Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ УСЛУГ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ УСЛУГ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курихин Сергей Валерьевич

Статья посвящена исследованию влияния цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Представлена характеристика услуг, предоставляемых таможенными органами России; отображены расчеты долей заявлений, поданных в электронной форме гражданами и юридическими лицами, и услуг, предоставленных в электронной форме должностными лицами таможенных органов. Автором выделены особенности процесса цифровизации услуг таможенных органов. Эти особенности разделены на три категории в зависимости от получаемого эффекта: усиливающие взаимодействие таможенных органов и иных общественных институтов, развивающие и адаптирующие экономику страны к современным условиям, а также формирующие новые требования к хозяйственной жизни общества. Статья содержит оценку выделенных особенностей: необходимости гармонизации усилий таможенных органов всех стран Евразийского экономического союза, потребности в комплексном подходе к цифровизации системы государственных контролирующих органов, целесообразности сочетания цифровизации деятельности таможенных органов с концепцией «умного города», возможности количественного роста и качественного развития экономики страны, санации рынка, непрерывного возрастания потребности в цифровизации услуг, а также формирования принципиально новых рисков, связанных с применением цифровых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курихин Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITALIZATION OF CUSTOMS SERVICES ON ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the impact of digitalization of customs services on ensuring the economic security of the Russian Federation. The paper presents a description of the services provided by the customs authorities of Russia; displays calculations of the shares of applications submitted in electronic form by citizens and legal entities, and services provided in electronic form by officials of the customs authorities. The author highlights the features of the process of digitalization of customs services. These features are divided into three categories depending on the effect obtained: enhancing the interaction of customs authorities and other public institutions, developing and adapting the country's economy to modern conditions, and also forming new requirements for the economic life of society. The article contains an assessment of the identified features: the need to harmonize the efforts of the customs authorities of all countries of the Eurasian Economic Union, the need for an integrated approach to the digitalization of the system of state regulatory authorities, the feasibility of combining digitalization of the activities of customs authorities with the concept of ”smart city”, the possibility of quantitative growth and qualitative development of the country's economy, reorganization of the market, the continuous increase in the need for digitalization of services, as well as the formation of fundamentally new risks associated with the use of digital tools.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ УСЛУГ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

область, 188800, Выборг, Таможенный проезд, 6, e-mail: abramovalr@mail.ru, тел.: 8 (921) 987-76-29.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Абрамов А. С. Автоматизация временного ввоза транспортных средств как инструмент оптимизации таможенных операций в пунктах пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 30-40.

УДК 338.465.2

DOI 10.54048/20727240_2022_04_40

влияние цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности российской федерации

с. в. Курихин1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Представлена характеристика услуг, предоставляемых таможенными органами России; отображены расчеты долей заявлений, поданных в электронной форме гражданами и юридическими лицами, и услуг, предоставленных в электронной форме должностными лицами таможенных органов. Автором выделены особенности процесса цифровизации услуг таможенных органов. Эти особенности разделены на три категории в зависимости от получаемого эффекта: усиливающие взаимодействие таможенных органов и иных общественных институтов, развивающие и адаптирующие экономику страны к современным условиям, а также формирующие новые требования к хозяйственной жизни общества. Статья содержит оценку выделенных особенностей: необходимости гармонизации усилий таможенных органов всех стран Евразийского экономического союза, потребности в комплексном подходе к цифровизации системы государственных контролирующих органов, целесообразности сочетания цифровизации деятельности таможенных органов с концепцией «умного города», возможности количественного роста и качественного развития экономики страны, санации рынка, непрерывного возрастания потребности в цифровизации услуг, а также формирования принципиально новых рисков, связанных с применением цифровых инструментов.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, таможенные органы, Федеральная таможенная служба, государственные услуги, таможенные услуги, электронное декларирование, экономическая безопасность.

