Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 476-488.
УДК 342.9; 658
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ КАК ГАРАНТ СОБЛЮДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Опанасюк Л. Н.1, Коноплёв В. В.2
1Уполномоченный по правам человека в Республике Крым;
2Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского
В связи с активным проникновением цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества в статье проведен анализ современного состояния цифровизации таких важных сфер как здравоохранение и предоставление государственных и муниципальных услуг, отражены положительные социальные эффекты, достигнутые благодаря переходу на цифровой формат в указанных сферах, сделан вывод о том, что цифровизация имеет своей целью обеспечение максимальной доступности и достижение высокого уровня качества предоставляемых государственных, муниципальных и медицинских услуг, а цифровая трансформация позволит гражданам в удобном и безопасном режиме эффективно взаимодействовать с государственными органами и медицинскими учреждениями и получать качественные государственные и медицинские услуги в режиме онлайн.
Ключевые слова цифровизация, электронное правительство, телемедицинская помощь, телемедицинские услуги, борьба с коррупцией.
Использование цифровых технологий в настоящее время определено основным источником развития всех секторов экономики, а современное общество характеризуется глобальным процессом цифровизации социальных и экономических отношений. Цифровизация, имеющая целью использование информационных систем, ресурсов и технологий, является одним из важнейших факторов ускорения социально-экономического развития страны, повышения эффективности государственного и муниципального управления. Состав, структура и качество информации как основного объекта цифровизации, а также доступность информационных услуг во многом определяют темпы экономического роста и социального прогресса, обеспечивают информационное единство и формирование в стране информационного общества, создают предпосылки для интеграции России в мировое информационное пространство и достижения международной конкурентоспособности российских товаров.
В условиях расширения интернет-пространства и развития цифровых технологий особую актуальность в Российской Федерации и регионах приобретает активное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу [11, С. 728]. В настоящее время в Российской Федерации уровень цифровизации, т.е. массового внедрения наукоемких информационных технологий в различные сферы (государственное управление, судебная и правоохранительная система, образование, здравоохранение и др.), серьезно повысился за последние годы [12, С. 4]. Поскольку циф-ровизация призвана затронуть все сферы жизнедеятельности, в быстроте реагирования регионов к применению инструментов цифровой экономики можно видеть показатель научно-технического прогресса в целом.
476
Так, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года среди мер государственной политики по достижению национальных целей развития выделено крупное направление «Цифровизация и научно-технологическое развитие» [6]. В частности, утверждается, что «проникновение цифровых технологий в различные сферы экономики... будет способствовать снижению трансакционных издержек, а также росту уровня комфорта социально-экономической среды».
Использование информационно-телекоммуникационных технологий, уже имеющихся и функционирующих электронных сервисов, информационных систем, порталов государственных и муниципальных услуг осуществляется в целях упрощения реализации прав граждан.
Цифровизация способна повысить качество жизни граждан, однако еще К.Э. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса» утверждал, что причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям в человеческих слабостях. Слабости же зависят от незнания и непонимания своих выгод.
Рассмотрим преимущества интеграции цифровых технологий в сферу здравоохранения и предоставления государственных муниципальных услуг.
1) Использование современных технологий позволяет достичь высокого уровня эффективности деятельности органов государственной власти, ее транспарентности, а также повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» закреплен обязательный переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме[3]. Этот Указ является основополагающим нормативным актом по вопросу повышения качества оказания государственных услуг.
Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг ставят своей целью развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрение новых принципов их оказания, ориентированных на максимальное удобство граждан и организаций в процессе получения услуг.
В этой связи государство идет по пути создания национальной системы управления данными в Российской Федерации как методологической и технологической инфраструктуры государственного управления, создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических и административных данных, нормативно-справочной информации, формирующей единое информационное пространство для органов государственного управления, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества и отдельных граждан; создания платформы цифровых сервисов для перевода деятельности, документооборота и механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в цифровой формат.
С учетом расширения цифровизации услуг Республика Крым находится в процессе внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного и муниципального управления и оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе для удовлетворения потребностей населения и субъ-
477
ектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время среди основных способов получения государственных и муниципальных услуг можно выделить получение государственных услуг лично, через представителя по доверенности, с использованием многофункциональных центров (далее - МФЦ) или с использованием информационно-коммуникационных технологий.
