток пальца, оцифровка/отпечаток голоса или сетчатки);

• цифровой оборот денежных средств;

• быстрый оборот информации в глобальном масштабе — информационное противостояние и сотрудничество мировых эргасистем;

• внедрение новых сервисов, которые изменяют традиционные процессы (кредитование, постановка на учет, медицинское консультирование и др. без участия одной из сторон — замена на бота или голосового ассистента, наследование, купля-продажа и др.);

• обучение и получение знаний без посещения учебного заведения.

Это не исчерпывающий, но наиболее важный для будущего студента опыт, влияющий на его цифровые навыки и знания.

Привыкание к технологиям и цифровизацию сознания в целом у студентов можно и нужно использовать или применять по следующим направлениям. Так, например, использование облачных хранилищ позволяет не только размещать там учебно-методические материалы, но и организовывать двустороннюю связь. Преподаватель размещает в облачном хранилище список заданий, а студенты отправляют туда отчеты о выполнении назначенных заданий. С помощью облачных сервисов, которые являются бесплатными и не требуют установки на компьютер, возможна организация выполнения как индивидуальных, так и групповых проектов. Преподаватель назначает отдельные роли-функции для каждого участника проекта: поиск информации, анализ полученных данных, визуализация результатов, оформление отчета. Каждый участник работает с отдельным программным облачным сервисом, обмен данных между участниками проекта осуществляется через облачное хранилище.

В учебном процессе можно достаточно широко использовать навыки студентов, приобретенные в условиях удаленного обучения: взаимодействие на конфе-ренц-платформах (Яндекс.Телемост, Microsoft Teams, Zoom, Skype и др.). В режиме очного обучения такие навыки будут полезны при организации консультаций, проведения конференций, круглых столов. А главное, подобные навыки позволяют организовать мобильность процесса обучения. Достаточно простым средством взаимодействия участников учебного процесса является электронная почта.

Современные реалии ввели в повседневную жизнь QR-коды (Quick Response — быстрый отклик). Существует множество свободно распространяемых приложений, позволяющих генерировать различную текстовую и числовую информацию в формате QR-кода. Подобные коды можно использовать при организации учебного процесса, например, заменив бумажные журналы учета посещаемости занятий.

Таким образом, составляющие внешней цифровой компетенции без дополнительных временных затрат на их формирование можно использовать как при организации аудиторной, так и самостоятельной работы, для индивидуальной и групповой форм занятий, применять при организации взаимодействия участников образовательного процесса.

Социологическое исследование

Несмотря на директивный курс цифровизации образования, многие совершают этот процесс медленно, не спешат отказываться от бумажных версий учебных материалов, журналов, отчетов и др. В целях определения готовности студентов юридических направлений к максимальному использованию имеющихся цифровых компетенций в Кубанском государственном университете (г. Краснодар) было проведено социологическое исследование (опрос) среди более чем 75 студентов разных курсов.

В частности, студентам первого и второго курсов была предложена анкета, первый блок вопросов которой выявлял уровень цифровой грамотности учащихся. Выявлялась самооценка опрошенных, 85% студентов определили свой уровень владения цифровыми технологиями как уверенный (рассматривалось владение облачными технологиями, конференц-платформами, браузерами, электронной почтой). Только 15% указали на удовлетворительный уровень владения перечисленными технологиями. Большинство опрошенных (80%) отметили, что как минимум раз в месяц устанавливают новое программное обеспечение на компьютер или мобильный телефон. Подавляющее большинство указали на активное участие в социальных сетях (загрузка фото, использования большинства сервисных функций социальных сетей, поиск информации в сети). Половина (50%) студентов отметили свой выбор в сторону пластиковых карт при оплате покупок, остальные пользуются телефоном как платежным инструментом; 74% указали преимущественное использование интернет-магазинов в сравнении с традиционными. У 97% опрошенных не возникает неприятия при идентификации личности с помощью цифровых технологий (отпечаток пальца, слепок голоса или распознавание лица). Таким образом, первый блок вопросов позволил определить студентов — будущих юристов как активных и продвинутых пользователей общедоступных цифровых технологий, показал отсутствие каких-либо явных неприятий цифровых форм жизнедеятельности, выявил признаки цифровой трансформации будущего юриста.

