А.А. Моштаков, Г.А. Боярова
(Санкт-Петербург)
ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛИСТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
THE POTENTIAL OF DIGITALIZATION IN THE DEVELOPMENT
OF THE CLUSTER SYSTEM
В данной статье рассматривается влияние процесса цифровизации на развитие кластерной системы в российском образовании.
Ключевые слова: цифровизация образования, информационные технологии, образовательно-производственный кластер.
This article discusses the impact of the process of digitalization on the development of the cluster system in Russian education.
Key words: digitalization of education, information technologies, educational and production cluster.
В 2017 году была утверждена государственная программа «Цифровая экономика», которая предусматривает векторы развития на ближайшие годы большинства отраслей экономики [1]. Согласно данной программе, к 2021 году в России доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна увеличиться до 40%. Директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ Вадим Живулин подчеркнул, что «в этом смысле вклад регионов может быть существенным, и именно те субъекты РФ, которые ставят этот вопрос на повестку дня, имеют сегодня все возможности для того, чтобы быть в авангарде перемен» [10].
Цифровизация - неизбежный процесс для всего современного общества, затрагивающий все сферы его жизни. На данном этапе технологическое развитие России идет по нескольким основным направлениям, среди которых цифровизация производств и внедрение искусственного интеллекта, что, с одной стороны, приводит к экономическому подъему, а с другой - может стать причиной роста безработицы за счет
сокращения рабочих мест автоматизированными установками и роботами, а также значительного уменьшения используемого сырья, а значит, и его первичной обработки
[4].
Положительное влияние на экономику страны обусловлено широкой доступностью товаров и услуг всем слоям населения, ростом конкуренции внутри отраслей и расширением рынков, развитием экономики государств в целом, в том числе не только в развитых странах. В то же время специалисты компании Superjob предполагали, что 2018 год будет переломным для многих предприятий России, где на рабочих местах останутся только лучшие сотрудники. По мнению аналитиков, подобная тенденция приведет в 2022 году к катастрофическим цифрам безработицы - порядка 20-22% трудоспособного населения [4].
Очевидно, что такие тенденции в производстве должны привести к коренным изменениям в сфере образования. Образование под воздействием процесса цифрови-зации должно значительно изменяться сразу во всех направлениях: от применяемых
приемов, методов и форм до нацеленности на определенный результат.
Образовательные организации обязаны соответствовать техническим требованиям времени и готовить полноценных, высококвалифицированных специалистов, что невозможно без полноценного технического оснащения и всестороннего использования цифровых технологий.
В условиях развития современной экономики подготовка кадров должна ориентироваться уже на модернизацию производства, изменение скорости применения новых технологий на производствах. Расширение применения наукоемких технологий в процессе производства и их развитие отражаются и на процессе подготовки кадров.
Система подготовки кадров должна подстраиваться под производственную сферу и как механизм подготовки трудовых ресурсов четко следовать инновационным путем, прогнозируя и опережая производства в их развитии.
Профессиональное образование не должно слепо следовать за спросом текущего рынка труда, оно должно развиваться по формуле опережающей потребности. Однако, учитывая применение информационных технологий в производстве и усиливающийся процесс цифровизации, скорость изменения технологий и их применение в производственной и непроизводственной сферах, приходится признать наличие существенных пробелов в системе взаимодействия рынков труда и образования, значительного разрыва между существующей потребностью в квалифицированных специалистах и качеством их подготовки [8].
Логичным и обоснованным решением данной проблемы выглядит применение кластерной системы при подготовке будущих специалистов. Такая система активно формируется в России, и очевидно, что процесс цифровизации значительно повлияет и на нее.
Кластеризация предполагает применение труда высококвалифицированного работника, ориентированного на гибкость, высокую мобильность, широту связанных между собой профессиональных навыков и
профессиональных компетенций. Кластерная система заранее диктует образовательным организациям, какой тип работника нужен предприятиям, тогда в таком виде высококвалифицированный работник может получиться только при совместном участии нескольких субъектов подобных отношений.
В целом данный подход обладает целым рядом преимуществ, к которым можно отнести:
- совершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями реального рынка труда;
- повышение социальной адаптации обучающихся;
- повышение имиджа образовательного учреждения;
- новые контакты с другими образовательными организациями, социальными партнерами;
- освоение информационных технологий на современном уровне [7].
Последний аспект особенно важен: он позволяет решить проблему освоения новых технологий как для студента, так и для преподавателя, и, кроме того, позволяет непрерывно продолжать образование работников на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, обучение максимально приближается к реальным производственным задачам, студенты имеют возможность получить практический опыт.
Преподаватели в таком случае всегда находятся в курсе последних вопросов, возникающих в данной производственной сфере, разнообразных изобретений и нововведений, ориентируются в современных технологиях и могут являть собой яркий пример правильного подхода к самообразованию [7].