© Курихин С. В., 2022

impact of digitalization of customs services on ensuring the economic security of the Russian federation

s. v. Kurihin1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the study of the impact of digitalization of customs services on ensuring the economic security of the Russian Federation. The paper presents a description of the services provided by the customs authorities of Russia; displays calculations of the shares of applications submitted in electronic form by citizens and legal entities, and services provided in electronic form by officials of the customs authorities. The author highlights the features of the process of digitalization of customs services. These features are divided into three categories depending on the effect obtained: enhancing the interaction of customs authorities and other public institutions, developing and adapting the country's economy to modern conditions, and also forming new requirements for the economic life of society. The article contains an assessment of the identified features: the need to harmonize the efforts of the customs authorities of all countries of the Eurasian Economic Union, the need for an integrated approach to the digitalization of the system of state regulatory authorities, the feasibility of combining digitalization of the activities of customs authorities with the concept of "smart city", the possibility of quantitative growth and qualitative development of the country's economy, reorganization of the market, the continuous increase in the need for digitalization of services, as well as the formation of fundamentally new risks associated with the use of digital tools.

Keywords: digitalization, digital technologies, Federal Customs Service, public services, customs services, electronic declaration, economic security.

введение

В настоящее время происходит ужесточение борьбы развитых стран мира за сферы влияния, что затрагивает Российскую Федерацию (РФ) и выражается в усилении санкционного давления, блокировке и конфискации отечественных активов за рубежом, совершении диверсий в отношении российского имущества. Государства, способные оказать поддержку России, сталкиваются с угрозой аналогичного политического и экономического воздействия. Эти события наглядно демонстрируют особую актуальность проблемы обеспечения национальной безопасности государства, материальной основой которой является экономическая безопасность. В связи с этим Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 утверждена «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», содержащая необходимые для оценки состояния экономической безопасности государства показатели, первыми среди которых приведены следующие:

1) индекс физического объема валового внутреннего продукта;

2) валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности);

3) доля российского валового внутреннего продукта в мировом валовом внутреннем продукте.

Важнейшим показателем в их перечне является валовой внутренний продукт, представляющий собой «конечный результат производственной деятельности

экономических единиц-резидентов, измеряемый стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования» [1]. Существенную роль в его формировании в России играет Федеральная таможенная служба (ФТС России), причем не только потому, что закупает ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на нее функций, но и по причине оказания предусмотренных законодательством услуг всем заинтересованным лицам, т. е. участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В настоящее время интенсифицируется цифровизация самых разных процессов таможенных органов, в том числе связанных с предоставлением услуг. При этом под цифровизацией понимается «процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов» [2]. Поэтому значительный научный интерес представляет исследование влияния цифровиза-ции услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности РФ.

услуги таможенных органов россии

Перечень услуг, предоставляемых таможенными органами, регулярно меняется, среди них можно выделить актуальные и такие, которые уже не оказываются в настоящее время (рис. 1).

Актуальные госуслуги 1 Неактуальные госуслуги

Предоставление информации о выпуске товаров (1 услуга) : 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (12 услуга) 1

Консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (2 услуга)

' Принятие предварительных решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского ^ экономического союза (Таможенного союза) (3 услуга)

' Принятие предварительных решений о (стране) ^ происхождении товара (4 услуга) Ведение реестра уполномоченных ^экономических операторов (13 услуга) ) Информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области ^таможенного дела (14 услуга) )

' Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной ч собственности (5 услуга)

Ведение реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий (по 2018 г. - ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов) (6 услуга)

Выдача и отзывы квалификационных аттестатов специалистов по таможенным ^операциям (15 услуга) )

Ведение реестра таможенных представителей (7 услуга) Л Ведение реестра владельцев таможенных складов (8 услуга)

/■ Ч, Ведение реестра владельцев складов временного хранения (9 услуга) Л Ведение реестра таможенных перевозчиков (10 услуга)

^ Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли (11 услуга) ^

Источник: составлено автором на основании [3, 4].

Рис. 1. Перечень актуальных и предоставляемых ранее услуг таможенных органов

Для оценки процесса цифровизации рассматриваемых государственных услуг представим данные о количестве заявлений, поданных гражданами и юридическими лицами, и определим их суммарное значение. После этого рассчитаем долю заявлений, поданных в электронной форме (табл. 1). Аналогичный расчет осуществим для количества предоставленных таможенными органами услуг (табл. 2).

Таблица 1

Количество заявлений, поданных гражданами и юридическими лицами на получение государственных услуг, в том числе в электронной форме, шт.

