Научная статья на тему 'КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ'

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАСТЕР / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / REPUBLIC OF CRIMEA / EDUCATION / CLUSTER / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко К. В., Коноплёв В. В.

В статье проанализированы отдельные аспекты реализации форм государственно-частного партнерства в образовании на территории Республики Крым. Установлено, что на сегодня на территории полуострова в основном реализуется такая форма государственно-частного партнерства в образовании, а именно: институциональная. Эффективность развития данной формы позволит расширить научные, технические и финансовые возможности Университета, как одного из основных элементов научнообразовательного кластера.The article analyzes certain aspects of the implementation of public-private partnerships in education in the Republic of Crimea. It has been established that today on the territory of the peninsula this form of public-private partnership in education is mainly implemented, namely: institutional. The effectiveness of the development of this form will expand the scientific, technical and financial capabilities of the University, as one of the main elements of the scientific and educational cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 104-109.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.9; 658

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

Бойко К. В.1; Коноплёв В. В.2

1Федеральный инспектор по Республике Крым аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе 2Крымский федеральный университет им. В. И Вернадского

В статье проанализированы отдельные аспекты реализации форм государственно-частного партнерства в образовании на территории Республики Крым. Установлено, что на сегодня на территории полуострова в основном реализуется такая форма государственно-частного партнерства в образовании, а именно: институциональная. Эффективность развития данной формы позволит расширить научные, технические и финансовые возможности Университета, как одного из основных элементов научно-образовательного кластера.

Ключевые слова.: государственно-частное партнерство; Республика Крым; образование; кластер; научно-образовательный кластер.

Мировой опыт показывает, что государственно-частное партнерство является одним из способов эффективной реализации экономических и социальных проектов. В последнее время через использование различных форм такого сотрудничества происходит развитие ведущих образовательных учреждений, демонстрирующих значительные успехи в плане повышения качества и эффективности подготовки специалистов. В результате этого произошло усиление интереса со стороны государства к бизнес-структурам с позиции использования их потенциала для финансирования и развития ведущих образовательных учреждений.

Актуальность развития государственно-частного партнерства в условиях смешанной экономики подтверждается опытом не только зарубежным, но и современной России, где со второй половины 2000-х годов приступили к внедрению механизмов соинвестирования образовательных проектов путем использования государственно-частного партнерства [1, с. 56].

Следует согласиться с мнением Савченко И. И., Сидоровой Н. Г., которые указывают, что «государственно-частное партнерство в широком смысле выступает как феномен смешанной экономики, в узком смысле - как инструмент экономической политики в условиях новой индустриализации общественного, поскольку является средством (способом), используемым для обеспечения устойчивого роста экономики всех уровней» [2].

Анализ практики реализации данного партнерства показывает, что на сегодня выделяют несколько форм его реализации, в частности: инстуциональные формы, государственные контракты, концессионная форма и др. Рассмотрим некоторые из

104

них на примере реализации государственно-частного партнерства в образовании в Республике Крым.

Итак, инстуциональные формы партнерства государства и частного сектора предполагают создание самостоятельных структурных подразделений при учебном заведении на основе объединения общих ресурсов. Практика реализации партнерства предполагает предоставления от вузов помещений, научно-технической базы, научно-педагогический персонал, в то время как бизнес-сообщество берет на себя вопросы осуществления достаточного финансирования проекта. В ходе развития данного партнерства сложилось несколько его направлений: учреждение фондов целевого капитала ВУЗов; формирование совместных образовательных структур (например, базовых кафедр); создание исследовательских структур в форме самостоятельных юридических лиц [1, с. 56].

Важно отметить, что в современных условиях социально-экономического развития России одной из основных целью такого партнерства является реализация национальных проектов, которые, прежде всего, направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития нашего государства, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека [3]. Президент Российской Федерации Путин В. В. в своем Послании к Федеральному Собранию в 2020 году отмечает, что «Сегодня скорость технологических изменений в мире многократно возрастает, и мы должны создать собственные технологии и стандарты по тем направлениям, которые определяют будущее. Речь, прежде всего, об искусственном интеллекте, генетике, новых материалах, источниках энергии, цифровых технологиях. Нам нужно быстрее, не откладывая, решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна. Их содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти, прямого диалога с гражданами» [4]. Таким образом, современное государство через национальные проекты определяет вектор взаимодействия различных субъектов, выделяет финансирование и «ожидает прорывного результата» от такого взаимодействия.

Следует отметить, что на сегодня в Республике Крым имеется практика реализации различных форм реализации государственно-частного партнерства, а именно: «власть - бизнес - университет» в муниципальном образовании городской округ Симферополь. Данное взаимодействие закреплено в Решении Симферопольского горсовета Республики Крым от 19.12.2017 № 1462 «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года» (далее - Стратегия) [5], согласно которой одной из важнейших задач является «формирование инфраструктуры инноваций».

