Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 431-444.
УДК 342.951: 336.221
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ИГОРНОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Евсикова Е. В., Булахова И. А.
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия
В статье раскрываются и исследуются особенности и элементы налога на игорный бизнес, его место в системе налогов и сборов Российской Федерации. Авторами проводится анализ размеров ставок налога на игорный бизнес, предусмотренных федеральным законодателем, а также законодательством Республики Крым. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу, что законодатель Республики Крым пошел по пути установления максимального размера ставок налога на игорный бизнес, что позволило обеспечить поступление в бюджет Республики Крым 10 млн. руб. по налогу на игорный бизнес в 2019 году. Кроме того, авторами изучается динамика поступлений по налогу на игорный бизнес за 2016-2019 годы и планируемые показатели на 2020 год, на основе чего, авторы приходят к выводу о незначительной доле налога на игорный бизнес в разрезе других налогов и в объеме общих поступлений в региональный бюджет.
Особое внимание уделяется авторами проблемам и перспективам создания и функционирования игорной зоны в Республике Крым. В ходе исследования, авторами изучается опыт функционирования аналогичных зон в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области. Авторы изучают и раскрывают проблемы, связанные с формированием и функционированием игорных зон в Российской Федерации. На основе проведенного анализа автора приходят к выводу о необходимости детальной проработки вопроса о необходимости и обоснованности создания игорной зоны в Республике Крым.
Ключевые слова.: система налогов и сборов Российской Федерации; региональные налоги; налог на игорный бизнес, игорная зона; Республика Крым.
Введение. Выбранная Российской Федерацией стратегия государственно-правового реформирования и развития выдвигает перед нашим государством новые задачи по выработке и реализации качественно новой концепции и подхода к формированию системы налогов и сборов Российской Федерации (далее - система налогов и сборов РФ), а также налоговой системы Российской Федерации (далее -налоговая система РФ) в целом, отвечающей на вызовы и угрозы экономики Российской Федерации в условиях существующей действительности [1, с. 386].
В силу специфики налоговых правоотношений проблемы их законодательного урегулирования были и остаются актуальными и привлекают к себе все больше внимания как со стороны ученых, так и со стороны практиков, а так же простых граждан, которые составляют основную массу такой категории участников налоговых правоотношений - как налогоплательщики. Происходящие сегодня процессы в сфере законодательного урегулирования и регламентации налоговых правоотношений выдвигают на первый план проблемы качественного и обоснованного с научной и практической точки зрения закрепления на законодательном уровне обязанности по уплате всех видов налогов и сборов, существующих в Российской Федерации и взимаемых на ее территории [2, с. 175].
431
Вместе с тем, современные процессы нормотворчества субъектов властных полномочий в Российской Федерации отличаются своей интенсивностью и необходимостью принятия своевременных, обоснованных и ответственных решений, которые получают свое юридическое воплощение в соответствующих правовых актах [3, с. 175].
Основной текст. На сегодняшний день, к числу основных финансовых рычагов влияния государства на рыночную экономику Российской Федерации относятся различные виды налогообложения. Так, налоговая система РФ явление многогранное и многоплановое, которое можно рассматривать в разных аспектах, в том числе, как совокупность общественных отношений экономического, политического, правового и организационного характера, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере уплаты и взимания налогов и сборов в связи с формированием доходной части федерального, регионального и местных бюджетов, а также по поводу стимулирования развития производительных сил страны и социально-экономического благосостояния граждан [1, с. 388].
Наиболее важным в настоящее время и единственным систематическим признаком дифференциации налогов и сборов, закрепленным в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ), является их принадлежность к соответствующему административному уровню [4, ст. 12].
Обращаясь к главе 2 НК РФ, можно отметить, что система налогов и сборов РФ состоит федеральных, региональных и местных налогов и сборов. По нашему мнению, «система налогов и сборов РФ» - это совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов, которые устанавливаются, вводятся и отменяются НК РФ и соответствующим нормативно-правовым актом регионального или местного уровня, а также перечисляются в соответствующий бюджет в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, за нарушение которого предусмотрена налоговая, административная или уголовная ответственность [1, с. 388].
Следует отметить, что к региональным налогам относятся налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, а также обязательные к уплате на установленных территориях субъектов РФ, если иное не закреплено п.7 ст. 12 НК РФ [4].
Согласно НК РФ, региональные налоги включают в себя следующие виды налогов: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.
Сегодня, игорный бизнес является отраслью, активно развивающейся в сфере развлечений и отдыха. Характерной чертой этого вида предпринимательской деятельности является отсутствие ощутимого результата ведения бизнеса, а именно продажи любых товаров или услуг, что, в свою очередь, создает определенные трудности при налогообложении [5].
С 1 января 2007 года на территории России вступил в законную силу Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее - ФЗ № 244-ФЗ), который предусматривал запрет деятельности по организации азартных игр вне зон установленных ФЗ, включая казино, игровые залы, покер-румы, игровые автоматы, а также азартные
432
игры через телекоммуникационные сети Интернет [6]. Действие закона не распространяется на тотализаторы и пункты приема ставок букмекерских контор. Организация игорного бизнеса возможно лишь в определенных игорных зонах, а именно на территории Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края, Приморского края и Калининградской области. Эта специфическая часть территории РФ, которая была закреплена для осуществления мероприятий по организации и проведению азартных игр, в соответствии с ФЗ. На основании ФЗ № 244-ФЗ, данные ограничения в сфере организации и эксплуатации азартных игр, являются необходимым средством для защиты законных интересов и прав граждан.
