Научная статья на тему 'ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / СОСТАВ ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ / ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ УСЛУГ / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / / / РЕЕСТР / ТАМОЖЕННЫЙ РЕЕСТР / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курихин Сергей Валерьевич

Статья посвящена научно-практической проблеме построения типовой модели услуг, предоставляемых таможенными органами. На основе результатов проведенного исследования выявлена проблема недостаточной проработки содержания понятия «таможенная услуга», что не способствует разработке административных регламентов новых государственных услуг, проведению научных работ, связанных с экономической деятельностью таможенных органов, и формированию комплексного понимания результатов функционирования таможенной службы у обучающихся таможенному делу. Представлена типовая модель услуг таможенных органов, в рамках которой выделены субъекты сторон получателя услуг и оказывающего услугу. Совокупность отношений, возникающих в процессе получения государственной услуги, разделена на три типа: непосредственное оказание, межведомственное взаимодействие и обжалование. Приведена классификация осуществляемых таможенными органами услуг на действия с реестрами, с информацией и с предварительными решениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курихин Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPICAL MODEL OF CUSTOMS SERVICES IN THE PUBLIC SECTOR OF THE ECONOMY

The article is devoted to the scientific and practical problem of building a typical model of services provided by customs authorities. Based on the results of the study, the problem of insufficient elaboration of the content of the concept of “customs service” was identified, which does not contribute to the development of administrative regulations for new public services; carrying out scientific work related to the economic activities of customs authorities; and the formation of a comprehensive understanding of the results of the functioning of the customs service among those studying customs business. The article presents a typical model of services of customs authorities, within which the subjects of the parties of the recipient of services and the provider of the service are identified. Also the entire set of relations that arise in the process of obtaining a public service is divided into three types: direct provision, interdepartmental interaction and appeal. The classification of services performed by the customs authorities into actions with registers, with information and with preliminary decisions is presented.

Текст научной работы на тему «ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.465.2

DOI 10.54048/20727240_2022_03_78

типовая модель таможенных услуг в государственном секторе экономики

с. в. Курихин1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена научно-практической проблеме построения типовой модели услуг, предоставляемых таможенными органами. На основе результатов проведенного исследования выявлена проблема недостаточной проработки содержания понятия «таможенная услуга», что не способствует разработке административных регламентов новых государственных услуг, проведению научных работ, связанных с экономической деятельностью таможенных органов, и формированию комплексного понимания результатов функционирования таможенной службы у обучающихся таможенному делу. Представлена типовая модель услуг таможенных органов, в рамках которой выделены субъекты сторон получателя услуг и оказывающего услугу. Совокупность отношений, возникающих в процессе получения государственной услуги, разделена на три типа: непосредственное оказание, межведомственное взаимодействие и обжалование. Приведена классификация осуществляемых таможенными органами услуг на действия с реестрами, с информацией и с предварительными решениями.

Ключевые слова: услуга, государственная услуга, таможенная услуга, таможенные платежи, состав таможенной услуги, типовая модель услуг, комплекс маркетинга, 4Р, 7Р, реестр, таможенный реестр, предварительные решения, предварительные решения таможенных органов.

typical model of customs services in the public sector of the economy s. v. Kurihin1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the scientific and practical problem of building a typical model of services provided by customs authorities. Based on the results of the study, the problem of insufficient elaboration of the content of the concept of "customs service" was identified, which does not contribute to the development of administrative regulations for new public services; carrying out scientific work related to the economic activities of customs authorities; and the formation of a comprehensive understanding of the results of the functioning of the customs service among those studying customs business. The article presents a typical model of services of customs authorities, within which the subjects of the parties of the recipient of services and the provider of the service are identified. Also the entire set of relations that arise in the process of obtaining a public service is divided into three types: direct provision, interdepartmental interaction and appeal. The classification of services performed by the customs authorities into actions with registers, with information and with preliminary decisions is presented.

