Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И НОВЫХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И НОВЫХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КАЧЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна, Александрова Надежда Владимировна

В статье рассмотрено современное состояние высшего юридического образования в России в условиях перехода на цифровой формат с применением дистанционных образовательных технологий. В XXI в. качественная подготовка юридических кадров является эффективным средством становления и развития правового государства. Авторами предпринята попытка проанализировать определенные сложности при подготовке специалистов-правоведов, а также предложены рекомендации по совершенствованию качества подготовки кадров юридической сферы в вузах. Исследование предполагает новые идеи в целях совершенствования дистанционного обучения в вузе в свете новых требований государственных образовательных стандартов высшего образования по юриспруденции, что является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Сегодня образовательные технологии переживают новое перерождение в условиях распространения пандемии. Юриспруденция переходит на новый уровень создания цифровой образовательной среды, в которой дистанционно используются передовые технологии проведения лекционных и практических занятий, а также создаются формы организации самостоятельной работы и подготовки обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна, Александрова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF HIGHER LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION AND NEW CHALLENGES OF OUR TIME

The article examines the current state of higher legal education in Russia in the context of the transition to the digital format with the use of distance education technologies. In the XXI century, high-quality training of legal personnel is an effective means of establishing and developing the law-bound state. The authors attempt to analyze certain difficulties in training legal specialists, as well as offer recommendations for improving the quality of legal personnel training in universities. The study suggests new ideas for improving distance learning at the university in the light of the new requirements of the state educational standards of higher education in jurisprudence, which is an integral component of the educational process. Today, educational technologies are undergoing a new rebirth under the conditions of the pandemic spread. Jurisprudence is moving to a new level of creating a digital educational environment where advanced technologies for conducting lectures and practical classes are used remotely, as well as forms of organizing independent work and training students are created.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И НОВЫХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ»

DOI: 10.47026/2499-9636-2021-2-55-60

УДК 340.96:378 ББК Х.р30

И.Ю. СЕМЕНОВА, Н.В. АЛЕКСАНДРОВА

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И НОВЫХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ

Ключевые слова: система образования, кадры юридического профиля, качество, цифровые образовательные технологии, высшее учебное заведение.

В статье рассмотрено современное состояние высшего юридического образования в России в условиях перехода на цифровой формат с применением дистанционных образовательных технологий. В XXI в. качественная подготовка юридических кадров является эффективным средством становления и развития правового государства. Авторами предпринята попытка проанализировать определенные сложности при подготовке специалистов-правоведов, а также предложены рекомендации по совершенствованию качества подготовки кадров юридической сферы в вузах. Исследование предполагает новые идеи в целях совершенствования дистанционного обучения в вузе в свете новых требований государственных образовательных стандартов высшего образования по юриспруденции, что является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Сегодня образовательные технологии переживают новое перерождение в условиях распространения пандемии. Юриспруденция переходит на новый уровень создания цифровой образовательной среды, в которой дистанционно используются передовые технологии проведения лекционных и практических занятий, а также создаются формы организации самостоятельной работы и подготовки обучающихся.

Подготовка квалифицированных специалистов в юридической сфере является важным направлением развития любого современного государства. Этот тезис не теряет своей актуальности и в эпоху активного внедрения в образовательный процесс цифровых технологий и дистанционного формата обучения практически на всех направлениях подготовки.

Рассуждая о признаках современного государства, необходимо выделить степень его сформированности как правового, что подразумевает реальное обеспечение верховенства закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, существование системы сдержек и противовесов власти, равенство всех перед законом и судом. В этой связи становление и развитие правового государства находятся в прямой зависимости от качественной подготовки юридических кадров. Именно качественная характеристика высшего юридического образования обуславливает повышение правовой культуры населения, высокий уровень правотворчества, реализацию прав и свобод и эффективную деятельность правоохранительных органов [2. С 7].