С целью повышения уровня удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг в настоящее время активным образом происходит внедрение технологий онлайн-взаимодействия с органами власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг, оптимизация деятельности МФЦ посредством перехода к цифровому безбумажному взаимодействию с государственными (муниципальными) органами и организациями. Так, многофункциональные центры обеспечивают предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в режиме «одного окна», который предполагает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителя в процессах сбора различных справок и документов, необходимых для получения той или иной государственной или муниципальной услуги, а также прозрачное и контролируемое прохождение документов на всех этапах предоставления публичных услуг. Принцип «одного окна» заключается в упрощении административных процедур для заявителя, в основном за счет выполнения отдельных процедур многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг. Экстерриториальный принцип работы многофункциональных центров позволяет гражданам существенно экономить свое время.
На наш взгляд, переход на электронные технологии - «дематериализация административных процедур» - важный аспект упрощения административных формальностей в отношениях «гражданин - орган исполнительной власти» [18, С. 115].
Лубенникова С. А. рассматривает МФЦ как «вспомогательное средство при переходе к модели предоставления услуг онлайн на всех стадиях». Подобное вспомогательное средство должно обеспечивать предоставление населению возможности воспользоваться услугами органов исполнительной власти в электронной форме [17, С. 112].
Особое внимание следует обратить на предоставление государственных услуг с помощью единого портала государственных услуг Российской Федерации (www.gosuslugi.ru). В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 210 портал государственных и муниципальных услуг (далее - ПГУ) - это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Большинство ученых подчеркивают вспомогательную роль ПГУ в процессе получения государственной услуги. Так, Кожаринов А. В. и Петровичева Н. М. отмечают, что ПГУ является «проводником» между получателем услуги и системой межведомственного электронного взаимодействия, позволяющей получить услугу [13].
478
Получение государственных услуг через ПГУ приобретает все большую популярность среди населения, что во многом обусловлено экономической привлекательностью данного нововведения (например, с помощью учетной записи на Госуслугах можно оплачивать госпошлину со скидкой 30% и экономить 50% при оплате автоштрафов). Создание интернет-порталов предоставления государственных и муниципальных услуг (Госуслуги) позволило упростить ряд процессов, связанных с обращением граждан в органы государственной власти в целях получения той или иной услуги. При этом создание порталов предоставления государственных услуг автоматизирует не только непосредственно процесс взаимодействия гражданина с государственными органами, но и государственных органов между собой посредством Системы межведомственного взаимодействия, что значительно экономит как временные ресурсы, так и финансовые затраты государства на оказание услуг.
В Республике Крым активно функционирует и получила популярность электронная система государственных услуг. С помощью портала Госуслуги граждане получают ту или иною государственную услугу в режиме онлайн. Все чаще граждане регистрируются на портале для оплаты штрафов, записи на прием к врачу, оформления загранпаспорта и др. Количество пользователей, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), с каждым годом растет, что связано с ростом популярности электронных услуг и интеграцией различных ведомственных порталов и образовательных систем с ЕСИА. В настоящее время в ЕСИА зарегистрировались более 100 млн человек, при этом каждый месяц количество учетных записей растет на 1,5 млн, а за весь 2019 год увеличилось на 20% [19].
Создав учетную запись на портале Госуслуги граждане имеют возможность заказывать услуги в электронном виде на портале gosuslugi.ru, на региональном портале gosuslugi82.ru, проверять налоговую задолженность, подавать заявления на оформление документов, получать выписки из Росреестра, контролировать состояние лицевого счета в Пенсионном фонде, распоряжаться материнским капиталом, проверять кредитную историю и даже подать заявление в загс при этом значительно сэкономив своё время.
Как видим, перевод государственных услуг в электронный вид заметно ускоряет и упрощает проведение процедур, позволяет исключить человеческий фактор и защитить информацию от искажения и потери данных, способствует прозрачности принимаемых решений государственными органами. Таким образом, цифровизация сферы оказания государственных и муниципальных услуг обладает серьезным антикоррупционным потенциалом, поскольку она минимизирует, а в отдельных случаях полностью исключает непосредственное взаимодействие чиновников и получателей услуг.
