Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1665
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ECOLOGICAL SECURITY / ECOLOGICAL LAW / ENVIRONMENTAL PROTECTION / NATIONAL SECURITY / STRATEGY / SECURITY / STATE REGULATION MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко Н. А.

В статье проводится анализ понятия «экологическая безопасность» в контексте интерпретации его правовой природы. На основе проведенного исследования автор предлагает систематизированный подход к понятию «экологическая безопасность». Автор изучает систему экологической безопасности Российской Федерации, исходя из действующего законодательства, а также исследует Стратегию национальной безопасности Российской Федерации и Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в части выявления особенностей, сходств и различий в подходах к определению понятия «экологическая безопасность» и его правового содержания. Высказывается авторская позиция и авторские предложения по усовершенствованию действующего законодательства путем кодификации четкого круга субъектов экологически опасной деятельности, их прав и обязанностей, требований по регулированию их деятельности в отдельной части Федерального закона «Об охране окружающей среды».In the article is analyzed the concept of “ecological security” in the context of interpreting its legal nature. Based on the research, the author offers a systematic approach to the concept of “ecological security”. The author studies the ecological security system of the Russian Federation based on the current legislation, as well as examines the National Security Strategy of the Russian Federation and the Ecological Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025, in terms of identifying features, similarities and differ- ences in approaches to defining the concept of “ecological security” and its legal content. There are proposed the author's position and suggestions for improving the current legislation by codifying a clear range of subjects of environmentally hazardous activities, their rights and obligations, and requirements for regulating their activities in a separate part of the Federal law “On environmental protection”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравченко Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - С. 453-464.

УДК 349.6

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Кравченко Н. А.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье проводится анализ понятия «экологическая безопасность» в контексте интерпретации его правовой природы. На основе проведенного исследования автор предлагает систематизированный подход к понятию «экологическая безопасность». Автор изучает систему экологической безопасности Российской Федерации, исходя из действующего законодательства, а также исследует Стратегию национальной безопасности Российской Федерации и Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в части выявления особенностей, сходств и различий в подходах к определению понятия «экологическая безопасность» и его правового содержания. Высказывается авторская позиция и авторские предложения по усовершенствованию действующего законодательства путем кодификации четкого круга субъектов экологически опасной деятельности, их прав и обязанностей, требований по регулированию их деятельности в отдельной части Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Ключевые слова Экологическая безопасность; экологическое право; охрана окружающей среды; национальная безопасность; стратегия; безопасность; меры государственного регулирования.

Актуальность темы. В основу понятия права экологической безопасности заложен термин «экологическая безопасность», который является разновидностью более широкого понятия - «безопасность». Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» [1] наряду с необходимостью обеспечения безопасности во всех сферах жизни, включает экологическую безопасность как предмет своего регулирования. Стратегические программы и проекты всех уровней отдельным пунктом упоминают и вменяют исполнителям прибегать ко всем необходимым мерам по обеспечению экологической безопасности. При этом экологическая безопасность выступает подкатегорией более широкого понятия, как «безопасность» (англ. security, safety), что определяется как состояние защищенности, отсутствия угроз или рисков [2]. Такое понимание безопасности, рассматриваемое через уровень экологической безопасности, создает возможность для формирования правового понятия этого явления, как объекта соответствующей отрасли права и его юридической формы - правового режима.

Основной текст. Необходимость систематизации и выработки четкого определения понятия «экологическая безопасность», установление ее правовой природы, критериев определения ее уровня и угроз имеет не только теоретическое, но и большое прикладное значение. Исследованию теоретических и практических аспектов правовой природы экологической безопасности посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Краснова И. О., Тюльпанов Ф. М., Ахмедов Р. М., Иванова Ю. А., Мородумов Р. Н., Харьков В. Н., Клюканова Л. Г. рассматривают экологическую безопасность через призму так называемого масштабно-

453

го фактора, то есть подразумевается уровень ее влияния и распространение [3-7]. Еще Колбасов О. С. отмечал, что экологическая безопасность - это часть международной безопасности [8]. На глобальный мировой характер экологической безопасности указывал Реймерс Н. Ф., который определял ее как комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любом регионе на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество [9].

