Научная статья на тему 'Потенциал цифровизации в профессиональном развитии специалиста в новых условиях'

Потенциал цифровизации в профессиональном развитии специалиста в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / DIGITALIZATION OF EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL AND PRODUCTION CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моштаков Антон Анатольевич, Боярова Галина Александровна

В данной статье рассматривается влияние процесса цифровизации на развитие кластерной системы в российском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF DIGITALIZATION IN THE DEVELOPMENT OF THE CLUSTER SYSTEM

This article discusses the impact of the process of digitalization on the development of the cluster system in Russian education.

Текст научной работы на тему «Потенциал цифровизации в профессиональном развитии специалиста в новых условиях»

А.А. Моштаков, Г.А. Боярова

(Санкт-Петербург)

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛИСТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

THE POTENTIAL OF DIGITALIZATION IN THE DEVELOPMENT

OF THE CLUSTER SYSTEM

В данной статье рассматривается влияние процесса цифровизации на развитие кластерной системы в российском образовании.

Ключевые слова: цифровизация образования, информационные технологии, образовательно-производственный кластер.

This article discusses the impact of the process of digitalization on the development of the cluster system in Russian education.

Key words: digitalization of education, information technologies, educational and production cluster.

В 2017 году была утверждена государственная программа «Цифровая экономика», которая предусматривает векторы развития на ближайшие годы большинства отраслей экономики [1]. Согласно данной программе, к 2021 году в России доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна увеличиться до 40%. Директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ Вадим Живулин подчеркнул, что «в этом смысле вклад регионов может быть существенным, и именно те субъекты РФ, которые ставят этот вопрос на повестку дня, имеют сегодня все возможности для того, чтобы быть в авангарде перемен» [10].

Цифровизация - неизбежный процесс для всего современного общества, затрагивающий все сферы его жизни. На данном этапе технологическое развитие России идет по нескольким основным направлениям, среди которых цифровизация производств и внедрение искусственного интеллекта, что, с одной стороны, приводит к экономическому подъему, а с другой - может стать причиной роста безработицы за счет

сокращения рабочих мест автоматизированными установками и роботами, а также значительного уменьшения используемого сырья, а значит, и его первичной обработки

[4].

Положительное влияние на экономику страны обусловлено широкой доступностью товаров и услуг всем слоям населения, ростом конкуренции внутри отраслей и расширением рынков, развитием экономики государств в целом, в том числе не только в развитых странах. В то же время специалисты компании Superjob предполагали, что 2018 год будет переломным для многих предприятий России, где на рабочих местах останутся только лучшие сотрудники. По мнению аналитиков, подобная тенденция приведет в 2022 году к катастрофическим цифрам безработицы - порядка 20-22% трудоспособного населения [4].

Очевидно, что такие тенденции в производстве должны привести к коренным изменениям в сфере образования. Образование под воздействием процесса цифрови-зации должно значительно изменяться сразу во всех направлениях: от применяемых

приемов, методов и форм до нацеленности на определенный результат.

Образовательные организации обязаны соответствовать техническим требованиям времени и готовить полноценных, высококвалифицированных специалистов, что невозможно без полноценного технического оснащения и всестороннего использования цифровых технологий.

В условиях развития современной экономики подготовка кадров должна ориентироваться уже на модернизацию производства, изменение скорости применения новых технологий на производствах. Расширение применения наукоемких технологий в процессе производства и их развитие отражаются и на процессе подготовки кадров.

Система подготовки кадров должна подстраиваться под производственную сферу и как механизм подготовки трудовых ресурсов четко следовать инновационным путем, прогнозируя и опережая производства в их развитии.

Профессиональное образование не должно слепо следовать за спросом текущего рынка труда, оно должно развиваться по формуле опережающей потребности. Однако, учитывая применение информационных технологий в производстве и усиливающийся процесс цифровизации, скорость изменения технологий и их применение в производственной и непроизводственной сферах, приходится признать наличие существенных пробелов в системе взаимодействия рынков труда и образования, значительного разрыва между существующей потребностью в квалифицированных специалистах и качеством их подготовки [8].

