Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гетман Анастасия Геннадьевна

В статье рассмотрены научно-практические проблемы цифровизации деятельности таможенных органов. Проанализированы перспективы создания «интеллектуальных таможен» на основе новой Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Обозначены основные направления минимизации логистических издержек за счет развития цифровизации внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенного администрирования. Предложены пути решения возникающих проблемных вопросов в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF CUSTOMS TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INCREASING THE RELIABILITY OF SUPPLY CHAINS

This article is about the scientific and practical problems of digitalization of the activities of customs authorities. The prospects for the creation of "smart customs" based on the new Strategy for the Development of the Customs Service until 2030 are analyzed. The main directions for minimizing logistics costs through the development of digitalization of foreign economic activity, including customs administration, are outlined. The ways of solving emerging problematic issues in the new conditions are proposed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК»

УДК 656.073.51 Гетман А.Г.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

Гетман Анастасия Геннадьевна - ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории стратегии, территориального развития и качества жизни, к.э.н., доцент; getman-ag@ranepa.ru. ФГБОУ ВО «Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС», Россия, Санкт-Петербург, 199178, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43

В статье рассмотрены научно-практические проблемы цифровизации деятельности таможенных органов. Проанализированы перспективы создания «интеллектуальных таможен» на основе новой Стратегии развития таможенной службы до 2030 года. Обозначены основные направления минимизации логистических издержек за счет развития цифровизации внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенного администрирования. Предложены пути решения возникающих проблемных вопросов в новых условиях. Ключевые слова: таможенные технологии, электронная таможня, цифровизация, таможенные органы.

DIGITALIZATION OF CUSTOMS TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INCREASING THE RELIABILITY OF SUPPLY CHAINS

Getman A.G.

The North-West Institute of management - the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russian Federation, St. Petersburg.

This article is about the scientific and practical problems of digitalization of the activities of customs authorities. The prospects for the creation of "smart customs" based on the new Strategy for the Development of the Customs Service until 2030 are analyzed. The main directions for minimizing logistics costs through the development of digitalization offoreign economic activity, including customs administration, are outlined. The ways of solving emerging problematic issues in the new conditions are proposed.

Key words: customs technologies, electronic customs, digitalization, customs authorities.

Введение

В конце декабря 2018 года утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], которая определила основной вектор развития для всех важнейших структур государства.

Под цифровой экономикой отдельные ученые понимают управляемую систему социально-экономических отношений, в которой' вовлечение ресурсов, взаимодействие субъектов и объектов, а также получение полезного результата обеспечивается путем обмена цифровыми данными о параметрах и свойствах каждого элемента системы с помощью информационно-коммуникационных

технологий» [2].

В новых геополитических условиях серьезной проблемой для участников международной цепи поставок товаров стала непредсказуемость и сложность в обеспечении безопасности цепей поставок. Едва страны начали адаптироваться в рамках фундаментальных изменений в международной логистике в связи с пандемией COVID 19 и формированием материального потока в Китае, были предложены решения [3], как начал отсчет новый мировой кризис. Наиболее эффективным направлением для развития логистики транспортно-экспедиторских услуг на сегодняшний-день видится, безусловно, внедрение современных цифровых решений. Это позволит повысить прежде всего, скорость осуществления международных

перевозок и, как результат - сократит затраты времени доставки товаров.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России), являясь стратегической структурой на границах нашего государства, разработала Стратегию развития таможенной службы до 2030 года, где в качестве первого целевого ориентира заявила путь на цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных [4]. Важно отметить, что Стратегия развития таможенной службы до 2020 года в основном была направлена на вопросы совершенствования реализации основных функций таможенных органов [5]. Вместе с тем, уже содержала направления для развития информационно-коммуникационного и

информационно-технического обеспечения

деятельности таможенных органов (Табл.1). По словам заместителя руководителя ФТС России, сфера таможенного регулирования является единственной сферой, в праве которой предусмотрено совершение действий и принятие решений автоматически информационной системой, то есть без участия должностных лиц [6].

Таблица 1

Соответствие направлений развития таможенной службы РФ в Стратегиях 2020-2030 гг.

Стратегия развития до 2020 года Стратегия развития до 2030 года

Совершенствование таможенного регулирования Совершенствование таможенного администрирования

Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров Новые подходы к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров

Совершенствование реализации фискальной функции Совершенствование реализации фискальной" функции в условиях создания интегрированных информационных систем, трансграничного пространства и развития цифровых платформ

Совершенствование правоохранительной деятельности Правоохранительная деятельность таможенных органов

Содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества Осуществление и развитие международного сотрудничества в таможенной"" сфере

Совершенствование системы государственных услуг Нет аналога

Совершенствование таможенной инфраструктуры Таможенная инфраструктура, тыловое и социальное обеспечение

Совершенствование информационно-технического обеспечения Совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов и информационной"" безопасности

Укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности Кадровый" потенциал и антикоррупционная деятельность

Развитие социальной сферы Экспертно-криминалистическая деятельность таможенных органов

Совершенствование организационно-управленческой деятельности Нет аналога

Нет аналога Развитие системы общественных связей"" в таможенной"" сфере

Нет аналога Совершенствование правового обеспечения деятельности таможенных органов

Нет аналога Новые подходы к организации контроля правильности классификации и происхождения товаров до выпуска и после выпуска товаров

