УДК 338.245
ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ОПК
Журенков Денис Александрович
начальник отдела информационно-аналитического обеспечения ФГУП "ВНИИ "Центр", соискатель ФГБНУ "Аналитический центр"
Басалаева Юлия Андреевна
специалист отдела научно-методологического обеспечения диверсификации ОПК ФГУП "ВНИИ "Центр", магистрант кафедры Международных экономических отношений Российской таможенной академии
Дзаурова Диана Бадрудиновна
специалист отдела научно-методологического обеспечения диверсификации ОПК ФГУП "ВНИИ "Центр"
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены вопросы технологической и информационной модернизации предприятий ОПК, а также ключевые направления цифровой трансформации российского оборонно-промышленного комплекса на основе цифровых платформ. Проанализированы основные проекты и программы, нацеленные на цифровизацию современных предприятий ОПК и оптимизацию их производства и сотрудничества. Определен перечень текущих проблем данной сферы и перспективы их дальнейшего развития.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, промышленная политика, цифровые платформы, цифровая трансформация, инновации, технологические и информационные разработки.
Zhurenkov Denis Alexandrovich, Head of Department of the Information and Analytical Support of VNII "Center", applicant of "Analytical center", Moscow, Russian Federation.
Basalaeva Yulia Andreevna, specialist of Department scientific and methodological support of diversification defense industry of VNII "Center", graduate student of Department International economic relations Russian customs Academy Moscow, Russian Federation.
Dzaurova Diana Badrutdinovna, specialist of Department scientific and methodological support of diversification defense industry of VNII "Center", Moscow, Russian Federation.
Digitalization of the production management of organizations of the military-industrial complex.
Abstract. This article discusses issues of technological and informational modernization of military-industrial complex, as well as key areas of digital transformation of the Russian defense-industrial complex based on digital platforms. The main projects and programs aimed at the digitalization of modern defense enterprises and the optimization of their production and cooperation are analyzed. Defined the list of current problems in this area and the prospects for their further development.
Keywords: military-industrial complex, industrial policy, digital platforms, digital transformation, innovation, technological and information development.
Введение. Научно-технологическое развитие промышленности на текущем этапе выступает ключевым фактором повышения конкурентоспособности российской экономики. Согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года* одним из ключевых мер по расширению масштабов инновационной активности организаций станет реализация программ инновационного развития и стратегий цифровой трансформации ведущих компаний с государственным участием.
Цифровая трансформация - это процесс1, при котором в традиционной сфере бизнеса доступность качественных данных и быстрота обмена приводят к новым, ранее недоступным или несуществующим моделям деятельности и меняют поведение людей (Рисунок 1).
Мировыми трендами в цифровой трансформации государства сегодня являются1:
• открытая разработка в государственных отделах и департаментах IT;
• открытые государственные данные;
• машиночитаемые законы;
• "гособлака";
• единые сайты органов власти;
• отказ от внешних подрядчиков IT, разработка in-house;
• реформа госзакупок;
• приватизация государственных организаций - владельцев IT-систем и баз данных;
• разработка цифровых административных кодексов;
• построение сообщества государственных IT-разработчиков;
• привлечение специалистов CDO (Chief Data Officer) - главных по качеству данных, политике их формирования и внедрению решений, основанных на данных;
• подготовка кадров и переквалификация.
Сегодня ОПК может и должен играть
важнейшую роль в развитии национальной экономики по следующим направлениям6:
Рисунок 1. Этапы цифровизации процессов в государстве1
Утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
*
- научно-техническое развитие: трансфер технологий (в обе стороны), прорывные НИОКР. В текущих экономических реалиях в развитых странах ОПК становится источником новых технологий для гражданских сегментов и одновременно их активным потребителем;
- квалифицированные кадры: ОПК выступает сектором экономики, где востребованы наиболее квалифицированные кадры рабочих, инженеров, разработчиков, а также источником поддержания компетенций по работе с высокотехнологичными производствами в других сегментах экономики;
- развитие кооперационных цепочек: организации ОПК являются центром экосистемы высокотехнологических компаний: поставщиков третьего-четвертого уровня комплектации, поставщиков оборудования и технологий, партнеров по производству гражданской продукции.
Стратегическое партнерство с вузами. Одним из ключевых направлений развития оборонной промышленности России является целевая подготовка высококвалифицированных кадров по специализированным образовательным программам3.