Логичным и обоснованным решением данной проблемы выглядит применение кластерной системы при подготовке будущих специалистов. Такая система активно формируется в России, и очевидно, что процесс цифровизации значительно повлияет и на нее.

Кластеризация предполагает применение труда высококвалифицированного работника, ориентированного на гибкость, высокую мобильность, широту связанных между собой профессиональных навыков и

профессиональных компетенций. Кластерная система заранее диктует образовательным организациям, какой тип работника нужен предприятиям, тогда в таком виде высококвалифицированный работник может получиться только при совместном участии нескольких субъектов подобных отношений.

В целом данный подход обладает целым рядом преимуществ, к которым можно отнести:

- совершенствование образовательного процесса в соответствии с требованиями реального рынка труда;

- повышение социальной адаптации обучающихся;

- повышение имиджа образовательного учреждения;

- новые контакты с другими образовательными организациями, социальными партнерами;

- освоение информационных технологий на современном уровне [7].

Последний аспект особенно важен: он позволяет решить проблему освоения новых технологий как для студента, так и для преподавателя, и, кроме того, позволяет непрерывно продолжать образование работников на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, обучение максимально приближается к реальным производственным задачам, студенты имеют возможность получить практический опыт.

Преподаватели в таком случае всегда находятся в курсе последних вопросов, возникающих в данной производственной сфере, разнообразных изобретений и нововведений, ориентируются в современных технологиях и могут являть собой яркий пример правильного подхода к самообразованию [7].

Создание кластеров предполагает гибкую сетевую структуру, включающую группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной деятельности для решения определенных задач и достижения конкретного результата (инновации) [8].

Учитывая специфику такого подхода, можно смело утверждать, что потенциал процессов цифровизации в кластерной системе особенно велик - это та область образования, которая может особенно активно прогрессировать под воздействием цифро-визационных процессов.

П.Г. Кравцов и В.Г. Михелькевич в своих работах предложили схему кластерных уровней взаимодействия предприятия и образовательной организации [5]. Данная схема может быть распространена не только на образовательные организации высшего образования, но и на организации среднего профессионального образования.

В частности, на первом уровне цифрови-зация способствует углублению практико-ориентированного подхода при написании выпускных квалификационных работ - постоянное цифровое взаимодействие предприятия и образовательной организации упрощает процесс сбора материала для написания работы и предоставляет возможности для выявления реально существующих проблем.

Если говорить о демонстрационном экзамене, то у обучающихся появляется возможность более активно и полно изучить применяемое на предприятии оборудование и научиться на нем работать. Так, в отношении кластеров, направленных на обучение специалистов, готовых к созданию сложных механизмов, таких как авиастроение, машиностроение, обороностроение, актуальна передача информационно-аналитическому центру функции создания платформы виртуальной реальности [9]. Такая технология позволит осуществлять подготовку специалистов максимально эффективно и в условиях, наиболее приближенным к реальным.

Эта же технология может активно применяться и на втором уровне. Таким образом можно решить и проблему освоения новых технологий как для студента, так и для преподавателя.

Также следует отметить, что, как показывает практика, одним из существенных факторов, сдерживающих развитие кластеров, является проблема координации деятельности их участников [5].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНОГО УРОВНЯ

УПРАВЛЕНИЕ

СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ

¿ к

УПРА ОБУ1] ВЛЕНИЕ ЕНИЕМ

1 к

ЭЛЕК1 БИБЛ ТОННАЯ ПОТЕКА «

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ±1 БАЗА ДАННЫХ Е

СИСТЕМА АДМИНИСТРАЦИИ

ВЕБИНАРЫ, ДОТ

СТАТИСТИКА И ОТЧЕТНОСТЬ

ПОРТАЛЫ И САЙТЫ ОПО

Рис. 1. Структура организации кластерной модели.