Второй блок вопросов анкеты определял степень комфорта обучающихся при работе с электронной формой различных материалов. Большинство (87%) обучающихся отметили, что использование презентаций, видеороликов позволяет глубже понять материал. Многие респонденты указали, что имеющиеся учебные материалы в электронной форме воспринимаются комфортно и не требуют бумажного носителя;

Рис. 2. Отношение студентов к цифровизации учебного процесса

40% опрошенных отметили, что ведут большую часть конспектов в электронном виде; 89% указали, что для них будет приемлема полная цифровизация в вузе: содержание учебных материалов, индивидуальные задания, учебное расписание, удаленное взаимодействие с преподавателем (консультации, форумы, обсуждения). Однако 85% учащихся отметили, что очное обучение комфортнее и позволяет легче воспринимать и усваивать учебный материал. На рис. 2 представлены данные опроса.

На основе выполненного опроса можно сделать вывод о том, что студенты-юристы готовы максимально использовать в обучении все приобретенные ими внешние цифровые компетенции. В условиях ограниченного числа учебных часов преподаватель может сконцентрироваться только на узкоспециализированном программном обеспечении и сервисах, в полной мере задействовав перечисленные выше цифровые навыки и умения.

Трудности моделирования информационной дисциплины

Однако внешнее влияние цифровых технологий на трансформацию личности в образовательном процессе скрывает за собой ряд проблем: психологические, нравственные, правовые. Обратим особое внимание на последнюю группу. Прежде всего это правовой аспект использования личных данных и авторской информации. Вся информация, хранимая в облаке, представляет собой авторские материалы преподавателя и

может быть изъята сторонними пользователями. Использование различных конференц-платформ грозит несанкционированным доступом на конференцию, записью аудио - или видеоматериалов конференции без ведома участников. Использование QR-кодов грозит их подделкой или извлечением данных из них.

В современных реалиях особое внимание уделяется QR-кодам. Вообще QR-код представляет собой графическое изображение, несущее в себе трансформированную информацию, представленную в двоичном коде. Уже в 2002 г. появились первые мобильные телефоны, снабженные функцией считывания QR-кода. Код содержит как цифровую, так и символьную информацию. Он похож на штрихкод, однако имеет существенные положительные отличия. В QR-коде можно зашифровать гораздо больше данных, в отличие от штрихкода, который кодирует только одну строку текста. Так как QR-код более емкий, он позволяет включить в зашифрованную последовательность набор символов, которые будут играть роль защиты кода. Более того, изначально шифруемая в графическую форму последовательность данных может быть закодирована с помощью стороннего алгоритма шифрования. QR-код более компактен по сравнению со штрихкодом. Для его идентификации и считывания не требуется специальных устройств, достаточно стандартного смартфона. Все эти достоинства позволяют широко использовать QR-коды как в повседневной деятельности, так и в юридической практике.

К возможным направлениям использования QR-кодов в юридической деятельности можно отнести:

Рис. 3. Пример QR-кода для студента

• хранение информации о клиенте (личные данные, дата обращения, тема обращения и др.);

• передача платежной информации;

• верификация учетных записей в базах данных;

• хранение информации о договорах (краткая информация и ссылка на обращение к электронной копии договора);

• архивирование данных, например, для поиска оконченных нотариальных дел.

Широко можно применять QR-коды при обучении будущих юристов:

• назначение индивидуальных заданий (номер задания, сроки выполнения, ссылка на учебно-методические материалы);

• дополнительная информация по учебной теме;

• поиск необходимых книг в библиотеке;

• инструкции по использованию специализированного программного обеспечения;

• снабжение дополнительной информацией отдельных юридических инструментов (например, для каждого закона соответствующий QR-код будет хранить примеры применения);

• учет посещаемости студентов (сканирование личных кодов присутствующих).