2) Цифровая эпоха развития не может не отражаться и на сфере здравоохранения. Цифровизация медицинских организаций, оцифровка медицинских карт, внедрение электронных листков нетрудоспособности и электронных рецептов, дистанционная запись на прием к врачу, применение телемедицины - все это реалии современного здравоохранения.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит легальное определение понятия
479
«телемедицинские технологии», которое впервые было официально введено в 2017 году и под которым понимаются информационные технологии, обеспечивающие:
- дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями;
- идентификацию и аутентификацию указанных лиц;
- документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Актуальность и необходимость развития телемедицины обусловлена необходимостью увеличения территории покрытия и повышения качества медицинских услуг посредством информатизации. Это особенно актуально для пациентов, кто в силу различных обстоятельств ограничен в возможности оперативно получить качественные медицинские услуги в медицинских учреждениях.
Внедрение телемедицины предоставляет возможности получения пациентом независимого врачебного мнения со всего мира, управления повторными посещениями врачей. Благодаря телемедицинским технологиям географическое и физическое местоположения становятся менее актуальными в определении доступа к медицинской помощи, а качество медицинской помощи обеспечивается независимо от местопребывания.
Мировой опыт цифровизации медицины постоянно обогащается новыми приемами, механизмами, возможностями. Так, например, в 2013 г. в США был запущен первый удаленный мониторинг биофармацевтических испытаний лекарственных препаратов [24]. В 2017 г. Управление США по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (Food and Drug Administration) одобрило использование цифровой таблетки, назначение которой состоит в том, чтобы отслеживать прием лекарств пациентом [25].
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [20] обещает качественный прорыв в системе здравоохранения, планируется внедрение инновационных разработок в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Развитие здравоохранения на период до 2036 года ориентировано на создание эффективной системы, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки. Система здравоохранения в ближайшей перспективе будет полноценно функционировать в рамках единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ), который даст возможность для сбора, хранения, обработки (big data) и анализа больших массивов информации. Широкое развитие получат дистанционные технологии общения врача и пациента, телемедицина, будут внедрены индивидуальные электронные системы, отслеживающие основные параметры здоровья пациента. Будет создана модель медицины, построенная на принципах «4П» (персонализации (индивидуальный подход к каждому пациенту), предиктивности (создание вероятностного прогноза здоровья), превентив-ности (предотвращение появления заболеваний), партисипативности (мотивированного участия пациента).
В 2016 году в Российской Федерации был утвержден приоритетный проект «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внед-
480
рения информационных технологий». Согласно паспорту проекта, к 2025 году на всех россиян, застрахованных в ОМС, будут заведены электронные медицинские карты. К этому времени 99% поликлиник должны перейти на ведение медицинской документации в электронном виде. Также к 2025 году все российские регионы должны оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий [7].
В России предпосылки «цифрового переосмысления» традиционной модели здравоохранения возникли еще в 2001 г., когда впервые была опубликована Концепция развития телемедицинских технологий [8]. Однако относительно целостная нормативно-правовая объективация данных веяний появилась только к 2011 г., когда законодатель определил рамки электронного здравоохранения Российской Федерации в иной, новой Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ, единая система) - это государственная информационно-техническая платформа, которая выступает основой для функционирования различных цифровых систем, например электронной медицинской карты, информационных телекоммуникационных технологий, а также является решением, посредством которого бумажный документооборот медицинских организаций переводится в электронный вид. Она создается, развивается и эксплуатируется в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения [2].
В настоящее время постановлением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» определены порядок доступа к содержащейся в системе информации, порядок и сроки представления в нее информации, порядок обмена информацией с использованием системы, закреплены правовые основы ее функционирования^]. Система создается в целях повышения эффективности управления в сфере здравоохранения, качества оказания медпомощи, информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме и включает в себя 13 подсистем, в том числе:
- регистр медработников
- реестр медорганизаций, предназначенный для учета сведений о медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения,
- электронную регистратуру, которая позволит вести онлайн-запись на прием к врачу в медицинскую организацию, на профилактические медицинские осмотры, обеспечит взаимодействие с Единым порталом государственных услуг в целях обеспечения доступа гражданам к услугам в сфере здравоохранения посредством Единого портала государственных услуг, позволит планировать и проводить консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечит регистрацию приема заявок (запись) на вызов врача на дом в медицинской организации;
- интегрированную электронную медкарту, которая позволит систематизировать информацию для изучения течения и исхода заболеваний, изучения клиниче-
481
ской и экономической эффективности методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при отдельных заболеваниях;
- реестр электронных меддокументов,
- подсистему ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медпомощи и санаторно-курортного лечения, мониторинга и контроля в сфере госзакупок лекарств.