С недавних пор в научной среде и в средствах массовой информации не утихают дискуссии о качестве подготовки кадров юридического профиля в высших учебных заведениях России. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 777 вузов, готовящих специалистов юридиче-

ской сферы [6]. Для сравнения: до распада СССР в стране насчитывалось 48 университетов и 5 институтов (без учета правоохранительных учебных заведений), предоставлявших юридическое образование [5. С. 95]. Заместитель председателя правления Ассоциации юристов России Игорь Редькин считает, что резкое и бесконтрольное увеличение количества учебных заведений, специализирующихся на подготовке юридических кадров, негативным образом сказалось на качестве образования [4]. Многие вузы, по мнению ряда исследователей, к сожалению, стали заботиться не о качестве, как это было в советское время, а о количестве выпускаемых студентов-юристов. Фактически сложилась следующая картина: выросла численность дипломированных специалистов в сфере права, однако работодатели ощущают определенный дефицит юристов, поскольку уровень компетентности некоторых выпускников не позволяет им в достаточной мере выполнять свои профессиональные обязанности. Отметим, что в советский период юридическое образование рассматривалось «как исключительное духовное благо, доступное только для узкого круга лиц», в связи с чем его качество, как считают представители общественности, было на высоком уровне. Последующий распад СССР и переход к рыночным отношениям существенно сказались на восприятии юридического образования. В настоящее время юридическое образование, как отмечает ряд научных деятелей, превратилось в «некий товар, услугу, предназначенную для извлечения прибыли» [1. С. 6]. Такое преобразование не лучшим образом сказывается на профессиональных способностях выпускников-юристов. Но существует и альтернативная позиция. Иные исследователи считают, что в любом случае даже при серьезном увеличении количества учебных заведений, готовящих юристов, в условиях трансформации всех сфер общественной жизни, включая образовательную, качество юридического образования нисколько не ухудшилось, а, наоборот, стало конкурентоспособным благодаря более широкому внедрению инструментов цифровизации.

С другой стороны, как показал 2020 год и начало 2021 года, сфера юридического образования в условиях COVID-19 практически мгновенно смогла адаптироваться как к полному, так и к частичному (смешанному онлайн и оффлайн) погружению в дистант. Так, например, достаточно успешным оказался опыт работы профессорско-преподавательского состава юридического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, который успешно внедрил в учебный процесс образовательные платформы Moodle, Google Classroom, Kahoot, Massive Open Online Courses, Udemy; онлайн сервисы Zoom, Teachbase, Emdesell, MemberLux, GetCourse, Jastclick, Steplik, Udemy, Eliademy, WebTutor, TalentLMS, iSpring, JoomlaLMS и иные; интерактивные онлайн-доски (Miro, Limnu, Aww, Twiddla, IDroo, NoteBook, Interwrite), мессенджеры (Whatsapp, Viber, Telegram, Discord), а также активно использовал социальные сети. Все используемые онлайн инструменты позволили успешно сочетать синхронное и асинхронное обучение при подготовке кадров юридического профиля, сделать учебный процесс более интерактивным. Результатом такой успешной

работы стала высокая усвояемость учебного материала, причем видеолекции и онлайн-викторины по разным отраслям права были освоены практически всеми студентами факультета. Примечательно, что налаживание обратной связи стало одним из ключевых аспектов совместной работы преподавателей и студентов; преподавательский состав отметил повышенный интерес и мотивацию студентов к учебе. Тем не менее классический оффлайн-формат ведения учебных занятий так же, как и прежде, занимает основную позицию. Смешанное обучение (лекции онлайн, а практические (семинарские) занятия оффлайн) позволяет в полной мере достигать целей высшего образования.

Отдельного внимания исследователей заслуживают предоставляемые вузами условия для организации учебного процесса. К сожалению, они разнятся по стране по имеющимся техническим ресурсам в разных учебных заведениях, готовящих юристов. Однако, как показывают опросы ВЦИОМ и интернет-опросы на педагогических форумах, в большинстве российских вузов созданы комфортные условия обеспеченности новой компьютерной техникой и высокоскоростным Интернетом с использованием дистанционных образовательных технологий для проведения онлайн-занятий.

