7. Зубов М.Г. Философские идеи Арне Несса в гуманитарной дипломатии Норвегии // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 3(42). С.68-75.
8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. М., 1977.
9. Соловьев В.С. Оправдание добра. Часть 3. Глава16. Экономический вопрос с нравственной точки зрения. М.: Изд-во «Республика», 1996. С. 295-322.
10. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во «Республика», 1993.
11. Хёсле В. Философия и экология. М.: Ками, 1994.
12. Холбрук Д. Мировоззренческие структуры в научном познании. Минск, 1993.
13. Хулль Э. Экософская философия природы// Философия природы сегодня. М., 2009.
14. Муллакаев М.С. Современное состояние проблемы извлечения нефти// Современная научная мысль. 2013. №4. С.185-191.
References and Sources
1. Antologiya mirovoj filosofii: V 4 t. T. 1. M.: Mysl', 1969.
2. Vernadskij V.I. S. O nauke. T.1. Dubna, 1997.
3. Vernadskij V.I. Neskol'ko slov o noosfere // http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html
4. Girusov E.V. Ekofilosofiya i problemy formirovaniya social'noj ekologii // Sovremennye filosofskie problemy estestvennyh, tekhnicheskih i social'no-gumanitarnyh nauk. M., 2006.
5. Gorelov A. A. Osnovy filosofii. M., 2004.
6. Diogen Laertskij. O zhizni, ucheniyah i izrecheniyah znamenityh filosofov. M., 1979.
7. Zubov M.G. Filosofskie idei Arne Nessa v gumanitarnoj diplomatii Norvegii // Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. № 3(42). S.68-75.
8. Losev A.F., Taho-Godi A.A. Platon. M., 1977.
9. Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. CHast' 3. Glava16. Ekonomicheskij vopros s nravstvennoj tochki zreniya. M.: Izd-vo «Respublika», 1996. S. 295322.
10. Fromm E. Psihoanaliz i etika. M.: Izd-vo «Respublika», 1993.
11. Hyosle V. Filosofiya i ekologiya. M.: Kami, 1994.
12. Holbruk D. Mirovozzrencheskie struktury v nauchnom poznanii. Minsk, 1993.
13. Hull' E. Ekosofskaya filosofiya prirody// Filosofiya prirody segodnya. M., 2009.
14. Mullakaev M.S. Sovremennoe sostoyanie problemy izvlecheniya nefti // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2013. № 4. S. 185-191.
БЕЗВЕСЕЛЬНАЯ ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат философских наук, доцент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected])
BEZVESELNAYA, ZOYA V. - Ph.D. of Philosophy, Associate Professor, Plekhanov Russian University.
УДК 130.2
ПОНИЗОВКИНА И.Ф. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ
Ключевые слова: цифровизация, институт образования, цифровизация образования, инновации в обучении, электронное обучение, онлайн-обучение
В статье раскрывается проблема цифровизации системы высшего образования и её последствий. Дается всесторонний анализ сущности и амбивалентного характера этого процесса. Автор последовательно исследует положительные аспекты внедрения цифровых технологий в процесс обучения, с которыми связаны перспективы развития онлайн и дистанционного образования. Особое внимание уделяется рассмотрению рисков, связанных с цифровизацией образования, исследованию возможного негативного влияния данных процессов на социальное развитие общества и будущее человечества.
PONIZOVKINA, I. F. DIGITALIZATION OF HIGHER EDUCATION: PROSPECTS AND RISKS
Keywords: digitalization, institute of education, digitalization of education, innovations in learning, e-learning, online learning
In the article reveals the problem of digitalization of the higher education system and its consequences. It given the comprehensive analysis of the essence and ambivalent nature of this process. The author consistently explores the positive aspects of the introduction of digital technologies in the learning process, which are associated with the prospects for the development of online and distance education. Special attention is paid to the risks associated with the digitalization of education, the study of the negative impact of these processes on the social development of society and the future of mankind.
Информационная революция стремительно ворвалась в жизнь современного общества, значительно изменив функционирование разных сфер его жизнедеятельности. Цифровизация, как одна из главных составляющих информационной революции, не только прочно закрепилась в механизме образовательной системы, но и основательно трансформировала этот механизм, сущность и характер образования. Если говорить о классическом понимании категории образования, то под ней подразумевается система знаний, умений, навыков и компетенций, которыми должен овладеть учащийся, а также приобретение опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру. Образование предшествует другим видам деятельности и является важным фактором как социализации личности, так и развития общества, его прогресса. И роль института образования в жизни современного общества продолжает возрастать.
Но содержание и формы образования имеют конкретно-исторический характер, и в них отражается мировоззрение и особенности общества на определенном этапе развития.
Сегодняшнее общество можно охарактеризовать как информационное и постмодернистское. Такое общество известный специалист в области менеджмента профессор Питер Вейлл сравнил с котлом постоянно бурлящей воды. Это создает ощущение постоянной неопределенности, беспорядка и хаоса. Именно в этой непредсказуемости и динамизме, когда постоянно меняются социальные доминанты, а поток информация обрушивается лавиной на сознание человека, и состоит суть информационной эпохи postmodernity. Мыслители называют такой мир «текучим» (по определению З.Баумана), «ускользающим» (Э.Гидденс), «движущейся почвой» (Ф.Эмери).