Keywords: service, public service, customs service, customs payments, composition of the customs service, typical service model, marketing mix, 4P, 7P, register, customs register, preliminary decisions, preliminary decisions of customs authorities.

© Курихин С. В., 2022

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время условия осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) характеризуются все большим усложнением, а устанавливаемые между субъектами бизнеса хозяйственные отношения становятся все более разнообразными. Данные обстоятельства приводят к тому, что развитие таможенных органов и адаптация комплекса оказываемых ими услуг и выполняемых функций стали неотъемлемой частью их деятельности. Иными словами, Федеральная таможенная служба (ФТС России) столкнулась с объективной потребностью в постоянной актуализации перечня предоставляемых ею услуг.

В частности, в 2019 г. ФТС России прекратила выдавать и отзывать квалификационные аттестаты специалистов по таможенным операциям и с 2020 г. не размещала на официальном сайте сведения о предоставлении услуг по ведению реестра уполномоченных экономических операторов. Напротив, с 2021 г. появилась новая услуга, связанная с предоставлением информации о выпуске товаров. Также на официальном сайте таможенной службы представлен административный регламент, определяющий порядок ведения реестра владельцев свободных складов, однако в списке доступных такая услуга не указана.

При этом нельзя забывать о том, что ФТС России является одним из важнейших источников пополнения государственной казны, стабильно занимая в последние годы второе место среди администраторов доходов федерального бюджета и уступая только Федеральной налоговой службе. Проводимые в связи с этим информатизация и цифровизация деятельности, направленные на повышение эффективности функционирования таможенных органов и переход к так называемой «интеллектуальной таможне», существенно упростят доступ заинтересованных лиц к услугам таможенной службы. Общая тенденция развития ФТС России такова, что расходы участников ВЭД на прохождение таможенных формальностей станут минимальны, а это, в свою очередь, будет способствовать росту спроса на услуги ФТС России.

Это объясняет практическую важность исследования предоставляемых таможенными органами услуг с целью определения шаблона их оказания, поскольку типовая модель, построенная на характерных общих признаках, послужит основой для разработки новых услуг.

Научный интерес также представляется очевидным по следующим причинам:

1) несмотря на большое количество научных трудов, посвященных таможенным услугам, проблема построения типовой модели их оказания практически не раскрыта. Работ на данную тему автор статьи не обнаружил, что обусловливает научную новизну исследования;

2) в абсолютном большинстве работ таможенная услуга рассматривается с позиций процессного подхода, в соответствии с которым выделяют последовательность этапов, прохождение которых означает получение заявителем запрошенной услуги. Применение системного подхода к описанию государственной услуги встречается в работах чрезвычайно редко.

Все вышеизложенное служит обоснованием актуальности выбранной темы статьи.

общая характеристика услуг, предоставляемых таможенными органами

ФТС России является важнейшим администратором доходов федерального бюджета. Это подтверждает динамика сумм таможенных платежей, поступивших в государственный бюджет с 2015 по 2021 г. (рис. 1).

Рис. 1. Суммы таможенных платежей, поступивших в бюджет с 2015 по 2021 г. [1]

Минимальные величины таможенных платежей зафиксированы в 2016 г., после введения взаимных санкций Российской Федерацией (РФ) и рядом зарубежных государств, и в 2020 г. в условиях существенного снижения внешнеторгового оборота по причине пандемии коронавируса. Тем не менее, в те периоды, когда действие негативных факторов отсутствовало или было минимально, объем перечисляемых таможенных платежей существенно возрастал. В 2021 г. сумма таможенных платежей достигла наибольшей величины за весь рассматриваемый период. В целом график дает наглядное понимание того, что, несмотря на сильную зависимость платежей от политических, социальных и иных факторов, объем собираемых таможенной службой перечислений в бюджет государства достигает весьма существенных значений.