Рис. 2. Интегрированная система профессионального и дополнительного образования.

Эта проблема связана прежде всего с тем, что далеко не каждый участник кластера готов взять на себя издержки по координации деятельности остальных его субъектов (поставщиков, посредников, вузов, НИИ, других связанных с кластером организаций), так как в случае успеха прибыль от такой координации окажется разделенной и не всегда инициатор окупит свои издержки.

Оптимальным решением такой проблемы может стать более широкое внедрение цифровых технологий для формирования и развития взаимодействия участников кластера. Образовательная организация может стать площадкой для согласования целей и задач участников кластера, объединяя их посредством совместного использования инновационной инфраструктуры, совместных исследовательских проектов, общих цифровых образовательных продуктов.

На рис. 1 представлена схема структуры организации кластерной модели, по которой можно проследить процессы взаимодействия компонентов кластера [6].

Все образовательные и административные процессы, на которых строится функционирование кластера, могут быть модернизированы с помощью цифровых технологий и полностью переведены в режим онлайн.

Также создание общих для компонентов кластера платформ ставит такие задачи, как повышение квалификации персонала и подготовка новых специалистов. Учитывая этот факт, можно рассматривать разработку и реализацию дополнительной профессиональной программы в организации профес-

сионального образования как возможность апробации новых обучающих технологий, а также проектирование модели формирования профессиональных компетенций студентов СПО в интегрированной системе профессионального и дополнительного образования. Такая модель отражена на рис. 2 [6].

В этих условиях сформированные на базе образовательных организаций центры дистанционного образования позволят своевременно подготовить специалистов соответствующего уровня без длительного и долгосрочного обучения, которое, кроме всего прочего, требует отрыва от производства [9].

Кроме того, данный подход позволит снизить риски безработицы при «перезагрузке» образовательных систем XXI в. Приоритетом должно быть объявлено не репрезентативное знание, а креативное, включающее умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу, любознательность [8].

Также необходимо отметить, что процесс цифровизации может стать катализатором не только для развития уже существующих кластеров, но и для создания новых. В частности, правильно организованный подход к выбору цифровых инструментов для управления кластером может ускорить, упростить процесс взаимодействия образовательных организаций и предприятий и склонить последние к принятию соответствующего решения. Очевидно, что в современных

условиях всех участников экономических, образовательных и иных отношений интересует не только взаимовыгодность сотрудничества, но и его простота и прозрачность.

Применение цифровых технологий выступает оптимальным решением этой проблемы.

Ю.С. Артамонова, П.Н. Биленко и Н.А. Шлапакова (рис. 3) предложили методологию управления кластером, которая может применяться к кластерам всех видов: от промышленных до образовательных [3].

Формирование первого эффективного общекластерного проекта позволит привлечь в кластер значительное количество новых участников.

Продолжительность каждого этапа должна быть фиксированной. В противном случае в развитии кластера наблюдается спад и переход к следующему этапу затруднен.

В целом цифровизация, воздействуя на кластерные системы в образовании, решает целый перечень проблем и в то же время ставит новые задачи. В частности, основными направлениями работы образовательно-

го кластера в условиях цифровизации могут выступать:

1) интеграция участников образовательного кластера в электронное российское и международное научно-образовательное пространство в целях обмена опытом и усвоения передовых технологий не только в области образования, но и управления кластерными системами;

2) развитие цифровой андрагогики - направление, продиктованное тем, что кластерная система более всего подходит для воплощения концепции «Образование через всю жизнь»;

3) дополнительное профессиональное образование управленческой команды образовательных организаций на всех уровнях образования;

4) подготовка специалистов различного уровня и повышение их квалификации посредством электронной системы дополнительного профессионального образования;