Поскольку принятие ФЗ № 244-ФЗ почти тринадцать лет назад не решило проблемы с легализацией азартных игр, а поставила перед российским обществом и государством все новые вопросы и вызовы, на которые современные законодатели и правоприменители должны дать однозначный ответ: нужна ли и экономически обоснована организация и создание игорных зон, в том числе, в Республике Крым? [7, с. 35].
Так, по мнению некоторых ученых-правоведов, закрепление определенных игорных зон не сможет в полной мере обеспечить посещаемость данных заведений, и соответственно уменьшит притоков денежных средств. Данные авторы считают, в таком случае уменьшиться налог на игорный бизнес, так как лица - будущие налогоплательщики, не смогут передвигаться из одного субъекта РФ в другой [8]. Другие ученые, считают, что вследствие выделения игорных зон в большинстве субъектов РФ данный налог больше не взимается, соответственно в региональный бюджет не поступают денежные средства. По их мнению, данное явление привело к уменьшению доли налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, а также к снижению самостоятельности региональных бюджетов [9].
Напомним, что основные элементы налога на игорный бизнес предусмотрены главой 29 НК РФ, ст. 364 которой определяет, что под игорным бизнесом понимается - предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр. Таким образом, игорный бизнес - это деятельность, которую могут осуществлять только юридические лица, соответственно, плательщиками налога на игорный бизнес, выступают только юридические лица, поскольку для физических лиц организация и проведения азартных игр запрещены под угрозой уголовной ответственности в виду штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1го года до 3х лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 4х лет, либо лишением свободы на срок до 2х лет [10, ч. 1 ст. 171.2].
Вместе с тем, как справедливо отмечает Кормильцева С. О., в последнее время наблюдается увеличение количества уголовных дел данной категории, направленных в суды, результатом рассмотрения которых становится вынесение обвинительного приговора с мерой наказания в виде штрафа или условного осуждения, что позволяет лицам, привлеченным к уголовной ответственности, вновь реализовывать преступный умысел [11, с. 120]. Как видим, предусмотренные на сегодняшний день законодателем меры правового регулирования не несут предполагаемого сдерживающего и предупредительного эффекта. В силу чего, данная сфера правоотноше-
433
ний требует кардинальной смены подходов и выработки новой стратегии, в том числе, ориентированной на привлечение к ответственности юридических лиц, в случае совершения преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр, что чем уже давно ведутся дискуссии в научном сообществе.
Вместе с тем, в рамках данного исследования, определенный научный интерес представляет исследование остальных элементов налога, прежде всего, ставок налога на игорный бизнес, предусмотренных федеральным законодателем в НК РФ, исходя, от которых субъекты РФ могут установить свои размеры налоговой ставки налога на игорный бизнес.
Так, ст. 369 НК РФ предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются региональным законодателем в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 50 тыс. до 250 тыс. руб.;
2) за один игровой автомат - от 3 тыс. до 15 тыс. руб.;
3) за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 50 тыс. до 250 тыс. руб.;
4) за один процессинговый центр тотализатора - от 50 тыс. до 250 тыс. руб.;
5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - от 2,5 млн. до 3 млн. руб.;
6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы
- от 2,5 млн. до 3 млн. руб.;
7) за один пункт приема ставок тотализатора - от 10 тыс. до 14 тыс. руб.;
8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 10 тыс. до 14 тыс.
руб.
В то же время, в случае, если налоговые ставки не определены региональным законодателем, то НК РФ предусматривает минимальные ставки в пределах, установленных ст. 369 НК РФ, а именно:
1) за один игровой стол - 50 тыс. руб.;
2) за один игровой автомат - 3 тыс. руб.;
3) за один процессинговый центр букмекерской конторы - 50 тыс. руб.;
4) за один процессинговый центр тотализатора - 50 тыс. руб.;
5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - 2,5 млн.
руб.;
6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы
- 2,5 руб.;
7) за один пункт приема ставок тотализатора - 10 тыс. руб.;
8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 10 тыс. руб. Следует отметить, что Закон Республики Крым «О внесении изменений в Закон
Республики Крым «О налоге на игорный бизнес» от 09.01.2018 г. № 455-ЗРК/2018, предусматривает максимальные ставки по налогу на игорный бизнес, а именно:
1) за один процессинговый центр тотализатора - 250 тыс. руб;
2) за один процессинговый центр букмекерской конторы - 250 тыс. руб.;
3) за один пункт приема ставок тотализатора - 14 тыс. руб.;
4) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 14 тыс. руб.;
5) за один игровой стол - 250 тыс. руб.;
6) за один игровой автомат - 150 тыс. руб.;
434
7) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - 3 млн.
руб.;
8) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы -3 млн. руб.
При этом, согласно статистических данных Министерства финансов Республики Крым, налоговые отчисления от игорного бизнеса в бюджет Республики Крым за январь-ноябрь 2019 г. составили более 10 млн. руб. Так, 1 декабря 2019 г. исполненные бюджетные назначения по налогу на игорный бизнес составляют 10,3 млн. руб., а за ноябрь 2019 г. сумма налога составила 900 тыс. руб. Утвержденные бюджетные назначения на 2019 г. составляют 11 млн. руб. из общей суммы доходов - 181 млрд. руб. [12]. Однако, бюджет Республики Крым на 2020 год предусматривает поступления от налога на игорный бизнес в объеме 11 млн. руб. из общей суммы доходов -185 млрд. руб. [13]. Как видим, поступления по налогу на игорный бизнес составляют лишь малую часть бюджета Республики Крым, несмотря на максимальные размеры ставок налога на игорный бизнес.
