ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА / THE ECONOMY OF THE XXI CENCURY
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-6-15 УДК 339.3;338.2;004.9(045) JEL F01
(CC) ]
Цифровизация села в Китае
Е. Ф. Авдокушин3, Ван Жуйь
3 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия;
ь МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия 3 https://orcid.org/0000-0001-5878-9639; ь https://orcid.org/0000-0003-0568-503X
АННОТАЦИЯ
В статье показано, как процесс цифровизации китайской экономики, начавшийся с городов, промышленности, развитых провинций Китая, начинает распространяться на сельскую местность. Цифровой разрыв, существующий в настоящее время между отдельными провинциями и между городом и сельской местностью, должен быть ликвидирован в рамках общей стратегии китайского руководства по превращению страны к середине XXI в. в процветающее инновационное общество. В статье раскрываются основные направления и инструменты ликвидации цифрового разрыва между городом и селом, а также некоторые аспекты цифровой модернизации сельского хозяйства Китая. Особое внимание уделяется развитию «зеленого», экологичного сельского хозяйства, формированию «зеленого» образа жизни в деревнях, «умных» деревень и сел.
Ключевые слова: цифровая экономика; структура цифровой экономики; цифровая трансформация; цифровой разрыв; информационная инфраструктура; экологичное сельское хозяйство; «умные» деревни; «зеленый» образ жизни; информатизация сельского хозяйства
Для цитирования: Авдокушин Е. Ф., Ван Жуй. Цифровизация села в Китае. Мир новой экономики. 2021;15(4):6-15. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-6-15
ORIGINAL PAPER
Rural digitalization in China
E. F. Avdokushin3, Wang Zhuib
a Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia; b Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia a https: //orcid.org/0000-0001-5878-9639; b https://orcid.org/0000-0003-0568-503X
ABSTRACT
The article shows how the process of the Chinese economy's digitalization, which began in urban areas, manufacturing, and rich provinces of China, now starts to engulf the rural areas. The digital gap between certain provinces and between urban and rural areas must be liquidated as part of the Chinese government's strategy to make the country a thriving innovation society by the mid-21st century. The article lays out basic directions and means of bridging the digital gap between urban and rural areas and several aspects of digital modernization in China's agriculture. A particular focus is on developing green, environmentally friendly agriculture and the birth of a green way of life in rural areas and smart villages.
Keywords: digital economy; structure of the digital economy; digital transformation; digital gap; information infrastructure; environmentally friendly agriculture; smart village; green way of life; informatization of agriculture
For citation: Avdokushin E. F., Wang Zhui. Rural digitalization in China. The World of New Economy. 2021;15(4):6-15. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-4-6-15
BY 4.0
© Авдокушин Е. Ф., Жуй Ван, 2021
введение
Цифровая экономика в Китае находится на подъеме, способствуя трансформации и модернизации традиционных отраслей и добавляя новый импульс к экономическому развитию [1]. В 2018 г. доля вклада развития цифровой экономики в рост ВВП среди других отраслей достигла 67,9%, став ключевым фактором, стимулирующим национальное экономическое развитие Китая. С 2003 по 2018 г. темпы роста цифровой экономики Китая были значительно выше, чем темпы роста ВВП за тот же период. При этом с 2011 г. разрыв между темпами роста цифровой экономики и ВВП увеличивается (рис. 1).
Как видно из рис. 1, цифровая экономика Китая в последние годы неуклонно росла и ее доля в ВВП продолжала увеличиваться. В будущем, благодаря инновациям в цифровых технологиях и ускоренному проникновению в традиционные отрасли, роль цифровой экономики в стимулировании экономического роста должна становиться все более заметной.
В 10-е гг. XXI в. заметно увеличились и объемы цифровизации традиционных отраслей. В 2018 г. объем этого сегмента цифровой экономики превысил 24,9 трлн юаней при номинальном росте 23,1% и в годовом исчислении составил 27,6% ВВП. Цифровая экономика сферы промышленности, услуг и сельского хозяйства составила соответственно 18,3, 35,9 и 7,3% добавленной стоимости отрасли1 (рис. 2).