Ученые сходятся во мнениях и указывают на то, что экологическая безопасность выступает разновидностью или же составляющей национальной (государственной) и транснациональной безопасности. Следует отметить, что данный подход находит свое отражение и в российском законодательстве, и в международных нормативно-правовых актах.

Экологическая безопасность может рассматриваться не только в рамках понятийно-категориального аппарата соответствующей отрасли, но также и в рамках других юридических дисциплин и других отраслей общественного знания. В частности, в естественном и обществоведческом аспекте экологическая безопасность определяется как:

1) обеспечение гарантии предотвращения экологически значительных катастроф и аварий вследствие совокупности действий, состояний и процессов, которые прямо или косвенно не приводят к этим событиям;

2) степень соответствия имеющихся или мнимых (прогнозируемых) экологических условий задачам сохранения здоровья населения и обеспечения длительного и устойчивого социально-экономического развития;

3) комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество [10];

4) совокупность научных знаний и принципов, определяющих такие модели общественного сознания и поведения, которые способны противодействовать негативным антропогенным воздействиям на окружающую природную среду [11].

Указанные определения экологической безопасности не могут быть применены для формулирования правовой категории «экологическая безопасность», прежде всего потому, что не отражают способов утверждения (опосредования) соответствующего явления в сфере правового регулирования, а также не раскрывают социальную роль экологической безопасности как правового понятия.

Однако все приведенные точки зрения, кроме констатации комплексного характера экологической безопасности, которая «основывается на фундаментальных физических, химических и биологических принципах (утилизации отходов, мониторинга и прочее) и многих других социологических, социометрических и правовых началах, которые особенно важны, поскольку очевидно, что экологически опасная деятельность отдельных лиц представляет угрозу жизни и здоровью других» [5], -являются ценными для понимания содержательного наполнения соответствующей правовой категории, установления правового режима такого объекта и выяснения взаимосвязей и соотношений экологической безопасности с другими объектами соответствующей отрасли

454

Обращаясь к содержательной основе понятия «экологическая безопасность» (иными словами, (понимания экологическую безопасность как определенное состояние), следуем добавить:

а) принципы его признания в соответствующей сфере правового регулирования, отражающие роль и место экологической безопасности в системе охраняемых ценностей;

б) характеристику угроз, отсутствие или преодоление которых является необходимым условием достижения экологической безопасности (нестабильное, некачественное, неблагоприятная окружающая среда, сущностная характеристика - потенциальная вредность отдельных веществ, смесей, объектов);

в) способы преодоления таких угроз или минимизации их влияния (правовые алгоритмы, организационные мероприятия);

г) объекты, защищенность которых будет означать достижение соответствующего состояния (правовые обще социальные блага - жизнь и здоровье человека, благоприятная, не вредная окружающая природная среда, что находят свое проявление через закрепление и защиту соответствующих интересов и субъективных прав на безопасную окружающую среду и других);

д) форму объективации (воплощения) соответствующих правовых средств по защите охраняемых ценностей и реализации правомочий субъектов в общественной деятельности - правоотношения.

Именно на таких обобщенных требованиях к понятию экологической безопасности основывается большинство дефиниций, предлагаемых эколого-правовой наукой.

Рассматривая экологическую безопасность в контексте обеспечения и защиты экологических прав граждан, определить исследуемую категорию можно через:

- систему социальных установок как важнейшая ценность, которая гарантируется государством гражданам для их благоприятного существования [6];

- важную, перспективную цель деятельности по восстановлению и сохранению нормального состояния окружающей среды;

- один из главных принципов природопользования и охраны окружающей природной среды, в соответствии с которым любая экологически значимая деятельность, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике природоохранные меры должны оцениваться с позиции безопасности;

- состояние социальной и правовой защищенности, которое осуществляется путем установки системы средств обеспечения, регулирования общественных правоотношений, определение соответствующего правового режима и ответственности.

