Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гетман Анастасия Геннадьевна

В статье рассматривается влияние Стратегии развития таможенных органов до 2030 года на развитие цифровизации в области защиты интеллектуальной собственности. Выделены основные проблемные вопросы, связанные с закреплением в таможенном законодательстве понятия «признаки контрафактности». Обоснована необходимость предоставления доступа к данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности ФТС России. Предложены основные направления для внедрения цифровизации в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гетман Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

The article discusses the impact of the Customs Development Strategy until 2030 on the development of digitalization in the field of intellectual property protection. The main problematic issues related to the consolidation of the concept of «signs of counterfeitness» in the customs legislation are highlighted. The necessity of providing access to the data of the Federal Service for Intellectual Property of the Federal Customs Service of Russia is substantiated. The main directions for the introduction of digitalization in relation to goods moving across the customs border containing objects of intellectual property are proposed

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

УДК 339.542.6

развитие цифровизации в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Гетман Анастасия Геннадьевна

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры таможенного администрирования, канд. экон. наук, доцент, e-mail: Getman-ag@ranepa.ru

В статье рассматривается влияние Стратегии развития таможенных органов до 2030 года на развитие цифровизации в области защиты интеллектуальной собственности. Выделены основные проблемные вопросы, связанные с закреплением в таможенном законодательстве понятия «признаки контрафактности». Обоснована необходимость предоставления доступа к данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности ФТС России. Предложены основные направления для внедрения цифровизации в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Ключевые слова: таможенные органы; защита интеллектуальной собственности; информационные таможенные технологии; таможенный контроль

development of digitalization in the field of intellectual property rights

Getman Anastasia G.

North-West Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Associate Professor of the Department of Customs Administration, Candidate of Economic Sciences, Docent, e-mail: Getman-ag@ranepa.ru

The article discusses the impact of the Customs Development Strategy until 2030 on the development of digitalization in the field of intellectual property protection. The main problematic issues related to the consolidation of the concept of «signs of counterfeitness» in the customs legislation are highlighted. The necessity of providing access to the data of the Federal Service for Intellectual Property of the Federal Customs Service of Russia is substantiated. The main directions for the introduction of digitalization in relation to goods moving across the customs border containing objects of intellectual property are proposed

Keywords: customs authorities; protection of intellectual property; customs information technologies; customs control

Для цитирования: Гетман А.Г. Развитие цифровизации в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 4 (80). С. 12-15.

В 2017 году в Российской Федерации был выбран вектор на развитие цифровизации [1]. В соответствии с утвержденным курсом Правительства РФ утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], в которой определены три приоритетных уровня для внедрения цифровизации, влияющие на жизнь граждан и общества. Так, среди обозначенных уровней деятельность таможенных органов, безусловно, оказалась среди приоритетных, так как оказывает влияние непосредственно на субъектов рынка через их взаимодействие через определенные платформы и технологии.

Стратегией развития таможенной службы до 2030 года (далее - Стратегия) более детально конкретизировано внедрение современных интегрированных информационных цифровых технологий, направленных на безопасность и упрощение таможенных процедур. Отдельное внимание уделяется возможностям и перспективам применения искусственного интеллекта в деятельности таможенной

службы, что обусловлено необходимостью минимизировать субъективные факторы при принятии решений и автоматизации работы таможенных органов.

При этом в самой Стратегии среди 23 перечисленных целевых ориентиров, первым обозначена сама цифровая трансформация технологий. Следует отметить, что уже в первом целевом ориентире фигурируют методы искусственного интеллекта и обработки больших данных, которые должны использоваться в технологии таможенного оформления и таможенного контроля.

Принципиальные изменения затронули уже многие составляющие таможенной деятельности. Так, появились электронные таможни, назначение которых - автоматизация таможенных операций за счет большего информационного охвата и скорости совершения операций, а также исключения человеческого фактора и повышения прозрачности и точности совершения таможенных формальностей [3].

Отметим, что в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования таможенного администрирования выбрано исследование вопросов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности [4]. Данное направление уже второе десятилетие находится на пике обсуждаемых, чему предшествовал ряд объективных предпосылок:

Одним из показателей международных рейтингов по оценке уровня развития стран является уровень контрафактности товаров, в котором наша страна последние 3 года остается в первой десятке среди мировых лидеров [5].

Важнейшим показателем эффективности деятельности таможенных органов является пополнение федерального бюджета. Вопрос учета платежей за использование интеллектуальной собственности при расчете таможенной стоимости, давно является дискуссионным. Так, по итогам проверки Счетной палаты с начала 2018 по 2020 гг. сумма недополучения средств в федеральный бюджет от неучтенных лицензионных платежей, составила 100 000 000 тыс. руб. [6]. При этом, было выявлено более 1 000 организаций, которые включили в структуру затрат при расчете налога на прибыль лицензионные и иные платежи (на сумму порядка 400 000 000 тыс. руб.), но при этом в структуру таможенной стоимости такие платежи включены не были.