Современный человек и специалист должен уметь хорошо ориентироваться в таком бурно изменяющемся мире, чтобы принимать правильные решения. Миссия современного образования - научить этому и использовать при этом возможности современных информационно-технических средств. Именно с этими процессами связано понятие цифровизации, которое в последнее время стало очевидно популярным и часто употребляемым в научной и профессиональной среде: «цифровая экономика», «цифровизация управления» и т.п.
Остановимся подробнее на понятии цифровизации, которое является, несмотря на кажущуюся очевидность, многозначным. С одной стороны, под цифровизацией в узком смысле слова часто подразумевается внедрение в различные сферы цифровых технологий, преобразование информации в цифровую форму. В качестве примера в области образования можно привести замену совокупности «аналоговых», бумажных отчетов преподавателя и различных служб на электронные личные кабинеты или переход преподавателя/учащегося/ сотрудника от ведения учебной документации в бумажном (или простом файловом) варианте на ведение учёта данных в специальных компьютерных программах, объединяющих массив информации. В этом случае понятие цифровизации в узком смысле, как правило, связывают с упрощением и ускорением процессов, снижением издержек.
При этом часто путают цифровизацию с информатизацией, употребляя иногда эти понятия как взаимозаменяемые. Они, действительно, тесно переплетены друг с другом. В чем их отличие? Можно считать информатизацию, которая связана, в основном, с изменением каналов информации, характера и качества информационной инфраструктуры, частью более сложного процесса цифровизации, имеющего системно-функциональный характер. Цифровизация в какой-либо сфере помогает решать поставленные человеком задачи, при этом прогнозируя результат. На сегодняшнем этапе цифровизации в узком смысле она часто сводится к широкому системному применению информационно-компьютерных технологий.
Однако необходимо понимать, что цифровые методы, как и любые новые методы, требуют от пользователя цифровых компетенций. Они включают в себя не только технику владения информационными технологиями, но и знания о самой специфике цифровых систем, умения и навыки использования преимуществ таких систем и даже эмоциональный компонент отношения к процессу цифровизации. В противном случае, при отсутствии умений использования нового цифрового функционала, эффект может быть противоположным. Цифровая компетентность выводит специалиста на новый уровень использования современных технологий.
В широком смысле слова цифровизация или «диджитализация» (от англ. didgital -цифровой) представляет глобальный процесс, характеризующийся изменением социальной, экономической, культурной среды, науки и образования, проникновением цифровизации во все сферы деятельности общества и отдельных людей. При этом в «цифровом» обществе люди не только компетентно владеют навыками пользования цифровыми инструментами, но и применяют их постоянно, т.к. они неразрывно связаны с их повседневной жизнью и работой. Цифровой мир должен сделать любую деятельность более гибкой и приспосабливающейся к условиям крайне динамичных систем, а, значит, более конкурентоспособной. Таким образом, цифровизация сегодня представляет собой не просто внедрение цифровых технологий в жизнь, а трендом развития общества, активно влияющим на характер социальных отношений. И это явление имеет амбивалентный характер. Наиболее ярко это проявляется в сфере образования.
Очевидно, что цифровая трансформация предоставляет массу возможностей в образовательном пространстве. Рассмотрим их. Во-первых, новые перспективы касаются, прежде всего, содержания образования-обучения, способов его освоения. Благодаря развитию Интернета открывается свободный доступ для преподавателя и учащегося к информационному пространству, в том числе для самообразования. Открытый доступ (или open acces) появился как альтернатива
монополиям научных издательств в конце 20 века. Свободный доступ - это беспрепятственный бесплатный доступ к полным текстам научных публикаций и учебной литературы для любого пользователя. Это означает, что для потребителя информации отсутствуют какие-либо технические, финансовые или юридические ограничения для чтения, копирования, распространения научно-исследовательской информации и использования её в других предусмотренных законом целях. Начало этому процессу в 1991 году положил Пол Гинспарг созданием открытого депозитария arXiv, который и на данный момент остается крупнейшим бесплатным архивом научных публикаций в области естественных наук (физики, математики, информатики, биологии, астрономии). Все три статьи Перельмана, в которых он последовательно доказал теорию Пуанкаре, были опубликованы на этом сайте [1]. Вслед за Гинспаргом свои архивы открыли: CogPrints (архив по психологии, лингвистике и нейронаукам); NetworkedComputerScienceTechnicalReferenceLibrary (Сетевая справочная библиотека по компьютерным наукам); RePEc (библиотека по экономике);
NetworkedDigitalLibraryofThesesandDissertations (Сетевая библиотека авторефератов и диссертаций). Это дало новые возможности для творчества и для реализации проектов; расширило теоретическую базу исследований, сделав её гибкой и актуальной; предоставило неограниченные возможности для общения и обмена опытом. Но вместе с тем эти процессы потребовали организационного закрепления новейших подходов к использованию информации и исследовательской литературы, что и было предпринято общественной Будапештской инициативой открытого доступа (The Budapest Open Access Initiative, BOAI) в декабре 2001года [2]. Затем в 2002 году методологические и теоретические основы открытого доступа были сформулированы на Будапештской конференции по открытому доступу [3], а в 2003 году - в Берлинской декларации о свободном доступе к знаниям, которую подписали практически все ведущие научные организации в мире. К этому движению присоединились такие авторитетные системы, как Общественная научная библиотека (Public Library of Science-PLoS), Инициатива Открытые Архивы (ИОА), которая поддерживает возможность взаимодействия сетей, и другие. Принципиальное открытое размещение научных материалов и исследовательских работ в виртуальном пространстве позволяет не только сделать их доступными для учащихся и преподавателей, но и служить определенной гарантией защиты от плагиата и других проявлений нечестной конкуренции в научной деятельности.