Цифровизация развивается в ряде отраслей, таких как производство компьютеров, коммуникаций и другого электронного оборудования, в городах центрального подчинения и провинциях. Особенно заметен этот процесс в автопромышленности в провинции Цзянсу, в г. Чун-цин, в перерабатывающей промышленности, на промышленных предприятиях по производству химического сырья и химической продукции в провинциях Гуандун, Чжэцзян и др., а также в фармацевтическом производстве в провинциях Гуандун, Сычуань. В других провинциях и городах также используют цифровые технологии для проведения цифровой трансформации, которая существенно снижает операционные
1 Белая книга развития и занятости в цифровой экономике Китая. URL: http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwfb/bps/201904/ t20190417_197904.htm; Инициатива развития и сотрудничества в области цифровой экономики. URL: http://www.cac.gov. cn/2016-09/29/c_1119648520.htm.
издержки предприятий и повышает операционную эффективность. Согласно статистическим данным масштабы цифровой индустрии, т.е. первого сегмента цифровой экономики Китая в 2018 г., достигли 6,4 трлн юаней (7,1% ВВП). Ее доля в цифровой экономике составляет 20,5%. Как видим, цифровизация отраслей продолжает доминировать в цифровой экономике Китая. В 2018 г. масштабы цифровизации разных отраслей составили 24,9 трлн юаней, номинальный рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, как отмечалось выше, был 23,1%. Доля цифровизации отраслей в цифровой экономике увеличилась с 49% в 2005 г. до 79,5% в 2018 г. Доля этой деятельности в ВВП увеличилась с 7% в 2005 г. до 27,6% в 2018 г., а вклад сегмента цифровизации отраслей в рост цифровой экономики достиг 86,4%2. Таким образом, в цифровой экономике Китая доля промышленной цифровизации отраслей выше, чем доля собственно цифровых производств. Это свидетельствует о том, что цифровые технологии, продукты и услуги активно проникают в различные отрасли, ускоряя интеграцию традиционных отраслей и ИКТ, способствуя увеличению объема производства и эффективности. Отрасль оцифровки различных традиционных сфер стала основным двигателем цифрового экономического роста, а внутренняя структура цифровой экономики была оптимизирована.
В цифровой экономике Китая быстро росла индустрия услуг программного обеспечения и информационных технологий, а также интернет-индустрия: доходы этой сферы выросли на 14,2 и 20,3% в годовом исчислении соответственно. Спрос на потребление информации, инвестиции в цифровую экономику и электронную торговлю также постоянно повышается, что способствует развитию цифровой экономики.
Отмечая несомненные успехи развития цифровой экономики, следует констатировать, что в процессе цифровизации китайской экономики существует неравномерное распределение этого процесса по отраслям. Так, например, использование технологий больших данных в основном сконцентрировано в некоторых отраслях, включая финансы, телекоммуникационные, государст-
2 Белая книга развития и занятости в цифровой экономике Китая. URL: http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwfb/bps/201904/ t20190417 197904.htm.
ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА / THE ECONOMY OF THE XXI CENCURY
35
30
25
20
15
10
31,3
9,49
4,81
■
2008 г. 2011 г.
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Общий объем (триллион юаней) Доля ВВП %
2018 г.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 1 /Fig. 1. Объем цифровой экономики Китая и ее доля в ВВП в 2008-2018 гг. / The volume of China's digital economy and its share in GDP in 2008-2018
Источник/Source: URL: http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwfb/bps/201904/t20190417_197904.htm.
5
0
другие "промышленность «сельское хозяйство "сервис
Рис. 2/Fig. 2. Доля цифровой экономики в различных отраслях Китая в 2018 г. / The share of the digital economy in various industries in China in 2018
Источник/Source: URL: http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwfb/bps/201904/t20190417_197904.htm.