Общие правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения определены в Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий [9].
Необходимо подчеркнуть, что использование консультаций с применением телемедицинских технологий является правом пациента, но не заменяет собой личный визит пациента и его осмотр врачом. Так, проведение телемедицинских консультаций возможно после очного приема, во время которого был установлен диагноз и назначено лечение: врач может скорректировать ранее назначенное лечение и выписать электронный рецепт, назначить дополнительное обследование и выдать медицинскую справку в электронной форме (п. 3 ст. 36.2 Закона № З23-Ф3). В случае проведения телемедицинской консультации без предварительного очного приема, на котором был установлен диагноз и назначено лечение, пациенту выдается медицинское заключение (без назначения лечения). В заключении могут быть рекомендованы личный визит к врачу и проведение предварительных обследований.
Важно отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 36.2 Закона № 323-ФЗ применение телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством РФ в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.
Документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника (п. 7 ст. 36.2 Закона № 323-ФЗ). Это необходимо, поскольку дистанционный характер телемедицины требует организации надлежащей идентификации и авторизации субъектов правоотношений: пациент, которому оказывается дистанционная медицинская услуга, должен быть уверен в личности врача и его профессиональной квалификации, а врач в свою очередь обязан надлежащим образом убедиться, что он оказывает медицинскую помощь конкретно определенному лицу.
Сегодня единая система находится в процессе интенсивного развития, и для ее функционирования требуется сформировать надлежащую систему правового регулирования [13]. Основными документами, регламентирующими ее работу, сейчас являются Закон об охране здоровья [2], Постановление о единой системе [4], которым утверждено Положение о ЕГИСЗ, Постановление о правилах взаимодействия иных информационных систем [5]. Закон № 242-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативно-правовые акты заложили фундаментальную правовую основу функционирования телемедицины в России. Особое юридическое значение для ее легитимного и эффективного применения представляет механизм ве-
482
дения электронного медицинского документооборота, нормативно-правовое регулирование которого сегодня находится в стадии завершения.
Телемедицина активно развивается и в Республике Крым. В Приказе Минком-связи России от 01.08.2018 №428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» указано, что мероприятия по цифровизации отрасли здравоохранения в субъектах Российской Федерации должны проводиться с учетом федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения».
В Республике Крым формируются механизмы взаимодействия медицинских организаций Республики Крым на основе региональной государственной информационной системы в сфере здравоохранения в результате реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)». Функционирование на ее платформе централизованных систем обеспечит преемственность оказания медицинской помощи детям, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, организацию телемедицинских консультаций, автоматизированную диспетчеризацию санитарного транспорта и управление льготным лекарственным обеспечением, создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения, в том числе запись на прием к врачу (вызов врача на дом), диспансеризацию (профилактические осмотры), доступ к своим электронным медицинским документам.
В Республике Крым принята Программа развития медико-биологического кластера региона, в которой отмечена особая важность уровня развития отрасли здравоохранения как одного из индикаторов степени развитости страны в целом (это залог обеспечения более высокого качества жизни населения и социальной стабильности, увеличения доли экономически активного населения и повышения производительности его труда и др.) [14]. Из приоритетных направлений для Крыма признаны развитие ИТ-технологий и цифровизация здравоохранения и медицинских услуг, развитие телемедицинских технологий, а также совершенствование системы логистики при оказании медицинской помощи в связи со строительством новых дорог и транспортных развязок.