Объем формируемых ФТС России доходов федерального бюджета зависит, в частности, от доступности услуг для всех заинтересованных лиц, и прежде всего участников ВЭД. Сведения о количестве поданных заявлений и предоставленных таможенными органами услуг за период с 2018 по 2021 г. приведены на рис. 2.

Наглядным видится сходство тенденций, изображенных на представленных графиках: спад с 2018 по 2020 г., когда зафиксировано наименьшее значение

(4 751,8 млрд руб. и количество поданных заявлений и предоставленных услуг 21 751), с последующим ростом в 2021 г. Очевидно, что есть взаимосвязь между количеством предоставляемых таможенными органами услуг и объемом перечислений в федеральный бюджет. Поэтому совершенствование процесса оказания государственных услуг способствует пополнению бюджета России.

90 000 80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

I | Количество поданных заявлений, шт. 41 786 //////

\7\ Количество предоставленных услуг, шт.

19 943 18 368 У////.

/////, 43 654

9 946

22 550 20 394

11 805

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рис. 2. Количество поданных заявлений и предоставленных услуг [2]

Доля удовлетворенных заявлений, что выразилось в предоставлении услуги, составила: в 2018 г. - 88,44%, 2019 г. - 90,07%, 2020 г. - 84,25% и в 2021 г. - 95,72%. Темп прироста оказанных услуг, рассчитанный цепным методом, в 2019 г. равен минус 7,90%, в 2020 г. составил минус 45,85% и в 2021 г. достиг 320,13%.

Можно отметить, что динамика количества предоставленных услуг переменчива и нестабильна.

Далее представлен перечень актуальных на момент написания статьи услуг, оказываемых таможенными органами и размещенных на официальном сайте ФТС России (табл. 1).

Таблица 1

Список предоставляемых ФТС России государственных услуг [2]

№ п/п Наименование государственной услуги Дата и номер приказа об утверждении Административного регламента

1 Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов От 11.06.2021 № 492

2 Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли От 13.05.2019 № 776

3 Ведение реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий От 24.01.2020 № 75

Окончание таблицы 1

№ п/п Наименование государственной услуги Дата и номер приказа об утверждении Административного регламента

4 Ведение реестра владельцев складов временного хранения От 28.01.2019 № 103

5 Ведение реестра владельцев таможенных складов От 13.05.2019 № 777

6 Ведение реестра таможенных перевозчиков От 08.02.2019 № 225

7 Ведение реестра таможенных представителей От 30.08.2019 № 1373

8 Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности От 28.01.2019 № 131

9 Принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза От 16.04.2020 № 375

10 Принятие предварительного решения о происхождении товара От 20.04.2020 № 381

11 Предоставление информации о выпуске товаров От 26.08.2020 № 176н

Предоставление государственных услуг, в том числе таможенными органами, регулируется рядом нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3] содержит общие требования к предоставлению таких услуг, основы досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа и служащего, требования к определяющим порядок предоставления услуги административным регламентам, особенности организации предоставления услуг в многофункциональных центрах, а также использование при этом информационно-коммуникационных технологий.

Порядок разработки и утверждения регламентов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» [4].

Особенности реализации данного процесса раскрыты в постановлении Правительства РФ от 24.03.2022 № 454 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг, а также разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных услуг в 2022 году» [5].

Как было отмечено ранее, предоставляемые таможенными органами услуги не только урегулированы в соответствии с законодательством, но и рассмотрены в работах многих исследователей: Ю. Е. Гупановой [6], О. В. Гречкиной и С. А. Агамагомедовой [7], Е. Э. Толиковой и М. Н. Протасова [8], М. А. Шаповаловой и П. Н. Афонина [9], С. В. Новикова [10], Ю. И. Сомова [11], Т. И. Савельевой [12] и др. Однако немногие применяли системный подход к описанию таможенной услуги.