90 80 70 60 50 40 30 20 10
0
Рис 3/Fig. 3. индекс DEDI китайских провинций / DEDI China Provinces Index
Источник/Source: URL: http://www.ccidwise.com/uploads/soft/191104/1-191104153253.pdf.
венные услуги. Эффект использования больших данных во многих других отраслях менее заметен.
неравенство в развитии цифровой экономики
Рассмотрим более детально ситуацию неравенства в развитии цифровой экономики в Китае в географическом и отраслевом разрезе. Хотя Китай достиг в этом существенных результатов, по мере развития цифровой экономики он сталкивается с серьезными проблемами. Из-за различий в социально-экономических и технологических факторах цифровая экономика, представленная цифровыми продуктами и интернетом, неравномерно распространилась по всей стране. В последние годы возник эффект цифрового разрыва внутри страны.
CCID Consulting измерил уровень развития цифровой экономики в 31 провинциальном административном районе по всей стране в 2016 г. Конкретный рейтинг индекса DEDI3 показан на рис. 3. Сводный индекс DEDI постепенно уменьшается от восточного побережья к западу, что в основном соответствует уровню ВВП этих провинций, хотя в некоторых регионах эта зависимость не абсолютна (http://www.caict.ac.cn/kxyj/ qwfb/bps/201904/t20190417_197904.htm).
3 Индекс DEDI — digital economy development index.
Согласно «Отчету по цифровому индексу Китая (2019)» (http://www.ccidwise.com/uploads/ soft/191104/1-191104153253.pdf), опубликованному Исследовательским институтом китайской компании Тепсеп^ индекс цифрового Китая в 2018 г. в целом был стабильным и быстро рос. Общие индексы Гуандун, Цзянсу, Пекин, Чжэцзян и Шаньдун занимают 1-5-е места на уровне провинций. Рейтинг на уровне городов Пекина, Шэньчжэня, Шанхая, Гуанчжоу и Чэнду входит в первую пятерку.
В 2018 г. цифровая экономика составляла более 20% ВВП во всех провинциях и городах. При этом развитие цифровой экономики в Пекине и Шанхае доминировало — более 50% ВВП. ВВП цифровой экономики Гуандуна, Тяньцзиня, Чжэцзяна и Цзянсу — более 40%. Цифровая экономика провинций Фуцзянь, Шаньдун, Хубэй, Ляонин и Сычуань и г. Чунцин составляет более 30% ВВП, а цифровая экономика других провинций и городов — более 20% (http://www.ccidwise. com/uploads/soft/191104/1-191104153253.pdf).
Процесс цифровизации в Китае демонстрирует очевидные кластерные эффекты, крупные городские агломерации: Пекин-Тяньцзинь-Хэ-бэй, в дельте реки Янцзы, в дельте реки Чжуцзян, в Чэнду-Чунцине, в среднем течении реки Янцзы, равнины Гуаньчжун и Центральной равнины значительно превышают долю других 214 городов
Северо-Западная зона
Старая промышленная база на Северо-Востоке
Зона дельты Жемчужной реки
Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй
Зона дельты реки Янцзы
0123456789 10
Рис. 4/Fig. 4. Объем цифровой экономики в различных регионах Китая в 2018 г. (трлн юаней) / The volume of the digital economy in various regions of China in 2018 (trillion yuan)
Источник / Source: Данные Исследовательского института Tencent / Tencent Research Institute database.
в общем индексе. В 2018 г. основные показатели вышеупомянутых городских агломераций в Китае в целом сохранили относительно быстрый рост, а городские агломерации Пекин-Тяньцзинь-Хэ-бэй, дельты реки Янцзы и равнины Гуаньчжун демонстрировала рост более чем на 90%. Городские образования в среднем течении реки Янцзы и городской агломерации Центральной равнины следовали за ними с темпами роста между 80 и 90%, превышая средний показатель по стране, в то время как темпы роста городских агломераций в дельте реки Чжуцзян и Чэнду-Чунцин были несколько ниже этих показателей. Этот регион занимает последнее место среди всех крупных городских кластеров.