Интересно, что в 2018 г. поступления о налога на игорный бизнес в бюджет Республики Крым составили 12 млн. руб. из общей суммы доходов - 170 млрд. руб. [14], а в 2017 г. - 8 млн. руб. из общей суммы доходов - 131 млрд. руб. [15], а в 2016 г. - 6,5 млн. руб. из общей суммы доходов - 67 млрд. руб. [16].
Для сравнения, сумма налоговых поступлений от игорного бизнеса в бюджет Приморского края за январь-ноябрь 2019 г. составила почти 120 млн. руб., Ростовской области - более 100 млн. руб., Кубани - более 420 млн. руб., Свердловской области - почти 12 млн. руб., Московской области - более 70 млн. руб., Нижегородской области - более 40 млн. руб., Ставропольского края - почти 32 млн. руб. [17].
Проанализировав статистику поступления налога на игорный бизнес в бюджет субъектов РФ за 2008-2018 год, мы смогли увидеть, что поступления на игорный бизнес в 2010 году уменьшились, в связи с введением новых игорных зон. В дальнейшем, а именно за 2011-2018 года наблюдается постепенное увеличение притока денежных средств в бюджет России [18]. Так, за 2017 г. ФНС России было собрано более 1 млрд. 120 тыс. руб., что на 100 млн. больше, чем за предыдущий период.
Напомним, что на сегодняшний день, ФЗ № 244-ФЗ предусмотрено создание 5 игорных зон на территории РФ, однако, каждый субъект РФ имеет право создавать на своей территории только одну игорную зону, даже при условии создания игорной зоны на территории нескольких субъектов РФ. К таким субъектам РФ относятся: Республика Крым; Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край, игорная зона которого должна быть ликвидирована до 01.01.2019г., а деятельность по организации и проведению азартных игр в этой зоне осуществляется исключительно на основании разрешений, выданных до 23.07.2014г.
Отметим, что размещение игорных зон в указанных субъектах РФ оправдывалось тем, что это будет способствовать значительному росту туристической отрасли экономики данных субъектов РФ и будет способствовать ее развитию, поскольку сегодня мировой рынок туристических услуг чрезвычайно динамичен и опережает другие отрасли экономики, а РФ - является одной из немногих стран, где темпы роста индустрии туризма могут достичь значительных показателей [7, с. 39-40].
435
Так, одной из развитых игорных зон, на сегодня, является интегрированная развлекательная зона «Приморье» (далее - Приморье). Данная зона было создана распоряжением Правительства Российской Федерации 20 августа 2009 года № 1213-р «О создании на территории Артемовского городского округа Приморского края игорной зоны» [19]. Помимо казино и игровых зон, на территории Приморья расположились 15 отелей, торгово-выставочные центры и комплексы, 12 гостевых вилл, яхт-клуб и другие объекты туристического отдыха.
К 2023 году на территории игорной зоны планируется достроить все объекты недвижимости на общую сумму соглашений 78.5 миллиарда рублей. В данном проекте участвуют семь масштабных компаний из Гонконга, Китая, Южной Корее, Королевства Камбоджа и России. [20]
Однако несмотря на успех строительства, по мнению экономистов, данный проект не сможет окупить себя в ближайшие годы. Данное явление связывают с малочисленностью региона, и соответственно невозможности играть в азартные игры, помимо этого ученые уверены, что представителями других стран данный объект не будет пользоваться популярностью, а будет использоваться лишь для «отмывания» денежных средств. [21;22].
Несомненным плюсом «Приморья» является установление пониженных налоговых ставок в размере от 3 до 7 %, в то время как в мировой практике налоговые ставки от 5 до 50 %.[23]
По мнению Правительства России, создание игровых зон позволит достигнуть основные цели, такие как:
1) увеличение притока туристов на территорию края;
2) создание условий для обеспечения экономического роста данного региона, а также с развитием инфраструктуры создание новых рабочих мест;
3) увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет (региональный и федеральный), что в дальнейшем будет способствовать не только улучшению жизни населения, но и стабилизации экономики региона в целом.
Следующей игорной зоной, созданной в России, является «Сибирская монета» находящаяся на территории Алтайского края. На сегодняшний день, данная зона, к сожалению, одна из непопулярных среди игорных других зон РФ. [24]. Данный вывод исходит из таких факторов, как неудобное территориальное расположение объекта, экономическая составляющая региона, непосредственно связанная с не развитой инфраструктурой. Строительство зоны происходило далеко от населенных пунктов, к месту не было возможности подъехать, так как отсутствовали дорожные полотна, различного вида сети. Первому инвестору, пришлось помимо игорной зоны, возводить и надлежащую инженерную инфраструктуру, для обеспечения инфраструктуры электроэнергией и водой [25; 26].
Проанализировав деятельность данной игорной зоны, представленной на сайте новостей букмекерского и игорного бизнеса, то за 2018 год отчисления налогов в «Сибирской монете» составили 44 млн. руб. Сравнивая с другими развлекательными зонами, это самый низкий показатель [27; 28]. Несмотря на это сегодня, казино приносит около 80% доходов из всего комплекса. Помимо этого, в регионе начал развиваться семейный отдых и туризм. На территории Алтайского края, периодически приезжают современные эстрадные звезды, фестивали, проводят различного уровня спортивные соревнования, которые не имеют прямой связи с казино. Всего
436
поток туристов в 2014 составил около 200 тыс. человек, в 2017 году прирост 60 тыс. человек, а в 2018 году на 35 % больше, чем за предшествующий год. В ближайшее время, из-за увеличивающегося потока туристов, инвесторы планируют расширить номерной комплекс игорной зоны.[29]
Еще одним игровым комплексом, возведенным в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ, является игорная зона, находящаяся на территории Калининградской области -«Янтарная». С проектированием данной зоны, регион поставил следующие задачи: повышение квалификации местной рабочей силы с помощью переподготовки кадров и дополнительного образования, создание бренда региона для привлечения иностранных граждан, совершенствование транспортной и иной другой инфраструктуры, положительного образа региона. В соответствии с Государственной программой Калининградской области «Туризм» и подпрограммой «Развитие туризма на 20152020 гг.» закреплено создание всех вышеперечисленных условий. Финансирование программы составило 625,2 млн. руб. на 2017 г.; 479,1 млн. руб. на 2018 г.; 300,1 млн. руб. на 2019 г. и 260,6 млн. руб. на 2020 г. [30].