Новые технологии позволяют разрабатывать электронные учебники, электронные образовательные ресурсы, размещенные на сайтах учебных заведений, и учебные компьютерные программы, которые не просто представлены в оцифрованном виде, но и дают возможность проложить траекторию поэтапного обучения и овладения содержанием дисциплины, контролируемые в автоматическом режиме: например, нельзя перейти к изучению следующего раздела, не освоив на достаточном уровне материал предыдущего. Такие электронные дисциплинарные курсы имеют широкие возможности разнообразить и сделать более доходчивым материал с помощью обучающего видео, а также приобщить слушателей к видеокурсам лекций известных ученых.
В результате цифровизации электронные образовательные ресурсы становятся не просто доступным потоком учебной информации, а системой интерактивных и мультимедийных опытов, онлайн-диалогов. Учебно-методические пособия такого цифрового формата пока еще недостаточно распространены в России, их качество чаще всего также оставляет желать лучшего, поскольку разработка и внедрение таких электронных материалов - дело скрупулёзное, требующее времени, методических знаний, творческого подхода и цифровых компетенций.
Внедрение инновационных технологий с необходимостью требует, с одной стороны, изменений в методике преподавания и обучения, а, с другой стороны, многие социальные практики и гуманитарно-демократические инициативы могут быть поддержаны процессами цифровой трансформации. Последнее является наиболее ценным «приобретением» цифровизации. Таким образом возрастают возможности инклюзивного образования в удовлетворении разнообразных, в том числе особых, образовательных потребностей и учете индивидуальных возможностей учащихся. Новое виртуальное образовательное пространство способствует реализации многоцелевой российской государственной программы «Доступная среда» и может быть направлено на поддержку учащихся с ограниченными физическими
способностями или иными проблемами адаптации к учебному процессу, поскольку способно подстроиться под образ жизни, потребности, психологические особенности и интересы конкретного индивида, обеспечив ему свободный равный доступ к образовательным ресурсам.
Для решения этих же задач увеличения гибкости и мобильности учебного процесса для разных целевых аудиторий в мире неуклонно растет количество открытых университетов и факультетов дистанционного обучения (E-learning) с соответствующими методиками, включающими работу с открытыми электронными библиотеками и хранилищами, освоение специально разработанных электронных учебников и практикумов, онлайн-курсов по программным дисциплинам, проведение вебинаров, дистанционное выполнение контрольных заданий, обсуждение вопросов на форуме, в чатах и т.д. Вся информация с инструкциями при этом компактно размещается в виртуальных классах и личных кабинетах учащихся, легко контролируется обеими сторонами (учащимся и преподавателями) и предусматривает наличие обратной связи. «Образование должно быть правом, а не привилегией», - такой лозунг выдвинули основатели первой платформы онлайн-обучения Coursera Дафна Коллер и Эндрю Ын [4].
Официальной датой внедрения дистанционного обучения в России считается 30 мая 1997 года. Именно в этот день вышел приказ Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. В последние годы в связи с цифровой трансформацией пространство дистанционного образования значительно расширилось за счет EdTech (то есть онлайн-обучения), размещения ОЭР (образовательных электронных ресурсов), наблюдается массовое внедрение на обычных факультетах дистанционных форм преподавания (видео-лекции, онлайн-тестирования и т.п.). В 2016 году рынок российского дистанционного образования вырос на 30%, что в 2 раза быстрее мирового показателя [5]. В авангарде ратующих за «дистанционку» в РФ находится Высшая школа экономики, которая решила невысокую посещаемость аудиторных лекций студентами заменить на удобные для них видео-лекции и т.п. [6]. Действительно, у такого обучения есть свои преимущества - экономичность для учащихся и учебного заведения, гибкость и мобильность процесса обучения, доступность (осуществление вне определенного времени и пространства).
