Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровой поворот / цифровое общество / цифровизация / историческая наука / историческая информатика / цифровая история / информационные ресурсы / источники / историческое образование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диера Абдурашидовна Ташкенбаева

Данная статья освещает актуальные компоненты изучения истории, в том числе и курса «Новейшая история Узбекистана» в свете современных цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ»

O'zbekiston - 2030 strategiyasi: inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ

Диера Абдурашидовна Ташкенбаева

Старший преподаватель кафедры «Гуманитарные науки» ТУИТ имени Мухаммад аль-Хорезми

АННОТАЦИЯ

Данная статья освещает актуальные компоненты изучения истории, в том числе и курса «Новейшая история Узбекистана» в свете современных цифровых технологий.

Ключевые слова: Цифровой поворот, цифровое общество, цифровизация, историческая наука, историческая информатика, цифровая история, информационные ресурсы, источники, историческое образование

Все отрасли экономики переживают цифровую трансформацию. И образование - не исключение. Цифровая революция принесла с собой средства для решения стоящих перед ней задач. Производительность интеллектуального труда человека, умело использующего цифровые технологии и инструменты в своей работе, значительно возрастает.

На сегодняшний день не существует единого определения понятия «Цифровые технологии», рассмотрим следующие примеры:

Цифровые технологии в образовании - это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых образовательных ресурсах (мультимедийный учебный контент, интерактивный электронный контент и др.).

Цифровая технология в образовании — технология дистанционного обучения доступна сегодня в общеобразовательной школе. На первый план выходят интерактивные методы обучения: проводятся уроки в альтернативной форме — посещение онлайн выставок, музеев, театров, дистанционных квестов, используются игровые образовательные технологии, экскурсии.

Цифровые технологии сегодня -

- это инструмент эффективной доставки информации и знаний до учащихся.

- это инструмент создания учебных материалов.

- это инструмент эффективного способа преподавания.

17-aprel, 2024

163

O'zbekiston - 2030 strategiyasi: inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari

Tashkent State University of Economics

Uzbekistan - 2030 Strategy:

- это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.

Происходившие последние десятилетия модернизационные процессы, привели к цифровой трансформации образования.

Что же такое цифровая трансформация образования? (ЦТО). ЦТО — это изменение планируемых результатов образования, его содержания, методов и форм организации учебной работы, а также систем контроля и оценки достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для эффективного улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.

Прошло не так много лет с того момента, как лекционное занятие ассоциировался только с печатными учебниками и тетрадями, с обычной доской и мелом. Сейчас в процесс обучения могут входить разнообразные цифровые технологии: онлайн-курсы, электронные версии учебников с различным интерактивом, интернет-уроки, интерактивные доски, обучающие приложения для телефонов и планшетов, мультимедийные проекторы и др. Все перечисленные современные технологии помогут лучше усвоить учебный материал студентам посредством увеличения наглядности и интерактивности в обучении (видеоролики, подача материала в виде презентаций, использованию ЭОР и пр.).

Разберем несколько примеров цифровых технологий

Использование Mentimeter

Mentimeter - инструмент для проведения опросов, который обеспечивает мгновенную обратную связь от аудитории. Его удобно использовать для опроса студентов в режиме реального времени как в самой аудитории, поскольку он доступен на мобильных устройствах, так и в электронной образовательной среде при дистанционном обучении

В процессе преподавания дисциплины «Новейшая история Узбекистана» используется «Вопрос с открытым ответом». Респондент вводит ответ в текстовом виде в поле ответа. Результаты могут отображаться в разных форматах: в виде прямоугольных блоков, облака слов, слов, которые находятся друг под другом.

Использование Miro

Miro - инструмент для командной работы, который позволяет участникам совместно работать над заданием (проектом). В рамках дисциплины «Новейшая история Узбекистана» на семинарском занятии обучающиеся могут быть

17-aprel, 2024

164

Tashkent State University of Economics

O'zbekiston - 2030 strategiyasi: inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari Uzbekistan - 2030 Strategy:

разделены на несколько команд и формировать совместный ответ на вопрос как раз при помощи данной бесконечной маркерной доски [1].