Основными элементами реализации модели стратегического партнерства с вузами являются (Рисунок 2):
• холдинг (стратегия развития, инвестиционная программа, совокупность инвестиционных проектов);
• вуз (стратегия развития, образовательные программы, совокупность специализированных образовательных программ);
• инструментарий взаимодействия (создание базовых кафедр, реализация совместных НИОКРов с привлечением студентов и аспирантов, организация целевой магистратуры).
Сегодня модели партнерства ОПК с вузами включают в себя целевую подготовку, переподготовку специалистов по востребованным профессиям, реализацию технических, исследовательских и производственных задач с привлечением ведущих преподавателей и студентов, совместную разработку стандартов и программ в области профессионального образования и переподготовки, удовлетворяющих как текущим запросам промышленности, так и перспективным направлениям развития2.
Биржа мощностей. На сегодняшний день организации ОПК сталкиваются с рядом проблем, среди которых можно выделить, с одной стороны, невыгодность оперативного выполнения мелких заказов, а с другой стороны - отсутствие необходимых возможностей для реализации крупных. Для их решения сегодня создана электрон-
Холдинг
Стратегия развития
Инвестиционная программа
Кадровая потребность по окончании реализации инвестпроекта (ИП)
ИП 1
Подготовка студентов по договорам на целевое обучение
вуз
Стратегия развития
Образовательная программа (ОП)
ОП 1
Подготовка специалистов, ОП 2 соответствующих потребностям конкретных предприятий
ОП п
Рисунок 2. Модель стратегического партнерства с вузами
ная Биржа мощностей - онлайн-сервис, позволяющий оперативно найти оптимальную производственную площадку для изготовления промышленной продукции и заключить контракт на аутсорсинг.
Биржа мощностей осуществляет координацию заказа, выстраивание кооперационных цепочек между несколькими исполнителями и подбор оптимальных производственных площадок для его выполнения. На поиск исполнителей приходится в среднем 3-5 рабочих дней. Тестовая версия портала была запущена в январе 2019 года. Сегодня новый сервис позволяет в онлайн-режиме разместить заявку на производство промышленной продукции и выбрать исполнителя на основе конкурентных предложений и рейтинга, сформированного по итогам уже выполненных работ.
По данным, представленным на международном форуме "Армия-2019" на рынке радиоэлектронной продукции России", к концу 2019 года объем контрактов, заключенных через Биржу, достигнет не менее 120 млн рублей, 70% из которых составят внешние заказы, а к 2020 году ожидается трехкратный рост общего объема таких контрактов2. Для оценки будущей эффективности функционирования онлайн-сервиса "Биржа мощностей" также на форуме был представлен комплексный SWOT-анализ (Таблица).
На данном этапе на бирже зарегистриро-
ваны 34 корпорации, среди которых основными являются предприятия радиоэлектронного кластера ГК "Ростех". Однако ведется активная работа по расширению сотрудничества, которая предполагает заключение контрактов с госкорпорациями "Роскосмос" и "Росатом", а также гражданскими потребителями, такими как "Трансмашхолдинг".
Платформа по формированию технологических консорциумов на базе ГИСП. Государственная информационная система промышленности (ГИСП) - один из ключевых инструментов реализации промышленной политики России, призванный повысить эффективность обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития в рамках единого информационного пространства (Рисунок 3). Следует отметить, что основная часть задач, сформулированных при создании ГИСП, сегодня уже решена5.
Структура государственной информационной системы промышленности представлена следующими сервисами:
• финансовые сервисы;
• сервисы торговой площадки;
• сервисы трансфера технологий и кадров;
• взаимодействие с органами государственной власти;
• взаимодействие с субъектами промышленности;
• информационные сервисы.
SWOT-анализ онлайн-сервиса "Биржамощностей'
Таблица.
Сильные стороны
1. Возможность построить единую кооперационную сеть, т.к. предприятия входят в состав одной кооперации.
2. Риски кооперационной модели меньше, чем любая отдельная модель производства конечного продукта на отдельном предприятии.
Возможности
1. Производство деталей для глобального рынка.
2. Система производства, недоступная для повторения коммерческим компаниям-конкурентам.
Слабые стороны
1. Отсутствие системного опыта выполнения рыночных заказов.
Угрозы
1. Риск растратить текущие ресурсы из-за отсутствия достаточного объема заказов, что сократит возможности в будущем.
2. Отсутствие конкурентной борьбы не позволит подготовить предприятия для требований глобального рынка.
Рисунок 3. Пользователи ГИСП
По итогам 2018 года перечень промышленной продукции электронной торговой площадки ГИСП насчитывает более 210 тысяч позиций от 58 тысяч производителей и поставщиков, а аудитория достигла 140 тысяч пользователей, при этом каждый десятый пользователь ГИСП посещает площадку ежедневно. В месяц общая сумма данных операций в среднем оценивается в 66,5 млрд рублей.
