Научная статья на тему 'Проблемы использования труда и подготовки населения в возрасте 60+'

Проблемы использования труда и подготовки населения в возрасте 60+ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОНЕРЫ / ЗАНЯТОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / PENSIONERS / EMPLOYMENT / DIGITALIZATION / LABOR MARKET / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенокосова О.В.

В статье рассматриваются проблемы использования труда пенсионеров в условиях изменения границ трудоспособного возраста. Выявлено, что помимо отсутствия рабочих мест в экономике России, усиления цифровизации в секторах экономики, отсутствии стимулов к труду пенсионеров, существуют проблемы подготовки и переподготовки возрастных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of using labor of pensioners in the conditions of changing the boundaries of working age. It was revealed that in addition to the lack of jobs in the Russian economy, the strengthening of digitalization in the sectors of the economy, the absence of incentives for pensioners to work, there are problems of training and retraining of age categories of the population.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования труда и подготовки населения в возрасте 60+»

УДК 331.5

О.В. Сенокосова

Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, г. Саратов, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА И ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 60+

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы использования труда пенсионеров в условиях изменения границ трудоспособного возраста. Выявлено, что помимо отсутствия рабочих мест в экономике России, усиления цифровизации в секторах экономики, отсутствии стимулов к труду пенсионеров, существуют проблемы подготовки и переподготовки возрастных категорий населения.

Ключевые слова. Пенсионеры, занятость, цифровизация, рынок труда, система подготовки.

Annotation. The article deals with the problems of using labor of pensioners in the conditions of changing the boundaries of working age. It was revealed that in addition to the lack of jobs in the Russian economy, the strengthening of digitalization in the sectors of the economy, the absence of incentives for pensioners to work, there are problems of training and retraining of age categories of the population.

Key words. Pensioners, employment, digitalization, labor market, training system.

Учитывая современные изменения: технологические, информационные и новые качественные характеристики рабочей силы, в современных условиях изменения пенсионного возраста, необходимо создать полноценный механизм формирования качественной рабочей силы в цифровой экономике. Процесс формирования рабочей силы рассматривается как система формирования способности к труду у человека, т.е. как подготовка работника к труду, которая начинается в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе, где начинается процесс формирования личностных характеристик человека труда, его индивидуального осознания себя как будущего субъекта социально -трудовых отношений, и продолжается в системе профессионального образования, на рабочем месте, в институтах повышения квалификации, на стажировках и в других образовательных формациях, где постоянно закладываются необходимые профессиональные знания и навыки. Не зря одним из факторов, вызывающих дисбаланс на рынке труда является сегодня сфера образования или рынок образовательных услуг. Как совершенно справедливо отмечают ученые по данной проблематике, рынок образовательных услуг довольно специфичен и его развитие в виде рынка, на наш взгляд, будет лишь усиливать дисфункции между ним и рынком труда. Рынок образовательных услуг в условиях рынка ориентирован не на приоритетность развития отраслей в экономике РФ, а на множество других факторов, таких как престижность, доходность,

2018, №2

научный журнал

статусность и т.д. Стоит согласиться также и с мнением С.В. Климовой [1, с.165], о том, что в России существует несколько главных пробелов при взаимодействии рынков: низкая социально-экономическая оценка профессионализма и профессионального труда, отсутствие мотивации со стороны работника в связи с низкой оплатой труда, невыраженность гибкой занятости и свободы формы труда, свойственных информационному обществу. Институциональные факторы, связанные с рынком образовательных услуг рассматриваются Н.В.Латовой [2, с. 132], среди них особое место отводится факторам предложения образовательных услуг для молодежи, факторам информированности молодежи о рынке образовательных услуг, факторам государственных преференций, факторам дифференциации рынков образования для молодежи по регионам и др., общекультурным и гендерным стереотипам. В работе П.Г. Кравцовой, В.Н. Михелькевича подготовку специалистов (инженеров и профессиональных рабочих) для развиваемых направлений экономики в связке с инновационными разработками предлагается осуществлять в инновационной форме в виде кластера, и в этом также есть отчасти разумное зерно, но предложение связано с рыночной структурой.

Известно, что в узком смысле рынок труда — это действующий в условиях определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между собственниками рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и владельцами средств производства, формирующими спрос на наемную рабочую силу благодаря эффективному ведению производственной, коммерческой и другой деятельности. Однако эффективность экономической деятельности в российской экономике также требует тщательного анализа и разработки, поэтому в условиях цифровой экономики задача взаимоотношений и взаимодействий должна ставиться комплексно, рассматривая все рынки во взаимосвязи, все отношения системно, учитывая все возрастное население.