Стоит отметить, история - одна из самых увлекательных и интересных дисциплин, которая позволяет нам лучше понять прошлое и научиться анализировать события, формировавшие нашу современность. С развитием технологий доступ к знаниям стал намного проще и удобнее, особенно благодаря интернету. Существуют также программы, которые помогут вам эффективно и удобно изучить историю онлайн.

1. Coursera (www.coursera.org) - одна из самых популярных платформ для онлайн-обучения. Здесь вы найдете широкий выбор курсов по истории, предлагаемых ведущими университетами со всего мира.

2. Khan Academy (www.khanacademy.org) - бесплатная платформа, предлагающая образовательные материалы по различным предметам. В разделе истории вы найдете интерактивные уроки, видеолекции и многое другое.

3. TED-Ed (www.ed.ted.com) - известная платформа, на которой ведущие эксперты делились своими знаниями в формате коротких видеоуроков. Здесь вы найдете много интересных лекций по истории.

4. Smithsonian Learning Lab (learninglab.si.edu) - ресурс, предлагающий более миллиона ресурсов для обучения, включая материалы по истории, изображения, документы и многое другое.

5. BBC History (www.bbc.co.uk/history) - сайт BBC, на котором вы найдете множество статей, видео и интерактивных материалов по различным периодам истории.

6. History.com (www.history.com) - веб-сайт, предлагающий статьи, видео и познавательные материалы о исторических событиях и фигурах.

7. Crash Course World History (www.youtube.com/playlist?list=PLBDA2E52FB1EF80C9) - серия образовательных видеоуроков на YouTube, в которых ведущие эксперты рассказывают о ключевых событиях в истории человечества.

8. History Today (www.historytoday.com) - веб-сайт, предлагающий статьи и обзоры на различные темы истории от признанных экспертов.

9. National Geographic (www.national geo graphic.com) - исторический раздел National Geographic является отличным ресурсом для изучения исторических фактов и событий, сопровождающихся впечатляющими фотографиями и видео.

165

17-aprel, 2024

Tashkent State University of Economics

O'zbekiston - 2030 strategiyasi: inson salohiyatini ro'yobga chiqarish imkoniyatlari Uzbekistan - 2030 Strategy:

10. Google Arts & Culture (artsandculture.google.com) - платформа Google, предлагающая множество виртуальных выставок и коллекций по всему миру, которые помогут вам погрузиться в историю различных культурных наследий.

Эти десять ресурсов предоставляют обширные и качественные материалы для изучения истории онлайн. Независимо от того, насколько вы уже знакомы с этой дисциплиной, они помогут студентам расширить свои знания о прошлом и приобрести новые навыки исторического анализа.

Таким образом, цифровизация, безусловно, является новой парадигмой развития и затронула абсолютно все сферы жизни современного общества, в том числе и образование [2]. Блок гуманитарных, социальных и экономических дисциплин хуже всего подвержен внедрению цифровых инструментов, в отличии, например, от профильных ИТ дисциплин, но тем не менее в настоящее время разработано достаточное количество таковых, например, описанные в данной статье свободные и доступные инструменты от Google, Mentimeter и Miro позволяют проводить занятия в динамичной интерактивной форме с максимальной степенью вовлеченности обучающихся в образовательный процесс дисциплины «Новейшая история Узбекистана».

REFERENCES

1. Ташкенбаева, Д. А. (2018). ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ. In Колпинские чтения по краеведению и туризму (pp. 119-121).

2. OLIY TA'LIMNI RAQAMLASHTIRISH SHAROITIDA INNOVATSION O'QITISH TЕXNOLOGIYALARINI QO'LLASH MASALALARI (ICT Edu 2024). Respublika ilmiy-uslubiy anjumani, Toshkent, 2024 - yil.

166

17-aprel, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.