Вместе с тем, на территории игорной зоны помимо казино, предусмотрено развитая индустрия развлечения, в том числе аквапарки, театр, спа-салоны, магазины, аттракционы. Создание туристическо-игровой зоны предполагает появление новых рабочих мест, по предварительным данным в размере 20 тыс. Однако, несмотря на положительные отзывы государства на данный проект, в реальности посещаемость игорной зоны за 2018 год составила не более 200 тыс. человек, а поступления по налогу на игорный бизнес - 75 млн. руб. Данное явление, связанно с тем, что на данный момент туристическая инфраструктура недостаточно развита для принятия большего количества посетителей.
В то же время, игорная зона «Красная Поляна», расположенная на территории Краснодарского края, г. Сочи, была открыта в 2017 г. (первый клуб Sochi Casino & Resort). В нем установлено 569 автоматов, 10 покерных столов и 70 слотов. Комплекс вмещает одновременно 2 тыс. человек. Следует отметить, что данная игорная зона по показателям за 2018 год является самой популярной среди потенциальных налогоплательщиков. Так, за 2018 год «Красную поляну» посетило около 570 547 человек, было собрано налоговых сборов более 700 млн. руб. По данным пресс-службы департамента имущественных отношений Краснодарского края в январе-феврале 2019 года посетило 119,7 тыс. человек, что на 27,8 тыс. человек, или 30% больше, чем за аналогичный период 2018 года.
За январь 2019 года количество посетителей составило 67,07 тыс. человек. Из них казино «Казино Сочи» посетили 52,7 тыс. человека, казино «Бумеранг» - 6,5 тыс. человек, зал игровых автоматов «Бонус Slots» - 7,7 тыс. человек; В феврале 2019 года количество посетителей незначительно снизилось и составило, 52,6 тыс. человек. Посетителями «Казино Сочи» стали 40,1 тыс. человек, казино «Бумеранг» - 5,8 тыс. человек, зал игровых автоматов «Бонус Slots» - 6,6 тыс. человек. По данным департамента, организаторы азартных игр создали более 1,5 тыс. рабочих мест, включающих в себя представителей более чем 250 профессий [31]. На сегодняшний день, данная игорная зона является самой успешной среди всех остальных. В первую очередь это связано с постоянным увеличением потока туристов в данный регион, хорошо развитой инфраструктурой, известность в мировом сообществе после проводимых Зимних Олимпийских игр 2014 года.
437
Еще одной перспективной зоной, по мнению экономистов, является игорная зона на территории Республики Крым - «Золотой берег». В целях реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым, а именно на Южном берегу в пгт. Гаспра был выделен земельный участок общей площадью 17 га, недалеко от знаменитого замка «Ласточкино гнездо». Однако, в 2018 году было решено изменить место нахождение будущей игорной зоны на поселок Кацивели.
В интервью глава Республики Крым отметил: «Фактически работы уже идут. Рабочий проект уже есть. Предварительно срок ввода в эксплуатацию объекта казино — конец 2019 года».[32].
По мнению властей г. Ялты данный проект существенно повысит престиж Ялты, как курорта и привлечёт дополнительные средства в развитие региона.[33].
С учетом того, что за 2018 год власти Республики Крым только от тотализаторов и букмекерских контор собрали налог на игорный бизнес в размере 10 млн. руб., ожидаемые поступления по налогу на игорный бизнес за период в размере двух лет в игорной зоне могут составить более чем 44 млн. руб., что послужит дополнительным финансированием в бюджет Республики Крым. Ввод в эксплуатацию первого заведения в данной игорной зоне намечен на 2020 год.
Однако, несмотря на все положительны аспекты, приведенные выше, существуют и отрицательные моменты. Так, по нашему мнению, первоначальные налоговые ставки по налогу на игорный бизнес в Республике Крым на сегодняшний день максимально высокие, что в дальнейшем приводят к потере потенциальных инвесторов. Помимо этого в соответствии с законодательством, организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица, имеющие соответствующую регистрацию на территории РФ. Вместе с тем, кроме общих требований, предусмотренных законодательством о конкретных организационно-правовых формах и о регистрации юридических лиц, ФЗ № 244-ФЗ установлен ряд ограничений и запретов, связанных с категорией их учредителей (участников). В настоящее время не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или органы местного самоуправления, за исключением созданного в соответствии с указом Президента РФ акционерного общества, которое объединяет ипподромы РФ и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии. Также, не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.
Как видим, в связи с рисковым характером деятельности, в целях защиты прав участников азартных игр законодательно утверждены жесткие требования к величине уставного капитала и чистых активов таких юридических лиц. Так, минимальный размер уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе должен составлять не менее 100 млн. руб., его формирование осуществляется только денежными средствами, а точнее — собственными денежными средствами участников, источник происхождения которых подтвержден в порядке, установленном Правительством РФ. Для использования в этих целях заемных средств установлен запрет.
438
Дополнительно организатор игорного бизнеса в букмекерской конторе или тотализаторе должен заключить договор банковской гарантии, срок действия которого должен быть равен сроку действия лицензии, выданной организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, но не может быть менее чем 5 лет, а минимальный размер такой гарантии должен составлять 500 млн. руб. При отсутствии такой гарантии проведение игр в соответствующих игорных заведениях не допускается. В качестве гаранта может выступать только банк [34].