В настоящее время граждане активно пользуются услугами и сервисом Личного кабинета «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг, который позволяет записаться в режиме онлайн к врачу, вызвать врача на дом, записаться для прохождения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, получить сведения о прикреплении к медицинской организации и др. Указанный сервис разрабатывает дополнительные возможности, в ближайшее время будут доступны дистанционный мониторинг здоровья и телемедицинские консультации, будет функционировать Цифровой ассистент здоровья, который будет давать советы по поддержанию здоровья, доступных услугах и льготах, напоминает о приёме лекарств и предстоящем посещении врача, будет возможность создать Семейный аккаунт, благодаря которому будет открыт доступ к медицинским данным детей и пожилых родителей, требующих опеки. К 2021 году доступными станут услу-
483
ги получение полиса ОМС, ДМС и медицинских справок онлайн, дистанционный мониторинг здоровья, Получение рецептов и поиск лекарств онлайн, дистанционные консультации врачей [21]. Согласно показателям (индикаторам) регионального проекта Республики Крым «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ)» реализуемого в рамках национального проекта «Здравоохранение» по состоянию на декабрь 2019 года: в 2018 году - 3,6 тысяч человек, а в 2019 - 6,92 тысяч человек воспользовались услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг. В 2019 году доля медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения, использующих медицинские информационные системы для организации и оказания медицинской помощи гражданам, обеспечивающих информационное взаимодействие с ЕГИСЗ составляла 48%, а к 2022 году планирует достичь показателя 100% [15].
Электронные медицинские документы в России в отдельных субъектах РФ начали внедряться ранее 2011 г. [10], но в масштабе всей страны процесс пока не завершен.
Например, в 2015-2016 годах отрабатывалась технология внедрения электронного листка нетрудоспособности в некоторых регионах России - Татарстане, Крыму, Астраханской и Белгородской областях. Больничные листы нового поколения -электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН) в нашей стране были введены с 1 июля 2017 года. Летом 2019 года юбилейный 11-миллионный электронный больничный получил пациент Симферопольской поликлиники № 3 города Симферополя [22].
Преимущество ЭЛН в том, что люди освобождаются от бюрократических формальностей, связанных с оформлением больничных. Удобно и работодателям, которые экономят ресурсы. Для организаций процедура оформления выплат по больничным становится более быстрой, экономной, экономически эффективной. Одно из преимуществ внедрения технологии - исключение возможности подделки листков нетрудоспособности.
После закрытия медицинской организацией листка нетрудоспособности в форме электронного документа (ЭЛН) гражданин сообщает его номер своему работодателю, который запрашивает в информационной системе Фонда социального страхования РФ (ЕИИС «Соцстрах») ЭЛН по его номеру и СНИЛС работника, заполняет сведения о работнике, работодателе, сведения о стаже и заработке и направляет их в ЕИИС «Соцстрах» с квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера, руководителя и самого работодателя - юридического лица.
Стоит отметить, что с ЭЛН нет необходимости ехать по месту работы и «сдавать» его в бухгалтерию или кадры - работник может сообщить работодателю номер ЭЛН любым удобным для него способом - посредством предоставления талона с номером ЭЛН, телефонной связи или информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Сейчас ЭЛН охватывает уже около 80% медицинских организаций по всей стране, более 59% работодателей и 74% застрахованных граждан.
В 2019 году 34% листков нетрудоспособности было выдано в электронном виде, то есть каждый третий больничный в стране - электронный [23].
484
В Крыму перспективным видится реализация проекта по созданию Центра медицинской визуализации Республики Крым. Современные ИТ-технологии позволяют выполнять описание рентгенографических исследований удаленно, что дает возможность при заключении договора с лечебным учреждением, в котором имеются вакантные ставки врача - рентгенолога, на дистанционное описание проводимых рентгенологических исследований и/или проведение консультаций высококвалифицированными специалистами центра. Создание такого центра позволит решить проблему нехватки в удаленных регионах Крыма квалифицированных специалистов-рентгенологов и повысить качество работы отделений лучевой диагностики.
Как видим, цифровизация медицины, использование новейших технологий раскрывают новые горизонты возможностей для отечественного здравоохранения. Перевод медицинских данных в цифровой формат, большие данные позволят проводить аналитическую обработку огромных массивов информации с целью повышения эффективности управленческих решений в здравоохранении на уровне всей Российской Федерации, а также сформируют основу эффективной политики распределения финансовых средств, стимуляции кадрового потенциала, развития медицинской науки, разработки и внедрения клинических рекомендаций, учитывающих как достижения современной медицины, так и реальные возможности здравоохранения на уровне субъектов.