В качестве примера реализации указанного подхода можно привести статью А. И. Касаткина [13], в которой показано, как в отношении таможенной услуги

применена концепция комплекса маркетинга «7Р». Комплекс маркетинга (также называемый маркетинг-микс, или маркетинговая смесь) представляет собой набор поддающихся изменению элементов, воздействие на которые способствует продвижению компании и товаров на рынке. Классический комплекс состоит из «4Р»:

1) product(продукт);

2) price (цена);

3) place (место);

4) promotion (продвижение).

Концепция «7Р», помимо стандартных компонентов, включает еще три элемента:

1) personnel (персонал);

2) process (процесс);

3) physical evidence (физическое окружение).

Кроме того, данный вопрос был рассмотрен автором в статье [14], посвященной сути понятия «таможенная услуга». Под составом услуги предлагается понимать «совокупность наиболее существенных элементов, характеризующих общественные отношения между таможенными органами и иными заинтересованными лицами как таможенную услугу». Указанные элементы приведены ниже (рис. 3).

/субъективная / /субъективная / /субъективная /

сторона / / сторона / / сторона

Таможенные органы субъект Участник ВЭД субъект Поставщик услуги субъект

Объект

объективная сторона

Рис. 3. Основные элементы состава таможенной услуги [14]

К ним относятся:

1) объект (перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства);

2) объективная сторона (совокупность действий участника ВЭД, связанных с получением услуги);

3) субъекты (таможенные органы, участник ВЭД и поставщик услуги);

4) субъективная сторона (предусмотренные законодательством для таможенных органов и направленные на максимизацию прибыли при условии соблюдения правовых норм для участников ВЭД цели, задачи, функции и принципы деятельности).

Помимо этого, в статье была отмечена возможность выделения дополнительных элементов: объектов (например, паллеты), субъектов (иные поставщики услуг), средств (технические средства) и условий (дата, время, место и обстановка) оказания услуги.

Однако приведенный состав таможенной услуги не применим для анализа услуг, оказываемых ФТС России, поскольку не в полной мере учитывает их специфику, носит общий характер и может быть использован только для изучения коммерческих услуг в сфере ВЭД, предоставляемых, например, таможенными представителями или перевозчиками.

разработка типовой модели услуг, оказываемых таможенными органами

Исходя из вышесказанного, целесообразной видится разработка специфической модели оказания услуг таможенными органами, учитывающей характерные особенности данного действия. Такая типовая модель, построенная автором на основании представленных на официальном сайте ФТС России материалов [2], показана на рис. 4.

Сторона получателя услуги \ Сторона, оказывающая услугу

Источник: составлено автором.

Рис. 4. Типовая модель услуг, предоставляемых таможенными органами

При построении модели применен системный подход, причем в качестве элементов указаны различные субъекты, взаимодействующие при оказании услуг, а связи между элементами соответствуют отношениям, возникающим между ними.

Все субъекты могут быть отнесены к одной из двух сторон: получателя услуг или оказывающего услугу.

К первой стороне относится непосредственно сам получатель, а также уполномоченный им в соответствии с законодательством представитель. Помимо этого, здесь также отображен информационный оператор, деятельность которого регулируется, в частности, ст. 283 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 283 указанного нормативного правового акта под таким оператором понимается «российская организация, осуществляющая деятельность по обеспечению обмена документами и (или) сведениями в электронной форме с использованием собственной информационной системы между заинтересованными лицами и информационной системой таможенных органов» [15]. В рамках модели оператор выделен из представителей, так как представитель - более широкое понятие, соответствующее лицам, которые могут оказывать участникам ВЭД юридические и консалтинговые услуги, не связанные с подключением к информационной системе таможенных органов.

Вторая сторона представлена, прежде всего, таможенным органом, предоставляющим услугу. Помимо этого, здесь указан вышестоящий таможенный орган, в который может обратиться сторона получателя услуги с жалобой на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица. Также к этой стороне относятся органы государственной власти, с которыми взаимодействует таможенный орган при оказании услуг: министерства, федеральные службы и агентства и т. д. Наибольший объем взаимодействия у участника ВЭД происходит с ФТС России.