Номер услуги Форма подачи заявлений 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

1 услуга Подано - - - 31 528

В электронной форме - - - 31 015

2 услуга Подано 15 055 - 7 121 6 649

В электронной форме 0 - 352 684

3 услуга Подано 1 948 1 927 1 949 1 813

В электронной форме 214 382 563 696

4 услуга Подано 0 0 0 2

В электронной форме 0 0 0 0

5 услуга Подано 1 413 1 240 1 115 1 220

В электронной форме 0 30 32 101

6 услуга Подано 54 30 6 9

В электронной форме 0 0 0 1

7 услуга Подано 548 530 559 540

В электронной форме 167 281 419 489

8 услуга Подано 125 138 211 436

В электронной форме 13 41 159 419

9 услуга Подано 728 626 664 1 204

В электронной форме 109 323 559 1 131

10 услуга Подано 86 64 56 63

В электронной форме 21 55 55 63

11 услуга Подано 117 107 124 190

В электронной форме 15 56 76 137

12 услуга Подано - 15 515 - -

В электронной форме - 0 - -

13 услуга Подано 368 217 - -

В электронной форме 0 0 - -

14 услуга Подано 55 - - -

В электронной форме 2 - - -

Окончание таблицы 1

Номер услуги Форма подачи заявлений 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

15 услуга Подано 2 053 - - -

В электронной форме 363 - - -

Всего Подано 22 550 20 394 11 805 43 654

В электронной форме 904 1 168 2 215 34 736

Доля заявлений, поданных в электронной форме, % 4,01 5,73 18,76 79,57

Источник: составлено автором на основании [3, 4].

Далее рассмотрим количество предоставленных гражданам и юридическим лицам государственных услуг, в том числе и в электронной форме (см. табл. 2).

Таблица 2

Количество предоставленных гражданам и юридическим лицам государственных услуг, в том числе в электронной форме, шт.

Номер услуги Форма предоставления 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

1 услуга Предоставлено - - - - - 31 528

В электронной форме - - - - - 31 015

2 услуга Предоставлено - 15 875 14 584 - 6 814 6 298

В электронной форме - 0 0 - 348 654

3 услуга Предоставлено 1 369 1 501 1 112 900 749 801

В электронной форме 36 93 89 147 195 217

4 услуга Предоставлено 0 0 0 0 0 0

В электронной форме 0 0 0 0 0 0

5 услуга Предоставлено 896 584 733 997 1 068 1 183

В электронной форме 0 0 0 9 26 75

6 услуга Предоставлено 193 62 48 23 5 8

В электронной форме 1 2 0 0 0 1

7 услуга Предоставлено 264 271 382 320 379 298

В электронной форме 2 10 99 138 264 273

8 услуга Предоставлено 86 102 115 121 176 370

В электронной форме 2 4 10 42 122 357

9 услуга Предоставлено 555 674 697 594 607 1 124

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В электронной форме 27 130 99 294 505 1 063

10 услуга Предоставлено 112 61 57 24 37 30

В электронной форме 0 0 7 19 36 30

11 услуга Предоставлено 137 93 122 112 111 146

В электронной форме 0 10 14 52 67 127

С. В. Курихин_ ¿^¡^

Окончание таблицы 2

Номер услуги Форма предоставления 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

12 услуга Предоставлено 16 831 - - 15 185 - -

В электронной форме 0 - - 0 - -

13 услуга Предоставлено 584 220 282 92 - -

В электронной форме 0 0 0 0 - -

14 услуга Предоставлено - 427 54 - - -

В электронной форме - 0 1 - - -

15 услуга Предоставлено 3 504 4 176 1 757 - - -

В электронной форме 203 522 220 - - -

Всего Предоставлено 24 531 24 046 19 943 18 368 9 946 41 786

В электронной форме 271 771 539 701 1 563 33 812

Доля предоставленных в электронной форме услуг, % 1,10 3,21 2,70 3,82 15,71 80,91

И с т о ч н и к : составлено автором на основании [3, 4].

Сравним динамику долей заявлений, поданных гражданами и юридическими лицами в электронной форме, а также предоставленных в электронной форме таможенными органами государственных услуг (рис. 2).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Доля заявлений, поданных в электронной форме, %

Доля услуг, предоставленных в электронной форме, %

79,57

80,91

У//

У/

У/Л

18,76 15,71

5,73 V/, /у

1,1 3,21 4,01 2,7 . . 3,82 Г^П 1 1 У//Л У/а у/

2016 г. 2017 г.