Создание персональных интегрированных баз данных и использование их лечащими врачами в сочетании с доступом к деперсонализированным базам больших данных станет фундаментом для развития систем поддержки принятия решений, искусственного интеллекта, строящихся на персонализированном подходе к каждому пациенту.
На основании анализа современного состояния телемедицины в стране и в Республике Крым, можно сказать, что новые цифровые технологии потенциально готовы способствовать прорыву в организации медицинской помощи, переходу на качественно новый уровень здравоохранения, а медицинская помощь с применением телемедицинских технологий в ближайшем будущем займет свое место в глобальном процессе информатизации здравоохранения и станет одним из оптимальных способов оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению, территориально удаленному от крупных медицинских центров.
Таким образом, цифровизация общественных отношений становятся одним из факторов их развития на современном этапе, а цифровые данные - фактором, способным повлиять на эффективность реализации отдельных прав граждан, скорость принятия управленческих решений, качество оказываемых услуг, и, как следствие, на результат совершаемых действий.
Список литературы
1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон № 210-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 311. - Ст. 4179. -Текст : непосредственный.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6724. - Текст : непосредственный.
485
3. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации № 601 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2012. - № 19. - Ст. 2338. - Текст : непосредственный.
4. О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения: Постановление Правительства Российской Федерации № 555 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2018. - №20. - Ст. 2849. - Текст : непосредственный.
5. Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями: Постановление Правительства Российской Федерации № 447 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 17. - Ст. 2491. - Текст : непосредственный.
6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года : утв. Правительством РФ 29.09.2018 // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 28.01.2020). - Текст : электронный.
7. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий : утв. протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 № 9) // СПС «Гарант». - Текст : электронный.
8. Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации: приказ Минздрава России № 344, РАМН № 76 // Бюллетень Минюста РФ. - 2001. - № 11. - С. 4-9. - Текст : непосредственный.
9. Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий: приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н // СПС «Гарант». - Текст : электронный.
10. Об организации мониторинга течения беременности и состояния здоровья беременных, проживающих на территории Республики Татарстан: приказом Минздрава Республики Татарстан от 18 января 2001 г. № 22 // СПС «Гарант». - Текст : электронный.
11. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения в Республике Крым: Постановление Совета министров Республики Крым от 12.12.2017 N 666 (ред. от 13.12.2019) // СПС «Гарант». - Текст : электронный.
12. Об утверждении программы медико-биологического кластера Республики Крым: Распоряжение Совета министров Республики Крым от 28 июня 2019 г. № 773-р. // СПС «Гарант». - Текст : электронный.
13. Бойко, Е. Л. Цифровое здравоохранение / Е. Л. Бойко - Текст : непосредственный.// Вестник Росздравнадзора. 2018. № 3. С. 5 - 8.
14. Цифровое право: учебник / Егорова М. А., Блажеев В. В., Дюфло А., [и др.]. - М .: «Проспект», 2020. - 640 с. - Текст : непосредственный.
15. Карамова, О. В. Вектор развития российской экономики в современных условиях /О. В. Карамова, А. П. Буевич, С. В. Назаренко. - Текст : непосредственный.// Материалы Международной молодежной научной конференции «Современное состояние российской экономики: задачи и перспективы»: Сб. науч. ст. / М. : Финансовый университет, 2018. - С. 720-730.
16. Кожаринов, А. В. Основные проблемы использования единого портала государственных услуг /А. В. Кожаринов, Н. М Петровичева. - Текст : непосредственный. // Инновационная наука в глобализующемся мире. - 2015. - № 1(2). - С. 157-159.
17. Лубенникова, С. А. Правовое регулирование деятельности многофункциональных центров / С. А. Лубенникова. - Текст : непосредственный. // Lex Russica. - 2017. - № 2. - С. 110-115.
18. Хабриева, Т. Я. Административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения /Т. Я. Хабриева - Текст : непосредственный.// Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта. - М. : Статут, 2011. - С. 4-15.
19. Портал государственных услуг Российской Федерации : [сайт]. - 2020. - URL : https://www.gosuslugi.ru/help/news/2019_11_ 26_100_million (дата обращения: 26.01.2020) - Текст : электронный.
20. Министерство экономического развития Российской Федерации : [сайт]. - 2020. - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/ mak-
486
roec/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html (дата обращения: 25.01.2020) - Текст : электронный.