EdTechXGlobal считает, что объем мирового рынка EdTech к 2020 году достигнет $252 млрд. У Global Market Insights более скромные, но всё же весомые прогнозы - $240 млрд к 2023 году. Однако, по объему внедрения онлайн-обучения Россия отстает: сейчас на Россию приходится около 0,5% от этого рынка. Но объем российского рынка к 2021 году может вырасти до 53,3 млрд руб., он набирает темпы быстрее всех в Восточной Европе [7]. Действительно, российское образование, особенно высшее, стремится следовать мировым тенденциям, которые сформулированы в 2015 году Генеральной ассамблей Организации Объединенных наций в резолюции «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой образованию уделена особая роль. «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» подразумевает всемерную цифровизацию института образования. РФ сегодня уделяет огромное внимание процессам цифровой трансформации, что отражено в опубликованном в феврале 2020 г. национальном проекте документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.», в котором всеобщая цифровизация названа среди базовых мировых драйверов, управляющих развитием цивилизации и влияющих непосредственно на институт образования, который должен успевать адаптироваться к мировым изменениям [8].
Внедрение цифровых технологий коренным образом влияет не только на освоение содержания и методику обучения, но на всю организацию образования. Цифровизация должна способствовать формированию более гибкой образовательной системы - созданию персональной образовательной и карьерной «дорожной карты», а также сделать процедуры управления более прозрачными и подвергаемыми реинжинирингу. Новые технологии управления в образовании опираются на ценности сетевой культуры, основанные на предельной информационной прозрачности, методы обработки Big Data («больших данных») и нормативно-инструктивную базу. Такая цифровизация образовательной системы в широком смысле призвана: с одной стороны, способствовать объективной оценке происходящих процессов и научно-образовательной деятельности, систематизировать механизмы взаимодействия между субъектами, а, с другой
стороны, содействовать всестороннему анализу данных текущего состояния на самых разных уровнях - от всей системы в целом до подразделений и отдельных индивидов (преподавателей и учащихся), делать на их основе точные прогнозы для долгосрочного планирования. Таким образом должны повыситься эффективность контроля (контролинга) и скорость принятия оптимальных решений. Сама система на основе различных регламентов должна стать более четкой, слаженной и предсказуемой. Такой механизм внедряется через создание электронных кабинетов преподавателя и учащегося, где собирается вся информация об их деятельности, через электронные механизмы мониторинга, делового коммуницирования, делопроизводства и отчетности, функционирование рейтинговых систем и т.п.
Казалось бы, благодаря цифровизации образовательная система приобретает стройный, объективный и предсказуемый характер. Хотелось бы порадоваться за цифровое будущее образования, ведь реально в прошлом приходилось сталкиваться с искажениями фактов в отчетах, которые было трудно перепроверить, субъективизмом в оценке деятельности. Но слишком явно просматривается двойственность, амбивалентный характер процесса цифровизации, содержащий в себе скрытые и явные угрозы и риски. Остановимся на них.
Рассматривая обратную сторону медали, снова начнем с освоения содержания учебных курсов в условиях всеобщей цифровизации, которая сделала этот процесс, как говорилось выше, открытым и доступным. Но при этом каждый ли молодой человек способен эффективно воспользоваться данным преимуществом самостоятельно? Например, только количество статей, связанных с темой мозга, превышает 10 миллионов — их просто нельзя прочесть. И каждый день публикуется минимум десять штук [9]. Без опытного руководства учащемуся трудно разобраться в огромном потоке информации, подчас устаревшей, иногда ложной или ставшей информационном мусором. А ведь именно такая информация является наиболее легкодоступной, а молодые люди часто идут кратчайшим путем. Более того, необходимо признать, что далеко не все издания стали открытыми. Наиболее известные и авторитетные не сразу размещают опубликованные статьи в открытом доступе, чтобы не терять подписчиков. Противоречия между коммерческими интересами таких издательств и общественным движением к научной открытости подчас приводят к разбирательствам и судебным искам: например, известного Springer Nature, к которому присоединились еще 13 научных издательств, к пиратским доступным библиотекам научной литературы Sci-Hub и LibGen [10].
Другая проблема заключается в том, что подчас учащиеся скачивают материалы по теме некритически, без дополнительной обработки, без выявления сути и главных идей, при этом у студентов возникает синдром иллюзорного владения знанием (даже «интернет-эксперта»), применить которое в реальности они не в состоянии, поскольку не освоили эту информацию. Ведь понятие информации не синонимично понятию «знание»: знание приобретается при активной и целенаправленной работе с информацией, смысловые блоки которой должны стать убедительными для её потребителя и занять определенное место в системе мировоззрения. Только в ходе совместного с другими учащимися, педагогически направленного обсуждения и использования информации она становится подлинным знанием. Причем, в разной аудитории пути достижения истины будут разными. Преподаватель в живом общении чутко ощущает особенности аудитории, её запросы и возможности.
С такими задачами может справиться только педагог, реально (а не виртуально) управляющий процессом обучения. Первоначальные предположения сторонников EdTech (например, основателя и генерального директора KnowledgemotionРа Дэвида Бэйнбриджа), что образование может быть значительно удешевлено, поскольку способно обойтись без преподавателей, не оправдалось. В западном образовании уже были попытки заменить реального преподавателя виртуальным педагогом, которые не увенчались успехом. Поэтому сегодня предпринимаются усилия по внедрению в сферу образования «профессии будущего» - тьютора (Tutor - «наставник», «опекун», «попечитель»). Это организатор процесса обучения, консультант и персональный наставник учащегося, который удаленно помогает сориентироваться в образовательном виртуальном пространстве и разработать индивидуальную траекторию движения к знаниям.
