20/у//-
(?Ж)
3. Жиркова З. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Акад. естествознания, 2014. - 129 с.
4. Кузовлев В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: научно-методический и организационно-педагогический аспекты: дисс. ... д-ра пед. наук. -М., 1999. - 301 с.
5. Миронова С. П. Педагогическое проектирование физкультурно-спортивной деятельности: учеб. пособие [Электронный ресурс] / С. П. Миронова, С. А. Медведева, Е. Б. Ольховская [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 147 с. - URL: http://elar.rsvpu.ru/.
6. Подольский О. А., Погожина В. А. Ключевые компетенции выпускников и молодых специалистов при приеме на работу // Научное обозрение: гуманитарные исследования. -2016. - № 1. - С. 96-103.
(Ж)
А. А. Хрулёва
УДК 378
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Ц ифровизация - это основной термин, во многом характеризующий экономические и социально-культурные процессы в XXI веке. Технологии изменили наше общество и стали неотъемлемой составляющей нашей системы образования. Цифровизация - это возможность для вузов осуществлять образовательную деятельность в новом формате, который предусматривает изменения в содержании и организации образовательного процесса, а также в структуре самих вузов.
Обучение - это всегда индивидуальный процесс. Цифровизация дает возможность рас-
ширить рамки доступности высшего образования для населения. Однако цифровой масштаб и новые способы обучения увеличивают материальные затраты. Существенные инвестиции в инфраструктуру и квалифицированный преподавательский состав также являются необходимыми компонентами высшего образования. Цифровое обучение, осуществляемое в форме массовых открытых онлайн курсов (МООК), может принести положительные результаты в рамках уже существующих стандартов, но это, вне всякого сомнения, требует дополнительного финансирования.
Высшее образование играет ключевую роль в обеспечении цифровой грамотности. Так как информация становится доступной в международных сетях, классическая форма обучения в аудиторных условиях теряет свою актуальность. Главной задачей обучения становится формирование у обучающихся навыков находить информацию, осознавать, когда нужна дополнительная информация, оценивать качество информации. Обучение в течение всей жизни так же, как и способность адаптироваться к технологическим изменениям, должна быть в центре всей системы образования [4].
Одна из главных задач любого государства заключается в увеличении процента населения с качественным образованием. Цифро-визация обеспечивает самостоятельность при выборе учебного контента, что открывает возможность создания персонализированных путей образовательного процесса. Чтобы использовать очевидный потенциал цифрового обучения, необходим новый взгляд на дидактику. Компьютерная среда может адаптироваться к уровню способностей каждого учащегося и помочь им добиться успеха. Высшее образование должно активно использовать эти возможности, а международное научное сотрудничество должно решать проблемы цифровизации [9, с. 146].
Чтобы обеспечить понимание образовательного контента и критическое его осмысление, качественные цифровые программы должны предоставлять всестороннюю академическую поддержку, а также психологическую поддержку. Они всегда должны включать личное взаимодействие, которое может быть
реализовано в автономном режиме (смешанное обучение) или в режиме онлайн (цифровые классы).
Формирование цифровых технологий должно проходить при поддержке государства не только через систему образования, но и через государственную политику. В настоящее время в связи с недостаточным финансированием система высшего образования сталкивается со многими проблемами, включая циф-ровизацию. Сотрудничество вузов разных государств максимально выгодно экономически и потому представляется нам целесообразным в случае цифровизации мирового образовательного пространства. Инвестиции должны быть направлены на сохранение и увеличение научного потенциала для укрепления системы высшего образования, поскольку это может обеспечить качественное образование для населения [2].
Международным исследовательским сообществам следует инвестировать в распространение результатов научных исследований, делать публикации и учебные материалы в открытом доступе. Цифровизация в значительной степени способствует сотрудничеству ученых, позволяет исследованиям и разработкам преодолеть национальные границы. Чем теснее связь между странами, тем больше возможностей для исследователей и образовательных учреждений [8].
В настоящее время в мировом экономическом пространстве доминируют страны с высоким уровнем дохода, которые, в свою очередь, предопределяют и современные образовательные тенденции. Основные проблемы в сфере образования могут быть разрешены благодаря международному сотрудничеству, которое не ограничивается взаимодействием исследователей из стран с аналогичной экономической и технологической инфраструктурой. Международное сотрудничество в сфере образования предусматривает дополнительное финансирование исследований, а также международный доступ к научным достижениям, научным проектам.
