Социология. Социальная работа
УДК 159.9.07
H.A. Кора
НЕОБХОДИМОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются проблемы и риски цифроеизации профессионального образования: изменение подходов к организации и содержанию образовательного процесса с учетом формирования транспрофессиональных компетенций, обеспечение доступности и качества разрабатываемых курсов.
Ключевые слова: высшее образование, информатизация образования, цифровизация, цифровизация общества, образовательный процесс, риски, электронное обучение, психологическая безопасность.
THE NEED ТО TRANSFORM HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF SOCIETY
The article discusses the problems and risks of digitalization of vocational education: changing approaches to the organization and content of the educational process, taking into account the formation of trans-professional competencies, ensuring the availability and quality of the courses being developed.
Key words: higher education, informatization of education, digitalization, digitalization of society, educational process, risks, e-learning, psychological safety.
Современное стремительно изменяющееся общество требует новых подходов к образованию, повышения его качества и доступности. Применение цифровых инструментов способствует решению данной проблемы: современные образовательные технологии разрешают расширить потенциальные возможности приобретения и трансляции жизненных знаний. Быстротечное социально-экономическое развитие, видоизменяющийся профессиональный мир предъявляют новейшие требования к подготовке специалистов, которые сегодня должны обладать не только профессиональными умениями и компетенциями, но и быть готовыми к выполнению обязанностей, выходящих за рамки своей профессиональной деятельности, способными не отставать от быстро меняющихся условий и появления новых возможностей, новых способов действий, умеющих быстро принимать решения, готовых к сотрудничеству для достижения поставленных целей [2].
В настоящее время информация и знания - основание социально-экономического прогресса, к которому не применимы традиционные понятия и модели. Н.П. Дедов делает акцент на том, что существенной особенностью субъекта, адекватного цифровой экономике, является то, что он не только владеет цифровыми технологиями, но и применяет их в своей профессиональной деятельности [1]. Процесс цифровизации образования, экономики и прочих сфер жизнедеятельности индивида пред-
полагает развитие у него цифровой (информационной) культуры, которая позволяет компетентно использовать открывающиеся потенциалы и органично встраиваться в информационное общество.
Переход образовательной сферы в цифровую среду стал общемировым трендом. Возможности электронной техники и дистанционного обучения широко используются на всех уровнях образования, начиная от младших классов школы и заканчивая магистратурой. Перспективы и риски циф-ровизации в системе профессионального образования анализируются специалистами (В. Мелешко, Т.Л. Клячко, Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко, М.С. Кудлаева, А. Афанасьева, A.M. Кондакова, A.A. Саламатова) в различных аспектах.
Цифровизация высшего образования рассматривается специалистами как цифровые технологии в образовании, которые поддерживаются на государственном уровне и широкой общественностью; инструмент эффективной доставки информации и знаний студентам; инструмент создания учебных материалов; инструмент эффективного способа преподавания; средство построения новой образовательной среды [2].
В образовании цифровизация сосредоточена на обеспечении беспрерывности процесса обучения (life-long-learning - обучение в процессе жизнедеятельности человека, а также его индивидуализация на базе advanced-learningtechnologies - технологий продвинутого обучения). Цифровые ресурсы, используемые в настоящее время в ежедневной деятельности человека, позволяют одолевать препятствия обучения в традиционной форме: темп изучения материала, программы, предпочтение преподавателя, формы и способы обучения.
Система профессионального образования обязана в первую очередь реагировать на изменяющиеся потребности общества и готовить условия для формирования и развития транспрофессиональных компетенций, не отрицая при этом важности базовой профессиональной подготовки. В ближайшем будущем прогнозируется потребность в специалистах, которые должны обладать критическим мышлением, навыками взаимодействия, эмоциональным интеллектом. Вступая в профессиональную деятельность, выпускники вузов должны быть креативными, умеющими решать сложные задачи, быстро принимать решения, вести переговоры и др. [6]. Из этого вытекает, что следует изменить подходы к организации и содержанию образовательного процесса, с учетом внедряющихся во все области человеческой деятельности инноваций.