Следует также отметить, что проблема несоответствия рабочей силы структуре рабочих мест сама по себе не нова для РФ, она возникала на разных этапах развития экономики России, и существовала в период СССР. В современных условиях комплексных подходов исследований по данной проблеме не так много, применительно к цифровой экономике и вовсе недостаточно. В экономической литературе вопросы, связанные с механизмом подготовки новых кадров, устранением дисбалансов на рынке труда, проблемами самого рынка труда в переходные периоды развития экономики описываются часто, выявляются противоречия, проектируются модели взаимодействия различных сфер, однако отдельные проблемы остаются нераскрытыми, не затронутыми.

Необходимо учитывать то, что в условиях цифровой экономики подготовка кадров должна ориентироваться на модернизацию производства, изменение скорости применения новых технологий на производствах, расширение применения наукоемких технологий в процессе производства и их развитие.

В основном в научных публикациях образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно осуществлять формирование рабочей силы и увеличить занятость населения в условиях рынка. Учитывая такой подход процесса формирования рабочей силы, упускается из виду некоторые периоды жизненного цикла человека, которые актуализируются в условиях новых возрастных условиях использования рабочей силы (рис.1).

Рынок труда (неквалифицированные

б ) I

--------------ч--------------

Рынок труда (квалифиц. кадры)

'----------г----------

Рынок труда

I--------,--------;

мР,

I

Рисунок 1 - Распределение функций рынка образовательных услуг и рынка труда в течении жизненного цикла человека в России (составлено автором самостоятельно)[3]

Согласно рисунку 1 существует два основных периода в жизни человека, формирующие с помощью образовательного сектора и рынка труда, формирующие его как рабочую силу: первый период (0-28 лет)

Электронный

научный журнал

связан с непосредственным формированием навыков для выхода на рынок труда в виде квалифицированного или неквалифицированного работника, второй период (28-65 лет) связан непосредственно с использованием рабочей силы, т.е. либо использованием приобретенных навыков в трудовой деятельности, либо в данном случае, наиболее актуально в современном мире, недоиспользованием и дальнейшим процессом устаревания этих навыков. С учетом современного времени предполагается, что теоретически может существовать и третий период, в пределах которого рабочая сила также может использоваться на рынке труда, но в незначительном количестве.

Рассматривая данные периоды жизни человека и механизм использования рабочей силы для экономики, актуализируется проблема подготовки кадров с учетом развития экономики и технического прогресса. Рассматривая подход применения информационных технологий в производстве и усиливающийся процесс цифровизации, скорость изменения технологий и их применение в производственной и непроизводственной сферах наблюдается существенный разрыв в системе взаимодействия рынков труда и образования, сокращение которого произойдет при определенной системе организации и финансировании взаимодействия некоторых субъектов экономических отношений.

Для устранения дисфункций между рынками образования и труда в странах с развитой рыночной инновационной экономикой применяется система непрерывного образования и переподготовки кадров. Управление значительными объемами инвестиций в "человеческие ресурсы" существенно нивелируют потери профессионально-квалификационного капитала, а поэтому профессиональное образование не должно слепо следовать за спросом текущего рынка труда, оно должно развиваться по формуле опережающей потребности.

В настоящее время существует несколько подходов к формированию системы подготовки кадров для цифровой экономики, которые зачастую рассматривают в основном первый период (0-28 лет)).

Процессы подготовки и переобучения во второй период указанный на рисунке 1 сегодня проявляют дисфункции, возникают вопросы: кто должен обучать такую категорию населения? (если оно занятое или же безработное), какова кратность обучения в течении жизни данного периода? чему обучать и кто определяет направления обучения или переподготовки? кто инвестирует в обучение? для какой сферы? и будут ли рабочие места после обучения? В настоящее время население, обладающее профессиональными характеристиками ранее, но утратившие их со временем, находятся в сложной ситуации и зачастую не имеют возможности трудоустроиться, особенно в условиях повышения верхней границы трудоспособного возраста.

Так называемые «предпенсионеры», в условиях острой необходимости использования рабочей силы, в условиях цифровой экономики остаются за бортом экономических социально-трудовых отношений. Несмотря на то, что Правительством РФ разрабатываются механизмы использования труда пенсионеров, этого недостаточно для полноценного использования труда предпенсионеров и пенсионеров, с у четом цифровизации.

Используя новые технологии на рынке труда работодатели, ожидают «новую» рабочую силу, бесценный опыт пенсионеров перестает быть необходимым в условиях применения передовых технологий.

Возникает 2 положения актуальных для рассмотрения.

Какие отрасли готовы принимать предпенсионеров и пенсионеров в условиях цифровой экономики?

Как сработает механизм подготовки или переподготовки кадров «возрастной» рабочей силы?

Итак, используя данные статистики сектора экономики можно проклассифицировать по показателю занятости населения определенного возраста.