Образовательным учреждениям высшего образования следует:
- размышлять о событиях в обществе и реагировать на них в своих образовательных
программах. Вузы должны быть местом, где можно рассмотреть и даже практиковать будущие социальные реформы, которые действительно могут использовать преимущества цифровизации. Поддержка со стороны руководства имеет решающее значение в этом начинании. Образовательные организации высшего образования должны определить роль, которую они хотят играть в обучении на протяжении всей жизни. Кроме того, стирается грань между формальными и неформальными способами обучения [7];
- инвестировать в инфраструктуру для цифровизации. Требуются денежные вложения в оборудование университетских библиотек, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность, рабочие места и бесплатный доступ для обучающихся и сотрудников. К тому же ресурсы должны быть распределены грамотно, включая ресурсы для управления этими инфраструктурами, например, в отношении кибербезопасности и безопасности данных;
- сосредоточиться на воспитании патриотического духа и укреплении глобальной гражданственности. Получаемые во период обучения навыки специалиста очень важны, поскольку они отличают труд людей от механического труда: ответственность, осведомленность, способность к инновационной деятельности. Аналитическое и критическое мышление имеют ключевое значение для того, чтобы использовать технологии не только в личных целях, но и для общего блага и решать основные проблемы. Машинный труд уместен в случаях выполнения повторяющихся задач и обработки больших объемов данных [3];
- использовать потенциал цифровизации для создания новых образовательных пространств, чтобы улучшить доступность и качество образования. Интернет-образование потенциально предоставляет каждому доступ к сотрудничеству с лучшими преподавателям и лучшему контенту с помощью технологий. Тем не менее даже цифровое обучение основывается на традиционных дидактических принципах. Это, в свою очередь, требует навыков преподавания и обучения. Создание и использование цифрового учебного контента
20/у//-
(?Ж)
делает дальнейшую подготовку преподавателей университетов более важной, чем когда-либо, но также возникает потребность в дизайнерах, которые специализируются на оформлении обучающего онлайн контента;
- подключить экспертов и ученых для кон-текстуализации содержания цифрового обучения. Цифровизация и повсеместно доступная информация не изменили тот факт, что она становится знанием только тогда, когда она применима в конкретной ситуации [61];
- обеспечить доверие к цифровым образовательным продуктам. Необходимы меры для обеспечения их качества. Некоторые стандарты требуют проверки процедуры акреди-тации, позволяющей узнавать результаты обучения, проведенного в других местах (в том числе в цифровых пространствах);
- поддерживать новичков в области циф-ровизации. Экономически выгодно поддержать «новичков» и обеспечить подготовку инструкторов в новых высококачественных форматах обучения. Задача заключается в финансировании высококачественного онлайн обучения, когда оно осуществляется только на проектной основе, поскольку для его сохранения необходимо институционализировать знания [5].
Новый этап обучения включает в себя различные следующие передовые методы:
- Онлайн курсы разрабатываются экспертами, которые обладают непревзойденным мастерством в конкретной области и имеют опыт обучения в режиме реального времени, являются авторами онлайн курсов;
- Онлайн экзамены делают процесс сдачи экзамена удобным как для преподавателей, так и для обучающихся;
- цифровые (электронные) учебники предоставляют интерактивный интерфейс, в котором обучающиеся имеют доступ к мультимедийному контенту такому, как видео, интерактивные презентации и гиперссылки;
- анимация - это подход, при котором предлагается визуальное представление темы с помощью анимации [1].
Преподаватели находят совместно с обучающимся из разных регионов, школ и колледжей способы разработать комплексное ре-
шение для удовлетворения образовательных потребностей всех участников процесса обучения. Использование различных методов, таких как онлайн курсы, онлайн экзамены, цифровые учебники, викторины и электронные заметки, улучшает качество образования, а также преобразует всю систему образования в цифровую форму.
Административная часть в онлайн образовании обычно не обсуждается. Ведение записей об обучающихся, их посещаемости и успеваемости занимает много времени, особенно когда количество студентов превышает число административных руководителей. Таким образом, колледжи, школы и образовательные организации высшего образования внедряют более удобные компьютерные методы и избегают методов ведения документации в письменном виде.