Создание кластеров предполагает гибкую сетевую структуру, включающую группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной деятельности для решения определенных задач и достижения конкретного результата (инновации) [8].
Учитывая специфику такого подхода, можно смело утверждать, что потенциал процессов цифровизации в кластерной системе особенно велик - это та область образования, которая может особенно активно прогрессировать под воздействием цифро-визационных процессов.
П.Г. Кравцов и В.Г. Михелькевич в своих работах предложили схему кластерных уровней взаимодействия предприятия и образовательной организации [5]. Данная схема может быть распространена не только на образовательные организации высшего образования, но и на организации среднего профессионального образования.
В частности, на первом уровне цифрови-зация способствует углублению практико-ориентированного подхода при написании выпускных квалификационных работ - постоянное цифровое взаимодействие предприятия и образовательной организации упрощает процесс сбора материала для написания работы и предоставляет возможности для выявления реально существующих проблем.
Если говорить о демонстрационном экзамене, то у обучающихся появляется возможность более активно и полно изучить применяемое на предприятии оборудование и научиться на нем работать. Так, в отношении кластеров, направленных на обучение специалистов, готовых к созданию сложных механизмов, таких как авиастроение, машиностроение, обороностроение, актуальна передача информационно-аналитическому центру функции создания платформы виртуальной реальности [9]. Такая технология позволит осуществлять подготовку специалистов максимально эффективно и в условиях, наиболее приближенным к реальным.
Эта же технология может активно применяться и на втором уровне. Таким образом можно решить и проблему освоения новых технологий как для студента, так и для преподавателя.
Также следует отметить, что, как показывает практика, одним из существенных факторов, сдерживающих развитие кластеров, является проблема координации деятельности их участников [5].
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНОГО УРОВНЯ
УПРАВЛЕНИЕ
СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ
¿ к
УПРА ОБУ1] ВЛЕНИЕ ЕНИЕМ
1 к
ЭЛЕК1 БИБЛ ТОННАЯ ПОТЕКА «
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ±1 БАЗА ДАННЫХ Е
СИСТЕМА АДМИНИСТРАЦИИ
ВЕБИНАРЫ, ДОТ
СТАТИСТИКА И ОТЧЕТНОСТЬ
ПОРТАЛЫ И САЙТЫ ОПО
Рис. 1. Структура организации кластерной модели.
Рис. 2. Интегрированная система профессионального и дополнительного образования.
Эта проблема связана прежде всего с тем, что далеко не каждый участник кластера готов взять на себя издержки по координации деятельности остальных его субъектов (поставщиков, посредников, вузов, НИИ, других связанных с кластером организаций), так как в случае успеха прибыль от такой координации окажется разделенной и не всегда инициатор окупит свои издержки.
Оптимальным решением такой проблемы может стать более широкое внедрение цифровых технологий для формирования и развития взаимодействия участников кластера. Образовательная организация может стать площадкой для согласования целей и задач участников кластера, объединяя их посредством совместного использования инновационной инфраструктуры, совместных исследовательских проектов, общих цифровых образовательных продуктов.
На рис. 1 представлена схема структуры организации кластерной модели, по которой можно проследить процессы взаимодействия компонентов кластера [6].
Все образовательные и административные процессы, на которых строится функционирование кластера, могут быть модернизированы с помощью цифровых технологий и полностью переведены в режим онлайн.
Также создание общих для компонентов кластера платформ ставит такие задачи, как повышение квалификации персонала и подготовка новых специалистов. Учитывая этот факт, можно рассматривать разработку и реализацию дополнительной профессиональной программы в организации профес-
сионального образования как возможность апробации новых обучающих технологий, а также проектирование модели формирования профессиональных компетенций студентов СПО в интегрированной системе профессионального и дополнительного образования. Такая модель отражена на рис. 2 [6].
В этих условиях сформированные на базе образовательных организаций центры дистанционного образования позволят своевременно подготовить специалистов соответствующего уровня без длительного и долгосрочного обучения, которое, кроме всего прочего, требует отрыва от производства [9].
Кроме того, данный подход позволит снизить риски безработицы при «перезагрузке» образовательных систем XXI в. Приоритетом должно быть объявлено не репрезентативное знание, а креативное, включающее умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу, любознательность [8].
Также необходимо отметить, что процесс цифровизации может стать катализатором не только для развития уже существующих кластеров, но и для создания новых. В частности, правильно организованный подход к выбору цифровых инструментов для управления кластером может ускорить, упростить процесс взаимодействия образовательных организаций и предприятий и склонить последние к принятию соответствующего решения. Очевидно, что в современных
условиях всех участников экономических, образовательных и иных отношений интересует не только взаимовыгодность сотрудничества, но и его простота и прозрачность.
Применение цифровых технологий выступает оптимальным решением этой проблемы.
Ю.С. Артамонова, П.Н. Биленко и Н.А. Шлапакова (рис. 3) предложили методологию управления кластером, которая может применяться к кластерам всех видов: от промышленных до образовательных [3].