Простота генерации этих кодов с помощью свободно распространяемых программ (например, qr-code-generator.com) и простота считывания мобильными устройствами позволяет использовать QR-коды повсеместно (рис. 3). В современном российском законодательстве только нотариат позаботился о легальности и легитимности использования таких кодов, а также органы таможни и ЦБ РФ5. Понимание того, что такое QR-код, можно найти в технической литературе, общего законодательного в России подхода не существует.

5 Информация Федеральной нотариальной палаты от 28 декабря 2020 г. «QR-код на нотариальных документах: цифровая гарантия защищенности». URL: https://demo.garant.rU/#/document/400156734/ paragraph/1:1 (дата обращения: 11.08.2022); Базовый стандарт совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке (утв. Банком России, протокол № КФНП-12 от 27 апреля 2018 г.). URL: http://demo.garant.rU/#/docUment/71936744/para-graph/1/ doclist/2078/showentries/0/highlight/qr-код это:15 (дата обращения 11.08.2022).

Говоря о всеохватывающей цифровизации образования, прежде всего предполагают формирование цифровой компетенции педагога, применения информационно-коммуникационных технологий на всех этапах образовательного процесса. Цифровизация всех граней учебного процесса накладывает свои особенности на разработку новых учебных курсов и модернизацию имеющихся. Представим интегрированную модель учебной дисциплины, где на каждом этапе внедрены цифровые технологии (рис. 4).

Нормативно-целевой компонент любой дисциплины определяет цели и задачи учебного курса, базируется на нормативных документах и стандартах.

Этот компонент модели поддерживается 1Т-технологиями, обеспечивающими электронный документооборот [10, 13]. Программа информационной учебной дисциплины, образовательные стандарты, учебные планы хранятся в базе данных документации вуза и обновляются с требуемой периодичностью.

Содержательный компонент модели прежде всего включает содержание дисциплины — учебные [6, 7] и учебно-методические материалы. Для их отбора используются различные поисковые системы, специализированные веб-ресурсы, электронные библиотеки, консультационно-информационные системы. Выбранный учебный материал необходимо представить в удобной для обучаемого форме. Предполагается разработка презентаций, графических и видеофайлов, хранение методических материалов не только в бумажной, но и в электронной форме. Разрабатывать наборы разноуровневых заданий педагогу помогают текстовые редакторы и электронные таблицы, различные специальные программы. Отдельно стоит отметить онлайн-образовательные программы и библиотеки обучающего видео, которые могут быть использованы преподавателями для получения наиболее актуальной информации по развитию технологий и коммуникаций6.

6 Центр образовательных разработок московской школы управления Сколково, Российские образовательные онлайн-платформы. URL: http://www.skolkovo.rU/pUblic/media/docUments/research/sedec/ SKOLKOVO_SEDeC_RusOnline.pdf

Нормативно -целевой компонент

Содержательный компонент

Представление учебной информации

V-

Конструирование учебных заданий

V-

Презентации, графический редактор, аудио- и видеофайлы

Макросы, шаблоны, электронные таблицы, редакторы

Поисковые системы, цифровые библиотеки, веб-порталы

Процессуальный компонент

Организация взаимодействия с учащимися

С

Электронная почта, облачные хранилища

Удаленная форма занятий (конференции, консультации)

С

Конференц-платформы, среды дистанционного обучения

Контрольно-оценочный компонент

Тестирование знаний

Z1-

Анализ результатов обучения

Системы онлайн тестирования и конструкторов тестов

Пакеты статистического анализа | данных и визуализации

Рис. 4. Интеграция цифровых технологий в модель учебной дисциплины

Процессуальный компонент отвечает за взаимодействие преподавателя и обучаемого. На этом этапе необходимо использовать все внешние цифровые компетенции обучаемого: владение электронной почтой (E-mail), умение размещать и извлекать файлы из облачных хранилищ (Яндекс.Диск), использовать свободно распространяемые облачные сервисы для оформления отчетов по выполненным заданиям (Яндекс.Таблицы, Яндекс.