Таким образом, цифровизация предопределяет изменения в отечественной системе образования, но мы не можем сказать, что она снижает значимость традиционных форм обучения. Оптимальным вариантом организации учебного процесса XXI века является сочетание цифрового и традиционного форматов обучения (аудиторное обучение и методы онлайн обучения).
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен вопрос цифровизации обучения в системе высшего образования. Автором описана цифровизация образования в качестве нового подхода к обучению. Рассмотрены такие методы обучения, как онлайн курсы, онлайн экзамены, цифровые учебники, анимация.
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровое обучение, высшее образование, онлайн курсы, дистанционное обучение.
SUMMARY
The article considers the digitalization of learning in higher education. The author considers the digitalization of education as a new approach to learning. Learning methods such as online courses, online exams, digital textbooks, animation are revealed.
Keywords: digitalization of education, digital learning, higher education, online courses, distance education.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин Н. Цифровое образование -концептуальный аспект // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 145-149.
2. Суркова Н. Е. Методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения в учреждении среднего профессионального образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 24 с.
3. Berger A. A. Seeing Is Believing. An Introduction to Visual Communication. - Higher Education, 2008. - 262 p.
4. Fidler R. Principles of Mediamorphosis // Living in the Information Age: a New Media. -Wadsworth, 2002. - P. 21-29.
5. Gantz J. F. A Forecast of Worldwide Information Growth Through 2010 // White Paper, sponsored by EMC. IDC, 2007. - URL: http://www.emc.com/collateral/analyst-reports/expanding-digital-idc-white-paper.pdf.
6. Olsson A., Olsson T. ICT's, Teachers and So-Called Digital Natives: A Case Study of Professional Appropriation // Media and Communication Studies Intersections and Interventions, 2010. - P. 179-189.
7. Oppenheimer T. The Computer Delusion // Living in the Information Age: A New Media. - Wadsworth, 2002. - P. 203-209.
8. The Digital Education Revolution in NSW. - URL: http://www.schools.nsw.edu.au/ gotoschool/highschool/dernsw/index.php.
9. Thompson J. B. Books in the Digital Age. The transformation of Academic and Higher Education Publishing in Britain and the United States. - Polity, 2005. - 468 p.
(шЩ)
20/у//-
Н. В. Горбунова, О. В. Мамонько, Я. А. Гпузман
УДК 371.13:376
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ — БРФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00019 (РФФИ), Г18Р-131 (БРФФИ) «Подготовка будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования»
С овременная система образования находится в состоянии постоянной реформы в связи с происходящими изменениями в практике работы образовательных организаций. Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию лицам с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в учреждениях образования на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности. Инклюзивное образование (от англ. inclusion - включение) предусматривает создание возможностей для обучения всех без исключения обучающихся, в том числе с нарушениями психофизического развития (организация образовательной среды, выстраивание учебного процесса в соответствии с особыми потребностями обучающегося).
Проблемы инклюзивного образования, подготовки специалистов к работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью находятся в поле присталь-
ного внимания ученых разных отраслей науки и практиков (Б. Б. Айсмонтас, Ю. В. Бо-гинская, Т. Г. Зубарева, Н. Н. Малофеев, Н. А. Медова, Л. О. Рокотянская, В. И. Хитрюк, Ю. В. Шу-миловская, Е. А. Ямбург) [1-7].
В модели подготовки будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования описано содержание, организационно-педагогические условия, технологии, формы и методы соответствующей подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Модель подготовки будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования представлена в виде взаимосвязанных и последовательных блоков: целевого, методологического, содержательного, диагностического, процессуального, результативного.
Целью разработки модели является подготовка будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования. Необходимость разработки модели обусловлена требованиями государства к уровню сформированное™ профессиональной инклюзивной компетенции выпускников вуза и требованиями выпускников вуза к уровню профессиональной подготовки в плане профессионально-личностного становления, развития профессиональной успешности.
Методологическими ориентирами модели выступают ключевые научные подходы: личностно ориентированный, средовой, инклюзивный, деятельностный, компетентност-ный, и принципы: приоритета общечеловеческих ценностей, субъектности к самоактуализации, единства индивидуального Я и общественного, инклюзии.
Содержательный блок представлен компонентами: когнитивным, социальным, психологическим и функциональным, и соответствующими компетенциями: когнитивной, социальной, психологической, функциональной. Когнитивная компетенция заключается в сформированном умении человека к мыслительной деятельности с учетом полученных