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что государство полностью исключило возможность участвовать в данной деятельности малый и средний бизнес, что впоследствии, на наш взгляд, уменьшает поступление налогов, и создании новых рабочих мест в регионах с меньше среднего уровня доходов.
Также, исходя из запланированных проектов, размер денежных средств от налога на игорный бизнес напрямую зависит от количества игорных столов, автоматов. Однако, анализ отчетов экспертов показывает, что, как правило, игорного оборудования находящихся на территориях игорных зон, гораздо меньше, чем было предусмотрено проектом. Помимо этого денежные поступлении поступают гораздо ниже запланированных показателей, соответственно и рабочих мест на 20 % меньше от ожидаемого количества.
Следующей проблемой, является сам поток клиентов, потенциальных налогоплательщиков. Сегодня, основное количество посетителей игорных зон составляют граждане России, и местные жители регионов, где установлены игорные зоны. Данное явление несет угрозу экономической стабильности и благосостояния нашего населения и противоречит основной концепции игорных зон. Следующая проблема заключается в местонахождении игорных зон, они находятся в значительном удалении от крупных городов, на местах с полной отсутствующей инфраструктурой, например до игорной зоны «Приморье» можно добраться только на вертолете. Создание надлежащей инфраструктуры для развития бизнеса посредством обустройства действующих игорных зон сможет ускорить процесс развития игорного бизнеса, что повлечет за собой пополнение бюджетов субъектов РФ путем налоговых отчислений от ее деятельности, кроме того, создание новые рабочих мест способствует развитию экономики региона в целом. [35]
На основании проведенного исследования, следует отметить, что налог на игорный бизнес носит специфических характер в силу объектного и субъектного состава налогообложения данным налогом и является источником дополнительного финансирования региональных бюджетов., что, по нашему мнению, будет способствовать развитию регионов в целом. Однако, установление и создание на территории отдельных субъектов РФ игорных зон имеет, как ряд положительных, так и отрицательных моментов, обусловленных рядом задач, на которые направлено создание таких зон на специально отведенных территориях субъектов РФ, и целей, которые они преследует, и которой, как показывает практика, не достигаются в конечном итоге при функционировании соответствующих зон, что требует более детальной проработки и исследования вопросов необходимости их создания и развития на территории РФ, в том числе, на территории Республики Крым с учетом всех возможных рисков и отрицательных последствий, а также соотносимости их с ожидаемыми результатами от создания и функционирования данной игорной зоны.
439
^исок литературы
1. Евсикова, Е. В. К вопросу о реформировании системы налогов и сборов Российской Федерации в контексте установления и введения курортного сбора / Е. В. Евсикова. - Текст : непосредственный // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2018. Т. 22. - № 3. -С. 385-405.
2. Евсикова, Е. В. Некоторые аспекты регламентации правоотношений в сфере установления, введения, взимания и перечисления курортного сбора (опыт зарубежных стран) / Е. В. Евсикова. -Текст : непосредственный // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2018. - Т. 4(70). № 1. - С.175-187.
3. Актуальные проблемы административного права: учебное пособие для бакалавров и магистров / под. ред. д.ю.н., проф. М. И. Никулина. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - 48 с. - Текст : непосредственный.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями) и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // ГарантЗакон : [сайт]. - 2020. - URL: http://base.garantru/10900200/1/#block_20001 (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
5. Рерих, Л. М. Формирование долгосрочной синергии в рамках процессов интеграции и кластеризации на пути к инновационной экономике / Л. М. Рерих. - Текст : непосредственный. //Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 9 (27). - С.78-81.
6. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
7. Евсикова, Е. В. К вопросу о создании игорной зоны в Республике Крым: проблемы и перспективы/ Е. В. Евсикова. - Текст : непосредственный // Сборник научных статей по итогам II Севастопольского юридического форума Сер. "Научный фонд" / Отв. ред. С. А. Васильев. - 2020. С. 35-42.
8. Амирханова, Х. М. Совершенствование налоговой политики в отношении игорного бизнеса / Х. М. Амирханова, В. В. Заикин. - Текст : непосредственный // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 12-7. - С. 12-14.
9. Головин, А. Ю. Проблемы правового регулирования налогообложения игорного бизнеса / А. Ю. Головин. - Текст : непосредственный // Финансовое право. - 2005. - № 2. - С. 40-43.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // КонсультантПлюс: [сайт]. - 2020. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b20820739fab5a2c2645f2c2dba2d73e9025f (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
11. Кормильцева, С. О. Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр / С. О. Кормильцева. - Текст : непосредственный // Вестник Казанского юридического института МВД России. - № 1 (23). - 2016. - С. 119-123.