В 2018 г. абсолютные масштабы цифровой экономики в регионе дельты реки Янцзы были самыми крупными — 8,63 трлн юаней, за ним следовал регион дельты реки Чжуцзян — 4,31 трлн юаней. Развитие цифровой экономики на северо-западе шло относительно медленно: 1,60 и 1,26 трлн юаней соответственно (рис. 4).
Как правило, объем цифровой экономики тесно связан с уровнем регионального экономического развития. Кроме того, такие факторы, как социальный статус, возраст, географическое положение и уровень жизни в Китае, существенно влияют на развитие цифровой экономики. Во-первых, на социально-экономическом уровне: чем выше уровень доходов и образования населения, тем
больше пользователей интернета, тем выше участие в цифровой экономике. Хотя бедные и менее образованные люди имеют постоянный доступ к интернету, к его скоростному формату, разрыв между ними и более богатыми и образованными членами китайского общества в применении цифровых технологий и цифровых продуктов увеличивается. Соответственно растет цифровое неравенство. Во-вторых, существует возрастной фактор: активность молодых людей в области пользования цифрового контента (просмотр интернета и онлайн-потребление)значительно выше, чем у пожилых (http://www.caict.ac.cn/kxyj/ qwfb/bps/201904/t20190417_197904.htm). Кроме того, молодые люди представляют значительную долю пользователей интернета через школьный доступ к нему. С учетом того, что национальный уровень проникновения интернета в Китае достигает 49,3%, для людей в возрасте 55-74 лет он составляет менее 10% [2]. Наконец, в Китае все еще существует значительный цифровой разрыв между городами и селами, которые все еще являются «цифровыми депрессивными районами». Эта ситуация отражает неравный доступ к информации и возможностям развития для городских и сельских жителей, что еще больше увеличит социальный разрыв между ними [3].
Неравенство в развитии цифровой экономики — это не только проблема неравномерного развития и применения компьютерных технологий,
но и продолжающееся нарастание социального неравенства. Это означает, что все больше и больше людей в разных регионах Китая исключаются из новой информационной экономики. Отсталость сетевых ресурсов в центральных и западных регионах Китая препятствует развитию местной экономики, поэтому ликвидация цифрового разрыва между регионами и между городскими и сельскими районами является важной задачей, стоящей перед Китаем.
ликвидация разрыва
В документах: «Мнения ЦК Коммунистической партии Китая о реализации Стратегии обновления села»4 и «Стратегический план обновления села (2018-2022 годы)» говорится, что в настоящее время новое поколение инноваций в области информационных технологий беспрецедентно активно и продолжает генерировать новые продукты, модели и форматы бизнеса для продвижения на мировом уровне. Глубокая трансформация экономической структуры и индустриальной формы создала беспрецедентно большие возможности для развития цифровых деревень. Необходимо реализовать стратегию цифровых деревень и активно развивать цифровое сельское хозяйство5. В мае 2019 г. Генеральная канцелярия ЦК Коммунистической партии Китая и Генеральная канцелярия Государственного совета опубликовали «План стратегии развития цифровых деревень», в котором они четко определены как стратегическое направление для омоложения сельских районов. В соответствии с «Планом стратегии цифрового развития сельских районов»6 Китай будет развивать цифровизацию сельского хозяйства, используя следующие меры для устранения цифрового разрыва между регионами, городскими и сельскими районами и обеспечения сбалансированного экономического развития.
Для ускорения строительства сельской информационной инфраструктуры:
4 Отчет по цифровому индексу Китая (2019). URL: https://www. sohu.com/a/315467226_472878.