Документы), навыки работы на конференц-платформах (Zoom, Teams), умение взаимодействовать со средами дистанционного обучения (Moodle). Перечисленные составляющие компетенции полезны как в обычном учебном процессе, так и в удаленной его форме: большая часть обучения выносится на самостоятельную работу и в этом случае необходим дополнительный дистанционный контакт с преподавателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержательный компонент

Представление учебной информации, конструирование учебных задач: ЫЬгеОГЛсе, ОрепОГЛсе

Поисково-правовые системы: «КонсультантПлюс», ГАРАНТ Электронные библиотеки — http://megapro.kubsu.ru/MegaPro/Web; https://urait.ru/ Портал технической поддержки Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» — https://techportal.sudrf.ru/?id=234

Нормативно-целевой компонент

Сайт вуза (раздел Образование) — https://kubsu.ru/ru/education/programs

Портал федеральных государственных образовательных стандартов — https://fgosvo.ru

Процессуальный компонент Организация учебных занятий, в том числе самостоятельных и удаленных Email, Яндекс.Таблицы, Яндекс. Документы, Яндекс. Диск, Яндекс.Телемост, ОТКРЫТАЯ СРЕДА МОДУЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ - ОСМДО — https://openedu.kubsu.ru/

Межвузоаская площадка он-лайн обучения — https://universarium.org/ Платформы для онлайн обучения: Webinar, Etutorium, MyOwnConference.

Контрольно-оценочный компонент

Контрольные материалы и опросники LibreCalc, LibreWriter

Анализ и статистическая обработка результатов обучения Statistica, LibreCalc

Рис. 5. Пример цифрового обеспечения компонентов модели

Контрольно-оценочный компонент учебной дисциплины позволяет использовать всевозможные способы автоматизации контроля знаний: готовые системы компьютерного тестирования, генераторы тестов, позволяющие педагогам разрабатывать собственные опросники, облачные сервисы тестирования и др. Анализ результатов промежуточного и итогового тестирования также может быть автоматизирован — от использования простых электронных таблиц, позволяющих хранить ведомости успеваемости в электронной форме, до пакетов статистической обработки [11] результатов обучения, выполняющих комплексный анализ качества обучения, визуализацию результатов и прогнозирование дальнейшего обучения. Для более интеллектуальной оценки знаний можно применить технологии чат-ботов, что позволит организовать качественно другой уровень проверки знаний [2].

Пример обеспечения всех компонентов модели представлен на рис. 5.

Рассмотрим предложенный вариант модели формирования цифровых компетенций на примере дисциплины «Информационное право», которая очень важна для общества в целом и для юристов в частности, потому что именно эта дисциплина становится частью любого правового и неправового процесса в жизни общества. Информационные права граждан, средства их защиты и осуществления в информационном обществе выступают гарантом безопасности и стабильности в цифровом информационном мире.

Нормативно-целевой компонент дисциплины «Информационное право» определяется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 40.03.01 — «Юриспруденция» как формирование двух компетенций: ОПК-8 и ОПК-9. Стандарт определяет эти общепрофессиональные компетенции, которыми обязан обладать выпускник, как группу «Информационные технологии»: «ОПК-8. Способен целена-

правленно и эффективно получать юридически значимую информацию из различных источников, включая правовые базы данных, решать задачи профессиональной деятельности с применением информационных технологий и с учетом требований информационной безопасности», «ОПК-9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач»7. Причем ОПК-9 — это новелла Приказа Минобрнауки № 1456 от 26 ноября 2020 г.8

Содержательный компонент включает все учебно-методические материалы по дисциплине «Информационное право» из электронно-библиотечной системы (ЭБС), поисковые правовые системы «Консультант-Плюс» и «Гарант», официальные сайты правоохранительных и судебных органов, сайт Государственной Думы, портал ГАС РФ «Правосудие». На этих интернет-ресурсах студент может найти актуальные редакции нормативно-правовых актов, доктрин, стратегий, государственных образовательных стандартов, государственных федеральных программ, которые формируют и меняют правовое информационное пространство [6, 7]. Содержательные компоненты ИП должен обязательно включать также широкий понятийный аппарат информационных, коммуникационных и компьютерных технологий. Здесь очень важно дать юристам понимание «физики» процесса передачи и обработки информации. Студент должен освоить как можно больше офисных программ, в том числе отечественные пакеты прикладных программ.

