Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
Образование / юриспруденция / интернет / дистанционное обучение / информационные технологии / студент / Education / jurisprudence / internet / distance learning / information technology / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокун Павел Владимирович

В статье проводится анализ роли информационных технологий в обучении студентов-юристов в условиях дистанционного обучения. Отмечается важность внедрения современных информационных технологий в процесс обучения для актуализации и повышения эффективности образовательных программ дистанционного обучения юридического профиля. Автором представлен вывод о том, что совокупность, выбранных высшим учебным учреждением, методов организации дистанционного обучения и используемых при нём технический средств напрямую влияет на уровень подготовки будущих юридических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокун Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE USE ISSUES THE LATEST TECHNOLOGIES IN TRAINING LAW STUDENTS

The article analyzes the role of information technologies in teaching law students in the context of distance learning. The importance of introducing modern information technologies into the learning process for updating and increasing the effectiveness of educational programs for distance learning of a legal profile is noted. The author presents a conclusion that the combination of methods of organizing distance learning and the technical means used with it, selected by a higher educational institution, directly affects the level of training of future legal personnel.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ»

УДК 340 ГРНТИ-10.01

DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -26-40-43

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Сорокун Павел Владимирович

к.и.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: В статье проводится анализ роли информационных технологий в обучении студентов-юристов в условиях дистанционного обучения. Отмечается важность внедрения современных информационных технологий в процесс обучения для актуализации и повышения эффективности образовательных программ дистанционного обучения юридического профиля. Автором представлен вывод о том, что совокупность, выбранных высшим учебным учреждением, методов организации дистанционного обучения и используемых при нём технический средств напрямую влияет на уровень подготовки будущих юридических кадров.

Ключевые слова: Образование, юриспруденция, интернет, дистанционное обучение, информационные технологии, студент.

SEPARATE USE ISSUES THE LATEST TECHNOLOGIES IN TRAINING LAW STUDENTS

Sorokun Pavel Vladimirovich

Ph.D., Associate Professor of the Department of State Legal and Sectoral Legal Disciplines Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract: The article analyzes the role of information technologies in teaching law students in the context of distance learning. The importance of introducing modern information technologies into the learning process for updating and increasing the effectiveness of educational programs for distance learning of a legal profile is noted. The author presents a conclusion that the combination of methods of organizing distance learning and the technical means used with it, selected by a higher educational institution, directly affects the level of training of future legal personnel.

Keywords: Education, jurisprudence, internet, distance learning, information technology, student.

Модернизация сферы образования в условиях бурного технологического прогресса, приходящегося на начало XX века, было закономерным процессом развития человеческого общества. С момента возникновения Интернета дистанционное образование вышло на качественно новый уровень взаимодействия преподавателя со своими студентами, предполагающего использование современных информационных технологий, с помощью которых стало возможным проводить учебные занятия в различных онлайн-форматах.

Актуальность исследования проблем и перспектив развития дистанционных и электронных форм обучения обусловлена в первую очередь высокой значимостью Интернета и информационных технологий в жизни современного человека. Об этом свидетельствует и статистика. Так, согласно данным Mediascope, в феврале-июле 2019

40

года аудитория Рунета достигла отметки в 95, 8 млн человек в возрасте от 12 лет, что составляет 78% населения страны (среди опрошенных были лица, которые пользовались Интернетом хотя бы раз в месяц). Данный показатель за последние два года вырос на 10% [3]. В аналогичном исследовании на состояние февраля 2020 года количество отечественных Интернет-пользователей составляет уже 96, 7 млн человек - 79% населения страны [4].

Представляется логичным предположить, что влияние Интернета с каждым годом будет только расти, этому свидетельствует и массовое распространение многообразных технических устройств, предоставляющих пользователям свободный доступ к сети.

Важно учитывать, что самой активной возрастной группой в Интернете по-прежнему являются лица от 18 до 24 лет, среди которых не малую часть составляют студенты высших учебных заведений. В связи с этим возникает потребность укрепления роли Интернета в рамках образовательных программ, а также внедрения современных информационных технологий в процесс обучения для достижения последующих целей:

1. актуализация и повышение эффективности образовательных программ различных специальностей;

2. создание комфортных условий обучения студентов, сочетающих в себе доступность получения ими необходимых теоретических знаний, а также последующую реализацию данных знаний на практике путём вовлечения в образовательных процесс средств и методов, благоприятно влияющих на уровень мотивации студентов к обучению.

Информационная эпоха внесла значительные изменения в сферу образования и связанные с ней общественные отношения, а это повлекло за собой соответствующее правовое регулирование. Одним из ключевых направлений модернизации образовательных услуг стала реализация образовательных программ в формате дистанционного и электронного обучения с применением специальных информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих взаимодействие и передачу необходимой информации между педагогом и обучающимися.

Электронная и дистанционная формы обучения официально закреплены в статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 г., в которой регламентируется порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].

Отметим, что юриспруденция не входит в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждённый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) [2]. Следовательно, законодатель допускает возможность обучения студентов-юристов высших учебных заведений исключительно в дистанционном формате, в рамках которого они получат необходимые теоретические знания, а также практические навыки и умения, отвечающие федеральным государственным стандартам высшего образования, т.е. физическое присутствие студентов-юристов на занятиях не является обязательным фактором выстраивания их профессиональной компетенции.

Реализация электронного и дистанционного обучения в юридических вузах сопровождается использованием информационных ресурсов и технических средств, которые учитывают специфику юридической деятельности, связанной с изучением, анализом и практическим применением положений нормативно-правовых актов для решения всевозможных профессиональных задач.