И с т о ч н и к : составлено автором.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Рис. 2. Сравнение долей заявлений, поданных гражданами и юридическими лицами в электронной форме, а также услуг, предоставленных таможенными органами

В научных публикациях и средствах массовой информации распространено мнение о том, что российский бизнес пока не готов к построению цифровой экономики в стране. Так, Л. И. Кулешова в статье «Цифровизация таможенного

администрирования» касается вопроса актуализации информационного сервиса «Таможенная проверка» Личного кабинета участника ВЭД и отмечает, что его использование снижает нагрузку на проверяемое лицо, сокращает время обмена документами и сведениями. Однако «бизнес не спешит применять этот сервис в полной мере» [5, с. 111]. Представленная для наглядного сопоставления в графическом отображении динамика данных опровергает это утверждение. Напротив, с 2018 по 2020 г. доля заявлений, поданных в электронной форме, превышала долю аналогичным образом предоставленных услуг. Впрочем, это не должно характеризовать таможенные органы с негативной стороны, так как именно таможенная служба дала импульс к применению электронной формы при оказании услуг, а в 2021 г. указанное несоответствие было ликвидировано. Более медленные темпы прироста доли предоставленных в электронной форме услуг можно объяснить последовательным и управляемым внедрением новых технологий в деятельность таможенных органов с целью снижения сопутствующих рисков.

особенности цифровизации услуг таможенных органов россии

Для исследования влияния цифровизации на оказание услуг таможенными органами были выделены и затем сгруппированы в отдельные категории особенности данного процесса (рис. 3).

Особенности цифровизации услуг таможенных органов

1.Усиление взаимодействия таможенных органов и иных общественных институтов

1.1.Таможенные органы стран Евразийского экономического союза гармонизируют свою деятельность

1.2. Цифровизация затрагивает всю систему государственных контролирующих органов

1.3. Цифровизация услуг таможенных органов сочетается с концепцией «умного города»

2. Развитие экономики страны, ее адаптация к современным условиям

2.1. Цифровизация приводит к количественному росту и качественному развитию экономики страны

2.2. Происходит санация рынка, уход неэффективных и непроизводительных организаций

3. Формирование новых требований к хозяйственной жизни общества

3.1. Потребность в цифровизации услуг таможенных органов непрерывно возрастает

3.2. Появляются принципиально новые риски, связанные с применением цифровых инструментов

И с т о ч н и к : составлено автором.

Рис. 3. Категоризация особенностей цифровизации услуг таможенных органов

Полноценная цифровизация услуг таможенными органами должна сопровождаться гармонизацией усилий стран - участниц ЕАЭС в этом направлении, т. е.

необходим единый подход к цифровизации услуг. Важность этого лишь повышается в условиях дальнейшей интеграции, которой могут способствовать вводимые зарубежными государствами санкции. В частности, с 2020 г. ведется достаточно активная работа по развитию Единой системы таможенного транзита на территории стран, участвующих в ЕАЭС.

Положительный эффект от объединения сил государств ЕАЭС отмечали многие специалисты. Например, в 2021 г. министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии С. Ю. Глазьев обращал внимание на то, что падение экспорта стран - участниц ЕАЭС в третьи страны составило 21%, в то время как их взаимная торговля уменьшилась лишь на 11%. «Меньшее падение взаимной торговли компенсирует большее падение внешней, то есть компенсация ущерба происходит за счет усиления связей внутри Союза» [6].

Представляется неизбежным то, что аналогичная интеграция усилий по ци-фровизации деятельности таможенных органов государств ЕАЭС приведет к соответствующему синергетическому эффекту.

Цифровизацию услуг таможенных органов следует рассматривать как часть более глобального процесса, затрагивающего все государственные контролирующие органы РФ, взаимодействие которых в совокупности как раз и обеспечивает экономическую, а потому и национальную безопасность страны.

По состоянию на момент написания статьи официальный сайт ФТС России содержал информацию о 95 соглашениях (протоколах, договорах) об информационном взаимодействии таможенной службы с другими государственными органами и организациями РФ, а также 79 технологических картах межведомственного взаимодействия [7].