Нет аналога Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможенных органов

Нет аналога Современные технологии обеспечения соблюдения запретов и ограничений, соблюдения валютного законодательства Российской"" Федерации и актов органов валютного регулирования, защиты прав на объекты интеллектуальной" собственности в условиях развития интегрированных информационных цифровых систем

Нет аналога Развитие системы управления рисками

Как видно из данных таблицы 1, практически все направления планируются для дальнейшего развития и совершенствования. Кроме того, шесть направлений расширяют приоритеты таможенной служб. Так, впервые в качестве приоритетных направлений выделены современные технологии обеспечения соблюдения запретов и ограничений, соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, защиты прав на объекты интеллектуальной" собственности в условиях развития интегрированных информационных цифровых систем и информационно-аналитическая деятельность в целом. Одним из приоритетов деятельности ФТС России является трансформация таможенного администрирования в быстрый и высокотехнологичный- процесс, основанный на применении перспективных информационных технологий. Руководство ФТС России само дает оценку Стратегии 2030, характеризуя ее как

«сплошную цифровизацию, автоматизацию, интеллектуализацию» [6].

Для достижения поставленных целей ФТС России анонсировало переход на централизованную архитектуру, то есть централизацию всех информационных систем. Главным инструментом должен выступить Центр обработки данных, внедрение технологий автоматического обновления программных средств, в частности, новой АИСТ. Среди первоочередных задач основные силы направлены на применение искусственного интеллекта: как в части анализа декларационного массива через семантический анализ и сверку, так и анализ снимков ИДК.

Отдельные ученые высказывают опасения сохранения высокого уровня опасности, связанного со снижением эффективности таможенного контроля из-за начала масштабного использования автоматического совершения таможенных операций [7].

Однако, согласно «Итоговому докладу ФТС России за 2021 год» уже в отчетном периоде введен в

эксплуатацию сервис анализа рентгеноскопических изображений, полученных с использованием ИДК на основе технологий искусственного интеллекта [8]. Это свидетельствует о развитии цифровизации таможенных органов. Так, согласно данным ФТС России в конце 2021 года проведен комплекс мероприятий, позволивший"" существенно увеличить уровень автоматизации, а также приступить к работе по расширению применения данных технологий на иные таможенные процедуры и особенности декларирования, и к разработке и внедрению принципиально новых подходов к вопросам автоматизации отдельных операций, в том числе путем внедрения автоматизированной" регистрации деклараций и автоматизированного выпуска товаров

[9].

Вместе с тем, новые условия формируют новые актуальные вопросы для решения, а именно:

состояние информационной безопасности в связи с переходом на новое импортозамещающее программное обеспечение и оборудование;

отсутствие горизонтальных связей между электронными таможнями и таможнями фактического контроля, при выявлении товаров с признаками нарушений в сфере таможенного дела, что делает сложным выяснение конкретных вопросов, возникающих в ходе проведения фактического контроля;

отсутствие семантического анализа отдельных категорий товаров (например, содержащих интеллектуальную собственность), что при переходе на электронную проверку повышает риски ввоза контрафактной продукции [10].

От решения данных вопросов зависит напрямую скорость принятия решений с одной стороны и повышение эффективности контроля - с другой.

Для решения обозначенных проблемных вопросов необходимо:

1. Разработать новую модель информационной безопасности.

2. Разработать и утвердить порядок взаимодействия между электронными таможнями и таможнями фактического контроля;

3. Разработать программный продукт по проведению семантического анализа данных о товаре;

4. Разработать предложения по расширению функций в связи с переходом к «интеллектуальной» таможне.

Указанные предложения позволят сократить логистические издержки и помогут в рамках перестраивания логистических и транспортных коридоров в существующих меняющихся сложных условиях.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от

7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», режим доступа: https://digital.ac.gov.ru/about/

2. Дмитриев, А. В. Цифровые информационные технологии в экосистемах транспортно-логистического обслуживания / А. В. Дмитриев. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - 160 с. - ISBN 978-5-73105328-0. - EDN LOOFRY.

3. Бойко, И. В. Международные цепи поставок: новые тренды в условиях коронавирусной пандемии / И. В. Бойко, А. Г. Гетман // Управленческое консультирование. - 2020. - № 11(143). - С. 42-48. - DOI 10.22394/1726-1139-202011-42-48. - EDN GZOLTN.

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р. Режим доступа:

https://customs.gov.ru/storage/document/document file /2020-06/03/2030.pdf

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategy/document/87092

6. От автоматизации таможенных операций к интеллектуальной таможне. Владимир Юрьевич Скиба, начальник Главного управления информационных технологий ФТС России https://www.alta.ru/expert opinion/85937/

7. Цифровые ориентиры Федеральной таможенной службы как основной вектор таможенного администрирования / С. Н. Гамидуллаев, Ю. В. Малевич, А. А. Ворона // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2021. - № 1(77). - С. 19-24. - EDN NRZTCO

8. Приказ ФТС России от 30 декабря 2021 г. No 1185 «О вводе в эксплуатацию базы данных сервиса анализа на основе искусственного интеллекта рентгеноскопических изображений, полученных с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

9. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году. Источник: https://customs.gov.ru/storage/document/document inf o/2022-03/03/itog 2021.pdf

10. Гетман, А. Г. Современные таможенные технологии как инструмент снижения рисков в цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / А. Г. Гетман // Вестник Российской таможенной академии. - 2020. - № 3(52). - С. 65-71. - EDN ISNTBY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.