Важно отметить, что решение указанной задачи направлено на развитие системы стимулирования инновационных процессов, в том числе путем активизации кооперации между организациями образования, науки, малыми, средними и крупными предприятиями. Реализации указанной задачи включает следующие мероприятия:

- создание индустриальных парков на базе неиспользуемых промышленных земель, в том числе вдоль железных дорог и пр.;

105

- разработка и реализация образовательных программ для школьников и студентов в сфере инноваций;

- создание сети центров технического досуга для молодежи, центров молодежного инновационного творчества; [6]

- реализация проекта создания научно-технологической долины с особыми условиями для деятельности высокотехнологичных фирм в рамках кластеров Республики Крым и Симферополя;

- создание системы инженерно-технического сопровождения предприятий малого и среднего бизнеса на этапе разработки и внедрения новых технологий и продуктов (технико-экономическое обоснование, техническая документация и сопровождение).

Также, одной из основных задач Стратегии является создание технопарка в сфере высоких технологий, который представляет собой форму территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и предпринимателей, взаимодействующих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих формирование современной технологической и организационной среды с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов. Реализация проекта «Технологическая (цифровая) долина Симферополя» предполагает комплекс мер, в том числе выход на федеральный и региональный уровень с предложениями о создании Цифровой долины Симферополя, основной специализацией которой будет являться разработка и внедрение уникальных технических продуктов, с высокой долей научной составляющей. Предполагается выпуск не массовой продукции, а разработок в единичном экземпляре.

В рамках Цифровой долины будут созданы Центр возобновляемой энергетики, Центр технологий бережливого производства, Центр развития точного приборостроения и др. Предполагается тесное взаимодействие с вузами городского округа Симферополь, Республики Крым и Российской Федерации, а также открытие в КФУ им. В. И. Вернадского базовых кафедр по различным направлениям специализации Цифровой долины Симферополя, привлечение специалистов в реализацию промышленных проектов, формирование филиалов ведущих вузов Российской Федерации (МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Баумана, РАНХиГС и др.).

Не меньшее значение среди институциональных форм государственно-частного партнерства в образовании имеет создание совместных образовательных структур. Данная форма может реализовываться путем создания базовых (совместных) кафедр предприятий - партнеров, научно-образовательных и учебных центров. Такие структуры позволяют повысить качество подготовки студентов, обеспечить эффективное взаимодействие профессорско-преподавательского состава с практиками, интегрировать существующие промышленные технологии в образовательный процесс.

Важной особенностью реализации механизма создания совместных образовательных структур является то, что он реализуется в форме образовательных кластеров, которые чаще всего создаются при участии и поддержке региональных органов власти и частных партнеров на базе ведущих профильных образовательных учреждений [1, с. 56].

106

Говоря о крымском опыте формирования и функционирования образовательных кластеров, - важно затронуть Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Отметим, что Программа развития Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского на 2015-2024 годы устанавливает, что стратегической целью КФУ является использование ресурсов и научно-образовательного потенциала университета для формирования единой системы непрерывного образования, интегрированной в общероссийское научно-образовательное пространство и способной решать практические задачи развития региона в стратегическом партнерстве с органами власти регионального и федерального уровней, академическим сообществом и бизнес-сообществом.

Практическая реализация указанной цели осуществляется путем решения ряда задач, в том числе создания современного научно-исследовательского и инновационного комплекса, обеспечивающего международный уровень исследований и разработок для решения актуальных проблем развития региона, для решения которой планируется осуществление следующих мероприятий:

- интеграция научной и образовательной деятельности в рамках проведения исследований по приоритетным научным направлениям;

- создание конкурентоспособных научных лабораторий и центров, оснащенных современным оборудованием, по актуальным для университета темам в рамках приоритетных направлений исследований;

- формирование и развитие учебно-исследовательских центров, интегрированных с компаниями крупного бизнеса и ориентированных на целевую подготовку специалистов, создание и внедрение новых технологий в интересах крупных компаний;

- создание исследовательского комплекса, ориентированного на получение новых знаний и технологий, обеспечивающего их эффективное внедрение;

- формирование центров компетенций и экспертизы по направлениям, актуальным для устойчивого развития Республики Крым и г. Севастополя;

- развитие инновационной деятельности университета, в том числе в партнерстве с предприятиями и организациями реального сектора экономики. При этом реализация инновационных проектов и разработок по заказу организаций реального сектора экономики будет способствовать увеличению доходов университета от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- коммерциализация результатов научно-технической деятельности.

Реализация вышеуказанных мероприятий окажет многоаспектное и системное

влияние на развитие университета, социальной сферы и экономики Республики Крым, будет способствовать созданию различных предпосылок для укрепления социально-политической стабильности.