Тем не менее, роль реального педагога, непосредственно работающего с учащимися, не идет ни в какое сравнение с дистанционным наставником. Человек - существо социальное, в этом
залог проявления его сущности и развития. Без «эффекта присутствия» преподавателя и сокурсников слабеют и постепенно исчезают не только коммуникативные способности, умение работать в команде, социальный интеллект, но и падает уровень когнитивных способностей. The Wall Street Journal показал, что 89% руководителей уже сейчас с трудом подбирают кандидатов с требуемым набором таких soft skills, как командная работа, умение общаться и адаптивность [11]. Чего же ожидать при дальнейшем распространении онлайн-образования? Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Нельзя не вспомнить диалогическую теорию М.М. Бахтина, которую можно рассматривать в данном случае в качестве методологической основы процесса обучения. Его диалогическая педагогика ставит своей целью достижение через коммуникацию творческого понимания [12], которое существует на границе между «Я» и «Другим» и при этом включает в себя и интенции «Я», и интенции «Другого», и, следовательно, новые смысловые открытия, и внутренние убедительные дискурсы.
Американский социолог, доктор философии Рэндалл Коллинз в своем произведении «Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения» отмечает кардинальную роль личных контактов для интеллектуального творчества, социальную обусловленность познания вообще [13]. Результаты духовной деятельности человека живут только в социальных системах живого обсуждения, диалога с оппонентами, единомышленниками и т.д., а не в компьютерных программах и искусственном интеллекте. Видя отражение своих идей в мыслях другого, человек начинает понимать нечто большее в себе и своей позиции. Специалист в области нейролингвистики и экспериментальной психологии, доктор филологии и биологии, член-корреспондент РАО и Норвежской академии наук Т.В. Черниговская видит большую беду в лишении социального общения: «У таких людей не разрабатывается то, что сейчас считается одной из последних (ускользающих) привилегий человека по сравнению со всеми другими соседями по планете, а именно способности строить модель психики другого человека. На русском языке нет хорошего термина для этого действия, по-английски это называется theory of mind... Это означает способность посмотреть на ситуацию не своими глазами (мозгом), а глазами другого человека. Это основа коммуникации, основа обучения, основа сопереживания, эмпатии и т.д.» [14]. При этом учащийся через живое взаимодействие не только осознает себя активным субъектом образовательного процесса, но и через диалог, предполагающий дискурсивное многоголосие, определяет свою позицию, личностное отношение к информации, углубляет знания. Нельзя сбрасывать со счетов передачу неявного знания, ценностей и неявных навыков интеллектуального труда, экспериментального опыта при непосредственном общении с преподавателем. На этом настаивал ученый и философ М. Полани, разработавший теорию имплицитного знания после долгого наблюдения за студентами-химиками и медиками [15].
Социальное окружение учащегося в процессе обучения играет для него мотивирующую и организующую роль. Далеко не каждый студент способен дисциплинировать себя и самостоятельно контролировать учебный процесс. И это хорошо видно на примере наиболее известной в России, вышедшей на рынки онлайн-обучения в 2012 году Coursera. Начало было очень оптимистичным, за почти год существования зарегистрировалось огромное число пользователей - почти 2 млн. К 2017 году Coursera имела уже 24 млн учащихся. Но, несмотря на огромный интерес, наступил неожиданный спад, и процент студентов, прошедших полностью курс обучения, оказался крайне мал. По прогнозам Ambient Insight, обучаться самостоятельно онлайн в перспективе пяти лет люди будут меньше [16]. Действительно, онлайн-курсы не в состоянии контролировать, «как люди учатся»: «Может быть, они включили вебинары и внимательно их смотрят, а может, поставили в качестве фона и занимаются домашней уборкой. Сложно отследить, когда и почему они бросают курс, а без этих данных нельзя понять, как находить пробелы и улучшать контент» [17].
Кроме того, использование новых цифровых технологий в образовании негативно сказывается на уровне развития когнитивных способностей человека. Отсутствие необходимости конспектирования, доступность поиска в Internet готовых ответов на любые вопросы, раздробленность (мозаичность) и визуализация информации и т.п. приводят к резкому падению у учащихся способности проводить демаркационную линию между научным и ненаучным, выделять главное в информации, улавливать суть содержания и проблемы, мыслить системно и
критически анализировать информацию, что могло бы позволить использовать её для принятия решений. В свое время в период начала компьютеризации в 20 веке США первыми столкнулись с проблемой «ложного профессионализма», когда хорошо владевшие информационными технологиями работники не могли эффективно использовать и систематизировать добытую информацию. Сегодня аналогичная проблема наблюдается в образовательной среде и даже получила название «цифрового слабоумия».