Интеллектуальная таможня, построенная на основе внедрения цифровых технологий, должна гармонично сочетаться с «умным городом», т. е. градостроительной концепцией, предусматривающей эффективное управление инфраструктурой и обеспечение высокого уровня жизни населения за счет применения современных информационно-коммуникационных технологий. Интеллектуальной таможне как неотъемлемой части «умного города» посвящены исследования, например, Д. И. Евдокимовой, которая рассмотрела этот вопрос применительно к Санкт-Петербургу [8].

Оценка эффективности внедрения концепции «умного города» осуществляется посредством применения специального показателя «Щ-индекса», предполагающего отслеживание ряда аспектов городской жизни, в том числе городского управления, инноваций для городской среды, интеллектуальных систем общественной безопасности и социальных услуг. Очевидно, что деятельность таможенных органов неразрывно связана с ними.

Экспертно-аналитический доклад Центра стратегических разработок, посвященный приоритетным направлениям внедрения технологий «умного города», содержит упоминания о таможенной службе. В частности, отмечается, что «в логистике таможенное оформление и терминальная обработка грузов... занимают значительное время» [9, с. 79], что вызвано отсутствием стандартов, обеспечивающих

интероперабельность цифровых платформ. Данное обстоятельство рассматривается в докладе как один из ключевых барьеров для развития технологий «умного города». Помимо этого, в разделах, посвященных инструментам налогового стимулирования, отмечается опыт Маврикия, который предоставляет компаниям возможность освобождения «от уплаты таможенных пошлин при приобретении товаров, которые будут использованы для развития объектов инфраструктуры или строительства в рамках реализуемой программы» [9, с. 100].

Цифровизация способствует не только повышению эффективности деятельности таможенных органов, но и приводит к росту и развитию экономики страны. Д. С. За-сенко и С. М. Чижиков отмечали, что связь системы tax free с деятельностью розничных торговых предприятий формирует «потребность в ИТ-посредниках и организациях операторов услуги», причем «операторы эволюционируют из провайдеров услуг связи в поставщиков комплексных ИКТ-услуг, включающих системную интеграцию, услуги дата-центров и облачные и другие сервисы» [10, с. 320]. Н. В. Шувалова обратила внимание на то, что реализация электронного декларирования привела к созданию целого рынка, участниками которого стали удостоверяющий центр Центрального информационно-технического таможенного управления, информационные операторы (оказывающие услуги по поддержке и сопровождению декларирования) и посредники (осуществляющие услуги по получению электронной подписи и подключению через операторов к системе декларирования) [11, с. 126].

Об устойчивом значительном эффекте от цифровизации для экономики страны заявляют многие исследователи: «сумма экономического эффекта от реализации программы цифровизации может составить 5-6 трлн руб. роста валового внутреннего продукта в 2024 г.» [12, с. 56].

Осуществление цифровизации услуг таможенных органов содействует санации рынка. Е. В. Красова и В. М. Останина указывали на то, что «в качестве основного фактора повышения спроса на услуги таможенных представителей отмечено усложнение процесса ВЭД, а в качестве фактора, потенциально ограничивающего их деятельность, - ускоренная цифровизация таможенного процесса, проводимого Федеральной таможенной службой» [13, с. 108]. С положительной оценкой данного обстоятельства нельзя согласиться в полной мере. Существование агентов, функционирующих исключительно благодаря бюрократическим преградам и получающих прибыль за счет неэффективности рынка, нежелательно. Их деятельность лишь увеличивает трансакционные издержки, отдаляя экономику от состояния совершенной конкуренции, усложняя положение покупателей и наделяя рыночной властью отдельных участников рынка. Цифровизация может выступить фактором «созидательного разрушения», способствующего уничтожению таких организаций и освобождению комбинации использовавшихся при их создании ресурсов, которые могут быть применены более рациональным образом для повышения уровня общественного благосостояния.

Паспортом национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрен последовательный рост внутренних затрат на развитие цифровой экономики (рис. 4).

5,1

3,6

4,3

1,9

2,2

2,5

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Источник: составлено автором на основании [14].

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Рис. 4. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны

Паспорт предполагает возрастающий характер затрат: от +0,3% в 2019-2020 гг. до +0,8% в 2024 г. При этом не стоит забывать о том, что такой рост означает отказ от альтернативного использования этих средств для развития иных отраслей экономики страны. Вероятной представляется ситуация, в которой формирование необходимых фондов будет осуществляться посредством ограничения финансирования наименее конкурентоспособных и производительных организаций. Следствием этого станет перестройка национальной экономики.