Отдельного внимания при характеристике основных подходов к пониманию экологической безопасности заслуживает научная позиция Бринчука М. М., который утверждает, что нет оснований для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности как отдельной группы общественных отношений, регулируемых экологическим правом, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды [12]. Вместо этого ученый предлагает термин «техническая безопасность», который рассматривает как состояние защищенности прав и жизненно важных интересов человека, окружающей природной среды. В тоже время, Серов Г. П. определяет экологическую безопасность лица, общества и государства как состояние защищенности жизненно важных интересов

455

личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, свойства которых изменены загрязнением, засорением вследствие антропогенной деятельности (возникновение аварий, катастроф, осуществление длительной хозяйственной, военной и других видов деятельности) или намеренно с целью экологических [13]. Несомненно, что категория «экологическая безопасность» является неотъемлемой частью экологического права.

Для более детального анализа понятийного аппарата, следует рассмотреть основные определения и упоминания понятия «экологическая безопасность» в нормативно-правовых документах. Так, в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отражена необходимость обеспечения экологической безопасности в качестве цели и содержания государственной политики в области охраны окружающей среды. Ст. 12 отмечает, что пропаганда деятельности в области обеспечения экологической безопасности является правом общественных экологических объединений [14].

Обеспечение экологической безопасности является неотъемлемой частью экологического нормирования (ст. 19), экологической сертификации (ст. 31). Субъекты хозяйственной деятельности обязаны проводить ряд мероприятий по обеспечению и поддержанию экологической безопасности (ст. 34, 35, 40, 44, 48 и др.) [14].

Обеспечение экологической безопасности прямо или косвенно касается и ряда других нормативно-правовых актов. Так, Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [15] обязывает учитывать требования по обеспечению экологической безопасности при проведении экологической экспертизы хозяйствующих субъектов. В данном контексте следует отметить недостатки указанного нормативно-правового акта, особенно в части детализации и конкретизации тех требований, которые призваны поддерживать и обеспечивать экологическую безопасность при проведении экспертизы, а также отсутствия отсылочных норм для устранения этих недостатков. Достаточно формально необходимость обеспечения экологической безопасности вменяется как обязанность при эксплуатации внутреннего водного и железнодорожного транспорта, а также в работе объектов топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, можно отметить, что уровень и качество правового регулирования в части обеспечения экологической безопасности имеет зачастую формальный характер. Законодатель зачастую не различает категории «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды», замещая одни обеспечительные меры другими и используя одну категорию, как неотъемлемую часть другой. Например, требования по охране окружающей среды общего характера, закрепленные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и других экологических законах, принимаются за меры обеспечения экологической безопасности.

Однако единого взгляда на правовую природу понятия «экологическая безопасность» не выработано. Современное состояние регулирования общественных отношений характеризуется широким спектром использования правового института экологической безопасности и отсутствием четких механизмов и критериев ее обеспечения. При использовании данного правового института можно выделить два основных, но не совсем правильных подхода, общим для которых является отсутствие

456

критериев для определения угроз экологической безопасности, а также четких требований, механизмов и процедур ее обеспечения.

Во-первых, довольно часто происходит формальное декларирование экологической безопасности как цели, на уровне принципов, обязанностей и задач, которые стоят перед хозяйствующими субъектами. Так, в соответствии со ст. 22 Закона Республики Крым «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики» от 28.01.2015 № 76-ЗРК [16] в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется зона, на территории которой запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. При этом разъяснений и конкретизации по факту применения указанных технологий не дается.

Во-вторых, происходит подмена мер обеспечения экологической безопасности требованиями по охране окружающей среды или рациональному природопользованию. К примеру, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ в ст. 39 «Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды» [17] обязывает судовладельцев принимать меры по предотвращению загрязнений окружающей среды от работы судов различными отходами, в том числе нефтью и другими вредными веществами, а также ликвидации последствий таких загрязнений, что имеет прямое отношение к реализации принципов охраны окружающей среды в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды». Однако фактически эти меры подразумевают именно обязанности судовладельцев по обеспечению экологической безопасности, а не охраны окружающей среды. Очевидно, что данные категории воспринимаются как синонимы.

Экологическую безопасность как юридическую категорию следует рассматривать как составляющую национальной и транснациональной безопасности, то есть такое состояние развития общественных правоотношений и соответствующих им правовых связей, при которых системой правовых норм, других государственно-правовых и социальных средств гарантируется защищенность права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, обеспечивается регулирование экологически опасной деятельности и предотвращение ухудшения состояния окружающей среды и других последствий, опасных для жизни и здоровья граждан, общества и государства, которое нуждается в четкой конституционализации в действующем законодательстве.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [14], охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной

457

деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. При этом законодательно не определены критерии оценки уровня экологической безопасности, а также совокупность мер по поддержанию и достижению необходимого уровня безопасности, предлагая рассматривать действия по охране окружающей среды как идентичные элементы экологической безопасности.