Рисунок 2 - Занятое население в первичном, вторичном и третичном секторе экономики РФ по возрасту, 2016 г. в процентах (составлено по данным Госкомстата)

Рабочая сила в возрасте 55+ в 2016 г занята в основном в первичном и вторичном секторах экономики, но как только возраст 60+, остается только небольшое количество занятых в рамках первичного сектора. Во многом занятость в таком секторе объясняется низкими показателями использования современного оборудования и технологий, однако вектор на цифровизацию и обновления основных фондов в рамках данного сектора экономики сыграет против рабочей силы 60+. Согласно результатам исследования занятое население в первичном и третичном секторах экономики дифференцируется по возрасту. Изменение

Электронный

научный журнал

количества рабочих мест в данных секторах позволит высвободить часть работающего населения от 6%. Если население возрастной категории от 20-39 лет имеют возможность трудоустройства на сопряженные рабочие места и использовать свои навыки в других секторах, то населению в возрасте от 50-72 лет трудоустроиться будет сложно. Безработица в условиях цифровизации характерна для такой части населения.

Таблица 1 - Средний возраст имеющихся на конец года машин и оборудования в секторах

российской экономики 2008-2017 г., лет

Сектора 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

экономики РФ

первичный 13,3 13,1 13,1 12,2 11,5 11,9 11,7 12,3 12,3 12,3

сектор

Вторичный 14,1 12,3 10,6 11,4 11,5 11,0 9,9 12,4 13,7 13,7

сектор

Третичный 13,6 11,7 10,8 11,5 10,0 8,6 9,2 10,0 9,2 9,1

сектор

По данным таблицы видно, что сократить безработицу в условиях развития цифровой экономики сложно без первоначально принятых мер по развитию и совершенствованию технологии в реальных отраслях российской экономики. Оборудование на предприятиях в среднем отстает на 10 лет, а в условиях цифровизации это огромный срок. Применение труда пенсионеров, имеющих опыт работы в «старой» системе становится невозможным. Оперируя данными статистики, в поиске отрасли для пенсионеров, возникает проблема дефицита рабочих мест, и не только для пенсионеров.

Так, по таблице составленной автором на основании данных Росстата видно, что прирост дополнительных рабочих мест не происходит, а значит и принять большее количество работников отрасль не сможет.

Рисунок 3 - Отрицательный прирост создания рабочих мест в отраслях РФ, 2017 г.

Проблема обучения предпенсионеров или пенсионеров заключается в ограниченности субъектов, имеющих возможность этим заниматься, ограничением инфраструктуры в данном сегменте образовательных услуг и ограничениями в здоровье самих обучающихся.

2018, №2

научный журнал

Обучением пенсионеров в основном занимаются службы занятости из средств ПФР. Так, по данным ПАО «Ростелеком» и Пенсионного фонда России с 2014-2017 г. в России прошли обучение по направлению «Компьютерная грамотность» 100 тыс. человек. К сожалению, отсутствуют статистические данные по трудоустройству этих пенсионеров после обучения. По данным фонда, сегодня в России работают только 22% пенсионеров. Сейчас много центров переподготовки, где можно получить новые востребованные навыки, но курсы платные. Не секрет, что у многих людей в возрасте профессии устарели — например, тех же бухгалтеров требуется все меньше. Чтобы не остаться без работы, следует постоянно совершенствовать личностные и профессиональные качества и не бояться нового, отмечают многие эксперты. Но статистика может отражать и тот факт, что работающие пенсионеры все чаще уходят "в тень", то есть, работают без официального оформления, получая зарплату на руки "в конверте". Это связано с тем, что у пенсионера, по сути, нет стимулов работать в полном формате, в отличие от более молодого специалиста: ни официальный стаж, ни отчисления в фонды пожилому человеку не нужны, тем более нет необходимости дополнительно инвестировать в новые знания.

Таким образом, использование труда предпенсионеров и пенсионеров в экономике в большей степени связано не с необходимостью устранения дисбаланса на рынке труда, а с тем, чтобы хоть на немного повысить материальный доход данной категории населения. Однако полноценно использовать рабочую силу 60+ в современных условиях сложно. Выявлено множество противоречий в механизме взаимодействия рынка труда и образовательных услуг, в механизме мотиваций самих пенсионеров, механизме инвестиций в обучение и отдачей от образования. Вопросы, поставленные в статье, не находят объяснения в предлагаемой Правительством РФ системе использования труда пенсионеров и остаются открытыми.

1. Климова С.В., Бояринцева Е.А. Модель труда информационного общества: проблема внедрения в современной России// Вестник саратовского государственного социально-экономического университета №2 (41) 2012 г. с.164-167.

2. Латова Н.В., Латов Ю.В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России//Тегта есопотюш. 2014 Том 12 № 3 с.131-151.

3. Сенокосова О.В. Дисфункциональное взаимодействие рынков труда и образования в условиях цифровой экономики// Инновационные кластеры цифровой экономики: теория и практика / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. -С.626-649.

Библиографический список:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.