Процессуальный компонент содержит платформу, на которой работает ВУЗ, официальный сайт учебного заведения и портал для взаимодействия студентов и преподавателей. Каждый студент через личный

кабинет может иметь доступ к учебным материалам, размещать для проверки контрольные и курсовые работы, отслеживать свою успеваемость, формировать рейтинг.

Контрольно-оценочный компонент по дисциплине «Информационное право» должен включать тесты и задачи практического характера, при этом очень важно рассматривать информационно-правовые ситуации, в которых решение задачи невозможно без понимания технологии процесса передачи, накопления, уничтожения, предоставления, копирования информации. Визуализация результатов может быть выполнена в пакете Р7-Офис или МойОфис.

Современный уровень развития цифровых технологий, их доступность и готовность к использованию у студентов — будущих юристов плюс государственный заказ на цифровизацию юридического образования9 и повышения его качества в совокупности позволяет говорить о внедрении цифровых технологий на всех этапах формирования специалиста юридического профиля, неизбежности глубинной интеграции 1Т-технологий и правовой практики и науки в цифровом мире информационного общества.

Итак, можно сделать вывод о том, что развитие технологий и коммуникаций в современном мире должно привести к трансформации подходов формирования компетенций у будущих профессионалов-юристов и включения нового вида компетенций, а именно цифровых, в перечень требований к результатам освоения программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. Должна появиться новая группа или категория — цифровые компетенции, которые будут шире и глубже раскрывать требования к работникам правовой сферы в информационном обществе.

Рецензент: Чубукова Светлана Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заместитель заведующего кафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: csg57@yandex.ru

Литература

1. Бегларян М. Е., Добровольская Н. Ю. Формирование IT-компетенции юриста в цифровом пространстве // Правовая информатика. 2019. № 3. С. 60—70. DOI: 10.21681/1994-1404-2019-3-60-70 .

2. Бегларян М. Е., Добровольская Н. Ю. D-технологии в цифровизации процесса оценивания знаний // Тр. VI Междунар. науч.-прак. конф. «Информационные системы и технологии в моделировании и управлении» / Крымский фед. ун-т им. В. И. Вернадского. Симферополь : КФУ, 2021. С. 329—333.

7 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 — «Юриспруденция» (с изменениями и дополнениями). URL: https://fgosvo.ru/ upl0adfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/400301_B_3_15062021.pdf

8 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от

26 ноября 2020 г. № 1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/Pr_M0N_1456_26112020.pdf

9 Максимова И. М. Цифровизация юридического образования: теоретический аспект // Актуальные проблемы государства и права. 2021. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovizatsiya-yuridicheskogo-obrazovaniya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 16.11.2021); Абдусаламов Р. А., Магдилова Л. В., Рагимханова Д. А. Некоторые проблемы совершенствования юридического образования в условиях цифровизации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ nekotorye-problemy-sovershenstvovaniya-yuridicheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 16.11.2021).

3. Государство и право в новой цифровой реальности : монография / Под общ. ред. И.А. Конюховой-Умновой, Д.А. Ловцова. М. : ИНИОН РАН, 2020. 259 с. ISBN 978-5-248-00959-6.

4. Ершов В. В., Ловцов Д. А. Концепция непрерывной информационной подготовки юриста // Информационное право. 2007. № 3. С. 29—33.

5. Ершова И. В., Енькина Е. Е. «Цифровые» компетенции юристов: понятие, практика, проблемы формирования // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 6(115). С. 225—233.

6. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем : монография. М. : РГУП, 2021. 314 с. ISBN 978-5-93916-887-8.

7. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере : монография. М. : РГУП, 2016. 316 с. ISBN 978-5-93916-505-1.

8. Ловцов Д. А. Системный анализ. Часть. 1. Теоретические основы. М. : РГУП, 2018. 224 с. ISBN 978-5-93916-701-7.

9. Ловцов Д. А. Информационно-правовые основы правоприменения в цифровой сфере // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2(35). С. 44—52. DOI: 10.21681/2226-0692-2020-2-44-52 .

10. Ловцов Д. А. Проблемы правового регулирования электронного документооборота // Информационное право. 2005. № 2. С. 28—31.

11. Ловцов Д. А., Богданова М. В., Паршинцева Л. С. Пакеты прикладных программ для многоаспектного анализа судебной статистической информации // Правовая информатика. 2017. № 1. С. 28—36. DOI: 10.21681/19941404-2017-1-28-36 .

12. Ловцов Д. А., Богданова М. В., Лобан А. В., Паршинцева Л. С. Статистика (компьютеризированный курс) / Под ред. Д.А. Ловцова. М. : РГУП, 2020. 400 с. ISBN 978-5-93916-834-2.

13. Ловцов Д. А., Шибаев Д. В. Семейство унифицированных правовых протоколов электронного документооборота в судебной системе // Российское правосудие. 2011. № 7. С. 44—52.

14. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47). С. 3—16.

15. Сабирова Л. Л. Проблемы использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2 (30). С. 72—77.

16. Талапина Э. В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 5—17.

17. Храмцова Н. Г., Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1(37). С. 80—91.

18. Чубукова С. Г. Информационно-правовая компетентность студента юридического вуза // Информационное право. 2015. № 2. С. 40—43.

BUILDING DIGITAL COMPETENCIES OF LAWYERS IN THE MODERN LEGAL EDUCATION SPACE

Margarita Beglarian'0, Natal'ia Dobrovol'skaia"

Keywords: digitalisation, digital competence, government educational standard, digital experience, process optimisation, QR code, educational process modelling, online interaction, information and communication technologies.

Abstract

Purpose of the work: improving the scientific and methodological base of the educational process aimed at building digital competencies necessary and important for modern specialists and professionals.

Methods used: methods of analysing thepaedagogical and methodological literature in the areas of education digitalisation, generalisation of paedagogical experience in building digital competencies in legal professionals, modelling the process of building digital competence in the teacher, system (multi-faceted) approach linking together the most important elements of the learning process: information, given information models, knowledge, and government requirements (standards).

Findings: a conceptual/logical model of the process of building lawyer's digital competence is developed which is not in conflict with the government educational standards and shows the ways and methods of communication in the learning process. The methodological principles for a multi-faceted approach to analysing and optimising the higher education system

10 Margarita Beglarian, Ph.D. (Physics and Mathematics), Associate Professor, Head of the Department of the Humanities, Social and Natural Sciences Disciplines of the North-Caucasus Branch of the Russian State University of Justice, Krasnodar, Russian Federation.

E-mail: rita_beg@mail.ru

11 Natal'ia Dobrovol'skaia, Ph.D. (Paedadogy), Associate Professor at the Information Technology Department of the Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation.

E-mail: dnu10@mail.ru

are determined considering the information requirements of the modern digital world. Models corresponding to various online

learning strategies made it possible to elaborate the information processes and the role of modelling in their implementation.

An analysis of the specific features of using modelling in various learning strategies allowed to clearly identify the stages of

building digital competence and assess the role of modelling in organising an efficient competence-based approach.

References

1. Beglarian M. E., Dobrovol'skaia N.Iu. Formirovanie IT-kompetentsii iurista v tsifrovom prostranstve. Pravovaia informatika, 2019, No. 3, pp. 60-70. DOI: 10.21681/1994-1404-2019-3-60-70 .