Основной целью приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» является качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий, предоставляющих возможность приобретать образование на протяжении всей жизни [7]. Готовность и способность к непрерывному образованию является существенным фактором профессионального становления специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда.
Цифровизация образования ведет к трансформациям образовательных стандартов вследствие потребностей в формировании новых компетенций трудоспособного населения, она ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление функций и роли преподавателя. Согласно проведенным исследованиям объем рынка онлайн-образования в России к 2021 г. поднимется до 53,3 млрд. рублей (более чем двукратный рост по сопоставлению с 2016 г.) [9]. Практика онлайн-курсов и смешанного обучения формирует пространство беспредельных возможностей образования, что, несомненно, сориентирует любого человека на качество образования в соответствии с его заинтересованностью и потенциальными возможностями. От преподавателя подобные трансформации потребуют свободного владения цифровой образовательной средой. По мнению В. Астапковича, необходимо установить единые требования к существующим и возникающим платформам онлайн-курсов, которые следует объединить в систему, похожую на «единое окно» [5]. Это позволит обучающимся выбирать курсы по первоочередным критериям: необходимость, компетентность и профессионализм преподавателя, осмысление собственных ресурсов и др. Не будет надобности размышлять,
как перезачесть курс в ином образовательном учреждении, все автоматизируется в целостную базу. Исследователь сформулировал первоочередную задачу - развитие нормативной базы для встраивания онлайн-курсов в рабочие программы всех высших образовательных учреждений.
Исходя из этого, перспективной целью всех высших образовательных учреждений является повышение квалификации преподавателей в цифровой грамотности, ориентированной не столько на разработку курсов, сколько на использование цифровой среды в образовательном процессе. Цифровая грамотность - это способность созидать и использовать контент посредством цифровых технологий, включая умения и навыки компьютерного программирования, поиска, обмена информацией, коммуникацию. Не стоит отрицать, что цифровая среда требует от преподавателя иной ментальности, другой картины мира, других способов и форм работы с обучающимися. Преподаватель должен стать тьютером, проводником по цифровому миру, обеспечить благоприятные условия для личностной безопасности обучающихся [5].
Образование становится более доступным благодаря цифровой среде - каждый жаждущий может умножить личные профессиональные компетенции вне зависимости от своего местонахождения, в любое благоприятное время, а также с наименьшими затратами. Онлайн-образование обеспечивает беспрерывность обучения, когда на каждом этапе профессионального развития возможно приобрести новейшие профессиональные знания и компетенции. Оно позволяет сформировать способность к самообучению и самообразованию, которые в настоящее время являются ключевыми компетенциями для профессионала в любой области, их роль со временем будет только возрастать.
Сегодня можно говорить, что цифровые технологии - это редкостный механизм для многогранного развития современного высшего образовательного учреждения. Появилась возможность для быстрого обмена опытом и знаниями, индивидуального приспособления онлайн-обучения, создания цифровых библиотек и цифровых кампусов. Расширяется круг субъектов, приобретающих уникальную информацию, которая раньше была доступна лишь ограниченному кругу экспертов и ученых [6]. Благодаря цифровым технологиям можно без колебаний и сомнений говорить о глобализации научного мира и энергичном развитии академической мобильности. Перспективной линией интеграции высших образовательных учреждений в международное образовательное пространство является привлечение иностранных экспертов и студентов, открытие международных кампусов, увеличение программ академической маневренности для ученых и обучающихся.
В качестве основных рисков цифровизации профессионального образования специалисты выделяют несколько.
Во-первых, ориентация студентов на нахождение готовых, стандартных решений, понижающих способности обучаемых думать и отыскивать необходимое решение самостоятельно.
Во-вторых, в результате применения электронных версий образовательных программ потеря навыков письменной фиксации существенных идей предлагаемого материала, и, как следствие, утрата способностей к его запоминанию и критическому осмыслению.