С другой стороны, преподаватель в условиях цифровизации вынужден осваивать огромное количество информационных и цифровых компетенций, что приводит к большим временнЫм затратам, эмоциональному выгоранию и стрессу. При этом часто сам творческий процесс обучения отходит на второй план, превращаясь в набор четких нормативов, совокупность требований и инструкций, что выхолащивает, особенно в социально-гуманитарной сфере, эмоциональную живую атмосферу. При неспособности или нежелании даже весьма высококвалифицированного в своей сфере преподавателя овладевать цифровыми компетенциями он автоматически становится неконкурентоспособным. Таким образом, даже талантливые педагоги, не желающие тратить время на «цифровую бухгалтерию», однозначно остаются за бортом новой системы обучения.
Беспокоит тенденция в высшем образовании, ярко проявившаяся в 21 веке на Западе и пытающаяся громко заявить о себе в России, - не считать высшее образование какой-то «привилегией», дающей студентам часто абстрактные, фундаментальные или гуманитарные знания - духовный капитал, которые могут им не понадобиться в их конкретной профессиональной деятельности, но которые удорожают обучение. Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон Кристенсен сформулировал теорию Jobs to Be Done - «задачи, которые должны быть выполнены». Она гласит, что университеты должны брать во внимание, прежде всего, задачи, которые ставят перед собой поступающие. В своей книге «Закон успешных инноваций. Зачем клиент "нанимает" ваш продукт и как знание об этом помогает новым разработкам» («Competing Against Luck») он пишет: «Приобретая продукт, мы, по сути, "нанимаем" его для выполнения той или иной работы», то есть мы стремимся добиться результата в какой-то жизненной ситуации [18]. А для приобретения конкретных навыков вполне достаточно незатратного дистанционного или онлайн-обучения.
Такая тенденция в обучении приведет к примитивизации обучения и мышления учащихся-потребителей, неполной реализации их возможностей, снижению творческого потенциала будущих профессионалов и отсутствию у выпускников формирования необходимых сегодня социальных качеств специалиста, который вынужден будет принимать в будущем ответственные и важные для общества решения. Бизнесмен, врач, экономист или инженер должны быть вписаны в определенный культурно-исторический контекст своего времени, его духовных проблем, общечеловеческих ценностей и тем самым способны осмыслить свои профессиональные проблемы через культурно-этические категории.
Необходимо помнить, что высшее образование - это, прежде всего, освоение высших интеллектуальных и культурных ценностей, обогащение духовного багажа, необходимого специалисту в эру обострения глобальных проблем. И эти общекультурные компетенции вновь начинают цениться. Так, по оценке экономиста Университета Санта-Барбары Кэтрин Вайнбергер, профессионалы со сбалансированным (включающим общекультурную составляющую) набором компетенций получают сегодня на Западе на 10% больше, чем их «узкоспециализированные» коллеги [19]. Учитывая это, можно согласиться с сегодняшней позицией российского Министерства науки и высшего образования и нового главы ведомства Валерия Фалькова, который отметил: «Онлайн-курсы должны быть обязательной частью получения образования в любом университете, но полностью заменить традиционное образование они не смогут... Лучше всего онлайн-обучение подходит для получения второго и последующих высших образований» [20]. Отрадно, что это мнение совпадает с позицией большинства преподавателей и студентов.
В конце 2018 года исследователи проекта «Современная цифровая среда в РФ» представили результаты социологического опроса, проведенного среди работодателей, преподавателей и студентов высших и средних специальных учебных заведений. Более половины опрошенных преподавателей и почти 90% студентов высоко ценят возможности, предоставляемые
платформами онлайн-обучения, но традиционное высшее образование остается для обучающихся приоритетным [21].
Конечно, цифровые технологии во многом трансформировали институт образования и требуют новых форм социализации в образовательном пространстве. [22]. Они несут новые возможности для обучения, но и ставят общество перед новыми вызовами, не принимая которые, Россия не сможет оставаться конкурентоспособной на мировой арене.
Литература и источники
1. Сигурэ А. Битва за открытый доступ //http://www.chaskor.ru/article/bitva_za_otkrytyj_dostup_42126
2. Будапештская Инициатива «Открытый доступ» // http://legacy.earlham.edu/~peters/fos/boaifaqru.htm (Дата обращения: 26.02.2020)
3. Read the Budapest Open Access Initiative// https://www.budapestopenaccessinitiative.org/read (Дата обращения: 26.02.2020)
4. Демидова И. Быстро и удаленно. Как будут учиться внуки миллениалов? // https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2018/09/06/780178-bistro-udalenno (Дата обращения: 26.02.2020)
5. Тьютор — профессия будущего. // https://etutorium.ru/blog/tyutor-professiya-budushchego (Дата обращения: 26.02.2020)
6. Минобрнауки: онлайн-курсы не смогут полностью заменить традиционное высшее образование // https://tass.ru/obschestvo/7783539 (Дата обращения: 26.02.2020)
7. Платонов А. Миллиарды в знания. Как интернет изменит высшее образование// https://www.forbes.ru/biznes/362869-milliardy-v-znaniya-kak-internet-izmenit-vysshee-obrazovanie (Дата обращения: 26.02.2020)
8. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г.» // http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035?fbclid=IwAR1RyR5qqM0eeToqrjoWULIHSBhFjEgVnMv03EEeiajb-rXOlTSDpgj8Tac (Дата обращения: 26.02.2020)
9. Черниговская Т. За существование гениев человечество платит огромную цену // http://thingx.ru/lifestyle/tatyana-chernigovskaya-za-sushhestvovanie-geniev-chelovechestvo-platit-ogromnuyu-czenu/ (Дата обращения: 26.02.2020)
10. Роскомнадзор заблокировал библиотеки научной литературы Sci-Hub и Library Genesis на территории России // https://open-education.net/professional/roskomnadzor-zablokiroval-biblioteki-nauchnoj-literatury-sci-hub-i-library-genesis-na-territorii-rossii/ (Дата обращения: 26.02.2020)
11. Хорн М., Моэста Б. Что нужно студентам от вузов в XXI веке // https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/819215 (Дата обращения: 26.02.2020)
12. Бахтин М.М. Проблема текста // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. М., 1997. Т. 5.
13. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. (Пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм). Новосибирск. Сибирский хронограф. 2002. - 1280 с.
14. Черниговская Т. За существование гениев человечество платит огромную цену // http://thingx. ru/lifestyle/tatyana-chernigovskaya-za-sushhestvovanie-geniev-chelovechestvo-platit-ogromnuyu-czenu/ (Дата обращения: 26.02.2020)
15. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. / Под ред. В. А. Лекторского и В. И. Аршинова. -М.: Издательство «Прогресс», 1985. - 343 с.
16. Демидова И. Быстро и удаленно. Как будут учиться внуки миллениалов? // https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2018/09/06/780178-bistro-udalenno (Дата обращения: 26.02.2020)
17. Миронова К., Щуренков Н. Объем национального сегмента рынка онлайн-образования достигнет 53,5 млрд рублей к 2021 году // https://open-education.net/services/obem-natsionalnogo-segmenta-rynka-onlajn-obrazovaniya-dostignet-53-5-mlrd-rublej-k-2021-godu/ (Дата обращения: 26.02.2020)
18. Хорн М., Моэста Б. Что нужно студентам от вузов в XXI веке // https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/819215 (Дата обращения: 26.02.2020)
19. Андерс Дж. Технарям тут не место: как гуманитарии захватывают Кремниевую долину // http://www.forbes.ru/person/81689-anders-dzhordzh (Дата обращения: 06.03.2020)
20. Минобрнауки: онлайн-курсы не смогут полностью заменить традиционное высшее образование // https://tass.ru/obschestvo/7783539 (Дата обращения: 26.02.2020)
21. Миронова К., Щуренков Н. Объем национального сегмента рынка онлайн-образования достигнет 53,5 млрд рублей к 2021 году // https://open-education.net/services/obem-natsionalnogo-segmenta-rynka-onlajn-obrazovaniya-dostignet-53-5-mlrd-rublej-k-2021-godu/ (Дата обращения: 26.02.2020)
22. Баркова Э.В. Брак человека с роботом как проблема коммуникативистики // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды XI Международной научно-теоретической конференции. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. С. 50-52.
References and Sources
1. Sigure A. Bitva za otkrytyj dostup //http://www.chaskor.ru/article/bitva_za_otkrytyj_dostup_42126
2. Budapeshtskaya Iniciativa «Otkrytyj dostup» // http://legacy.earlham.edu/~peters/fos/boaifaqru.htm (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
3. Read the Budapest Open Access Initiative// https://www.budapestopenaccessinitiative.org/read (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
4. Demidova I. Bystro i udalenno. Kak budut uchit'sya vnuki millenialov? // https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2018/09/06/780178-bistro-udalenno (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
5. T'yutor — professiya budushchego. // https://etutorium.ru/blog/tyutor-professiya-budushchego (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
6. Minobrnauki: onlajn-kursy ne smogut polnost'yu zamenit' tradicionnoe vysshee obrazovanie // https://tass.ru/obschestvo/7783539 (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
7. Platonov A. Milliardy v znaniya. Kak internet izmenit vysshee obrazovanie// https://www.forbes.ru/biznes/362869-milliardy-v-znaniya-kak-internet-izmenit-vysshee-obrazovanie (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
8. Proekt dokumenta «Klyuchevye napravleniya razvitiya rossijskogo obrazovaniya dlya dostizheniya Celej i zadach ustojchivogo razvitiya v sisteme obrazovaniya do 2035 g.» // http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035?fbclid=IwAR1RyR5qqM0eeToqrjoWULIHSBhFjEgVnMv03EEeiajb-rX0lTSDpgj8Tac (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
9. CHernigovskaya T. Za sushchestvovanie geniev chelovechestvo platit ogromnuyu cenu // http://thingx.ru/lifestyle/tatyana-chernigovskaya-za-sushhestvovanie-geniev-chelovechestvo-platit-ogromnuyu-czenu/ (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
10. Roskomnadzor zablokiroval biblioteki nauchnoj literatury Sci-Hub i Library Genesis na territorii Rossii // https://open-education.net/professional/roskomnadzor-zablokiroval-biblioteki-nauchnoj-literatury-sci-hub-i-library-genesis-na-territorii-rossii/ (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
11. Horn M., Moesta B. CHto nuzhno studentam ot vuzov v XXI veke // https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/819215 (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
12. Bahtin M.M. Problema teksta // Bahtin M.M. Sobranie sochinenij v 7 tt. M., 1997. T. 5.
13. Kollinz R. Sociologiya filosofij: global'naya teoriya intellektual'nogo izmeneniya. (Per. s angl. N.S. Rozova i YU.B. Vertgejm). Novosibirsk. Sibirskij hronograf. 2002. - 1280 s.