5 Мнения ЦК Компартии Китая и Госсовета по реализации стратегии сельского обновления. URL: http://www.moa.gov.cn/ztzl/ yhwj2018/spbd/201802/t20180205_6136480.htm
6 Стратегический план возрождения сельских районов (2018-2022 гг.). URL: http://www.gov.cn/zhengce/2018-09/26/ content 5325534.htm?trs=l.
• Укреплять совместное строительство и использование инфраструктуры, а также ускорять развитие сельских сетей широкополосной связи, мобильного интернета, сетей цифрового телевидения и интернета следующего поколения [4].
• Улучшать информационные терминалы и повышать уровень предоставления услуг. Поощрять разработку информационных терминалов, технологических продуктов и программу мобильных интернет-приложений (АРР). Всесторонне реализовывать проект расширения ввода информации в деревню и домохозяйства для создания комплексной платформы сельскохозяйственных услуг.
• Ускорять цифровую трансформацию сельской инфраструктуры (включая ее цифровое и интеллектуальное преобразование), такой как водное хозяйство, автомагистрали, электроэнергетика, логистика цепи холодильников, сельскохозяйственное производство и переработка в сельской местности. Продвигать создание «умного» водного хозяйства, «умного» транспорта, «умных» сетей и «умной» логистики.
Для развития сельской цифровой экономики:
• Укреплять основы цифрового сельского хозяйства. Улучшать «единую карту» для мониторинга природных ресурсов с помощью дистанционного зондирования и интегрированной платформы надзора, внедрять динамический мониторинг постоянных основных сельскохозяйственных угодий. Содействовать строительству центров больших данных по сельскому хозяйству и сельской местности и всей производственной цепочке важных сельскохозяйственных продуктов, а также — интеграции и обмену основными данными в сельском хозяйстве и сельской местности [5].
• Содействовать цифровой трансформации сельского хозяйства. Продвигать использование облачных вычислений, больших данных, интернета вещей и искусственного интеллекта в сельскохозяйственном производстве и управлении, а также содействовать всесторонней и глубокой интеграции информационных технологий следующего поколения с растениеводством, семеноводством, животноводством, рыболовством и сельскохозяйственной перерабатывающей промышленностью для создания научно-технического сельского хозяйства, «умного», брендо-вого сельского хозяйства.
• Создать инновационную систему оборота сельхозпродукции. Внедрять проект «Интернет+», чтобы доставлять сельскохозяйственные продукты из деревень в города, а также укреплять строительство объектов переработки, упаковки, цепи холодильников, складирования и других объектов сельскохозяйственной продукции [5]. Расширять распространение сельских почтовых отделений и экспресс-доставки и ускорять создание ряда интеллектуальных логистических распределительных центров. Создавать «зеленую» цепочку поставок и продвигать «зеленую» логистику. Продвигать использование искусственного интеллекта и больших данных для развития сельских магазинов, а также содействовать использованию онлайн- и офлайн-каналов.
• Активно развивать новые сельские предприятия. Содействовать глубокому соединению интернета и традиционного сельского хозяйства, развивать новые формы бизнеса (креативное сельское хозяйство, туризм в деревне и сельское хозяйство в городах), способствовать развитию новых отраслей, таких как отдых и досуг, проживание в сельской семье, активизировать сельскую экономику совместного потребления [5].
Для расширения предложения сельскохозяйственных инновационных технологий и науки:
• Способствовать интенсификации использования сельскохозяйственной техники. Содействовать сочетанию информационных технологий следующего поколения и производства сельскохозяйственного оборудования, а также разрабатывать и продвигать интеллектуальное сельскохозяйственное оборудование. Поощрять развитие промышленного интернета и повышение уровня интеллектуальной сельскохозяйственной техники в отраслях сельскохозяйственного машиностроения и инвентаря. Способствовать соединению информатизации с сельскохозяйственным оборудованием, сельскохозяйственной обслуживающей техникой и управлением сельскохозяйственным оборудованием.