26 апреля 2021 г. вступил в силу Договор о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, целью которого является создание системы регистрации и правовой охраны таких объектов интеллектуальной собственности, как товарные знаки и наименования мест происхождения товаров на региональном уровне.

В сентябре 2021 г. в рамках 11-го заседания Консультативного комитета по интеллектуальной собственности при Коллегии Евразийской экономической комиссии вынесен вопрос цифровой повестки - трансграничного пространства доверия: признания цифровой электронной подписи при получении государственных услуг в сфере охраны интеллектуальной собственности национальными ведомствами.

Все эти направления требуют трансформации как при взаимодействии, так и при подготовке документов, подтверждающих законность владения объектом интеллектуальной собственности и правомерность при перемещении через таможенную границу, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Можно выделить четыре основные направления для указанной трансформации в отношении перемещаемых через таможенную границу специфических товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности:

1) предоставление государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Единый таможенный реестр и национальный таможенный реестр);

2) процедура приостановления выпуска товаров с признаками контрафактных, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенные в таможенные реестры;

3) процедура приостановления выпуска товаров с признаками контрафактных, содержащих объекты интеллектуальной собственности, но не внесенных в таможенные реестры;

4) учет (расчет) лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость.

Рассмотрим более подробно пункт, вызывающий наибольшие обсуждения и споры среди участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) - применение процедуры приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенные реестры.

Таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС ) (гл. 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)) установлен общий порядок принятия мер по защите тех объектов интеллектуальной собственности, которые внесены в таможенные реестры. При этом, под таможенными реестрами понимаются:

- Единый таможенный реестр, территория действия которого является ЕАЭС, т.е. объекты интеллектуальной собственности должны быть внесены в данный реестр в установленном порядке [7];

- Национальный таможенный реестр, сферой действия которого является территория Российской Федерации, а порядок его функционирования определен ФТС России [8].

Вместе с тем, отдельные положения конкретизируются на национальном уровне. Так, п. 6 ст. 384 ТК ЕАЭС предусматривается возможность закрепления нормы, согласно которой таможенные органы вправе выявлять и задерживать товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенные реестры. Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 289-ФЗ) [9] предоставлены дополнительные полномочия таможенным органам по принятию таких мер (ст. 113. Приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств -членов Союза и таможенный реестр).

Указанная норма предоставляет возможность таможенным органам приостанавливать выпуск потенциально контрафактных товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, без наличия их в таможенных реестрах. Несмотря на то, что эта норма действует уже более 10 лет, остается ряд дискуссионных вопросов, которые требуют рассмотрения.

Так, основанием для приостановления выпуска таких товаров является обнаружение признаков нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности. Таможенное законодательство содержит конкретный порядок принятия решения в отношении таких товаров и срок [10]. Срок приостановления выпуска товаров с признаками контрафактного, содержащего объект интеллектуальной собственности, не внесенного в таможенный реестр установлен в Федеральном законе № 289-ФЗ.

Главнейшим вопросом является определение «признаков контрафактности товаров», которое на сегодняшний день законодательно не закреплено.

Как отмечалось ранее [11], утверждение понятия «признаки контрафактности товара», необходимо для таможенных органов при принятии решения о соблюдении прав интеллектуальной собственности. Именно наличие признаков является основанием для принятия мер, связанных с приостановлением выпуска. Рассматривая

важным отметить необходимость предоставления возможности участникам внешнеэкономической деятельности предотвратить нарушения законодательства в области интеллектуальной собственности.

А именно: предоставить на платформе ФТС России право доступа к базам данным Роспатента по аналогии с доступом к данным таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. С 2010 г. доступ к указанным базам данным у таможенных органов предоставлен, однако некоторые организации, в том числе, уполномоченные экономические операторы и иные добросовестные участники ВЭД, не имеют доступа к указанному реестру. Доступ на портале Федеральной службы по интеллектуальной собственности возможен

историческую ретроспективу, в 1999 г. таможенной службой (на тот период - Государственным таможенным комитетом) было принято распоряжение, в котором перечислялись признаки контрафактно-сти товаров [12]. Однако учитывая новые реалии, некоторые признаки явно морально устарели. Так, пункт 8-9, касающийся компакт-дисков, в том числе, нанизанных на стержень - уже последние 10 лет не является актуальным ввиду отсутствия фактов перемещения таких товаров и развития Интернет-торговли.

Безусловно, новые условия требуют разработки новых признаков. В приведенной таблице предложен перечень контрафактности товаров и возможных рисков, составленные на основе распоряжения ГТК России, учитывающие новые виды контрафакта и новые способы транспортировки.