Потребность в цифровизации существенно выше той, которая может предполагаться на основе первичного анализа деятельности таможенных органов, поскольку перечень фактически оказываемых услуг превышает список представленных на официальном сайте и регулируемых административными регламентами ФТС России. Например, с 2018 г. стартовал эксперимент с tax free (система возврата налога на добавленную стоимость с покупки на сумму свыше 10 000 руб., совершенную в России иностранным туристом). С февраля 2020 г. в таможенных органах начали тестировать программные средства, позволяющие осуществлять цифровое подтверждение покупки в рамках tax free. Помимо этого, в настоящее время разрабатывают Модель цифровизации таможенных услуг при таможенном контроле международных почтовых отправлений и изучают отдельные аспекты механизмов взаимодействия участников ВЭД с ФТС России (например, правообладателей при получении услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности) [15].

Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» предусмотрен следующий объем финансового обеспечения с 2018 по 2024 г. (рис. 5).

В условиях сохраняющейся нестабильности внешнеполитической ситуации, взаимных санкций РФ и ряда зарубежных государств, достаточно высокого уровня инфляции отечественной валюты и множества иных факторов снижение расходов в 2023-2024 гг. видится трудновыполнимой задачей, если цели федерального проекта останутся неизменными.

Неизбежным последствием цифровизации выступает возможность реализации рисков, связанных с применением цифровых инструментов. Проблема

6

5

4

3

3

противодействия преступлениям, совершаемым с использованием цифровых технологий, становится все более актуальной.

60 000 50 000 40 000 ■30 000 20 000 10 000

0

53 078

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Источник: составлено автором на основании [14].

Рис. 5. Расходы в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифровизация услуг органов государственной власти создает объективные предпосылки для потенциального усложнения их деятельности, особенно в условиях продолжающегося противостояния с наиболее развитыми странами мира. Развитие цифровых технологий и повышение цифровой грамотности населения также способствуют этому. В связи с данными обстоятельствами в паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» зафиксированы целевые значения такого показателя, как средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак (рис. 6).

70 60 50 40 30 20 10

65

48

24

18

12

2022 г.

2023 г.

2024 г.

0 —

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

И с т о ч н и к : составлено автором на основании [14].

Рис. 6. Средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак

На момент написания статьи автор не обнаружил фактических значений данного показателя за прошедшие годы, однако ужесточение санкций и прочие

6

политические и экономические факторы позволяют предположить, что достижение целевых значений выглядит сомнительным. Тем не менее, общая нацеленность на совершенствование безопасности информационных систем государственных органов представлена наглядно.

заключение

В статье оценено влияние цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности РФ.

Охарактеризованы услуги таможенных органов России, причем услуги разделены на актуальные и неактуальные, в связи с чем сделан вывод о необходимости их периодического корректирования. Помимо этого, рассчитана доля заявлений, поданных гражданами и юридическими лицами на получение услуг в электронной форме. Также определена доля услуг, предоставленных должностными лицами таможенных органов в электронной форме. На основании сравнения значений этих долей сделан вывод о готовности бизнес-сообщества России и способности ФТС России к оказанию услуг в цифровом формате. Существенный скачок в дистанционном получении услуг, предоставляемых таможенными органами, произошел в 2021 г., предположительно по причине пандемии коронавируса, а также в связи с принятыми из-за нее социальными мерами.

Автор выделил особенности, характерные для процесса цифровизации услуг таможенных органов, и разделил их на три категории в зависимости от получаемого эффекта. Во-первых, усиливающие взаимодействие таможенных органов и иных общественных институтов (гармонизация деятельности таможенных органов стран ЕАЭС, цифровизация всей системы государственных контролирующих органов, сочетание цифровизации услуг таможенных органов с концепцией «умного города»). Во-вторых, развитие экономики России посредством ее адаптации к современным условиям (количественный рост и качественное развитие экономики страны, а также санация рынка от неэффективных и непроизводительных организаций). В-третьих, формирование новых требований к хозяйственной жизни общества (возрастание потребностей в цифровизации услуг таможенных органов, а также появление новых рисков, связанных с применением цифровых инструментов).