• Оптимизировать оказание сельскохозяйственных научно-технических информационных услуг. Создать группу инновационных центров новых технологий для развития сотрудничества в сфере производства, образования, исследований и разработок. Поддерживать создание рынка онлайн-обмена сельскохозяйственными технологиями. Совершенствовать платформу информа-
ционного обслуживания сельскохозяйственной науки и техники и поощрять технических экспертов решать проблемы сельскохозяйственного производства в режиме онлайн для фермеров.
Для создания «умных зеленых деревень» [6]:
Продвигать методы экологического чистого сельскохозяйственного производства [7]. Создать электронную систему контроля для сельскохозяйственных ресурсов, способствовать сокращению использования химических удобрений и пестицидов. Развивать внедрение интернета вещей в сельской местности. Содействовать сохранению воды на сельскохозяйственных угодьях, внедрять современное оборудование сельскохозяйственных парков и развивать «зеленое» сельское хозяйство. Продвигать «зеленый» образ жизни в сельской местности. Создать комплексную платформу для мониторинга окружающей среды сельских населенных пунктов, усилить мониторинг и защиту источников питьевой воды.
Для развития сельской сетевой культуры:
Увеличить строительство сельских киберкуль-турных объектов. Содействовать строительству цифрового радио и телевидения и «умного» вещания. Содействовать оцифровке сельских культурных ресурсов, создавать «банки цифровых культурных реликвийных ресурсов» и «цифровые музеи» в исторических и культурных городах, традиционных деревнях, а также усилить защиту и наследование традиционной китайской культуры в сельской местности.
Для модернизации сельского управления:
Улучшить эффективность сельского управления. Повысить уровень совершенствования и модернизации комплексного управления в сельской местности, осуществлять ее онлайн-организацию. Содействовать распространению «Интернет+ сообщество» в сельской местности, повысить уровень информатизации комплексных услуг на уровне села и активно способствовать информатизации сельского управления. Ускорить реализацию Проекта «Сюэлян»7
7 Проект «Сюэлян» нацелен на обеспечение общественной безопасности селян. Благодаря технологиям и сотрудничеству между местным правительством и компанией, занимающейся радиотелевизионной сетью, жители деревни могут в режиме реального времени видеть изображения нескольких важных перекрестков в деревне, включив телевизор. Если сельский житель обнаружит скрытую угрозу безопасности, он может немедленно сделать видеозвонок в полицейский участок через платформу и напрямую позвонить в полицию.
в сельской местности и углубить строительство безопасных сельских районов. Ускорить продвижение «Интернет+ государственные юридические услуги». Опираясь на общенациональную интегрированную онлайн-платформу правительственных услуг, улучшить онлайн-сервис государственных служб.
В целях расширения информационных услуг для жителей села:
• Содействовать информатизации сельского образования. Развивать проект «Интернет+ образование», наладить связь между городскими высококачественными образовательными ресурсами и сельскими начальными и средними школами, а также помогать сельским школам в освоении национальных учебных курсов.
• Улучшить информирование населения. Содействовать созданию комплексной системы социального обеспечения и социальной помощи, которая охватывает сельские районы. Активно развивать проект «Интернет + медицинское здравоохранение», поддерживать городские и сельские медицинские учреждения для повышения уровня информатизации и ориентировать городские медицинские учреждения на предоставление сельским медицинским учреждениям дистанционного обучения.
В целях стимулирования эндогенной мотивации для возрождения села:
• Поддерживать развитие новых субъектов сельского хозяйства и услуг. Способствовать ускоренному снижению платы для фермерских кооперативов, семейных фермерских сетей, расширению каналов сбыта, финансовых кредитов и обучения талантов.
• Всемерно поддерживать новые типы профессиональных фермеров. Реализовать план «Интернет+ мелкие фермеры» для расширения возможностей их развития.
• Активировать ресурсы сельских факторов за счет развития цифрового сельского хозяйства, интеллектуального туризма и интеллектуальных индустриальных парков в соответствии с местными условиями. Использовать информацию для управления потоком средств, технологий, талантов и материалов.