21. Портал государственных услуг Российской Федерации : [сайт]. - 2020. - URL : https://www.gosuslugi.ru/superservices/health (дата обращения: 26.01.2020) - Текст : электронный.
22. Фонд социального страхования российской Федерации : [сайт]. - 2020. - URL : http://fss.ru/ru/news/2019/407469.shtml (дата обращения: 28.01.2020) - Текст : электронный.
23. Фонд социального страхования российской Федерации : [сайт]. - 2020. - URL : https://fss.ru/ru/news/455863/457283.shtml (дата обращения: 28.01.2020) - Текст : электронный.
24. FierceHealthcare : [сайт]. - 2020. - URL : https://www.fiercehealthcare.com/mobile/fda-approves-first-remote-monitoring-drug-trial#ixzz2HHl9mW K4. (дата обращения: 26.01.2020) - Текст : электронный.
25. TheVerge : [сайт]. - 2020. - URL : https://www.theverge.com/2017/11/14/16648166/fda-digital-pill-abilify-otsuka-proteus. (дата обращения: 28.01.2020) - Текст : электронный.
Opanasuk L. N., Konoplev V. V. Digitalization in the Republic of Crimea as an upholder of enforcement of individual rights of citizens / L. N. Opanasuk, V. V. Konoplev // Scientific notes of V. I Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 476-488.
In connection with the active penetration of digital technologies in all spheres of life of modern society, the article analyzes the current state of digitalization of such important areas as health care and the provision of state and municipal services, reflects the positive social effects achieved through the transition to digital format in these areas, and concludes that digitalization is aimed at ensuring maximum availability and achieving a high level of quality of provided state, municipal and medical services, and digital transformation will allow citizens to interact effectively with government agencies and medical institutions in a convenient and safe mode and receive high-quality public and medical services online.
Key words: digitalization, digital government, telemedical assistance service, telehealth services, anticorruption efforts.
Spisok literatury'
1. Ob organizacii predostavleniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x uslug: Federal'ny'j zakon № 210-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2010. - № 311. - St. 4179. - Tekst : neposredstven-
ny'j.
2. Ob osnovax oxrany' zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'ny'j zakon № 323-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2011. - № 48. - St. 6724. - Tekst : neposredstvenny'j.
3. Ob osnovny'x napravleniyax sovershenstvovaniya sistemy' gosudarstvennogo upravleniya: Ukaz Pre-zidenta Rossijskoj Federacii № 601 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2012. - № 19. - St. 2338. - Tekst : neposredstvenny'j.
4. O edinoj gosudarstvennoj informacionnoj sisteme v sfere zdravooxraneniya: Postanovlenie Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii № 555 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2018. - №20. - St. 2849. - Tekst : neposredstvenny'j.
5. Ob utverzhdenii Pravil vzaimodejstviya iny'x informacionny'x sistem, prednaznachenny'x dlya sbora, xraneniya, obrabotki i predostavleniya informacii, kasayushhejsya deyatel'nosti medicinskix organizacij i predostavlyaemy'x imi uslug, s informacionny'mi sistemami v sfere zdravooxraneniya i medicinskimi organi-zaciyami: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 447 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2018. - № 17. - St. 2491. - Tekst : neposredstvenny'j.
6. Osnovny'e napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda : utv. Pravitel' stvom RF 29.09.2018 // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (data obrashheniya: 28.01.2020). - Tekst : e' lektronny'j.
7. Pasport prioritetnogo proekta «Sovershenstvovanie processov organizacii medicinskoj pomoshhi na osnove vnedreniya informacionny'x texnologij : utv. protokolom prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetny'm proektam ot 25.10.2016 № 9) // SPS «Garant». - Tekst : e'lektronny'j.
8. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya telemedicinskix texnologij v Rossijskoj Federacii i plana ee real-izacii: prikaz Minzdrava Rossii № 344, RAMN № 76 // Byulleten' Minyusta RF. - 2001. - № 11. - S. 4-9. -Tekst : neposredstvenny'j.
487
9. Ob utverzhdenii poryadka organizacii i okazaniya medicinskoj pomoshhi s primeneniem telemedicin-skix texnologij: prikaz Minzdrava Rossii ot 30.11.2017 № 965n // SPS «Garant». - Tekst : e'lektronny'j.