В понятие экологической безопасности следует включать систему регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Существует также иной подход к определению экологической безопасности, который заключается в понимании ее как определенной действительности, как системы мер, направленных на защиту жизненно необходимых интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Исследуя правовое обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, под экологической безопасностью с правовой точки зрения следует понимать:

1) защиту жизни и здоровья человека от последствий техногенной деятельности и негативных воздействий природного характера;

2) защиту природных экосистем (безопасного состояния природной среды, включая преобразующую деятельность человека), вредное воздействие, которое может непосредственно или опосредованно привести к негативному влиянию на жизнь, здоровье и условия проживания людей;

3) обязательное научное прогнозирование влияния существующих технологий, а также разрабатываемых технологий, на темпы научно-технического прогресса, анализ его последствий для окружающей среды [6].

Однако в таком определении необходимо добавить, что экологическую безопасность следует рассматривать как состояние. Понятие «защита» характеризует процесс осуществления мер, действий по охране и обеспечению сохранности «объекта защиты» [4]. Поэтому в данном контексте, рассматривая категорию «экологическая безопасность» целесообразно говорить не о защите, а о состоянии защищенности указанных объектов как результат осуществления мер для защиты жизни и здоровья человека и природных экосистем. При этом целесообразно вести речь об обязательном учете научного прогнозирования влияния существующих технологий на хозяйственную деятельность, поскольку сам прогноз ничего не стоит, если его не принимают во внимание соответствующие субъекты в своей деятельности. Кроме того, следует говорить о влиянии не на «темпы научно-технического прогресса», а затем через него анализировать его последствия для окружающей среды.

На самом высоком уровне обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды признаны одной из стратегических целей развития России. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее -Стратегия) [18] признает, что обеспечение экологической безопасности является одной и стратегических целей государства, а адекватный ответ вызовам и угрозам экологического характера имеет столь же важное значение, сколько имеют террористические угрозы, а также угрозы экономической и военной безопасности. В соответствии с вышеназванным документом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности можно считать:

458

сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;

ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата [18].

Стратегия вводит понятие «хищнического природопользования», характеризуя его как неэффективное ресурсоёмкое производство, связанное с высокой степенью загрязнения окружающей среды и способствующее деградации природных комплексов.

Достижение стратегических целей экологической безопасности возможно только благодаря формированию и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан.

Подобные тезисы отражены в «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г.» [19], «Плане действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г.» [20], при этом экологическая безопасность рассматривает как составная часть национальной безопасности, а понятие «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды» не являются тождественными. Зачастую охрана окружающей среды рассматривается как одна из обеспечительных мер экологической безопасности.

Анализ документов, регламентирующих экологические вопросы, позволяет выделить меры по обеспечению экологической безопасности и классифицировать их следующим образом:

- меры экономического характера: стимулирование и внедрение инновационных технологий и развития экологически безопасных производств; развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления; создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления; строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод; повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

- меры организационно-правового характера: развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного и растительного мира, земельных ресурсов; повышение требований экологических стандартов и создание системы экологических фондов; развитие системы особо охраняемых природных территорий; развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; совершенствование нормативно-правового поля.

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года к основным механизмам реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности относит [19]:

459

а) меры государственного регулирования выбросов вредных веществ, а также разработку долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;

б) создание и внедрение системы технического регулирования, отражающей и обеспечивающей требования экологической и промышленной безопасности;

в) проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития всех уровней, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности;

г) лицензирование потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей видов деятельности;

д) нормирование и введение разрешительной практики в области охраны окружающей среды;

е) проектирование и внедрение управляемой системы особо охраняемых природных территорий;

ж) повышение эффективности государственного экологического надзора, производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля), общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в том числе в отношении объектов животного и растительного мира, земельных ресурсов;

и) повышение эффективности надзора за исполнением органами государственной власти полномочий в области охраны и использования объектов животного мира;

к) государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;

л) создание системы экологического аудита.