12. О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов : Закон Республики Крым от 20.12.2018 №556-ЗРК/2018 с учетом изменений и дополнений, внесенных по состоянию на 27 ноября 2019 года. // Министерство финансов Республики Крым: [сайт]. - 2020. - URL: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2019_11_28_16_54_aktualnaia_redaktsiia_zakona_respubliki_krym_o_bi udzhete_respubliki_krym_na_2019_god_i_na_planovyi_period_2020_i_2021_godov_ot_20_12_ (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
13. О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов : Закон Республики Крым от 28.11.2019 №19-ЗРК/2019. // Министерство финансов Республики Крым: [сайт]. -2020. - URL: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2019_12_03_10_14_zakon_respubliki_krym_o_ biudzhete_respubliki_krym_na_2020_god_i_na_planovyi_period_2021_i_2022_godov_ot_28_11_2019_19_z rk_2019 (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
14. О бюджете Республики Крым на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов : Закон Республики Крым от 22.12.2017 №447-ЗРК/2017 с учетом изменений и дополнений, внесенных по состоянию на 17.12.2018. Приложение 1. Объем поступлений доходов в бюджет Республики Крым по кодам видов (подвидов) доходов на 2018 год // Министерство финансов Республик Крым: [сайт]. -2020. - URL: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2018_04_03_11_09_aktualnaia_redaktsiia_zakona_ respubliki_krym_o_biudzhete_respubliki_krym_na_2018_god_i_na_planovyi_period_2019_i_2020_godov_ot _22_12_ (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
440
15. О бюджете Республики Крым на 2017 год Закон Республики Крым № 326-3PK/2016 от 28.12.2016 : [сайт]. - 2020. - URL: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/237.
16. О бюджете Республики Крым на 2016 год : Закон Республики Крым № 192-ЗРК/2015 от 29.12.2015г // : [сайт]. - 2020. - URL https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/236.
17. Игорный бизнес принес бюджету Крыма более 10 млн. руб. : [сайт]. - 2020. - URL: https:// bettingbusiness.ru/news/0014940-igornyj-biznes-prines-byudzhetu-kryma-bolee-10-mln-rublej.
18. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. Налоговая аналитика : [сайт]. - 2020. - URL : https://www.nalog.ru (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
19. О создании игорной зоны «Приморье» на территории Артемовского государственного округа Приморского края: Распоряжение правительства РФ от 20 августа 2009 № 1213-р.
20. РИА Новости: [сайт]. - 2020. - URL: https://ria.ru/20191115 /1560961005.html?rcmd_alg=collaboration2 (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
21. Комсомольская правда в Крыму: [сайт]. - 2020. - URL: https://www.crimea.kp.ru/daily/26023/2943172/ (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
22. : [сайт]. - 2020. - URL: https://56orb.ru/news/society/14-11-2019/igornyy-biznes-v-rossii-patsient-skoree-myortv-chem-zhiv (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
23. Пенькова, С. Ю. Оценка экономической и налоговой эффективности проекта игорная зона «Приморье» / С. Ю. Пенькова, Т. А. Петечел // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// research-journal.org/economical/ocenka-ekonomicheskoj-inalogovoj-effektivnosti-proekta-igornaya-zona-primore/
24. Агапцов, С. А. Предпринимательство как инновационная система хозяйствования в современной экономике: монография / С. А. Агапцов, А. Г. Грязнова, А. Ф. Джинджолия, Л. С. Шаховская. -М : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 411 с. - Текст : непосредственный
25. Altai Palace / Официальный сайт развлекательного комплекса : [сайт]. - 2020. - URL : www. altaipalace.net
26. Игровые зоны и казино в России // Russian Gaming week : [сайт]. - 2020. - URL: www.rgweek.com/ ru/igornye-zony .
27. Тихомиров, Д. В. минимизация рисков в проектном финансировании: подходы к финансовому моделированию и структурированию / Д. В Тихомиров, В. Плотников // MATEC Web of Conferences
28. Вылегжанина, Е. В. Финансы предприятий : учебно-практическое пособие / В. Е. Вылегжанина. - Краснодар, 2017. - 350 с. - Текст : непосредственный
29. Барсукова, М. А., Боркова Е.А., Ватлина Л.В. Управление экономической устойчивостью в условиях инновационного развития / М. А. Барсукова, Е. А. Боркова, Л. В. Ватлина. - Текст : непосредственный // Известия СПбГЭУ. - 2019. - No.2 (116). - С. 54-58.
30. Постановление от 24.12.2013 г. №993 «О Государственной программе Калининградской области "Туризм"» в ред. от 12.05.2015 N 248. Калининград. 2015. — 31 с
31. Федеральная налоговая служба России: [сайт]. - 2020. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ib/ (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
32. Степасюк, С. А. Государственное регулирование игорного бизнеса / С. А. Степасюк. - Текст : непосредственный // Интерактивная наука. - 2017. - № 1. - С. 33-40.
33. Russian Gaming week : [сайт]. - 2020. - URL: https://rgweek.com/ru/article/igornaya-zona-v-krimu-gde-raspologitsya-i-chto-v-ney-budet-97186 (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
34. Малая, Т. Н. О требованиях к юридическим лицам - организаторам игорного бизнеса / Т. Н. Малая, Д. С. Шарипкова. - Текст : электронный // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журнал 2015. № 8 (19). // Киберленинка.ру : [сайт]. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-trebovaniyah-k-yuridicheskim-litsam-organizatoram-igornogo-biznesa/viewer (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
35. Яндекс Дзен: [сайт]. - 2020. - URL: https://zen.yandex.ru/media/crimeainform/igornaia-zona-zolotoi-bereg-budet-sozdana-v-krymu-5db9947a1d656a00ae9434a5 (дата обращения 09.01.2020). - Текст : электронный.
Evsikova E. V., Bulahova I. A. Some aspects of creating a gaming zone in the Republic of Crimea / E. V. Evsikova, I. A. Bulahova // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 431-444.