10. Ob organizacii monitoringa techeniya beremennosti i sostoyaniya zdorov'ya beremenny'x, prozhivayushhix na territorii Respubliki Tatarstan: prikazom Minzdrava Respubliki Tatarstan ot 18 yanvarya 2001 g. № 22 // SPS «Garant». - Tekst : e'lektronny'j.
11. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy' razvitiya zdravooxraneniya v Respublike Kry'm: Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Ky'm ot 12.12.2017 N 666 (red. ot 13.12.2019) // SPS «Garant». - Tekst : e'lektronny'j.
12. Ob utverzhdenii programmy' mediko-biologicheskogo klastera Respubliki Kry'm: Rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Kry'm ot 28 iyunya 2019 g. № 773-r. // SPS «Garant». - Tekst : e'lektronny'j.
13. Bojko, E. L. Cifrovoe zdravooxranenie / E. L. Bojko - Tekst : neposredstvenny'j.// Vestnik Roszdravnadzora. 2018. № 3. S. 5 - 8.
14. Cifrovoe pravo: uchebnik / Egorova M. A., Blazheev V. V., Dyuflo A., [i dr.]. - M .: «Prospekt», 2020. - 640 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
15. Karamova, O. V. Vektor razvitiya rossijskoj e'konomiki v sovremenny'x usloviyax /O. V. Kara-mova, A. P. Buevich, S. V. Nazarenko. - Tekst : neposredstvenny'j.// Materialy' Mezhdunarodnoj molodezh-noj nauchnoj konferencii «Sovremennoe sostoyanie rossijskoj e'konomiki: zadachi i perspektivy'»: Sb. nauch. st. / M. : Finansovy'j universitet, 2018. - S. 720-730.
16. Kozharinov, A. V. Osnovny'e problemy' ispol'zovaniya edinogo portala gosudarstvenny'x uslug /A. V. Kozharinov, N. M Petrovicheva. - Tekst : neposredstvenny'j. // Innovacionnaya nauka v globalizuyush-hemsya mire. - 2015. - № 1(2). - S. 157-159.
17. Lubennikova, S. A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti mnogofunkcional'ny'x centrov / S. A. Lubennikova. - Tekst : neposredstvenny'j. // Lex Russica. - 2017. - № 2. - S. 110-115.
18. Xabrieva, T. Ya. Administrativny'e procedury' i administrativny'e bar'ery': v poiskax optimal'noj modeli sootnosheniya /T. Ya. Xabrieva - Tekst : neposredstvenny'j.// Administrativny'e procedury' i kontrol' v svete evropejskogo opy'ta. - M. : Statut, 2011. - S. 4-15.
19. Portal gosudarstvenny'x uslug Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2020. - URL : https://www.gosuslugi.ru/help/news/2019_11_ 26_100_million (data obrashheniya: 26.01.2020) - Tekst : e' lektronny'j.
20. Ministerstvo e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2020. - URL : https://www.economy.gov.ru/material/directions/ mak-roec/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2036_goda.html (data obrashheniya: 25.01.2020) - Tekst : e'lektronny'j.
21. Portal gosudarstvenny'x uslug Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2020. - URL : https://www.gosuslugi.ru/superservices/health (data obrashheniya: 26.01.2020) - Tekst : e'lektronny'j.
22. Fond social'nogo straxovaniya rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2020. - URL : http://fss.ru/ru/news/2019/407469.shtml (data obrashheniya: 28.01.2020) - Tekst : e'lektronny'j.
23. Fond social'nogo straxovaniya rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2020. - URL : https://fss.ru/ru/news/455863/457283.shtml (data obrashheniya: 28.01.2020) - Tekst : e'lektronny'j.
24. FierceHealthcare : [sajt]. - 2020. - URL : https://www.fiercehealthcare.com/mobile/fda-approves-first-remote-monitoring-drug-trial#ixzz2HHl9mW K4. (data obrashheniya: 26.01.2020) - Tekst : e' lektronny'j.
25. TheVerge : [sajt]. - 2020. - URL : https://www.theverge.com/2017/11/14/16648166/fda-digital-pill-abilify-otsuka-proteus. (data obrashheniya: 28.01.2020) - Tekst : e'lektronny'j.
488