Таким образом, указанное свидетельствует, что Университет призван стать ядром инновационного научно-образовательного кластера, продолжить интеграцию образовательной и научной деятельности и бизнеса в Республике Крым, а также укрепить свои позиции в дальнейшем развитии технологической базы для исследований и внедрения современных технологий в производство и социальную сферу.

Подводя итог, отметим, что повышение роли Университета в устойчивом социально-экономическом развитии региона за счет формирования эффективных организационно-экономических механизмов взаимодействия университета, органов вла-

107

сти, бизнес-структур и общественных организаций будет способствовать росту качества жизни населения, уровня профессиональной квалификации специалистов, инновационного и производственного потенциала региона.

Список литературы

1. Степанов, Ю. В. Современные формы реализации частно-государственного партнерства в образовании / Ю. В. Степанов. - Текст : непосредственный // Вестник евразийской науки. - 2012. - № 4 (13). - С. 56.

2. Савченко И. И. Государственно-частное партнерство в России: современное состояние и проблемы развития / И. И. Савченко, Н. Г. Сидорова, Е. В. Кочева, Н. А. Матев. - Текст : непосредственный // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2015. 1 (73). - С. 99-112.

3. Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты // Правительство Российской Федерации : [сайт]. - 2020. - URL : http://government.ru/projects/selection/741/35675/ (дата обращения 10.02.2020). - Текст : электронный.

4. Послание Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 года // Президент России: [сайт]. - 2020. - URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 10.02.2020). -Текст : электронный.

5. О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года : решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 19.12.2017 №1462 // Симферопольский городской совет: [сайт]. - 2020. - URL : http://simgov.ru/static/writable/documents/2017/12/25/_1462 pdf (дата обращения 10.02.2020). -Текст : электронный.

6. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению в Республике Крым лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона : распоряжение Совета министров Республики Крым от 30.09.2016 №1217-р // Правительство Республики Крым: [сайт]. - 2020. - URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/6654 (дата обращения 10.02.2020). - Текст : электронный.

Boyko K. V., Konoplev V. V. Clustering of the Republic of Crimea: a modern aspect / K. V. Boyko, V. V. Konoplev // // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 104-109.

The article analyzes certain aspects of the implementation of public-private partnerships in education in the Republic of Crimea. It has been established that today on the territory of the peninsula this form of public-private partnership in education is mainly implemented, namely: institutional. The effectiveness of the development of this form will expand the scientific, technical and financial capabilities of the University, as one of the main elements of the scientific and educational cluster.

Key words: public-private partnership; Republic of Crimea; education; a cluster; scientific and educational cluster.

Spisok literatury'

1. Stepanov, Yu. V. Sovremenny'e formy' realizacii chastno-gosudarstvennogo partnerstva v obrazovanii / Yu. V. Stepanov. - Tekst : neposredstvenny'j // Vestnik evrazijskoj nauki. - 2012. - № 4 (13). -S. 56.

2. Savchenko I. I. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: sovremennoe sostoyanie i problemy' razvitiya / I. I. Savchenko, N. G. Sidorova, E. V. Kocheva, N. A. Matev. - Tekst : neposredstvenny'j // Izvestiya Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. E'konomika i upravlenie. - 2015. 1 (73). - S. 99-112.

3. Nacional'ny'e proekty': klyuchevy'e celi i ozhidaemy'e rezul'taty' // Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii : [sajt]. - 2020. - URL : http://government.ru/projects/selection/741/35675/ (data obrashheniya 10.02.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

4. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 15 yanvarya 2020 goda // Prezident Rossii: [sajt]. -2020. - URL : http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (data obrashheniya 10.02.2020). - Tekst : e' lektronny'j.

108

EOUKO K. B., KoHomee B. B.

5. O strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya gorodskoj okrug Simferopol' Respubliki Kry'm na period do 2030 goda : reshenie Simferopol'skogo gorodskogo soveta Respubliki Kry'm ot 19.12.2017 №1462 // Simferopol'skij gorodskoj sovet: [sajt]. - 2020. - URL : http://simgov.ru/static/writable/documents/2017/12/25/_1462 pdf (data obrashheniya 10.02.2020). - Tekst : e' lektronny'j.

6. Ob utverzhdenii Plana meropriyatij («dorozhnoj karty'») po vnedreniyu v Respublike Kry'm luchshix praktik Nacional'nogo rejtinga sostoyaniya investicionnogo klimata v sub''ektax Rossijskoj Federacii i celevy'x modelej uproshheniya procedur vedeniya biznesa i povy'sheniya investicionnoj privlekatel'nosti regiona : rasporyazhenie Soveta ministrov Respubliki Kry'm ot 30.09.2016 №1217-r // Pravitel'stvo Respubliki Kry'm: [sajt]. - 2020. - URL : https://rk.gov.ru/ru/document/show/6654 (data obrashheniya 10.02.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.