В-третьих, формирование у обучаемых экранной зависимости, которую американские исследователи называют «электронным кокаином», а китайские - «цифровым героином».
В-четвертых, ухудшение здоровья участников образовательного процесса (зрение, центральная нервная система, сердечно-сосудистая система и др.).
В-пятых, вытеснение активного общения как коммуникации, которая во многих случаях является более значимой как для преподавателей, так и для студентов, чем электронные технологии обучения [4].
Однако некоторые специалисты делают акцент на том, что образовательный процесс может быть результативным только при обратной связи между всеми сторонами [3]. Подход должен быть комплексным, холистическим. Многие вузы выкладывают бакалаврские и даже магистерские про-
граммы онлайн, что дополняет образовательный процесс. Максимальная ставка должна делаться на соединение онлайн-обучения и физического присутствия обучающихся и преподавателя. С одной стороны, обучающийся ощущает себя более комфортно, слушая лекции онлайн, куда можно выводить базовые вещи. Но образование - не просто передача знаний, это дискуссия, обсуждение различных концепций, применение знаний к определенным их вариантам. И за смешанным форматом обучения, как мы полагаем, - будущее.
Бесспорно, в цифровом формате обучать непросто. Вследствие этого не стоит полагать, что все образование можно перевести в онлайн-формат. Когда речь идет о приобретении первого, базового высшего образования, в современном высшем образовательном учреждении должно наличествовать соединение как современных информационных технологий, так и активного общения обучающихся с преподавателями, экспертами, учеными. Довольно плодотворно было бы сменить стандартный набор теоретических лекционных занятий на онлайн-продукты, увеличив количество часов, направленных на закрепление материала, развитие практической и проектной деятельности обучающихся.
Для любого высшего образовательного учреждения немаловажной должна стать реализация процессов подготовки, переподготовки и обучения специалистов (включая руководителей организаций и предприятий) по профильным компетенциям в сфере цифровизации.
Цифровая трансформация вызвана требованиями времени. В обществе наблюдается процесс форсированной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления. Происходят действенные видоизменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. Процесс цифровизации высшего образования предполагает формирование у будущих конкурентоспособных специалистов цифровой (информационной) культуры, позволяющей грамотно использовать открывающиеся возможности и органично встраиваться в информационное общество. Для современной молодежи цифровая среда является естественным окружением. Высшие образовательные учреждения должны быть готовыми принять студентов новой формации.
1. Дедов, Н.П. Позитивные механизмы регуляции профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества // Акмеология. - 2018. - №3 (67). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ii/pozitiYnye-melianizmy-regulyatsii-professionalnoy-deyatelnosti-v-usloviyali-tsifrovizatsii-obscliestva- 16.12.2019.
2. Заречнева, K.M. Цифровизация в сфере образования / K.M. Заречнева, О.В. Ушакова // Непрерывное образование. Теория и практика реализации. Материалы II Междунар. научно-практ. конф. - Екатеринбург, 2019. - С. 76-79.
3. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. - Режим доступа: https ://edmarket. digital/ - 15.11.2019.
4. Малышева, Г.А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества // Власть. - 2018. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsialno-politicheskih-vyzovali-i-riskali-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obschestva - 19.12.2019.
5. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов. - Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969 - 04.12.2019.
6. Попова, Е.А., Мартемьянова, З.С. Государственная политика в области цифровой трансформации общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2018. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka^ - 09.12.2019.
7. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». - Режим доступа: http://neorusedu.ru/about. - 03.12.2019.
8. Сергеева, Е.А., Быкова, H.A. Проблемы цифровизации образования в условиях профессиональной мобильности. - Режим доступа: http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/28216/l/978-5-8295-0621-6_2019_125.pdf-09.12.2019.
9. Шваб, Д.К. Четвертая промышленная революция. - Режим доступа: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promy shlennaya-revolyuciya/read/ -16.12.2019.