Не относятся ни к одной из сторон суды, независимость которых закреплена в законодательстве. Эти государственные органы должны принимать решения согласно нормам права в случае невозможности решения возникших противоречий в досудебном (внесудебном) порядке.

Все взаимодействия указанных ранее субъектов, формирующие связи между элементами системы, могут быть разделены на три типа:

1) связанные с непосредственным оказанием услуги;

2) относящиеся к межведомственному взаимодействию;

3) необходимые для обжалования нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П е р в ы й т и п отношений достаточно прост и включает обращение с заявлением и необходимыми документами стороны получателя услуги в таможенный орган, после чего следует ответ, выражающийся в согласии или отказе от предоставления услуги. При этом должна быть предусмотрена возможность обратной связи.

В т о р о й т и п отношений связан с взаимодействием в процессе оказания услуги таможенного органа и других государственных органов посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Особенность данного взаимодействия состоит в достаточно обширном перечне различных органов государственной власти, с которыми необходимо осуществлять обмен информацией. Например, при получении предварительного решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза предусмотрено взаимодействие с пятью министерствами, тремя федеральными службами и двумя федеральными агентствами.

Т р е т и й т и п взаимоотношений регулируется посредством ряда нормативных правовых актов, среди которых следует выделить Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [15] и приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1163 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» [16]. частью 1 ст. 288 Федерального закона предусмотрено, что «жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется».

Также в модели отражены основные типы предоставляемых таможенными органами услуг:

1) действия с реестрами (включение, внесение изменений, исключение, приостановление и возобновление деятельности субъекта реестра);

2) действия с информацией (консультирование, предоставление информации);

3) действия с предварительными решениями (получение, изменение, получение дубликата).

заключение

В статье представлены результаты исследования, в рамках которого разработана типовая модель услуг, оказываемых таможенными органами.

Модель построена на основании применения системного подхода к услугам, предоставляемым таможенными органами РФ. Все субъекты относятся к одной из двух сторон: получателя и оказывающего услугу. Кроме того, выделены суды, занимающие независимую позицию. Совокупность отношений, возникающих между субъектами в процессе оказания услуги, разделена на три группы: непосредственно предоставление услуги, межведомственное взаимодействие и обжалование. Отмечено, что услуги можно обобщенно отнести к трем типам: связанные с реестрами, информацией и предварительными решениями.

Системный подход активно реализуют в коммерческой сфере, при анализе бизнес-процессов организации в целях совершенствования ее деятельности. Изначально строят модель, отображающую систему взаимоотношений субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности, которую затем дополняют, конкретизируют для определения сильных и слабых сторон, а также оценки последствий от внедрения различных инноваций: применения программно-аппаратных средств, проведения организационных изменений и т. д. Применение опыта коммерческих организаций в государственном секторе может открыть новые перспективы развития органов власти, поэтому модель, разработанная автором, является полезной как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Представленный в статье результат может иметь научный и образовательный интерес как основа для последующих исследований таможенных услуг, а также

для обучающихся, изучающих такие дисциплины, как «Экономика таможенного дела», «Экономическая деятельность таможенных органов», «Таможенный менеджмент», «Управление деятельностью таможенных органов», «Маркетинг таможенных услуг» и др.

Практический интерес разработанная модель может иметь в связи с тем, что существенно упрощает понимание таможенных услуг, демонстрируя их общие черты. Это может быть использовано при разработке административных регламентов новых государственных услуг, появление которых неизбежно в современном стремительно изменяющемся мире.

Модель может быть применена для сравнения различных услуг, оказываемых таможенными органами, а также услуг, предоставляемых разными, в том числе и зарубежными, государственными органами. При этом выявленные отличия могут быть использованы для совершенствования деятельности отечественных органов власти.