2. Beglarian M. E., Dobrovol'skaia N.Iu. D-tekhnologii v tsifrovizatsii protsessa otsenivaniia znanii. Tr. VI Mezhdunar. nauch.-prak. konf. "Informatsionnye sistemy i tekhnologii v modelirovanii i upravlenii". Krymskii fed. un-t im. V. I. Vernadskogo. Simferopol' : KFU, 2021, pp. 329-333.

3. Gosudarstvo i pravo v novoi tsifrovoi real'nosti : monografiia. Pod obshch. red. I.A. Koniukhovoi-Umnovoi, D.A. Lovtsova. M. : INION RAN, 2020. 259 pp. ISBN 978-5-248-00959-6.

4. Ershov V. V., Lovtsov D. A. Kontseptsiia nepreryvnoi informatsionnoi podgotovki iurista. Informatsionnoe pravo, 2007, No. 3, pp. 29-33.

5. Ershova I. V., En'kina E. E. "Tsifrovye" kompetentsii iuristov: poniatie, praktika, problemy formirovaniia. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 2020, t. 15, No. 6 (115), pp. 225-233.

6. Lovtsov D. A. Informatsionnaia teoriia ergasistem : monografiia. M. : RGUP, 2021. 314 pp. ISBN 978-5-93916-887-8.

7. Lovtsov D. A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere : monografiia. M. : RGUP, 2016. 316 pp. ISBN 978-5-93916-505-1.

8. Lovtsov D. A. Sistemnyi analiz. Chast'. 1. Teoreticheskie osnovy. M. : RGUP, 2018. 224 pp. ISBN 978-5-93916-701-7.

9. Lovtsov D. A. Informatsionno-pravovye osnovy pravoprimeneniia v tsifrovoi sfere. Monitoring pravoprimeneniia, 2020, No. 2 (35), pp. 44-52. DOI: 10.21681/2226-0692-2020-2-44-52 .

10. Lovtsov D. A. Problemy pravovogo regulirovaniia elektronnogo dokumentooborota. Informatsionnoe pravo, 2005, No. 2, pp. 28-31.

11. Lovtsov D. A., Bogdanova M. V., Parshintseva L. S. Pakety prikladnykh programm dlia mnogoaspektnogo analiza sudebnoi statisticheskoi informatsii. Pravovaia informatika, 2017, No. 1, pp. 28-36. DOI: 10.21681/1994-1404-20171-28-36 .

12. Lovtsov D. A., Bogdanova M. V., Loban A. V., Parshintseva L. S. Statistika (komp'iuterizirovannyi kurs). Pod red. D.A. Lovtsova. M. : RGUP, 2020. 400 pp. ISBN 978-5-93916-834-2.

13. Lovtsov D. A., Shibaev D. V. Semeistvo unifitsirovannykh pravovykh protokolov elektronnogo dokumentooborota v sudebnoi sisteme. Rossiiskoe pravosudie, 2011, No. 7, pp. 44-52.

14. Robert I. V. Tsifrovaia transformatsiia obrazovaniia: vyzovy i vozmozhnosti sovershenstvovaniia. Informatizatsiia obrazovaniia i nauki, 2020, No. 3 (47), pp. 3-16.

15. Sabirova L. L. Problemy ispol'zovaniia otkrytykh obrazovatel'nykh resursov v nepreryvnom iuridicheskom obrazovanii. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, t. 12, No. 2 (30), pp. 72-77.

16. Talapina E. V. Pravo i tsifrovizatsiia: novye vyzovy i perspektivy. Zhurnal rossiiskogo prava, 2018, No. 2, pp. 5-17.

17. Khramtsova N. G., Maiboroda T.Iu. Podkhody k razvitiiu tsifrovykh kompetentsii studentov iuridicheskikh vuzov. Perspektivy nauki i obrazovaniia, 2019, No. 1 (37), pp. 80-91.

18. Chubukova S. G. Informatsionno-pravovaia kompetentnost' studenta iuridicheskogo vuza. Informatsionnoe pravo, 2015, No. 2, pp. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.