The article reveals and explores the features and elements of the tax on the gambling business, its place in the system of taxes and fees of the Russian Federation. The authors analyze the size of gambling tax rates stipulated by the federal legislator, as well as the legislation of the Republic of Crimea. Based on the analysis,
441
the authors conclude that the legislator of the Republic of Crimea has taken the path of establishing the maximum tax rates for gambling, which has allowed 10 million rubles to be transferred to the budget of the Republic of Crimea gambling tax in 2019. In addition, the authors study the dynamics of gambling tax revenues for 2016-2019 and planned indicators for 2020, on the basis of which, the authors conclude that the gambling tax is insignificant in terms of other taxes and in the amount of total revenues to the regional budget. The authors pay special attention to the problems and prospects of the creation and functioning of the gambling zone in the Republic of Crimea. During the study, the authors study the experience of the functioning of similar zones in the Altai, Krasnodar and Stavropol territories, the Kaliningrad region. The authors study and disclose the problems associated with the formation and functioning of gambling zones in the Russian Federation. Based on the analysis of the author, they come to the conclusion that it is necessary to elaborate on the issue of the necessity and validity of creating a gambling zone in the Republic of Crimea.
Keywords: system of taxes and fees of the Russian Federation; regional taxes; gambling tax; gambling zone; Republic of Crimea.
Cpisok literatury'
1. Evsikova, E. V. K voprosu o reformirovanii sistemy' nalogov i sborov Rossijskoj Federacii v kontekste ustanovleniya i vvedeniya kurortnogo sbora / E. V. Evsikova. - Tekst : neposredstvenny'j // Vestnik RUDN. Seriya: Yuridicheskie nauki. - 2018. T. 22. - № 3. -S. 385-405.
2. Evsikova, E. V. Nekotory'e aspekty' reglamentacii pravootnoshenij v sfere ustanovleniya, vvedeniya, vzimaniya i perechisleniya kurortnogo sbora (opy't zarubezhny'x stran) / E. V. Evsikova. - Tekst : neposredstvenny'j // Ucheny'e zapiski Kry'mskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. - 2018. - T. 4(70). № 1. - S.175-187.
3. Aktual'ny'e problemy' administrativnogo prava: uchebnoe posobie dlya bakalavrov i magistrov / pod. red. d.yu.n., prof. M. I. Nikulina. - Simferopol': IT «ARIAL», 2018. - 48 s. - Tekst : neposredstvenny'j.
4. Nalogovy'j kodeks Rossijskoj Federacii chast' pervaya ot 31 iyulya 1998 g. N 146-FZ (s izmeneni-yami i dopolneniyami) i chast' vtoraya ot 5 avgusta 2000 g. N 117-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami) // GarantZakon : [sajt]. - 2020. - URL: http://base.garant.ru/10900200/1/#block_20001 (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
5. Rerix, L. M. Formirovanie dolgosrochnoj sinergii v ramkax processov integracii i klasterizacii na puti k innovacionnoj e'konomike / L. M. Rerix. - Tekst : neposredstvenny'j. //Problemy' sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 9 (27). - S.78-81.
6. O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartny'x igr i o vnese-nii izmenenij v nekotory'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon ot 29.12.2006 N 244-FZ (poslednyaya redakciya) // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/ (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e' lektronny'j.
7. Evsikova, E. V. K voprosu o sozdanii igornoj zony' v Respublike Kry'm: problemy' i perspektivy'/ E. V. Evsikova. - Tekst : neposredstvenny'j // Sbornik nauchny'x statej po itogam II Sevastopol'skogo yuridicheskogo foruma Ser. "Nauchny'j fond" / Otv. red. S. A. Vasil'ev. - 2020. S. 35-42.
8. Amirxanova, X. M. Sovershenstvovanie nalogovoj politiki v otnoshenii igornogo biznesa / X. M. Amirxanova, V. V. Zaikin. - Tekst : neposredstvenny'j // Sovremenny'e tendencii razvitiya nauki i texnologij. - 2016. - № 12-7. - S. 12-14.
9. Golovin, A. Yu. Problemy' pravovogo regulirovaniya nalogooblozheniya igornogo biznesa / A. Yu. Golovin. - Tekst : neposredstvenny'j // Finansovoe pravo. - 2005. - № 2. - S. 40-43.
10. Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 27.12.2019) // Konsul'tantPlyus: [sajt]. - 2020. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b20820739fab5a2c2645f2c2dba2d73e9025f (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
11. Kormil'ceva, S. O. Ugolovnaya otvetstvennost' za nezakonny'e organizaciyu i provedenie azartny'x igr / S. O. Kormil'ceva. - Tekst : neposredstvenny'j // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - № 1 (23). - 2016. - S. 119-123.
12. O byudzhete Respubliki Kry'm na 2019 god i na planovy'j period 2020 i 2021 godov : Zakon Respubliki Kry'm ot 20.12.2018 №556-ZRK/2018 s uchetom izmenenij i dopolnenij, vnesenny'x po sos-toyaniyu na 27 noyabrya 2019 goda. // Ministerstvo finansov Respubliki Kry'm: [sajt]. - 2020. - URL: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2019_11_28_16_54_aktualnaia_redaktsiia_zakona_respubliki_krym_o_bi
442
udzhete_respubliki_krym_na_2019_god_i_na_planovyi_period_2020_i_2021_godov_ot_20_12_ (data
obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
13. O byudzhete Respubliki Kry'm na 2020 god i na planovy'j period 2021 i 2022 godov : Zakon Respubliki Kry'm ot 28.11.2019 №19-ZRK/2019. // Ministerstvo finansov Respubliki Kry'm: [sajt]. - 2020. -URL:
https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2019_12_03_10_14_zakon_respubliki_krym_o_biudzhete_respubliki_kry m_na_2020_god_i_na_planovyi_period_2021_i_2022_godov_ot_28_11_2019_19_zrk_2019 (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e' lektronny'j.