Помимо предлагаемых автором признаков, которые необходимы таможенным органам для принятия решения о применении процедуры приостановления выпуска товаров, представляется

только по поиску номера документа базы данных по объектам интеллектуальной собственности, зарегистрированным в России, либо на платной основе. Для реализации данного предложения необходима анализируемая база и разработка критериев. Одним из критериев может служить именно информация из сторонних участников процесса - к которым относится, в том числе, Роспатент.

Руководством ФТС России отмечается необходимость разработки предложений по совершенствованию системы управления рисками в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной соб-ственнсти [13].

Говоря о полноценной трансформации таможенной службы, представляется интересным предложение исследователей о создании ведомственной

Таблица

Признаки контрафактности товара

№ п/п Наименование признака Риски

1 Не указание сведений об объектах интеллектуальной собственности (далее - ОИС) на товарах, расфасованных и готовых к розничной реализации Отсутствие информации об ОИС свидетельствует о возможном риске наличия зарегистрированного ОИС

2 Использование букв разного алфавита (разных языков) при указании сведений об ОИС Возможный риск сходства до степени смешения

3 Указание сведений об известных ОИС, принадлежащих правообладателям, которые не являются отправителем товара Возможный риск ввоза контрафактного (произведенного на нелегальном заводе-изготовителе) товара

4 Информация об ОИС заполняется так, что ее нельзя идентифицировать (например, графический товарный знак). Возможный риск «пропуска» контрафактного товара. Разъяснений по поводу заполнения информации о товарных знаках в таких случаях не указано

5 Товар представляет собой части товара или его компоненты (например, пробки для закупорки бутылок). Возможный риск заготовок для контрафактного товара.

6 Товар относится к категории часто подделываемой продукции. Возможный риск ввоза контрафактного товара

Источник: составлено автором на основе данных [12]

(отраслевой) цифровой платформы, которая сможет обеспечить цифровую трансформацию процессов таможенного администрирования [14, с. 20]. Предоставление доступа через сервис «Личный кабинет участника ВЭД» к данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности позволит сократить число нарушений прав интеллектуальной собственности при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенные реестры.

Кроме того, формализация документов об охране интеллектуальной собственности и о лицензионных договорах может послужить основой для разработки целого направления индикаторов (на основе номеров документов) для разработки профилей рисков.

Как отметил заместитель руководителя ФТС России Д.В. Терещенко, цифровизация и применение технологий должны быть обеспечены в собственном центре обработки данных, который к 2023 году будет веден в эксплуатацию [15].

Рассмотренные предложения позволят решить ряд имеющихся проблем, затрагивающих, в том числе, вопросы цифровизации в ЕАЭС, неоднократно поднимающиеся на международных площадках [16].

Библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&fi rstDoc=1&lastDoc=1&nd=102431687

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/71734878/

3. Сальникова А. В. Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации Российской экономики / А.В. Сальникова, М.А. Чернова // Вестник университета. 2020. № 5. С. 71-77.

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р. URL: https://customs.gov. ru/storage/document/document_file/2020-06/03/2030. pdf

5. Ежегодный Отчет Министерства США № 301 за 2021 год. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/ reports/2021/2021%20Special%20301%20Report%20 (final).pdf

6. Отчет Счетной палаты «О результатах контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет,

в период 2018-2019 годов и истекший период 2020 года, в отношении товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза и отнесенных к объектам интеллектуальной собственности», утвержденный коллегией Счетной палаты Российской Федерации 25.12.2020. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/1bb/1bbb4139914f4f2e 51e0edb565f19647.pdf

7. Соглашение о Едином таможенном реестре. URL: http://www.eurasiancommission.org/_layouts/ Lanit.EEC.Desicions/Download.aspx?IsDlg=0&ID = 3047&print=1

8. Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19pr0131/

9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2017 № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров» (вместе с «Порядком совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, оформления решений о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также уведомления о принятии таких решений»). URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17kr0188/

11. Гетман А.Г. Новый вектор в теории таможенной защиты интеллектуальной собственности на пространстве ЕАЭС // Право интеллектуальной собственности. 2019. № 3. С. 31-35.

12. Распоряжение ГТК РФ от 27.05.1999 № 01-14/632 «Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности». URL: https://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-gtk-rf-ot-27051999-n-01-14632/

13. Мантусов В.Б. Контроль таможенных органов за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности / В.Б. Мантусов, С.В. Шкляев // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 1. С. 66-72.

14. Башлы П.Н., Вербов В.Ф. Цифровая трансформация таможенной службы. Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 4 (53). С.19-24.

15. Официальный комментарий заместителя руководителя ФТС России Д. Терещенко. URL: https://customs. gov.ru.

16. Лопатин В.Н. Цифровизация, стандартизация и рынок интеллектуальной собственности как условия конкурентоспособности в рамках евразийской интеграции на период до 2030 года // Право интеллектуальной собственности. 2020. № 4. С. 10-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.