Как справедливо отметил Русин С. Н., не существует четкого определения понятия «экологическая безопасность». Неоспоримым остаётся тот факт, что экологическая безопасность — элемент национальной безопасности, но при этом вопрос о соотношении экологической безопасности (обеспечения экологической безопасности) и охраны окружающей среды во многом остается нерешенным, т.к. продолжают действовать и определение экологической безопасности, содержащееся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [14], и множество иных норм как этого Закона, так и иных федеральных законов, сформулированных без учета разграничения экологической безопасности как элемента национальной безопасности и как элемента (принципа, цели) охраны окружающей среды [21].

Учитывая проведенное исследование, можно сделать вывод, что экологическую безопасность в качестве правовой категории следует рассматривать как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества, государства и окружающей среды, которым гарантируется право каждого человека на здоровую и безопасную окружающую среду и существуют необходимые условия для защиты окружающей среды, воспроизводства природных объектов и удовлетворения других прав граждан и интересов государства. Несмотря на значительные успехи нормотворчества и законодательных инициатив, во многих правовых документах термин

460

«экологическая безопасность» даже не упоминается, несмотря на то, что содержательно эти нормативно-правовые акты направлены на предотвращение и поддержание состояния защищенности населения и имущества в условиях неблагоприятной окружающей среды, а объектом регулирования выступают источники потенциально-негативного воздействия и экологически опасные виды деятельности. Степень опасности этих видов деятельности и определяет совокупность дополнительных требований и ограничений к хозяйствующим субъектам, и одновременно позволяет диверсифицировать нормы и ответственность за надлежащий уровень экологической безопасности.

При этом следует подчеркнуть, система требований к экологической безопасности достаточно определена и имеет сходные черты независимости от вида деятельности. Экологически опасные виды деятельности подлежат обязательному лицензированию и мониторингу, страхованию ответственности за потенциальный вред здоровью, экспертизе и планированию. Гражданско-правовая ответственность наступает без вины.

Другими словами, признание системы норм, регулирующих отношения экологической безопасности, в качестве института экологического права позволит избежать неопределенности и подмены понятий «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды». Определение четкого круга субъектов экологически опасной деятельности, из прав и обязанностей, требований по регулированию их деятельности, а также иные меры целесообразно кодифицировать в отдельной части Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Список литературы

1. О безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390- ФЗ (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : [сайт]. - 2020. - // URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/onlinexgi?req=doc;base=LAW;n=108546 (дата обращения 08.01.2020). - Текст : электронный.

2. Кузнецов, В. Н. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие / В. Н. Кузнецов. -Текст : непосредственный // Безопасность Евразии. - 2001. - № 1. - С. 443456.

3. Краснова, И. О. Экологическая безопасность как правовая категория /И. О. Краснова. - Текст : непосредственный // Lex russica. - 2014. - № 5. - С. 543-555.

4. Тюльпанов, Ф. М. Предмет экологического права. Проблемы теории экологического права / Ф. М. Тюльпанов. - Текст : непосредственный // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2018. - №3 (44). - С. 62-66.

5. Ахмедов, Р. М. К вопросу об экологической безопасности / Р. М. Ахмедов, Ю. А. Иванова, Р. Н. Мородумов. - Текст : непосредственный // Вестник экономической безопасности. - 2019. - № 4. -С. 108-110.

6. Харьков, В. Н. Обеспечение экологической безопасности и устойчивое развитие как конституционные принципы экологической политики Российской Федерации / В. Н. Харьков. - Текст : непосредственный // Экологическое право. - 2019. - № 4. - С. 3-6.

7. Клюканова, Л. Г. Комплексный подход к развитию экологической политики Российской Федерации / Л. Г. Клюканова. - Текст : непосредственный // Экологическое право. - 2016. - № 3. - С. 1520.

8. Колбасов, О. С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) / О. С. Колбасов. - Текст : непосредственный // Советское государство и право. - 1988. - № 12. - С. 4551.

461

9. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. - М. : Мысль. -1990. - 245 с. - Текст : непосредственный.

10.Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. - М. : Просвещение. - 1992. - 325 с. - Текст : непосредственный.