На основании вышеизложенного сделан вывод об исключительно положительном влиянии цифровизации услуг таможенных органов на экономическую безопасность государства. С одной стороны, появляются новые организации, а потому и рабочие места, а с другой - благодаря уходу неэффективных организаций происходит перераспределение имеющихся в экономике ресурсов, что приводит к росту благосостояния общества или, иными словами, росту валового внутреннего продукта.

Дальнейшее исследование в рамках данной темы возможно в части формирования системы показателей, позволяющих осуществлять компетентную оценку влияния цифровизации услуг таможенных органов на состояние экономической

безопасности России. Предположительно, наибольший интерес представляют такие показатели, как расходы федерального бюджета на цифровизацию услуг, количество и доля заявлений, поданных получателями услуг в электронной форме, количество и доля услуг, предоставленных таможенными органами в электронной форме, изменение валового внутреннего продукта, уровень безработицы, объем взимаемых таможенных платежей и др.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Приказ Росстата от 08.11.2021 № 774 «Об утверждении Официальной статистической методологии переоценки валового внутреннего продукта Российской Федерации в постоянные цены».

2. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации"».

3. Список госуслуг [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: customs. gov.ru/spisok_gosuslug.

4. Курихин С. В. Анализ доступности в электронной форме государственных услуг, предоставляемых Федеральной таможенной службой // Цифровая таможня и «единое окно»: тренды и содержание: сборник трудов II научно-практической конференции, 24 апреля 2018 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018. С. 38-42.

5. Кулешова Л. И. Цифровизация таможенного администрирования // Научные исследования и инновации: сборник трудов III Международной научно-практической конференции. Саратов: НОО «Цифровая наука», 2021. С. 108-112.

6. В ЕЭК представили методологию оценки эффектов интеграции в ЕАЭС / Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/v-eek-predstavili-metodologiyu-otsenki-effektov-integratsii-v-eaes-/ (дата обращения: 03.10.2022).

7. Перечень соглашений о взаимодействии [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/list (дата обращения: 03.10.2022).

8. Евдокимова Д. И. Таможня как компонент «умного города» // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 11-2 (81). С. 98-102.

9. Приоритетные направления внедрения технологий «умного города» в российских городах [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/bdc/bdc711b002e9651fb-2763d98c7f7daa6.pdf (дата обращения: 03.10.2022).

10. Засенко Д. С., чижиков С. М. Современные аспекты цифровизации в таможенных услугах // Неделя науки СПБПУ: сборник трудов конференции / федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». СПб., 2018. С. 319-321.

11. Шувалова Н. В. Диверсификация как способ повышения эффективности предоставления и качества услуг в условиях цифровизации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 10-1. С. 125-132.

12. Уколов В. Ф., Афанасьев В. Я., Черкасов В. В. Ключевые эффекты цифровизации и возможные потери // Вестник университета. 2019. № 8. С. 55-58.

13. Красова Е. В., Останина В. М. Роль и проблемы института таможенных представителей в развитии внешнеэкономической деятельности // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. «Экономика». 2021. № 2. С. 108-118.

14. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. URL:

А. О. Бондаренко, О. А. Мищенко

static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gcz MkPF.pdf (дата обращения: 03.10.2022).

15. Гетман А. Г. Цифровизация механизмов взаимодействия правообладателей с ФТС России при получении государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование: сборник трудов конференции / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2021. С. 64-69.

информация об авторе

Курихин Сергей Валерьевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: s.kurikhin@customs-academy.ru, тел.: 8 (905) 567-12-42.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Курихин С. В. Влияние цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 40-53.

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_04_53

повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн

А. о. Бондаренко1, о. А. Мищенко1

1 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены возможности повышения качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на основе технологии блокчейн. Предложен механизм предоставления таможенных услуг в процессе сквозного таможенного контроля в целях упрощения административных процедур информационного взаимодействия, представлены результаты разработки модели процесса сквозного таможенного контроля на основе технологии блокчейн, в реализации которого учтены основные положения «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», определяющие необходимость расширения потенциала автоматизации и внедрения механизмов искусственного интеллекта в деятельность таможенных органов. Методологической основой исследования являются такие методы, как анализ и синтез, системный и процессный подходы, структурно-функциональное моделирование.

© Бондаренко А. О., Мищенко О. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.