5) внедрение инструментов виртуальной и дополненной реальности, что позволит приблизить практическое обучение к реальным производственным условиям;

Стадия Инструмент Результат

Этап 1 «Кластерный анализ» Существующие базы данных, информационные порталы, бизнес-сайты, каталоги, аналитические отчеты, пакеты программ для статистических исследований, анкеты и т.д. Дорожные карты, стратегии и программы территориальных кластеров. Комплекс мер на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также определение возможности межкластерного взаимодействия

Этап 2 «Быстрые результаты» CRM-системы. Специально разработанные базы данных. Аналитические отчеты Совместно реализуемые проекты участников кластера, дающие немедленные результаты, способствуют укреплению доверия между участниками кластера, заинтересовывают компании в дальнейшем сотрудничестве. Например, выставочные мероприятия, деловые миссии, образовательные мероприятия, создание интернет-ресурса для кластера, технологическая база и материальная база предприятий кластера.

Этап 3 «Кластерные проекты» CRM-системы. Специально разработанные базы данных и цифровые платформы. Аналитические отчеты. Цифровые модели, цифровые близнецы. Скорректированы программы и дорожные карты кластера, портфели инвестиционных проектов участников кластера. Реализация долгосрочных мероприятий. Расширение участников.

Рис. 3. Методы управления кластером с использованием цифровых технологий

6) цифровизация образовательной деятельности, включающей в себя не только процесс обучения, но и сопровождающие его административные и иные процессы: цифровой документооборот, цифровая аналитика, совершенствование, разработка и реализация программ онлайн-курсов дополнительного профессионального образования.

На законодательном уровне принята необходимость оцифровки всех учебно-методических образовательных ресурсов, обеспечение электронными онлайн-курсами всех направлений подготовки, совершенствование медиабиблиотек и электронных баз данных выдачи дипломов, удостоверений, свидетельств и иных документов об образовании и уровне квалификации;

7) более широкое использование инновационных форм и методов электронного обучения: онлайн-защита выпускных квалификационных работ, применение средств мультимедиа при проведении демонстрационного экзамена по некоторым направлениям подготовки и т.д. [2].

Таким образом, использование цифровых инструментов способствует реализации новых проектов и обеспечивает экономический эффект. Цифровизация образования выступает катализатором позитивных процессов, способствующих развитию и укреплению таких систем. Они значительно упрощают внедрение такого подхода и делают образовательный процесс более приближенным к реалиям современного производства и рынка труда.

Литература

1. Программа «Цифровая экономика», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

2. Алексеева А.А., Чоросова О.М. Актуальные вопросы развития электронного (дистанционного) обучения в ДПО СВФУ в условиях цифровизации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2019. - №2. - С. 19-26.

3. Артамонова Ю.С., Биленко П.Н., Шлапакова Н.А. Цифровые инструменты развития отраслевых кластеров в России // International agricultural journal. - 2019. - № 3. - С. 192202.

4. Кафидулина Н.Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. - 2018. - № 1-2. - С. 9.

5. Кравцов П.Г., Михелькевич В.Н. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера // Вестник СамГТУ Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2 (26). - С. 106-115.

6. Моштаков А.А. Интеграционные системы профессионального образования // Человек и образование. - 2017. - № 1. - С. 94-98.

7. Моштаков А.А., Боярова Г.А. Вопросы повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций в условиях цифровизации образования // Образование: ресурсы развития. - 2019. - № 3. - С. 25-28.

8. Сенокосова О.В. Кластеризация в системе подготовки кадров // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Экономика. Управление. Право. - 2018. - Т. 18, вып. 4. - С. 386-393.

9. Широ М.С. Структурно-функциональные характеристики информационно-телекоммуникационной компоненты инновационного кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ Экономические науки. - 2018. - Том 11, № 4. -С. 242-250.

10. ТАСС, 06.03.2018. URL: https://tass.ru/ekonomika/5013128. Источник №9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.