В целях углубленного развития цифровизации для борьбы с бедностью:
Содействовать углубленной разработке он-лайн-мер по борьбе с бедностью, укреплять под-
держку промышленности на селе, в полной мере использовать платформы больших данных для консолидирования результатов помощи бедным и повышения эффективности онлайн-борьбы с бедностью.
Для реализации общего плана содействия комплексному развитию информатизации городов и сел:
• Координировать развитие цифровых деревень и «умных» городов. Содействовать цифровому, сетевому и интеллектуальному развитию городского и сельского производства, повседневной жизни и экологического пространства. Направлять развитие цифровой экономики между городом и селом для постоянного удовлетворения потребностей городского и сельского населения.
• Усилить интеграцию и обмен информационными ресурсами. Опираясь на национальную систему платформ обмена данными, содействовать открытой и эффективной интеграции информационных ресурсов, связанных с сельским управлением, в различных департаментах. Способствовать международным обменам и сотрудничеству в цифровых деревнях.
выводы
Государственная политика цифровизации села определяет цели, задачи и меры для развития цифровой экономики сельских районов. Она включает три основные составляющие.
Во-первых, новую концепцию развития и требования к качественному развитию села. Стратегический план новой концепции развития основывается на генерировании и использовании инноваций, координации мер, экологичности, открытости и совместной эксплуатации ресурсов. В целях реализации требований к качественному развитию государственная политика нацелена на совершенствование цифровой производительности, ускоренное наращивание новой кинетической энергии на основе информатизации, активное содействие цифровому преобразованию сельского хозяйства. При этом, активно развивая новые форматы сельского бизнеса и используя информационные ресурсы для стимулирования потоков капитала, материалов, технологий и талантов, необходимо всемерно активизировать различные сельские возможности и обеспечивать модернизацию сельского хозяйства и сельских районов.
< 14
экономика xxi века / the economy of the xxi cencury
Во-вторых, комплексную реализацию инновационной стратегии Китая. Эта стратегия полностью охватывает основные решения центрального правительства и их реализацию в области политики обновления и информатизации сельских районов. В области политики обновления реализуется стратегическое развертывание «пяти обновлений»: промышленного, культурного, экологического, организационного и обновления талантов. Эта стратегия реально отражает план построения «цифрового Китая» и в полной мере раскрывает ведущую роль информатизации в модернизации сельских районов.
В-третьих, приоритет развития сельского хозяйства и села. В свете общих экономических проблем и касающихся развития информатизации сельского хозяйства, сельских районов и фермеров укрепляется общее планирование, усиливается политическая поддержка, расставляются приоритеты в распределении ресурсов, в гарантиях при инвестировании в проектный фонд, в договоренностях в сфере государственных услуг и финансов. Направляющая роль государства заключается в том, чтобы использовать финансовый и социальный капитал для инвестирования в цифровое сельское строительство, увеличения инвестиций с наибольшей эффективностью их использования.
В условиях цифровой волны, охватившей весь мир, страны начали «цифровую революцию» и всемерно развивают цифровую индустрию. Китайское руководство осознает проблемы планирования на общегосударственном уровне, недостаточность общего планирования ресурсов, слабость инфраструктуры и очевидные различия в цифровизации города и села. Китай формирует стратегию «цифровой деревни» и строительства цифровых деревень в качестве одного из приоритетных направлений развития.