11 .Воронцов, А. М. Экологическая безопасность, экологическая криминология, экологический контроль / А. М. Воронцов. - Текст : непосредственный // Экологическое право.- 1998. - № 1. - С. 1219.

12.Бринчук, М. М. О понятийном аппарате экологической безопасности / М. М. Бринчук. -Текст : непосредственный // Государство и право. - 1998. - № 9. - С. 21-29.

13.Серов, Г. П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит) : учебное пособие / Г. П. Серов. - М. : Издательский центр «Анкил». - 1998. - 176 с. - Текст : непосредственный

14.Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : [сайт]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 08.01.2020). - Текст : электронный.

15.Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс : [сайт]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/ (дата обращения 08.01.2020). - Текст : электронный.

16.О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики: Закон Республики Крым от 28.01.2015 № 76-ЗРК // Правительство Республики Крым : [сайт]. -2020. - URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/10878 (дата обращения 08.01.2020). - Текст : электронный.

17.Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // КонсультантПлюс : [сайт]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_30650/b9e3d1dd70fd5bb00b959ab496a2c6164189aba9/ (дата обращения 08.01.2020). -Текст : электронный.

18.О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // КонсультантПлюс : [сайт]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_191669/(дата обращения 08.01.2020). - Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176. // КонсультантПлюс : [сайт]. -2020. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения 08.01.2020). - Текст : электронный.

20. Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2012 N 2423-р (ред. от 10.08.2016). // Законодательство РФ : [сайт]. - 2020. - URL: https: //legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-18122012-n-2423-r/ (дата обращения 08.01.2020). -Текст : электронный.

21. Русин, С. Н. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере / С. Н. Русин. - Текст : непосредственный // Право. Законодательство. Личность. - 2016. - № 1 (22). - С. 123-132.

Kravchenko N. A. Ecological security: problems of legal interpretation / N. A. Kravchenko // Scientific notes of V. 1 Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 1. - Р. 453464.

In the article is analyzed the concept of "ecological security" in the context of interpreting its legal nature. Based on the research, the author offers a systematic approach to the concept of "ecological security". The author studies the ecological security system of the Russian Federation based on the current legislation, as well as examines the National Security Strategy of the Russian Federation and the Ecological Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025, in terms of identifying features, similarities and differ-

462

KpaeueuKO H. A.

ences in approaches to defining the concept of "ecological security" and its legal content. There are proposed the author's position and suggestions for improving the current legislation by codifying a clear range of subjects of environmentally hazardous activities, their rights and obligations, and requirements for regulating their activities in a separate part of the Federal law "On environmental protection".

Keywords: Ecological security; ecological law; environmental protection; national security; strategy; security; state regulation measures.

Spisok literatury'

1. O bezopasnosti: Federal'ny'j zakon Rossijskoj Federacii ot 28.12.2010 g. № 390- FZ (s izm. i dop.) // Konsul'tantPlyus : [sajt]. - 2020. - // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108546 (data obrashheniya 08.01.2020). -Tekst : e'lektronny'j.

2. Kuzneczov, V. N. Obespechenie bezopasnosti cherez ustojchivoe razvitie / V. N. Kuzneczov. -Tekst : neposredstvenny'j // Bezopasnost' Evrazii. - 2001. - № 1. - S. 443456.

3. Krasnova, I. O. E'kologicheskaya bezopasnost' kak pravovaya kategoriya /I. O. Krasnova. -Tekst : neposredstvenny'j // Lex russica. - 2014. - № 5. - S. 543-555.

4. Tyul'panov, F. M. Predmet e'kologicheskogo prava. Problemy' teorii e'kologicheskogo prava / F. M. Tyul'panov. - Tekst : neposredstvenny'j // Vestnik Ural'skogo instituta e'konomiki, upravleniya i prava. - 2018. - №3 (44). - S. 62-66.

5. Axmedov, R. M. K voprosu ob e'kologicheskoj bezopasnosti / R. M. Axmedov, Yu. A. Ivanova, R. N. Morodumov. - Tekst : neposredstvenny'j // Vestnik e'konomicheskoj bezopasnosti. - 2019. - № 4. - S. 108-110.