14. O byudzhete Respubliki Kry'm na 2018 god i na planovy'j period 2019 i 2020 godov : Zakon Respubliki Kry'm ot 22.12.2017 №447-ZRK/2017 s uchetom izmenenij i dopolnenij, vnesenny'x po sos-toyaniyu na 17.12.2018. Prilozhenie 1. Ob''em postuplenij doxodov v byudzhet Respubliki Kry'm po kodam vidov (podvidov) doxodov na 2018 god // Ministerstvo finansov Respublik Kry'm: [sajt]. - 2020. - URL: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/2018_04_03_11_09_aktualnaia_redaktsiia_zakona_respubliki_krym_o_bi udzhete_respubliki_krym_na_2018_god_i_na_planovyi_period_2019_i_2020_godov_ot_22_12_ (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
15. O byudzhete Respubliki Kry'm na 2017 god Zakon Respubliki Kry'm № 326-ZRK/2016 ot 28.12.2016 : [sajt]. - 2020. - URL: https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/237.
16. O byudzhete Respubliki Kry'm na 2016 god : Zakon Respubliki Kry'm № 192-ZRK/2015 ot 29.12.2015g // : [sajt]. - 2020. - URL https://minfin.rk.gov.ru/ru/structure/236.
17. Igorny'j biznes prines byudzhetu Kry'ma bolee 10 mln. rub. : [sajt]. - 2020. - URL: https://bettingbusiness.ru/news/0014940-igornyj-biznes-prines-byudzhetu-kryma-bolee-10-mln-rublej.
18. Oficial'ny'j sajt Federal'noj nalogovoj sluzhby' RF. Nalogovaya analitika : [sajt]. - 2020. - URL : https://www.nalog.ru (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
19. O sozdanii igornoj zony' «Primor'e» na territorii Artemovskogo gosudarstvennogo okruga Primor-skogo kraya: Rasporyazhenie pravitel' stva RF ot 20 avgusta 2009 № 1213-r.
20. RIA Novosti: [sajt]. - 2020. - URL: https://ria.ru/20191115/1560961005.html?rcmd_alg=collaboration2 (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e' lektronny'j.
21. Komsomol'skaya pravda v Kry'mu: [sajt]. - 2020. - URL: https://www.crimea.kp.ru/daily/26023/2943172/ (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
22. : [sajt]. - 2020. - URL: https://56orb.ru/news/society/14-11-2019/igornyy-biznes-v-rossii-patsient-skoree-myortv-chem-zhiv (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
23. Pen'kova, S. Yu. Ocenka e'konomicheskoj i nalogovoj e'ffektivnosti proekta igornaya zona «Pri-mor'e» / S. Yu. Pen'kova, T. A. Petechel // [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: http:// research-journal.org/economical/ocenka-ekonomicheskoj-inalogovoj-effektivnosti-proekta-igornaya-zona-primore/
24. Agapczov, S. A. Predprinimatel'stvo kak innovacionnaya sistema xozyajstvovaniya v sovremennoj e'konomike: monografiya / S. A. Agapczov, A. G. Gryaznova, A. F. Dzhindzholiya, L. S. Shaxovskaya. - M : YuNITI-DANA, 2015. - 411 s. - Tekst : neposredstvenny'j
25. Altai Palace / Oficial'ny'j sajt razvlekatel'nogo kompleksa : [sajt]. - 2020. - URL : www. al-taipalace.net
26. Igrovy' e zony' i kazino v Rossii // Russian Gaming week : [sajt]. - 2020. - URL: www.rgweek.com/ ru/igornye-zony .
27. Tixomirov, D. V. minimizaciya riskov v proektnom finansirovanii: podxody' k finansovomu mod-elirovaniyu i strukturirovaniyu / D. V Tixomirov, V. Plotnikov // MATEC Web of Conferences
28. Vy'legzhanina, E. V. Finansy' predpriyatij : uchebno-prakticheskoe posobie / V. E. Vy'legzhanina. - Krasnodar, 2017. - 350 s. - Tekst : neposredstvenny'j
29. Barsukova, M. A., Borkova E.A., Vatlina L.V. Upravlenie e'konomicheskoj ustojchivost'yu v usloviyax innovacionnogo razvitiya / M. A. Barsukova, E. A. Borkova, L. V. Vatlina. - Tekst : neposredstvenny'j // Izvestiya SPbGE'U. - 2019. - No.2 (116). - S. 54-58.
30. Postanovlenie ot 24.12.2013 g. №993 «O Gosudarstvennoj programme Kaliningradskoj oblasti "Turizm"» v red. ot 12.05.2015 N 248. Kaliningrad. 2015. — 31 s
31. Federal'naya nalogovaya sluzhba Rossii: [sajt]. - 2020. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ib/ (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
32. Stepasyuk, S. A. Gosudarstvennoe regulirovanie igornogo biznesa / S. A. Stepasyuk. - Tekst : ne-posredstvenny'j // Interaktivnaya nauka. - 2017. - № 1. - S. 33-40.
443
33. Russian Gaming week : [sajt]. - 2020. - URL: https://rgweek.com/ru/article/igornaya-zona-v-krimu-gde-raspologitsya-i-chto-v-ney-budet-97186 (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
34. Malaya, T. N. O trebovaniyax k yuridicheskim liczam - organizatoram igornogo biznesa / T. N. Malaya, D. S. Sharipkova. - Tekst : e'lektronny'j // Universum: e'konomika i yurisprudenciya: e'lektron. nauchn. zhurnal 2015. № 8 (19). // Kiberleninka.ru : [sajt]. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-trebovaniyah-k-yuridicheskim-litsam-organizatoram-igornogo-biznesa/viewer (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : elektronny'j.
35. Yandeks Dzen: [sajt]. - 2020. - URL: https://zen.yandex.ru/media/crimeainform/igornaia-zona-zolotoi-bereg-budet-sozdana-v-krymu-5db9947a1d656a00ae9434a5 (data obrashheniya 09.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.
444