Цифровая образовательная среда, в которой дистанционно используются передовые технологии, позволяет планировать занятия через онлайн-сервисы, закрепить общение в интернет-чатах, создавать виртуальные классы, проводить тестирование, а студенты самостоятельно изучают учебный материал в удобное время и в удобном месте, проходят форму контроля, указанную преподавателем. По сравнению с дистанционным аудиторное обучение имеет все же свои преимущества. Например, формат проведения практических занятий позволяет разобрать конкретный вопрос или ситуацию более углубленно в присутствии самого преподавателя, интегрированная или модульная лекция, проведенная преподавателем перед широкой аудиторией, побуждает внимание и мыслительную активность и т.д.

Ни для кого не секрет, что учебная нагрузка на преподавателей с каждым годом растет, появляются дополнительные обязанности, связанные с использованием образовательный платформ. Необходимо систематически осуществлять их наполняемость лекционным курсом, заданиями для самостоятельной работы студентов, тестовыми вопросами для проверки текущих, промежуточных и остаточных знаний, контрольными заданиями по курсу и формой итогового контроля. В то же время ответственному преподавателю, помимо организационно-методических вопросов, необходимо совершенствовать свои знания, заниматься научной и проектной деятельностью, изучать постоянно меняющуюся законодательную базу и правоприменительную практику. В силу этого перед ним стоит нелегкий выбор между совершенствованием преподавания учебных дисциплин как индикатором качества образования и выполнением большого количества организационных процедур как обязательным требованием руководства вуза. В этом отношении к преподавателям юридических факультетов предъявляются повышенные требования, с которыми они, как правило, успешно справляются.

В современных условиях трансформации системы высшего образования правоприменительная практика предъявляет все новые вызовы к содержанию ФГОС в части формирования у студентов практического опыта. Работодателю чаще всего требуется готовый специалист, имеющий достаточный опыт работы в юридической сфере (как правило, минимум год), а не вчерашний выпускник-юрист. В полном объеме удовлетворить требования работодателя обычному студенту, занимающемуся лишь учебной деятельностью, практически невозможно. В связи с чем отсутствие хоть какого-то практического опыта сказывается на поиске работы у достаточно большого количества выпускников юридических факультетов. Эта проблема частично решается при прохождении студентами производственных и преддипломных практик, по результатам окончания которых многие из них возвращаются на эти места, но уже не как практиканты, а как работники к работодателям.

Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить основные направления повышения качества высшего юридического образования в России в условиях цифровизации и новых вызовов современности:

1. В последнее время наблюдаются положительные тенденции уменьшения юридических направлений в непрофильных вузах, однако принимаемых мер недостаточно. По факту самих непрофильных вузов в любом случае остается немало. Кроме того, для решения проблемы необходимо менять саму идею формирования юридического потенциала. Думается, что в этих целях необходимо пропорциональное сокращение набора студентов юридического профиля на контрактной основе и одновременное увеличение количества предоставляемых бюджетных мест.

2. Учитывая все особенности положения современного преподавателя при переходе на цифру, на наш взгляд, следует значительно увеличить объемы бюджетных расходов на образование и науку. Данная мера должна поспособствовать привлечению компетентных юристов-практиков без ученых степеней, научных деятелей, в том числе молодых, к преподавательскому делу.

3. Возможно, необходимо немного упростить систему формальных организационных процедур [3. С. 147]. Преподаватели, в первую очередь, должны сосредоточиться на качестве проведения учебных занятий, совершенствовании своих научных знаний и практического опыта.

4. Необходимо уделять пристальное внимание вопросам получения студентами не только теоретических знаний, но и практического опыта. Возможно увеличение количества и продолжительности производственных практик для более успешного формирования у студентов навыков работы с действующим законодательством и правоприменительной практикой.

Цифровая образовательная среда современных многопрофильных университетов способствует более качественному освоению дисциплин юридического профиля, так как смешанное обучение (онлайн-лекции и практические оффлан-занятия в стенах вуза) в наибольшей степени отвечают потребностям высшей школы в новых изменяющихся условиях.

Литература

1. Васильев А.А., Куликов Е.А., Шпоппер Д. Высшее юридическое образование в России: некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития // Российско-азиатский правовой журнал. 2019. № 1. С. 4-13.