Одним из наиболее востребованных сервисов ГИСП остается "Навигатор мер поддержки", охватывающий более 840 мер поддержки федерального и регионального уровней. Безусловным преимуществом данного сервиса является возможность получения консультаций. Также доступен сервис электронной заявки на получение субсидий, который смог бы компенсировать часть затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Совместно с ФРП создана платформа по формированию технологических консорциумов к сервису ГИСП. Структура платформы представлена следующими разделами: личный кабинет, оценка и отбор участников, онлайн обучение, работа в командах. Ключевыми направлениями развития платформы ГИСП являются: внедрение отраслевых порталов и решений (жилье, городская среда, наука и образование) и вовлечение промышленных предприятий в решение задач национальных проектов.
В настоящее время Минфином России и Минпромторгом России ведется совмест-
ная работа по обеспечению синхронизации информации, содержащейся в ГИСП, с информацией, содержащейся в единой информационной системе закупок, касающейся каталогизации высокотехнологичной продукции гражданского назначения4.
Навигатор для поиска стартапов. Ключевой проблемой при инвестировании или сотрудничестве со стартапами во всем мире является поиск подходящих компаний, команд и профессионалов. Для ее решения совместно с фондом "Сколково" сегодня создан навигатор для поиска стар-тапов по запросу потенциальных промышленных партнеров.
Взаимодействие между стартапом и промышленным предприятием происходит в несколько этапов. На первом этапе акселерационная программа позволяет компаниям разработать требования к инновационным проектам с учетом необходимых технологий. На втором этапе фонд с помощью навигатора производит поиск инноваций, проводит экспертную оценку проектов и приступает к координации стартап-команд и потенциальных заказчиков технологий. На третьем этапе фонд становится непосредственным участником, координирующим процесс внедрения разработки в производство.
Примером реализации данной программы стало сотрудничество ГК "Росатом" и фонда "Сколково" с целью привлечения инновационных проектов для их участия в конкурсе "Вектор", проводимом государственной корпорацией "Росатом". Плани-
ровали привлечь порядка 300 проектов. Однако в результате было подано более тысячи заявок, из которых отобрали 11 финалистов. Победителями были признаны следующие стартап-проекты :
- разработка оборудования для 3D-печати из композитов, армированных непрерывными волокнами;
- создание интеллектуальной IoT-платформы предиктивной аналитики, сокращающей расходы на техническое обслуживание оборудования;
- интегрированная система обеспечения безопасности работ;
- проект топливных элементов BMPower, решающий проблему продолжительности автономной работы дронов, робототехники и спецтранспорта;
- проект скоростной ЗЭ-печати FDM ver.2.0.
Кроме вышеперечисленных инструментов, в работу вводятся принципиально новые цифровые площадки, платформы по продвижению товаров и услуг, а также широкий спектр электронных механизмов, призванных облегчить процесс поиска товаров и услуг, совершения сделок и инвестирования.
Заключение. На сегодняшний день можно выделить следующие три ключевых направления цифровой трансформации российской оборонной промышленности:
1. Формирование партнерств со старта-пами (основные источники проектов: внешние проекты, конкурсы, вузы, НИИ, РАН, Сколково-венчур, ФРИИ, РВК, ФПИ, ФРП, ВЭБ.РФ, Фонд поддержки инноваций, внутренние проекты предприятий).
2. Установление стратегических пар-тнерств с высшими учебными заведениями.
3. Развитие информационных платформ и сервисов в сфере промышленности, обеспечивающих эффективную кооперацию всех участников как в рамках заданий гособорон-заказа, так и диверсификации производств.
Список литературы
1. Государство как платформа: люди и технологии. М.: РАНХиГС, 2019. - С. 3-4.
2. Материалы заседания Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения // Международный военно-технический форум "Армия-2019", Кубинка, 27 июня 2019 г.
3. Агеев А.Б. Проблемы цифровизации предприятий ОПК: импортозамещение, меры господдержки // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2019. -№2. - С. 43-46.
4. Бочкарёв О.И., Довгучиц С.И. Диверсификация российских оборонных предприятий: проблемы состояние и перспективы // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2019. - №2. - С. 5-18.
5. Волков В.И., Голубев С.С., Щербаков А.Г. Цифровая трансформация как новый формат инновационно-технологической политики, реализуемой на предприятиях ОПК// Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2018.- №3. - С. 22-31.
6. Довгучиц С.И., Журенков Д.А. Проблемы диверсификации оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. - 2017.-
à