Стратегия направлена на ускорение интенсификации сельскохозяйственного производства, популяризацию сельских информационных служб и повышение уровня удобства жизни фермеров. «Цифровая деревня» является эндогенным процессом развития и трансформации сельского хозяйства, сопровождаемым применением сети, информации и цифровизации, а также совершенствованием современных информационных навыков фермеров. В настоящее время новое поколение инноваций в области информационных технологий становится беспрецедентно активным, постоянно порождая новые технологии, продукты и модели, и способствует глубокой трансформации глобальной экономической структуры промышленности. В будущем планируется ускоренное строительство сельской информационной инфраструктуры, интеграция современного сельского хозяйства в онлайн- и офлайн-режиме, быстрое совершенствование систем информационных услуг в сельских районах, применение широкополосных сетей и сетей мобильной связи четвертого и пятого поколений в сельских районах, а также нивелирование ряда сельских проблем. Развитие информационных технологий, продуктов, приложений и услуг будет способствовать популяризации телемедицины и дистанционного образования, преодолевая цифровой разрыв между городом и деревней.
Китай способствовал развитию мировой экономической цивилизации. Цифровая экономика Китая пытается внести свой вклад в глобальный экономический рост, предоставляя собственный опыт. Эти усилия должны содействовать более качественному и устойчивому развитию мировой экономики.
список источников
1. Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли, Ян Дели, Ван Хуалей. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования структуры национальной экономики. Пер. с кит. М.: Альпина Паблишер; 2019. 256 с.
2. Сунь Чжуньэй и др. Законы распространения пространства глобального интернета и воздействующие на них факторы. Цзинцзи дили. 2015;(35). (На кит.).
3. Liu Y., Meng L. The elderly in the digital world: The Internet as a socio-technically untrusted system for older Chinese Internet users. Journal of Electronic. 2013(2):190-201. (In Chinese).
4. Лэй Мин. Координация при подъеме села. Pressreader. 08.05.2021. URL: https://www.pressreader.com/ china/china-russian/20210508/281831466635027
5. Ван Ли. Возрождение села через сельскую и сельскохозяйственную модернизацию. Китай. 26.05.2021. URL: http://www.chinapictorial.com.cn/ru/rbestxinwen/202105/t20210526_800247669.html
6. Хань Июань. Ради зеленого будущего. Китай. 2021;(6).
7. Чжан Ци. Как построить среднезажиточное общество. Китай. 2021;(5).
REFERENCES
1. Ma Huateng, Meng Zhaoli, Yan Deli, Wang Hualei. The digital economy. Beijing: CITIC Press Corporation; 2016. (In Chinese). (Russ. ed.: Ma Huateng, Meng Zhaoli, Yan Deli, Wang Hualei. Tsifrovaya transformatsiya Kitaya. Opyt preobrazovaniya struktury natsional'noi ekonomiki. Moscow: Alpina Publisher; 2019. 256 p.).
2. Sun Zhunyei et al. The laws of the spread of the space of the global Internet and factors affecting them. Jingji dili. 2015;(35). (In Chinese).
3. Liu Y., Meng L. The elderly in the digital world: The Internet as a socio-technically untrusted system for older Chinese Internet users. Journal of Electronic. 2013(2):190-201. (In Chinese).
4. Lei Ming. Coordinating the raise of the village. Pressreader. May 08, 2021. URL: https://www.pressreader. com/china/china-russian/20210508/281831466635027 (In Russ.).
5. Wang Li. Village revival through rural and agricultural modernization. Kitai. May 26, 2021. URL: http://www.chinapictorial.com.cn/ru/rbestxinwen/202105/t20210526_800247669.html (In Russ.).
6. Han Yiyuan. For a green future. Kitai. 2021;(6). (In Russ.).
7. Zhang Oi. How to build a moderately prosperous society. Kitai. 2021;(5).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Евгений Федорович Авдокушин — доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия Evgeny F. Avdokushin — DSc in Economics, Professor of the Department of Economic Theory and Management of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia [email protected]
Ван Жуй — аспирантка экономического факультета, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия
Wang Zhui — a postgraduate student at the Faculty of Economics, Lomonosov Moscow
State University, Moscow, Russia
Статья поступила 01.05.2021; после рецензирования 20.05.2021; принята к публикации 20.08.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was received on 01.05.2021; revised on 20.05.2021 and accepted for publication on 20.08.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.