2. Глушаченко С.Б., Метелева Л.В., Морозова Э.В. Высшее юридическое образование в Российской Федерации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 7-14.

3. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Lex Russica. 2018. № 1(134). С. 144-156.

4. Меньше половины выпускников топовых юридических факультетов могут быть названы юристами [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/news/150395008.html (дата обращения: 01.11.2020).

5. Перевалов В.Д. Теоретические и исторические аспекты российского юридического образования: юридическое образование в советское время // Российское право: образование, практика, наука. 2009. № 5-6(58-59). С. 89-112.

6. Юридические вузы России 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://vuzoteka.ru/(дата обращения: 03.02.2021).

СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (iysemenova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7557-228X).

АЛЕКСАНДРОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (nadyaalex@list.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7145-3010).

Inna Yu. SEMENOVA, Nadezhda V. ALEXANDROVA

IMPROVING THE QUALITY OF HIGHER LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION AND NEW CHALLENGES OF OUR TIME

Key words: education system, legal personnel, quality, digital educational technologies, higher educational institution.

The article examines the current state of higher legal education in Russia in the context of the transition to the digital format with the use of distance education technologies. In the XXI century, high-quality training of legal personnel is an effective means of establishing and developing the law-bound state. The authors attempt to analyze certain difficulties in training legal specialists, as well as offer recommendations for improving the quality of legal personnel training in universities. The study suggests new ideas for improving distance learning at the university in the light of the new requirements of the state educational standards of higher education in jurisprudence, which is an integral component of the educational process. Today, educational technologies are undergoing a new rebirth under the conditions of the pandemic spread. Jurisprudence is moving to a new level of creating a digital educational environment where advanced technologies for conducting lectures and practical classes are used remotely, as well as forms of organizing independent work and training students are created.

References

1. Vasil'ev A.A., Kulikov E.A., Shpopper D. Vysshee yuridicheskoe obrazovanie v Rossii: ne-kotorye sovremennye tendentsii, problemy i perspektivy razvitiya [Higher legal education in Russia: some current trends, problems and development prospects]. Rossiisko-aziatskii pravovoi zhurnal, 2019. no 1, рр. 4-13.

2. Glushachenko S.B., Meteleva L.V., Morozova E.V. Vysshee yuridicheskoe obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii [Higher legal education in the Russian Federation]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta imymrn A.I. Gertsena, 2019, no. 191, рр. 7-14.

3. Kondrashev A.A. Problemy sovremennogoyuridicheskogo obrazovaniya v kontekste reformy vysshego obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii: itogi i perspektivy [Problems of modern legal education in the context of higher education reform in the Russian Federation: results and prospects]. Lex Russica, 2018, no. 1(134), рр. 144-156.

4. Men'she poloviny vypusknikov topovykh yuridicheskikh fakul'tetov mogut byt' nazvany yuristami [Rules for the Citing of Sources]. Available at: https://pravo.hse.ru/news/150395008.html (Accessed 3 February 2021).

5. Perevalov V.D. Teoreticheskie i istoricheskie aspekty rossiiskogo yuridicheskogo obrazovaniya: yuridicheskoe obrazovanie v sovetskoe vremya [Theoretical and historical aspects of Russian legal education: legal education in the Soviet era]. Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka,2009, no. 5-6 (58-59), рр. 89-112.

6. Yuridicheskie vuzy Rossii 2020 [Rules for the Citing of Sources] Available at: https://vuzoteka.ru/ (Accessed 3 February 2021).

INNA Yu. SEMENOVA - Senior Lecturer, Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (iysemenova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7557-228X).

NADEZDA V. ALEKSANDROVA - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Civil and Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (nadyaalex@list.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7145-3010)._

Формат цитирования: Семенова И.Ю., Александрова Н.В. Повышение качества высшего юридического образования в условиях цифровизации и новых вызовов современности [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2021. - № 2. - С. 55-60. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/2/8. DOI: 10.47026/2499-9636-2021-2-55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.