14. Chernigovskaya T. Za sushchestvovanie geniev chelovechestvo platit ogromnuyu cenu // http://thingx.ru/lifestyle/tatyana-chernigovskaya-za-sushhestvovanie-geniev-chelovechestvo-platit-ogromnuyu-czenu/ (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
15. Polani M. Lichnostnoe znanie: Na puti k postkriticheskoj filosofii. / Pod red. V. A. Lektorskogo i V. I. Arshinova. - M.: Izdatel'stvo «Progress», 1985. - 343 s.
16. Demidova I. Bystro i udalenno. Kak budut uchit'sya vnuki millenialov? // https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2018/09/06/780178-bistro-udalenno (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
17. Mironova K., Shchurenkov N. Ob"em nacional'nogo segmenta rynka onlajn-obrazovaniya dostignet 53,5 mlrd rublej k 2021g.// https://open-education.net/services/obem-natsionalnogo-segmenta-rynka-onlajn-obrazovaniya-dostignet-53-5-mlrd-rublej-k-2021-godu/ (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
18. Horn M., Moesta B. Chto nuzhno studentam ot vuzov v XXI veke // https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/819215 (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
19. Anders Dzh. Tekhnaryam tut ne mesto: kak gumanitarii zahvatyvayut Kremnievuyu dolinu // http://www.forbes.ru/person/81689-anders-dzhordzh (Data obrashcheniya: 06.03.2020)
20. Minobrnauki: onlajn-kursy ne smogut polnost'yu zamenit' tradicionnoe vysshee obrazovanie // https://tass.ru/obschestvo/7783539 (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
21. Mironova K., SHCHurenkov N. Ob"em nacional'nogo segmenta rynka onlajn-obrazovaniya dostignet 53,5 mlrd rublej k 2021 godu // https://open-education.net/services/obem-natsionalnogo-segmenta-rynka-onlajn-obrazovaniya-dostignet-53-5-mlrd-rublej-k-2021-godu/ (Data obrashcheniya: 26.02.2020)
22. Barkova E.V. Brak cheloveka s robotom kak problema kommunikativistiki // Kommunikativnye strategii informacionnogo obshchestva
ПОНИЗОВКИНА ИРИНА ФЁДОРОВНА - кандидат философских наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В Плеханова ([email protected])
PONIZOVKINA, IRINA F. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Plekhanov Russian University.
УДК 101.1
ГРИГОРЯН А.Э.
ЛИНГВО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
Ключевые слова: экология языка, лингвоэкология, гуманизация коммуникативной среды, экофилософская картиной мира.
В статье исследуется проблема экологизации современных коммуникаций в их экофилософско-лингвистическом измерении. Лингвоэкологический вектор трансформаций в проектировании социолингвистических коммуникаций интерпретируется в качестве одного из способов возвращения коммуникаций в русло целостности общественно-исторического процесса. Этот поворот в перспективе может обеспечивает и привести к разрешению противоречия между языком глобального и локального уровней социально-культурных коммуникаций.
GRIGORYAN, A.E.
LINGUO-ECOLOGICAL ORIENTATION OF SOCIOLINGUISTIC COMMUNICATIONS DESIGN
Keywords: ecology of language, linguo-ecology, humanization of the communication environment, ecophilosophical picture of the world
In the article researched the problem of ecologization of modern communications in its ecophilosophical-linguistic dimension. The linguo-ecological vector of transformations in the design of sociolinguistic communications is interpreted as one of the ways to return communications to the integrity of the socio-historical process. In the long run, this reversal may lead to the resolution of the contradiction between the language of the global and local levels of socio-cultural communications.
В XXI веке в философско-научной литературе все чаще объектом диспутов становятся экологические проблемы, возникающие во многих сферах жизни современного общества. Неопровержим тот факт, что современная философия науки ориентирована на человека, на антропоцентризм, что обусловило поворот к экологизации научного знания [1].
В современном мире довольно остро встаёт проблема коммуникации и качества вербального общения в социуме. Исследователи отмечают распространение и рост в коммуникациях так называемого «информационного мусора», который значительно затрудняет взаимопонимание между людьми (особенно в случае их принадлежности к разным социальным или профессиональным слоям). Это порождает более глобальную проблему - снижение культурного уровня самого общества. В качестве ответа на распространяющуюся деградацию речевого общения возникла лингвоэкология - новое научное направление, предметом исследования которого является эволюция языка и речи, языковая и речевая деградации, а также поиски способов обогащения и совершенствования языка. Лингвоэкология представляет собой интегративное направление лингвистических исследований в области культуры языка и речи,