Распространенным явлением в процессе дистанционного юридического обучения стало знакомство студентов-юристов с наиболее известными справочно-правовыми системами, такими как «Гарант», «Консультант Плюс» и «Кодекс». Однако, как отмечают

исследователи, несмотря на широкий спектр возможностей подобных справочно-правовых систем, студенты крайне редко пользуются ими в процессе обучения, а в качестве альтернативного поиска правовой информации используют Интернет [5]. Решение образовавшейся проблемы исследователи видят в создании экспериментальной методики обучения дисциплины «Справочно-информационные системы» с последующим внедрением её в учебный процесс [5].

Разделяя точку зрения исследователей, хочется дополнить, что наличие подобной дисциплины в образовательной программе юридических вузов может не только качественно отразиться на эффективности усвоения студентами важных правовых знаний в момент обучения, но и предоставить им хорошую практическую базу использования конкретных справочно-информационных систем, которая будет служить для них средством актуализации правовых знаний, а также способствовать в осуществлении ими дальнейшей профессиональной деятельности.

Дистанционная и очная формы обучения имеют ряд отличительных признаков. Один из таких признаков заключается в том, что при дистанционной форме обучения студент в большинстве случаев во время занятий находится в домашней обстановке, наполненной различного рода раздражителями, которые могут препятствовать его концентрации на учебном процессе. Примером этому является ситуация, когда студент использует персональный компьютер в качестве средства связи с преподавателем, тем самым его фокус внимания от лекционного материала может склониться в пользу социальных сетей в силу привычки или сухости изложения лекционного материала самим педагогом, а также иных факторов. Контролировать же деятельность обучающихся во время дистанционных занятий достаточно трудно, в связи с чем возрастает риск увеличения количества отстающих студентов, уровень знаний которых не дотягивает до установленных образовательным стандартом требований.

Верно и то, что степень вовлечения определенного студента в учебный процесс зависит от развития его способностей к самодисциплине и самоорганизации, важность которых в профессиональной деятельности юриста сложно оспорить. Однако образовательные организации, предоставляющие возможность получения высшего дистанционного образования, должны быть заинтересованы в использовании новых методов и способов обучения, благоприятно влияющих на внутреннюю мотивацию студентов к получению необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков.

Большое внимание в научной среде отводится геймификации как одному из способов организации обучения студентов юридических профилей. Учебная геймификация предполагает прохождения студентом уровней усвоения курсов, выполнения заданий в виде тестов, кейсов, ситуационных задач, за которые предусмотрена система поощрения, бонусов и баллов [6]. Методы геймификация успешно распространены в маркетинге, бизнесе, продажах, а многие исследователи отмечают её эффективность в качестве инструмента дополнительной мотивации и вовлечения студентов к обучению [7].

Стоит упомянуть и влияние модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (MOODLE) в реализации электронного и дистанционного обучения. Данная платформа создана для взаимной работы преподавателей и студентов. К её ключевым преимуществам относится технология отслеживания успеваемости обучающихся, что даёт возможность оперативно скорректировать недостаток теоретический знаний и навыков конкретного студента путём индивидуальной работы с преподавателем. Также в систему MOODLE легко интегрируются элементы геймификации, которые будут особенно актуальны для студентов юридических вузов, ведь с их помощью можно развить у них навык аргументации той или иной правовой позиции в ходе решения, например, ситуационных задач.

Примечательно, что форма дистанционного обучения совсем недавно была введена многими образовательными учреждениями в целях снижения распространения коронавирусной инфекции. Наличие проблем реализации дистанционного обучения в России в период пандемии, связанных с необходимостью разработки образовательными организациями в сжатые сроки организационно-правовых документов, объективных технических неполадок работы серверов, отсутствия стабильного Интернет-соединения, подводят к вопросу о необходимости формирования качественных цифровых образовательных платформ учебных учреждений, обеспечивающих возможность дистанционного обучения как во время чрезвычайных обстоятельств, так и вне их.

Таким образом, информационные технологии в обучении студентов-юристов играют ключевую роль в процессе организации дистанционного обучения. Совокупность, выбранных высшим учебным учреждением, методов организации дистанционного обучения и используемых при нём технический средств напрямую влияет на уровень подготовки будущих юридических кадров.

Список литературы:

1. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 Ш73-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

2. Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий // СПС КонсультантПлюс.

3. Mediascope: за два года число пользователей интернета в России выросло на 10% [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url: https://www.kommersant.ru/doc/4096286 (дата обращения 06.05.2021).

4. Аудитория Рунета в 2020 году пробьет планку в 100 млн пользователей [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url:https://rg.ru/2020/04/15/auditoriia-runeta-v-2020-godu-probet-planku-v-100-mln-polzovatelej.html (дата обращения 06.05.2021).

5. Булуева Ш.И., Цамаева А.А., Нурмагомедова Н.Х. Особенности использования информационных технологий в обучении правовым дисциплинами [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url: https://elibrary.ru/item.asp?id=44536495 (дата обращения: 08.05.2021).

6. Магомедов Ш.Б., Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В. Цифровые инструменты в обучении студентов-юристов в условиях дистанционного и смешанного обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.url: https://elibrary.ru/item.asp?id=44511225 (дата обращения: 08.05.2021).

7. Серикова Р.М. Геймификация образовательного процесса как один из компонентов познавательной деятельности учащихся // ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2017. №1. С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.