Указание в модели характеристик, соответствующих тем или иным взаимоотношениям, позволит сравнивать не только различные услуги, но и эффективность оказания одной и той же услуги. Например, могут быть отображены сроки межведомственного взаимодействия, доля жалоб на услуги, предоставляемые таможенными органами, в общем количестве обращений для их получения. Взаимосвязь в данном случае обратная. Увеличение значений указанных показателей свидетельствует о снижении эффективности оказания услуги, а их уменьшение, наоборот, о повышении эффективности.

Представленные в статье результаты могут послужить основой для дальнейших исследований по следующим перспективным направлениям:

1) влияние информатизации и цифровизации на оказание услуг таможенными органами;

2) оценка возможности повышения доступности таможенных услуг с целью способствования развитию ВЭД;

3) определение особенностей межведомственного взаимодействия и обжалования при предоставлении услуг.

Эффект от информатизации и цифровизации деятельности таможенных органов, а также внедрения иных инноваций можно наглядно отобразить посредством сопоставления моделей оказания услуги до и после осуществления таких изменений.

Уточнение модели, ее совершенствование и конкретизация позволят разработать наглядную и достоверную систему показателей, применимых для оценки доступности предоставления услуг таможенными органами, а потому обеспечат возможность повысить качество их оказания. В свою очередь, это приведет к развитию ВЭД и пополнению федерального бюджета РФ.

Одним из направлений совершенствования модели может стать ее дополнение формализованными механизмами межведомственного взаимодействия и обжалования участниками ВЭД предоставления услуг таможенными органами.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Суммы таможенных платежей, поступающих в бюджет [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ra/folder/86537?page=1 (дата обращения: 07.08.2022).

2. Список госуслуг [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https:// customs.gov.ru/spisok_gosuslug (дата обращения: 07.08.2022).

3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.08.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.08.2022).

5. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 454 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг, а также разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных услуг в 2022 году» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202203250045 (дата обращения: 07.08.2022).

6. Гупанова Ю. Е. Методический подход к формированию показателей оценки качества таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 2. С. 123-130.

7. Гречкина О. В., Агамагомедова С. А. Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3 (39). С. 17-30.

8. Толикова Е. Э., Протасов М. Н. Государственная таможенная услуга по предоставлению информации о выпуске товаров: специфика осуществления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 2-1 (65). С. 192-195.

9. Шаповалова М. А., Афонин П. Н. Разработка концептуальной модели системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 6-1. С. 141-151.

10. Новиков С. Экономико-статистический анализ структуры предоставляемых таможенных услуг // Логистика. 2020. № 10 (167). С. 28-33.

11. Сомов Ю. И. Значение и роль экономических свойств информационных продуктов при оказании электронных таможенных услуг // Экономика таможенного дела: вчера, сегодня, завтра: сборник трудов научно-практической конференции кафедры экономики таможенного дела Российской таможенной академии, Люберцы, 8 февраля 2012 г. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. С. 147-153.

12. Савельева Т. И. Анализ специфики оказания таможенных услуг // Актуальные вопросы экономики и управления: наука и практика. Криулинские чтения: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 15 мая 2021 г. / Курский государственный университет. Курск, 2021. С. 305-310.

13. Касаткин А. И. Анализ применения концепции 7Р при оказании таможенных услуг участникам ВЭД // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 4. С. 129-137.

14. Курихин С. В. Состав таможенной услуги как элемент менеджмента таможенных услуг // NOVAUM.RU. 2018. № 14. С. 57-60.

15. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.08.2022).

16. Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1163 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» [Электронный ресурс]. URL: ivo.garant.ru/#/ document/400523021/paragraph/1:0 (дата обращения: 07.08.2022).

Информация об авторе

Курихин Сергей Валерьевич - кандидат экономических наук, доцент кафедр экономической теории и экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: s.kurikhin@customs-academy.ru, тел.: 8 (905) 567-12-42.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Курихин С. В. Типовая модель таможенных услуг в государственном секторе // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 78-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.