Формирование первого эффективного общекластерного проекта позволит привлечь в кластер значительное количество новых участников.
Продолжительность каждого этапа должна быть фиксированной. В противном случае в развитии кластера наблюдается спад и переход к следующему этапу затруднен.
В целом цифровизация, воздействуя на кластерные системы в образовании, решает целый перечень проблем и в то же время ставит новые задачи. В частности, основными направлениями работы образовательно-
го кластера в условиях цифровизации могут выступать:
1) интеграция участников образовательного кластера в электронное российское и международное научно-образовательное пространство в целях обмена опытом и усвоения передовых технологий не только в области образования, но и управления кластерными системами;
2) развитие цифровой андрагогики - направление, продиктованное тем, что кластерная система более всего подходит для воплощения концепции «Образование через всю жизнь»;
3) дополнительное профессиональное образование управленческой команды образовательных организаций на всех уровнях образования;
4) подготовка специалистов различного уровня и повышение их квалификации посредством электронной системы дополнительного профессионального образования;
5) внедрение инструментов виртуальной и дополненной реальности, что позволит приблизить практическое обучение к реальным производственным условиям;
Стадия Инструмент Результат
Этап 1 «Кластерный анализ» Существующие базы данных, информационные порталы, бизнес-сайты, каталоги, аналитические отчеты, пакеты программ для статистических исследований, анкеты и т.д. Дорожные карты, стратегии и программы территориальных кластеров. Комплекс мер на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также определение возможности межкластерного взаимодействия
Этап 2 «Быстрые результаты» CRM-системы. Специально разработанные базы данных. Аналитические отчеты Совместно реализуемые проекты участников кластера, дающие немедленные результаты, способствуют укреплению доверия между участниками кластера, заинтересовывают компании в дальнейшем сотрудничестве. Например, выставочные мероприятия, деловые миссии, образовательные мероприятия, создание интернет-ресурса для кластера, технологическая база и материальная база предприятий кластера.
Этап 3 «Кластерные проекты» CRM-системы. Специально разработанные базы данных и цифровые платформы. Аналитические отчеты. Цифровые модели, цифровые близнецы. Скорректированы программы и дорожные карты кластера, портфели инвестиционных проектов участников кластера. Реализация долгосрочных мероприятий. Расширение участников.
Рис. 3. Методы управления кластером с использованием цифровых технологий
6) цифровизация образовательной деятельности, включающей в себя не только процесс обучения, но и сопровождающие его административные и иные процессы: цифровой документооборот, цифровая аналитика, совершенствование, разработка и реализация программ онлайн-курсов дополнительного профессионального образования.
На законодательном уровне принята необходимость оцифровки всех учебно-методических образовательных ресурсов, обеспечение электронными онлайн-курсами всех направлений подготовки, совершенствование медиабиблиотек и электронных баз данных выдачи дипломов, удостоверений, свидетельств и иных документов об образовании и уровне квалификации;
7) более широкое использование инновационных форм и методов электронного обучения: онлайн-защита выпускных квалификационных работ, применение средств мультимедиа при проведении демонстрационного экзамена по некоторым направлениям подготовки и т.д. [2].
Таким образом, использование цифровых инструментов способствует реализации новых проектов и обеспечивает экономический эффект. Цифровизация образования выступает катализатором позитивных процессов, способствующих развитию и укреплению таких систем. Они значительно упрощают внедрение такого подхода и делают образовательный процесс более приближенным к реалиям современного производства и рынка труда.
Литература
1. Программа «Цифровая экономика», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
2. Алексеева А.А., Чоросова О.М. Актуальные вопросы развития электронного (дистанционного) обучения в ДПО СВФУ в условиях цифровизации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2019. - №2. - С. 19-26.
3. Артамонова Ю.С., Биленко П.Н., Шлапакова Н.А. Цифровые инструменты развития отраслевых кластеров в России // International agricultural journal. - 2019. - № 3. - С. 192202.
4. Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. - 2018. - № 1-2. - С. 9.
5. Кравцов П.Г., Михелькевич В.Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера // Вестник СамГТУ Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2 (26). - С. 106-115.
6. Моштаков А.А. Интеграционные системы профессионального образования // Человек и образование. - 2017. - № 1. - С. 94-98.
7. Моштаков А.А., Боярова Г.А. Вопросы повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций в условиях цифровизации образования // Образование: ресурсы развития. - 2019. - № 3. - С. 25-28.
8. Сенокосова О.В. Кластеризация в системе подготовки кадров // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Экономика. Управление. Право. - 2018. - Т. 18, вып. 4. - С. 386-393.
9. Широ М.С. Структурно-функциональные характеристики информационно-телекоммуникационной компоненты инновационного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. - 2018. - Том 11, № 4. -С. 242-250.
10. ТАСС, 06.03.2018. URL: https://tass.ru/ekonomika/5013128. Источник №9.