6. Xar'kov, V. N. Obespechenie e'kologicheskoj bezopasnosti i ustojchivoe razvitie kak konstitu-cionny'e principy' e'kologicheskoj politiki Rossijskoj Federacii / V. N. Xar'kov. - Tekst : neposredstvenny'j // E'kologicheskoe pravo. - 2019. - № 4. - S. 3-6.

7. Klyukanova, L. G. Kompleksny'j podxod k razvitiyu e'kologicheskoj politiki Rossijskoj Federacii / L. G. Klyukanova. - Tekst : neposredstvenny'j // E'kologicheskoe pravo. - 2016. - № 3. - S. 15-20.

8. Kolbasov, O. S. Koncepciya e'kologicheskoj bezopasnosti (yuridicheskij aspekt) / O. S. Kolba-sov. - Tekst : neposredstvenny'j // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1988. - № 12. - S. 45-51.

9. Rejmers, N. F. Prirodopol'zovanie: slovar'-spravochnik / N. F. Rejmers. - M. : My'sl'. - 1990. -245 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

10. Rejmers, N. F. Oxrana prirody' i okruzhayushhej cheloveka sredy': Slovar'-spravochnik / N. F. Rejmers. - M. : Prosveshhenie. - 1992. - 325 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

11. Voronczov, A. M. E'kologicheskaya bezopasnost', e'kologicheskaya kriminologiya, e'kologicheskij kontrol' / A. M. Voronczov. - Tekst : neposredstvenny'j // E'kologicheskoe pravo.- 1998. -№ 1. - S. 12-19.

12. Brinchuk, M. M. O ponyatijnom apparate e'kologicheskoj bezopasnosti / M. M. Brinchuk. -Tekst : neposredstvenny'j // Gosudarstvo i pravo. - 1998. - № 9. - S. 21-29.

13. Serov, G. P. E'kologicheskaya bezopasnost' naseleniya i territory Rossijskoj Federacii (Pravovy'e osnovy', e'kologicheskoe straxovanie i e'kologicheskij audit) : uchebnoe posobie / G. P. Serov. -M. : Izdatel'skij centr «Ankil». - 1998. - 176 s. - Tekst : neposredstvenny'j

14. Ob oxrane okruzhayushhej sredy': Federal'ny'j zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (s izm. i dop.) // Konsul'tantPlyus : [sajt]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (data obrashheniya 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

15. Ob e'kologicheskoj e'kspertize: Federal'ny'j zakon ot 23.11.1995 № 174-FZ (s izm. i dop.) // Konsul'tantPlyus : [sajt]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/ (data obrashheniya 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

16. O kurortax, prirodny'x lechebny'x resursax i lechebno-ozdorovitel'ny'x mestnostyax Respu-bliki: Zakon Respubliki Kry'm ot 28.01.2015 № 76-ZRK // Pravitel'stvo Respubliki Kry'm : [sajt]. -2020. -URL: http://rk.gov.ru/ru/document/show/10878 (data obrashheniya 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

17. Kodeks vnutrennego vodnogo transporta Rossijskoj Federacii ot 07.03.2001 N 24-FZ (red. ot 02.08.2019) // Konsul'tantPlyus : [sajt]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30650/b9e3d1dd70fd5bb00b959ab496a2c6164189aba9/ (data obrashheniya 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

463

18. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 N 683 // Konsul' tantPlyus : [sajt]. -2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/(data obrashheniya 08.01.2020). - Tekst : e' lektronny'j.

19. O Strategii e'kologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 19.04.2017 N 176. // Konsul'tantPlyus : [sajt]. -2020. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/ (data obrashheniya 08.01.2020). - Tekst : e' lektronny'j.

20. Ob utverzhdenii Plana dejstvij po realizacii Osnov gosudarstvennoj politiki v oblasti e'kologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 18.12.2012 N 2423-r (red. ot 10.08.2016). // Zakonodatel'stvo RF : [sajt]. - 2020. - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-18122012-n-2423-r/ (data obrashheniya 08.01.2020). - Tekst : e'lektronny'j.

21. Rusin, S. N. Pravovy'e problemy' obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii v e'kologicheskoj sfere / S. N. Rusin. - Tekst : neposredstvenny'j // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. -2016. - № 1 (22). - S. 123-132.

464

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.